Принципы эйдетика в работа педагога-психолога
Даны общие сведения о том, что такое эйдетика. Приведены примеры упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области
Мастер-класс: «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
посредствам использования метода эйдетики»
Подготовила:
педагог-психолог
Николаиди В.О.
Губкин 2023
Цель: познакомить педагогов с методом эйдетики для развития психических процессов дошкольников старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Дать педагогам представление о том, что такое эйдетика.
- Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития психических процессов старших дошкольников.
Уважаемые коллеги, предлагаю желающим поиграть в игру (Чего не стало?) На столе расположены семь предметов и один исчезает, а остальные меняются местами. Эта игра направлена на развитие образной памяти, мышления, воображения, внимания, в ее основу лег метод эйдетики. Тема моего мастер-класса «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредствам использования метода эйдетики».
Действительно, всем известно, что у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается сниженные показатель развития познавательных процессов. Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
В этом возрасте дошкольнику еще сложно управлять своим вниманием, поэтому руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К 5-6 годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов, ориентируется в пространстве. Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, вчера, сегодня, завтра).
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.
У ребенка этого возраста память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.
Что же такое эйдетика? «Эйдос» -в переводе с греческого означает «образ». Эйдетизм – разновидность образной памяти, способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле вашего восприятия. Сербский ученый Виктор Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти. Эйдетика и способ подачи информации, когда привлекаются все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, понюхать, то есть подать новое через хорошо знакомые детям образы.
В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не
умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое
ассоциативное мышление.
Метод эйдетики построен на простых принципах:
- Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
- Радостная, веселая атмосфера.
- Мобильность и доступность игрового материала.
- Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.
«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:
∙ свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;
∙ цветовых ассоциаций;
∙ ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
графических ассоциаций;
вкусовой
Образно – ассоциативное мышление происходит благодаря мысленным образам, возникающим в памяти, при упоминании того или иного слова, или события.
При формировании данного вида мышления, задействовано воображение. И чем лучше оно развито, тем эффективней применение образного мышления в запоминании информации.
Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, дети легко учатся припоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, и главное, приобретают новую уверенность в собственных силах.
Чем больше образов и ассоциаций накапливается в памяти человека, тем разнообразней возможности их использования, и тем результативней проходит развитие памяти и творческого мышления.
Упражнение 1 «Что принес олень?»
Нам понадобится:
несколько фигурок животных (от 3 до бесконечности)
несколько предметов или карточек с изображениями предметов.
Ход игры:
По очереди работаем с каждым животным. Достаю оленя, говорю: «Привет,
детки, вы знаете, что я вам сегодня принес?». Потом показываю им карточку
с изображением любого предмета. Например, пары носков. Говорю от лица
оленя: «Это мои любимые носки, подержите их, пожалуйста, я за ними еще
вернусь». Отдаю детям карточку, а оленя убираю из поля зрения. И так
проделываю с каждым животным. Начать можно с трех пар животное-
предмет, постепенно увеличивая их количество. Когда все карточки окажутся
у детей, а животные спрячутся, можно начать по очереди их возвращать.
«Здравствуйте, дети! Помните меня? Я сегодня что-то у вас оставил, но не
могу вспомнить, что это было». Дальше понятно: дети должны подсказать
оленю, что именно он оставил у них.
Игра 2 «Кто это принес?»
Также хорошо играть и наоборот: после того, как все животные оставят свои
вещи и «уйдут», нужно перевернуть все карточки рубашкой вверх,
перемешать и просить детей по очереди открывать каждую карточку. После
этого спрашивать их, кто это принес. Увидев носки, ребенок должен сказать,
что их принес олень и т.д. Детям нравится этот вариант тем что в нем есть
эффект неожиданности (никто не знает, какая карточка попадется), но в то же
время им бывает сложнее ответить на вопрос, кто это принес, чем на вопрос,
что принес нам конкретный персонаж.
Игра 3 «Под какой карточкой спрятан предмет?»
Взять несколько карточек, выложить их на стол, перечислить их, дать детям
посмотреть на них, после чего перевернуть каждую рубашкой вверх,
оставляя их на прежних местах. Я обычно беру для этого от 3 до 9 карточек.
После того, как все перевернем, начинаем спрашивать у детей: «Где паук?»,
«Где вилка?», «Где печенье?» и т.д. Дети с удовольствием показывают, где
все это спрятано.
Игра 4 «Что прячется под этой карточкой?»
Отличается от игры №3 тем, что мы показываем на карточку и спрашиваем,
что на ней. То есть в предыдущей игре мы называли предмет, а ребенок
должен был вспомнить, где он находится, а теперь ему нужно вспомнить, что
было нарисовано на этой конкретной карточке, которая сейчас лежит
перевернутая картинкой вниз. Обычно дети справляются с этим заданием
хуже. Если 4 карточки они еще способны запомнить, то чем больше, тем им
сложнее. Поэтому всегда приятно видеть, как они улучшают свой результат
со временем.
Игра 5 «Последовательность картинок»
Выкладываем на стол по одной картинке. И начинаем придумывать историю.
Желательно, чтоб животные и люди чередовались с предметами и едой. Это
поможет нашей истории быть более интересной и запоминающейся.
Например, из этой последовательности можно сочинить нечто такое: ехал
грузовик и натолкнулся на огромную малинку; прямо из малины выпрыгнул
заяц; на нем была желтая кепка; эта кепка вдруг соскочила с его головы и
превратилась в настоящую лягушку; лягушка скакала-скакала и вдруг нашла
вилку; вилка очень устала и решила присесть на стульчик отдохнуть.
После того, как мы выложили все карточки, и история закончилась, мы снова
их все собираем. После этого просим детей называть по очереди картинки,
которые были на наших карточках. Они должны это делать именно в таком
порядке, в котором развивалась наша история.
Игра 6 «Что нарисовано на картинке?»
Для этого мы открываем любую книгу или берем открытку с изображением
какого-либо сюжета. Ставим перед детьми, даем рассмотреть. После этого
прячем картинку за спину и спрашиваем у детей, что на ней изображено. Они
должны перечислить кто и что там нарисован. После каждого ответа снова
смотрим на картинку и радуемся, что «это» там действительно есть. Потом
начинаем усложнять. Спрашиваем, во что одета мышка, какого цвета шорты
на ней, что нарисовано на стене, что лежит рядом с кроватью, а какого оно
цвета и т.д. Чем больше подробностей дети смогут воспроизвести в памяти –
тем лучше. Со временем можно пробовать добыть от детей как можно
больше подробностей за один раз (не смотря на картинку после каждого
ответа).
Игра 7 « Повтори за мной фигуру» (Конструктор)
Берем конструктор. Выдаем каждому ребенку одинаковый набор деталей. Из
своих деталей строим фигурку. Показываем детям на пару секунд и прячем
за спиной (под столом). Только после того, как мы ее спрятали, дети могут
приступать к заданию. Их задача – сделать точно такую же фигуру.
Постепенно усложняем фигуры, даем больше лишних деталей.
Игра 10 «Четыре стихии»
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и
двигательного анализаторов
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он
скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» -
вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» -
произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто
ошибается, считается проигравшим.
Игра11 «Кто лучше слышит»
Цель игры: развитие слухового внимания
Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети - в другом. Он шепотом
произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми
шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет
поручение.
Концентрировать внимание и сосредотачиваться
Игра12 «Будь внимателен»
Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на
сигнал.
Дети шагают друг за другом. Затем на слова «Зайчики», произнесенное
ведущим, дети должны начать прыгать, а на слово «Лошадки» - как бы
ударять копытом об пол, «Раки» - пятиться, «Птицы» - бегать, раскинув руки
в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге, «Медведь» - показывать движения
косолапого медведя.
Вариантом этой игры есть игра "Гав-мяу". Детям показываются картинки
разных групп животных. Каждой группе животных соответствует свой жест
и свои слова. Дети должны очень быстро показать жест и сказать нужное
слово. Кто первый, забирает карточку. У кого наберется больше карточек.