1.3. А как речь-то говорит... (речевое развитие)
Есть все фактические и теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера, эмоций и личности в целом
находится в непосредственной зависимости от речи
(Л.С. Выготский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.doc | 37.5 КБ |
po_razvitiyu_rechi_detey.docx | 14.23 КБ |
igry_s_myachom_dlya_razvitiya_rechi.pdf | 291.04 КБ |
kvest_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 22.35 КБ |
kvest.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ЗАМОК
На двери висел замок. (ручки в замке)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили (крутим руками, не разъединяя замка),
Постучали (стучим основанием ладоней),
Потянули (тянем руки, держась пальцами) и открыли (расцепляем руки)!
РЕПКА
Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (перебирая пальцами, имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем пальчики)
Хороша и крепка (ладонь оставляем открытой, пальцы сгибаем, как крючки. Крючочками своих пальцев беремся за крючочки малыша и тянем – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем!
Кто же нам поможет?
Тянем – потянем, тянем - потянем! Ух! (расцепляем руки)
ОЛЕНЬ
У оленя (скрестили руки над головой, выпрямили пальцы: «рога») дом большой. (разводим руками в стороны, показываем «большой»)
Он глядит в свое окно: (прямой ладошкой делаем «козырек» у лба)
Зайка по полю бежит, (ладошки над головой - показываем уши зайки)
В дверь к нему стучит. (вытянутой рукой «стучим в дверь»)
«Тук, тук, дверь открой, (вытянутой рукой «стучим в дверь»)
Там в лесу охотник злой!» (правая рука в кулаке, указательный палец вытянут)
«Заяц, заяц, забегай, (протягиваем руку и зовем зайца)
Руку мне давай!» (протягиваем правую руку вперед ладонью наверх, левой громко прихлопываем)
НАШИ ПАЛЬЧИКИ ПРОСНУЛИСЬ
Наши пальчики проснулись (из сжатого кулачка постепенно распрямляем пальчики)
Потянулись, потянулись
И встряхнулись! (встряхиваем пальцы)
По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали (изображаем прыжки по ладошке)
И устали. Сели отдыхать (трясем пальцами и кладем руки на колени или на стол).
УТРО НАСТАЛО
Утро настало, солнышко встало (из сжатого кулачка постепенно распрямляем пальчики).
Эй, братец Федя, разбуди соседей! (на другой руке «проснулся» и распрямился большой палец)
Вставай, большак! (большой палец одной руки распрямляет большой палец другой)
Вставай, Указка! (большой палец одной руки распрямляет указательный палец другой)
Вставай, Середка! (большой палец одной руки распрямляет средний палец)
Вставай, Сиротка! (распрямляет безымянный палец)
Вставай, Крошечка! (распрямляет мизинец)
Привет, ладошечка! (по кругу массируем ладонь)
Это же упражнение делаем на другой руке.
АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин (рука в кулачке)
Много нас (распрямляем пальцы), а он один.(указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (рука в кулачке, распрямляем большой палец)
Эта долька для ежа, (рука в кулачке, распрямляем еще и указательный палец)
Эта долька для котят, (распрямляем средний палец)
Эта долька для утят, (распрямляем безымянный палец)
Эта долька для бобра, (распрямляем мизинец)
А для волка – кожура. (опускаем вниз расслабленную кисть)
Он на нас сердит – беда! (ладошками трогаем щеки, изображаем испуг)
Разбегайтесь кто куда! (руки в стороны, пальчики выпрямлены)
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим, (опускаем по очереди ручки ребрами ладоней вниз)
Мы морковку трем, трем, (одной рукой «держим» терку, другой – «трем»)
Мы капусту солим, солим, (перебираем пальчиками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и расжимаем кулачки)
ПОЕДЕМ НА ЯРМАРКУ (масленица)
Поедем на ярмарку, купим курочку! (хлопаем в ладоши)
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко. (правой рукой имитируем клюв, клюем зернышки с левой)
Поедем на ярмарку, купим уточку (хлопаем в ладоши)
Уточка - кря-кря-кря-кря! (одна рука согнута в локте, кистью изображаем клюв, другой рукой поддерживаем локоть)
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко. (правой рукой имитируем клюв, клюем зернышки с левой)
Поедем на ярмарку, купим индюшонка (хлопаем в ладоши)
Индюшонок – шалды-балды (опущенной головой крутим из стороны в сторону)
Уточка кря-кря-кря (одна рука согнута в локте, кистью изображаем клюв, другой рукой поддерживаем локоть)
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко. (правой рукой имитируем клюв, клюем зернышки с левой)
Поедем на ярмарку, купим поросенка! (хлопаем в ладоши)
Поросенок хрюки-хрюки (указательным пальцем проводим вокруг носа)
Индюшонок – шалды-балды
Уточка - кря-кря-кря
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко.
Поедем на ярмарку, купим коровенку (хлопаем в ладоши)
Коровенка – муки-муки (указательные пальцы над головой – «рога»)
Поросенок хрюки-хрюки
Индюшонок – шалды-балды
Уточка - кря-кря-кря
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко.
Поедем на ярмарку, купим лошаденку (хлопаем в ладоши)
Лошаденка – скоки – скоки (руки перед собой согнуты в локтях, кисти наверху)
Коровенка – муки-муки
Поросенок хрюки-хрюки
Индюшонок – шалды-балды
Уточка - кря-кря-кря
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко.
Поедем на ярмарку, купим ребятенка (хлопаем в ладоши)
Ребетенок вяки – вяки (трем глаза)
Лошаденка – скоки – скоки
Коровенка – муки-муки
Поросенок хрюки - хрюки
Индюшонок – шалды-балды
Уточка - кря-кря-кря
Курочка по зернышку – ко-ко-ко-ко-ко.
ОЛАДУШКИ (масленица)
Лады, лады, ладушки, (хлопаем в ладоши)
Где были?
— У бабушки.(одной ладонью водим по другой)
Испекла нам бабушка сладкие оладушки. (одна рука ладонью вверх, другой прикасаемся и протягиваем детям)
Маслом поливала,
деткам раздавала:
Оле — блин, Сереже — блин (имена детей),
Всем дала!
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по развитию речи детей
- Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.
- Общайтесь с ребенком постоянно. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них (ты еще маленький, тебе рано это знать). Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?».
- Выучите с ребенком домашний адрес.
- Расскажите о городе, в котором живёте. Гуляя по городу читайте названия улиц, рассказывайте об истории города, объясняйте ребенку увиденные события. Расскажите о визитных карточках Санкт-Петербурга: Петропавловской крепости, Дворцовой площади, Невском проспекте и др. знаменитых местах нашего города и по возможности побывайте в них. Посвятите этим экскурсиям всего один день в месяц!
- Расскажите ребенку о своей семье; о родителях – как зовут маму и папу (ребенок должен знать Ф.И.О.), где вы работаете, объясните ребенку значимость вашего труда не только для благосостояния вашей семьи, но и для общества; о братьях и сёстрах ( сколько им лет, где учатся и т.д.). Расскажите о своих ближайших родственниках: как их зовут, где они живут, чем занимаются.
- Расскажите ребенку о стране, в которой мы живем, чтобы ребёнок усвоил понятие страна (город и страна это не одно и то же). Расскажите о родственниках, живущих в других городах (возможно и в другой стране). Воспитывайте любовь к Родине.
- Расскажите ребенку о Российской Армии, о главной её функции – защите страны от внешних врагов, о родных (папа, дядя, дедушка, прадедушка, прабабушка) или ближайших знакомых служивших в ней, по возможности знакомьте с родами войск.
- Поощряйте в семье занятия ребенка аппликацией, лепкой и рисованием. Приобретите для этого ножницы с тупыми концами, цветную бумагу, пластилин, цветные карандаши, краски, клей и т.д.
- Уделяйте постоянное внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребёнку сказки, пословицы, поговорки, стихи, загадки и разучите некоторые из них.
Искренне желаем Вам крепкого здоровья, счастья,
благополучия в семье.
Пусть дети радуют Вас!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Квест по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Поиск солнечных лучиков»
Цель: обобщение знаний детей
Задачи:
Обучающие:
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- закреплять характерных признаков весны,
- упражнять подбирать к существительному несколько прилагательных;
- упражнять в умении слышать определять первый звук в слове;
- упражнять в определении количества слогов;
-закреплять умения подбирать слова-родственники
Развивающие:
- расширять словарный объём детей, диалогической речи;
- развивать зрительное и слуховое внимание, фонематический слух;
Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность;
- воспитывать взаимовыручку,
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей:
1.Миша Н.- тренировать в словосочетании местоимений с сущ. и прил.
2.Влад Х. – закреплять умение слышать определенный звук в слове
3.Даша Б. – продолжать формировать умение обосновывать свой выбор
4.Матвей К. –продолжать воспитывать чувство терпимости к ошибкам сверстников
Форма работы - групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
Телевизор, ноутбук, презентация, «полянка» для цветов, картинки с изображением весенних цветов, картинки с насекомыми, карточки с хвостами животных, «домики», разрезные картинки, лото.
Ход занятия
- Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро,
Скорей проснитесь,
Солнцу шире улыбнитесь! (звук смс -ки)
Письмо: Дорогие ребята! Я - весеннее солнце. Послало я свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись.
Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.
В.- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?
(Предположения детей)
В:-Вы хотите помочь солнцу?
Д:- Да.
В: - Тогда отправляемся на поиски солнечных лучей!
1.этап
В: - Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В:- ребята, угадайте, что согрел луч.
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка (ручеёк)
Д:- ручей.
В:- Назовите ласково наш ручей.
Д:- Ручеек, ручеёчек.
В:- Ребята, из чего этот ручеек? (из воды). Смотрите, на берегу камушек. Поиграем?
Камушек друг другу передай,
Родственников слова называй!
Д:- вода, водный, водолаз, водомерка, водопад, водоем, водица, подводник.
В:- Молодцы, вот мы один луч нашли, идем дальше.
2 этап
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
что сейчас согрел солнечный луч?
Цветы
На 1 полянке растут подснежники
На 2 полянке- мать-и-мачеха
На 3 –одуванчик
На 4 – ландыши
На 5 – тюльпаны
Ирис
Ветреница
3 этап
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В:- Кого согрел луч?
Д: - насекомых. Посмотрите, сколько насекомых, возьмите себе по одному.
Дидактическая игра «Определи количество слогов». Определите количество слогов в названии своих насекомых и поместите их на лужайки (где 1 цветок- насекомых с одним слогом, 2 цветка - с 2 слога-ми,3цветка-с 3 слогами).
В:- отлично!
В:-Становитесь все в кружок.
4 этап
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Кого согрел весенний луч? Ребят
Солнышко лучистое…
Игра «Назови ласково»
Солнце – солнышко.
Птица – птичка
дерево – деревце
сказка – сказочка
рука – ручка
ребенок – ребёночек
ручей – ручеёк
кольцо – колечко
сердце - сердечко
стол – столик
кошка – кошечка
мама – мамочка.
В:- немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.
5 этап
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В:- ребята, кого согрел луч в этом домике?
Д:- скворца.
В:- А как вы догадались?
Д:- Потому что этот домик называется скворечник.
Расскажите, что вы знаете про эту птицу (Дети описывают птицу)
В:- А каких перелетных птиц вы еще знаете?
Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.
Кто прилетает первым? (Грач)
Ребята, грач прилетел не с пустыми руками
Игра «Слова наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
В:- Молодцы, еще один луч нашли.
6 этап
В:- Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В:- Ребята если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Д:- Медведь.
Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным.
Назовите их.(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук).
_- а что происходит в жизни животных весной?
Игра “Чей хвост, чьи уши?”
У волка хвост (чей) - волчий
У зайца уши (чьи) - заячьи
У лисы хвост (чей) - лисий
У медведя хвост (чей) – медвежий
У белки уши (чьи) – беличьи
В:- Молодцы, вот и еще луч.
7 этап
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на плакат с изображением деревьев)
В:- На что упал этот лучик?
Д:- На дерево
В: А на дереве ,посмотрите что есть? Листочки есть?
Д:- Нет, листьев нет.
В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?»
На каждом листочке написано слово-дети называют ему противоположность и на дереве появляется листочек)
В:- Молодцы, вот наши деревья зашумели зелёной листвой, и еще один луч нашелся.
Динамическая пауза
Массаж «Солнышко»
Солнце утром рано встало. Всех детишек приласкало.
(Поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»)
Гладит грудку,
(Массировать «дорожку» на груди снизу вверх).
Гладит шейку,
(Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик,
(Кулачками растирать крылья носа).
Гладит лоб,
(Проводить пальцами от середины лба к вискам).
Гладит ушки (растирать мочки ушей),
Гладит ручки (растирать ладони)
Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх)
8 этап
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
Что согрел весенний луч?
звуки.
А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
- рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
- Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
- Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Игра «Рассели слова по домикам»
[ш] [з]
Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
Молодцы ребята, справились с заданием!
В:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи. А наше солнышко улыбается!!!
-О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось в нашем путешествии?
- Солнышко благодарит всех нас и говорит «спасибо» . За то, что нашли вы все лучики ,солнышко дарит вам мультфильм. Давайте его посмотрим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дорогие ребята! Я – весеннее солнце. Послало я свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись. Помогите мне , пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.