Пособие "Песочный рай"
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1
«Кораблик"
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ПЕСОЧНЫЙ РАЙ»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, играя с песком, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы социума.
Актуальность состоит в использовании пособия в разнообразных формах работы с детьми:
- - при организации непосредственно-образовательной деятельности;
- - в самостоятельной деятельности детей;
- - в процессе взаимодействия взрослого и детей.
Новизна идеи заключается в нетрадиционном подходе, который носит интегративный характер, способствует развитию ребенка.
Цель: Формирование у детей познавательно - исследовательской деятельности и творческих способностей детей через игры с песком.
Задачи:
- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- развитие познавательной и экспериментальной сферы (мышление, воображение);
- развитие речи;
- подготовка руки к письму;
- коррекция нарушений внимания и поведения;
- коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
- развитие двух полушарий ребенка;
- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
- коррекция страхов ребенка;
- более гармоничное развитие ребенка;
- использование в качестве способа консультирования
Методические рекомендации при работе с наглядно-дидактическим пособием «Песочный рай»
НДП «Песочный рай» состоит из ящика с отсеками для размещения инвентаря и стекла, которое подсвечивается разными цветами, песок (цветной, кинетический, речной), коктейльные трубочки, массажные мячи, природный материал (ракушки, камни), декоративные украшения, трафареты, формочки, грабли, совок, кисти, палочки, инструменты для экспериментирования (пробирки, одноразовые ложки, вилки, ситечко, песочные часы, лупа), мелкие игрушки, животные, насекомые.
Перед использованием пособия необходимо познакомить детей с правилами при работе с песком:
- Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
- При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
- Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
- Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
- После игры с песком – помой руки!
НДП может использоваться для песочной анимации.
Существует несколько способов рисования песком:
- Засыпание поверхности - просеивание (сквозь пальцы), расхлопывание ладошкой, дождик (сыпем из кулачка), торнадо (сыпем из двух кулачков), волна (распределение песка по поверхности ладонями рук), использование ситечка.
- Рисование песком – пальцами, из щепотки, отсечение песка ребром ладони, симметрично двумя руками, палочками, вилкой, кистью, использование массажного мяча, использование декоративных украшений и природного материала (ракушки, камушки), выдувание рисунка через коктейльную трубочку, использование трафаретов.
НДП «Песочный рай» предусматривает игры с кинетическим песком (лепка фигур руками, лепка с использованием формочек, отпечатков, с использованием палочек для раскатывания песка и создания эмоций).
Пособие может быть использовано для экспериментальной деятельности детей (сравнение свойств кинетического и сухого песка, рассматривание песка под лупой, смешивание песка разных цветов, рассматривание разнообразных песочных часов).
Дидактическое пособие рекомендуется использовать для игр на восприятие цвета (например, цветные сказки), обыгрывания рисунков на песке с использованием игрушек и животных (тематическое – например домашние животные или спрятать животных в песок и попросить ребенка найти игрушку и рассказать о ней.)
Также пособие может использоваться для развития у детей коммуникативных способностей и развития речи у дошкольников (например, попросить ребенка рассказать, что он нарисовал или придумать сказку и нарисовать ее).
На внешних сторонах ящика дети могут рассматривать тематические изображения (тематика «Дикие животные, птицы, растительность, насекомые», «Домашние животные, сад, огород», «Транспорт, цифры, математические знаки», мультипликация «Маша и медведь»)
Вариации игр с пособием «Песочный рай» зависят от потенциала и воображения педагога и детей.
Рекомендуется при работе с пособием дать детям право выбора материалов и способов работы с песком.
Возрастная категория детей с 2-7 лет.