Психологическая готовность детей к школе
Основные аспекты психологической готовности детей к налалу школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_k_roliku.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к школе.
У многих родителей поступление в школу вызывает опасение ,тревогу. И не случайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.
Подготовка к школе - процесс многоплановый. Заниматься с детьми следует начинать с младшего школьного возраста и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребенка – игре, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой.
Готовность ребенка к школе определяется его : физическим развитием, психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.
Прежде всего важна психологическая готовность . Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Предпосылками таких черт является желание стать школьником, заниматься серьезной деятельностью, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок внутренне перерастает игру и положение школьника выступает для него ступенькой к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится пользоваться произвольным вниманием, произвольной памятью, поскольку в учении есть и обязательные, скучные моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, и к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал. Ребенок у которого развиты все психические процессы успешен в школе.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
Нравственно –волевые качества первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, ответственность, организованность, дисциплинированность. Именно от них зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба станет для него тяжким бременем.
Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, повышается его самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, его поведении уже не такое импульсивное.
Для развития волевых качеств нужно приучать ребенка любое начатое дело доводить до конца.
Родителям очень важно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Давление со стороны взрослых может вызвать у ребенка нежелание и страх.
ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ – это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, т.е. с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ. Иметь хорошо развитую речь, уметь мыслить и рассуждать. Для расширения познавательной базы используйте чтение книг ребенку. Важно понять текст, суметь пересказать его не исказив смысл. Проводите с ребенком наблюдения, беседы, позвольте ему быть первооткрывателем.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками, умение с ними общаться. Когда ребенок социально не зрел, он боится, и вынужден защищаться. Уважение и доверие к ребенку создает ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ – сформированная «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Обычно готовый к обучению школьник хочет учиться.