Мастер-класс педагога-психолога "Сочиняем сказку"
Предварительный просмотр:
Мастер-класс педагога-психолога по преодолению тревоги и страхов
«Сочиняем сказку»
Ближе к трем годам у детей часто возникают различные страхи. Почему дети боятся? Психологи выделяют три основные причины возникновения детских страхов
- Возрастные особенности психики детей раннего возраста. В 2-4 года ребенок может бояться остаться одному, высоты, темноты, воды, сказочных персонажей.
- Страх по подражанию. Ребенок учится у своих родителей тревожной модели поведения.
- Страх как реакция на значимую для ребенка ситуацию (испуг, конфликт и т.д.)
В терапевтическом смысле необходимо понять - зачем дети боятся. Проживание страха – это важный ритуал созревания взросления ребенка. Замечено, что уровень интенсивности страха зависит от общей психологической напряженности внутри семьи. Ребенка важно научиться бояться, и переживание страха является переходом в стадию смелости. Если страх носит кратковременны характер и бесследно проходить, то не стоит беспокоиться. Но если страх проявляется длительно и болезненно, помощь ребенку необходима. Родителям следует проявить чуткость и терпение. Существует три правила придумывания. Конструирования терапевтической сказки:
- Сказка должна отражать актуальную проблему ребенка. Чем младше ребенок, тем метафора сказка прямее указывает на самого ребенка.
- Сказка должна предлагать замещающий опыт, в ней ребенку должна открыться новая понятная модель поведения, ресурс, новый опыт.
- Сказка имеет структуру из пяти абзацев: - «Жили-были….»
- «И вот однажды…»
- «Из-за этого…»
- «Кульминация…»
- «Концовка-развязка…»
Терапевтическая сказка обязательно должна закончиться позитивно.