Дидактические материалы
Тесты, контрольные работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тесты по чтению для учащихся 4 класса по программе «Школа России».
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Игнатьева Надежда Алексеевна
2023 год
1 полугодие.
1. «Летописи. Былины. Жития.»
1. Какое прозвище получил князь Олег?
А) Гордый
Б) Славный
В) Вещий
2. С кем воевал Олег?
А) с греками
Б) с турками
В) с немцами
3. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?
А) от любимого коня
Б) от укуса змеи
В) от отравленного вина
4. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?
А) в восточную
Б) в западную
В) в северную
5. В какое дерево попала стрела Ильи?
А) клён
Б) дуб
В) сосна
6. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?
А) за женитьбу
Б) за освобождение от врагов
В) за принятие из закона
7. Где Илья нашёл сокровища?
А) под крестом
Б) в пещере
В) в лесу под деревом
8. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?
А) Кирилл
Б) Сергий
В) Варфоломей
9. Сколько детей было у родителей С.Радонежского?
А) 1
Б) 2
В) 3
10. Как звали мать преподобного Сергия?
А) Мария
Б) Анна
В) Ольга
11* Объясни, что такое летопись. __________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чудесный мир классики.
1. Через сколько дней кобылица родила для Ивана коней?
А) через 3
Б) через 5
В) через 7
2. Что сделали братья с конями Ивана?
А) украли
Б) выпустили на волю
В) зарезали
3. Кто купил коней Ивана?
А) городничий
Б) купец
В) царь
4. Как звали няню Саши Пушкина?
А) Нина
Б) Арина
В) Ирина
5. Какое время года Пушкин называет унылой порой?
А) зиму
Б) осень
В) весну
6. Как звали жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?
А) Елисей
Б) Алексей
В) Енисей
7. Что значит «сенная девушка»?
А) подруга
Б) служанка
В) кукла из соломы
8. Как звали пса семи богатырей?
А) Соболько
Б) Дружок
В) Соколко
9. Кто подсказал королевичу, где искать невесту?
А) солнце
Б) месяц
В) ветер
10. Сколько лет странствовал Ашик-Кериб?
А) 7
Б) 5
В) 3
11.Что дал человек на белом коне Ашик-Керибу как доказательство того, что он за один день преодолел огромное расстояние?
А) золотое блюдо
Б) сааз
В) комок земли
12. Что означает имя Ашик-Кериб?
А) богатый купец
Б) нищий певец
В) храбрый
13. Как мама ласково называла мальчика в рассказе «Детство»?
А) Коленька
Б) Николенька
В) Колюшка
14. Чем занимался герой рассказа «Детство» перед сном?
А) молился
Б) читал
В) смотрел телевизор
15. Сколько денег заработал мужик, убравший камень с дороги?
А) 100 рублей
Б) 200 рублей
В) 300 рублей
16. В каком классе учился Чечевицын из рассказа «Мальчики»?
А) в 1
Б) во 2
В) в 3
17. Сколько сестёр было у Володи в рассказе А.Чехова?
А) 1
Б) 2
В) 3
18. Куда собирались бежать мальчики?
А) В Африку
Б) В Австралию
В) В Америку
19* Составь кроссворд по данному разделу.
3. Поэтическая тетрадь.
Узнай, из какого стихотворения эти строки и заполни таблицу (под каждой цифрой, поставь соответствующую букву).
- Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
- «Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»
- Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
А - «Школьник»
Б - «Весенний дождь»
В – «Дети птичка»
Г – «Листопад»
1 | 2 | 3 | 4 |
5* Перечисли авторов стихотворений: ___________________________________
____________________________________________________________________
4. Литературные сказки.
- Как назывался городок в табакерке?
А) Динь-динь
Б) Дон- дон
В) Дзынь – дзынь
2. Кто был надзирателем в городке?
А) Винтик
Б) Валик
В) Болтик
3. Кем было Пружинка?
А) царевна
Б) королева
В) принцесса
4. Кого, в сказке о розе и жабе, мальчик поил молоком?
А) жабу
Б) ежа
В) кота
5. Почему весной мальчик не выходил в сад?
А) был болен
Б) переехал
В) не хотел
6. Что хотела сделать жаба с розой?
А) сорвать
Б) понюхать
В) съесть
7. Как звали девочку из сказки «Серебряное копытце»?
А) Дарёнка
Б) Мурёнка
В) Бурёнка
8. Какая кличка была у кошки, которую Кокованя взял вместе с девочкой?
А) Дарёнка
Б) Мурёнка
В) Бурёнка
9. Какое животное автор назвал Серебряным копытцем?
А) оленя
Б) козла
В) лося
10. Какая из дочерей, в сказке «Аленький цветочек», заказала привезти «тувалет из хрусталю восточного»?
А) старшая
Б) средняя
В) младшая
11. На какой палец нужно было надеть перстень, чтобы оказаться дома или во дворце чудища лесного?
А) на правый мизинец
Б) на указательный правый палец
В) на средний левый палец
12. Что сделали старшие сёстры, чтобы младшая не вернулась к чудищу?
А) спрятали перстень
Б) уговорили остаться
В) перевели часы назад
13.Сколько лет провёл принц в образе чудища?
А) 30
Б) 12
В) 33
14* Опиши одного из понравившихся тебе сказочных героев.
2 полугодие.
1. «Делу время – потехе час».
- Что потеряли дети, в сказке Е.Шварца?
А) деньги
Б) время
В) дружбу
2. На сколько кругов нужно было детям повернуть стрелки часов, чтобы вернуть потерянное время?
А) 12
Б) 65
В) 77
3. Из какого произведения эти строки: И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.
А) «Главные реки»
Б) «Что любит Мишка»
В) «Никакой горчицы я не ел»
4. Музыку какого композитора играл учитель пения в рассказе «Что любит Мишка»?
А) Шопен
Б) Бах
В) Шостокович
5. Почему мальчику из рассказа «Никакой горчицы я не ел» было скучно?
А) обидели взрослые
Б) от безделья
В) не было денег на трамвай
6.* Какое произведение тебе больше понравилось?__________________
Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Страна детства.
- В рассказе «Как я ловил человечков» мальчик использовал в качестве приманки
А) леденец
Б) шоколад
В) пряник
2. Какое из слов не имеет отношения к пароходу?
А) мачта
Б) корма
В) патент
3. Эдвард Григ был
А) композитором
Б) художником
В) врачом
4. Во сколько лет Дагни Педерсен получила подарок от Э.Грига?
А) 16
Б) 18
В) 20
5. Как называется большое музыкальное произведение для оркестра?
А) опера
Б) симфония
В) фонограмма
6. Какой подарок в рассказе «Ёлка» мама, вместо Миньки, подарила другому мальчику?
А) робота
Б) машинку
В) паровоз
7. Какую игрушку разбили Минька и Лёля?
А) фарфоровую кружку
Б) фарфоровую лошадку
В) фарфоровую куклу
8*. Как ты думаешь, почему раздел называется «Страна детства?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Поэтическая тетрадь.
Ответь на вопросы «да», «нет».
1.И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идёт,
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Эти строки из стихотворения А. Брюсова «Детская»
Да нет
- Верно ли написаны фамилия, имя и отчество поэта – Сергей Александрович Есенин?
Да нет
- В стихотворении М.Цветаевой «Наши царства», речь идёт о царстве взрослых и царстве детей.
Да нет
- Мне опять приснились дебри…
Дебри – это крутой берег, обрыв.
Да нет
5* Соедини автора и название произведения.
С. Есенин Наши царства
В.Брюсов Бабушкины сказки
М.Цветаева Опять сон
Детская
4. Природа и мы.
1.Какая настоящая фамилия у Д.Н.Мамина- Сибиряка?
А) Мамин
Б) Сибиряк
В) Мамин-Сибиряк
2. Приёмышем называли…
А) собаку
Б) лебедя
В утку
3. Как поступили с Жулькой, из рассказа А.Куприна, кагда она совсем ослабела?
А) отнесли к ветеринару
Б) перенесли в дом
В заперли в дровяном сарае
4. Как изначально назвали собаку в рассказе «Выскочка»?
А) Бия
Б) Вьюшка
В) Выскочка
5. Выскочкой автор называет…
А) собаку
Б) ворону
В) сороку
6. Чем занимался Е.Чарушин в рассказе «Кабан»?
А) рисовал животных
Б) гулял
В) кормил оленя
7. Что случилось с папой стрижонка Скрипа?
А) унёс сокол
Б) сшибли из рогатки
В) проглотила гадюка
8. Как звали вожака стрижей в рассказе «Стрижонок Скрип»?
А) белое брюшко
Б) чёрная спинка
В) серая шейка
9. Что произошло с мамой стрижонка Скрипа?
А) унёс сокол
Б) сшибли из рогатки
В) проглотила гадюка
10. В каком рассказе встречался олень Серёжа?
А) «Приёмыш»
Б) «Выскочка»
В) «Кабан»
11* Придумай вопрос для одноклассников по данному разделу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Поэтическая тетрадь.
Выбери верные утверждения и отметь их знаком «+».
- Б.Л.Пастернак в стихотворении «Золотая осень» сравнивает осеннюю природу с выставкой картин.
- С.А.Клычков написал стихотворение «Весна в лесу».
- Бабьим летом называют начало весны.
- Н.М.Рубцов в стихотворении «Сентябрь» радуется громкому лаю, листьям, корове, грачу.
- На лебёдушку из стихотворения С.Есенина напал коршун.
- Лебёдушка была хорошей матерью и оберегала детей.
7*. Чем похожи стихи из данного раздела?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Родина.
Допиши недостающие слова в четверостишьях.
1.Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина _________________________
- Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и ______________________
- Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо, недалеко.
«Глория» по-русски значит «________________»
Это вам запомнится легко.
4. И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над _________________
И низкий холмик со звездой…
5* Соедини имя отчество автора с его фамилией и произведением, которое он написал.
Иван Савич Жигулин Русь
Спиридон Дмитриевич Слуцкий Родине
Анатолий Владимирпович Дрожжин Лошади в океане
Борис Абрамович Никитин О, Родина! В неярком блеске
7. Страна фантазия.
1. Какая фамилия была у профессора, придумавшего Электроника?
А) Вьюгов
Б) Снегов
В) Громов
2. Чем подкреплялся Электроник?
А) электрическим током
Б) бензином
В) обычной пищей
3. Как назывался разведкатер Алисы?
А) Лотос
Б) Пегас
В) Вегас
4. Как Алиса усмирила кустики?
А) полила водой
Б) подстригла ножницами
В) отогнала шваброй
5. Что любил пить самый маленький кустик?
А) воду
Б) чай
В) компот
6* Придумай необычный предмет, дай ему название и объясни для чего он.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Зарубежная литература.
Из каких произведений эти отрывки?
- Он выдернул колышки, вокруг которых были обмотаны сотни тонких, крепких верёвочек, и поднял руку.
А) Путешествие Гулливера
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
2. Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня, с большими мраморными лестницами; одна из которых спускалась прямо к морю.
А) Святая ночь
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
3. Он сел на самый конец сосновой скамьи, а девочка, вздёрнув носик, отодвинулась от него подальше.
А) Приключения Тома Сойера
Б) Святая ночь
В) Путешествие Гулливера
4. Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах.
А) В Назарете
Б) Путешествие Гулливера
В) Святая ночь
5. Мальчик с радостью рассказывал ему, что у каждой птички будет свой имя и все они будут петь.
А) В Назарете
Б) Святая ночь
В) Приключения Тома Сойера
6* Какие ещё произведения зарубежных писателей ты читал?
_________________________________________________________
Ответы к тестам
1. «Летописи. Былины. Жития.»
1- в
2- а
3- а
4- б
5- б
6- в
7- а
8- в
9- в
10- а
2. Чудесный мир классики.
1-а, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-в, 10-а, 11-в, 12-б, 13-б, 14-а, 15-б, 16-б, 17-в, 18-в
3. Поэтическая тетрадь.
1 | 2 | 3 | 4 |
б | в | а | г |
4. Литературные сказки
1-а, 2- б, 3- а, 4- б, 5- а, 6- в, 7- а, 8- б, 9- б, 10- б, 11-а, 12- в, 13- а.
2 полугодие.
1.«Делу время – потехе час».
- Б, 2- в,3- а, 4- а, 5- б,
2.«Страна детства»
1- а
2- в
3- а
4- б
5- б
6- в
7 –в
3.Поэтическая тетрадь
- Нет, 2-да, 3-да, 4- нет
С. Есенин Наши царства
В.Брюсов Бабушкины сказки
М.Цветаева Опять сон
Детская
4.Природа и мы
- – а,
- – б
- – в
- – а
- – в
- – а
- – б
- – а
- – а
- – в
5.Поэтическая тетрадь
1 +, 2+, 3 -, 4 +, 5 -, 6 +
6.Родина
- православная
- святой
- слава
- колокольней
5. Иван Савич Жигулин Русь
Спиридон Дмитриевич Слуцкий Родине
Анатолий Владимирпович Дрожжин Лошади в океане
Борис Абрамович Никитин О, Родина! В неярком блеске
7.Страна фантазия.
1.- в
2.- а
3.- б
4.- а
5.-в
8. Зарубежная литература.
1- а
2- б
3-а
4- в
5- а
Предварительный просмотр:
Тесты к разделу «Земля и человечество»
ТЕСТ №1
ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
- Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.
а) история;
б) география;
в) экология;
г) астрономия.
- Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.
а) 7; б) 9; в) 11.
3. Установи соответствие.
Солнце
Венера
ПЛАНЕТЫ Полярная
Марс
ЗВЁЗДЫ Земля
Нептун
4. Какова форма Земли? Обведи нужную букву.
а) квадрат;
б) треугольник;
в) шар;
г) куб.
5. Допиши предложение.
- Ближайшая к Земле звезда – это ____________________________.
6. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.
Метеориты, Солнце, материки, планеты, звезды.
Тесты к разделу «Земля и человечество»
ТЕСТ №1
ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Кто изучает небесные тела? Обведи нужную букву.
а) географы;
б) астрономы;
в) экологи;
г) историки.
2. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.
а) 5; б) 12; в) 9.
3. Установи соответствие.
Венера
Юпитер
ЗВЁЗДЫ Полярная
Солнце
ПЛАНЕТЫ Земля
Сатурн
4. Какова форма Солнце? Обведи нужную букву.
а) куб;
б) квадрат;
в) звезда;
г) шар.
5. Допиши предложение.
- Огромное раскаленное космическое тело – это _____________________.
6. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.
Кометы, планеты, звёзды, Солнце, равнины.
Тесты к разделу «Земля и человечество»
ТЕСТ №2
ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
- Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.
а) астрономия;
б) география;
в) история;
г) экология.
- Что такое глобус? Обведи нужную букву.
а) модель Солнца;
б) модель Земли;
в) модель шара.
- Как Мартин Бехайм назвал вою модель первого глобуса? Обведи нужную букву.
а) «земное яблоко»;
б) «голубой шар»;
в) «земной шар».
4. Допиши предложение.
Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются _________________.
5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.
а) показывает расстояние на местности между объектами;
б) показывает количество предметов на местности;
в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
6. Что общего у глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) имеют общие места;
б) имеют одну и ту же форму;
в) одинаково указаны материки и океаны;
г) имеют экватор, параллели и меридианы;
д) одинаково указаны Северный Полюс и Южный Полюс.
Тесты к разделу «Земля и человечество»
ТЕСТ №2
ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
- Кто изучает и описывает нашу планету Земля? Обведи нужную букву.
а) астрономы;
б) биологи;
в) географы;
г) экологи.
- Что такое карта полушарий? Обведи нужную букву.
а) карта, на которой дано изображение какой – то территории;
б) карта, на которой изображены две половины земного шара;
в) карта, на которой изображена вся Земля.
3. Какую форму имела первая географическая карта мира? Обведи нужную букву.
а) форму круга;
б) форму треугольника;
в) форму квадрата.
4. Допиши предложение.
- Горизонтальные линии, расположенные на глобусе параллельно друг другу называется __________________________.
5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.
а) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте;
б) показывает количество предметов на местности;
в) показывает расстояние на местности между объектами.
6. В чём различие глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) имеют разные цвета;
б) имеют разные обозначения;
в) имеют разный масштаб;
г) имеют разную форму;
д) глобус – это целый шар, а на карте две половинки.
Тесты к разделу «Земля и человечество»
ТЕСТ №3
ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Как называется наука о прошлом людей? Обведи нужную букву.
а) география;
б) история;
в) астрономия;
г) экология.
2. Что такое исторический источник? Обведи нужную букву.
а) документ, срок действия которого давно истёк;
б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён;
в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.
3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишнее.
Древняя рукопись, монеты, современные изделия, легенды, пословицы и поговорки, правила поведения в метро, памятники, здания.
4. Допиши предложения.
- Людей, которые производят раскопки древних поселений, называют _______________________________.
- Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения, называется __________________________________.
5. В каком городе был открыт первый музей в России – Кунсткамера? Обведи нужную букву.
а) в Санкт – Петербурге;
б) в Москве;
в) в Суздале.
Тесты к разделу «Земля и человечество»
ТЕСТ №3
ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Кто изучает прошлое человеческого общества? Обведи нужную букву.
а) экологи;
б) географы;
в) астрономы;
г) историки.
2. Что такое архив? Обведи нужную букву.
а) хранилище предметов старины;
б) хранилище документов;
в) древние записи о событиях прошлых лет.
3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишние.
Старинные сооружения, книги, монеты, современная одежда, сказания и легенды, цветы, названия городов, правила перехода улиц.
4. Допиши предложения.
- Людей, которые ведут записи событий своего времени, называют ___________________________________.
- Одна из наук-помощниц истории – это _________________________.
5. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.
а) Пётр Первый;
б) Иван Грозный;
в) Екатерина Вторая.
Тесты к разделу «Природа России»
ТЕСТ №4
ТЕМА: «ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на остовах Северного Ледовитого океана.
2. Как называется зима в Арктике? Обведи нужную букву.
а) полярный день;
б) Полярная звезда;
в) полярная ночь.
3. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.
- Лишайники, кедры, мхи, полярные маки, бузина.
4. Какие животные обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.
а) белые медведи;
б) нутрии;
в) моржи;
г) лоси;
д) тюлени.
5. Восстанови цепь питания.
Водоросли …… рыбы …… белые медведи.
6. Каково значение Арктики для человека? Обведи буквы правильных ответов.
а) здесь выращивают фрукты;
б) здесь перевозят грузы;
в) здесь развит рыболовный промысел;
г) здесь добывают полезные ископаемые;
д) здесь ведут наблюдения за погодой.
Тесты к разделу «Природа России»
ТЕСТ №4
ТЕМА: «ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.
а) на островах Атлантического океана;
б) на островах Северного Ледовитого океана;
в) на островах Тихого океана.
2. Как называется лето в Арктике? Обведи нужную букву.
а) Полярная звезда;
б) полярная ночь;
в) полярный день.
3. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.
- Мхи, черёмуха, полярный мак, орешник, лишайники.
4. Какие птицы обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.
а) тупики;
б) кайры;
в) аисты;
г) гагарки;
д) гаги.
5. Восстанови цепь питания.
….. рачки …… гагарки белые медведи.
6. Какие меры приняты для защиты природы Арктики? Обведи буквы правильных ответов.
а) запрещена охота на редких животных;
б) запрещено движение судов по Северному морскому пути;
в) ограничена рыбная ловля;
г) полярники расчищают поверхность островов от снега;
д) взяты под охрану «птичьи базары».
Тесты к разделу «Природа России»
ТЕСТ №5
ТЕМА: «ТУНДРА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву.
а) севернее арктических пустынь:
б) южнее арктических пустынь.
2. Установи соответствие.
3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.
- Лишайник, мхи, брусника, грибы, морошка, карликовая берёзка, яблоня.
4. Какие животные обитают в тундре? Обведи буквы правильных ответов.
а) песец;
б) тюлень;
в) волк;
г) лемминг;
д) северный олень.
5. Восстанови цепи питания.
Растения …… волки;
… белые куропатки кречет.
6. Каково значение тундры для человека? Обведи буквы правильных ответов.
а) здесь заготавливают полезные для человека ягоды, грибы;
б) здесь развито оленеводство;
в) здесь добывают каменный уголь, нефть и газ;
г) здесь отличные условия для отдыха и лечения;
д) здесь развит пушной промысел.
Тесты к разделу «Природа России»
ТЕСТ №5
ТЕМА: «ТУНДРА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву.
а) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.
2. Установи соответствие.
3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.
- Карликовая ива, ясень, морошка, голубика, мхи, розы, лишайники, голубика.
4. Какие птицы прилетают в тундру? Обведи буквы правильных ответов.
а) журавли;
б) гуси;
в) кукушки;
г) кулики;
д) лебеди.
5. Восстанови цепи питания.
Растения … .… белая сова;
…… лемминги песцы.
6. Какие меры необходимо принять для защиты природы тундры? Обведи буквы правильных ответов.
а) защитить тундру от вредного воздействия транспорта;
б) запретить добычу полезных ископаемых;
в) не допускать загрязнение тундры;
г) взять под охрану оленьи пастбища;
д) запретить оленеводство;
е) взять под охрану редких животных.
Тесты к разделу «Природа России»
ТЕСТ №6
ТЕМА: «ЗОНА СТЕПЕЙ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Какая природная зона сменяет к югу зону лесов? Обведи нужную букву.
а) зона арктических пустынь;
б) зона степей;
в) зона тундры.
2. Установи соответствие.
3. Какие растения встречаются в степях? Вычеркни лишнее.
- Ковыль, шиповник, типчак, лишайники, ель, тюльпаны, ясень.
4. По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне. Допиши предложения.
- Самый мелкий из журавлей – это _______________________________.
- Хищный зверь, поедающий грызунов - это _______________________.
5. Восстанови цепи питания.
- Насекомые кузнечики ……… ;
- ….. .. суслик степной орёл.
6. Каково значение зоны степей для человека? Оведи буквы правильных ответов.
а) здесь хорошие условия для полеводства садоводства;
б) здесь развито оленеводство;
в) здесь добывают поваренную соль природный газ;
г) здесь хорошие условия для пастбищ;
д) здесь заготавливают полезные для человека ягоды и грибы.
Тесты к разделу «Природа России»
ТЕСТ №6
ТЕМА: «ЗОНА СТЕПЕЙ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Какая природная зона сменяет к югу зону лесов? Обведи нужную букву.
а) зона степей;
б) зона арктических пустынь;
в) зона тундры.
2. Установи соответствие.
3. Какие растения встречаются в степях? Вычеркни лишнее.
- Ирисы, берёза, типчак, пихта, ковыль, тюльпаны, терн.
4. По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне. Допиши предложения.
- Самая крупная птица нашей страны – это ________________________.
- Ядовитая охотница, по спине которой проходит зигзагом тёмная полоса - это _______________________.
5. Восстанови цепи питания.
- Растения ……… степная гадюка;
- ….. кобылки ящерицы.
6. Какие меры необходимо принять для защиты природы степной зоны? Обведи буквы правильных ответов.
а) ограничить выпас скота;
б) ограничить рыбную ловлю;
в) запретить изучение и описание природы степей;
г) прекратить распашку степи;
д) взять под охрану редких животных.
Тесты к разделу «Природа России»
ТЕСТ №7
ТЕМА: «У ЧЁРНОГО МОРЯ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Где расположено Черноморское побережье Кавказа? Обведи нужную букву.
а) в арктической зоне страны;
б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне;
г) в степной зоне страны.
2. Установи соответствие.
3.Какие деревья встречаются в лесах на склонах гор Черноморского побережья? Обведи нужную букву.
а) дуб, бук, каштан;
б) ель, сосна, пихта;
в) ольха, липа, берёза.
4. Какие животные обитают на Черноморском побережье? Вычеркни неверное.
- Морские коньки, сайгаки, дрофа, хомяк, косуля, чайки, медузы, летяга, баклан.
5. Восстанови цепи питания.
- ….. цикада ящерица кавказская;
- Мухи богомол …….. .
6. Каково значение Черноморского побережья для человека? Обведи буквы правильных ответов.
а) здесь можно увидеть красивые растения, привезённые из тёплых стран;
б) здесь хорошие условия для развития оленеводства;
в) здесь хорошие условия для отдыха и лечения;
г) здесь хорошие условия для развития садоводства и виноградарства;
д) здесь развит пушной промысел.
Тесты к разделу «Природа России»
ТЕСТ №7
ТЕМА: «У ЧЁРНОГО МОРЯ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Где расположена субтропическая зона России? Обведи нужную букву.
а) в центре страны;
б) на востоке страны;
в) на побережье северных морей;
г) на побережье Черного моря.
2. Установи соответствие.
3.Какие растения выращивают в парках и на улицах городов Черноморского побережья? Обведи нужную букву.
а) кипарисы, магнолии, пальмы;
б) липы, джузгун, маки;
в) полынь, типчак, ель.
4. Какие животные обитают на Черноморском побережье? Вычеркни неверное.
- Дельфины, кабан, богомол, тушканчик, фазан, жук жужелица, краб, беркут, медуза.
5. Восстанови цепи питания.
- Растения ………. чайки;
- Улитки жужелица кавказская ……. .
6. Какие меры необходимо принять для сохранения природы Черноморского побережья? Обведи буквы правильных ответов.
а) взять под охрану редкие растения;
б) ограничить выпас скота;
в) не допускать загрязнение моря;
г) запретить отдых и лечение людей;
д) взять под охрану редких животных.
Тесты к разделу «Родной край – часть родной страны»
ТЕСТ №8
ТЕМА: «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что относится к полезным ископаемым? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) кирпич; г) бензин;
б) нефть; д) торф.
в) каменный угль;
2. Какое свойство торфа является главным? Обведи нужную букву.
а) горючесть;
б) рыхлость;
в) хрупкость.
3. Подчеркни полезные ископаемые, которые относятся к строительным.
гранит известняк нефть
торф глина песок
природный газ каменный угль железная руда
4. Допиши предложение.
- Бензин, керосин, лаки, краски, пластмассы, вазелин, мазут изготавливают из ___________________________________.
5. Установи соответствие. Где добывают полезные ископаемые?
6. Какие меры необходимо применять по охране подземных богатств? Обведи буквы правильных ответов.
а) использовать очень экономно;
б) при перевозке не рассыпать и не проливать;
в) прекратить использование подземных богатств;
г) заменять более дешёвыми.
Тесты к разделу «Родной край – часть родной страны»
ТЕСТ №8
ТЕМА: «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что относится к полезным ископаемым? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) природный газ; г) железная руда;
б) глина; д) краски.
в) вода;
2. Какое свойство железной руды является главным? Обведи нужную букву.
а) блеск;
б) прозрачность;
в) плавкость.
3. Подчеркни полезные ископаемые, которые относятся к горючим.
железная руда торф гранит
уголь; известняк природный газ
глина нефть песок
4. Допиши предложение.
- Кирпичи, черепицу для крыш, посуду, вазы, горшки, облицовочную плитку изготавливают из ___________________________________.
5. Установи соответствие. Где добывают полезные ископаемые?
6. Какие меры необходимо применять по охране подземных богатств? Обведи буквы правильных ответов.
а) при перевозке не рассыпать и не проливать;
б) заменять более дешёвыми;
в) перевести в заповедник;
г) использовать очень экономно.
Тесты к разделу «Родной край – часть родной страны»
ТЕСТ №9
ТЕМА: «ЖИЗНЬ ЛУГА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Почему луг является природным сообществом? Обведи нужную букву.
а) растения украшают луг своими цветами;
б) все обитатели луга живут совместно и тесно связаны между собой;
в) животные питаются растениями луга.
2. Какие растения растут на лугу? Подчеркни.
- Берёза, колокольчик, герань, мятлик, ель, клевер, лютик, тысячелистник, камыш, мышиный горошек, тимофеевка.
3. Кого называют санитарами луга? Обведи нужную букву.
а) жуков навозника и могильщика;
б) пчёл и трясогузок;
в) кузнечиков и ящериц.
4. Восстанови цепи питания.
- Остатки растений …… трясогузка;
- Мятлик мыши ……. .
5. Как человек использует луг? Заполни схему.
6. Какая деятельность людей губительна для лугов? Вычеркни неверное.
Вылавливание лягушек и жаб, прогулки по лугу, разорение птичьих гнёзд, игра на музыкальном инструменте, сжигание сухой травы, бег по утрам, заготовка кормовых растений.
Тесты к разделу «Родной край – часть родной страны»
ТЕСТ №9
ТЕМА: «ЖИЗНЬ ЛУГА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Почему луг является природным сообществом? Обведи нужную букву.
а) на лугу растения растут друг с другом;
б) животные распространяют плоды и семена растений;
в) жизнь растений животных луга тесно связана, они живут сообща.
2. Какие животные живут на лугу? Подчеркни.
- Бабочки, шмели, медведи, мыши, перепела, ящерицы, трясогузки, белки, бобры, кузнечики, жуки – навозники, жабы.
3. На лугах часто можно встретить кучки рыхлой почвы. Чья это работы?
а) червей;
б) пчёл;
в) кротов.
4. Восстанови цепи питания.
- Растения ……. коростель;
- Цветы мухи … .
5. Как человек использует луг? Заполни схему.
6. Какая деятельность людей губительна для лугов? Вычеркни неверное.
Чтение книг, езда на велосипеде, разведение костров, ловля бабочек, сбор лекарственных трав, мытьё посуды, выпас домашних животных.
Тесты к разделу «Родной край – часть родной страны»
ТЕСТ №10
ТЕМА: «РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. На какие отрасли делится растениеводство? Заполни схему.
2. Допиши предложения.
- Выращивание полевых культур – это _______________________.
- Выращивание цветочных культур – это _____________________.
3. Установи соответствие.
4. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.
а) овёс, кукуруза, подсолнечник, лук;
б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;
в) груша, абрикос, гречиха, смородина;
г) капуста, лилия, ирис, флоксы.
5. Как называют людей, занятых в полеводстве? Обведи нужную букву.
а) огородник;
б) полеводы;
в) животноводы;
г) садоводы.
6. Почему хлеб – всем голова? Обведи нужную букву.
а) хлеб бывает круглым, похожим на голову;
б) хлеб – главный продукт питания человека;
в) зёрна – главная часть хлебных растений.
Тесты к разделу «Родной край – часть родной страны»
ТЕСТ №10
ТЕМА: «РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. На какие отрасли делится растениеводство? Заполни схему.
2. Допиши предложения.
- Выращивание полевых культур – это _______________________.
- Выращивание цветочных культур – это _____________________.
3. Установи соответствие.
4. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.
а) земляника, слива, просо, яблоня;
б) рожь, морковь, тыква, томаты;
в) ячмень, укроп, овёс, гречиха;
г) гладиолус, пионы, смородина, астра.
5. Как называют людей, занятых в цветоводстве? Обведи нужную букву.
а) агроном;
б) геологи;
в) овощеводы;
г) цветоводы.
6. Почему картофель называют вторым хлебом? Обведи нужную букву.
а) клубни картофеля меньше буханки хлеба;
б) клубни картофеля вырастают под землёй, а зёрна – над землёй;
в) в питании человека картофель занимает второе место.
Тесты к разделу «Страницы всемирной истории»
ТЕСТ №11
ТЕМА: «МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. На берегах какой реки возникло Египетское государство? Обведи нужную букву.
а) Нил;
б) Амазонка;
в) Дон.
2. Установи соответствие.
3. Какие постройки возводили египтяне в честь богов? Подчеркни.
- Пирамиды, саркофаги, храмы, гробницы.
4. Допиши предложение.
- Столица древней Греции - _______________________________.
5. Кто, согласно легенде, основал город Рим? Обведи нужную букву.
а) Рем;
б) Ромул;
в) Марс.
6. Как называется главная площадь Рима? Обведи нужную букву.
а) Форум;
б) Капитолий;
в) Палатин.
Тесты к разделу «Страницы всемирной истории»
ТЕСТ №11
ТЕМА: «МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами, расположенный в Афинах? Обведи нужную букву.
а) Акрополь;
б) Агора;
в) Академия.
2. Установи соответствие.
3. Какие постройки возводил египтяне для гробниц фараонов? Подчеркни.
- Храмы, пирамиды, саркофаги, мумии.
4. Допиши предложение.
- Столица Италии - ___________________________________.
5. Кто согласно легенде, был первым царём Рима? Обведи нужную букву.
а) Рем;
б) Ромул;
в) Нумитор.
6. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре? Обведи нужную букву.
а) гладиаторские бои;
б) театральные представления;
в) конские бега.
Тесты к разделу «Страницы всемирной истории»
ТЕСТ №12
ТЕМА: «СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Какие города возникли в Средневековье? Вычеркни лишнее.
- Амстердам, Берлин, Афины, Копенгаген.
2. Где возник буддизм в Средние века? Обведи нужную букву.
а) в Европе;
б) в Индии;
в) на Ближнем Востоке.
3. Допиши предложение.
- Здания для молитв у мусульман называются ______________________.
4. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? Обведи нужную букву.
а) витязь;
б) рыцарь;
в) оруженосец.
5. Где строили замки? Обведи буквы правильных ответов.
а) на высоком холме;
б) в глухом лесу;
в) на обрывистом утёсе;
г) на острове посреди реки;
д) в открытом поле.
6. Когда было изобретено книгопечатание? Обведи нужную букву.
а) в 1554 году;
б) в 1005 году;
в) в 1445 году.
Тесты к разделу «Страницы всемирной истории»
ТЕСТ №12
ТЕМА: «СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Какие города возникли в Средневековье? Вычеркни лишнее.
- Москва, Рим, Берлин, Копенгаген.
2. Где возник ислам в Средние века? Обведи нужную букву.
а) в Европе;
б) в Индии;
в) на Ближнем Востоке.
3. Допиши предложение.
- Здания для молитв у христиан называются ______________________.
4. Где жили рыцари? Обведи нужную букву.
а) в замках;
б) в пещерах;
г) во дворцах.
5. Чем занимались рыцари? Обведи буквы правильных ответов.
а) охотой;
б) приёмом гостей;
в) рукоделием;
г) устраивали турниры;
д) земледелием.
6. Как назывались металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом? Обведи нужную букву.
а) литеры;
б) литавры;
в) лавры.
Тесты к разделу «Страницы всемирной истории»
ТЕСТ №13
ТЕМА: «НОВОЕ ВРЕМ: ВСТРЕЧА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. С какого времени мы ведём отсчёт истории Нового времени? Обведи нужную букву.
а) с 1700;
б) с 1500;
в) с 1900.
2. Какой материк называют Новым светом? Обведи нужную букву.
а) Африка;
б) Америка;
в) Антарктида.
3. Кто автор книги «Робинзон Крузо»?
а) Даниэль Дефо;
б) Жюль Верн;
в) Рафаэль Санти.
4. Допиши предложение.
- Великий путешественник Фернан Магеллан, совершив кругосветную экспедицию, доказал, что ______________________________________ .
5. Какие новые профессии появились в 19 веке? Подчеркни.
путешественник учитель
художник писатель
космонавт врач
архитектор фотограф
6. Какие технические изобретения были сделаны в 19 веке? Вычеркни лишнее.
- Паровоз, автомобиль, компьютер, радио, телефон.
Тесты к разделу «Страницы всемирной истории»
ТЕСТ №13
ТЕМА: «НОВОЕ ВРЕМ: ВСТРЕЧА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. С какого времени мы ведём отсчёт истории Нового времени? Обведи нужную букву.
а) с 1500;
б) с 1500;
в) с 1700.
2. Кто открыл Америку? Обведи нужную букву.
а) Фернан Магеллан;
б) Христофор Колумб;
в) Михаил Лазарев.
3. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»?
а) Жюль Верн;
б) Даниэль Дефо;
в) Рафаэль Санти.
4. Допиши предложение.
- Русские путешественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли _________________________________________________.
5. Какие новые профессии появились в 19 веке? Подчеркни.
повар водитель
писатель путешественник
лётчик художник
архитектор оператор
6. Какие технические изобретения были сделаны в 19 веке? Вычеркни лишнее.
- Пароход, телеграф, метро, электрическое освещение, холодильник.
Тесты к разделу «Страницы истории Отечества»
ТЕСТ №14
ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Как жили древние славяне? Обведи нужную букву.
а) семьями;
б) в одиночку;
в) племенами.
3. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.
земледелием врачеванием
чтением бортничеством
собирательством лепкой
туризмом ткачеством
4. Установи соответствие.
5. Из чего древние славяне сроили свои дома? Обведи нужную букву.
а) из камня;
б) из кирпича;
в) из столбов деревьев.
6. В какие фантастические существа верили древние славяне? вычеркни лишнее.
- В леших, домовых, ледяных, водяных, русалок.
Тесты к разделу «Страницы истории Отечества»
ТЕСТ №14
ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы;
б) в восточной части Европы;
в) в центральной Европе
2. Как жили древние славяне? Обведи нужную букву.
а) племенами;
б) семьями;
в) в одиночку.
3. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.
охотой вязанием
собирательством рыболовством
плаваньем издательством книг
бортничеством земледелием
4. Установи соответствие.
5. Из чего древние славяне делали посуду? Обведи нужную букву.
а) из глины;
б) из металла;
в) из дерева.
6. Каким богам поклонялись древние славяне? Вычеркни лишнее.
- Нептун, Перун, Велес, Сатурн, Стрибог.
Тесты к разделу «Страницы истории Отечества»
ТЕСТ №15
ТЕМА: «ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.
- С монголо-татарами, французами, шведами, немцами.
2. Кто возглавил поход монголо-татар на Русь? Обведи нужную букву.
а) Чингисхан;
б) Батый;
в) Темучин.
3. Какой город оказался первым на пути монголо-татар? Обведи нужную букву.
а) Рязань;
б) Владимир;
в) Новгород.
4. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам? Обведи нужную букву.
а) Новгород;
б) Рязань;
в) Козельск.
5. Допиши предложения.
- Русь выплачивала Золотой Орде ________________________.
- Князья должны были ездить за разрешением на владение княжествами к ___________________________________________________.
6. Почему монголо-татарам удалось завоевать Русь? Обведи буквы правильных ответов.
а) монголо-татарское войско превышало войско русичей в 3-4 раза;
б) монголы специально готовились к войне, а русичи занимались мирным трудом;
в) монголы хотели жить вместе с русичами;
г) на Руси было много самостоятельных княжеств и земель, князья не выступали против внешних врагов сообща.
Тесты к разделу «Страницы истории Отечества»
ТЕСТ №16
ТЕМА: «ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.
- С немцами, испанцами, монголо - татарами, шведами.
2. Кто нанёс первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси? Обведи нужную букву.
а) монголы;
б) шведы;
в) рыцари-крестоносцы.
3. Как звали князя, разбившего шведов на реке Неве? Обведи нужную букву.
а) Александр;
б) Ярослав;
в) Владимир.
4. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами? Обведи нужную букву.
а) Мудрый;
б) Невский;
в) Вещий.
5. Допиши предложения.
- В истории битва на льду Чудского озера осталась под
названием ______________________________________.
- Битва на Чудском озере состоялась в ________________.
6. Почему русичи победили в XIII (13) веке шведских и немецких рыцарей (воинов)? Обведи буквы правильных ответов.
а) в боях с врагом проявили мужество, храбрость, силу;
б) им помогли разные случайности;
в) умело расположили войска на поле боя;
г) удачно выбрали место для сражения.
Тесты к разделу «Страницы истории Отечества»
ТЕСТ №16
ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Кто пришёл к власти во Франции в XVIII (18) веке? Обведи нужную букву.
а) Багратион;
б) Наполеон;
в) де Толли.
2. Когда французская армия вторглась в Россию? Обведи нужную букву.
а) в 1821 году;
б) в 1818 году;
в) в 1812 году.
3. Какая битва произошла у села Бородина, в 110 км от Москвы? Обведи нужную букву.
а) Куликовская битва;
б) Бородинская битва;
в) Ледовое побоище.
4. Почему М. И. Кутузов принял решение оставить Москву врагу? Обведи нужную букву.
а) хотел заманить французскую армию в ловушку;
б) признал своё поражение;
в) решил сберечь и укрепить русскую армию.
5. Продолжи список героев Отечественной войны 1812 года.
- М. И. Кутузов, П. И. Багратион, _________________________________ _____________________________________________________________.
6. Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? Обведи нужную букву.
а) Петропавловский собор;
б) Храм Христа Спасителя;
в) Спасо-Преображенский собор.
Тесты к разделу «Страницы истории Отечества»
ТЕСТ №16
ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? Обведи нужную букву.
а) М. И. Кутузов;
б) А. В. Суворов;
в) Ф. Ф. Ушаков.
2. Когда произошла Бородинская битва? Обведи нужную букву.
а) 26 января 1812 года;
б) 26 августа 1821 года;
в) 26 августа 1812 года.
3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения? Обведи нужную букву.
а) дать под стенами Москвы ещё одно сражение;
б) оставить Москву;
в) признать Наполеона победителем.
4. Почему война 1812 стала для России отечественной? Обведи нужную букву.
а) на войну с врагом поднялся весь российский народ;
б) главное сражение произошло под Москвой;
в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.
5. Продолжи список героев Отечественной войны 1812 года.
- М. И. Кутузов, П. И. Багратион, _________________________________ _____________________________________________________________.
6. Какой памятник был сооружён в Москве на Красной площади после окончания Отечественной войны 1812 года? Обведи нужную букву.
а) Минину и Пожарскому;
б) Медный всадник;
в) Екатерине Второй.
Тесты к разделу «Страницы истории Отечества»
ТЕСТ №17
ТЕМА: «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Когда началась Великая Отечественная война? Обведи нужную букву.
а) 22 июня 1941 г.;
б) 9 мая 1945 г.;
в) в 1939 г.
2. Кто напал на нашу страну? Обведи нужную букву.
а) немецкие фашисты;
б) испанские завоеватели;
в) арабские наёмники.
3. Какой город выдержал 900 – дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу? Обведи нужную букву.
а) Москва;
б) Ленинград;
в) Тула.
4. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.
- Москва,___________________________________________________ __________________________________________________________.
5. Какая битва стала началом освобождения нашей страны от фашистов? Обведи нужную букву.
а) Ростовская;
б) Курская;
в) Сталинградская.
6. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? Обведи нужную букву.
а) осенью 1943 г.;
б) осенью 1944 г.;
в) осенью 1945 г.
Тесты к разделу «Страницы истории Отечества»
ТЕСТ №17
ТЕМА: «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Когда началась Вторая мировая война? Обведи нужную букву.
а) 9 мая 1945 г.;
б) в 1939 г.;
в) 22 июня 1941 г.
2. Почему в первые месяцы войны наша армия терпела неудачи? Обведи нужную букву.
а) наша армия по численности отставала от гитлеровской;
б) нападение гитлеровской армии было внезапным;
в) наши военачальники специально заманивали врага в глубь страны.
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? Обведи нужную букву.
а) 300 дней;
б) 600 дней;
в) 900 дней.
4. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.
- Ленинград,___________________________________________________ __________________________________________________________.
5. Какое сражение оказалось переломным в ходе Великой Отечественной войны? Обведи нужную букву.
а) битва под Москвой;
б) битва под Тулой;
в) битва под Сталинградом.
6. Какой день стал Днём Победы в войне с фашистской Германией? Обведи нужную букву.
а) 1 мая;
б) 9 мая;
в) 7 ноября.
Тесты к разделу «Современная Россия»
ТЕСТ №18
ТЕМА: «ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Как по-другому можно назвать Россию? Обведи нужную букву.
а) Совет федерации;
б) Российская Федерация;
в) Российская делегация.
2. Какие народы проживают на территории России? Продолжи перечень.
- Русские, татары, ______________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________.
3. Допиши предложение.
- Основной закон нашей страны – это _________________________________.
- Правила, обязательные для всех жителей страны – это __________________ _____________________________________________________________.
4. Как называется главный документ, защищающий права человека? Обведи нужную букву.
а) Всеобщая Декларация прав человека;
б) Красная книга;
в) Конституция России.
5. Где была принята Всеобщая Декларация прав человека? Обведи нужную букву.
а) на общем собрании граждан;
б) на общем собрании ООН;
в) на общем собрании Совета министров.
6. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов.
а) право на свободу;
б) право на образование;
в) право на бесплатный проезд в общественном транспорте;
г) прав на достойную жизнь;
д) право на труд.
Тесты к разделу «Современная Россия»
ТЕСТ №18
ТЕМА: «ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что означает слово «федерация»? Обведи нужную букву.
а) сообщество;
б) товарищество;
в) союз, объединение.
2. Какие народы проживают на территории России? Продолжи перечень.
- Русские, буряты, ______________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________.
3. Допиши предложение.
- Основной закон нашей страны – это _________________________________.
- Правила, обязательные для всех жителей страны – это __________________ _____________________________________________________________.
4. Что означает слово «декларация»? Обведи нужную букву.
а) объявление;
б) заявление;
в) сообщение.
5. Когда была принята Всеобщая Декларация прав человека? Обведи нужную букву.
а) 20 декабря 1948 года;
б) 10 марта 1948 года;
в) 10 декабря 1948 года.
6. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов.
а) право на жизнь;
б) право на равную защиту законом;
в) право на труд;
г) прав на владение имуществом;
д) право перехода улицы на любой свет светофора.
Тесты к разделу «Современная Россия»
ТЕСТ №19
ТЕМА: «МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Может ли быть родиной страна?
- Да, нет.
Если дал положительный ответ, то подчеркни, какая страна является твоей родиной.
- Польша, Россия, Германия, Болгария, Италия.
2. Что значит быть гражданином? Обведи буквы правильных ответов.
а) иметь обязанности;
б) исполнять законы;
в) соблюдать правила дорожного движения;
г) иметь права.
3. Среди перечисленного вычеркни то, что не является правом граждан нашей страны. Дополни перечень.
право на образование право на жизнь
право на работу без отдыха право на свободу
право на имущество право на отказ от труда
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
4. С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Обведи нужную букву.
а) с 18 лет;
б) с 14 лет;
в) с 20 лет.
5. Кто является главой нашего государства? Обведи нужную букву.
а) король;
б) царь;
в) президент.
6. Какой государственный орган одобряет или отклоняет законы, принятые государственной думой?
а) Совет Федерации;
б) Президент;
в) Совет граждан.
Тесты к разделу «Современная Россия»
ТЕСТ №19
ТЕМА: «МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Может ли быть родиной страна?
- Да, нет.
Если дал положительный ответ, то подчеркни, какая страна является твоей родиной.
- Франция, Украина, Россия, Австрия, Греция.
2. Что значит быть гражданином? Обведи буквы правильных ответов.
а) исполнять законы иметь обязанности;
б) иметь права;
в) иметь обязанности;
г) иметь семью.
3. Среди перечисленного вычеркни то, что не является обязанностью граждан нашей страны. Дополни перечень.
защищать Отечество оскорблять других граждан
мыть руки перед едой охранять природу
охранять памятники культуры охранять памятники истории
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
4. С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Обведи нужную букву.
а) с 14 лет;
б) с 18 лет;
в) с 20 лет.
5. Когда был избран Президентом РФ Путин В. В.? Обведи нужную букву.
а) в 2000 году;
б) в 2005 году;
в) в 2003 году.
6. Какой орган власти в России является законодательным? Обведи нужную букву.
а) Верховный совет;
б) Общее собрание граждан;
в) Федеральное собрание.
Тесты к разделу «Современная Россия»
ТЕСТ №20
ТЕМА: «СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что в ряду лишнее? Вычеркни. Допиши предложение.
- Герб, флаг, Президент, гимн – это _____________________________ ___________________________________________________________.
2. Установи соответствие.
3. В каком порядке расположены (сверху вниз) цветные полосы на флаге России? Обведи нужную букву.
а) синяя, белая, красная;
б) красная, синяя, белая;
в) белая, синяя, красная.
4. Кто ввёл порядок расположения цветов на флаге? Обведи нужную букву.
а) Иван III; б) Пётр I; в) Екатерина II.
5. Что изображено на Государственном гербе России? Обведи нужную букву.
а) орёл;
б) двуглавый лев;
в) двуглавый орёл.
6. Что делают при исполнении Государственного гимна? Обведи буквы правильных ответов.
а) военные отдают честь; в) размахивают флагом;
б) все встают; г) мужчины снимают головные уборы.
Тесты к разделу «Современная Россия»
ТЕСТ №20
ТЕМА: «СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что в ряду лишнее? Вычеркни. Допиши предложение.
- Флаг, Конституция, герб, гимн – это _____________________________ ___________________________________________________________.
2. Установи соответствие.
3. В каком порядке расположены (сверху вниз) цветные полосы на флаге России? Обведи нужную букву.
а) белая, красная, синяя;
б) белая, синяя, красная;
в) красная, синяя, белая.
4. В каком году Россия вновь обрела свой исторический флаг? Обведи нужную букву.
а) в 1883 году; б) в 1918 году; в) в 1991 году.
5. Что держит в лапах двуглавый орёл, изображенный на Государственном гербе России? Обведи нужную букву.
а) серебряное копьё;
б) скипетр и державу;
в) лук и стрелы.
6. Когда звучит Государственный гимн России? Обведи буквы правильных ответов.
а) на государственных празднованиях;
б) на приёмах иностранных делегаций;
в) на днях рождениях;
г) на международных соревнованиях при победе российских
Предварительный просмотр:
Диктанты 4 класс «Школа России»
Входной диктант по русскому языку
4 класс, сентябрь
Птицы прощаются.
Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они улетают в тёплые края. Сильно поредела листва на берёзках. Ветер тихонько качает старый скворечник. Жильцы покидают свой дворец.
Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и затянул грустную песенку.
Замолчал певец. Подруга вылетела из жилища. Скорей в стаю! Пора в далёкий путь! Впереди тяжёлый перелёт.
Грамматические задания:
- Подчеркнуть грамматическую основу в предложении:
I вариант: Наступил конец сентября.
II вариант: Подруга вылетела из жилища.
- Разобрать по составу слова:
I вариант: дворец, старый, перелёт
II вариант: подруга, скворцов, берёзках
- Показать все варианты переноса:
I вариант: улетают, подруга
II вариант: тихонько, поглядел
Диктант по теме «Предложение», октябрь
Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики, подосиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далёкий нелёгкий путь на юг. Старик помахал птицам рукой.
Грамматические задания:
1) найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены;
2) разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания;
3) в третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
Диктант по теме «Состав слова», ноябрь
Последний месяц осени.
Серые унылые краски не радовали глаз. Стоял последний месяц осени. Зима пришла неожиданно. В лесу, на лугу, в поле она оставила свои следы. Словно сказочные молочные реки, петляли и убегали белые тропинки. Цепочки следов по свежей пороше потянулись из лесных чащ поближе к людям. Серый дятел тоже обосновался в деревне. Ночью он прятался под навесом крыши. Лоси, косули и зайцы устремились к свежей вырубке. Они глодали кору с осин и ив.
Слова для справок: не радовали, неожиданно, обосновался, поближе.
Грамматические задания.
1.Запиши предложение. Разбери предложение по членам. Укажи части речи каждого слова в предложении. Выпиши словосочетания.
1 вариант.
Ранним утром рыбаки отправились на лесное озеро.
2 вариант.
Запах сладкого мёда наполнил тёплый воздух.
2. Разбери по составу слова.
1 вариант.
Осенняя, срезают, канавки
2 вариант.
Летняя, выбегают, речушка
3. Выпиши из диктанта по одному слову к данной схеме. Разбери по составу.
Корень, суффикс, окончание
Приставка, корень, суффикс, окончание
4. Выполни звуко-буквенный анализ слова:
1 вариант – глаз
2 вариант - след
Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс, декабрь
Волчиха.
Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.
Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.
Задание:
1 вариант:
1.Сделать синтаксический разбор предложения № 5.
2. Указать склонение и падеж существительных в первом и восьмом предложении.
3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.
2 вариант:
1.Сделать синтаксический разбор предложения № 9
2. Указать склонение и падеж существительных во втором и десятом предложении.
3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.
Диктант по теме «Имя существительное, падежные окончания имен существительных», январь.
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
Грамматическое задание.
1.
Вариант1. Разобрать 2 предложения по частям речи.
Вариант 2. Разобрать 4 предложение по частям речи.
2. Сделать морфологический разбор 2 любых имен существительных.
3. Указать склонение и падеж существительных.
Диктант по теме «Правописание корневых орфограмм», февраль.
У весны много вестников. Горланят чёрные грачи. Звенит капель с крыши. Видны на дорогах лужицы. На проталине в лесу выглянул робкий подснежник. Ещё бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает тёплое яркое солнце. На деревьях набухают смолистые почки. Стволы белых берёз наливаются сладким соком. Миша и Коля смастерили и прикрепили к стволу старого дерева скворечник. С радостным лаем по двору носится собака Малька.
2. Грамматическое задание
1). Выпиши предложение с однородными сказуемыми, подчеркни их.
2). Подберите из теста по три слова с орфограммами, указанными в таблице, запиши (где возможно проверочные слова).
Слова, проверочные слова | Название орфограммы |
Непроизносимый согласный звук в корне слова. | |
Парный согласный звук | |
Проверяемые безударные гласные в корне | |
Контрольная работа по теме «Словарные слова», март.
Д..рект..р з..вода, б..гаж в авт..м..биле, гор….ть г..роха, “ Здра..ствуй, мальч..к!”, “До св..дани.., Москва”, п..р..писывать в т..традь, пр..красноепкт..шествие, фам..лияуч..ника, ..б..ронагор..да, ябл..ки в к..рзине, п..с….жиры пар..хода, ж..лтаям..шина, ин..й на б..рёзе, к..л..гра…. ..гурцов, б..лет в в..сьмойв..гон, б..седовать с дев..чкой, ..курсия по ..лектр..станции, р..ботать с ..тцом, два..цатьве..лок, х..зяйствен..ыйпр..дс..дат..ль.
Диктант по теме «Глагол», апрель.
Иволга
Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)
Задание:Выполнить морфологический разбор пяти глаголов
Итоговый диктант за 4 класс, май.
Лесные малыши.
После весеннего пробуждения природы наступает пора лесных малышей. Старшевсех из них медвежата. Они родились в берлоге зимой. Медвежата любят лазать по деревьям, ходить с медведицей к речке. Вот заиграли на полянке весёлые и резвые зайчата. Около норки развалились и греются на солнце рыжие лисята. Под колючей веткой ели свернулись клубочками ежата. Время охоты для них ночь.В листве берёзки послышался писк. Это в гнезде проголодались и запросили пищи птенцы.Встретишь маленькх жителей леса не обижай их. Пусть знают, что в лес приходил друг.
Грамматические задания. 1.Из двух последних абзацев выпишите слова с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением, запишите их с проверочными словами.
2.Седьмое предложение разобрать по частям речи(дать характеристику, выписать словосочетания).
3.Разберите по составу слова: зайчата, медвежата, запросили.
4.Выписать по одной части речи и сделать морфологический разбор.
Предварительный просмотр:
Изложения 4 класс УМК «Школа Росси».
ИЗЛОЖЕНИЕ.
Переполох в лесу.
Ц е л ь: развивать умения составлять план текста, последовательно передавать содержание рассказа с учетом связи между его частями и точным употреблением слов.
На большой поляне играли лисята. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисенка упала шишка. Он испугался, кинулся с поляны и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисенок свалился прямо на них. Захрюкали, завизжали поросята и разбежались. Они бросились в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.
Он заревел и помчался к реке, только пятки сверкают. Остановился на поляне, поднял голову и увидел белку на сосне. Сидит она на сосновой ветке и шишки срывает.
Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
По В. Бурлаку
План
1. Лисенок испугался.
2. Поросята напугали медведя.
3. Медведь убегает.
4. Виновница переполоха.
Изложение «Орел и кошка».
За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.
Вдруг появился степной орел. Молнией спустился он с вершины и схватил одного котенка. Орел не успел взлететь, а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котенка и схватился с кошкой. Закипела битва.
У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал глаз. Но кошка крепко вцепилась в орла когтями. Она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котенка.
(По Л. Толстому)
Обучающее изложение.
СЕРЕБРЯНЫЙ ХВОСТ
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
Примерный план
1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
Изложение.
Старая ель.
Зимой в лес явились люди. Загудели пилы. Застучали топоры. Деревья стали падать в густой снег. Могучая ель очутилась одна на прекрасной поляне. Веточки её походили на зелёные свечи. Наступило лето. Высокое и стройное дерево радовалось теплу и солнцу. Оно напиталось дождевой водой. Осенью на концах её ветвей висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Зимой старая ель стала кормилицей для зверей и птиц.
Ранней весной раскрылись шишки. Полетели лёгкие семена. Попадает семечко во влажную землю, прорастёт. Оно даст жизнь другому дереву.
Слова для справок: теперь, в них, прорастёт, раскрылись.
Изложение.
Схватка со змеёй.
Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды брёвен. Из неё выползла змея и скрылась.
Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.
Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она вцепилась острыми зубами в хвост змеи и тащила её из брёвен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась её голова. Выскочила ручная мангуста. Она вцепилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.
(По Б. Житкову).
Слова для справок: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.
План:
1.Змея на палубе.
2.Мангуст выпустили из клетки.
3.Змея побеждена.
Изложение Хлеб спасён.
Путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать. Хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело было к ночи. Путник пометил место и воткнул свой посох. С рассветом вернулся, чтобы найти хлеб. Его посох стал золотым.такова легенда о хлебе, об отношении к нему.
А вот и быль. Отправляли зерно беднякам в аул. Враги узнали об этом и напали на обоз. Охрана мужественно вступила в бой. Командир приказал одному из бойцов доставить зерно по назначению. Оставшиеся солдаты вместе с командиром приняли удар врага.
Тяжело раненый боец привёз зерно в аул. Хлеб был спасён. Его раздали беднякам.
Примерный план:
1. Легенда о хлебе.
2. Бой за хлеб.
3. Хлеб спасён.
Изложение. 4 класс.
Северный олень
По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут - он сам себе еду добывает.
Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.
Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.
К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет. (91) (По И. Надеждиной.)
Вопросы и задания к тексту.
Почему автор называет северного оленя удивительным животным?
Чем питается северный олень?
Опишите ягель.
Какие трудности испытывает олень зимой?
Примерный план
1. Удивительное животное.
2. Ягель.
3. Ягель под снегом.
4. Стертые копыта.
Словарпо-орфографическая подготовка
Подберите имена прилагательные, объясните написание падежных окончаний: животное (какое?) ________________, ______________; корм(какой?) ____________; ягель (какой?)_______________; растение(какое?)________________________; цвета (какого?)__________________; светом(каким?)_________________; пастбище (какое?) __________________; снегом(каким?) _________________; ягеля (какого?) ___________; снег(какой?)________________; приходу (какому?) ________________.; корма (какого?) ______________________; оленя (какого?)______________________ .
Объясните значение слова неутомимый, подберите к нему однокоренные слова, запомните написание корня.
С чем сравнивается по цвету ягель?
Запомните, как пишутся слова: серебро, серебряное пастбище.
Предварительный просмотр:
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс
1. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей:
богатый - ______________________ хитрый - _________________________
грубый - _______________________ крепкий - _________________________
весёлый - ______________________ счастливый - ______________________
2. Отгадай и запиши пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма. __________________________________________________________________
Труд – лень. ___________________________________________________________________
Встречают – провожают. ________________________________________________________
Погибай – выручай. ____________________________________________________________
3. Отгадай и запиши слово.
а) корень в слове снежинка;
приставка в слове подъехали;
суффикс в слове лесник;
окончание в слове ученики: ___________________________________________________
б) приставка в слове посмотрел;
корень в слове дороженька;
суффикс в слове лыжник;
окончание в слове дом: _______________________________________________________
4. Определи, какой частью речи являются выделенные слова.
В полях, не кошеных косой, (____________)
Всё утро дождик шёл косой.(____________)
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла, (___________)
В ладонь цветка она стекла. (____________)
5. Поставь существительные в родительном падеже множественного числа.
Килограммы - ______________________ , апельсины - _____________________ , сапоги - __________________ , помидоры - _______________________ , ботинки - ________________.
6. Прочитай слова и запиши их:
[ ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ] [Й'УПКА]
__________ ______________ ____________ ____________
7. Запиши три имени существительных, которые не изменяются по падежам.
____________________________________________________________________
8. Прочитай «заколдованное» слово и вычеркни в нем «лишний» слог.
САПОХАР ВАСУРЕНЬЕ ОРЕБРИХИ БАЛИРАНКИ
9. Подбери фразеологические толкования к следующим высказываниям и соедини их линиями:
овладеть собой, успокоиться яблоку негде упасть
очень тесно ломать голову
хорошо запомнить взять себя в руки
усиленно думать над трудным вопросом зарубить на носу
10. В данных рядах найди и подчеркни лишние слова. Рядом напиши обобщённое название этих предметов.
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - _________________________________
Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - ______________________________
Дождь, снег, мороз, гололёд, иней - ____________________________________
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - _________________________
Ответы:
1. богатый - богач хитрый - хитрец
грубый - грубиян крепкий - крепыш
весёлый -весельчак счастливый – счастливец (1 балл за каждое слово)
2. (1 балл за каждую пословицу = 4 балла)
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Труд кормит, а лень – портит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Сам погибай, а товарища выручай.
3. (1 балл за каждое слово = 2 балла) Подснежник, подорожник.
4. (1 балл за каждое слово = 4 балла)
В полях, не кошеных косой, (сущ.)
Всё утро дождик шёл косой. (прил.)
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,(сущ.)
В ладонь цветка она стекла.(глаг.)
5. (1 балл за каждое слово = 5 баллов) Килограммы - килограммов, апельсины - апельсинов, сапоги - сапог, помидоры - помидоров, ботинки - ботинок.
6. (1 балл за каждое слово = 4 балла) [ ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ] [Й'УПКА] исправь подсказка седой юбка
7. (1 балл за каждое слово = 3 балла) Кино, пальто, шоссе, кофе.
8. (1 балл за каждое слово = 4 балла) Сахар, варенье, орехи, баранки.
9. (1 балл за каждую правильно образованную пару = 4 балла) овладеть собой, успокоиться - взять себя в руки
очень тесно - яблоку негде упасть
хорошо запомнить - зарубить на носу
усиленно думать над трудным вопросом - ломать голову
10. (1 балл за каждое лишнее слово и 1 балл за каждое обобщённое название = 8 баллов)
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - имена людей.
Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - молочные продукты.
Дождь, снег, мороз, гололёд, иней - явления природы в зимнее время.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - спортивные игры с мячом.
Максимальное количество баллов - 44.