5. Особый ребенок - особый подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz.pdf | 264.14 КБ |
igry_s_autichnymi_detmi.docx | 990.38 КБ |
sovety_roditelyam_ga_rebyonka.doc | 582.5 КБ |
shkala_psihomotornogo_razvitiya_po_griffits.doc | 187 КБ |
2._.igroterapiya._.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
Комплекс игр для детей с ранним детским аутизмом
Нижний Тагил
2011
Комплекс игр для детей с ранним детским аутизмом./Сост. Ивашкина Г.В., педагог-психолог ГОУ СПО НТПК №1 высшей квалификационной категории, Черепанова А.С., воспитатель МБДОУ детский сад №148 комбинированного вида второй квалификационной категории. Нижний Тагил, 2011
Специфические для РДА нарушения психического развития отражаются в формировании игры. Более того, сама игра как предтеча совместной деятельности способствует выявлению дефицитарности коммуникативных функций при РДА. Поэтому педагог в своей работе с аутичным ребёнком должен использовать игру.
В данном сборнике представлены различные игры для детей с искажённым развитием, которые могут быть использованы психологами, педагогами, работающими с детьми с РДА.
Содержание
Введение………………………………………………………………...2
Подвижные игры……………………………………………………….3
Игры за партами…………………………………………………………7
Пальчиковые игры……………………………………………………...12
Сенсорные игры………………………………………………………...14
Игры с водой……………………………………………………………17
Игры со свечами………………………………………………………...21
Игры со светом и тенями……………………………………………….22
Игры со льдом…………………………………………………………...24
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)...25
Игры со звуками………………………………………………………...28
Игры с движениями и тактильными ощущениями…………………...30
Игры с крупами…………………………………………………………32
Игры с ватой…………………………………………………………….34
Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками……………..35
Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары)………………………36
Список литературы……………………………………………………...38
Введение
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему ученику.
Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.
Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.
Индивидуальные игры, предлагаемые вам в этой книге, — результат более чем 20-летнего труда психолога — дефектолога Г.Д. Черепановой (о ней мы писали выше).
Каждая из этих игр может послужить началом коррекционной работы.
Некоторые из опубликованных в этой книге игр (например, «Покажи нос») могут быть использованы как при индивидуальной, так и при групповой работе.
Подвижные игры
«Рукавички»
(Кряжева Н.Л.)
Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару «, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
«Щепки на реке»
(Фопель К.)
Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе — Вода одной реки.
По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.
Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут «двигаться по Воде»: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.
«Охота на тигров»
(Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999).
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего — найти тигра.
Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
«Покажи нос»
(Васильева E.П.)
Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
«Кто я?»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие представлений и воображения ребенка Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.
«Придумки»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня
вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....). Как ты думаешь, что произошло?»
«Затем Таня ...» (Педагог показывает карточку №2.....)
и т.д. (рис. 9).
Рис. 9. Наглядный материал к игре «Придумки»
«Покажи по-разному»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами. 1 этап игры: Взрослый говорит:
— Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота .... (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».
— Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?
— Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
- Я иду медленно, а вот я иду... Как?
— Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...
— Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю... 2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т.д.
«Солнечный зайчик»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве. «К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он
находится. ( Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 10). Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.
Рис. 10. Примерные траектории движения
Игры за партами
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения, описанные в разделе «Как играть с тревожными детьми».
«Собираем головоломки»
(Черепанова Г. Д.)
Цель Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки — один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.
Содержание
Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу. Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.
«Говорящие рисунки»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.
Содержание.
Ребёнок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребёнок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображённое схематично ребёнком задание, а затем отвечает на его вопросы. Пример пиктограммы
:
«Игры с чудесным мешочком»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослыми.
Содержание.
На левую руку ребёнку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из цветного плотного картона геометрические фигуры. Мешочек должен быть чуть больше ладошки ребёнка (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).
На ощупь ребёнок левой рукой выбирает по заданию взрослого определённую геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка и сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребёнок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.
Примечание.
Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем – двух форм, трёх форм и т.д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребёнку даётся такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» – в этом случае образец отсутствует, ребёнок действует по словесной инструкции.
«Физкультурники»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие координации движений, обучение ребёнка навыкам работы с пооперационными картами.
Содержание.
Взрослый объясняет ребёнку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т.д.
Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребёнок вместе рисуют схемы к одному из упражнений, например:
После того как заготовлены 2-3 схемы (или 4-5,в зависимости от возможностей ребёнка), взрослый кладёт перед ребёнком одну из схем и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребёнок научится «читать» схему (на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.
Затем ребёнку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т.д.
Выполненные совместно с ребёнком рисунки-схемы к данной игре способствуют развитию у ребёнка умения взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребёнка рисованию движущейся фигуры человека.
«Симметричные рисунки»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнёром.
Содержание.
Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребёнок рисует справа (если левша - слева), взрослый - слева.
Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме
«Создаём мультфильмы»
(Слухова А.А.)
Цель: учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.
Содержание.
Ребёнку предлагается вспомнить основные события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера, сложенных в гармошку, вместе с ребёнком делает зарисовки к основным режимным моментам. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нём окошко и начинает с ребёнком «просмотр» мультфильмов: «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал?» и т.д.
По окончании занятия ребёнок может сложить карточки и взять с собой, чтобы посмотреть мультфильм дома вместе с мамой и папой.
Данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.
«Собираем головоломки»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие коммуникативных способностей ребёнка. Собирать головоломки – один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет и большое удовольствие.
Содержание.
Сначала ребёнку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т.д.). Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребёнок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается к взрослому за помощью. Если ребёнок ещё не готов к такому рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам её». На первых парах можно даже помочь ребёнку сформулировать просьбу.
Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.
«Менялки игрушек»
(Карпова Е.В., Лютова Е.К.)
Цель: эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи не только вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз.
Содержание.
Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняют молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попыток даётся ведущему для отгадывания.
Примечание.
Как правило, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игру.
Обычно они сначала (иногда в течение нескольких дней или даже недель) просто наблюдают за игрой со стороны, затем, при желании, они могут встать в круг и принять участие в игре, а затем – могут согласиться водить. Причём, если ребёнок не может или не хочет считать вслух, за него это сделать может взрослый или кто-то из ребят.
«Волшебный сундучок»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей – разглядывание и изучение новых предметов.
Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать их из сундучка, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.
Фантазировать: где это пригодится и т.д.
Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.
Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребёнок захотел ещё раз и два, и … вернуться к волшебному сундучку.
Пальчиковые игры.
Цель: развивать моторную ловкость.
- «Дом и ворота»
Слова | Действия |
На поляне дом стоит Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем | Пальцы обеих рук делают «крышу». Руки повёрнуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие – вверх – «ворота» Ладони разворачиваются. «Крыша». |
- «Строим дом»
Слова | Действия |
Целый день тук да тук – Раздаётся звонкий стук. Молоточки стучат, Строим домик для ребят. Вот какой хороший дом, Как мы славно заживём. | Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам. Стучать кулаком о кулак. «Крыша». Сжимать – разжимать пальцы. Вращать кисти рук. |
3.«Засолка капусты»
Слова | Действия |
Мы капусту рубим, Мы морковку трём, Мы капусту солим, Мы капусту жмём. | Движения прямыми кистями вверх-вниз. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Имитировать посыпание солью из щепотки Интенсивно сжимать и разжимать пальцы обеих рук. |
4. «Дождик капает»
Слова | Действия |
Дождик капает, Дождик капает. Кап-кап-кап. Кап-кап-кап. | Пальчики обеих рук постукивают по столу. |
5. «Яблонька»
Слова | Действия |
У дороги яблонька стоит, На ветке яблоко висит. Сильно ветку я потряс, Вот и яблочко у нас. В сладко яблочко вопьюсь, Ах, какой приятный вкус! | Руки сплести над головой, пальцы – разжаты. Сложить запястья вместе. Руки над головой, движения вперёд-назад. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко. Имитируют, что откусывают яблоко, со словами: «Ам!». Соединить запястья, ладони развести. |
Сенсорные игры
Игры с красками
«Цветная вода»
Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) – и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой – ребенок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится.
В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – «заказывая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно. После первой демонстрации ребенок играет в «Цветную воду» не только на занятии с психологом или педагогом, но может затеять игру в любой момент, когда захочет. этом случае на помощь приходит кто-нибудь из близких. Если же позволяет уровень развития бытовых навыков ребенка, он вполне может действовать самостоятельно.
Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры – организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию – предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где наша бутылка? Вот она, нальем в нее водичку – ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль – течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо» и т. д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.
Смешиваем краски
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого – зеленый, из красного и синего – фиолетовый.
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.
Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски – вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
Кукольный обед
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. игре красная вода превращается в томатный сок, белая – в молоко, оранжевая – в фанту, а коричневая – в кофе...
Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете – посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.
Игры с водой
Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги...
Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую.
Предлагаем следующие варианты игр с водой.
Переливание воды
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
Открывай! – закрывай!
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: „Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!“ Вот, открыла – снова потекла водичка, буль-буль-буль!» следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
Фонтан
Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.
Бассейн
Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать – вот так. Поплыли!»
Озеро
Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро – много воды! озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки – маленькие утята. „Кря-кря-кря! – говорит утка. – Дети, плывите за мной!“ от уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т. д.
Море
На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) от поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик – давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше» и т. д.
Купание кукол
Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички – попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т. д.
Мытье посуды
Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую – тогда получится теплая вода. от так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!»
Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:
– «Снег пошел» – дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.
– «Плыви, кораблик!» – дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
– «Вертушка» – дуть на игрушку-вертушку.
– «Катись, шарик!» – дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.
– «Бульки» – дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
Мыльные пузыри
Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки – для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус – прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).
Пенный замок
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живет в пенном замке».
Игры со свечами
Приготовьте набор свечей – обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.
Подуем на огонек
Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит – как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться – тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем... Сильнее, вот так – ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.
Гуляем в темноте
Оставьте маме «задание на дом»: когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.
Рисуем дымом
Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: «Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.
Праздник на воде
Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.
Холодно – Горячо
Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя – горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».
День Рождения
Приготовьте зефир в шоколаде либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «День рождения Мишки». месте с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.
Игры со светом и тенями
Солнечный зайчик
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда, неспеша, отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре – предложите поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!». Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.
Тени на стене
Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.
Театр теней
Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
Фонарик
Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по тёмным аллеям парка, где нет фонарей, и т. п.
Темно – светло
При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.
Китайский фонарик
Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и, закрепив внутри маленький фонарик, вы получите «китайский фонарик», который озарит все вокруг загадочным светом.
Игры со льдом
Льдинки
Пусть мама заранее приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: «Смотри как водичка замерзла – стала холодная и твердая». Погрейте кусок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая – давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает – это лед тает и снова превращается в воду».
Тает льдинка
Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.
А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает: «Ах, какой холодненький сок!»
Разноцветный лед
Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
Ледяные фигуры
Замораживайте воду не только в специальных формочках. Используйте также пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите изо льда ледяную пирамидку или домик.
Сосульки
Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки и т. д.
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый неароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.
Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:
Мнем и отщипываем.
Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем – глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.
Надавливаем и размазываем.
Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию.
Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
Покажите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробовать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка.
Режем на кусочки.
Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.
После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.
Пластилиновые картинки
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин – это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их – получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина – получился «салют». А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».
Приготовление еды
Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета – получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) – получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина – получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин – выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло-коричневого пластилина на кусочки – это «хлеб».
Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День рождения».
Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попробуйте организовать с ним лепку «пирожков».
Огород
На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы – так, горох станет «репкой», а красная фасоль – «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.
Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке – «цветочки» из мозаики.
Игры со звуками
Послушаем звуки
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т. д.
Постучим, погремим!
Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
Найди такую же коробочку
Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, – пусть он найдет коробочку, звучащую так же.
Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.
Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
Свистульки
Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т. п.
Музыканты
Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.
Когда ребенок научится различать на слух их звучание, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх – «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку про Антошку – играем на гармошке и т. д.
Звуки природы
Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами используйте следующие приемы:
– хлопки в ладоши;
– топанье ножками;
– прыжки в определенном ритме;
– танцы;
– проговаривание текстов стихотворений;
– пение детских песенок.
Игры с движениями и тактильными ощущениями
Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.
Если это произошло, то в занятиях становится возможным проведение таких игр:
Тормошение, возня
Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т. п.
Догоню-догоню, поймаю-поймаю
Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот – пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т. к. требует от него большей активности и произвольности действий.
Змейка
Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.
Самолетики
Покружите ребенка в воздухе – «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол – «Приземлились...»
Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребенок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции; это придает подобным играм терапевтический эффект. А от взрослого потребуется больше эмоциональности. Однако есть опасность, что взрослый превратится для ребенка лишь в средство достижения необходимого ему ощущения (например, когда ребенка кружат). Чтобы этого избежать, старайтесь не допускать стереотипности таких игр, разнообразить их. Например, перед тем, как покружить ребенка, предложите: «А сегодня возьмем с собой в полет мишку».
Игры с крупами
Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.
Прячем ручки
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?»
Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
Покормим птичек
В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек – это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыплем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»
Вкусная кашка
Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее.
Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.
Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол – например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».
Разложи по тарелочкам
Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».
Дождь, град
Эта игра обусловлена фактурой материала – мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Вероятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой (лучше играйте на кухне), а в момент, когда сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте действия ребенка: «Ой, дождь пошел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с этого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. каждом конкретном случае придется принимать решение относительно выбора наилучшей тактики:
– позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;
– некоторое время не использовать крупу в играх;
– давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количествах, чтобы «покормить птичек». Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.
Игры с ватой
Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Вы используете вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Помня о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, зарываться в нее, подготовьтесь заранее – запаситесь большим куском непрессованной ваты, и когда ребенок затеет игру, предложите ему весь объем материала.
Снег идет
Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.
Снежки
Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.
Сугробы
Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему «спрятаться в сугробе». Можно вместе с ребенком прятать в «сугробе» и любимую игрушку.
Снежная крепость
Затем, когда острота переживаемых ребенком в ходе игры ощущений станет спадать, предложите дальнейшее развитие сюжета игры. Для этого можно задействовать в игре разнообразные игрушки. Сделайте мишке «снежную берлогу», а куклам постройте «снежную крепость».
Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками
Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к коробке с кубиками и опрокинуть ее или подбросить коробку с мелкими деталями конструктора. При этом он с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся грохот. этом случае следует организовать игру.
Салют
Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру – «салют продолжается».
Землетрясение
Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали – кубики, крупный конструктор, коробочки, – пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые границы и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя, – переключите его на стереотипную игру.
Мусорка
Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы – коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки – со словами: «ыбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы.
Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары)
У аутичных детей есть следующая особенность: они могут наносить себе удары, часто – по голове. Причина таких действий – либо самоагрессия, либо самостимуляция. В подобных случаях затевайте игру. Обычно дети сразу включаются в нее, тем более если она уже знакома по прошлым занятиям. А вы получаете возможность контролировать силу ударов, переключить ребенка с агрессивных действий на игру.
Кто сильнее
В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки и начинает тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.
Подушечные бои
Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Кидайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.
Выбиваем пыль
Подавая ребенку пример, усердно колотите руками по подушке (любого удобного размера) со словами: «Давай выбивать пыль из подушки – вот так, вот так!»
Детский футбол
Дети любят бросать вещи на пол и пинать их ногами. Постарайтесь дать ребенку представление о том, что нельзя поступать так со всеми вещами подряд. Например, недопустимо пинать по полу мамину сумочку или фен. Объясняйте это и словами.
Список литературы
- Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.,1997
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм.- М.: Проспект, 2002.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М., 2000
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов на Дону, 2010
- Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком. – М., 2009
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Шкала психомоторного развития по Гриффитс. 1-й год жизни.
Ф.И.О. ребёнка ______________________________________________________________ Возраст ______________________________
Месяц жизни | Моторика | балл | Социальная адаптация | балл | Слух и речь | балл | Глаза и руки | балл | Способность к игре | балл |
1 | Поднимает подбородок лжа на животе | 1 | Кратковременно фиксирует взгляд на предмете | 1 | Вздрагивает от звуков | 1 | Следит глазами за ярким источником света | 1 | Сжимает пальцы исследователя | 1 |
Отталкивается ногами от рук исследователя | 2 | Успокаивается на руках | 2 | Успокаивается от обращенной к нему речи | 2 | Смотрит на кольцо или игрушку | 2 | Реагирует на родителей генерализованными движениями | 2 | |
Удерживает вертикально головку несколько секунд | 3 | Радуется купанию | 3 | Гулит больше, чем плачет | 3 | Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним | 3 | Руки тянет в рот | 3 | |
2 | Поднимает головку, лежа на животе | 4 | Улыбается | 4 | Слушает колокольчик | 4 | Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении | 4 | Энергично двигает ручками | 4 |
3 | Энергично брыкается | Узнает мать | 5 | Гулит, произносит гласные звуки | 5 | Прослеживает за колокольчиком в вертикальном направлении | 5 | Реакция на родителей: тянет к ним головку | 5 | |
4 | При купании активно отталкивается ножками | 6 | Гулит на обращение к нему | 6 | Ищет глазами источник звука | 6 | Переводит взгляд с объекта на объект | 6 | Удерживает палочку | 6 |
Поднимает головку лежа на спине | 7 | Следит глазами за движением человека | 7 | Слушает музыку | 7 | Следит за колокольчиком по кругу | 7 | Играет со своими пальчиками | 7 | |
Перекатывается с боку на спину | 8 | реагирует на взгляд улыбкой или гулением | 8 | Произносит два и более звука | 8 | Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке | 3 | Рассматривает коробку на столе | 8 | |
Выпрямляет чем положении | 9 | Дружелюбен к детям | 9 | Ищет источник, поворачивая голову | 9 | Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку | 9 | Сопротивляется при попытке отнять игрушку | 9 | |
Поднимает голову и грудь лежа на животе | 10 | Сопротивляется, когда взрослый тянет, хочет забрать кольцо | 10 | Громко смеется | 10 | Взглядом исследует и рассматривает новый предмет | 10 | Сжимает кубик и удерживает его | 10 | |
Длительно удерживает головку в вертикальном положении | 11 | Радуется, резвится, когда с ним играют | 11 | Точно поворачивает головку в сторону звонка | 11 | Тянется к игрушке и захватывает ее | 11 | Бьет кубиком по другому | 11 | |
Поднимает головку и плечи в положении на спине | 12 | Перестает плакать, когда с ним разговаривают | 12 | Слушает мелодичные звуки | 12 | Тянет игрушку в рот | 12 | Отталкивает игрушку | 12 | |
5 | Перекатывается с боку на бок | 13 | Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего | 13 | Гулит и прекращает плакать при звуках музыки | 13 | Хватает раскачивающуюся игрушку | 13 | Проявляет интерес к различным коробочкам | 13 |
Играет с большим пальцем на ногах | 14 | Пытается помочь, когда его присаживают | 14 | Лепечет, обращаясь к человеку | 14 | Пытается остановить раскачивающуюся игрушку | 14 | Берет кубик со стола | 14 | |
6 | Появляется реакция ползания - подгибает коленки | 15 | Держит ложку | 15 | Манипулирует колокольчиком | 15 | Обследует руками стол | 15 | Держит два кубика | 15 |
Сидит со слабой поддержкой | 16 | Тянется, чтобы его взяли на руки | 16 | Произносит четыре и более различных звуков | 16 | Играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает | 16 | Захватывает коробку | 16 | |
7 | Переворачивается со спины на живот и назад | 17 | Пьет из чашки | 17 | «Отвечает», когда его зовут | 17 | Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку | 17 | Манипулирует кубиками | 17 |
Первое появление шаговых движений - танцующее движение | 18 | Манипулирует чашкой и ложкой | 18 | Двусложный лепет | 18 | Следит за падающими предметами | 18 | Достает и берет предмет | 18 | |
Усиленно старается ползать | 19 | Реагирует на свое отражение в зеркале - смотрит в него | 19 | Кричит, чтобы привлечь к себе внимание | 19 | Стучит одним предметом о другой | 19 | Перекладывает игрушку из рук в руки | 19 | |
8 | Сидит сам короткое время | 20 | Различает знакомых и незнакомых | 20 | Прислушивается к разговору | 20 | Следит, когда рисуют на бумаге | 20 | Бросает один кубик, чтобы взять другой | 20 |
Более четкая реакция перешагивания- ставит одну ножку на другую | 21 | Быстро реагирует на изменение ситуации | 21 | Издает певучие звуки | 21 | Прочно удерживает раскачивающееся кольцо | 21 | Играет сразу двумя предметами | 21 | |
9 | Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания) | 22 | Плачет, если убрать игрушку | 22 | Фразовый лепет - четыре и более слогов | 22 | «Частичная» специализация-выведение большого и указательного пальцев | 22 | Мнет бумагу | 22 |
Может самостоятельно сидеть на полу | 23 | Пытается держать чашку, когда пьет | 23 | Говорит «ма-ма», «па-па» | 23 | Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик) | 23 | Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку | 23 | |
Пытается ползать вперед и назад | 24 | Стаскивает шапку | 24 | Слушает тиканье часов | 24 | Раскачивает кольцо на веревке | 24 | Бьет кубиком о стол | 24 | |
10 | Стоит при поддержке | 25 | Реагирует на свое отражение в зеркале - смеется, играет с ним | 25 | Качает головой, «да» или «нет» | 25 | Играет с подвешенными игрушками | 25 | Стучит двумя кубиками друг о друга | 25 |
Хорошо сидит в стуле | 26 | Машет рукой, говоря «до свидания» | 26 | Говорит два слова | 26 | Осознанно бросает предметы | 26 | Поднимает крышку с коробки | 26 | |
Поднимается сам, держась за ч го-то | 27 | Проявляет свою любовь | 27 | Лепечет предложения | 27 | Полная специализация большого и остальных пальцев | 27 | Находит спрятанную игрушку | 27 | |
Может долго стоять, держась за что-то | 28 | Берет в рот, сосет свой палец на руке | 28 | Осознанно играет колокольчиком | 28 | Может указывать предмет пальцем | 28 | Пытается вынуть кубик из коробки | 28 | |
Полноценное ползание на «четвереньках» | 29 | Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту | 29 | Реагирует на музыку, пение | 29 | Интересуется заводными игрушками | 29 | Удерживает три кубика | 29 | |
12 | Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа | 30 | Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне») | 30 | Длительно лепечет, особенно когда один | 30 | Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать | 30 | Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку | 30 |
Ходит за ручку | 31 | Хлопает в ладоши | 31 | Говорит три слова | 31 | Калякает на бумаге | 31 | 31 |
Шкала психомоторного развития по Гриффитс. Второй год жизни.
Ф.И.О. ребёнка ____________________________________________________________________________________ Возраст __________________________
Месяц жизни | Моторика | балл | Социальная адаптация | балл | Слух и речь | балл | Глаза и руки | балл | Способность к игре | балл |
13 | Забирается на одну ступеньку | 32 | Кладет и вынимает маленькие предметы из чашки во время игры | 32 | Явно пытается петь | 32 | Любит держать мелкие игрушки | 32 | Среди всех игрушек находит спрятанную игрушку или кубик | |
Стоит сам | 33 | Пытается помогать при одевании | 33 | Несколько секунд рассматривает картинки в книжке | 33 | Появляется разница между правой и левой рукой | 33 | Вкладывает предмет в предназначенное для его отверстие | 33 | |
14 | Ходит сам | 34 | Держит чашку во время еды | 34 | Откликается на своё имя | 34 | Играет с мячиком | 34 | Открывает две разные по форме коробки | 34 |
Стоит на коленях или на стуле | 35 | Самостоятельно пользуется ложкой, не проливая пишу | 35 | Подыгрывает при считалочках и стишках | 35 | Укладывает кубики в коробку, когда его просят об этом | 35 | Пытается взбираться вверх по лестнице | 35 | |
15 | Пытается взбираться по лестнице | 36 | Показывает на ботиночки, что бы их одели | 36 | Пользуется четырьмя-пятью ясными словами | 36 | Любит двигать маленькие машинки | 36 | Вкладывает кружочки друг в друга | 36 |
Любит толкать игрушечную лошадку или коляску | 37 | Пытается повернуть дверную ручку | 37 | Выделяет определенный предмет среди множества | 37 | Ставит кубики друг на Друга | 37 | В игровой форме вынимает и кладет обратно кубики | 37 | |
16 | Уверенно ходит | 38 | Появляются навыки чистоплотности | 38 | Пользуется шестью-семью словами | 38 | Лучше рисует каракули -более длинными линиями | 38 | Вкладывает квадратики друг в друга | 38 |
Наклоняется за игрушкой | 39 | Хорошо пьет из наполовину наполненной чашки | 39 | Вставляет в лепет понимаемые слова | 39 | Находит завернутую игрушку | 39 | Складывает два элемента пирамиды | 39 | |
17 | Взбирается на низкий стул | 40 | Может снять туфли и носки | 40 | С удовольствием рассматривает книжки и картинки | 40 | Помогает собирать игрушки | 40 | Осознанно закрывает коробку крышкой | 40 |
18 | Ходит вперед и назад с поворотом | 41 | Нравится рассматривать книжку со взрослыми | 41 | Находит два заданных предмета в коробке | 41 | Собирает пирамидку из трех составных частей | 41 | Вкладывает три и более кружка друг в друга | 41 |
19 | Ходит и тянет за собой на веревочке машину | 42 | Называет одну часть тела | 42 | Пользуется девятью словами | 42 | Кидает мячик | 42 | Может вложить два кубика друг в друга, в коробку и закрыть ее | 42 |
Карабкается по лестнице вниз и вверх | 43 | Просится на горшок, контролирует стул | 43 | Различает 4 заданных предмета среди множества | 43 | Собирает пирамидку из 4 частей | 43 | Вкладывает раздельно кружочки и квадратики в специальные пазы | 43 | |
20 | Прыгает | 44 | Свободно пользуется ложкой | 44 | Пользуется 12 словами | 44 | Рисует длинные прямые линии | 44 | Может вложить три и более предметов различной формы | 44 |
Бегает | 45 | Днем просится | 45 | Называет картинку | 45 | Переливает воду из одной чашки в другую | 45 | Правильно раскладывает фигурки разной формы и вкладывает их в соответствующие пазы | 45 | |
21 | Уверенно ходит по лестнице вверх | 46 | Пытается рассказать, что с ним произошло | 46 | Комбинирует слова | 46 | Пытается рисовать круговые фигуры на бумаге | 46 | 46 | |
Взбирается на любой стул, чтобы на него встать | 47 | За столом просит что-либо, правильно называя предмет | 47 | Различает и называет две картинки | 47 | Составляет пирамиду из пяти и более составных частей | 47 | 47 | ||
22 | Может спрыгнуть со ступеньки | 48 | Называет подряд две части тела | 48 | Слушает сказки | 48 | Чертит вертикальные линии | 48 | Собирает домик из кубиков | 48 |
23 | Может сам сидеть за столом | 49 | Называет три и более части тела | 49 | Словарный запас - 20 четких слов | 49 | Собирает поезд из трех вагончиков | 49 | 49 | |
24 | Может ударить по мячу | 50 | Сам открывает дверь | 50 | Четко называет свои игрушки | 50 | Пытается заставить игрушки двигаться | 50 | Играет с различными элементами «развивающего центра» | 50 |
Свободно самостоятельно ходит по лестнице | 51 | Активно помогает раздевать его и одевать | 51 | Пользуется словами из четырех и более слогов | 51 | Чертит горизонтальные линии | 51 | 51 |
Сводная таблица баллов:
Месяцы | Сумма баллов | Месяцы | Сумма баллов | Месяцы | Сумма баллов | Месяцы | Сумма баллов | Месяцы | Сумма баллов |
1 | 5-15 | 7 | 85-95 | 13 | 160-165 | 17 | 200 | 21 | 230-235 |
2 | 20 | 8 | 100-105 | 14 | 170-175 | 18 | 205 | 22 | 240 |
3 | 25 | 9 | 110-120 | 15 | 180-185 | 19 | 210-215 | 23 | 245 |
4 | 30-60 | 10 | 125-130 | 16 | 190-195 | 20 | 220-225 | 24 | 250-255 |
5 | 65-70 | 11 | 135-145 | ||||||
6 | 75-80 | 12 | 150-155 |
Оценка состояния моторики, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, моторной функции рук, а также способности к предметной деятельности производится в баллах. Оценка психомоторного развития производится по каждой графе. Определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается балл, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.
Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла, и по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла.
Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы.
Итак, наш испытуемый в возрасте одного года набрал:
Моторика – 17 баллов
Социальная адаптация – 16 баллов
Слух и речь – 13 баллов
Глаза и руки – 19 баллов
Способность к игре – 20 баллов.
Общая сумма – 85 баллов из 150-155 возможных баллов.
Таким образом, годовалый ребенок по развитию;
Моторика – соответствует 7-ми месяцам
Социальная адаптация – соответствует 6-ти месяцам
Слух и речь – соответствует 5-ти месяцам
Глаза и руки – соответствует 7-ми месяцам
Способность к игре – соответствует 8-ми месяцам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для достижения целей в коррекционно – воспитательной работе используются игры, которые направлены на: 1. - Установление контакта; 2. - Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка; 3. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми подгруппы (2-3 человека); 4. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми группы; 5. – Формирование учебных навыков; 6. – Формирование речевых навыков; 7. – Формирование коммуникативных навыков; 8. – Развитие эмоциональной сферы; 9. – Формирование социоэмоциональных навыков; 10. - Формирование правильного поведения.
Игротерапия на этапе установления контакта с аутичным безречевым ребенком Присоединение к возгласам и действиям ребенка Безречевой ребенкок издает лепет и вокализации: «Ля-ля-ля-ля-ля…Да-да-да-да-да; аааа, ииии и т.п.» Взрослый повторяет за ребенком. И ребенок начинает смотреть на взрослого. Ребенок перебирает и стучит пальцами по столу. Взрослый повторяет движения за ребенком. Ребенок начинает улыбаться и изредка поглядывать на взрослого. Так у ребенка начинает появляться доверие к взрослому.
Сенсорные игры на этапе установления контакта Игры с воздушным шариком Взрослый подбрасывает шарик и прочитывает стихотворение: Шарик мы с тобой подбросим И посмотрим на него, Мы увидим, как наш шарик Опускается легко. Игры с мыльными пузырями; игры с водой. Игры с включением и выключением света; игры с тенью. Игры с дутьем на фантики, пакетики, листики, тюль и т.п. Игры с кручением, верчением колец пирамидок, колес машинок, юлы и т.д.
Сборно-разборные игрушки как способ установления взаимодействия с аутичными детьми Пирамидки, чашечки, матрешки, доски Сегена, «Почтовые ящики», логические кубы, пазлы способствуют опосредованному контакту и взаимодействию с ребенком, а в дальнейшем формированию речевых и коммуникативных навыков.
Игры на формирование навыка соблюдения очередности Навык соблюдения очередности очень важен, т.к. без этого навыка не формируется способность к диалогу. Игры с кубиками при выстраивании башни: «Твой кубик, мой кубик». Игры с мозаикой при выкладывании дорожки: «Моя мозаика, твоя мозаика». Игры с толканием мяча или машинки. Игры в домино с более продвинутыми детьми: «Моя очередь, твоя очередь». Игры с музыкальными инструментами в музыкальном зале. «Сначала звучат погремушки, потом ложки, потом бубен и т.п»
Игры на формирование навыка сотрудничества с напарником по занятию Взрослый дает 2-м детям (3,4гр.аутизма) разрезные картинки и с задором говорит: «Раз, два, три - картинку собери». Дети с аутизмом тяжело переживают ситуации неудачи и проигрыша. Взрослому важно корригировать поведение детей в этих ситуациях: «В прошлый раз ты собрал первым, а в этот раз - Витя…»
Игры на растормаживание эмоциональной сферы «Догоню, догоню». «Убегу, убегу». Взрослый делает возле головы «рожки» и бежит за ребенком: «Напугаю, напугаю», «Забодаю, забодаю». Взрослый берет ребенка за пояс, поднимает и кружит его со словами: «Полетели, покружили».
Игры и занятия с неговорящим ребенком на формирование зрительного контакта Перед тем как начать новую игру или занятие, необходимо всегда устанавливать зрительный контакт. Для этого Сара Ньюмен, мама аутичного ребенка, рекомендует: Сделать свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось посмотреть, попробовать привлечь внимание ребенка к своему лицу. Для этого можно, например: Широко и часто улыбаться. Издавать забавные звуки Надевать экстравагантные шляпы, необычные очки, большие яркие серьги. Надевать маски. Раскрашивать лицо. Брать предмет, который заинтересовал бы ребенка, и подносить его к лицу. Ребенок последует взглядом за ним. Играть в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку, приговаривая: «Ку-ку!»
Игры на формирование речевых навыков Пальчиковые игры; Дидактические игры в лото; Игры с картинками, кубиками: «Найди», «Покажи», «Назови», «Собери». Игры с мячом (для детей 3-4 гр.), в ходе которых, взрослый катит ребенку мяч со словом, например: «Кукла», ребенок должен откатить мяч с обобщающим словом «Игрушка» и т.п.
Игры на формирование диалоговых и коммуникативных навыков Доскажи словечко Игры для детей 3-4 гр. В предложении: «Летом жарко, а зимой…» В стихотворении: Би-би-би, - кричит машина, Не могу я без… (бензина). В загадке: Захотелось плакать вдруг, Слезы лить заставил … (лук). Договаривание словосочетаний, предложений в тексте литературного произведения.
Куклотерапия в формировании коммуникативных и социально-поведенческих навыков С помощью персонажа куклы дети учатся приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Учатся задавать вопросы и отвечать на них. Учатся различать эмоциональные состояние, настроения, нежелательное поведение: нежелание общаться - Медвежонок Бука, грусть – Ослик, жадность - Мышонок Жадина.
Куклотерапия помогает формировать важные социоэмоциональные навыки Взрослый с помощью куклы решает множество задач: Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении. Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности. Активизирует безынициативных детей. Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность у детей. Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей. Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа.
Речевые шуточные игры Для активизации коммуникативных возможностей детей 3,4-й группы часто используем шуточные, «нелепые» вопросы. Подобные шуточные вопросы от персонажа Петрушки эмоционально зажигают, смешат ребенка, заставляя его строить развернутые предложения. «Яблоко синее»? «Лимон сладкий?» «Автомобиль летает?» «Мотоцикл плывет?» Используются картинки и стихи с нелепым содержанием про то, чего на свете не бывает .
Игры с конструктором Плоскостное и объемное конструирование в: Совместном конструировании; В самостоятельном конструировании объектов; В сюжетном конструировании: «Автобус для ребят», «Как я шел в детский сад» и т.п.
Речедвигательные игры с небольшим сюжетом Белочка Раз два! Хлопают попеременно Раз два! у правого и левого уха; Колет белочка дрова, складываю ладошки вместе, ритмично опуская, изображая взмахи топором; Даже детки, опускают ручки вниз, Тащат ветки, сжимая кулачки; По охапке ставят по отдельности, В каждой лапке каждую ручку на бочок; Раз! Два! Раз! Два! хлопают попеременно; А теперь домой пора! опускают ручки.
Подвижные игры в работе с аутичными детьми Подвижная игра «Мыши и кот» Мышки водят хоровод, (Дети - «мыши» ходят в хороводе,) На лежанке дремлет кот, (а один ребенок -«кот» сидит в круге) Старый кот, толстый кот Громко песенку поет: («Кот» показывает детям когти) «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Всех сейчас я поймяу!» (Дети отбегают) По мотивам фольклорного жанра
Песни и танцы с несложными движениями – всегда игра для детей с аутизмом «Дождик кап!» (Потешка выполняется под музыкальное сопровождение) Дождик кап! Дождик кап! Все сильней, все тише (стучат указательным пальчиком по ладошке другой руки) Не стучи, не стучи, не стучи по крыше! (делают отрицательный жест указательным пальцем) Непослушный, какой, Перестань, не лейся («грозят» пальчиком) Заходи в детский сад (делают пригласительный жест рукой) И в тепле погрейся!
Игры-песни, игры-танцы с ритмами способны активизировать речь и коммуникацию, положительно сказываются на эмоциональной сфере аутичного ребенка Игра «Маленькая полечка» На слова А. Шибицкой, музыку Е. Тиличеевой. Педагог учит выполнять повороты кистями слегка вытянутых вперед и поднятых на уровень глаз рук, а также ритмично топать одной ногой или двумя поочередно . Ручки пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та! Вот как пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та! Ножки пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та! Вот как пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та! Дружно пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та Вот как пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та!
Коммуникативные коллективные игры Игра «Цветок» Цель: Формирование коммуникации между детьми группы. Оборудование: искусственный цветок Педагог (психолог) читает: Встали дети в кружок, Увидали цветок. Кому дать? Кому дать? Кому цветок передать? Игра с мячом Дети передают мяч по кругу друг другу, называя имя ребенка.
Игротерапия в работе с аутичными детьми Важная составляющая методического подхода в коррекционно – воспитательной работе с аутичными детьми - эмоциональное подкрепление состояния успешности. Ситуации успеха нужно передавать с оттенком особой эмоциональной окрашенности: «Ух ты! Смотри, какой ты молодец, как здорово у тебя получилось!» Использующиеся в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми различные игры, создают особую «терапевтическую среду», расширяющую использование ребенком игрушек, помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирующую устойчивую совместную деятельность взрослого с ребенком, стимулирующую развитие его личности, способствующую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.
Спасибо!