2020-2021 учебный год
На этой страцице будут размещены материалы при обучении с использованием дистанционных технологий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Произведение n натуральных множителей, каждый из которых равен а, называется n -ой степенью числа а. n множителей - степень с натуральным показателем а – основание степени n - показатель степени
Примеры: 1) 2·2·2= (2 – основание степени, 3 – показатель степени) 2) 3·3·3·3= (3 – основание степени, 4 – показатель степени) 3) х·х·х·х·х = (х – основание степени, 5 – показатель степени ) 4) 5)
Задача №1. Записать в виде степени выражение: а) а·а·а = б) х·х = в) m·m·m·m = г) 7·7·7·7= д) 11·11·11·11·11= е) (-3)·(-3)·(-3)·(-3)= ж) (-4)·(-4)·(-4)·(-4)·(-4)= Проверка правильности выполнения задания по щелчку мыши .
Задача № 2 . Вычислить: а) = б) = в) = г) = д) = е) ж) Проверка правильности выполнения задания по щелчку мыши . 5·5=25 (-2)·(-2)·(-2)·(-2)=16 (-1)·(-1)·(-1)·(-1)·(-1) = -1 =
Задача № 3 . Вычислить: а) = б) ( = в) = г) = д) = Проверка правильности выполнения задания по щелчку мыши . 10 0 0
Степенью числа а с показателем 1 является само это число. Степень числа 0 с любым натуральным показателем равна нулю.
Задача №4. Найти значение степени при заданных значениях а и n : а) a=2,5 n=2 б) a= n=4 в) а=-5 n=1 г) а=-1 n=4 д) а=-1 n=5 е) а=1 n=17 ж) а=0 n=6 Проверка правильности выполнения задания по щелчку мыши .
Операцию отыскания степени Если отрицательное число, возводится в четную степень , то получается положительное число. Если отрицательное число возводится в нечетную степень , то получается отрицательное число.
Задача №5. Вычислить: Проверка правильности выполнения задания по щелчку мыши . Решение: 7·9·(-8)=-504 Ответ: -504
Предварительный просмотр:
Урок №1 и №2 (15, 16 декабря)
Сила трения. Трение покоя. Трение. Простые механизмы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5242-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf
Решение задач по теме «Взаимодействие тел»
Домашнее задание (урок №1) §33,34, вопр. к §34 письменно. Прочитать итого главы "Самое главное".
Домашнее задание (урок №2) Задания в дид. Карт.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba079-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf
Магнитное поле Земли
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_4.swf
Домашнее задание: §§ 59, 60 Вопросы (устно). На Я классе работа «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли». Срок выполнения до 24.04.2020 года до 10.00
Урок №4 (23 апреля)
Выполните тест
https://forms.gle/jEgqbZScwfsDM2759
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель (новый материал).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_5.swf
Домашнее задание: §61. Выполнить проверочную работу (условие на мини-сайте ниже, в следующем пункте – лист для ответов), выслать на электронную почту.
Примечание 1: на 1 – 7 вопросы вводите в лист ответов только номер варианта ответа, задачу №8 решаете и присылаете.
Примечание 2: Для удобства работы скачайте информацию этого документа на свой компьютер, и переходите по ссылкам в нужное место.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание. Повт. П.14-23, выполнить в тетради задание (см. выше).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лист контроля для внесения ответов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевые слова последовательное построение алгоритма вспомогательный алгоритм формальные параметры фактические параметры рекурсивный алгоритм
Последовательное построение алгоритма Начало Исходные данные Постановка задачи Результат Конец Я совершенный исполнитель: всё знаю и всё умею!
Последовательное построение алгоритма Упрощение команд постановки задачи Задача разбивается на более простые части Решение каждой части задачи формулируется в отдельной команде (предписании) Предписания, выходящие за пределы возможностей исполнителя, представляют в виде более простых команд Не могу решить поставленную задачу!?
Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот Робот находится в некоторой клетке горизонтального коридора. Ни одна из клеток коридора не закрашена. Робот должен закрасить все клетки этого коридора и вернуться в исходное положение.
Укрупнённый план действий Робота 1. Закраска всех клеток коридора левее исходной 2. Возвращение в исходное положение 3. Закраска всех клеток коридора правее исходной 4. Возвращение в исходное положение 5. Закраска исходной клетки Начало Конец
1. Закраска всех клеток коридора, находящихся левее Робота: Детализация плана действий Робота влево нц пока сверху стена и снизу стена закрасить; влево кц Положение Робота после выполнения этого алгоритма:
2. Возвращение Робота в коридор в исходную точку: вправо нц пока клетка закрашена вправо кц Детализация плана действий Робота Положение Робота после выполнения этого алгоритма:
3. Закраска всех клеток коридора, находящихся правее Робота: вправо нц пока сверху стена и снизу стена закрасить; вправо кц Детализация плана действий Робота Положение Робота после выполнения этого алгоритма:
4.Возвращение Робота в коридор в исходную точку: влево нц пока клетка закрашена влево кц 5. По команде закрасить Робот закрашивает исходную точку. Детализация плана действий Робота
алг нач влево нц пока сверху стена и снизу стена закрасить; влево кц вправо нц пока клетка закрашена вправо кц вправо нц пока сверху стена и снизу стена закрасить; вправо кц влево нц пока клетка закрашена влево кц закрасить кон Программа для Робота
Вспомогательный алгоритм Вспомогательный алгор итм - алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма. Блок «предопределённый процесс» Вспомогательный алгоритм делает структуру алгоритма более простой и понятной.
Алгоритм вычисления степени y = a x , где x - целое число, a 0. 1 при x = 0 a x при x >0, y = при x <0. Обозначим алгоритм возведения числа в степень st(a, n, y ). Это вспомогательный алгоритм. По определению степени с целым показателем:
Блок-схема решения задачи: Начало y да нет st (a, x, y) a, x x = 0 y := 1 Конец x > 0 st ( 1/ a, x, y) да нет
Формальные параметры используются при описании алгоритма. Фактические параметры - те величины, для которых будет исполнен вспомогательный алгоритм. Типы, количество и порядок следования формальных и фактических параметров должны совпадать. Формальные и фактические параметры
Схема вызова вспомогательного алгоритма Основной алгоритм … Имя вспомогательного алгоритма (список фактических параметров) Вспомогательный алгоритм Формальные аргументы Формальные аргументы …
Пример. Алгоритм вычисления степени с натуральным показателем n для любого вещественного числа а, представленный в виде рекурсивного алгоритма Рекурсивный алгоритм Начало a, n st ( a, n- 1 ,y ) y :=a*y y Конец Алгоритм, в котором прямо или косвенно содержится ссылка на него же как на вспомогательный алгоритм, называют рекурсивным .
Снежинка Коха Пример. Рассмотрим алгоритм построения геометрической фигуры, которая называется снежинкой Коха. Шаг процедуры построения состоит в замене средней трети каждого из имеющихся отрезков двумя новыми той же длины. С каждым шагом фигура становится всё причудливее. Граница снежинки Коха - положение кривой после выполнения бесконечного числа шагов. Начальное положение Первый шаг Второй шаг Третий шаг
Самое главное Метод последовательного построения алгоритма: исходная задача разбивается на несколько частей, каждая из которых проще всей задачи, и решение каждой части формулируется в отдельной команде; если получаются команды, выходящие за пределы возможностей исполнителя, то они представляются в виде совокупности ещё более простых предписаний; процесс продолжается до тех пор, пока все предписания не будут понятны исполнителю. Вспомогательный алгоритм - алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма. Алгоритм, в котором прямо или косвенно содержится ссылка на него же как на вспомогательный алгоритм, называют рекурсивным .
Вопросы и задания Почему при решении сложной задачи затруднительно сразу конкретизировать все необходимые действия? В чём заключается метод последовательного уточнения при построении алгоритма? Какая связь между методом последовательного построения алгоритма и такими процессами, как написание сочинения или подготовка к многодневному туристическому походу? Известен рост каждого из N учеников 9А класса и М учеников 9Б класса. Опишите укрупнёнными блоками алгоритм сравнения среднего роста учеников этих классов. В ряду из десяти клеток правее Робота некоторые клетки закрашены. Последняя закрашенная клетка может примыкать к стене. Составьте алгоритм, который закрашивает клетки выше и ниже каждой закрашенной клетки. Проверьте работу алгоритма в следующих случаях: * * Для чего нужны вспомогательные алгоритмы? Опишите процесс выполнения команды вызова вспомогательного алгоритма в основном алгоритме. Сталкивались ли вы с идеей формальных и фактических параметров при изучении математики и физики? Приведите пример. Какие алгоритмы называют рекурсивными? Приведите пример рекурсии из жизни. Составьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит указанные клетки. * * * а б в
Опорный конспект Метод последовательного построения алгоритма - один из основных методов конструирования алгоритмов. Упрощение команд постановки задачи Задачу разбивают на более простые Решение каждой части задачи формулируют в отдельной команде Предписания, выходящие за пределы возможностей исполнителя, представляют в виде более простых команд Вспомогательный алгоритм - алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умножение степеней с одинаковым основанием
Деление степеней с одинаковым основанием
Возведение степени в степень
Свойства степеней с одинаковым основанием.
Почему так? a 3 * a 5 = a*a*a*a*a*a*a*a = a 8 a 7 :a 4 =
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1 Ссылка на доступ к презентации «Алгоритмы и исполнители»
https://drive.google.com/file/d/1kMgieHDLgeqpRlbEVljU0e8JWADPGn--/view?usp=sharing
2 Ссылка на доступ к презентации «Способы записи алгоритмов»
https://drive.google.com/file/d/1WjBIUtY1C6kOuSG6oFDs02o1Sm_FrDuR/view?usp=sharing
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Данные Постоянные ( const) Переменные Простые Структурированные Массивы Записи Множества Файлы Типы данных: целые, действительные, литерные, логические Переменные
Массивом называется упорядоченный набор однотипных величин, обозначенных одним и тем же именем. Упорядоченность заключается в том, что элементы массива расположены в последовательных ячейках памяти. Пример № дня 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 t ˚ C 25 27 30 31 29 30 32 28 25 27 25 27 30 31 29 30 32 28 25 27 t(1) t(2) t(3) t(4) t(5) t(6) t(7) t(8) t(9) t(10) ОЗУ Массив – это таблица, пронумерованные элементы которой находятся в памяти компьютера . t(9)=25 Имя Индекс Значение
25 27 30 31 29 30 32 28 25 27 t(1) t(2) t(3) t(4) t(5) t(6) t(7) t(8) t(9) t(10) Меняя индекс (порядковый номер элемента) можно переходить от одного элемента к другому. t(4)= 31 t(8)= 28 Массив в программе должен быть объявлен.
Типы массивов (по размерности) Одномерные (линейные таблицы) Двумерные (прямоугольные таблицы)
Русс. яз Литер.. Матем Инф. Ин.яз Сидоров 5 5 4 4 5 Петров 3 4 3 3 4 Андреев 5 5 5 5 5 Савелова 4 5 4 5 5 Ведомость успеваемости
Формирование массивов Оператором ввода Генератором случайных чисел Оператором присваивания
Алгоритмы обработки массивов: количество элементов, удовлетворяющих условию; сумма элементов, удовлетворяющих условию; замена элементов, удовлетворяющих условию; определение максимального (минимального) элемента массива; объединение элементов массива; инвертирование элементов массива; удаление элемента массива; вставка элемента в массив; сортировка массива.
Массивы в ТР7
Определить средний балл, полученный учащимися класса за контрольную работу по математике. Математическая модель: Исходные данные – n – количество учащихся (к-во элементов в массиве); a(n) – оценки (элементы массива). Результат – с – средний балл (средне-арифметическое элементов массива) Промежуточные переменные – i – порядковый номер учащегося (порядковый номер элемента в массиве); s – сумма оценок (сумма элементов массива)
uses crt; const n=6; var i,s:integer; c:real; a:array[1..n] of integer; begin clrscr; writeln('введи ',n,' оценок'); for i:=1 to n do readln(a[i]); s:=0; for i:=1 to n do s:=s+a[i]; c:=s/n; writeln( 'средний балл=',c:2:1); readkey; end. Вв. n, a[1..n] S:=0 i:=1,n S := s + a[i] C:=s/n Вывод с end Средний балл
uses crt; const n=10; var i,s:integer; c:real; a:array[1..n] of integer; begin clrscr; randomize; writeln('введи ',n,' оценок'); for i:=1 to n do begin a[i]:=random(4)+2; write(a[i],' '); end; writeln; s:=0; for i:=1 to n do s:=s+a[i]; c:=s/n; writeln( 'средний балл=',c:2:1); readkey; end. Сумма элементов массива Формирование оценок с помощью генератора случайных чисел.
В массиве, состоящем из n элементов определить количество положительных элементов. Математическая модель: Исходные данные – n – к-во элементов в массиве; a(n) – элементы массива. Результат – k – количество положительных элементов. Промежуточные переменные – i – порядковый номер элемента в массиве.
Вв . n, a(n) k=0 i=1,n a(i)>0 k=k+1 Вывод k end uses crt; const n=10; var i,s:integer; k:integer; a:array[1..n] of integer; begin clrscr; randomize; for i:=1 to n do begin a[i]:=random(100)-50; write(a[i],' '); end; writeln; k:=0; for i:=1 to n do if a[i]>0 then k:=k+1; writeln( 'положительных элементов- ',k); readkey; end. Количество элементов массива, удовлетворяющих условию да нет
В массиве, состоящем из n элементов заменит отрицательные элементы массива нулями. Математическая модель: Исходные данные – n – к-во элементов в массиве; a(n) – элементы массива. Результат – a(n) – измененный массив. Промежуточные переменные – i – порядковый номер элемента в массиве.
Вв . n, a(n) i=1,n a(i)<0 а (i)=0 Вывод a(n) end uses crt; const n=10; var i:integer; a:array[1..n] of integer; begin clrscr; randomize; for i:=1 to n do begin a[i]:=random(100)-50; write(a[i],' '); end; writeln; for i:=1 to n do if a[i]<0 then a[i]:=10; writeln( 'получившийся массив :'); readkey; for i:=1 to n do write(a[i],' '); readkey; end. Замена элементов массива, удовлетворяющих условию нет да
В массиве, состоящем из n элементов определить максимальный элемент. Математическая модель: Исходные данные – n – к-во элементов в массиве; a(n) – элементы массива. Результат – max – максимальный элемент. Промежуточные переменные – i – порядковый номер элемента в массиве.
Вв . n, a(n) max=a(1) i=2,n a(i)>max max=a(i) Вывод max end uses crt; const n=10; var i,max:integer; a:array[1..n] of integer; begin clrscr; randomize; for i:=1 to n do begin a[i]:=random(100)+1; write(a[i],' '); end; writeln; max:=a[1]; for i:=1 to n do if a[i]>max then max:=a[i]; writeln( 'максимальный элемент - ', max); readkey; end. Нахождение максимального элемента
Желаю успеха на контрольной работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Примеры: Вычислить 3 2 *4 2 =(3*4) 2 =144 Представить в виде степени k 7 u 7 =( ku ) 7 Преобразовать выражение (-2 a 4 b ) 5 =(-2) 5 *( a 4 ) 5 * b 5 = -32*a 20 *b 5
Число в знаменателе не должно быть равно нулю , т. к. черту дроби можно заменить делением , а на ноль делить нельзя!
Степень с нулевым показателем
Символ 0 0 не имеет смысла