Делюсь опытом

Бондарь Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Как обучают детей звуковому анализу слов»

 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

- требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению;

- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

Важно, чтобы ребенок:

- не пропускал буквы, не путал их при написании;

- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

- определение количества звуков в слове;

- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

- определение места звука в слове.


Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - {йа}, Ю – {йу}, Е – {йэ}, Ё – {йо}.

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками

Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю вам сейчас побывать в роли детей. Сейчас мы с вами с помощью различных игр и упражнений будем осваивать звуковой анализ слов. Будет трудно, но мы справимся!

Игровые задания.

  1. Игра «Хлопни, если услышишь звук [П]».   Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

В А П Т О С Т Ы Ф П Б П Д П

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

  1. Игра «Светофорчик».  Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.   Педагог называет звуки, слоги, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

- В ПЬ МЬ Р Ж Ч Й ЗЬ

- ВУ ПЕ МИ ЛО ЗЫ

4. Игра «Где спрятался звук [П]?».   Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

ПАРТА, КОПНА, ЛОПАТА, ПАПА, СУП

Можно продолжить работу с данными словами и предложить детей определить количество слогов в этих словах. Возможны разные варианты:

- хлопками и проговариванием;

- подставить ладошку тыльной стороной к подбородку, сколько раз подбородок коснется ладошки, столько и слогов;

- поставить ладошку ко рту, сколько раз теплый воздух коснется ладошки, столько и слогов.

Как проводится звуковой анализ слова?

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])

- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

- Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])

- Звук [О] какой? (Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

- Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

- На что похожа буква?

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

  Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас с вами, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя. Большое спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс КАК ОБУЧАЮТ ДЕТЕЙ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВА Подготовила: воспитатель Бондарь Юлия Викторовна

Слайд 5

Игра «Хлопни, если услышишь звук» Задача: развивать слуховое внимание, фонетический слух. Педагог называет звуки, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук.

Слайд 6

Игра « Светофорчик » Задача: развивать слуховое внимание, фонетический слух . Педагог называет звуки или слоги, а ребенок поднимает синюю или зеленую карточку, услышав заданный звук.

Слайд 7

Игра «Где спрятался звук?» Задача: учить определять нахождение звука в начале, в середине или конце слова.

Слайд 8

Звуковой анализ слова КОТ

Слайд 12

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств у дошкольников

Бондарь Юлия Викторовна – отчёт по саморазвитию.

Май 2021 год

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

2.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

3.Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

4.Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

5.Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.

6.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Мной был разработан план по формированию нравственных ценностей и воспитанию гражданина и патриота своей страны. В этот план входили такие мероприятия: как организация сюжетно – ролевых игр «Моряки», «Пограничники», «Космонавты», «МЧС- спасатели» и т.д. и игровых сюжетов совместно с воспитателем: «Российская армия», «Разведчики и пехотинцы» и т.д.; взаимодействие с сотрудниками детского сада: Ольга Вячеславовна Кагальникова – педагог по физической культуре, Марина Дмитриевна Кичаева – музыкальный руководитель, Амирханов Тимур и т.д.; взаимодействия со сверстниками: наблюдения за разными профессиями: «За дворником», «За младшим воспитателем», «За медсестрой» и т.д.; беседы «Друзья у нас повсюду есть», «Улица, на которой я живу», «С чего начинается Родина?» и т.д.; интерактивная игра «Наша армия сильна», знакомство через презентации с традициями и обычаями народов России, с былинными богатырями и многим другим.

Так же проводилась плодотворная работа с родителями: консультация «Воспитаем детей патриотами», игры вместе с родителями, знакомство с устным народным творчеством нашего народа, изучение атрибутов разных национальностей, беседы по интересующим темам; онлайн ответы на задаваемые вопросы.

Цель этих мероприятий состояла в том, чтобы воспитать ребенка патриотом своей страны.

В работе использовались разнообразные приёмы эффективной передачи ребёнку более сложных способов построения игры, а именно: не объясняла правила, а играла совместно, выбирала позицию партнёра; помогала своевременно переходить к более сложным сюжетам игры, таким образом развёртывала сюжет либо объединяла несколько сюжетов в один.

Если у ребёнка появлялась игровая идея, учила пояснять свои действия и согласовывать их с действиями партнёра по игре. Направляла взаимоотношения в группе играющих таких образом, что бы игровые действия были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей той или иной профессии.  Поощряла каждого отдельного ребёнка, следила за тем, чтобы замечания детей по игре не носили агрессивный характер. Поощряла попытки детей, которые самостоятельно подбирали атрибуты для выбранной игровой роли. Старалась, что бы в играх с игрушками – заместителями дети выполняли взятую на себя роль до конца.

Таким образом, работа в данном направлении показала, что дети узнали много нового о своей стране, родном крае, профессиях, научились сопереживать друг другу, своим близким и даже природе, подробнее узнали о народных праздниках.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформировала у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, у детей появилось желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.



Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Перспективный план повышения квалификации (саморазвития) на 2021 – 2022 учебный год.

Воспитатель: Бондарь Ю.В.

Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников.

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

2.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

3.Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

4.Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

5.Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.

6.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемый результат:

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.


Актуальность:

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Поэтому я провела педагогический мониторинг, на начало учебного года определила для себя тему саморазвития «Формирование патриотических чувств у дошкольников», так как мониторинг показал, что у многих детей недостаточно сформированы нравственные ценности и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.


Перспективное планирование

Месяц

Совместная деятельность
детей и взрослого

Деятельность педагога

Деятельность родителей

Сентябрь

- Мониторинг качества освоения программы дошкольного образования на начало 2021 – 2022 учебного года.

- Проведение праздника «День знаний».

- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?».

- Сюжетно-ролевая игра «Моряки».

- Беседы, чтение художественной литературы «Друзья у нас повсюду есть». Г. Мамлин, А. Барто «Вовка добрая душа».

- Подготовка плаката-поздравления на День рождения п. Каркатеевы.

- Беседа «Юнармия – всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение»

- Проведение мониторинга навыков и умений по образовательным областям.

- Изучение методической литературы.

- Составление перспективного планирования.

- Подготовка к родительскому собранию «Давайте познакомимся».

- Индивидуальные беседы по запросам родителей.

Октябрь

История поселка:

- Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

- Виртуальная экскурсия по п. Каркатеевы.

- Посвящение ребят в отряд ЮПИД.

- Сюжетно-ролевая игра «Разведчики и пехотинцы».

- Просмотр видеозаписи «Мы-Юнармейцы» от ребят Сингапайской СОШ. Беседа о Юнармейцах и их деятельности.

- Участие в районном конкурсе, посвященном празднику пожилых людей «Неравнодушный район».

- Беседа «Я частичка Юнармии»

- Знакомство с клятвой и девизом юнармейцев.

- Просмотр и обсуждение видеофильма от ребят из Детского сада №68 РЖД г.Брянска.

- Подготовка к празднику-посвящение ребят в юнармейцы.

Региональный конкурс «Моя Югра».

- Познакомить детей с историей возникновения поселка. Его названия; вызвать интерес к своему поселку, прививать чувство гордости за него.

- Подготовить презентацию для виртуальной экскурсии по п. Каркатеевы.

- Знакомство детей с юнармейским движением.

- Узнать вместе с детьми о происхождении названий некоторых улиц.

Ноябрь

- Ознакомление с символикой России, родного ХМАО.

- Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

- Беседа «День народного единства»

- Сюжетно-ролевая игра «Пограничники».

- Аппликация на тему «Флаг РФ».

- Изготовление книжек-малышек «Животные ХМАО»

- Подготовка к празднику «День Матери».

- Изготовление плаката «Любимой мамочке».

- Рисование портретов мам, чтение стихотворений.

- Участие в акции «Письмо водителю».

- Посвящение дошкольников в юнармейцы.

- Создание видеоролика «С Днем российской науки».

- Открытие «Птичьей столовой»

- Презентация «Символика России».

- Знакомство с заповедниками округа Югры, и его редкими животными и растениями, занесенными в Красную книгу.

- Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи.

- Помощь детям в изготовлении книжки-малышки «Животные ХМАО».

Декабрь

- Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

- Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

- Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка»; «Русская матрешка».

- Развлечение «Игры наших бабушек».

- Неделя добра в честь Международного дня добровольца «Добрая почта» (отправление открыток пожилым людям)

- Сюжетно-ролевая игра «МЧС-спасатели».

- Мероприятие «День неизвестного солдата»

- Создание видеоролика «Международный день инвалидов»

- Семинар-практикум «Гражданско-патриотическое воспитание в воспитательно -образовательном процессе».

- Подготовка атрибутов к беседе «Обычаи и традиции русского народа, а также коренных народов ХМАО Ханты и Манси»

- Познакомить детей с одной из игр своего детства.

Январь

Народные праздники на Руси. Рождество.

- Фольклорный праздник «Рождественские посиделки».

- Знакомство с народными костюмами народов РФ.

- Сюжетно-ролевая игра «Летчики».

- Беседа «27 января День снятия блокады Ленинграда».

- Создание видеоролика «Блокадный Ленинград».

- Акция «Добрые крышечки»

- Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!»

- Акция «Помоги бездомным животным».

- «Обмен педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания в области патриотическое воспитание в дошкольном учреждении».

- Выставка «Костюмы народов РФ».

- Знакомство с праздником «Рожественские колядки».

- Принести атрибут своей национальности.

- Подготовка костюмов для праздника «Рождественские колядки»

Февраль

- Беседа «Сильны и могучи богатыри славной Руси».

- Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

- Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

- Подготовка и проведение праздника «Смотр строя и песни».

- Рисование портретов пап.

- Конкурс чтецов «На защите Родины».

- Игра «Танковый бой».

- Презентация «Сталинградская битва».

- День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества.

- Акция «Посылка солдату».

- Квест-игра онлайн «Отечества достойные сыны» (вместе с детскими садами г.Брянска и г.Якутска)

- Познакомить с подвигами богатырей. Расширение кругозора.

- Подбор былин о богатырях Руси.

 

- Подготовить рассказ о родственниках, служивших в армии или побывавших на войне.

Март

- Беседы «Моя мама – лучшая на свете».

- Изготовление подарков для мам и бабушек.

- Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму? Как я помогаю ей?».

- Игра-посиделки «Ладушки, ладушки в гостях у бабушки»

- Слушание в записи песен устного - народно творчества.

- Знакомство с праздником «Масленица».

- Беседа по формированию гражданского отношения к себе «Кто что любит делать».

- Акция «Час Земли».

- Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

- Сюжетно — ролевая игра «Дочки -матери».

- Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

- Подготовка атрибутов к беседе о Масленице.

- Помочь детям выучить дома русскую народную потешку, поговорку, пословицу.

Апрель

-  Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

-Книга загадок и рисунков «Космос».

- Выставка работ детского творчества «Космос мир моих фантазий».

- Квест-игра онлайн «Космические приключения» (вместе с детским садом г.Якутска).

- Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

- Викторина «Что вы знаете о космосе».

- Рассказ воспитателя о русском народном празднике «Пасха» с просмотром видеофильма.

- Тематическое мероприятие «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой».

- Подготовка к Литературной гостиной, посвященной 9 мая (заучивание стихотворений о войне).

- Акция «Письмо солдату».

- Акция «Георгиевская ленточка».

- Методический мост «Мы растим патриотов…».

- Дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.

- Подготовить видеофильмы на тему: «Космос», «Пасха».

- Помочь детям выполнить поделки на тему «Космос мир моих фантазий».

Май

- Беседа о 9 мае. Этот День Победы

- Рассматривание иллюстраций войне.

- Знакомство с Дневником Тани Савичевой.

- Сюжетно-ролевая игра «Российская армия».

- Интерактивная игра «Наша армия сильна»

-Конкурс чтецов «Эхо войны», посвященный 9 мая.

 -Акция «Помните!».

- Просмотр мультфильма «Мальчиш – Кибальиш».

- Акция «Помним и гордимся».

Урок Мужества совместно с Юнармейцами отряда «Легион», посвящённый Дню Победы.

- Формировать

элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

- Подготовка иллюстраций, презентаций о войне.

- Отчет по теме саморазвития.

- Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами».


Литература.

  1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
  2. Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
  4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», М., 2004.
  5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  6. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
  7. Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.
  8. Материалы Интернета.


Предварительный просмотр:

Отчет из опыта работы
«Развитие у дошкольников раннего возраста
простейших трудовых навыков» группы «Капельки»

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, формирование активной целеустремленной личности.

Ранний возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом возрасте он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Основным видом труда в группе раннего возраста является самообслуживание, элементы хозяйственно-бытового труда. Дети по просьбе воспитателя учатся убирать игрушки, книги, выполняют отдельные простейшие трудовые поручения: «принеси», «подай», «помоги», «отнеси».

Наиболее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является игра. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры, связанные с режимными и гигиеническими моментами в повседневной жизни ребенка помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умываться, одеваться, убираться и т.д., вырабатывать позитивное отношение к режимным моментам. Новые умения и навыки, сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.

Обучение гигиеническим навыкам мы начали со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца, мыла, носового платка, расчески. Мы, воспитатели, сами показываем, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Во время умывания, для поддерживания интереса у детей, проговариваем всем известные потешки: «Водичка, водичка…», «Знаем, знаем, да, да, да в кране прячется вода» и другие.

Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего личного полотенца, у каждого крючка есть личная картинка, на которой изображена какая-либо игрушка.

При кормлении учим детей правильно держать ложку, сидеть прямо, наклоняться над тарелочкой, кушать аккуратно. Знакомим с правилами поведения за столом. Здесь мы также используем потешки :

«Вот и ложку держим сами»

Потихоньку, помаленьку,

Понемножку, не спеша,

Ели мы с тобою кашу.

Правда каша хороша?

Это – ложка,

Это – чашка…

 


«Варись, варись кашка»

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке

Варись поскорее

Булькай веселее

Варись кашка сладка

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест

Вырастут все зубки.

 «Пекла кошки пирожки»

Пекла кошка пирожки

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула –

На пол опрокинула.

Покатился колобок

Прямо мышке под порог.

 «Ладушки, ладушки, испечем оладушки»

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Разложили кашку

Каждому в чашку.

Маленькому Пашке

Не хватило кашки

Дайте Пашке кашки

Из маминой чашки!

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,

Вари кашку круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

 После приема пищи, приучаем детей говорить «спасибо». К сожаления, не все дети умеют говорить, поэтому мы научились благодарить, кивая головой.

В процессе организации одевания и раздевания, учим детей самостоятельно снимать одежду, обувь, показываем и проговариваем последовательность одевания и раздевания, приучаем аккуратно вешать одежду на стульчик, полку, вешать на крючок. Действия сопровождаются чтением потешек:

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять.

Будем с детками играть.

Но, чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

«Маша варежку надела»

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

- Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

- Здравствуй, пальчик, как живешь?

Художественное слово, фольклор, являются не менее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков, так как взаимодействует на чувства и разум детей, развивают восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирование мировоззрения.

После окончания игр в группе и на прогулке, приучаем убирать игрушки на свои места. Воспитываем бережное отношение к игрушкам, учим замечать, все ли на месте, какой порядок мы навели.

Используем игровые приемы, которые позволяют закрепить у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Большое внимание отводится дидактическим играм и упражнениям: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Помоги Танечке», «Уложи куклу спать», «Что сначала, что потом». Такие игры позволяют запомнить последовательность одевания и раздевания, отработать полученные навыки. Игры способствуют закреплению умения различать предметы одежды по названию и т.д.

Для закрепления представления об использовании предметов посуды, формирования обобщенного понятия «посуда», побуждения детей правильно называть столовые приборы, закрепления полученных навыков поведения за столом в игровой ситуации, воспитания доброжелательного отношения друг к другу, побуждение говорить вежливые слова; «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» также используются следующие сюжетно-ролевые игры: «Кукла Оля обедает», «Напоим Машу чаем», «У куклы Тани гости», «В гостях за столом» и другие.

Также трудовые умения формируются во время сюжетно-ролевых игр, где дети изучают и закрепляют элементарные действия некоторых профессий, например: парикмахер, повар, прачка, доктор.

Необходимым условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является единство требований со стороны взрослых как в детском саду, так и в семье. Поэтому мы проводим беседы с родителями, составляем памятки, в которых говорится о пользе и необходимости воспитания личной гигиены и культуры поведения в целом. Например, «Растим здорового ребенка», «Здоровые зубки с раннего возраста» и другие.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения (подметать постройки, веранду, грести снег, лепить снежные фигуры). Он связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает интерес и уважение к людям, которые этим занимаются (дворник).

Участие детей в труде должно осуществляться в условиях доброжелательной атмосферы, внимания к каждому ребенку, постоянной занятости самого воспитателя и няни.

Работа по трудовому воспитанию велась целенаправленно, планомерно, своевременно. При этом соблюдались общедидактические принципы обучения, правильная методика и организация данного процесса. Благодаря различным игровым методам и приемам обучения у детей в достаточной мере сформировались нравственно-волевые и культурно-гигиенические качества, элементарные трудовые умения. Работа в данном направлении продолжается и навыки у детей данной группы совершенствуются.