Консультация

Николаиди Виктория Олеговна

Создание условий для полноценного психического развития ребенка в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад  № 33 «Радуга»

Консультация для родителей

«Создание условий для полноценного психологического развития ребенка в семье»

Подготовила

педагог-психолог

Николаиди В.О.

      Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности. Эти  качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление многому научиться.
   Для этого необходимо создать условия для полноценного психологического развития  ребёнка в семье. Ребёнок, который воспитывается в положительных, благоприятных условиях, в которых может ощущать и представлять себя полноценным и счастливым, вырастет успешной личностью, индивидуальностью, имеющей и уважающей своё мнение и мнение окружающих. Но для достижения данной цели, взрослый должен помочь ребёнку поверить в свои силы, пользуясь нужными приёмами и методами воспитания.
        

Отвечая на вопрос «Кто такой счастливый ребёнок?», хотелось бы процитировать знаменитого психолога, профессора, доктора психологических наук Юлию Гиппенрейтер: «Счастливым растёт ребёнок, у которого умные, внимательные и дружные между собой родители».

На этот счёт есть ещё одно достаточно важное мнение. Абсолютно счастливый ребёнок, это ребёнок, который чувствует чистую, бескорыстную любовь родителей; ощущает себя значимым членом семьи, к которому прислушиваются; спокойно, но эффективно прорабатывает критику; чувствует опору, поддержку своей семьи.

В счастливой семье царит атмосфера безусловной любви между всеми её  членами, родители и дети терпеливы друг к другу. Основа её существования - оптимизм и вера в светлое будущее.

Давайте рассмотрим основные принципы создания условий для полноценного психологического развития ребенка в семье.

Принцип безусловной родительской любви. Воспитание счастливого ребёнка с родительской любовью, которая не является подарком за хорошее поведение или отсутствует, если малыш совершил проступок. Отсутствие такого безусловного чувства формирует отрицательную самооценку. Ребенок чувствует, что его будут любить только в случае успеха. Если у малыша, что-то не получается, то обида на себя и порицание приумножаются. Такой человек никогда не сможет быть счастливым.

Взрослые должны каждый день говорить ребёнку, что любят его. Если он спросит «За что?», то здесь есть место простому пояснению, что просто так.

Не скупитесь на ласковые слова. Они доставляют детям счастье не менее чем поступки. Избегайте грубых эпитетов, так как  они программирует отношение ребёнка к самому себе в дальнейшем.

Ребёнку нужно всё объяснять. Дети очень любознательны и по мере роста и развития открывают огромный и непредсказуемый мир, в котором все интересно. Ребенок может забыть слова и рассуждения взрослых, которые когда-то слышал, а может просто проверять их. Не случайно некоторое время назад именно книга была лучшим подарком. Родитель должен быть самым осведомленным человеком, к которому ребенок всегда может обратиться.

Проявление уважения к ребёнку. Невозможно воспитать ребёнка счастливым, если взрослый не уважает его. Чувство собственного достоинства формируется в раннем детстве через отношение взрослых. Вот примеры фраз, которые должен слышать каждый ребёнок:  «я люблю тебя»; «я горжусь тобой»; «извини меня»; «я прощаю тебя»; «я тебя слушаю»; «это твоя ответственность»; «ты сможешь это сделать».

Наказания - это лишение поощрения, а не причинение плохого.  В случае проступка можно лишить ребёнка угощения, развлечения, веселья, то есть - поощрения.

При наказании ребёнка можно использовать так называемые «правила»:

- при любом наказании ребёнок должен быть уверен, что оно справедливо, и что его по-прежнему любят, даже будучи наказанным;

- при любом наказании дети не должны быть лишены их биологических и физиологических потребностей;

- ребёнок должен быть информирован о том, за какие проступки и в какой форме последует наказание.

Умение сказать жесткое «нет». Цель родителя - вырастить счастливого, а не инфантильного, незнающего границ ребёнка. Запреты должны осуществляться очень редко, но если родитель сказал «нет», то это должно быть законом, чётким правилом. Это незаменимо в случае опасности или спасения здоровья ребенка.

Сказать ребёнку «нет» для некоторых родителей является достаточно сложной задачей. Для успешного её разрешения есть следующие советы:

- вы не можете говорить «нет» всегда;

- если вы сказали ребёнку «нет», то уже не можете сказать ему «да»;

- если уж вы решились сказать своему ребёнку «нет», только в том случае, если уверены, что он способен понять ваше объяснение;

- «нет» - это слово, которое всегда произносится нейтрально.

Для родителя очень важно, чтобы его любовь не переросла во вседозволенность, так как данное качество может перейти в жизнь ребёнка уже во взрослом состоянии, что приведёт к негативным факторам. Для этого и требуется умение правильно и вовремя сказать слово «нет».

Позволение совершения ошибок с последующим желанием решить их самостоятельно или вместе с родителями. Следуя данному совету, можно прийти к тому, что ребенка не испугают никакие трудности, он будет счастливым в независимости от ситуации. В современном мире это очень важное качество. Ребенок будет спокойно относиться к любой критике, в том числе в свой адрес. Эти умения пригодятся ребенку в детском коллективе, на учебе и в дальнейшем, на работе.

Поощрение за достижения. Это повысит самооценку ребёнка, подарит ему ценные положительные эмоции. Для более успешного и продуктивного поощрения, взрослый может взять во внимание следующие правила:

- поощрение частой одобрительной улыбкой;

- поощрение жестами;

- словесное поощрение ребёнка даже за маленькие успехи или хорошее поведение.

Сам факт поощрения повышает самооценку, а так же доставляет чувство счастья от достижения цели. Для ребенка очень важно мнение родителей, если достижение достойно этого, то нужно похвалить малыша.

Умение улыбаться. Чтобы научить ребёнка улыбаться, родители должны выражать положительные эмоции ( улыбку, смех, шутки) при совместном с ребёнком просмотре смешного фильма или мультфильма.
Обязательно нужно разделять с ребёнком все радостные моменты его жизни.

Чем меньше у ребенка игрушек - тем лучше. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения.

Стимуляция интереса к искусству. Важно воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство ребенка с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые очень важны для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.

Контроль собственной мотивации. Дети - это не собственность родителей. Долг родителей - предоставлять своему ребенку более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок - хозяин своего будущего.

Раннее развитие - это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции. Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами - это, с точки зрения учёного, неверная мотивация. Просто нужно помочь ребенку раскрыть собственный потенциал.

Для наиболее благоприятного развития ребёнка важным так же является и то, на сколько положительны взаимоотношения между всеми членами семьи: как родителями, так и старшими родственниками. В общении взрослых должно присутствовать как можно больше позитива, положительных эмоций. Нужно показывать на собственном примере, что всегда можно оставаться оптимистом и найти выход из любой ситуации, а доброта и забота о близких – это важная составляющая семьи.

Детям свойственно переносить модель поведения родителей в собственную, уже взрослую, жизнь. Поэтому, даже в экстремальных ситуациях нельзя ссориться, спорить или выяснять отношения при детях.

И напоследок хотелось бы процитировать великого классика педагогики А.С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».