Народные промыслы и традиции России

Коробейникова Татьяна Ильинична
      Народные промыслы — особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создавали по-особенному украшенные изделия ручной работы.

Чем народный промысел отличается от декоративно-прикладного искусства?

       Декоративно-прикладное искусство может создавать один художник, нередко с академическими знаниями. Промыслы же обязательно основаны на традициях какой-либо местности. В старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями и передавали знания детям. Со временем сюжеты обретали глубину, а мастерство становилось все более отточенным. Художники объединялись в артели, открывались целые фабрики. Многие изделия стали символами своих районов: в их линиях и расцветках отразилась философия местных жителей, коллективное понимание красоты.


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

C:\Users\Lenovo\Downloads\img0.jpg

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи. Но особенно большое значение придается продуктивной деятельности. Известно, что интерес к рисованию проявляется у детей рано. Уже с полутора лет дети, наблюдая, как родители, старшие братья и сестры действуют с ручкой, карандашом, и сами тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В детском саду происходит приобщение ребенка к изобразительной деятельности. Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей "Народно-прикладное декоративное искусство"

https://fsd.videouroki.net/html/2020/08/08/v_5f2e8366236a9/99757236_2.jpeg

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков. У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. .В детском саду детей знакомят с дымковской, хохломской, жостовской и городецкой росписью, богородской и филимоновской игрушкой. Декоративное рисование одна из форм пополнения знаний детей о народном творчестве мастеров России.  Воспитатель детского сада знакомит детей с 3-4 видами народных промыслов, где изготавливают игрушки, посуду, мебель, домашнюю утварь. Через все виды изобразительной деятельности, при знакомстве с изделиями русских умельцев дети узнают о различных росписях: хохломской, дымковской, городецкой, гжельской, филимоновской и др.  и закрепляют полученные знания на занятиях по декоративному рисованию. Родители могут помочь своим детям пополнить и углубить знания   о народных промыслах и умельцах дома. Хорошо иметь в доме.1-2 предмета, выполненные народными мастерами: хохломские солонка или ваза, жостовский поднос или дымковскую свистульку, Городецкую доску или гжельскую посуду. Можно приобрести несколько книг с красочными иллюстрациями народных поделок, открытки, диафильмы, фотографии для рассматривания и беседы. Сейчас в продаже имеется много раскрасок по каждому виду росписи. В детской комнате всегда должны быть под рукой краски для рисования и готовые формы их картона. И не забудьте организовать выставку детских работ, пригласив друзей, родственников, соседей, т.к. эмоциональная оценка детских работ укрепит желание рисовать дальше, знать больше, разовьёт художественный вкус, фантазию.  Можно посетить музеи и выставки народно-прикладного творчества. Только там можно увидеть старинные платки, шали, расшитые умельцами, расписную посуду, веселые и смешные глиняные фигурки, деревянные игрушки. Чаще используйте в повседневной жизни загадки, пословицы, поговорки, стихи, музыкальные произведения, раскрывающие красоту изделий, выполненных мастерами. Через дидактические игры вы поможете детям закрепить цвета, оттенки, чувство ритма и композиции, развивать фантазию и наблюдательность, усидчивость и внимание. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - "Я и мама, папа, мы вместе, мы рядом!"