Консультационный центр

Бондарь Юлия Викторовна

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Воспитание чувства любви
к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания, они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по улицам Каркатеевы, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Знакомите ли с достопримечательностями с.п. Каркатеевы и Нефтеюганского района. Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем: - расширяется кругозор детей, - формируется интерес к прошлому и настоящему, - развивает воображение и фантазию, - приобщает к культуре, - развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, - развивает познавательную активность. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Дерзайте отчизну мужеством

прославить!

М. В. Ломоносов

Каждый человек при выборе своей профессии, решает для себя, какая именно профессия из множества более интересна ему, близка по способностям, характеру и образу жизни. И не каждый выбирает для себя профессию военного.

Испокон веков мужчина ассоциировался как защитник домашнего очага и семейного уюта. Чем больше разрасталась территория нашего государства и государственная власть, тем больше возникала потребность в защите национальных интересов. Плодородные земли и богатые природными ресурсами территория России всегда привлекала внимание завоевателей. Таким образом, наша страна постоянно находилась в необходимости защиты своих территорий. А профессионально защищать могли только постоянные воинские формирования, поэтому исторически сложилась профессия воина - защитника своего отечества.

С образом защитника, как профессионала мы начинаем знакомиться еще в русских былинах в лице трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Именно эти три богатыря проходят общей нитью через всю военную историю нашего отечества. Неисчислимы подвиги русских воинов, не зря на сегодняшний день существуют дни «Воинской славы». Это в первую очередь дань памяти воинов, защищавших нашу русскую землю. Эти дни охватывают все периоды нашей истории. И на протяжении веков, и до настоящего времени пользовался особым уважением и почетом со стороны государства и народа - русский воин. Ведь порой защищая их, он должен был жертвовать жизнью во имя защиты народа и отечества. Не зря в царские времена все мужчины дворянского сословия должны были пройти службу в армии, и считалось позорным, если представитель княжеского рода не прошел службу Отечеству.

Историческое отношение к службе с царских времен сохранилось и в период Советской власти. В советский период был отмечен новый виток в становлении армии. В первые годы советской власти молодая страна нуждалась в высоко квалифицированных кадрах, и они были найдены, ими были русские офицеры, принявшие новую власть. Потому что, первым и самым важным делом жизни для них было защита Родины.

Но впереди было главное испытание - борьба против фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне. Миллионы российских людей встали на защиту нашей родины. В те дни каждый человек понимал, что должен защищать свою родину от «коричневой чумы». В те дни чувство патриотизма, любви и преданности было присуще каждому советскому гражданину. И советская армия, и советский воин, не только освободил страну от захватчиков, но и спасли весь мир, дойдя до Берлина и уничтожив там коварного врага.

Но, к сожалению, после войны для наших военных спокойные дни не настали. Политическое спокойствие не наступило и до настоящего времени. Поэтому возникает угроза национальной безопасности, следовательно, страна нуждается в своей защите и защите своих национальных интересов. А защитить страну может только её армия. Ведь чем больше государство уделяет своей безопасности, тем больше оно должно уделять внимание своим вооруженным силам. И не зря существует высказывание: «Кто не хочет

кормить свою армию, тот будет кормить чужую».

Военная история нашего отечества свидетельствует о том, что во все времена героизм, мужество его защитников мощь и слава русского оружия являлись важнейшими и необходимыми условиями развития и укрепления России, были и остаются гарантией ее целостности, суверенитета и независимости.

Быть военным человеком – это значит быть образцом мужества и отваги. Только военным людям присуще чувство ответственности за порученное дело, так как от их отношения к службе зависит судьба страны и народа. Окружение благородных и мужественных людей, готовых всегда поддержать тебя, такая среда, такая атмосфера существует только у военных. И поэтому только военный человек с гордостью может сказать – есть такая профессия- Родину защищать.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.   Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одним из важнейших средств является художественное слово   русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.    

 К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют). Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).

Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными   …).

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств нужно подбирать соответствующий материал: (Стихи о маме, о Родине).

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.  Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.             

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают.  Дети проявляют интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра.

Для чтения детям советую использовать   литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбирать произведения на определенные темы.  

Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.  

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.  

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, за Москвой страна.

После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.  

Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

 Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.  Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию  того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям 5 – 7 лет

- Агебаев А. «День Победы»;

- Александров З. «Дозор»;

- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах);

- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;

- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»;

- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;

- Бойко Р «Наша Армия родная»;

- Благинина Е. «Шинель»;

- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;

- Бутмин И. «Трус»;

- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;

- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;

- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;

- Дриз О. «Добрые слова»;

- Дурова Н. «Заботливая подруга»;

- Жаров А. «Пограничник»;

- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»;

- Коваль Ю. «Алый»;

- Козлов В. «Пашкин самолет»;

- Макунец Г. «Три сестры»;

- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;

- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»;

- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»;

- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;

- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;

- Носов Н. «На горке», «Карасик»;

- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»;

- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»;

- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка», «Хитрый коврик»;

- Пляцковский М. «Урок дружбы»;

- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;

- Руцень О. «Так или не так?»;

- Рябихин В. «Мой Пыть-Ях»;

- Сапгир Г. «Самые слова»;

- Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы», «Как Артёмка котёнка спас», «Речные камешки»;

- Солоухин В. «Здравствуйте»;

- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка», «Как мальчишки мёд съели»;

- Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»);

- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;

- Тихомиров О. «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»;

- Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок», «Косточка»;

- Толстой Н. «Памятник»;

- Ушинский К. «Наше Отечество»;

- Шамов И. «На дальнем рубеже»;

- Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не порть»;

- Шим Э. «Не смей»;

- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу»



Предварительный просмотр:

Консультация

«Приобщение к истории, традициям
и культуре России»

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают народные нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п. считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека.

Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребенка. Посредством народной культуры развиваются духовно – нравственные качества личности ребенка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, к секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость – глупость.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль песни в жизни Армии»

Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет.

Наша любовь к музыке имеет давние исторические корни: люди слушают и сочиняют её с тех времён, когда культура и искусство только зарождались. Уже более 30 000 - 35 000 тыс. лет назад люди, жившие до нас, играли на костяных арфах и каменных флейтах.   Видимо, это влечение содержится в наших генах и заложено в нас природой. Малыши, едва услышав приятную мелодиюповорачиваются к источнику звука, а от неприятных звуков начинают рыдать.

Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.

У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.

Песня является таким же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.

Из истории возникновения военно-патриотической песни Российской армии

Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников      относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.

С точки зрения "песенной теории" песни делятся на:

- хвалебные (восхваляющие подвиги конкретных героев и полководцев);

- поминальные - походные (строевые);

- корильные (хулительные) - о врагах;

- баллады (сатирические и трагические, повествовательные).

Самыми распространенными в Русской Армии были хвалебные, походные песни и песни-баллады.

Учреждение Петром I регулярной армии с пожизненным, а позднее - 25-и летним сроком службы создало особую социальную общность - солдатскую среду со своим кругом культурных запросов.

Солдаты не утрачивали свою связь с деревенской культурой: юношами они приносили в армию крестьянские песни, а возвращаясь со службы в деревню передавали односельчанам солдатский фольклор. Поэтому и относятся солдатские песни вполне резонно к народному фольклору.

Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений.

С ростом числа грамотных солдат в Русской Армии со второй половины XIX века, а также с переходом к всеобщей и всесословной воинской повинности, когда в армию стали призывать и образованных людей, поэтическая ценность солдатских песен значительно возросла.

С 1857 г. каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш), написание которого полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам, либо талантливым людям из армейской среды. В 1910-х годах, с созданием ряда новых частей, это вызвало новый подъем в русской военной музыке. Вот так и появились в военных песнях не только лихость и задор, но и красота сложения, яркая палитра метафор.

Строевые песни - отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы - ну разве мог кто остаться равнодушным, когда по городу под удалую песню шли бравые русские стрелки?

Ритм полковых строевых песен закладывался с учетом строевого шага пехоты - так называемого "русского шага" - 100 шагов в минуту.

Самые известные из дошедших до нас песен - разумеется, строевые: "Песнь о Вещем Олеге" (переделка стихотворения А.С. Пушкина), "Соловей-пташечка", "Солдатушки бравы ребятушки". А на самом деле их сотни. Сколько лихости, удали и одновременно скрытой печали в этих песнях, повествующих о нелегкой солдатской доле.

Военно-патриотическая песня в годы ВОВ

Годы ВОВ - это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно поэзия, творчество помогало выжить.

Военная песня («Прощай, любимый город», «В землянке», «Священная война), шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент, когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но стихи о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал не легкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними.

Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты, вдохновленные шли сражаться за свою Родину, не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу!  А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!  

Военно–патриотические песни в современной России

Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно – патриотической песни также важна.

В местах локальных конфликтов, там, где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например, «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.

В наше время также появляются новые песни. Без   рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами.

Хочется привести замечательный пример того, как старинная песня продолжает жить и сегодня, оставаясь актуальной спустя века.