Педагогическая находка "Книжкин дом"

Марина Николаевна Малютина

Многофункциональное дидактическое пособие «Книжкин дом»

 

Образовательное учреждение: МДОУ общеразвивающего вида «Детский сад №1 «Кораблик»

Авторы: Малютина Марина Николаевна, воспитатель; Назолина Юлия Сергеевна, воспитатель;

Шагина Ольга Николаевна, воспитатель.

Аннотация к пособию

Основные задачи:

- Знакомить детей с различными жанрами литературного искусства, писателями русской и зарубежной литературы, писателями Севера;

- Развивать детское творчество, музыкальную, речевую и театральную деятельность;

- Воспитывать у детей интерес к детской литературе, любовь и бережное отношение к книге.

Возраст детей: 3-7 лет

Материал, из которого сделано пособие: каркас книги выполнен из полипропиленовых труб, страницы сделаны из панелей ПВХ, со вставками из ткани с различными застежками (липучки, кнопки, магнитные застежки), обложка обтянута тканью, с вшитой молнией. Страницы заполнены  театрами из различных материалов (бумага, картон, ткань, нитки, фетр); играми, выполненными из бумаги и картона; кармашки для наполнения страниц – конверты, для крепления театров использовались деревянные прищепки.

Краткое описание пособия: первые две страницы книги посвящены фольклору. Здесь можно найти потешки, загадки, скороговорки, сказки, театры, атрибуты для хороводных игр. Третья и четвертая страницы погружают нас в мир сказок. Здесь можно найти множество видов театров (на липучках, на фланелеграфе, теневой, выполненный из ниток, на ленточках. На пятой странице дети знакомятся с русскими писателями. Шестая страница, посвящена писателям Севера. На седьмой странице размещена информация о зарубежных писателях. Последняя страница посвящена истории происхождения книги. Также там располагается фланелеграф, ширма для теневого театра. На всех страницах имеются методические материалы для работы с пособием.

Рекомендации по использованию

  Авторами пособия была проведена масштабная работа по изготовлению книги, размеры которой: высота 1,3м, ширина 1,15м, глубина 0,2м. Отличительной особенностью пособия является то, что в книгу может войти ребенок, т.к. в каждой странице есть вход (на молнии, липучках, магнитах, кнопках). Войдя в книгу, ребенок может поиграть в игры, сделанные своими руками по всем жанрам литературного искусства (фольклор, рнс, авторские произведения (русские и зарубежные). Например: разрезные картинки, игры – ходилки, пазлы, лото, ассоциации, ребусы, собери сказку, лабиринты, найди отличия, подбери фрагмент, игры по типу – круги Лулия, игры с прищепками. А еще дети могут взять раскраски, отгадать загадки с фонариком, поиграть с перьями жар – птицы и т.д. Также ребенок может использовать в самостоятельной деятельности и различные виды театров (на палочках, на лентах, на магнитах, на липучках, на фланелеграфе, фетровый, вязанный, пальчиковый, теневой. Дети старшего дошкольного возраста могут познакомиться с историей возникновения книги, портретами и произведениями детских писателей. Для своей работы, воспитатель может использовать в нод и в совместной деятельности методические разработки (викторины по сказкам, квест – игры, сценарии театрализации, картотеки стихов для разучивания, физкультминутки по сказкам, пальчиковые игры, сюжетно – ролевые игры), которые также находятся в пособии. Воспитатели также могут использовать съемные носители для ПК, на которых находятся аудиосказки, мультфильмы русских и зарубежных авторов, а также презентации «Сказочные викторины», «Детские писатели».

  Для презентации пособия  авторами была написана сказка «Как создавали «Книжкин дом».

 

https://yadi.sk/i/oul09oC0j55fFw

https://yadi.sk/i/t56Syykze_SCVA

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_severnym_pisatelem_chirkinym_v.p.docx31.31 КБ
PDF icon рецензия469.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик»

Проект

в старшей группе

«Знакомство с творчеством северного писателя В. П.Чиркина»

                                                           Воспитатель: Малютина М.Н.,

Шагина О.Н.  

февраль 2019 г.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, Чиркин В.П.

Актуальность: Недостаточные, малочисленные знания детей о произведениях северного писателя Чиркина Вячеслава Павловича. Устный опрос родителей показал, что никто из родителей не знает о писателе, проживающем в нашем регионе.

Цель проекта:  Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы северного края. Развитие творческих способностей, фантазии детей.

Задачи:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством В. П. Чиркина;
  2. Сформировать познавательный интерес детей к творчеству писателя;
  3. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка;
  4. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст;
  5. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений,  рисовании и других видах деятельности;
  6. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 01.02. 2019г по 26.02.2019г).

Ожидаемый результат:

  • Расширение знаний детей о жизни и творчестве В.П. Чиркина.
  • Обогащение предметной среды группы.
  • Улучшение взаимоотношений между детьми между собой.
  • Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.
  • Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к творчеству северных писателей.

Работа с родителями

  • Расширять представления родителей о детской литературе;
  • Помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству В.П. Чиркина;
  • Добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено;
  • Активизировать интерес к творческой деятельности детей;
  • Принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания.

Материалы и оборудование: книги о писателе В.П. Чиркине, литературный материал по теме проекта, иллюстрации, материалы для продуктивной деятельности, компьютер, игры по сказкам, организация встречи с писателем.

Основные формы реализации проекта:

  1. чтение художественной литературы;
  2. интегрированные занятия;
  3. продуктивная деятельность («Художественное творчество»);
  4. выставка работ детей
  5. встреча с писателем

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный:

  1. обсуждение и разработка проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  2. опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения В.П. Чиркина;
  3. подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
  4. подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  5. составление плана работы педагогов

2 этап - основной:

  1. Рассматривание книг, иллюстраций в читательском уголке, портрета писателя;
  2. Разъяснение своеобразных слов и выражений – пополнение словаря за счет литературных образных выражений в произведениях писателя
  3. Экскурсия в библиотеку (выставка книг);
  4. НОД по развитию речи «Сказки В.П. Чиркина»;
  5. Беседа «Нравственные уроки в сказках В.П. Чиркина
  6. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подбор признаков к предметам», «Слова – противоположности».
  7. Художественное творчество

Рисование иллюстраций к сказкам – развитие творческих способностей детей 

-Рисование « Брыкадил»

-Лепка «Поросенок Борька»

-Аппликация «Хитрые загадки»

  1. Чтение художественной литературы «Брыкадил» «Поросенок Борька» «Тошка, собачкин сын», «Северные были», «Хитрые загадки», «Живые загадки»;
  2. Изготовление родителями совместно с детьми книжки-малышки по сказкам В.П. Чиркина, подбор литературы в книжный уголок по произведениям писателя;
  3. Консультации для родителей «Книга – лучший друг», «Писатели севера», «Читаем вместе».

3 этап - заключительный:

  1. Выставка работ детей «По волнам произведений В.П. Чиркина»
  2. «Литературный час. Писатели севера. В.П. Чиркин».

Вывод:        

Все дети группы познакомились с северным писателем В.П. Чиркиным. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям писателя. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта. 

План реализации проекта:

1-й этап (с 01.02 – 08.02.2019)

Планируемые мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения В.П. Чиркина

01 – 08 февраля 2019 г.

Воспитатели

Обсуждение и разработка проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта

01-08 февраля 2019 г.

Воспитатели

Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта

01 – 08 февраля 2019г.

Воспитатели

Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности

01 – 08 февраля 2019г.

Воспитатели, родители

 2-й этап (11.02 – 26.02.2019)

Мероприятия

Задачи

Ответственный

Рассматривание книг, иллюстраций в читательском уголке, портрета писателя

Развивать у детей интерес к книгам, вызывать интерес к слову, побуждать интерес к чтению книги

Воспитатели

Экскурсия в библиотеку (выставка книг)

Уточнить представление о библиотеке, о правилах поведения, воспитывать бережное отношение к книге

Воспитатели

НОД по развитию речи «Сказки В.П. Чиркина»

Поддерживать интерес детей к творчеству писателя, коррекционная работа по развитию речи и формированию образной речи

Воспитатели

НОД Рисование «Брыкадил»

Развивать образное представление; продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные черты; закреплять умение использовать в работе разные изобразительные средства

Воспитатели

НОД Лепка «Поросенок Борька»

Учить планировать и распределять работу; совершенствовать технику лепки.

Воспитатели

НОД Аппликация «Хитрые загадки»

Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезания. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество

Воспитатели

Чтение художественной литературы «Брыкадил» «Поросенок Борька» «Тошка, собачкин сын», «Северные были», «Хитрые загадки», «Живые загадки»;

Закреплять знание о произведениях В. П. Чиркина; развивать логическое мышление

Воспитатели

Изготовление родителями совместно с детьми книжки-малышки по сказкам В.П. Чиркина, подбор литературы в книжный уголок по произведениям писателя

Приобщать родителей к мероприятиям проводимых в ДОУ в рамках проекта; поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений,  рисовании и других видах деятельности;

Воспитатели, родители, дети

Консультации для родителей «Книга – лучший друг», «Писатели севера», «Читаем вместе».

Расширять представления родителей о детской литературе;

Итоговое мероприятие: Литературный час «Писатели Севера В. П. Чиркин»

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям В.П. Чиркина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о писателе Севера, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.

 

Литература.

  1. Чиркин В.П. Брыкадил: почемучные сказки для детей и взрослых / В. Чиркин; худож. С. Загарский. – Котлас, 2008. – 32 с.: ил.
  2. Чиркин В.П. Хитрые загадки: книжка-альбом для раскрашивания и рисования детям младшего возраста / В.П. Чиркин; худож. С. Загарский, И. Мышкин. – Яренск, 1998. – 20 с.:ил.
  3. Чиркин В.П. Хока: книжка-вырубка для дошкольного возраста / В.П. Чиркин; худож. М. Мордвинцева. – М.: Дрофа, 2002. – 16 с.:ил.
  4. Чиркин В.П. В гостях у деда: забавные рассказики, разные сказки / В.П. Чиркин; худож. Д. Ивашинцов. – СПб., 1995. – 83 с.: ил.
  5. Чиркин В.П. В гостях у дедушки в деревне: сказочные истории / В.П. Чиркин; худож. Д.А. Трубин. – М.: Дрофа, 2002. – 93 с.: ил. – (Сказка за сказкой).
  6. Чиркин В.П. Лапка: рассказики о животных / В.П. Чиркин; худож. О. Паршина. – Яренск, СПб, «Ut».: 1996. – 116 с.: ил.
  7. Чиркин В.П. Поросёнок Борька: сказки / В.П. Чиркин; худож. Д.А. Трубин. – М.: Дрофа, 2002. – 77 с.: ил. – (Сказка за сказкой).
  8. Чиркин В.П. Сладкоежка и дымовой: настоящая сказка / В.П. Чиркин; худож. В. Голубева. – СПб.: Макет, 1997. – 24 с.: ил.
  9. Чиркин В.П. Тёплые облака / В.П. Чиркин; худож. С. Загарский – Котлас, 2007. – 55 с.:ил.
  10. Власова В. Вячеслав Чиркин – новое имя в детской литературе Севера / В. Власова // Мир и человек в философии и искусстве. – Архангельск, 2001. – С. 315-324.
  11. Власова В. Удачи и промахи яренского сказочника: о творчестве В. Чиркина / В. Власова // Белый пароход. – 2001. - № 2. – С. 36-40.
  12. Гефеле В. Куда Макар телят не гонял: о первом произведении для взрослых Вячеслава Чиркина / В. Гефеле // Архангельск. – 2000. – 12 мая. – С. 8.
  13. Доморощенов С. Глаза добрые, а зубы грозные: [о творчестве В. Чиркина] / С. Доморощенов // Правда Севера. – 1997. – 13 февр. – С. 6.
  14. Чиркин В.П. Северные были (сборник) Издательский дом «Сказочная дорога» 2016
  15.  Интернет-ресурсы

Предварительный просмотр: