Моя рабочая прграмма
Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №33 "Радуга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 89.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области
Принято на Педагогическом совете МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга» Протокол № 1 от 30.08.2019г. | УТВЕРЖДАЮ: заведующий МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга» _____________ Е.Е.Лубышева Приказ от 31.08.2019 г. № 138 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
НА 2019- 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик:
Николаиди В.О.
педагог-психолог
г. Губкин, 2019г.
Ι. Целевой раздел программы | 4 |
1. Пояснительная записка | 4 |
1.1.Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.2.Принципы и подходы к формированию программы | 5 |
1.3.Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | 7 |
1.3.1. Характеристика групп ДОУ | 6 |
1.3.2. Характеристики особенностей развития детей | 7 |
1.4.Планируемые результаты освоения программы | 11 |
ΙΙ. Содержательный раздел программы | 14 |
2. Направления деятельности педагога-психолога | 14 |
2.1. Психологическая диагностика | 14 |
2.1.1. Диагностические методики, используемые в работе педагога-психолога | 15 |
2. 2. Психологическая профилактика | 16 |
2. 3. Психологическое просвещение | 17 |
2.4. Психологическое консультирование | 17 |
2. 5. Психологическая коррекция и развитие | 18 |
2.5.1.Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ) | 18 |
2.6.Психологическая поддержка деятельности ДОУ | 20 |
2.7. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного учреждения | 20 |
2.8. Планирование образовательной деятельности | 21 |
ΙΙΙ.Организационный раздел | 23 |
3.1. Организация системы взаимодействий педагога-психолога со специалистами и воспитателями | 23 |
3.2. Программный комплекс | 25 |
3.3.Учебно-методический комплекс | 27 |
3.3.Материально техническое оснащение | 31 |
4. Список используемой литературы | 34 |
5. Приложения | 35 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог - психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели - охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ - педагог-психолог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституцией РФ ст. 43, ст. 72.;
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Постановленим Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г. №08 - 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Положением о муниципальной психологической службе Губкинского городского округа Белгородской области от 26.09.2014 г № 1896.
Программа разработана с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №33 «Радуга» и обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа направлена на:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа разработана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №33 «Радуга».
.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель рабочей программы: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребенка и обеспечивающей психологические условия для охраны психического здоровья, успешного развития личности детей дошкольного возраста, их родителей (законных представителей), педагогов.
Задачи рабочей программы:
- Сохранять и укреплять здоровье, содействовать личностному, интеллектуальному, социальному развитию детей за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.
- Обеспечить психологическую безопасность детей в образовательном процессе.
- Оказывать психологическую помощь и поддержку детям, их родителям, воспитателям, педагогическому коллективу, администрации образовательного учреждения в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании дошкольников.
- Осуществлять психодиагностическую, психопрофилактическую и психокоррекционную работу, направленную на всестороннее развитие личности дошкольников.
- Осуществлять психологическое сопровождение дошкольников в период адаптации.
- Проводить работу с детьми подготовительной к школе группы, с целью подготовки детей к школьному обучению.
Срок реализации: Данная рабочая программа реализуется в течение одного учебного года с 1 сентября 2018 года по 24 мая 2019 года.
1.2. Принципы образовательной программы дошкольного учреждения
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Программа предусматривает реализацию основных принципов дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
- самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО программа реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы психологического сопровождения образовательной деятельности
- принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.
- принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. педагог-психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает - причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
- принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;
- принцип практической направленности - формирование предпосылок универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни.
- принцип эмоционально-ценностной ориентации образовательного процесса;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации;
- принцип амплификации детского развития - всемерное использование потенциала
возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.
Соблюдение перечисленных принципов в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки его индивидуальности, что и позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.3.1.Характеристика групп ДОУ
В учреждении функционирует 11 дошкольных групп, которые посещают дети в возрасте от 2-х до 7 лет. Из них:
- вторая группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) - 1;
- младшая группа (с 3 до 4 лет) - 2;
- средняя группа (с 4 до 5 лет) - 2;
- старшая группа (с 5 до 6 лет) - 2;
- подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) - 1.
Предельная наполняемость групп - 30 детей.
В ДОУ на основании заключений ПМПК функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, где воспитываются дети от 5 до 7 лет.
1.3.2. Характеристики особенностей развития детей
Возрастные особенности детей 2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Речь находится на стадии формирования. Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния. Внимание, мышление, память непроизвольны.
Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество».
На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра - любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты («дочки-матери», «врач», «шофер» и прочее).
Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
Младшие дошкольники - это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.).
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим всё более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребёнок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».
Ребёнок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребёнок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется воспитателем для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Такое «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Возраст 5 - 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о назначении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий.
Формируются социальные представления морального плана. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание.
Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000 - 1200 слов. Совершенствуется связная, монологическая речь.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, события и т.п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование - любимое занятие старших дошкольников.
Возрастает потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Всё более ярко проявляется предпочтение к определённым видам игр. Их репертуар разнообразен и включает в себя сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями. Равноправное общение с взрослыми поднимает ребёнка в своих глазах, помогает почувствовать своё взросление и компетентность.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Они активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным, причёсываться.
У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определённой произвольной регуляции своих действий. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других, признания ими его личных достижений и качеств. Формируется достаточно устойчивая самооценка.
Характерной особенностью является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
Дети седьмого года предпочитают совместную деятельность индивидуальной. В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнёра, исправляют его ошибки; помогают партнёру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнёра, исправляют свои ошибки.
Значительно расширяется игровой опыт детей. Достаточно широко проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Появляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети - режиссёры, дети-исполнители, дети-сочинители игровых сюжетов. Старшие дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий, используют сюжетосложение для построения игры. В игре дети вступают в игровой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль. Игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с различными видами детской деятельности - познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти: увеличивается её объём, произвольность запоминания информации.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Интерес детей к школе развивается естественным путём в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
(целевые ориентиры)
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры освоения программы применительно к первой младшей группе
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре;
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).
Целевые ориентиры освоения программы 3-4 года
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Целевые ориентиры освоения программы (4- 5 лет)
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
- ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 5-6 лет
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры освоения программы (6-7лет)
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2. Направления деятельности педагога-психолога
Направления деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС позволяют повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания, развития и социализации дошкольников. Основные направления работы педагога-психолога отражены в годовом плане. (Приложение № 1)
2.1.Направление «Психологическая диагностика»
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ, определение индивидуально-психологических особенностей детей, динамики процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам; выявление интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного роста.
Диагностическая работа проводится индивидуально, с подгруппой или целой группой детей. Результаты психологической диагностики могут быть использованы в реализации индивидуального подхода к ребенку на занятиях, в составлении коррекционно-развивающей программы и в консультировании родителей и педагогов.
Используемые педагогом-психологом диагностические методики носят развивающий характер и уже в процессе их применения приводят к позитивным изменениям в развитии ребенка.
Диагностическая работа осуществляется в следующих направлениях:
- мониторинг адаптации вновь поступивших детей в ДОУ (анкетирование родителей, беседы, анализ карт ребенка, наблюдение);
- диагностика познавательной сферы воспитанников 3 - 7 лет (начало и конец учебного года);
- диагностика готовности к обучению в школе у детей 6 - 7 лет (начало и конец учебного года);
- выявление одаренных детей;
- изучение психологического климата в детском коллективе;
- изучение эмоционально-личностной и поведенческой сферы дошкольника.
- углубленная диагностика воспитанников в рамках ПМПконсилиума ДОУ;
- проведение мониторинга по запросу администрации ДОУ, управления образования, департамента образования и т.д.
Требования к применяемому диагностическому оборудованию.
1.Соответствие возрасту ребенка;
2.Соответствие целям диагностического обследования;
3.Минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе и легкость в обработке).
Возрастная группа | Изучаемая сфера | ||
познавательная | эмоционально-волевая | деятельностная | |
2-я младшая (3-4 года) | воображение | - половозрастная идентификация, - притязание на признание | -игра -моторика - коммуникативные навыки в общении со взрослыми |
Средняя (4-5 лет) | воображение | самосознание | -игра -моторика - коммуникативные навыки в общении со взрослыми |
Старшая (5-6 лет) | воображение | -самооценка -статус в группе | -игра -моторика - коммуникативные навыки в общении со взрослыми |
Подготовительная (6-7 лет) | логическое мышление воображение речь память внимание | -мотивация -самооценка -произвольность | -игра -моторика - коммуникативные навыки в общении со взрослыми |
2.1.1. Диагностические методики, используемые в работе педагога-психолога
Диагностика познавательной сферы (обязательно) | ||||
Психическая функция | Средние группы | Старшие группы | Подготовительные группы | |
Восприятие | Методика «Найди такой же» Методика «Разрезные картинки» Выявление сформированности восприятия формы, цвета, ориентировки на своем теле | Методика «Тест Равена» Методика «Дорисуй предметы» Методика «Разрезные картинки» | ||
Внимание | Методика «Найди одинаковое» Методика «Что изменилось?» | Методика «Найди отличия» Методика «Что забыл нарисовать художник?» Методика «Переплетенные линии» | ||
Память: | Методика «8 слов» Методика «Запомни картинки» Методика «Вспомни и скажи» | Методика «Запомни 10 слов», А. Лурия; Методика «Запомни картинки», А. Лурия Методика «Хлопни как я» | ||
Мышление: | Методика «Назови одним словом» Методика «Третий лишний» Методика «Рисунок человека» | Методика «Четвертый лишний» Методика «Назови одним словом» Методика «Нелепицы» Методика «Рисунок человека» | ||
Воображение Выявление творческих способностей | Методика «Придумай рассказ, сказку» Методика «Дорисуй фигуры» Методика «Несуществующее животное» | |||
Диагностика готовности к обучению в школе | ||||
Диагностика готовности к обучению в школе | Методика «Программа психолого- педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения», Н.Я Семаго, М.М. Семаго; Методика Бусы; Методика Графический диктант, Д.Эльконин; Рисунок школы Методика «Беседа о школе», Т.Нежнова | |||
Диагностика эмоционально-личностной сферы (дополнительно) | ||||
Направленность личности, самооценка | Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой Изучение самооценки дошкольников в группе по методике «Лесенка» В.Г. Щур Тест тревожности(Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен) «Страхи в домиках» | |||
Диагностика эмоционального благополучия ребенка в группе | ||||
Изучение психологического климата в детском коллективе | МетодикаТ.А.Репиной «Методика изучения взаимоотношений между детьми в группе» «Цветовой тест» Дорофеевой | |||
Индивидуальная диагностика по запросу родителей, педагогов. | ||||
2.2. Направление «Психологическая профилактика»
Психологическая профилактика - мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка профилактических программ и рекомендаций участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и определяется необходимостью формирования у педагогов, родителей (лиц их заменяющих), а также детей потребности в психологических знаниях, желании использовать их в интересах собственного развития.
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей детей, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ, а также разработку и организацию педагогом-психологом групповых развивающих психопрофилактических занятий с воспитанниками.
Формы работы педагога-психолога с детьми:
- единичные психопрофилактические мероприятия (НОД, организация игровой деятельности), направленные на формирование положительного образа «Я», профилактику вредных привычек.
2.3. Направление «Психологическое просвещение»
Психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников и их родителей, педагогических работников и руководителя образовательного учреждения психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по содействию создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.
Формы работы педагога-психолога:
- проведение единичных мероприятий (НОД, организация игровой деятельности) по формированию представлений ребенка о нормах и правилах поведения, правах ребенка и т.д;
- просвещение педагогов и родителей по вопросам обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.
2.4. Направление «Психологическое консультирование»
Психологическое консультирование - оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации педагогов, родителей.
Цель консультирования состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не выходит за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ и предполагает следующую тематику:
- оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
- оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблем.
Консультирование осуществляется по следующим проблемам:
- нарушения познавательной сферы;
- нарушения поведения;
- нарушения эмоционально-личностной сферы дошкольника;
- проблемы детско-родительских взаимоотношений;
- подготовка к обучению в школе;
- дезадаптация к дошкольному учреждению и т.д.
2.5. Направление «Психологическая коррекция и развитие»
В контексте ФГОСДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Согласно ФГОС предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.
Данное направление предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения ЦНС или психического заболевания.
Психологическая коррекция и развитие предусматривает организацию игротренингов, индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками.
Выбор конкретной формы, технологии и содержание работы педагога-психолога по данному направлению является результатом психологической диагностики.
При отборе психологического инструментария ведущими является: принцип целостного воздействия на личность ребёнка, системность подачи материалов, цикличность построения занятий, наглядность, доступность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Направление реализуется по следующим разделам:
- Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников;
- Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОУ;
- Психокоррекционная работа с детьми ОВЗ по индивидуальным программам;
- Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению;
- Развивающая работа по развитию одаренности у детей и др.
Задачи разделов выбираются и уточняются в зависимости от конкретных проявлений проблем и используемого психологического инструментария. Прежде всего, они решаются в процессе проведения циклов занятий педагогом-психологом.
2.5.1. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ)
В МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (разновозрастные от 5 до 7 лет), в которых ведётся процесс, предполагающий коррекцию нарушений речевого развития, подготовку к школе. В группах находятся дети с дезартрией, общим недоразвитием речи.
В группы ДОУ для детей с нарушением речи принимаются дети:
-
-
Нарушение речи, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей; у них низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев. У детей с нарушением речи страдает слуховое восприятие,. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средства общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменением становления личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.
Дети-инвалиды
В МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №33 «Радуга» обучается 1ребенок, имеющий статус «ребенок-инвалид» (сахарный диабет)
Цели и задачи работы в группе компенсирующей направленности
для детей с нарушениями РЕЧИ
- раннее выявление отклонений в развитии детей дошкольного возраста с целью предупреждения вторичных отклонений;
- коррекция имеющихся нарушений в развитии детей дошкольного возраста (эмоционально-личностная сфера, вербальное восприятие, память);
- социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи:
- осуществление комплексной (психолого-педагогической) диагностики детей;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при сопровождении детей с проблемами в развитии;
- распространение знаний из области психологии среди педагогов и родителей с целью профилактики имеющихся нарушений у детей, а также оптимизации процесса коррекционного воздействия.
Направления:
- профилактическое: проведение необходимой профилактической работы с детьми с целью предупреждения проявления отклонений в развитии ребенка;
- диагностическое: раннее выявление и диагностика уровня речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
- коррекционно-педагогическое: разработка и гибкий подбор коррекционных программ, соответствующих психофизическим и интеллектуальным возможностям детей;
- консультативно – просветительское: организация консультативно – просветительской работы по пропаганде знаний из области коррекционной педагогики и специальной психологии среди родителей;
- контрольно – оценочное: анализ результативности комплексной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные нарушения.
В работе с детьми групп компенсирующей направленности проводятся занятия по социально-личностному, эмоциональному развитию. (Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, хвастаюсь, радуюсь» Крюкова С.В., Слободянник Н.П., «Давайте познакомимся!» под редакцией И.А. Пазухиной (Приложения № 3, №4, № 5, № 6).
Основная цель- помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, эмоциональное развитие детей.
Для этого, в основном используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. Период проведения занятий: с ноября по апрель.
2.6. Психологическая поддержка деятельности ДОУ
Реализация данного направления оказывается помощь администрации в построении системы управления коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. Изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно со старшим воспитателем и заведующим может разработать систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности. Проводится анкетирование родителей для изучения их запросов на образовательную деятельность, разрабатываются рекомендации по внедрению тех или иных услуг в ДОУ.
2.7. Содержание деятельности педагога психолога в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ
На уровне образовательного учреждения педагог-психолог является членом психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), основной целью деятельности которого является обеспечение комплексного (психолого-медико-педагогического) сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или в состоянии декомпенсации. Педагог-психолог в рамках деятельности ПМПк (консилиума) осуществляет индивидуальное психологическое сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии. Психолого- медико-педагогический консилиум образовательного учреждения взаимодействует с территориальной Губкинской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Работа педагога-психолога в ПМПк ДОУ ведется по трем направлениям:
1. Диагностическое.
2. Коррекционно-развивающее.
3. Консультационное.
Первое направление – диагностическое. В начале учебного года проводится диагностика, заполняются диагностические бланки на детей. Выявляются дети с проблемами в развитии. Если дети ранее не состояли на учете в ПМПк ДОУ, тогда они направляются на городскую ПМПК и только по их заключению дети сопровождаются специалистами консилиума детского сада. На учет в ПМПк ДОУ ставятся дети, имеющие различные отклонения в развитии физической, познавательной и речевой сферах, число которых увеличивается с каждым годом (ЗПР, ЗПРР, социальная и педагогическая запущенность, различные нарушения эмоциональной сферы дошкольников: агрессивность, тревожность, гиперактивность) .
В середине учебного года проводится повторная диагностика, которая позволяет отслеживать динамику проводимой коррекционной работы. В конце учебного года проводится итоговая диагностика.
Второе направление – коррекционно-развивающее. Коррекционно-развивающая работа важна тем, что она проводится в комплексе педагогом-психологом и специалистами консилиума. И здесь хотелось бы подчеркнуть важность их взаимодействия для положительных результатов проводимой коррекционной работы. По разработанным образовательным маршрутам педагог-психолог и специалисты ПМПк проводят коррекционно-развивающие занятия в течение года. Коррекционно-развивающая программа реализуется совместно с участием всех специалистов. Психолог отслеживает процесс осуществления коррекционно-развивающей работы, внося коррективы путём консультирования педагогов и составления рекомендаций после проведения диагностики.
Третье направление – консультационное. Данная работа осуществляется в системе всеми специалистами, они тесно сотрудничают между собой и с родителями детей находящихся на ПМПк. Педагог-психолог выступает на семинарах-практикумах, дает консультации для воспитателей, специалистов, родителей, также проводит консультации по запросу, помещается информация в родительские уголки, проводит родительские собрания.
Психолог оказывает помощь педагогам при планировании индивидуальной работы с детьми, информирует педагогов и родителей о результатах и дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе.
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ПМПк прежде всего отличается большой включенностью в практическую работу, что позволяет повышать уровень знаний, умений и навыков у детей с проблемами в развитии.
2.8. Планирование образовательной деятельности
В соответствии с Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ и инструктивным письмом Минобразования от 24.12.2001г. № 29/1886-6 течение учебного года объёмные ориентировочные показатели работы педагога-психолога составляют:
- индивидуальное обследование: 50 - 100 человек,
- групповое обследование: 10 - 20 групп,
- индивидуальная консультация: 100 - 150 консультаций,
- индивидуальное занятие: 100 - 150 занятий,
- групповое занятие: 50 - 100 занятий,
- просветительская работа со взрослыми: 20 занятий,
- участие в консилиумах, комиссиях, заседаниях: 10 заседаний.
Основными формами организации работы с детьми в условиях ДОУ, имеющими нарушения в интеллектуальном и личностном развитии, являются индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность занятий устанавливается в соответствии с нормами СанПин.
Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут. (СанПиН 2.4.1..3049-13)
С сентября по октябрь в младших группах проводятся занятия по адаптации детей к ДОУ «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Автор: А.С. Роньжина (Приложение № 2)
С детьми подготовительных групп, показавшими по результатам диагностики низкий уровень готовности к школе, проводятся подгрупповые занятия. Используются методические пособия: «Хочу все знать!» Е.О. Севостьянова, «Подготовка детей к школе: развивающие игры и упражнения» О.А. Степанова. (Приложение № 7)
Особое место отводится работе по развитию одаренности у детей. С детьми, имеющими признаки одаренности, проводятся занятия по развитию вербального и невербального воображения, мышления. (Метод. пособия: Ильина М.В. «Развитие невербального воображения», «Развитие вербального воображения»,Н. Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику»). (Приложение № 8).
Название программы | Автор | Кол-во занятий в неделю | Всего занятий |
Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения № 6 (4-5 лет) | |||
«Давайте познакомимся!». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет | Пазухина И.А. | 1 | 24 |
Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения № 5 (6-7 лет) | |||
Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!» | Крюкова С.В., Слободянник Н.П. | 1 | 23 |
Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения № 5 (3-4 лет) | |||
«Давай поиграем!». Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. | Пазухина И.А. | 1 | 24 |
Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения № 6 (5-6 лет) | |||
«Давайте познакомимся!». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет | Пазухина И.А. | 1 | 24 |
Средняя группа № (4-5 лет) | |||
«Давайте познакомимся!». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет | Пазухина И.А. | 1 | 24 |
Подготовительные к школе группы № 3, № 10 (6-7 лет) | |||
Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!» | Крюкова С.В., Слободянник Н.П. | 1 | 23 (в каждой) |
Старшие группы№ 2, № 8 (5-6 лет) | |||
«Давайте познакомимся!». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет | Пазухина И.А. | 1 | 24 (в каждой) |
Группа раннего возраста № 4(2-3 года) и младшая группа №7(3-4 года) | |||
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» | Роньжина А.С. | 1 | 9 ( в каждой) |
Воспитанники старших и подготовительных групп № 2,№ 8, № 3, № 10 (Подгрупповая работа с одаренными детьми) | |||
«Развитие невербального воображения» «Развитие Вербального воображения» Ильина» М.В. «Психологическая помощь дошкольнику» | Ильина М.В. Яковлева Н.И. | 1 | 19 |
Воспитанники подготовительных групп № 3, № 10 (Подгрупповая работа с детьми, по подготовке к школе) | |||
«Хочу все знать!» «Подготовка детей к школе: развивающие игры и упражнения» | Севостьянова Е.О. Степанова О.А. | 2 | 13 |
Количество занятий в год | 263 |
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация системы взаимодействий педагога-психолога
со специалистами и воспитателями
Взаимодействие педагога-психолога с руководителем ДОУ
- Обеспечение психологической безопасности участников воспитательно-образовательного процесса.
- Обсуждение актуальных направлений работы дошкольного учреждения, совместно с администрацией планирование деятельности педагога-психолога с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
- Уточнение запроса на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для образовательного учреждения в данный период.
- Участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
- Участие в комплектовании групп с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.
- При необходимости рекомендация администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК для уточнения диагноза и корректировки его образовательного маршрута.
- Оказание экстренной психологической помощи в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
- Проведение индивидуального психологического консультирования (по запросу).
\
Взаимодействие педагога-психолога со старшим воспитателем
- Анализ актуального уровня развития детей, образовательной деятельности, предметно-развивающей среды, образовательных программ с точки зрения их соответствия особенностям детей в ДОУ.
- Анализ психологического компонента в организации воспитательной работы в ДОУ и внесение предложений по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участие в разработке Программы развития и основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
- Участие во внедрении и адаптации новых программ работы и инновационных технологий.
- Разработка программ по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участие в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Участие в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
- Участие в деятельности педагогического совета дошкольного образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиума, творческих групп.
- Внесение предложений по совершенствованию образовательной деятельности в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Консультирование по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Оказание поддержки в развитии ИКТ.
- Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогов.
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем
- Информирование воспитателей о результататах диагностики.
- Оказание консультативной и практической помощи воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Содействие формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
- Составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ и ориентирование воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организация и проведение консультаций (индивидуальных, групповых) по вопросам развития детей, предупреждению и коррекции нарушений в их эмоциональной и когнитивной сферах, а также практического применения психологии для решения педагогических задач.
- Оказание помощи воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участие во внедрении здоровьесберегающих технологий.
- Участие в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещение воспитателей по данной тематике.
- Отслеживание процесса коррекционно-развивающей работы с воспитанниками групп компенсирующей направленности и с детьми «группы риска».
- Организация благоприятного эмоционального климата в группах.
- Помощь в обобщении педагогического опыта, подготовке к аттестации.
Взаимодействие педагога-психолога с музыкальным руководителем
- Оказание помощи в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Участие в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Обучение детей умению определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Оказание консультативной помощи в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
- Участие в проведении музыкальной терапии.
- Обеспечение психологической безопасности во время проведения массовых праздничных мероприятий.
- Помощь в обобщении педагогического опыта, подготовке к аттестации.
Взаимодействие педагога-психолога с инструктором по физической культуре
- Участие в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС.
- Формирование у детей, родителей и сотрудников детского сада осознания понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Оказание помощи в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствование развитию мелкомоторных и основных движений.
- Формирование потребности у дошкольников в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Способствование взаимодействию детей разных возрастов (например, при организации соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
- Участие в поиске новых эффективных методов по оздоровлению дошкольников, внедрение в работу здоровьесберегающих технологий.
- Участие в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
- Способствование формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
- Помощь в адаптации к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
- Организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
- Помощь в обобщении педагогического опыта, подготовке к аттестации.
Взаимодействие педагога-психолога с учителем-логопедом
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- Планирование и организация интеграции детей в группе с проблемами в развитии.
- Оказание помощи детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
- Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы.
- Разработка индивидуально-ориентированного маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
- Участие в проведении совместной диагностики детей с проблемами в развитии.
- Подбор материалов для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
- Консультирование родителей по проблемам ребенка и их направление к специалистам по совместному решению с логопедом.
- Участие в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
- Участие в работе ПМПк.
- Участие в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
3.2. Программный комплекс
Название | Автор | Цель | Аудитория Возраст | Срок реализации |
1.Федерального уровня: | ||||
1.1.«Я, ты, мы» 1.2.«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» | Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. | Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста | Дети 3-6 лет Дети 4-6 лет | 3 года 2 года |
2.Регионального уровня | ||||
- | - | - | - | |
3.Муниципального уровня | ||||
- | - | - | - | - |
4.Уровня образовательного учреждения | ||||
4.1. «Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в д/саду и семье» 4.2. «Занятия психолога С детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» 4.3. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры». 4.4. «Давайте познакомимся!» 4.5. «Давай поиграем!» 4.6. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» 4.7. «Хочу все знать!» 4.8. «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет» 4.9. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» 4.10. «Учимся сочувствовать, сопереживать» 4.11. «Кот и пес спешат на помощь» 4.12. «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском саду» 4.13. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников | Сазонова Н.П. Новикова Н.В. Роньжина А.С. Минаева В.М. Пазухина И. М. Пазухина И. М. Алябьева Е.А. Севостьянова Е.О. Иванова Н.Ф. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Семенака С.И. Кряжева Н.Л. Пасечник Л.В. Куражева Н.Я. | Профилактика и коррекция агрессивного поведения взрослых, детей старшего дошкольного возораста в ДОУ и семье. Адаптация и социализация детей к ДОУ Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 3-4 лет Успешная адаптация детей в новой группе, развитие эмпатии, сплочение детского коллектива Развитие интеллекта детей 5-7 лет Психопрофилактика и коррекция детских страхов, тревожности у детей старшего дошкольного возраста Коррекция поведения детей, имеющие нарушения в эмоционально-личностной сфере Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста Развитие навыков общения, коррекция агрессии, застенчивости, страхов. Коррекция тревожности и гиперактивности у детей дошкольного возраста Развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой сферы | Дети 5-7 лет Педагоги Родители Дети 2-4 лет Дети 5-7 лет Дети 4-6 лет Дети 3-4 года Дети 5-7 лет Дети 5-7 лет Дети 5-7 лет Дети 5-7 лет Дети 5- 7 лет Дети 5- 7 лет Дети 5-7 лет Дети-3-7 лет
| 1 год 1 год 1 год 2 года 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 4 года |
3.3. Учебно-методический комплекс
- Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2004.
- Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – М.: АРКТИ, 2003.
- Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, Упражнения.-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 80 с.- (Программа развития), 2005.
- Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации.- Волгоград: Учитель,2008
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
- Погудкина И. С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Издательство «Книголюб», 2007.
- Погосова Н.М.Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008
- Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А. Пазухина- СПб.: «Детство-Пресс, 2008.
- Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А. Пазухина- СПб.: «Детство-Пресс, 2008.
- Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы, сост. Ю.Е. Веприцкая.- Волгоград: Учитель, 2010