3. Малыши-крепыши (ранний возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladenchestvo.docx | 122.59 КБ |
rebyonok_ot_polugoda_do_goda.docx | 15.17 КБ |
vozrastnye_osobennosti_detey_ot_1_do_2_let.docx | 17.64 КБ |
vozrastnye_osobennosti_detey_2-3_let.docx | 20.5 КБ |
pestushki.doc | 38 КБ |
palchikovye_igry.doc | 37.5 КБ |
igry_s_vodoy_dlya_detey_rannego_vozrasta.doc | 49 КБ |
kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensornomu_razvitiyu_detey_rannego_vozrasta.docx | 705.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Младенчество
Самый любопытный человек на Земле — это младенец
Появление ребенка вносит в жизнь любой семьи большие перемены и трудности: меняются взаимоотношения, появляется ответственность за малыша, за его здоровье и развитие. Малыш полностью зависит от вас. Вы заботитесь о маленьком, беспомощном малыше: кормите, пеленаете, купаете, успокаиваете его, когда он плачет, просыпаетесь по ночам, чтобы кормить младенца. Пройдет немало времени, прежде чем вы привыкните к новой для вас роли – роли родителей.
Младенчество
Рассмотрим первые две стадии развития личности по психоаналитической теории. Эти стадии охватывают возраст от рождения до 3-х лет. Данный период завершается первым серьезным возрастным кризисом, так называемым кризисом трех лет.
Орально-сенсорная стадия (охватывает период от рождения до одного года). Включает периоды Новорожденность (от 0 до 3 месяцев) и Младенчество (от 3 месяцев до 1 года).
В это время ребёнок живёт в соответствии с «принципом удовольствия». Взаимодействие со взрослыми идёт на уровне ценностей (мама кормит, папа играет и т.д.). Эти отношения порождают в ребёнке доверие к миру, в который он вошёл. Ребёнок учится выделять из окружающего мира людей и объекты, появляется смутное осознание себя как отдельного существа (отсюда следует желание приобретать новый опыт, осваивать новые виды деятельности). Критерием сформированности доверия к миру является способность ребёнка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
Ведущий вид деятельности— это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Ведущий тип деятельности данного периода— непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.
Новообразования возраста.
К году ребенок:
- произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
- осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
До года речь ребенка — пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют
детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию — эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.
Движущийся глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» — они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
Выразительные движения (комплекс оживления).
Перемещение в пространстве — предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это — в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.
Указательный жест. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования — предметной деятельности.
Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются руки, и ребенок получает возможность действовать с вещами.
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 — до года.
Базовая потребность возраста — потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет — ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Эрик Эриксон говорил о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Проблема новорожденности и младенческого возраста очень важна для полноценного развития ребенка. Родителям необходимо уделять в этот период особое внимание своему ребенку, так как вложенная любовь и забота, сформированное доверие к миру является базой для развития полноценной личности.
Предварительный просмотр:
Ребёнок от полугода до года.
Особенности возраста, возрастные нормы
Прекрасный возраст, когда малыш начинает ползать, а к концу этапа — и ходить. Укрепление костно-мышечной системы приводит к увеличению потока информации из окружающего мира, а это, в свою очередь, приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми приобретают форму совместной деятельности, при которой подготовкой действия занимается взрослый, а его непосредственным выполнением — уже сам ребенок.
Нормы возрастного развития ребенка 7 месяцев:
- приспосабливает позу, занимая удобную для наблюдения позицию;
- может долго удерживать игрушку в руке, берет заинтересовавшие его игрушки;
- перекладывает игрушку из руки в руку, удерживает две игрушки одновременно, берет вторую игрушку свободной рукой, если она находится со стороны свободной руки.
Нормы возрастного развития ребенка 8 месяцев:
- сам садится, переворачивается со спинки на животик, и наоборот;
- отличает знакомых от незнакомых, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок;
- достает предметы из-за барьера, берет вторую игрушку, которая находится на стороне занятой руки;
- имитирует звуки, понимает запреты, хватает и отталкивает руку взрослого, чтобы помешать вытереть нос или завязать шапочку.
Нормы возрастного развития ребенка 9 месяцев:
- встает на ноги и стоит, придерживаясь за что-нибудь;
- играет в прятки;
- прячет руки, если не хочет их мыть.
Двигательные нормы для детей 7-9 месяцев:
- хорошо сидит;
- раскачивается, стоя на четвереньках;
- может переходить из положения сидя в положение на четвереньках, и наоборот;
- ползает на четвереньках;
- устойчиво стоит у опоры.
Нормы возрастного развития ребенка 10 месяцев:
- уверенно сидит, ползает на животе;
- находит предмет, спрятанный на его глазах;
- берет маленькие предметы, катает мячик, снимает кольца с пирамиды, звонит звонком;
- тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «пока-пока», ненадолго отдает игрушку;
- встает у опоры;
- может самостоятельно стоять без опоры, делает несколько шагов вперед, если поддерживают за руки.
Нормы возрастного развития ребенка 11 месяцев:
- переступает ногами, ходит, опираясь на мебель и держась за стены;
- ходит приставным шагом, держась за мебель;
- делает первые самостоятельные шаги;
- вынимает заинтересовавшие его вещи из сумки, ящика, карманов взрослого, если видел, как их туда положили;
- складывает игрушки в корзинку или коробку;
- бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова;
- помогает одевать себя.
Нормы возрастного развития ребенка 12 месяцев:
- ходит самостоятельно;
- с интересом рассматривает картинки в книге;
- пытается листать книги, царапает картинки;
- часто бросает предметы на пол;
- указывает на предметы;
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей от 1 до 2-х лет
18.02.2016 года
Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Так, например, за первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг, вырастает на 25 см. К двум годам вес ребенка достигает 12—13 кг, рост — 85—86 см. Ни в каком другом возрасте такого интенсивного физического развития не наблюдается.
В год малыш уже ходит, начинает овладевать предметной деятельностью, к двум годам овладевает основными движениями.
Быстро растет активный словарь ребенка: 10—12 слов к концу первого года жизни — и 1200—1500 слов к трем годам.
Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение. Организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения. С состоянием здоровья ребенка тесно связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задержать развитие движений, действий с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи.
Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок. Совершенствуется самостоятельность детей в самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умыться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.
К 1,5 - 2 годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно.
В овладении речью ребенок проходит путь от гуканья, гуления, лепета, подражания слогам и словам к словопроизношению. К 2 годам дети постепенно переходят с языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
Называть вещи своими именами ребенок может уже в возрасте 1 – 1,5 лет. Внятная речь появляется только к двухлетнему возрасту. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро.
Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи. Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей второго года формируется легко (после 2-10 повторений).
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой, хороший, красивый».
Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.
Психическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняются, совершенствуются.
Во второй половине первого года жизни взрослые включают в общение с ребенком предметы и игрушки. Они показывают ребенку игрушку, учат производить с ней определенные действия: катать мяч, открывать и закрывать коробочки, вставлять ножку деревянного грибка в отверстие в шляпке, снимать колечки со стержня, а затем нанизывать их и т. п. Взрослый производит действия рукой ребенка, и малыш учится проделывать их самостоятельно. Если взрослые не включают игрушку в процесс общения, ребенок задерживается на стадии эмоционального общения, а это задерживает развитие действий с предметами, овладение которыми необходимо для нормального развития основных психических процессов. Постепенно круг общения расширяется.
Игра. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности — от манипулирования предметами к отдельным действиям с предметами по назначению.
Дети второго года жизни с большим удовольствием занимаются разборными игрушками: разбирают и собирают пирамидку (сначала из 3 одноцветных колец, затем с большим их количеством, наконец, с разноцветными кольцами), матрешки, бочонки и др. Они любят возить разного рода каталки, при этом предпочитают такие, которые можно толкать перед собой. Они катают и подбрасывают мячи, с интересом наблюдают за действиями заводного клоуна, передвижением заводных машин и др.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). Уже с начала второго года дети начинают овладевать действиями подражательного характера: кормят кукол и плюшевых зверюшек, укладывают их спать, позднее раздевают и одевают.
Потребности в общении, в познании окружающего, самостоятельной деятельности с возрастом также расширяются. Если эти потребности не удовлетворяются, возникают отрицательные эмоциональные состояния. Малыш может плакать из-за того, что у него забрали интересующую его игрушку, резко прервали игру, оставили одного, без внимания взрослого.
Следует иметь в виду, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Раздражение, дурное расположение духа как бы передается и детям.
Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Однообразная деятельность (а маленький ребенок не всегда способен самостоятельно переключиться на новое занятие, выбрать его сам), как и бездеятельность, утомляют ребенка. Разумная занятость ребенка — одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.
Причиной огорчений для малыша может стать несвоевременное удовлетворение его органических потребностей. Чем младше ребенок, тем больше влияют на его поведение потребности в пище, питье и др.
Предварительный просмотр:
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно. Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях. В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами. Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему. Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять. Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважатьжелания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного. Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию. Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша. Среди мыслительных операций важнейшими являются:
Вам как родителям важно: Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственноиспользовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре. Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого! Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел или делал. Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество. Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить. Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового. Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание. Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.
Что должен уметь ребенок 2 – 3 лет Развитие речи
Сенсорное развитие
Развитие бытовых навыков
регулирует отправление физиологических потребностей |
Предварительный просмотр:
ПЕСТУШКИ – первые речедвигательные игры малыша
ПОЕХАЛИ
Ребенок сидит на коленях у мамы к ней лицом. Колени мамы сначала в ритме прибаутки поднимаются одновременно, затем по очереди, потом одновременно с большей амплитудой. Затем колени мамы раздвигаются и ребенок проваливается, держась за руки матери.
Поехали с орехами по гладенькой дорожке,
На бочке, на бочке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!
ЛУНЬ ПЛЫВЕТ
Мама держит ребенка перед собой, сидя на полу, ребенок прижимается спиной к маме.
Лу-унь плывет, (тянем звук «у», детские ручки тянем вперед с усилием и разводим в стороны)
Лу-унь плывет.
(модулируем высоту голоса, берем ребенка за предплечья и свободно машем кистями)
Галки летят,
Галки летят.
ХОЛСТЫ
Мама держит ребенка перед собой, сидя на полу, ребенок прижимается спиной к маме.
Тяни холсты, потягивай. (тянем ручки в стороны с усилием)
В коробочку покладывай. (скрещиваем руки по очереди, ритмично, у ребенка руки расслаблены)
ПОТЯГУШКИ
Малыш лежит на спинке, мама поглаживает его по грудке, животику, ножкам обеими руками сверху вниз. потягивает его в стороны с небольшим напряжением за ножки, за ручки, поглаживает щечки и головку.
Потягушки, потягунюшки!
На Сонюшку порастунюшки!
Поперек толстунюшки,
В рученьки – хватунюшки,
В ноженьки – ходунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!
СОРОКОНОЖКИ
Пальцы взрослого «бегут» одновременно симметрично по ручкам или ножкам ребенка, затем соединяются в центре, на шее, на животике.
Две сороконожки
Бежали по дорожке,
Так друг дружечку обняли
Что мы еле их разняли.
БОЛЬШИЕ НОГИ
Это упражнение делаем и тогда, когда ребенок еще не ходит самостоятельно, а только встает на ноги. Его ножки переставляем в разном темпе по ровной поверхности. При этом модулируем голосом разную высоту звука: большие ножки – низкий голос, маленькие ножки – высокий голос.
Можно ставить его ножки на свои и шагать, держа малыша за руки, в такт песенке.
Большие ноги идут по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бегут по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ.
ПИРОЖОК
Ребенок лежит на спинке.
Катай – валяй тесто, (перекатываем ребенка с боку на бок, держа за вытянутые руки и ноги)
Катай – валяй тесто.
Пеки, пеки пирожки, (похлопываем его по ручкам и ножкам)
Пеки, пеки пирожки.
ТОЛКАЧИКИ
Мама с ребенком сидят на полу лицом друг к другу, они держат друг друга за руки и по очереди тянут друг друга назад, «кто перетянет».
Толкачики, рогачики,
Перевертышки. (малыш ложится на спинку, мама берет за ножки и поднимает их)
ПОТЯГУШКИ
— Это кто у нас проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягушечки-порастушечки (растягиваем и поглаживаем ребенка по ручкам и ножкам)
От носочков до макушечки.
Уж мы тянемся-потянемся, (потягиваем за ручки и ножки)
Маленькими не останемся! (поднимаем и ставим на ноги)
ЩЕКОТУШКИ
Ребенок на руках у мамы. Мамина рука поднимается с животика к шее и щекотит малыша.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вышел зайчик погулять,
Стал Марусю щекотать.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ МАССАЖ
Шел по лесенке щеночек,
Позвонил в один звоночек:
(Каждую точку массируем 9 раз в одну и другую сторону)
— Дзинь, хозяин, дверь открой,
Твой щенок идет домой.
(Шагающие движения пальцами по груди, доходим до 1-й точки на груди,) шагаем пальцами вверх)
Никого нет дома.
Шел по лесенке щеночек,
Позвонил в другой звоночек:
(Делаем массаж крыльев носа, затем бровей (2-я и 3-я точки).
— Дзинь, хозяин, дверь открой,
Твой щенок идет домой.
Никого нет?
Тут хозяин дверь открыл
И щеночка он впустил.
Гладить он щеночка стал,
(Поглаживание шеи, затем разминание ручек и ножек, завершаем поглаживанием)
А потом с ним поиграл.
И вот эдак! И вот так! (2 раза)
ЗАРЯДКА
Я ПРОСНУЛСЯ
Руками показываем называемые части тела.
Здравствуйте, глазки! Вы проснулись?
Здравствуйте, ушки! Вы проснулись?
Здравствуйте, ручки! Вы проснулись?
Здравствуйте, ножки! Вы проснулись?
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Я проснулся! (ручки вверх)
ХОМЯЧОК
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок. (ручками трем бока сверху вниз и снизу вверх)
Хомка раненько встает. (потягиваемся)
Ручки моет, ножки трет. («моем» ручки, трем ножки, далее разные части тела)
Подметает хомка хатку (обеими руками делаем взмах вправо, затем влево)
И выходит на зарядку. (маршируем)
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать! (руки приводим к плечам, сжимаем кулачки)
ЭТО Я
Показываем части тела по тексту.
Уши, рот, голова,
Щеки, брови, нос, глаза.
Шея, плечи, руки, грудь,
Не забыть бы что-нибудь!
Попа, ноги и спина
Тоже каждому нужна.
Раз туда, два туда, (руки по очереди вправо и влево)
Это – нет, а это – да. (киваем головой)
МЫ ТОПАЕМ
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаем
И бегаем кругом.
УТРО НАЧИНАЕТСЯ
Утро начинается, начинается. (руки постепенно поднимаем вверх
Дети просыпаются, просыпаются. (трем глаза, руки разводим в стороны)
Вот открылись все окошки,(глаза закрыли ладошками, открыли).
Мы похлопаем в ладошки (хлопаем в ладоши)
И попрыгаем немножко (прыгаем на месте).
Утро начинается, начинается,
Солнце просыпается, просыпается.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся
И пониже наклоняйся.
Утро начинается, начинается,
Дети улыбаются, улыбаются,
Вот и глазки наши видят,
Вот и ушки наши слышат,
Вот и носик задышал,
Всем я «здравствуйте!» сказал.
ШЕЛ БАБАЙ (игра с мячом)
Педагог:
Шел Бабай по стене,
Нес мешок на спине,
Что в мешке, то… (педагог делает паузу)
- Мне! (ребенок или мама за него просит мяч и/или протягивает ручки)
Мячик катится к тому ребенку, кто первый попросил мяч.
Мама с ребенком продолжают игру.
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ЗАМОК
На двери висел замок. (ручки в замке)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили (крутим руками, не разъединяя замка),
Постучали (стучим основанием ладоней),
Потянули (тянем руки, держась пальцами) и открыли (расцепляем руки)!
РЕПКА
Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (перебирая пальцами, имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем пальчики)
Хороша и крепка (ладонь оставляем открытой, пальцы сгибаем, как крючки. Крючочками своих пальцев беремся за крючочки малыша и тянем – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем!
Кто же нам поможет?
Тянем – потянем, тянем - потянем! Ух! (расцепляем руки)
ОЛЕНЬ
У оленя (скрестили руки над головой, выпрямили пальцы: «рога») дом большой. (разводим руками в стороны, показываем «большой»)
Он глядит в свое окно: (прямой ладошкой делаем «козырек» у лба)
Зайка по полю бежит, (ладошки над головой - показываем уши зайки)
В дверь к нему стучит. (вытянутой рукой «стучим в дверь»)
«Тук, тук, дверь открой, (вытянутой рукой «стучим в дверь»)
Там в лесу охотник злой!» (правая рука в кулаке, указательный палец вытянут)
«Заяц, заяц, забегай, (протягиваем руку и зовем зайца)
Руку мне давай!» (протягиваем правую руку вперед ладонью наверх, левой громко прихлопываем)
НАШИ ПАЛЬЧИКИ ПРОСНУЛИСЬ
Наши пальчики проснулись (из сжатого кулачка постепенно распрямляем пальчики)
Потянулись, потянулись
И встряхнулись! (встряхиваем пальцы)
По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали (изображаем прыжки по ладошке)
И устали. Сели отдыхать (трясем пальцами и кладем руки на колени или на стол).
УТРО НАСТАЛО
Утро настало, солнышко встало (из сжатого кулачка постепенно распрямляем пальчики).
Эй, братец Федя, разбуди соседей! (на другой руке «проснулся» и распрямился большой палец)
Вставай, большак! (большой палец одной руки распрямляет большой палец другой)
Вставай, Указка! (большой палец одной руки распрямляет указательный палец другой)
Вставай, Середка! (большой палец одной руки распрямляет средний палец)
Вставай, Сиротка! (распрямляет безымянный палец)
Вставай, Крошечка! (распрямляет мизинец)
Привет, ладошечка! (по кругу массируем ладонь)
Это же упражнение делаем на другой руке.
АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин (рука в кулачке)
Много нас (распрямляем пальцы), а он один.(указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (рука в кулачке, распрямляем большой палец)
Эта долька для ежа, (рука в кулачке, распрямляем еще и указательный палец)
Эта долька для котят, (распрямляем средний палец)
Эта долька для утят, (распрямляем безымянный палец)
Эта долька для бобра, (распрямляем мизинец)
А для волка – кожура. (опускаем вниз расслабленную кисть)
Он на нас сердит – беда! (ладошками трогаем щеки, изображаем испуг)
Разбегайтесь кто куда! (руки в стороны, пальчики выпрямлены)
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим, (опускаем по очереди ручки ребрами ладоней вниз)
Мы морковку трем, трем, (одной рукой «держим» терку, другой – «трем»)
Мы капусту солим, солим, (перебираем пальчиками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и расжимаем кулачки)
ПОЕДЕМ НА ЯРМАРКУ (масленица)
Поедем на ярмарку, купим курочку! (хлопаем в ладоши)
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко. (правой рукой имитируем клюв, клюем зернышки с левой)
Поедем на ярмарку, купим уточку (хлопаем в ладоши)
Уточка - кря-кря-кря-кря! (одна рука согнута в локте, кистью изображаем клюв, другой рукой поддерживаем локоть)
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко. (правой рукой имитируем клюв, клюем зернышки с левой)
Поедем на ярмарку, купим индюшонка (хлопаем в ладоши)
Индюшонок – шалды-балды (опущенной головой крутим из стороны в сторону)
Уточка кря-кря-кря (одна рука согнута в локте, кистью изображаем клюв, другой рукой поддерживаем локоть)
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко. (правой рукой имитируем клюв, клюем зернышки с левой)
Поедем на ярмарку, купим поросенка! (хлопаем в ладоши)
Поросенок хрюки-хрюки (указательным пальцем проводим вокруг носа)
Индюшонок – шалды-балды
Уточка - кря-кря-кря
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко.
Поедем на ярмарку, купим коровенку (хлопаем в ладоши)
Коровенка – муки-муки (указательные пальцы над головой – «рога»)
Поросенок хрюки-хрюки
Индюшонок – шалды-балды
Уточка - кря-кря-кря
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко.
Поедем на ярмарку, купим лошаденку (хлопаем в ладоши)
Лошаденка – скоки – скоки (руки перед собой согнуты в локтях, кисти наверху)
Коровенка – муки-муки
Поросенок хрюки-хрюки
Индюшонок – шалды-балды
Уточка - кря-кря-кря
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко.
Поедем на ярмарку, купим ребятенка (хлопаем в ладоши)
Ребетенок вяки – вяки (трем глаза)
Лошаденка – скоки – скоки
Коровенка – муки-муки
Поросенок хрюки - хрюки
Индюшонок – шалды-балды
Уточка - кря-кря-кря
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко.
ОЛАДУШКИ (масленица)
Лады, лады, ладушки, (хлопаем в ладоши)
Где были?
— У бабушки.(одной ладонью водим по другой)
Испекла нам бабушка сладкие оладушки. (одна рука ладонью вверх, другой прикасаемся и протягиваем детям)
Маслом поливала,
деткам раздавала:
Оле — блин, Сереже — блин (имена детей),
Всем дала!
Предварительный просмотр:
Картотека «Игры с водой»
для детей раннего возраста
«Луковая грядка»
Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.
Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
В течение нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
«Поливаем цветы»
Необходимый инвентарь: детская лейка.
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмём
и воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.
«Капли»
Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, чашка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д
«Выжми мочалку»
Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.
Игра развивает мелкую моторику.
«Кораблики»
Необходимый инвентарь: тазик, бумага.
Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребёнок повторит ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
«В час по чайной ложке»
Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.
«Налил – вылил»
Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
«Шарики в воде»
В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.
Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.
Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.
«Моем трубочиста»
Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, паралоновая губка.
Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как скользит в руках намыленная кукла. Игра способствует развитию моторики, речи.
«Дождик»
Необходимый инвентарь: лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Игра способствует развитию речи.
«Тонет – не тонет»
Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.
В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
- Тонет сразу
- Тонет после намокания
- Не тонет.
«Волшебное свойство воды»
Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
«Умываемся»
Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:
Аккуратные зайчата?
Лапки?
Мыли!
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые.
В игре ребёнок запоминает названия частей тела.
«Разлить поровну»
Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшин или чайник с водой, салфетка.
Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат. Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.
«Взбивание пены»
Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.
Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и с помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет. Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки. Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.
«Свойства солёной воды»
Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.
Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет. Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.
«Сквозь сито»
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.
«Поплывёт или утонет»
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
«Прыгающий шарик»
Необходимый инвентарь: пластмассовый шарик для настольного тенниса.
Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.
«Я и река»
Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной водой.
На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент. Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах. Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды? Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды. Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела. Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Ирина Зиганшина
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими.
"Украсим матрешке фартук".
цель:формировать восприятие цвета,формы,величины предметов.
Задача:упражнять детей в определении и назывании цвета,геометрических фигур.
"Спрячь зайку в домик".
"Разноцветные матрешки".
Задачи:учить группировать предметы по заданному признаку; закреплять умение соотносить по цвету.
"Подбери машинку".
Задача:побуждать детей различать и называть основные цвета.
"Пусти кораблик".
"Подбери матрешку".
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский.