Главные вкладки
Педагогическая находка "Книжкин дом"
Многофункциональное дидактическое пособие «Книжкин дом»
Образовательное учреждение: МДОУ общеразвивающего вида «Детский сад №1 «Кораблик»
Авторы: Малютина Марина Николаевна, воспитатель; Назолина Юлия Сергеевна, воспитатель;
Шагина Ольга Николаевна, воспитатель.
Аннотация к пособию
Основные задачи:
- Знакомить детей с различными жанрами литературного искусства, писателями русской и зарубежной литературы, писателями Севера;
- Развивать детское творчество, музыкальную, речевую и театральную деятельность;
- Воспитывать у детей интерес к детской литературе, любовь и бережное отношение к книге.
Возраст детей: 3-7 лет
Материал, из которого сделано пособие: каркас книги выполнен из полипропиленовых труб, страницы сделаны из панелей ПВХ, со вставками из ткани с различными застежками (липучки, кнопки, магнитные застежки), обложка обтянута тканью, с вшитой молнией. Страницы заполнены театрами из различных материалов (бумага, картон, ткань, нитки, фетр); играми, выполненными из бумаги и картона; кармашки для наполнения страниц – конверты, для крепления театров использовались деревянные прищепки.
Краткое описание пособия: первые две страницы книги посвящены фольклору. Здесь можно найти потешки, загадки, скороговорки, сказки, театры, атрибуты для хороводных игр. Третья и четвертая страницы погружают нас в мир сказок. Здесь можно найти множество видов театров (на липучках, на фланелеграфе, теневой, выполненный из ниток, на ленточках. На пятой странице дети знакомятся с русскими писателями. Шестая страница, посвящена писателям Севера. На седьмой странице размещена информация о зарубежных писателях. Последняя страница посвящена истории происхождения книги. Также там располагается фланелеграф, ширма для теневого театра. На всех страницах имеются методические материалы для работы с пособием.
Рекомендации по использованию
Авторами пособия была проведена масштабная работа по изготовлению книги, размеры которой: высота 1,3м, ширина 1,15м, глубина 0,2м. Отличительной особенностью пособия является то, что в книгу может войти ребенок, т.к. в каждой странице есть вход (на молнии, липучках, магнитах, кнопках). Войдя в книгу, ребенок может поиграть в игры, сделанные своими руками по всем жанрам литературного искусства (фольклор, рнс, авторские произведения (русские и зарубежные). Например: разрезные картинки, игры – ходилки, пазлы, лото, ассоциации, ребусы, собери сказку, лабиринты, найди отличия, подбери фрагмент, игры по типу – круги Лулия, игры с прищепками. А еще дети могут взять раскраски, отгадать загадки с фонариком, поиграть с перьями жар – птицы и т.д. Также ребенок может использовать в самостоятельной деятельности и различные виды театров (на палочках, на лентах, на магнитах, на липучках, на фланелеграфе, фетровый, вязанный, пальчиковый, теневой. Дети старшего дошкольного возраста могут познакомиться с историей возникновения книги, портретами и произведениями детских писателей. Для своей работы, воспитатель может использовать в нод и в совместной деятельности методические разработки (викторины по сказкам, квест – игры, сценарии театрализации, картотеки стихов для разучивания, физкультминутки по сказкам, пальчиковые игры, сюжетно – ролевые игры), которые также находятся в пособии. Воспитатели также могут использовать съемные носители для ПК, на которых находятся аудиосказки, мультфильмы русских и зарубежных авторов, а также презентации «Сказочные викторины», «Детские писатели».
Для презентации пособия авторами была написана сказка «Как создавали «Книжкин дом».
|
https://yadi.sk/i/oul09oC0j55fFw
https://yadi.sk/i/t56Syykze_SCVA
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_severnym_pisatelem_chirkinym_v.p.docx | 31.31 КБ |
рецензия | 469.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик»
Проект
в старшей группе
«Знакомство с творчеством северного писателя В. П.Чиркина»
Воспитатель: Малютина М.Н.,
Шагина О.Н.
февраль 2019 г.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, Чиркин В.П.
Актуальность: Недостаточные, малочисленные знания детей о произведениях северного писателя Чиркина Вячеслава Павловича. Устный опрос родителей показал, что никто из родителей не знает о писателе, проживающем в нашем регионе.
Цель проекта: Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы северного края. Развитие творческих способностей, фантазии детей.
Задачи:
- Познакомить с жизнью и творчеством В. П. Чиркина;
- Сформировать познавательный интерес детей к творчеству писателя;
- Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка;
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст;
- Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, рисовании и других видах деятельности;
- Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 01.02. 2019г по 26.02.2019г).
Ожидаемый результат:
- Расширение знаний детей о жизни и творчестве В.П. Чиркина.
- Обогащение предметной среды группы.
- Улучшение взаимоотношений между детьми между собой.
- Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.
- Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к творчеству северных писателей.
Работа с родителями
- Расширять представления родителей о детской литературе;
- Помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству В.П. Чиркина;
- Добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено;
- Активизировать интерес к творческой деятельности детей;
- Принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания.
Материалы и оборудование: книги о писателе В.П. Чиркине, литературный материал по теме проекта, иллюстрации, материалы для продуктивной деятельности, компьютер, игры по сказкам, организация встречи с писателем.
Основные формы реализации проекта:
- чтение художественной литературы;
- интегрированные занятия;
- продуктивная деятельность («Художественное творчество»);
- выставка работ детей
- встреча с писателем
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный:
- обсуждение и разработка проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения В.П. Чиркина;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление плана работы педагогов
2 этап - основной:
- Рассматривание книг, иллюстраций в читательском уголке, портрета писателя;
- Разъяснение своеобразных слов и выражений – пополнение словаря за счет литературных образных выражений в произведениях писателя
- Экскурсия в библиотеку (выставка книг);
- НОД по развитию речи «Сказки В.П. Чиркина»;
- Беседа «Нравственные уроки в сказках В.П. Чиркина
- Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подбор признаков к предметам», «Слова – противоположности».
- Художественное творчество
Рисование иллюстраций к сказкам – развитие творческих способностей детей
-Рисование « Брыкадил»
-Лепка «Поросенок Борька»
-Аппликация «Хитрые загадки»
- Чтение художественной литературы «Брыкадил» «Поросенок Борька» «Тошка, собачкин сын», «Северные были», «Хитрые загадки», «Живые загадки»;
- Изготовление родителями совместно с детьми книжки-малышки по сказкам В.П. Чиркина, подбор литературы в книжный уголок по произведениям писателя;
- Консультации для родителей «Книга – лучший друг», «Писатели севера», «Читаем вместе».
3 этап - заключительный:
- Выставка работ детей «По волнам произведений В.П. Чиркина»
- «Литературный час. Писатели севера. В.П. Чиркин».
Вывод:
Все дети группы познакомились с северным писателем В.П. Чиркиным. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям писателя. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта.
План реализации проекта:
1-й этап (с 01.02 – 08.02.2019)
Планируемые мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения В.П. Чиркина | 01 – 08 февраля 2019 г. | Воспитатели |
Обсуждение и разработка проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта | 01-08 февраля 2019 г. | Воспитатели |
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта | 01 – 08 февраля 2019г. | Воспитатели |
Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности | 01 – 08 февраля 2019г. | Воспитатели, родители |
2-й этап (11.02 – 26.02.2019)
Мероприятия | Задачи | Ответственный |
Рассматривание книг, иллюстраций в читательском уголке, портрета писателя | Развивать у детей интерес к книгам, вызывать интерес к слову, побуждать интерес к чтению книги | Воспитатели |
Экскурсия в библиотеку (выставка книг) | Уточнить представление о библиотеке, о правилах поведения, воспитывать бережное отношение к книге | Воспитатели |
НОД по развитию речи «Сказки В.П. Чиркина» | Поддерживать интерес детей к творчеству писателя, коррекционная работа по развитию речи и формированию образной речи | Воспитатели |
НОД Рисование «Брыкадил» | Развивать образное представление; продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные черты; закреплять умение использовать в работе разные изобразительные средства | Воспитатели |
НОД Лепка «Поросенок Борька» | Учить планировать и распределять работу; совершенствовать технику лепки. | Воспитатели |
НОД Аппликация «Хитрые загадки» | Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезания. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество | Воспитатели |
Чтение художественной литературы «Брыкадил» «Поросенок Борька» «Тошка, собачкин сын», «Северные были», «Хитрые загадки», «Живые загадки»; | Закреплять знание о произведениях В. П. Чиркина; развивать логическое мышление | Воспитатели |
Изготовление родителями совместно с детьми книжки-малышки по сказкам В.П. Чиркина, подбор литературы в книжный уголок по произведениям писателя | Приобщать родителей к мероприятиям проводимых в ДОУ в рамках проекта; поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, рисовании и других видах деятельности; | Воспитатели, родители, дети |
Консультации для родителей «Книга – лучший друг», «Писатели севера», «Читаем вместе». | Расширять представления родителей о детской литературе; |
Итоговое мероприятие: Литературный час «Писатели Севера В. П. Чиркин»
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям В.П. Чиркина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о писателе Севера, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.
Литература.
- Чиркин В.П. Брыкадил: почемучные сказки для детей и взрослых / В. Чиркин; худож. С. Загарский. – Котлас, 2008. – 32 с.: ил.
- Чиркин В.П. Хитрые загадки: книжка-альбом для раскрашивания и рисования детям младшего возраста / В.П. Чиркин; худож. С. Загарский, И. Мышкин. – Яренск, 1998. – 20 с.:ил.
- Чиркин В.П. Хока: книжка-вырубка для дошкольного возраста / В.П. Чиркин; худож. М. Мордвинцева. – М.: Дрофа, 2002. – 16 с.:ил.
- Чиркин В.П. В гостях у деда: забавные рассказики, разные сказки / В.П. Чиркин; худож. Д. Ивашинцов. – СПб., 1995. – 83 с.: ил.
- Чиркин В.П. В гостях у дедушки в деревне: сказочные истории / В.П. Чиркин; худож. Д.А. Трубин. – М.: Дрофа, 2002. – 93 с.: ил. – (Сказка за сказкой).
- Чиркин В.П. Лапка: рассказики о животных / В.П. Чиркин; худож. О. Паршина. – Яренск, СПб, «Ut».: 1996. – 116 с.: ил.
- Чиркин В.П. Поросёнок Борька: сказки / В.П. Чиркин; худож. Д.А. Трубин. – М.: Дрофа, 2002. – 77 с.: ил. – (Сказка за сказкой).
- Чиркин В.П. Сладкоежка и дымовой: настоящая сказка / В.П. Чиркин; худож. В. Голубева. – СПб.: Макет, 1997. – 24 с.: ил.
- Чиркин В.П. Тёплые облака / В.П. Чиркин; худож. С. Загарский – Котлас, 2007. – 55 с.:ил.
- Власова В. Вячеслав Чиркин – новое имя в детской литературе Севера / В. Власова // Мир и человек в философии и искусстве. – Архангельск, 2001. – С. 315-324.
- Власова В. Удачи и промахи яренского сказочника: о творчестве В. Чиркина / В. Власова // Белый пароход. – 2001. - № 2. – С. 36-40.
- Гефеле В. Куда Макар телят не гонял: о первом произведении для взрослых Вячеслава Чиркина / В. Гефеле // Архангельск. – 2000. – 12 мая. – С. 8.
- Доморощенов С. Глаза добрые, а зубы грозные: [о творчестве В. Чиркина] / С. Доморощенов // Правда Севера. – 1997. – 13 февр. – С. 6.
- Чиркин В.П. Северные были (сборник) Издательский дом «Сказочная дорога» 2016
- Интернет-ресурсы