4. Методика раннего развития О.Н. Тепляковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_metodike.docx | 27.21 КБ |
dozhdik.pdf | 308.91 КБ |
korzinka_s_yagodami_1.pdf | 312.87 КБ |
lektsiya_po_igram_teatralizatsiyam_dlya_pedmarafona_may_2018.pdf | 300.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ О.Н. ТЕПЛЯКОВОЙ
С рождением малыша, на молодых родителей обрушивается масса информации о раннем развитии детей. Бывает, мамы с энтузиазмом бросаются в бой: вырезают карточки, играют с младенцем в пальчиковые игры, готовят какие-то материалы, но, наткнувшись на сопротивление со стороны ребенка, опускают руки. Ведь у мамы есть и много других забот? Не остается ни сил ни желания что-то делать, но при этом постоянно гложет чувство вины, что что-то важное упущено. В конце концов, мамы утешаются мыслями вроде «нас растили без всего этого и ничего». А может быть, разочаровавшись в своих педагогических навыках, просто перекладывает задачу обучения на профессионалов: «в детском саду или на развивашках всему обучат».
Но есть и другой путь, который позволяет мамам не только гармонично и всесторонне развивать своих малышей, играя с ними по несколько минут в день, но и главное, получать от этого удовольствие! Потому что это интересно и удивительно просто! Это Методика Тепляковой.
Ольга Николаевна Теплякова — дипломированный психолог, автор десятков пособий по раннему развитию, воспитала восьмерых собственных детей и уже стала бабушкой 10 внуков. Создав методику еще в конце 70х годов, Ольга Николаевна постоянно работала над ней. Основные учителя автора - это талантливые педагоги и авторы уникальных методик раннего развития.
В основу методики О.Н. Тепляковой легли исследования в области речи детей физиолога Мариониллы Максимовны Кольцовой «Как пальцы помогают развивать речь».
Очень вдохновило Ольгу Николаевну посещение опыт семьи Никитиных, основанный на том, что с малышами нужно играть. Она окончательно убедилась в правильности своей зарождавшейся методики.
В своей методике автор активно использует приемы рисования, заимствованные у художника-преподавателя Ростислава Мартиновича Гирвеля.
Доверительные отношения между малышами и родителями, любовь к труду и многие другие человеческие ценности взяты из работ выдающихся педагогов Александра Васильевича Макаренко и Шалвы Александровича Амонашвили.
Сейчас это великолепная система игр для детей от 0 до 4 лет, охватывающая множество сторон развития. Что их объединяет - это реалистичные сюжеты и использование элементарных подручных средств.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
1. Освободите помещение/ стол от предметов, которые будут отвлекать ребенка и мешать ему двигаться.
2. Правильно подбирайте время. Ребенок обязательно должен быть сытым и находиться в хорошем настроении. Взрослые должны быть доброжелательными и жизнерадостными.
3. Играйте вместе с малышом. Показывайте крохе, как нужно играть. Ведь первое время дети не знают, что делать в той или иной игре. Следуя вашим указаниям, малыш будет копировать и учиться играть.
4. Не молчите во время игры. Общение - это развитие и тесный контакт с ребенком, который очень важен. Общайтесь со своим крохой на равных. Тон разговора должен быть ласковым и эмоционально разнообразным.
5. Начинаем с простого. По мере усвоения материала усложняйте задания.
6. Проявляйте в каждой игре фантазию. Автор предлагает конкретные правила игры, но вы должны чувствовать особенности своего ребенка и можете смело менять условия занятий. Это не повредит, а наоборот, внесет в ваше совместное игровое занятие нотку индивидуальности и комфорта.
7. Малыш должен наблюдать. Позвольте ему делать это. Ведь не только поведение, но и эмоции взрослых очень важны для детей и их развития. Не переживайте, если ребенок не повторяет сиюминутно за вами все действия. Не заставляйте его это делать. Вы будете приятно удивлены, когда через несколько дней он с легкостью повторит увиденное. Наблюдая, ребенок очень многому учится;
8. Игра и обучение - это не одно и то же! Не нужно устанавливать целей, не критикуйте ребенка, даже если что-то не выходит так, как вам хочется. Игра будет эффективной, только если вы в хорошем настроении и никуда не торопитесь.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МЕТОДИКИ:
Основа развития и обучения малышей – это игра. Только в игре дети способны качественно и быстро усваивать новую информацию и познавать окружающий мир.
Игры, которые разработала автор, настолько просты, что их могут использовать любые родители для любых детей.
В основе обучения детей лежат ситуационные игры, сюжеты которых взяты из реальной жизни. Все, о чем говорится в игре, малыш может увидеть, почувствовать, потрогать.
Цель каждого короткого занятия – это максимально заинтересовать малыша. Для этого берется любая интересующая его тема из жизни. Один сюжет предполагает использование нескольких видов деятельности:
• Пение;
• Наблюдение;
• Лепка;
• Изготовление аппликаций;
• Музицирование;
• Рисование;
• Театральные постановки;
• Чтение;
• Математика;
• Письмо;
• Взаимодействие с предметами.
Благодаря использованию такого метода обучения у малышей появляется желание узнавать новое, творить, играть с родителями и общаться. Отношения между родителями и детьми выходят на новый уровень, они наполнены вдохновением и энтузиазмом покорять все новые и новые вершины.
Важно понимать, что для каждого отдельного ребенка необходимо подбирать интересную именно для него игру. Ведь основная задача – это поддерживать интерес ребенка. А скучные и слишком длинные игры приведут только к чрезмерной усталости малыша. Следите за этим!
ЧАСТОТА ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ:
В методике нет четких указаний по частоте проведения развивающих занятий. Играйте, когда есть настроение, время. Можно несколько раз в день, а можно и один раз в неделю. Главное, чтобы игры приносили удовольствие и радость вам и вашим детям, тогда даже нечастые, но продуктивные игры принесут огромную пользу для развития малыша.
ГДЕ ИГРАТЬ?:
"Везде!" Дома, на детской площадке, на даче у бабушки (прекрасно для изучения природы, домашних животных и растений), в лесу (для изучения дикой природы), в общественном транспорте. Все эти места относятся к объектам привычной жизни детей и призваны развивать ваших малышей.
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕПЛЯКОВОЙ – КАКОЕ ОНО?:
Основные характеристики:
- Достаточно короткое занятие. Всего несколько минут, пока малышу интересно, и он получает от игры удовольствие. Оптимальный вариант для детей 1,5 – 2 лет 10 мин.
- Начинаем с активной и подвижной игры. Большое значение играет движение и во время занятия. Так мы полностью ощущаем весь сюжет. Совместные движения мамы и малыша помогают установить очень тесный контакт. Движения в ритм стихотворению или песенке способствуют правильному формированию речи и музыкального слуха.
- Каждая игра Тепляковой – один уникальный сюжет, сочетающий различную деятельность.
- Привлекайте к играм других людей, в первую очередь членов семьи. Можно использовать любимые игрушки. Также играйте в игры с другими малышами, даже старшего возраста. Таким образом, вы научите ребенка общаться и взаимодействовать с различными людьми.
- Обязательно хвалите малыша. Не забывайте об этом и в процессе и по окончании игры. Гордитесь и восхищайтесь его поделками. Делайте выставки работ дома. Дарите их кому-либо.
- Повторяйте игры, в которые играли ранее. Смело повторяйте игру, которая очень понравилась малышу. Это дарит детям уверенность и защищенность, они чувствуют себя спокойнее в знакомой обстановке.
- В случае отсутствия интереса к предлагаемой игре, откажитесь от нее и выберите другую. Главное правило – игра должна приносить УДОВОЛЬСТВИЕ.
- Стройте занятие и выбирайте игру по интересам малыша. Естественно, что у каждого ребенка свои интересы и способности. Обязательно учитывайте это. Те игры, которые нравятся одним детям, могут не восприниматься другими и вызывать протест.
Например, вы гуляли с малышом и смотрели на падающий снежок. Теперь можно спеть песенку про снег, покружиться в танце, как снежинки, устроить дома снегопад из рваных бумажек и сделать аппликацию с ними.
Игра "Картошка". На примере этой игры можно придумать множество вариаций с другими продуктами. Для этой игры необходимо отправиться с ребенком на кухню. Вы будете готовить картошку. Берете несколько картофелин и тщательно моете. Потом даете их ребенку, чтобы он потрогал, понюхал их. Затем вы их посчитаете. Заранее подготовьте какую-либо мягкую игрушку и разыграйте такой диалог:
- Котик, хочешь одну картошку?
- Да, конечно, хочу. Дай мне одну картофелину, пожалуйста!
- Держи одну картофелину.
Варианты диалогов могут быть различными.
Затем возьмите карандаши и бумагу. Попробуйте нарисовать картошку. Обязательно подпишите название овоща и проговорите. Обращайте внимание на цвет и форму, также озвучивайте эти характеристики. Работу ребенка не забудьте поставить на выставку или подарить папе.
Малыши очень любят, когда мы снова и снова обыгрываем такие явления из их повседневной жизни, и принимают игры на ура.
Игры по сказкам. Они требуют особого внимания. За один раз разучивается одна сказка. С помощью игрушек ее можно инсценировать. Затем слепите действующих героев (не берите слишком большое количество - один-два в самый раз). Далее, можно разучить песенку или фрагмент из сказки. Не забудьте поделку выставить на выставку!
Улыбайтесь и будьте открыты новым идеям. Ведь все, что вы вкладываете в своих малышей, поможет им стать гармоничными, творческими и свободными личностями в будущем.
Для того чтобы подробнее ознакомиться с играми, вам нужно зарегистрироваться на сайте Галки-Игралки. Играйте с вашими малышами и радуйтесь каждой минуте!