Выявление и развитие способностей учащихся
Конспекты, сценарии внеклассных мероприятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа учителя
по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.
1. Способы выявления у обучающихся к интеллектуальной, творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения.
Для развития у обучающихся к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди которых:
-использование современных педагогических технологий (дифференциации и индивидуализации обучения. частично-поисковых, проблемных, проектных).
-равные возможности для всех обучающихся;
- создание ситуации успешности:
- мотивация обучающихся;
- взаимодействие с семьёй.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:
Выявление способностей:
- педагогическое наблюдение,
- создание свободной атмосферы, где ребёнок может показать свои творческие способности в разных видах творческой деятельности,
- психолого-педагогические диагностики,
- олимпиады, конкурсы, викторины.
Развитие способностей:
- создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению способных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
- создание спокойной доброжелательной атмосферы – ситуации успеха;
- применение разноообразных методов и приёмов для творческого развития;
- умение педагога «вести» ребёнка от простого материала к сложному;
- формирование умения выступать на олимпиадах, конкурсах.
Основной формой работы с обучающимися является урок. Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели, интеллектуальные олимпиады, викторины с межпредметным содержанием, конкурсы творческих работ, работа с дополнительной литературой и с Интернет-ресурсами, составление проектов.
Очень важным моментом для определения способных учащихся являются различного вида тестирования, творческие олимпиады, которые позволяют выявить уровень развития ученика, его мыслительные способности.
Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Знания более прочные, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности.
2.Способы развития способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения.
Большинство детей с зачастую не умеют осмысленно подходить к усвоению прочитанного, рассказанного, объясняемого на уроке. Причина кроется в отсутствии процесса целенаправленного формирования и развития мышления учащегося, в стихийности и неосознанности возникновения мыслительных актов. Процесс же стихийного становления мышления – длительный, несовершенный, непродуктивный. Возникающие при этом умственные действия и умения часто имеют изъяны, набор мыслительных умений неполон, а круг задач для решения которых он применяется, ограничен. Чтобы усовершенствовать процесс умственного развития ребенка, необходимо целенаправленно обучать его умению мыслить. На уроках использую систему коррекционно-развивающих заданий разных уровней сложности, которые помогают формировать мыслительные умения учащихся.
Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.
2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя.
3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках ребята знакомятся со сведениями из истории слов.
4. Сказкотерапия. «Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника.
5. Индивидуальная работа над ошибками. Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.
6. Толкование языковых терминов.
7. Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.
Уроки развития речи:
1. Сочинение, изложение, творческие диктанты.
2.Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала.
Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.
1.Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию.
2. Загадки как средство коррекции и развития познавательных процессов детей с ОВЗ.
Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству. Это логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Также элементы эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).
2.Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Ученики с удовольствием делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.
3.Творческое чтение.
4.Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.
5. На уроках литературы целесообразно проводить работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие.
6.Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
Участие в предметных олимпиадах, конкурсах.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.
Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе.
Предварительный просмотр:
Общешкольный конкурс чтецов, посвященный Дню Победы
в Великой Отечественной войне
«Помним, чтим, гордимся»
Цели конкурса:
- Воспитание чувства гордости за свою страну.
- Популяризация искусства художественного чтения, воспитание стойкого интереса к нему.
- Формирование навыков выразительного чтения, артистических умений.
- Развитие творческих способностей конкурсантов.
Ежегодно 9 Мая наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев и славит тех, кто еще жив. О тяжелых днях Великой Отечественной войны снято много фильмов, написано большое количество проникновенных песен, рассказов и, конечно же, стихов. (Слайд 1)
Сегодня мы проводим конкурс чтецов, посвященный победе в Великой Отечественной войне, который мы назвали «Помним, чтим, гордимся». Сегодня прозвучат стихотворения о войне, о победе, о тех людях - героях, кто в грозные годы войны показывал образцы смелости, доблести, мужества, стойкости и умения побеждать.(Слайд 2)
Но раз это конкурс, то мы будем выбирать самых лучших чтецов стихотворений. А в этом нам поможет наше уважаемое жюри. Давайте с ними познакомимся: (представление жюри)
(Слайд 3)
Ведущий: Началось всё в далеком 1941 году. Весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. По всей стране передавался из уст в уста призыв — «Родина — мать зовет»!
1)Стихотворение В. Губарец «Вставай народ»
читает Бабинцева Анастасия
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
За Днепр и Волгу шли солдаты в бой,
Сражались за советский край родной,
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.
Мы о такой Победе и мечтали,
Стараясь заглянуть за край войны.
Но дымом заволакивало дали
И только прибавляло седины.
2)Стихотворение А.Суркова «Песня смелых»
читает Соколов Даниил
Стелются черные тучи.
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет
Смелого пуля боится
Смелого штык не берет…
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед,
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ведущий: На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты шли защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.Путь к победе был долгим и трудным. Погибло много солдат. На полях сражений осталось много неизвестных бойцов. Но ни один подвиг неизвестного героя не забыт.
3)«Ветер войны». Так называется стихотворение Степана Кадашникова, которое нам расскажет Савченко Артур (Презентация 1)
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Порой слышны, на поле боя,
Через десятки мирных лет:
«Прикрой меня! - прикрою Коля!»
И вспыхнет вдруг ракеты свет.
А Коля, в этом тихом поле,
Лежит, не встанет никогда…
Лишь горький ветер, нам порою,
Напомнит страшные года.
Сегодня мало кто заплачет
Придя к могилам той войны,
Но это все-таки не значит
Что позабыли Колю мы.
Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена.
Война нанесла тяжелые раны нашей стране. Фашисты разрушили и сожгли сотни тысяч городов, деревень и поселков.(Слайд )
4)Стихотворение с Маршака «Мальчик из села Поповки»
читает Гробов Коля (Слайд 4)
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
ВЕДУЩИЙ: Когда война черным вороном налетела на нашу страну, материнская любовь сравнялась с подвигом. Сколько слез пролито матерями в войну! Моря,... Как тяжело, как тревожно было матерям, проводивших своих сыновей и дочерей навстречу неизвестности, навстречу огню, навстречу смерти! День и ночь их мысли были только о тот, живы ли их дети, увидят ли матери их снова, смогут ли обнять их и прижать к своему сердцу..
5)Влад Снегирев «В землянке»
читает ТороповСергей(Презентация 2)
Басы зениток ночью не слышны.
Опять дожди. Затишье. Мы в землянке
сидим, слегка уставши от войны
и от ее изгаженной изнанки.
Уже затихла хриплая гармонь.
Солдат читает, глядя на огонь:
«Мать и сыны сравнялись в грозный час.
Москва моя, военною судьбою
мы породнились, не смыкая глаз
ты в эту ночь, как мы, готова к бою».
Вдали разрыв. Наверное – фугас.
«Товарищ Сталин! Слышишь ли ты нас?»
Идет рассвет, в землянке всё тесней.
Пришли ребята даже из штрафбата.
Но стал короче список черных дней.
Позвольте, здесь опять его цитата:
«Но сыну было, - пусть узнает мать, -
Лицом на Запад легче умирать».
ВЕДУЩИЙ: Проводив своих близких на фронт, их ждали дома. Единственной ниточкой, которая их связывала были письма. Переписка с родными была очень важна для солдата. В нечеловеческих условиях письма помогали выжить, дарили надежду и веру в Победу. А как ждали родные и близкие писем с фронта! Письма с фронта... Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Треугольники, ставшие символом фронтового письма, родились из-за дефицита бумаги. Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.
6)Степан Кадашников «Летела с фронта похоронка»
читает Ханаев Валера (Презентация 3)
Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!
И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.
Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он глазами голубыми
Встречал последний свой рассвет.
Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль поднялся,
И, автомат подняв с трудом,
Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны, безжалостной, конец.
Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил её.
ВЕДУЩИЙ: Об этих событиях Великой войны должны помнить, вы, маленькие граждане нашей страны. Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. (Слайд 5)
Читают ребята 8 «А» класса (Слайд 6,7)
Людмила Капустина
Вам, детям той войны нелегкая доля досталась,
Прожита жизнь, но память беды навечно в сердце осталась.
Пусть вам воевать не пришлось,
В разведку ходить не случилось,
Но сколько горя, страданий, слез
Вам, детям войны досталось!
Подростки, девчонки - мальчишки,
Пусть в бой не ходили вы,
В честь вас не стоят обелиски,
Хотя и стоять должны.
Я голову низко склоняю
В поклоне до самой земли.
Хочу вас спросить: россияне,
Как выжить тогда вы смогли?
И голод, и холод, и муки-
Вы все испытали до дна.
Мне видятся детские руки,
Просящие хлеб со стола.
Да разве то хлеб был?- Названье,
С лебедою да с шелухой,
А какое было желанье
Хоть раз съесть кусок большой!
В полях собирали колосья,
В мундирах картошку пекли,
А утром траву на покосе
Литовкой косили вы.
Ходили за малой скотинкой,
Пасли на лугу телят.
Девчонки-былинки, тростинки,
Мальчишки, мечтающие воевать.
И у станков вы стояли,
Поставив под ноги стульчак,
Вы взрослыми рано стали,
К Москве подбирался враг.
«Все для Победы, для фронта!»-
Как клич, этот лозунг звучал,
Вы знали -война будет долгой,
Но выжить он вам помогал.
Живите подольше, родные,
Живите и здесь, и сейчас,
Пусть учатся молодые
Добру и любви у вас.
Терпенью, отваге и чести,
С которыми вы дружны,
Найти себе в жизни место –
Выв этом помочь им должны.
(Слайд 8,9 выступление Раисы Адамовны)
ВЕДУЩИЙ: Почти 4 года гремела грозная война. Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
В битве за родную землю стояли на смерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы.
Трудно найти в нашей стране семью, которая не потеряла бы отца или мать, сына или дочь, сестру или брата. А те, кто выжил в этой страшной войне, рассказывают своим внукам и правнукам, о сражениях, ранениях и победах.(Слайд 10)
7) Стихотворение А.Порошина «Дедушкин рассказ»
читает Войнаровский Гоша
Вчера мне рассказывал дедушка Женя:
Отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат,
Один пистолет и один автомат.
Всё больше в отряде погибших бойцов,
Всё крепче фашисты сжимают кольцо, –
Они за кустами, они за камнями.
И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!"
И все побежали навстречу врагу,
И стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, –
И вот, удалось совершить им прорыв.
Сквозь лес по болоту они уходили:
А деда медалью потом наградили.
8) Стихотворение Татьяны Петуховой «Прабабушка»
читает Дятлов Петя (Слайд 11)
Моя прабабушка седая,
Такая милая, родная.
Со мной играет, приголубит,
Но вспоминать она не любит,
Как воевала на войне,
Вздохнёт и скажет мне:
- Всего дороже МИР и Дети!
А в день Победы, на рассвете,
Свои достанет ордена,
Слезу рукой смахнёт она.
Наденет праздничный наряд,
И с ней идём мы на ПАРАД!
Идёт тихонечко она,
С палочкой, болит спина.
Горят на солнце ордена.
Всех ветеранов чтит страна,
За то, что защитили Русь!
Горжусь прабабушкой,
Горжусь!!!
Ведущий: 9 мая 1945 года — в Берлине был подписан документ о победе советского народа над фашистской Германией. Великая Отечественная война, которую советский народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой Победой.
12) Стихотворение Г.Рублёва «Скольким детям возвратили детство»
читает Виноградов Вадим (Слайд 12)
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской –
Люди победившие войну.
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
10) Стихотворение Сергея Михалкова «День Победы» (Слайд 13)
Спать легли однажды дети —
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете —
В окнах свет, и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!
И смешались на платформе
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
11) Стихотворение Татьяны Петуховой «В день Победы»
читает Коршунов Максим (Слайд 14)
В ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Все плакали и пели
И дарили каждому цветы,
ДЕНЬ ПОБЕДЫ так ждали, так хотели
Даже слов, пожалуй, не найти.
Плачут жены, матери и сёстры,
Плачут и смеются без конца,
Плакал тот, сегодня кто уж взрослый,
Плакал тот, живёт кто без отца.
Уже другие поколенья подрастают,
Знать они сиротства не должны,
Эту горечь пусть они не знают,
Что осталось всем от злой войны.
Солдаты, воины, ваш подвиг помнить будем!
ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ будем чтить всегда!
Пусть солнцу радуются люди,
И пусть войны не будет НИ-КОГ-ДА!