Программно-методические материалы
Конспекты уроков, технологические карты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) |
Обобщение знаний об имени прилагательном | 26 урок из 29 по разделу «Имя прилагательное» |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок обобщения и систематизации знаний | Урок-проект; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; метод проектов, эвристических, проблемных вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, работа с учебником, словарем. |
Цель урока | Задачи урока |
Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи, к совершенствованию навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных на основе обобщения в ходе совместной деятельности | Предметные: Ученик научится: - находить в тексте имена прилагательные; - определять грамматические признаки имен прилагательных; - устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным; - применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных; - уточнять значение слова с помощью толкового словаря Ученик получит возможность научиться: - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать синонимы, антонимы Метапредметные: Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять анализ с выделением существенных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать; - строить алгоритм действий, работать по алгоритму; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения в сотрудничестве; - работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера; - работать в группе, договариваться и приходить к общему решению. Личностные: - положительная мотивация к школе, к обучению; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Педагогические технологии | Оборудование |
Технология деятельностного подхода, формирующего оценивания | Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), документ-камера, презентация «Обобщение знаний об имени прилагательном» , учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе Русский язык 4 класс Часть2 В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2017, универсальный словарь русского языка, |
Ход урока.
I Организационный момент. 1 мин
Начинаем урок.
II Актуализация знаний 2 мин
– Предлагаю сегодня на уроке работать под девизом: «Знания собираются по каплям».
– Как понимаете? (Знания за один день невозможно получить, их нужно копить постепенно, может даже всю жизнь).
И все это происходит на уроке.
Каким вы хотели бы видеть урок? Подберите эпитеты к существительному «урок». (Познавательным, интересным, веселым, содержательным
– Какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)
– Что такое имя прилагательное?
-что обозначает?
-на какие вопросы отвечает?
-назовите морфологические признаки прилагательного.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чём мы будем говорить? Обобщение наших знаний по теме Имя прилагательное
- Какие цели мы можем перед собой поставить? Повторить, узнать больше, уметь использовать в речи.
- Можем ли мы утверждать, что при решении поставленных задач, мы научимся правильно писать прилагательные и умело использовать в нашей речи?
Приступим.
1. Словарная работа 5 мин
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
-Отгадайте ребус.
Запишите это слово.
-Назовите ударную гласную, безударную гласную. Прочитаем слово все вместе.
- Подумайте, что обозначает слово ГАЗЕТА ? выслушать.
Найдите в толковом словаре, что обозначает это слово?
-Сравнивая ваши высказывания с лексическим значением в словаре – можно сказать, что вы были близки.
- Ребята, где издается газета? (в издательстве, редакции)
- Кто является главным человеком в редакции, который проверяет и исправляет ошибки в материалах для публикации? (редактор)
-Я составила предложение, но в нем пропущены слова ГАЗЕТА и РЕДАКТОР. Вставьте эти слова в предложение. Запишите. У доски 1 человек. Прочитайте предложение, которое получилось.
(Редактор проверил интересную статью для газеты).
- Запишите, подчеркните главные члены предложения. Какое из новых двух слов является подлежащим? Подчеркните второст члены предл.
3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
- Сегодня мы с вами попробуем создать свою газету и побываем в роли редактора. Какое название будет у нашей газеты? «Грамотеи».
В верстке газеты нам поможет ваше домашнее задание.
Прошу освежить в памяти текст, прочитав который, вы узнали, почему газету назвали газетой. На повторение я вам даю 1 минуту.
- А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы. Отвечайте быстро и чётко.
1. Какой газета была вначале? (Устной)
2. Что появилось на главной площади одного из городов Древнего Китая вместо глашатая? (Доска, стенная газета)
3. В каком городе газета получила своё имя и в виде чего там выпускали газету? (В Венеции, рукописный листок)
4. Что обозначало слово газетта? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Из текста читают)
- А вот и первый материал, который нужно добавить в газету. 5 мин
Работаем сейчас в парах, и перед работой необходимо повторить правила работы в группе:
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Критика запрещается.
2. Вы уважаете мнение каждого участника.
3.Пишем правильно, быстро, красиво.
Задание. Составление «Кластера». 2 мин
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? ( повторили все об имени прилагательном).
- Я рада за вас! (Карточка со словом «Имя прилаг» крепится на газету)
Физминутка
– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову словосочетание, где слова употреблены в единственном числе – сделайте наклон вперед; если слова во множественном числе – наклон назад. Умные лица, настоящий друг, веселые люди зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения,
4 этап. Этап включения изученного в систему знаний.
В редакцию поступил запрос на проверку информации о склонении имен прилагательных. Проверьте, найдите ошибку. На экране.
-как написать правильно окончание прилагательных?
Правил легче нет на свете: Что в вопросе – то в ответе! |
Карточка на газету
Запишите несколько словосочетаний: у газетного киоска, с увлекательной статьей, к научному журналу, о хорошем настроении.
Чтобы заполнить рубрику в газете под названием «Определение падежа прилагательного» необходимо составить Памятку. На доске интерактив.
2 мин Составление памятки «Как определить падеж имени прилагательного?»
1.Найти существительное, к которому относится прилагательное
2. Определить падеж имени существительного.
3. По падежу существительного определить падеж прилагательного. (Памятка вывешивается на газету.).
Определите падеж прилагательных в словосочетаниях.
4. Самостоятельная работа. 5 мин. Дифференцированное задание.
Редактор это тот человек, который видит в тексте лишнее, может исправить ошибки, что-то добавить. Мы оправляемся с вами в мини редакции, где вы побываете в роли редактора. Самостоятельная работа по карточкам.
I вариант. Спишите пословицы, вставляя подходящие по смыслу прилагательные - большой – маленький.
1. ________пенѐк опрокидывает _______воз.
2. _______крючком_______рыбу не выудишь.
3. Даже самое ______дерево выросло из _______семени
Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.
II вариант. В приведѐнных ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним). Укажи род и падеж имѐн прилагательных в пословицах.
1. У короткого ума ____________язык.
2. Старый друг лучше ____________двух.
3.Доброе слово лечит, а _____калечит.
В газете всегда можно найти не только новости, но и занимательный материал. 1 мин
Для чего нужны прилагательные? Это емко представлено в стихотворении, которое вы прочитаете самостоятельно на перемене.
III.Обобщение.
- Все поставленные задачи мы выполнили и результатом нашего труда стала газета «Грамотеи». Ее можно читать в любое время.
5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 3 мин
- Сегодня на уроке вы были умные, внимательные, активные, красивые, добрые, воспитанные. Какие слова я использовала, чтоб оценить вас на уроке? Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Вам понравилось быть редактором?
Сегодня на уроке я узнал..
– Мне это пригодится в жизни…
– Меня удивило..
– Я хочу похвалить…, за…
Я не ошибусь..
-Ребята а теперь с помощью прилагательных выразите, какое у вас впечатление вызвал урок.
Дифференцированное домашнее задание.
Оценивание.
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Игнатьева Н.А.
Класс: 4
УМК «Школа России»
Предмет: Русский язык
Тема: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Место и роль урока в изучаемой теме: 6 урок в разделе «Слово в языке и речи»
Цель: обобщить и оценить знания по теме «Состав слова»
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- объяснять понятие «корень», «приставка», «суффикс», «основа», «окончание»; - разбирать слова по составу, используя предложенный в памятке алгоритм действий; - образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. | - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -сохранять цель и учебные задачи; - высказывать свое мнение на основе работы с материалом, - вноситьнеобходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль. | -анализировать материал с выделением существенных и несущественных признаков; -делать выводы. | - взаимодействовать в парах, группах; - высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; - действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | - развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; -проявлять учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1. | Мотивация | Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность | Фронтальная | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. | Принимают учебную задачу. Включаются в работу. | Включаются в деятельность | Наблюдение за работой обучающихся |
2. | Постановка темы и цели урока | В совместной деятельности сформулировать цели и задачи урока | Фронтальная | Выясняет догадки детей о теме урока. Обозначение этапов урока (Лист заданий, Приложение 1). Вводит критерии оценивания | С помощью учителя формулируют тему и цель урока Знакомятся с Листом заданий и критериями самооценки | Определение к деятельност, принятие критериев оценки | Поставлены цели и задачи на урок, обучающимся понятны этапы работы и критерии оценки |
3 | Обобщение и систематизация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения | Выявить затруднения у обучающихся в усвоении пройденной темы. | Фронтальная | Организует деятельность по проверке усвоения изученного материала: -восстановление определений частей слова ( задание 1) -соединили части алгоритма ( задание 2) -разбор слов по составу (задание 3) | Включаются в работу. Восстанавливают определения частей слова, соединяют части алгоритма, разбирают слова по составу Оценивают результаты собственной деятельности. | Восстановлены правила, проверили работу. | Правильность выполнения задания |
4. | Динамическая пауза | Снять физическое и психическое напряжение | игровая | Проводит игру «Родственные слова» Если называет пару родственных слов, ребята хлопают в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, ребята приседают. Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол. | Выполняют движения. Применяют имеющиеся знания в нестандартной ситуации. | Участвуют в игре. | Наблюдение за обучающимися. |
5. | Контроль усвоения | Выявить затруднения у обучающихся в усвоении пройденной темы осуществить контроль. | Индивидуальная | Проверяет умение применять знания на практике. Организует деятельность учащихся по самопроверке. | Выполняют проверочную работу (задания 4-8) | Проверены знания учащихся по теме | Выполнение проверочной работы. |
6. | Рефлексия | Сделать выводы о результатах учебной деятельности. | Фронтальная | Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение. Над чем ещё предстоит поработать? Мотивирует обучающихся на дальнейший успех. (Каждый стал сегодня хоть чуточку мудрее!) | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу. | Делают вывод о результатах учебной деятельности. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |
7. | Домашнее задание | Провести инструктаж по выполнению домашнего задания | Дифференцированная работа: Задание: с 55 упр. 87 -списать предложения, разобрать выделенные слова по составу; - списать выделенные слова, разобрать по составу, придумать по два слова с таким же составом. | Знакомятся с домашним заданием, задают вопросы. | Выбирают задание. |
Приложение 1
Лист заданий к уроку русского языка по теме «Состав слова»
Задание 1. Восстанови правила
Корень- _____________часть слова, в которой заключено ____________________________________.
Приставка ____________часть слова, которая стоит ______________________, служит для ______________________.
Суффикс ______________часть слова, которая стоит ______________________, служит для ______________________.
Окончание ______________часть слова, которая служит для ______________________.
Задание 2. Соедини стрелочкой части алгоритма
1.Нахожу окончание это слово без окончания
2.Нахожу основу стоит перед корнем
3.Нахожу корень стоит после корня
4.Нахожу приставку для этого изменяют слово по вопросам
5.Нахожу суффикс для этого подбираю родственные слова
Задание 3. Разберите слова по составу
Подсказка, сладкий, пришкольный, приходила, напишешь, домишко, подводный, заросли.
Определи критерии оценивания Проверочной работы
«5» - __________________;
«4» -__________________;
«3»-__________________;
«2»-__________________.
Задание 4. Для каждого из данных слов подберите и напишите однокоренные слова (2 балла – безошибочное выполнение, 1 балл – допущена 1ошибка)
Дождь – _________________________________________________
Зуб – ____________________________________________________
Лень – ___________________________________________________
Трава – ___________________________________________________
Задание 5.Выделить корень в однокоренных словах (2 балла – безошибочное выполнение, 1 балл – допущена 1ошибка)
Лес, лесной, лесник.
Мёд, медовый, медвежий.
Суд, судебный, посуда.
Боль, больница, большой.
Задание 6.Найдите в словах приставки, выделите приставки, припишите однокоренные слова без приставок
(2 балла – безошибочное выполнение, 1 балл – допущена 1ошибка)
Полетел – ____________________________
Съел – ______________________________
Присмотрел – _________________________
Подъехал – ___________________________
Задание 7.От данных слов образуйте 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов, выделите суффиксы:
(2 балла – безошибочное выполнение, 1 балл – допущена 1ошибка)
Глаз – _________________________________________________
Двор – _________________________________________________
Сад – __________________________________________________
Корм – _________________________________________________
Берёза – ________________________________________________
Задание 8.Разберите данные слова по составу (2 балла – безошибочное выполнение, 1 балл – допущены 1-2 ошибки)
Звёздочка, дворник, игрушка, моряки, перелесок, походка, перестрелка, маленький.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Автор УМК: «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г.
Тема урока: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создание условий для формирования знаний о творчестве В. П. Астафьева и умений анализировать поступки и характер героев рассказа «Стрижонок Скрип »;
Задачи урока:
Дидактическая: расширить знания детей о творчестве В. П. Астафьева, раскрыть смысл рассказа «Стрижонок Скрип»;
Развивающая: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом, используя приемы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к природе.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Ознакомление
Технологическая карта изучения темы: Анализ отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Тема | Анализ стихотворения И. А. Бунина «Листопад» |
Задачи |
|
Планируемый результат | Предметные: Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас. Личностные: Проявлять интерес к поэзии. Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Планировать деятельность на уроке под руководством учителя. Работать в паре и оценивать товарища. Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, музыка, изобразительное искусство |
Ресурсы | Литературное чтение 4 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, презентация, памятка «как прочитать стихотворение выразительно», Ожегов Толковый словарь, видеоролик «Наступила осень», дерево с кленовыми листочками. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Технология проведения | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
1.Оргмомент | Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой. | |||
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Определение темы урока. | 1.Поочереди выходят к дереву, срывают листок, на котором написано начало стихотворения, вспоминают его продолжение и автора. 2. Слушают рассказ заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве И. А. Бунина. 3. Учашиеся работают со словарями С. И. Ожегова, находят определение слова «Листопад», читают его вслух. 4. Просматривают видеоролик об осени, листопаде. 3. Формулирую тему урока. | 1.Предлагает вспомнить поэтов, с творчеством которых знакомились на предыдущих уроках и их стихотворения. 2. Предлагает познакомиться с жизнью и творчеством И. А. Бунина. 3.Предлагает поработать со словарём Ожегова и найти определение слову листопад. 4. Предлагает посмотреть видеоролик про листопад и осень. 5. Помогает учащимся сформулировать тему урока. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) Преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других. (Коммуникативные УУД) умение совместно работать с одноклассниками (Коммуникативные УУД) | |
3.Знакомство с произведением. Постановка учебной задачи. | Слушают стихотворение с предварительно поставленной целью, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя. Определяют учебную задачу. | Читает стихотворение (или хорошо читающий ученик), ставит перед учащимися задачу обратить внимание на краски, которые использует поэт. Просит высказать соё впечатление после прочтения стихотворения. Задаёт вопросы на первичное восприятие. Предлагает определить учебную задачу. | Осознанное чтение | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя(Регулятивные УУД) Осуществлять взаимоконтроль(Регулятивные УУД) высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД) |
4. Словарная работа. Постановка проблемы. | Самостоятельно читают произведение, отмечают, если есть непонятные слова. Затем в словаре Ожегова находят определение непонятных слов. | Предлагает прочитать ещё раз самостоятельно, отметив непонятные слова и затем найти их значение в словаре Ожегова. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД). корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения(Регулятивные УУД) высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) | |
5.Анализ стихотворения. | Читают первые 4 строчки стихотворения. Называют краски, которые поэт использует, чтобы передать восхищение осенним лесом. Если встретились незнакомые цвета, называют. Высказывают мнения о том какой цвет оказался неожиданным. Читают следующие 10 строк. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Находят в тексте сравнения. Высказывают мнение почему поэт написал слово Осень с заглавной буквы. Вспоминают прием олицетворение. Характеризуют Бунинскую Осень. Дочитывают стихотворение да конца. Отвечают на вопросы. Готовятся к выразительному чтению, пользуясь памяткой, читают отрывок так, чтобы было слышно, как листики зашуршали. Читают последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию. Находят в стихотворении предложения со словом сегодня, рассуждают, почему Бунин употребил это слово трижды . Делятся своими чувствами, которые пробуждает в душе это стихотворение. | Предлагает прочитать первые 4 строчки стихотворения. Назвать краски, цвета, которые поэт использует, чтобы передать восхищение осенним лесом. Спрашивает, какие цвета незнакомы и какой цвет в описании оказался неожиданным. Задает вопросы по содержанию, уточняет определение слова терем и рассказывает о теремах в Древней Руси. Предлагает прочитать следующие 10 строк. Задает вопросы по содержанию. Просит найти в тексте сравнения. Уточняет понимание того, почему слово Осень написано с заглавной буквы, подводя к понятию олицетворение. Просит охарактеризовать Бунинскую Осень. Предлагает дочитать стихотворение до конца. Задает вопросы по содержанию. Просит прочитать строки стихотворения так, чтобы слышно было как зашуршали листики. Предлагает прочитать последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию. Обращает внимание на то, что поэт трижды употребил слово сегодня. Просит найти эти предложения в тексте и подумать почему Бунин подчеркнул это слово. Предлагает поделиться своими чувствами от стихотворения. | Знание понятий олицетворение, аллитерация | Уметь делать выводы в результате совместной работы(Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других. (Коммуникативные УУД). воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся(Личностные УУД) |
6.Физкультминутка. | Под руководством учителя выполняют зарядку для глаз и правильной осанки. | Организует выполнение зарядки для глаз и правильной осанки. |
| |
7.Самостоятельное применений открытых знаний. Работа в парах. | Вспоминают на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают в каком темпе и как тихо или громко надо читать. Читают вполголоса. Затем читают друг другу в парах. Потом несколько учеников читают вслух. Оценивают свою работу. | Предлагает вспомнить, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Спрашивает, в каком темпе надо читать стихотворение. Почему. Громко или тихо будем читать. Почему. Предлагает прочитать вполголоса. Затем прочитать друг другу в парах. Потом несколько учеников читают вслух. Предлагает оценить свою работу. | Выразительное чтение | воспроизводить по памяти информацию,необходимую для решения учебной задачи (Познавательные УУД) Уметь делать выводы в результате совместной работы(Познавательные УУД) оценивать уровень владения тем или иным учебным действием Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; (Регулятивные УУД) Учиться выполнять различные роли в группе. (Коммуникативные УУД). |
8. Итог. Рефлексия. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение о поэте, как о человеке. Размышляют удалось ли нам понять чувства поэта. С помощью учителя делают вывод. Оценивают свою работу на уроке с помощью желтых и зеленых листочков. Пытаются поразмышлять, что самому в себе понравилось на уроке. | Подводит итог, спрашивая, о чем же это стихотворение, что вдохновило Бунина написать его, для чего он написал. Предлагает высказать свое мнение о поэте, как о человеке. Помогает сделать вывод. Предлагает оценить свою работу с помощью желтых и зеленых листочков. Спрашивает, что самому ученику понравилось в себе на этом уроке. Благодарит за работу. | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (Личностные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;(Личностные УУД) анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека(Регулятивные УУД) |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Тема | "Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление знаний." |
Класс | 4 |
Дата | 01.12.2023 г. |
Цель | Закреплять знания по устной и письменной нумерации многозначных чисел |
Задачи | Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений. Формировать навыки сложения и вычитания многозначных чисел. Формировать умение решать уравнения. Способствовать расширению кругозора, развитию внимания, мышления. |
Планируемые результаты | Познавательные УУДРазвиваем умения: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; - делать выводы на основе обобщения умозаключений; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - переходить от условно-схематических моделей к тексту. Коммуникативные Развиваем умения: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать про себя тексты учебников и при этом ставитьвопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного,выделять главное, составлять план; - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Регулятивные Развиваем умения: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения отдельной учебной задачи; - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; - в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Личностные - придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; - в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I.Организационный момент Цель: настроить на рабочий темп. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | Итак, друзья, внимание - вновь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее – начинается урок! Птица ль с криком легла на крыло… Дождь во мрак ли вползает тревожно. «Полюбить этот край – тяжело, Разлюбить этот край – невозможно»
Ребята, о каком районе идет речь? (о Бичурском районе). Скажите, пожалуйста, сколько лет исполнилось Бичурского района?( 300 лет) Как вы думаете, какое это число? (многозначное число) А что мы умеем делать с многозначными числами? (складывать и вычитать) Ребята, кто из вас сможет назвать тему нашего урока? (Сложение и вычитание многозначных чисел) Ребята, а мы умеем складывать и вычитать многозначные числа? (да, умеем) Тогда цель нашего урока закрепить знания по сложению и вычитанию многозначные чисел. | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. Математическая разминка. Цели: актуализировать знания о составе многозначных чисел. | Выполняют задание. Ответы учеников. Проговаривают медленно, а потом все вместе дружно. | - Внимательно посмотрите на доску. На доске написаны числа и буквы - Сейчас мы с этими числами поработаем. 98, 20012, 34295, 1309400, 923527, 80104, 6333. К р а ь л б о - Скажите, какое число из данного ряда можно считать лишним? (98) - Почему? (Оно двухзначное) - А все остальные какие? (многозначные) - Из предложенного ряда чисел назовите семизначное число? (1.309.400) - Назовите число, которое стоит после числа 20.012? (34.295) - Назовите чётные числа? (98, 20.012, 1.309.400, 80.1004) - Ребята, расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, на чём мы отправимся в путешествие. (98, 6333, 20012, 34925, 80104, 923527, 1.209.400) - Какое слово получилось? (КОРАБЛЬ). - На этом корабле мы сейчас с вами в путешествие в страну Математика. А я сегодня буду вашим капитаном. Это страна особая она состоит из нескольких островов. Чтобы попасть на этот остров повторяйте за мной. (По волнам корабль плывет, что же впереди нас ждет?) Интересно да ребята?(да) | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной форме. К – строят речевое высказывание в устной форме; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме. Л - взаимопомощь Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни |
III. Работа с многозначными числами. Цель: создать условия для применения знаний в новой ситуации Физминутка Цель: снять физическое и психическое напряжение | Выполняют задания, направленные на отработку умений в новой ситуации. Работают с многозначными числами. Два ученика записывают свои ответы на доске. Выполняют взаимопроверку. Осуществляют самоконтроль по заранее выработанным критериям. Выполняют движения согласно образцу | - Ребята мы попали на первый остров . Итак, кто живут на этом острове? (числа) - Значит, как он называется этот остров? «Остров чисел». Мы сейчас будем работать с числам. Ребята перед вами лежит карточка. Найдите задание под №1. Прочитайте его. (читает _____ вслух) Решите эти примеры, запишите только ответы. Поменяйтесь карточкой и выполним взаимопроверку, оцените работу друг друга. - Поднимите результат вашей работы. Для этого используйте сигнальные карточки. Молодцы, ребята ………. Оцените работу на этом острове. Останемся после уроков и про решаем примеры. - Мы отравляемся на следующий остров. А по пути мы сделаем физкультминутку. | Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Р - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса. П - осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. |
IV. Решение задачи. Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Решают задачу на нахождение части с предварительным разбором, совместным выполнением краткой записи. Ученица решает у доски. Остальные самостоятельно решают в тетрадях. Осуществляют самоконтроль по заранее выработанным критериям. | - Ребята, а вы любите решать задачи? - Тогда давайте решим задачу на стр. 60 . Открыли? Найдите задачу под № 264 1. О чём говорится в задаче? 2. Что известно в задаче? (было выдано 327 книг, осталось на 246 меньше, чем было выдано) 3. Что нужно узнать? (сколько всего книг было в библиотеке) 4. Давайте в тетрадях составим краткую запись задачи. Влад решает у доски. Выдано- 327 (книг) Осталось- на 246 (книги) меньше Всего- ?(книг) Как вы считаете, во сколько действий решается эта задача? (в 2 действия) Что можно узнать в первом действии? (мы можем узнать, сколько книг в библиотеке осталось) 327-246=81 (к) – осталось книг А нам что нужно узнать в задаче, прочитайте вопрос? Как мы это сделаем? 2. 327+81= 408(к)- было Запишите ответ: 408 книг. Прочитайте ответ Молодцы, оцените себя в оценочном листе | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями. Р - начинать и заканчивать действия в требуемый момент. К - вести диалог, аргументировано отвечать, слушать товарищей. |
V. Нахождение не известных. Цель: установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала. Выявить пробелы и провести коррекцию. | Решают уравнения. Самостоятельна работа. Сверяют свои результаты с ответами на доске. Осуществляют самоконтроль по заранее выработанным критериям. | - Перед нами какой остров? «Остров неизвестных». И мы с вами отправляемся дальше в путешествие. Наш корабль приплыл на остров «Остров уравнений». Скажите, что всегда присутствует в уравнениях (неизвестное). Какие бывают неизвестные (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое) - Посмотрите на карточку за задание № 2 ) А). 5900 – 3600= 6900 - 2600 Б).Х – 2711= 3309 Х=6.020 - Скажите, под какой буквой записано не уравнением? (под буквой А) - Почему? (это числовое равенство) - Сейчас я вам предлагаю вам решить это уравнение. Какой компонент нам неизвестен (уменьшаемое). Что нужно сделать чтобы найти уменьшаемое. (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.) Хорошо, приступаем к решению уравнения. Х-2711=3309 Х=3309+2711 Х=6020 6020-2711=3309 3309=3309 - Проверяем ребята. - Теперь оцените свою работу на острове уравнений. | П - поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта Р - управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность Л – сохранение мотивации к учению. К– точное и полное построение своих мыслей. |
VI. Геометрические фигуры. Цель: выявить качества знаний учащими, определить пробелы, установить их причины. | Отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют знания, выбирают ответы. Осуществляют самоконтроль по заранее выработанным критериям. Выполняют творческое задание. Показывают свою работу. | -И мы отправляемся на последний остров. Это «Остров Геометрических фигур». Мы приплыли на этот остров на вот таком корабле. Из каких геометрических фигур он состоит. - Какие еще геом. фигуры вы знаете? - А сейчас мне хочется, что бы выполнили творческое задание. - Я вам предлагаю создать здание нашей школы из геометрических фигур. - Покажите работу гостям. Оцените себя. | П - выполнение логических операций: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий; - использование полученных знаний. Л - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К - управление поведением – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Р - работа по намеченному плану. |
VII. Рефлексия. Цель: научить: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности. | Подводят итоги урока. Анализируют свою работу. Самостоятельно оценивают свою работу. | - Вам понравилось сегодня наше путешествие в страну Математика. (да) Во время нашего путешествия чему мы научились? Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке с помощью смайликов. Давайте посмотрим результат нашего путешествия. Пододвиньте к себе оценочные листы, посчитайте общий балл. Д/з. Ребята , какой сейчас год? Сколько лет нашей Бичуре?(300) дома составьте задачу и найдите в каком году образовалась наша Бичура. - Урок окончен. Спасибо за работу. | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока математики в 4 классе
Тип урока математики: закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Данный урок способствовал усвоению учащимися совершенствованию способов сложения и вычитания многозначных чисел.
В ходе урока решались три задачи:
Образовательные: дети совершенствовали навыки применения изученных приёмов вычисления.
Развивающие: закрепляли навыки по развитию умений, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выбирать главное.
Воспитательные: воспитывались такие качества как любознательность, интерес к математике, взаимопомощь. Личностные качества, такие как внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность.
Всё содержание урока я подводила к решению данных задач и программным требованиям по обновленным ФГОС.
На протяжении всего урока мною были запланированы различные формы организации обучения. На своём уроке старалась применять здоровьесберегающие технологии, используя моменты для отдыха детей.
Я старалась создать условия для мотивации детей, используя метод наглядности, работу в группах, фронтальную беседу. Также запланировала проблемные ситуации, которые были направлены на стимулирование и самостоятельность мышления детей, а также творческую активность моих воспитанников.
На каждом уроке математики стараюсь совершенствовать вычислительные навыки, навыки решения задач, развития логики, отрабатываю алгоритм решения уравнений.
При решении задач у учащихся отрабатываю способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решении жизненных задач. Это и является формированием функциональной грамотности.
На каждом уроке обращаю внимание на воспитательный аспект. Создаю ситуацию психологического комфорта, когда каждый ребенок чувствует себя уверенным в своём мнении и не боится выражать свою точку зрения.
Стараюсь сделать урок плотным, продумываю каждый этап, осуществляю дифференцированный подход к учащимся. Применяю разнообразные творческие виды заданий, учитывая индивидуальные особенности этого класса.
Я считаю, что дети на уроке работали активно, справились с поставленными мною задачами, могут применять полученные знания на практике.
Думаю, что урок, запланированный в соответствии с требованиями ФГОС, достиг всех поставленных мною целей.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Урок - виртуальная экскурсия по теме « Путешествие по карте России».
(Равнины, горы, моря)
Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных географических объектах России (равнины, горы, моря).
Задачи урока:
- Формировать умение работать с физической картой страны, умение находить основные географические объекты на карте.
- Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать любовь к родной стране, бережное отношение к её природным ресурсам.
Оборудование: учебник А.Плешакова 4 класс, атлас с картами, конверт с частями карты, компьютер, экран, проектор, презентация «Равнины, горы, моря».
Ход урока
Этап урока. | Действие учителя | Действие учеников | Примечание. |
I. Организацион-ный момент | Над Россией Солнце светит, - Почему в целом свете нет родней страны? | Ответы учеников. | Слайд №1 |
II. Сообщение темы и целей урока | - Сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашей стране. | Слайд №2 | |
III. Актуализация знаний. | - Чтобы узнать маршрут нашего путешествия, надо сложить по кусочкам контурную карту России. (Альбом-задачник для 4 класса А. Плешаков). -На этой карте цифрой 1 обозначено начало нашего путешествия, а пунктирной линией путь до первой остановки. -Где мы начнём свой путь? (Санкт-Петербург) -Где будет наша первая остановка? (п-ов Камчатка) -Посмотрите на свои карты, какой крупный город есть на Камчатке? (Петропавловск-Камчатский) -Как узнать, какое расстояние между Санкт-Петербургом и Петропавловском-Камчатским? (Измерить расстояние по линейке и умножить на масштаб карты) -Наш путь будет немного длиннее, так как добираться до Камчатки мы будем морским путём. На чём мы будем путешествовать? | Практическая работа в парах. Вывод: расстояние от Петербурга до Петропавловска приблизительно 6600 км. - На корабле. | |
IV. Изучение нового материала. | 1.Начало путешествия. -Итак, мы начинаем своё путешествие из города Санкт-Петербурга. Он построен на берегу Финского залива, чтобы иметь удобный выход к морю. Какое это море? Что вы о нём знаете? 2. Северные моря. - Наш путь лежит вперёд в моря Северного Ледовитого океана. Назовите их и покажите на карте. - Наши ребята подготовились к путешествию и будут коротко рассказывать нам об этих морях. 3. Моря Тихого океана. - Мы приближаемся к восточным границам нашей страны и попадаем в моря Тихого океана. Посмотрите на карту, какие моря омывают п-ов Камчатка? 4. Полуостров Камчатка. - Полуостров Камчатку, омываемый двумя морями и океаном, можно смело назвать горной страной с множеством рек и озёр. В этих краях находится самый высокий вулкан в Евразии под названием Ключевская сопка и 29 действующих на сегодняшний момент вулканов. Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6- 7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. 5. Алтай и Саяны. - А теперь мы пересядем на самолёт и будем осматривать нашу страну с высоты. Мы отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири в горы Алтая и Саян. - Что вы можете сказать о высоте гор? - На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия. 6.Западно-Сибирская равнина. - Наш путь пролегает над Западно-Сибирской равниной. Это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют “плоская равнина” Полюбуйтесь её красотой и прослушайте краткий рассказ. 7.Уральские горы. - У самолёта кончается горючее и мы делаем остановку на Уральской земле, богатой нефтью, газом и другими полезными ископаемыми. - Что вы можете сказать об этих горах? - Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае - Что это доказывает? | Рассказ учеников о море. Работа у доски. Ученики показывают моря на карте: Баренцево море, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. Рассказ о Беринговом и Охотском морях. Рассказ учеников о горах Алтая и Саян. - Горы довольно высокие. Их вершины покрыты снегом. Прослушивание озвученных слайдов. Рассказ ученика об Уральских горах. - Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная. - Уральские горы намного ниже Алтайских. | Слайд № 16 Слайд №2 Слайды № 8-12. Слайды № 13-14. Слайд № 24 Слайд № 21-22 Слайд № 3, 5 Слайд № 20 |
Физминутка. | - Итак, мы на привале. Надо отдохнуть и размяться. | Мы сейчас все дружно встанем, | |
8. Восточно-Европейская равнина. - Мы снова поднимаемся в воздух и сейчас наш путь проходит над Восточно-Европейской равниной. Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности. Эту равнину называют “холмистая равнина”, и ещё называют Русской равниной. 9. Кавказские горы. - А сейчас держим путь на юго-запад в горы. Их называют Кавказскими горами. - Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае. - Что вы можете сказать об этих горах? 10. Чёрное море. - Прежде чем вернуться домой, в наш северный город мы обязательно должны искупаться в тёплых водах Чёрного моря и погреться под ласковым южным солнцем. | Прослушивание озвученных слайдов. Рассказ ученика о Кавказских горах. Рассказ ученика о Чёрном море. | Слайд №3, 4 Слайд № 23 Слайд № 18 | |
V. Закрепление изученного материала. | - Вот и закончилось наше путешествие. Где же мы сегодня побывали? - Что вы можете сказать о форме земной поверхности нашей страны? - Давайте ещё раз вспомним некоторые места, в которых мы сегодня побывали. Разгадайте кроссворд. | Работа в парах. Листочки с кроссвордом лежат на партах у учеников. Задания высвечиваются на слайде. После работы ученики сверяют свои ответы со слайдом. | Приложение №1 Слайд № 26 |
VI. Рефлексия. | - Кому понравилось наше сегодняшнее путешествие? - Что интересного вы узнали о географии нашей страны? - В какой уголок России вам действительно захотелось бы совершить путешествие? Почему? - Как вы думаете, как нужно вести себя людям, чтобы не нанести вреда природе нашей страны? | ||
VII.Домашнее задание. | Прочитать текст учебника стр.32-37. Отметить на контурной карте равнины, горы и моря по которым мы путешествовали. По желанию можно нарисовать понравившийся уголок России. |
Литература.
Учебник. А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Издательство «Просвещение» 2010 год.
Атлас. Природоведение. 3-5 классы. Роскартография. 2010 год.
Детская энциклопедия. Наша Родина. Москва. «Педагогика» 1978 г.
Сборник. Наша Родина. Москва. Просвещение. 1984 г.
Ю.К. Ефремов. Природа моей страны.
М. Аджиев. Сибирь, которую я видел.
Ю. Пшонкин. Встречи у вулканов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
5 | ||||||||
2 | 4 | |||||||
6 | ||||||||
1 | 3 | |||||||
- Горы, которые условно делят материк на Европу и Азию.
- Море, воды которого не подвержены замерзанию.
- Самые высокие горы Сибири.
- Высочайшая точка Кавказских гор.
- Горная система между Чёрным и Каспийским морями.
- Самое маленькое северное море.
Предварительный просмотр:
Игнатьева Н.А.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Бичурская СОШ №5»
Конспект виртуальной экскурсии «Что Родиной моей зовётся…»
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Сокровища Земли под охраной человечества.
Тип урока: Урок – путешествие.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки, программы Microsoft Office 2007 и Power Point.
Целевая аудитория: обучающиеся 4 класса.
Цель:
- способствовать созданию условий для формирования и развития интереса к изучению предмета окружающий мир;
- приобретение учащимися глубокого интереса к культурным и природным достопримечательностям России, внесёнными в список Объектов Всемирного Наследия.
Задачи:
- познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;
- формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние окружающей среды;
- подвести обучающихся к ответу на вопрос "Почему нужно охранять Всемирное наследие России?» через задействование жизненного опыта школьников;
- содействовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за всемирное наследие России.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок!
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Титульный | Название нашей экскурсии: «Что Родиной моей зовется…» Виртуальная экскурсия в мир достопримечательностей природы и культуры России. Ваши предположения, с какими объектами будет сегодня наше знакомство? - Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим карту на с. 56 - 57 | Предполагаемые ответы: это должны быть объекты, имеющие всемирную ценность. Дети рассматривают карту и называют. | Переход на следующий слайд осуществляется автоматически после прослушивания пения птиц. |
№2 (пролог) | -В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и лишь некоторые сохранились до нашего времени. Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. Об этом мы послушаем рассказ ученика и рассмотрим эмблему на слайде | 1 ученик. Всемирное наследие включает объекты природы, объединенные названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединенные названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия. 2 ученик. Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творение человеческих рук. | На слайде автоматическая смена фотографий – объектов Всемирного наследия России на фоне музыкального сопровождения. Переход на 3 слайд - автоматический |
№ 3 маршрут экскурсии | Путешествуя по станциям маршрута, мы узнаем о сокровищах России, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы и культуры. | Знакомство с маршрутом. | Знакомит с маршрутом русская красавица – экскурсовод. Открывающиеся картинки – триггеры, кликнув на них, попадаете на первый слайд маршрута. |
№ 4 | История Руси всегда была связана с историей Московского Кремля. Послушаем об этом. Московский КремльСм. Приложение | Прослушивание стихотворение | На слайде автоматическая смена фотографий Кремля на фоне чтения стихотворения «Московский Кремль» Переход на следующий (5-й слайд) осуществляется по щелчку. |
№ 5 | История постройки Московского Кремля уходит вглубь веков. В 11 в., сначала на севере Руси (в Новгороде, Старой Ладоге, Изборске и Пскове), а затем и в других городах начинают возводить каменные и кирпичные стены. Великолепный архитектурный ансамбль Московского Кремля сложился в конце 15 – 17 вв. В его создании приняли участие русские и итальянские мастера. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким началась в 1156 году. Строительство деревянных стен Кремля начинается в XII веке, которые неоднократно укреплялись и перестраивались. Полвека спустя Дмитрий Донской расширяет Кремль и ставит взамен деревянных мощные стены с башнями из белого камня. Так выглядел Московский Кремль при Дмитрии Донском. С образованием во второй половине xv века Русского государства Московский Кремль вновь перестраивается, а территория его расширяется. Обветшалые белокаменные стены и башни заменяются кирпичными, укрепляются сильными крепостными башнями, различными по своим очертаниям: круглыми, прямоугольными, многогранными. Иван III поручил построить каменный дворец, но до его строительства не дожил и умер. Его сын достроил дворец и поручил обложить камнем и кирпичом ров вокруг стен, который затем заполнили водой. Так выглядел Московский Кремль при Иване III Сейчас Моско́вский Кре́мль — древнейшая часть Москвы, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен на высоком левом берегу Москвы реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади. | Учащиеся могут не только слушать и смотреть, но и дополнять информацией иллюстративный ряд. (если такое задание дать заранее). | Анимация на слайде установлена по щелчку, чтобы у учителя была возможность соотнести иллюстративный ряд с информационным. На слайде представлены фотографии истории строительства Кремля. Переход на следующий слайд осуществляется по щелчку |
№ 6 | Во время Великой Отечественной войны группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект –защита центра Москвы от налётов фашистской авиации. Учащиеся рассматривают карту. - Какую маскировку предприняли власти для защиты Кремля? Но спрятать такую огромную территорию было совсем непросто. Перекрашивать, - это был первый вариант маскировки. Звёзды на Кремлевских башнях погасли почти сразу – их зачехлили, золотые главы Кремлевских соборов покрасили, зубцы стен накрыли фанерой, на самих стенах нарисовали окна и двери. Вот так выглядел Кремль с Большого Москворецкого моста. Стену и башни замаскировали под жилые дома. На шпили Кремля натягивали чехлы, на площадь наносили специальную раскраску, создавая иллюзию жилых кварталов. Вот так раскрасили площади перед Кремлем.
| Учащиеся рассматривают карту маскировка Кремля. Ответы учащихся. | Представлена карта маскировки Кремля во время Великой Отечественной войны Анимация на слайде установлена по щелчку. |
№7 | Фашистов замаскированный Кремль сильно сбил с толку. Но все меры безопасности полностью защитить Кремль не смогли. Замаскировать все к первой бомбардировке не успели, ровно через месяц после начала войны в ночь на 22 июля бомба в 250 килограммов попадает в Большой Кремлевский дворец, между вторым и третьим окнами, но не взрывается. И все же 234 бомбардировщика смогли прорваться к Москве и сбросить 1610 фугасных бомб и около 100 тысяч зажигательных. Вот тут и помогла маскировка: примерно треть этого смертоносного груза попала в ложные цели. За девять месяцев бомбежек – с июля 1941-го по апрель 1942 года – пострадало лишь 19 предприятий, а также 227 зданий. Если бы не план Иофана, разрушений было бы в разы больше. За войну Москву бомбили 141 раз, из них Кремль – восемь, да и то, не причинив значительных повреждений. - С какой целью правительство Москвы так тщательно занимается маскировкой Кремля? | Ответы учащихся. Проявляет заботу о сохранении главной достопримечательности столицы. | Анимация на слайде установлена по щелчку. |
№ 8 | На территории Кремля находятся знаменитые соборы. Кто из вас знает, какие соборы расположены на территории Московского Кремля? Собор Покрова Пресвятой Богородицы, также называется Собором Василия Блаженного — православный храм. До начала XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов — постройки на территории Московского Кремля, расположенные к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Построены в 1635 – 1656 годы русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1860 году собор перестроили и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещания Богородицы Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами. На паперти Благовещенского собора (впервые расписана в 1564, затем заново в 1648 и частично в 1667 гг.) изображены греческие мудрецы: Аристотель (со свитком, на котором написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх. Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года). Сооружён в 1475 – 1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти . Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV . Открыт как музей в 1955 году. Верхоспасский собор — обиходное название комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Собор закрыт для свободного посещения, богослужения в нём не совершаются | Ответы детей. Просмотр фотографий. | Смена фотографий по стрелке Использован прием Интерактивная лента. Переход на следующий слайд – по щелчку. |
№ 9 | Ребята, история Кремля содержит в себе еще интересные факты: Кремль — самая крупная крепость на территории Европы, сохранившаяся и действующая до наших дней. Стоимость Кремля как объекта недвижимости C XVIII в. до начала ХХ в. его стены, по историческим описаниям, окрашивали в белый цвет. А в наше время стены Кремля периодически подкрашивают красной краской. | Подготовленные заранее учащиеся могут озвучить информацию об интересных фактах истории Кремля. | Возврат на начало маршрута по картинке - триггеру Переход на следующий слайд настроен по щелчку. |
№ 10 | В список Всемирного природного наследия нашей страны входит озеро Байкал. «Байкал дарит нам великую радость и огромное наслаждение. Он поражает монументальностью стиля, тем прекрасным, могучим и вечным, что заложено в его природе…» О.К.Гусев -Как вы понимаете эти слова? | Чтение текста со слайда. Ответы учащихся | Девочка – экскурсовод приглашает совершить путешествие по озеру Байкал. Анимация на слайде настроена автоматически. Переход на следующий слайд – по щелчку. |
№ 11 | Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. -Дети, предположите, какие животные водятся в озере Байкал? Очень разнообразен и уникален животный и растительный мир Байкала, что выделяет его среди других пресных озер. Кроме знаменитого байкальского омута в озере водится другие лососевые – сиг, ленок, таймень, даватчан. Красные рыбы (осетровые) представлены одним видом – байкальский осетр. Очень интересны прозрачные, живородящие голомянки. Нельзя упомянуть о байкальском тюлене – нерпе, который является единственным представителем млекопитающих в озере. Осенью на каменистых берегах можно увидеть многочисленные лежки этих животных. Множество птиц гнездится по берегам и на островах озера. | Ответы учащихся | Анимация на слайде настроена по щелчку. Переход на следующий слайд – по щелчку |
№ 12 | Ребята, Байкал красив и великолепен в любое время года. Предлагаю посмотреть, как выглядит он в разное время года. - Какие чувства вы пережили во время просмотра? | Просмотр фотографий Ответы детей. | Слайд содержит фотографии озера в разное время года. Просмотр на фоне музыкального сопровождения.. |
№ 13 | Интересные факты Если всю воду, содержащуюся в Байкале, разделить на всех граждан России, то на каждого придётся около 166,4 тыс. кубометров воды, что составляет примерно 2773 железнодорожных цистерн по 60 тонн каждая. В 1996 году Байкал был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Байкал впадают 336 рек и ручьёв, Обратимся у учебнику. На с. 58 – 59 прочитайте текст об озере Байкал. Что нового вы можете рассказать? Физкультминутка См. Приложение | Интересные факты из истории озера Байкал могут озвучит дополнительно подготовленные заранее ученики. Ответы учащихся. | Анимация на слайде автоматическая. Возврат на маршрут настроен кликом по картинке – триггеру. |
№ 14 | К бесценным сокровищам России относятся вулканы Камчатки. КАМЧАТКА - это замечательный край с неповторимой природой, подобной которой, нет больше в мире. Конечно, на Земле есть много замечательных мест, но Камчатка..., ее нельзя сравнить ни с чем. Где еще можно встретить такие вулканы и горы, горячие источники и водопады, реки, леса. Вулканы Камчатки — незабываемое зрелище. Ребята, кто из вас знает, сколько на Камчатке действующих и потухших вулканов? На Камчатке насчитывается примерно 30 действующих и около 1000 потухших вулканов. С 1996 года вулканы Камчатки входят в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стоит отметить, что в номинацию «Вулканы Камчатки» включены не только сами вулканы, а также и прилегающие к ним территории, характеризующиеся уникальным разнообразием биологических видов и живописными ландшафтами. | Ответы учащихся | Переход на следующий слайд по щелчку. |
№15 | Самый высокий вулкан Евразии — Ключевская Сопка (4750 м), это вулкан удивительно правильной классической формы. Ключевская Сопка собрала вокруг себя группу из 12 вулканов, район Ключевской группы вулканов имеет статус природного парка. Действующими являются Авачинский и Корякский. Авача постоянно в работе, последнее извержение было в 1991 г. Восхождение на Авачинский вулкан весьма популярно среди туристов, под руководством опытного инструктора на вершину можно подняться за 6 —8 часов. Последнее извержение умеренной силы у Корякского вулкана состоялось в 1956 — 57 гг. У подножий этих двух вулканов горожане занимаются овощеводством на дачных участках. Вулканы Карымский, Безымянный и Шивелуч чрезвычайно интересны вулканологам, так как их деятельность, рождение новых вулканических форм и геологических образований, происходит буквально на глазах. Вулкан Карымский (1486 м) — один из наиболее активных вулканов Камчатки. Имеет правильный конус с двумя сдвоенными кратерами на вершине размерами около 250 м. Активность вулкана продолжается с 1996 г. Вулкан Безымянный (2882 м). В кратере, возникшем при катастрофическом извержении вулкана в 1956 г., продолжает расти лавовый купол. С конца 70-х гг. прошлого столетия сильные извержения вулкана происходят регулярно — один или два раза в год. Последнее извержение вулкана наблюдалось 19 июня 2004 г. Вулкан Шивелуч (3823 м). В1980 г. внутри кратера начал расти лавовый купол, рост его продолжается и сейчас, сопровождаясь отдельными пепловыми выбросами и сильными извержениями. Последнее извержение произошло 10 мая 2004 г. . | Анимация на слайде настроена по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку. | |
№16 | Интересные факты. Банк России первого августа 2008 года выпустил набор памятных монет, посвящённых вулканам Камчатки. | Анимация на слайде настроена по щелчку. Возврат на маршрут настроен кликом по картинке – триггеру. | |
№17 | Наш экскурсовод приглашает нас совершить путешествие по знаменитому ансамблю Кижского погоста. | Дети слушают текст | Анимация - по щелчку. Звучит голос девочки. Переход на следующий слайд по щелчку. |
№18 | Покровская церковь - купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями. Церковь Преображения Господня - самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Главной особенностью сооружения является то, что церковь полностью сделана из дерева, а при строительстве не было использовано ни одного гвоздя! Шатровая колокольня со звонницей. Построена в 1862 – 1874 гг. Высота колокольни 30 м. | Анимация на слайде настроена по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку. | |
№ 19 | Красиво звучат колокола в Кижах! Далеко раздается по воде их звон, оглашая соседние окрестности. Дети, а кто из вас слышал колокольный звон наяву? Какие чувства вы испытывали в момент звучания колокола? | Ответы учащихся | На слайде – видео. Запускается щелчком. Переход на начало маршрута – кликом по картинке |
№ 20 | На следующем маршруте нас ожидает полет с девочкой – красавицей на самолете. Итак, приготовились! Нас ждет увлекательное путешествие по Золотым горам Алтая. «Алтай» с древнетюркского языка переводится как «Золотые горы». Возможно, речь идет о золоте, которое можно намыть в горных реках или спрятанном золоте могущественных духов или духовном богатстве народа Алтая. А возможно это золотой цвет гор в лучах заходящего солнца или осенний цвет листвы на их склонах. Горный хребет Алтайских гор располагается в Центральной Азии. Здесь, в месте, где сходятся границы Китая, России, Монголии и Казахстана, где берут свое начало реки Иртыш и Обь, родились великие «золотые горы». | ||
№21 | Золотые горы Алтая представлены пятью участками, позволившими получить статус Всемирного наследия. На юго-востоке Горного Алтая в верховьях и на правобережье реки Чулышман и к востоку от Телецкого озера расположенАлтайский Государственный природный заповедник. Он был организован в 1932 году и в 1998 году включен в список Всемирного природного наследия в составе участка «Золотые горы Алтая». Его площадь составляет около 864 тыс. га. В заповеднике 1190 озер, большинство из которых расположено в высокогорье. Многие очень глубокие — до 35—50 метров. Именно на территории этого заповедника и находится Телецкое озеро. Украшение Алтая — Телецкое озеро, которое называется «Малым Байкалом». Телецкое озеро издавна носило название «Алтын-Коль», что в переводе с алтайского означает «Золотое озеро». По поводу происхождения его названия рассказывают разные легенды. В середине августа здесь, в горах уже начинается осень. Берега озера, а точнее, горные хребты в долине, между которыми оно блистает, стоят и вправду золотые, багряные, пурпурные — осенние. Телецкое озеро красиво своим обликом, чистотой вод и зеленью темнохвойной тайги, шумом водопадов и ручьев. Это озеро лежит на высоте 436 метров в горах северо-восточной части Алтая. Кату́нский биосфе́рный запове́дник — государственный природный заповедник, в январе 2000 года получивший статус биосферного. Заповедник был создан 25 июня 1991 года. Заповедник расположен в высокогорьях Центрального Алтая. Площадь — 151 664 га. Центральная усадьба расположена в селе Усть-Кокса. Подлинный шедевр Алтая — гора Белуха, расположенная в Катунском хребте. Высочайшая гора Сибири, она имеет две острые вершины, разделённые широким седлом. Восточная, более высокая, поднимается на 4056 м над уровнем моря. Обе вершины и седло Белухи покрыты многолетними снегами и ледниками. Легенда о Белухе См. Приложение Для местных жителей Уок означает «конец всего». Как утверждают поверья, пастбища Укока лежат в преддверии небесного свода. Они находятся как бы за пределами человеческого взора, кричать здесь — святотатство, оскорбление могущественных духов. На самом юге Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии, среди скалистых гор затерялось плоскогорье Укок. Плато стало особенно известным после того, как на нем были открыты скифские курганы с замерзшими погребениями. Укок очень суров. | Анимация на слайде настроена по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку. | |
№22 | Интересные факты Интересно, что гора Белуха находится на одинаковом расстоянии от четырех мировых океанов. На плато Укок была найдена практически не поврежденная временем мумия скифской женщины, которую местные жители прозвали «принцессой Укока». | Анимация на слайде настроена по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку. | |
Ребята, предлагаю поработать в Рабочей тетради. Стр. 23. Задание № 3. Используя материалы презентации, заполните Таблицу 1 | Учащиеся работают в тетради, заполняя таблицу – распределение объектов Всемирного наследия в России на объекты природы и творения человека. | ||
№23 | Эпилог. _ Почему нужно защищать Всемирное наследие России? | Ответы учащихся | Анимация на слайде настроена автоматически. Возврат на маршрут по картинке – триггеру. |
Рефлексия. Творческая работа – написание синквейна. | Самостоятельная работа по написанию синквейна. |
Образец написания синквейна См. Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 Узнай автора Сказочные уроки Сказочные предметы Узнай героя Сказочные животные
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ 1879-1950 Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания сказки и песни родного Урала. Узнай автора 10
ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН 1855-1888 Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. Узнай автора 20
ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ 1803-1869 Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы. Узнай автора 30
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ 1791-1859 Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. Узнай автора 40
Узнай героя 10 Дарёнка Девочка – сиротка шести лет.
Узнай героя 20 Миша Послушный воспитанный мальчик, очень наблюдателен и любознателен.
Узнай героя 30 Хозяин дикого сада, больной мальчик из сказки «О жабе и розе» Маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.
Узнай героя 40 Купец Богатый человек, вдовец.
Сказочные животные 10 Серебряное копытце У него на правой передней ноге серебряное копытце. Рожки у него отменные, по пять веток.
Сказочные животные 20 СОЛОВЕЙ Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год Ласточка день начинает, а он кончает Не нужна ему золотая клетка, а нужна зелёная ветка.
Сказочные животные 30 Жаба Она сидела, закрыв перепонками свои глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые бока.
Сказочные животные 40 Молодой принц - королевич Не зверь, не человек, а так какое – то чудище, страшное и лохматое.
Сказочные предметы 10 Аленький цветочек. Цветочек, которого краше нет на белом свете.
Сказочные предметы 20 Табакерка Сделана из черепахи. На крыше ворота, башенки, домики, золотые деревья, а на них серебряные листочки…
Сказочные предметы 30 Роза Она распустилась в хорошее майское утро, раскрыла свои лепестки, роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.
Сказочные предметы 40 Хризолиты Камешки красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие.
Сказочные уроки 10 «Аленький цветочек Волшебная сказка, где добро побеждает зло.
Сказочные уроки 20 «Городок в табакерке» Научно – фантастическая сказка, автор которой помог нам понять как устроена музыкальная табакерка
Сказочные уроки 30 «Серебряное копытце» Каждый из героев верил в сказку и хотел увидеть чудо.
Сказочные уроки 40 «Сказка о жабе и розе» Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
http://www.hereisfree.com/content1//pic/zip/201122421113324977801.jpg идея кнопки «домик» http://gatet.files.wordpress.com/2010/06/me.jpg знак вопроса с человечком http://www.design-web.com.ua/wp-content/uploads/2012/11/owl.jpg мудрая сова
Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Автор игры Габова Элина Валерьевна учитель начальных классов МОУ «СОШ №15» г. Сыктывкар