7. Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал...

Семенистова Светлана Валентиновна

Людмила Татьяничева 

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала —
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Почему родной край играет такую важную роль в жизни?

В родном городе человек растет, заводит первых друзей, ходит в детский сад и школу. Все важные события, которые связаны со взрослением и становлением личности, происходят в стенах родного дома или учебного заведения. Именно поэтому у человека такая привязанность к малой родине. Если подросток, окончив школу, поступит в институт в другом городе, а после учебы останется там жить, это еще не значит, что малая родина в его душе стала занимать меньше места.

Часто люди в погоне за успехом, деньгами и роскошью меняют свои маленькие уютные города на мегаполисы. Нельзя сказать, что это плохо, ведь так было всегда. Теплую привязанность к родному месту не сможет разрушить ни время, ни расстояние. Люди, которые по воле судьбы или по собственному желанию не могут часто посещать отчий дом, живут надеждой на скорое свидание. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение-детский сад № 150 Проект «Край родной - земля Уральская» г.Нижний Тагил

Слайд 2

Методическая основа

Слайд 3

Содержание работы по теме Край родной - земля уральская

Слайд 4

Взаимодействие с социо -культурными учреждениями города Лисьегорская башня Горнозаводской Урал, Нижнетагильский музей-заповедник МАДОУ «Радость» Детский сад № 150 Дом Черепановых Музей истории техники «Азимут» Клуб туристов Нижнетагильский музей изобразительных искусств Мемориально-литературный музей А. П. Бондина Музей природы и охраны окружающей среды Музей быта и ремесел горнозаводского населения Музыкальная школа № 5

Слайд 5

Дети Педагоги Родители История Нижнего Тагила Природа края

Слайд 6

Экскурсия на гору Шихан к памятнику Петру и Февронии

Слайд 7

Пешая прогулка « Тагильский светлячок»

Слайд 8

Пеший маршрут « Тагильская прогулка»

Слайд 9

Виртуальные экскурсии «Точка на карте»

Слайд 11

Визиты к знаменитым землякам

Слайд 12

ФИЛЬМЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ И ИГРЫ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ, ПОДЕЛКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГАМ ГОРОДА ПРОЕКТЫ ПРАЗДНИКИ МАКЕТЫ ПОСТЕРЫ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Слайд 13

Изготовление макета «Край родной – земля Уральская»

Слайд 14

Результат работы над проектом Дети Педагоги возрос уровень познавательной активности детей возрос уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, интерес к истории и культуре своей малой Родины. Обобщение педагогического опыта , внедрение инновационных технологий и новых форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Родители просвещение родителей , передача им необходимой информации по формированию у детей любви и интереса к малой Родине

Слайд 15

Спасибо за внимание! В разработке проекта участвовали педагоги: Семёнова Т.В., Смирнова И.Е., Долгушева Л.М., Неволина Ю.П., Семенистова С.В., Прижигодская Т.В., Упорова Н.А., Кучма А.В.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад «Радость» комбинированного вида

структурное подразделение - детский сад № 150

Добрый день, уважаемая комиссия,

Меня зовут Семенистова Светлана Валентиновна,

воспитатель детского сада № 150 г. Нижний Тагил Свердловской области.

Я представляю вашему вниманию опыт работы педагогов детского сада по проекту  «Край родной – земля Уральская»,

как отчет  ресурсного центра ОО «Познавательное развитие», инновационная площадка «Мир вокруг нас», реализованный в течение 2017 - 2018гг.

«Красота родного края,

- Это источник любви к Родине...

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в сердце и в памяти

навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина»

В.А.Сухомлинский

Приоритетные принципы и  задачи обозначены в материалах на сайте, поэтому останавливаться на них не буду, а расскажу о содержании работы, которая осуществлялась при целенаправленном и систематичном участии педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей.

Работу строили в соответствии с основной образовательной программой: «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы,  Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой и  методическим пособием «Мы живем на Урале» разработчики: Толстикова О.В., Савельева О.В.

Учитывая особенности развития дошкольников, был создан план и выбрана форма работы -  ознакомительные прогулки по родному краю, которые включают в себя элементы оздоровления, краеведения, и позволяют взаимодействовать с социальными институтами города: школы, библиотеки, музеи и туристические клубы.

Мы выделили три вида прогулок:

- Экскурсии с воспитателем

- Походы выходного дня

- Виртуальные экскурсии

 Чем объяснить этот выбор?

Экскурсии с воспитателем дают возможность передвигаться по микрорайону, изучая природу родного края в разное время года, городскую  среду, особенности дорожного движения, архитектуру зданий, их назначение, достопримечательности.

Использование технологии проблемного обучения побудило к разработке серии прогулок и исследовательских походов:

«Зачем нужны дорожные знаки?», когда дети, исследовали улицы микрорайона на наличие дорожных знаков. Затем по возвращению в детский сад дошкольники фиксировали результаты исследования на плане микрорайона Красный камень, а позднее они  составили схемы «Маршрутный лист: дом – детский сад» что помогло детям ориентироваться на местности, читать схемы и карты

«Куда исчезли птицы?», дети наблюдали и исследовали наличие птиц в нашем крае после наступления холодов, выявили необходимость создания «птичьей столовой» для зимующих птиц.

 «Почему исчезла снегурочка», когда дети выдвигали гипотезы, исследовали участок на наличие следов, обследовали их, соотносили с данными картотеки следов, проводили эксперименты со снегом в различных погодных условиях, сопоставляли факты и делали выводы.

«Уральские самородки горы Высокой», в которых дети выступали в роли исследователей. Они решили изучить окружающее пространство на наличие камней и самородков. К исследовательскому походу «Уральские самородки» дошкольники подбирали необходимые инструменты и складывали их в рюкзак. Далее они вместе с воспитателем отправились к реке, где опытно-экспериментальным путем добыли некоторые виды камней, принесли их в детский сад и идентифицировали их с помощью сводных таблиц. Свои выводы они доложили своему научному руководителю – заведующему детским садом.

Экскурсии на реку Тагил в разные времена года позволили наблюдать за её  изменениями, дети  узнали  правила поведения у водоемов.

Экскурсия на гору Шихан позволила полюбоваться панорамой города и рассмотреть горный хребет Урала.

Воспитание интереса к культуре и музыкальному искусству осуществлялось во время посещения концертов  в Детской музыкальной школе№5, где дети слушали живое исполнение музыкальных произведений великого русского композитора П.И.Чайковского, который родился на Урале (г. Алапаевск)

Походы выходного дня (совместно с родителями) помимо образовательной имели еще и оздоровительную направленность, т.к. прогулки совершались в разное время года, на разные расстояния, а это укрепляет  организм ребенка, требует от детей проявления таких качеств как выносливость, терпение, сила воли, умение преодолевать трудности, взаимопомощь,  выдержка, наблюдательность.

Пешая прогулка «Тагильский светлячок» проходила зимой в вечернее время, когда дети имели возможность вместе с родителями подняться на Лисью гору – символ нашего города. Там они получили знания о ее истории и полюбовались видом города в темное время суток. Путь участникам помогал освещать фонарик.

Пеший маршрут по улицам города «Тагильская прогулка» напротив – осуществлялся в утреннее время. Более подробно можно ознакомиться в видеоматериале.

В прогулках выходного дня участвовали дети разных возрастов, следовательно, и задачи ставились и решались сообразно возрасту детей.

На видео отображена работа со старшими дошкольниками, а малыши учились отличать жилые здания от общественных, находили высокие и низкие дома, наблюдали за разнообразием деревьев, проговаривали и применяли правила дорожного движения.

Безусловно, во время таких прогулок проводились подвижные игры народов Урала: «Жмурки», «Кто дальше бросит?», «Кто вперед возьмет флажок», «Займи место», «Ляпки», «Палочка-выручалочка», «Краски» « От какого дерева листок» и т.д.

Что предполагают виртуальные экскурсии?

Семьи воспитанников охотно присоединились к работе детского сада. Родители стали активными участниками всех мероприятий: походов выходного дня, викторин, конференций, совместному  детско-родительскому творчеству. Они старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это побудило их к более дальним семейным путешествиям, фотоотчёты о которых послужили созданию картотеки виртуальных экскурсий

видеофильм «Музей Д.Н. Мамина – Сибиряка в п. Висим

Гора Белая,

Гора Долгая,

Медведь камень

р. Чусовая

Во время виртуальных экскурсий дети имеют возможность не только закрепить свои знания о родном крае, но и развивать коммуникативные компетенции, выступая в роли экскурсовода.

Кроме того, воспитанники вместе с родителями совершали визиты к знаменитым людям города – спортсменам, металлургам. Результатом стало участие в детских конференциях.

Знания, которые получали дети во время таких прогулок, отражались в творческих проектах:

 - участие в фотоконкурсах «Природа и мы»,

-  выставка  рисунков «Тагил цветущий»,

- создание  постеров и альбомов «Животный мир Урала»

- съёмка видеофильмов

- мастерили кормушки для птиц,

 - участие в  опытно-экспериментальной деятельности«Богатства земли Уральской»,

Одной из интересных игр для детей явился Куб-трансформер, который обладает двенадцатью различными поверхностями. На них расположены картинки с изображением разных достопримечательностей и природных ландшафтов города Нижний Тагил 

Игровые приемы:

  • «Найди и назови достопримечательность города»
  • «Расскажи детям о родном городе»
  • «Где я гулял?»
  • «Рассматривание и обсуждение интересных объектов»
  •  «Проведи мини-экскурсию»

Развивающую среду пополнил макет «Край родной – земля Уральская», изготовленный детьми совместно со взрослыми, который помог обобщить и систематизировать знания детей об Урале – определить его место на карте России, обозначить основные объекты, месторождения полезных ископаемых

ВЫВОДЫ:

Для детей:

  • возрос  уровень познавательной активности детей (заинтересованность в получении информации, желание уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества);
  • возрос уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, интерес к истории и культуре своей малой родины.

Для педагога:

•Обогатили педагогический опыт внедрением  инновационных технологий и новых форм работы по патриотическому, нравственному  воспитанию дошкольников: методом проекта в работе с детьми, технологии проблемного обучения.

 Опыт работы по теме «Край родной  - Земля Уральская» был представлен в городе педагогическому сообществу.

Для родителей:

•Просвещение родителей по формированию у детей любви и интереса к малой Родине (индивидуальное и подгрупповое консультирование).

• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (детско-родительские проекты, участие в создании макета).

•Интерес к сотрудничеству с ДОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Завод-музей истории горнозаводской техники



Предварительный просмотр:

На занятиях, построенных с использованием социоигровой технологии, дети рассказывали друг другу о сказках Дм. Наркисовича Мамина Сибиряка, которые им понравились больше всего. У Марьяны возник вопрос: а этот писатель на портрете действительно был?

- Да! – ответила я. – Он жил много лет назад в поселка Висим. Теперь там есть музей, который рассказывает нам о его жизни и творчестве.

И тут Марьяна объявила всем, что там живет её бабушка.

Это побудило ребенка уговорить маму посетить музей. После чего Марьяна изъявила желание поделиться со сверстниками полученной информацией.

Так возник наш познавательный видеофильм, в работе над которым открылись новые возможности:

Подачи информации детям (другим ребенком)

Взаимодействия с семьями воспитанников

Доступность образовательного пространства (просмотр в любое время)