Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах и др.

Кыргыс Милана Маадыр-ооловна

2.6 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна РТ.

668360, Республика Тыва, Тес-Хемский кожуун, с. Самагалтай, ул. А.Ч. Кунаа 53.

Доклад

«Проектный метод, как развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Докладчик : Кыргыс М.М.


«Развитие познавательно - творческой активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождик, удивление и радость. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. А что же такое познавательная активность ребенка? Познавательная активность – это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу - принципу интеграции образовательных областей.

Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников, одна из которых - это технология проектной деятельности, которая в настоящее время занимает достойное место в системе дошкольного образования.

В связи с введением в действие ГОС ЛНР к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации появилось понятие «проектная деятельность» в образовательной сфере и сразу активизировался интерес педагогов – дошкольников к проектной деятельности детей.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно - творческих способностей детей. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

В проектной деятельности педагоги нашего учреждения стараются стать партнером, помощником ребенка, создать такую образовательную среду, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, соответственно своими потребностями, интересами, целями и возможностями. Используемая форма работы - это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей), обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому воспитаннику реализовать свою познавательную активность.

Вовлекать ребенка надо ненавязчиво, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т. д. Суть работы над проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Это самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая значимый результат. Трудность заключается в том, что дошкольники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показала, что интерес у детей к этому виду деятельности проявляется, а тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными.

С целью поддержания этого интереса в своей работе педагогам предлагаю использовать и реализовывать следующие формы детских проектов:

1. Исследовательские: «Свойства воздуха и воды», «Сыпучие крупинки».

2. Познавательные: «23 февраля – День защитника Отечества», «Музей – русская комната в детском саду», «Маленьким детям – большие права», «Наш друг Снеговик» ,«Зимующие птицы».

3. Творческие: «Правила поведения в детском саду», «8 Марта», «Русские народные сказки», «Мое портфолио».

4. Игровые: «В гостях у сказки».

При организации детского проектирования, соблюдать следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. В реализации проекта «Мой друг Снеговик» развиваются познавательные способности детей в процессе экспериментальной деятельности со снегом. Мы лепили снеговиков на участке из снега, затем ребята совместно с родителями изготовили снеговиков из разных материалов, и была организована выставка «Парад снеговиков».

Активизации познавательного интереса, творческого потенциала, художественных способностей способствовал проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Музей «Русская комната» в детском саду» , где происходил процесс формирования у ребят патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа, приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через, проблемную и продуктивную деятельность - все это реализовывается в проекте по нравственно – патриотическому воспитанию «Маленьким детям – большие права».

В настоящее время статус семьи резко снизился. Родители, стремясь повысить финансовое благополучие семьи, все меньше внимания уделяют своим детям. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью и окружающих их людей. Поэтому им трудно и сложно налаживать контакты с другими детьми. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, семьи. Дети должны научиться с детства заботиться о близких людях, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом. В формировании у детей духовно – нравственных качеств и первоначальных основ безопасности жизнедеятельности детей большую роль сыграл проект «Правила поведения воспитанных детей в детском саду».

Познавательный интерес детей развивается и в процессе поисково-экспериментальной деятельности. Так появился проект «Сыпучие крупинки». Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Педагогу будет полезно узнать, какими интересными играми можно увлечь воспитанников при помощи обычного природного ресурса или с использованием кинетического песка. При знакомстве со свойствами песка дети рассматривали песок через лупу, наблюдали и описывали крупинки. Затем устраивали «бурю в пустыне», дули через трубочку в банку с песком. Дети самостоятельно пришли к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.

На начальном этапе любого проекта проблема ставится педагогом, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои предположения. Затем проверяют возможные решения. Делают выводы в соответствии с результатами проверки. Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.

Самым ярким и зрелищным всегда является заключительный этап - защита проекта. На защиту мы приглашаем детей, родителей. Любое начинание не проходит без участия родителей. Они первые помощники. Для ознакомления родителей с тем или иным видом проекта проводятся консультации: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье», одним из вопросов на групповых родительских собраниях затрагивается тема «Роль проектного метода на занятиях дошкольников». И хочется отметить, что родители охотно откликаются на предложение участвовать в проектной деятельности. Проектная деятельность объединяет детей, родителей и воспитателя в совместную творческую, продуктивную деятельность.

Анализируя первые итоги работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс, я пришла к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, что в тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я предлагаю начинать не с передачи «готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы.

Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей, развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.

Взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс участниками, важна тем, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

В заключение приведу слова академика Е. И. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками через метод проектов позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.


Список литературы

1. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности. Новосибирск, 2006.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

3. Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М. 2002.

4. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. Центр педагогического образования, 2012.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования о ДОУ. М., 2008.

7. Никишина И.В. «Инновационная деятельность современного педагога» Волгоград: Учитель, 2007.2.Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» Ярославль: академия развития, 2008г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна РТ.

668360, Республика Тыва, Тес-Хемский кожуун, с. Самагалтай, ул. А.Ч. Кунаа 53.

Доклад

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Докладчик : Кыргыс М.М.


«Коммуникативная компетентность

педагогов дошкольных образовательных учреждений»

В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.

Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентныецелесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей :

• познавательная;

• интеллектуальная;

• информационная;

• технологическая;

• культурологическая;

• психологическая;

• психолого-педагогическая;

• профессиональная;

• социально-психологическая;

• общекультурная;

• коммуникативная.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. Я считаю, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. И здесь огромная роль принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения, который, используя различные формы и методы работы, способен влиять на развитие и повышение необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения.

Взаимоотношения в системе«педагог-родитель»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

• психолого-педагогической подготовленностью;

• коммуникативной культурой педагога;

• личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.

Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению.

Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном.

Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Задача психолога ДОУ – обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков взаимодействия. В связи с этим, на мой взгляд, одной из эффективных форм обучения может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями.

Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами.

И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги :

незнание техник общения;

жесткие ожидания по отношению к родителям;

оценивание родителей;

директивная позиция по отношению к родителям;

суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;

использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);

агрессия, напористость;

равнодушие, унылость.

Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:

снятие барьеров в общении;

управление собственным поведением;

выработка адекватной самооценки;

выработка навыков саморегуляции.

Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:

повышение авторитета семьи;

восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;

учет интересов и запросов родителей;

единство в подходах к работе с семьями воспитанников;

использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;

установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);

доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);

системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);

создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:

• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

• стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

• в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества;

• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

• умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

• обладает развитыми коммуникативными навыками.

Говоря иными словами, педагогкомпетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.