Методическая работа

Надежда Алексеевна Игнатьева

Подбор методического материала, предметные недели, самообразование, КПК, новые педагогические технологии, трансляция педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете  «Самоанализ современного урока в условиях ФГОС»

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество учителя как человека творческого. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок - как основную её форму.

Роль самоанализа урока

В современной педагогике существует четко обозначенное определение, которое зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Можно выделить 4 уровня самоанализа урока:

1.   Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2.        Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3.        Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4.        Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Типы урока для самоанализа

Для того чтобы корректно провести самоанализ урока необходимо четко понимать что должен включать в себя урок каждого типа. Прежде всего учитель должен хорошо ориентироваться в типах урока, которые закреплены во ФГОС.


Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления знаний

Первичное усвоение новых предметных результатов

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных учебных знаний

Применение универсальных учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение формулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных дисциплин (предметов)

Углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки

Предопределяется структурой и целью

Предопределяется структурой и целью


ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

В обязательном порядке включает в себя структуру характеристики класса, в котором проводился анализируемый урок

1. Характеристика класса включает в себя следующее:

 - умение обучающихся работать в парах и в малых группах;

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Место урока в изучаемой теме:

 - характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

(Ответить на вопрос: как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт обучающихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?)

3.Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях, которые обозначены в ФГОС:

  1. Образовательная цель урока,
  2. Коррекционно-развивающая цель урока,
  3. Воспитывающая цель урока.

Планируемые результаты исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы:

* личностные,

* предметные.

Следом за характеристикой цели урока следует характеристика плана урока.

План необходим педагогу для того, чтобы с максимальной эффективностью достигнуть все поставленные цели и решить задачи урока в заданное время.

4. Характеристика плана урока включает в себя:

- содержание учебного материала;

- методы обучения;

- приёмы обучения;

- формы организации познавательной деятельности.

Следующим шагом в процессе самоанализа является изучение того, как был построен урок в соответствии с планом, т.е. насколько объем выполненных заданий совпадает с запланированным объемом.

  1. Как был построен урок в соответствии с планом:

В рамках данного пункта учитель проводит:

 - разбор этапов урока,

- анализ влияния каждого этапа урока на получение конечного результата.

(Ответить на вопрос: что нового дал данный урок для развития мышления, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету).

6. Структурный аспект самоанализа урока:

 - анализ каждого элемента урока;

- его вклад в достижение результата;

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 7. Функциональный аспект: необходим для выявления ошибок педагога в расчете сложности заданий. Он позволяет оценить уровень достижения поставленных целей и сформулированных на их основе задач.

 - насколько структура урока соответствовала общей цели;

- соответствие возможностям класса;

- анализ стиля отношений учителя и обучающихся;

- влияние на конечный результат урока.

 8. Психологический аспект. 

Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

9. Аспект оценки конечного результата урока: 

- формирование базовых учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

- причины разрыва;

- выводы и самооценка.



Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя.

"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить" 
Адольф Дистервег

Процесс обучения я осуществляю по ФГОС нового поколения.  Это направление решает задачи формирования у школьников желания и умения учиться формирования ценностей Образования и Интеллекта. Работа ориентирована на осмысление учащимися знаний как средства  гармоничного  развития  человека.

В этом направлении раскрывается главный вид моей педагогической деятельности – урок. Урок – часть жизни ученика, поэтому главное на уроке – воспитание интереса к предмету через увлекательный учебный труд. Современный  урок  многогранен,  имеет  сложнейшую  структуру.

Чтобы провести современный урок нужен современный учитель, умеющий проектировать образовательную среду, активно использующий ИКТ, выступающий  в роли создателя благоприятных условий для организации личностно-ориентированного, индивидуально- дифференцированного процесса обучения и воспитания и предполагающий активное сотворчество ученика. Этот факт ко многому обязывает, поэтому я считаю, что систематическая работа по рефлексии собственной деятельности (организации и проведению урока) помогает выйти на качественно новый  уровень обучения.

Главная цель моей педагогической концепции – развитие потенциала каждого ученика с помощью современных образовательных технологий и методик, учитывающих специфику предмета, возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Я как и каждый учитель находится в постоянном поиске ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?". Поэтому при преподавании русского языка и литературы я практикую  применение следующих технологий:

- проблемное обучение,

- технология развития критического мышления;

- тестовая технология;

- проектное обучение;

- игровые технологии;

-технология    исследовательского обучения;

-здоровьесберегающие технологии;

ИКТ.

Технология

Обоснование выбора

Здоровьесберегающие технологии

Позволяют соблюдать охранительный режим обучения, своевременно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, нормативно применять ИКТ, что способствует сокращению числа пропусков учебных занятий по болезни.

Информационно-коммуникативные технологии

Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры.

Игровые технологии

Способствуют непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности  и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций; овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей всем ученикам усвоить программный материал, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Технологии проектного обучения

Способствует расширению кругозора ребёнка. Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути решения, что важно при  формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технологии сотрудничества

Развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является важным в современной жизни. Побуждает внутренние силы и способности учащихся, создаёт атмосферу успеха.

Применяя на уроках и во внеклассной работе по своему предмету даже элементы  технологий, можно добиться более качественных результатов.

Я глубоко убеждена, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения, основой которого являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем,   формирование   у   них   умения   видеть   и   формулировать   проблему.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Проблема решается самостоятельно учащимися. Такой прием хорошо применять на уроках литературы, особенно когда учитель как бы сталкивает противоречия с практической деятельностью.

Особый   интерес у учащихся вызывают проблемы проведения исследования, которые включают в   себя формулирование проблемы; составление плана исследования, плана решения  проблемы;  планирование  и  проведение  наблюдений,  анализ и оценка результатов деятельности, составление экспертного заключения. Приложение.

Наиболее распространёнными методами решения любых проблем являются мозговой штурм и метод контрольных вопросов, его я часто применяю на уроках русского языка для групповой работы,  а для индивидуальной работы я использую системный анализ на уроках литературного чтения.

 Через проблемный подход активизируется   познание учащихся, тогда как роль учителя сводится к управлению познавательной деятельностью детей. Основа метода – создание ситуации интеллектуального затруднения, при которой учащиеся не располагают нужными знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явления, а путём анализа приходят к единому выводу.                    

Также на уроках литературы использую методический прием, который можно использовать в группах, парах - Фишбоун или «Скелет рыбы». Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме, позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.          

 Приложение.

http://uchportfolio.ru/users_content/5249ee8e0cff02ad6b4cc0ee0e50b7d1/images/2(2).png

Например, при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей. Голова — легко ли совершить подвиг. Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину. Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине. Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот. После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи иливыделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить
сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах,
анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и
делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать
критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Используя проблемный подход, я стараюсь формировать     у  школьников  интеллектуальные умения: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е.логических операций, необходимых для выбора целесообразно правильного решения.

Итак, на мой взгляд, проблемный метод эффективен тем, что он развивает  критическое мышление, умение аргументировано отстаивать точку зрения, самостоятельно отбирать аргументы и факты, воспитывает культуру речи, уважительное отношение к  окружающим.

Здоровьесберегающие технологии в моей работе занимают особое место, так как я считаю: здоровый ученик – успешная личность. В данное время на уроках и мероприятиях активно занимаюсь привитием учащимся навыков здорового образа жизни. Работа в этом направлении строится на следующих компонентах:

  1. Развитие духовно-нравственного здоровья;
  2. Развитие психического здоровья;
  3. Социализация детей в обществе.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Так, на уроках я использую кроссворды, ребусы, игры. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Чтобы уроки были  увлекательные и результативные, я использую на уроках игровые технологии. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам  игровой  ситуации, а не  по  требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. В процессе работы я убедилась, что такие уроки необходимы. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. На своих уроках я использую игры, например: «Слабое звено» и подобные,  суть которых сводится к одному – раскрепощению детей и повышению их познавательной способности.

 Я заметила, что ролевая игра повышает активность учащихся на уроках литературного чтения, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску.                                            

Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся привел меня к идее проведения уроков, построенных на инициативе учащихся. Среди них особое место занимает проектная деятельность. Важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

 Данная технология  нацелена на развитие личности учеников, их самостоятельности, творчества, позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. «Диалектная лексика нашей местности», «Мусорный язык рекламы», «Неологизмы в речи школьников» - вот далеко не полный перечь проектов по русскому языку, выполненных детьми с удовольствием.

В последние годы в качестве основной методики использую элементы развивающего обучения. Например, на уроках русского языка с целью формирования умений и навыков грамотного письма применяю метод орфографического анализа. С этой же целью в 5 классе по реализации ФГОС  использую элементы популярной групповой технологии по системе Дьяченко и считаю, что такая  технология обеспечивает активность детей и помогают достигать более высокого уровня усвоения содержания материала. На уроках литературы стараюсь применять такие методики, которые направлены на погружение детей в творческий процесс поиска, познания и самопознания. Например, считаю, что уроки по творчеству поэтов очень эффективно и полезно проводить с использованием известной учителям литературы - технологии  французских мастерских.

К наиболее эффективным формам представления материала следует отнести интерактивные  презентации. Их использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:   как способ создания проблемной ситуации; как способ объяснения нового материала;  как форма закрепления изученного; как форма проверки домашнего задания;  как способ проверки знаний в процессе урока. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Использование     ИКТ  значительно  разнообразило     мою  подготовку  к  уроку.   Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными. Создание презентации  - это творческий процесс с  элементами проектной деятельности.  Кроме собственных презентаций широко  использую презентации  коллег.  Результат: формирование прочных, осознанных знаний, выходящих за рамки программы; повышение качества знаний; развитие коммуникативных навыков. Готовые видеоуроки, планы, программы, тесты, проверочные работы и прочие полезности беру на сайте: http://videoinformatika.com/

Я  убедилась,  что  применяемые  мной  на  уроках    образовательные  технологии    в сочетании с ИКТ,   позволяют мне активизировать интерес и избежать перегрузки на уроке.

На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер. Все выше перечисленные методы и формы позволяют проводить различные типы уроков: урок - игра, -путешествие, -экскурсии, -диалог, -мозговая атака, - исследование, -урок мудрости, -диспут.

Отмечается положительная динамика формирования развития  УУД учащихся: они  могут выполнять разные социальные роли, умеют мыслить и работать с информацией,   умеют общаться и взаимодействовать с людьми. Я считаю, что при  формировании коммуникативной личности это важный аспект.

Вывод: я уверена, что именно в таком понимании урока заключены все его основные функции. При подготовке и проведении уроков стараюсь поддерживать реализацию этих функций и  уделяю много времени творческой, проектной и исследовательской работе.