Мои выступления

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы работы на занятиях творческого объединения «Фантазеры» Выполнила: Шемякина Татьяна Анатольевна

Слайд 2

Использование ситуации от простого к сложному. Успешное выполнение простого задания дает уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой то его отдельной детали, что тоже помогает обучающемуся почувствовать себя успешным.

Слайд 3

Задание выполнить нужно , но не хватает знаний. Тут особенно важна помощь педагога – правильно включиться в работу, преодолеть страх или утомление, стимулировать деятельность. У детей, которые требуют организационного контроля, учитель обязан контролировать начало и завершение работы, интеллектуально и эмоционально поддерживая ребенка. Обучающим , требующим помощи в процессе выполнения работы, необходимо одобрение отдельных элементов процесса, их поэтапное выполнение только стимулируется. Важно!

Слайд 4

Наличие благоприятной психологической атмосферы в группе Каждое занятие должно приносить положительные эмоции. Если ребенку будет не комфортно в группе, есть вероятность что он больше не придет. Для этого обязательно нужно видеть каждого обучающегося и понимать мотивацию его действий. Для этого мы используем психологические игры и упражнения на социальное взаимодействие. ( Приложение 1.) Поощрение высказывания оригинальных идей.

Слайд 5

В дополнительную образовательную программу включен курс развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова . Каждое занятие состоит из заданий, предназначенных для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности). Приложение 2.

Слайд 6

Использование современных инновационных технологий обучения творчеству Г.С. Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Например : игра «Хорошо — плохо»: назвать в любом объекте или ситуации хорошие и плохие стороны; Задания с противоречиями. Например: «Нарисовать кота так, чтобы его на рисунке не было», «Показать как можно идти и не идти» и т.п.

Слайд 7

Обогащение учебного кабинета самыми разнообразными новыми для обучающегося предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Постоянно обновлять выставочный стенд с творческими работами детей.

Слайд 8

Использование нетрадиционных форм занятий «Конкурсы мастерства» Игра «Поле чудес» «Мы за чаем не скучаем» и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г.Нижневартовск, 2019г. Тема: Классификация игр в педагогических теориях. Краткая характеристика вариантов социально - ориентированных игр для подростков. Выполнила: Шемякина Татьяна Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 11»

Слайд 2

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Педагогический энциклопедический словар ь Ф. Фребель будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры) , движений (моторные игры). Ф. Фребель

Слайд 3

Классификации игр: П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской Классификация, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Игры делятся на две группы : игры, придуманные самими детьми игры, придуманные взрослыми. Первые называются творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.

Слайд 4

Классификации игр: С.Л. Новоселовой В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр: 1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры :

Слайд 5

Классификации игр: С.Л. Новоселовой 2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями: игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

Слайд 6

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Слайд 7

Классификации игр Н.А. Коротковой Игра - как представление – сюжетные; Игра - как борьба за что-то – игры с правилами. Каждый из этих видов развивается независимо и параллельно.

Слайд 8

Ермолаева М.Г. в своей классификации берет за основу тип человеческой деятельности. При такой классификации игры объединяются в следующие группы, условно их можно представить как игры тела, игры ума, игры души.

Слайд 9

1. Физические игры или игры тела : двигательные (спортивные, подвижные, моторные) и экстатические (от греческого – экстаз, восхищение; современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения или наблюдения за движущимися объектами – мыльными пузырями, струями фонтана, залпами фейерверка, вызывающие у участников восторг и наслаждение). 2. Интеллектуальные, игры ума (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные). 3. Социальные игры, игры души (сюжетно-ролевые, деловые – организационно-деятельностные , имитационные, организационно-коммуникативные; комплексные игры – коллективно-творческие дела, досуговая деятельность).

Слайд 10

Социально – ориентирующая игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.

Слайд 11

Что отличает данную игру от других? Во – первых, вариативность выбор ее участниками своей роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре: ведущего или ведомого; идти с командой или отстаивать свой интерес одному; какие испытания пройти. Во - вторых, создаваемые ситуации в игре имитируют реальные социальные проблемы с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем. В – третьих, игра содержит комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект. В – четвертых, игра учитывает любовь детей к романтике и приключениям.

Слайд 12

Примерами малой ситуационно-ролевой игры являются «Яхта» (Кострома- 1995), и приведенная ниже игра «Замок Янтаря». Ситуационно – ролевые игры. Ситуационно - ролевая игра это – специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Слайд 13

Игры - эпопеи по внутренней организации включают, как правило два вида игровой деятельности: интеллектуально-познавательные и ролевые игры - « Хоббитские игры » , виртуальная военно-экономическая игра (типа компьютерной стратегии) и ситуационно-ролевая игра - « Диалог Культур » . В отличие от других игр, игра-эпопея – это, прежде всего, форма организации жизнедеятельности временных летних объединений в условиях загородного детского центра. Она характеризуется тем, что ролевая имитация становится ядром лагерной смены, подчиняя себе деятельность временных объединений и кратковременных групп, общие массовые праздники. Игра – эпопея, по своему сюжету охватывая целый « исторический период » , связанный с героическими подвигами и значительными событиями в жизни игровой страны, обладает рядом особенностей. Игры – эпопеи

Слайд 14

Инновационная (продуктивная) игра Инновационная (продуктивная) игра - совместная деятельность направленная на создание информационного продукта (решению какой-либо актуальной проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм инновационной игры предполагает следующие процедуры: 1. Общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил). 2. Работа по группам. 3. Промежуточный сбор (демонстрация состояния информационного продукта группами, его анализ и оценка, прогнозирование, проектирование дальнейшей совместной деятельности по совершенствованию информационного продукта). 3. Общий сбор-финиш (подведение итогов).

Слайд 15

Характерными чертами полидеятельностных игр является: разнообразие видов деятельности, их равнозначность в общей конструкции игры, возможность выбора вида деятельности, и характера участия в ней. наличие различных площадок деятельности (на каждой площадке осуществляется «своя» деятельность), игровая идея (сюжет игры) соединяет разнообразные виды деятельности, наличие системы стимулирования участников: игровые звания, очки, баллы. Яркими примерами полидеятельностных игр могут служить «Солнцеворот», «Забава-94», «Марафон игр» (лагерь «Комсомольский» ВДЦ «Орленок» - 1993 –95 гг.). Полидеятельностные (фестивальные) игры

Слайд 16

Игра-путешествие Игра-путешествие имеет и другие названия « маршрутная игра » , « игра на преодоление этапов » , « игра по станциям » , « игра-эстафета » . Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться: для информирования воспитанников; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.); предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами; способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через « проживание » воспитывающих ситуаций, организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Слайд 17

Список использованной литературы: Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман . Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос , 2000. Панченко С.И. День за днем из жизни вожатого. В помощь тем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М.: НИИ школьных технологий , 2008. 352с. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.



Предварительный просмотр:

Содержание

1. Классификация игр в педагогических теориях…………………………....…2

2. Характеристика социально – ориентирующих игр………………………….4

2.1. Ситуационно – ролевые игры……………………………………...….5

2.2. Игры  - эпопеи………………………………………………………….7

2.3. Инновационная (продуктивная) игра……………………………...…8

 2.4. Полидеятельностные (фестивальные) игры………………...……..10

2.5. Игра-путешествие…………………………………………………….10

Список использованной литературы……………………………………….….14

Приложения……………………………………………………………………..15

  1. Классификация игр в педагогических теориях

Слайд 2

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Ф. Фребель будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры),

  •    внешних органов чувств (сенсорные игры),
  •    движений (моторные игры).

Слайд 3

Классификации игр: П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской

Классификация, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.

Игры делятся на две группы :

  • игры, придуманные самими детьми  
  • игры, придуманные взрослыми.

Первые называются творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. 

Слайд 4

Классификации игр С.Л. Новоселовой.

В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

Слайд 5

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями:

игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные.

досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

Слайд 6

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Слайд 7

Классификации игр  Н.А. Коротковой:

  • Игра - как представление – сюжетные;
  • Игра - как борьба за что-то – игры с правилами.
  • Каждый из этих видов развивается независимо и параллельно.

Слайд 8

Ермолаева М.Г. в своей классификации берет за основу тип человеческой деятельности.

При такой классификации игры объединяются в следующие группы, условно их можно представить как

  • игры тела,
  • игры ума,
  • игры души.  

Слайд 9

 Физические игры или игры тела: двигательные (спортивные, подвижные, моторные) и экстатические (от греческого – экстаз, восхищение; современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения или наблюдения за движущимися объектами – мыльными пузырями, струями фонтана, залпами фейерверка, вызывающие у участников восторг и наслаждение).

2. Интеллектуальные, игры ума (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные).

3. Социальные игры, игры души (сюжетно-ролевые, деловые – организационно-деятельностные, имитационные, организационно-коммуникативные; комплексные игры – коллективно-творческие дела, досуговая деятельность).

Слайд №10

2.Характеристика социально – ориентирующих игр

Средства  в достижении цели социального роста ребенка могут быть самые разные и прежде всего они должны отвечать его интересам и возрастным особенностям. И поэтому важнейшую роль в социальном развитии ребенка может сыграть игра.

Игры, которые проводятся  с детьми, различны не только по содержанию, но и  по времени.  И место проведение игр самое разное: в школе,  холле, в лесу, на пляже и даже в походе.

Заслуживание внимания мнение С.А. Шмакова о том, что «все-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацию на социализацию личности человека».

Автор называет их социальными.

Социально – ориентирующая игра - это большой импровизированный  спектакль, в  котором  участвуют  все.    В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ  достижения цели. То ли он  идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.

Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций  выбора, в которых ребенок должен быть выбрать способ решения той или иной  социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально-ролевая игра имеет свои особенности. Так в ней, помимо взаимоотношений,  которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью,  в игре и по  поводу  игры  возникают  другого  рода отношения - уже не изображаемые, а действительные, реальные. Отмечается, что эти  виды отношений тесно взаимосвязаны,  но не тождественны и могут расходиться друг с другом.

     В игре возможен переход от внешних требований воспитателя во внутренние требования самого воспитанника. Механизм такого перехода основывается на общих закономерностях игры. Как уже отмечалось, участвуя в игре, ребенок, подросток выступает в увлекательной для него позиции.  Игровую роль он  выполняет без какого-либо внешнего воздействия.  Она становится для играющего внутренней необходимостью,  а правила игры - внутренними правилами для самого себя.  Наблюдается стремление и желание самого играющего к максимальному проявлению личных  качеств и возможностей для выполнения требований к роли. Именно такую же воспитательную задачу ставит  перед  собой  педагог. Игра создает  условия  к  встречному стремлению воспитателя и воспитанника в достижении единой цели.

Социальная проба - это всегда преодоление. И поэтому основу ее составляет волевой компонент. А эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от  успеха или неуспеха ребенка в решении социальной  проблемы, имитируемой в игре. Социальные пробы предполагают самооценку детьми своих возможностей  на  основе  последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

В этом педагогическая  сущность проектирования социально-ролевых игр.

Слайд №11

Что отличает данную игру от других.

 Во – первых, вариативность  выбор  ее участниками  своей  роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре: ведущего или ведомого; идти с командой или отстаивать свой интерес одному;  какие испытания пройти.

Во - вторых, создаваемые  ситуации в игре имитируют реальные социальные проблемы с которыми дети сталкиваются в жизни  или могут встретить в будущем.

В – третьих, игра содержит комплекс правил и стимулирующих факторов,  которые создают соревновательный эффект.

В – четвертых,  игра учитывает любовь детей к романтике и приключениям.

Наиболее ярко особенности этого типа игр С.А. Шмаков раскрывает в характеристиках, которые он дает сюжетно - ролевой игре.

 Социализирующий эффект ролевой игры проистекает из того, что она:

– представляет собой форму моделирования ребенком прежде всего социальных отношений,

– воссоздает социальные отношения «на вере» в  материальной доступной, доступной ребенку форме,

  • выступает активной формой экспериментального поведения.

Слайд №12

2.1.Ситуационно – ролевые игры.

Ситуационно-ролевая игра это – специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно практических действий участников,   исполняющих  строго  заданные  роли  в  условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Методолого - технологическими основаниями ситуационно-ролевых игр послужили стихийные игры подростков и практика коллективно-творческой деятельности. В научно-практической деятельности костромских педагогов ситуационно-ролевые игры получили развитие как педагогический инструмент. Примерами малой ситуационно-ролевой игры являются «Яхта»  (Кострома- 1995), и приведенная ниже игра «Замок Янтаря».

Слайд №13

2.2.Игры  - эпопеи

           Близкими по конструкции к ситуационно-ролевым играм могут быть признаны игры-эпопеи («Хоббитские игры» и «Диалог Культур»). Игры - эпопеи по внутренней организации включают, как правило два вида игровой деятельности: интеллектуально-познавательные и ролевые игры - «Хоббитские игры», виртуальная военно-экономическая игра (типа компьютерной стратегии) и ситуационно-ролевая игра -  «Диалог Культур».

В отличие от других игр, игра-эпопея – это, прежде всего, форма организации жизнедеятельности временных летних объединений в условиях загородного детского центра. Она характеризуется тем, что ролевая имитация становится ядром лагерной смены, подчиняя себе деятельность временных объединений и кратковременных групп, общие массовые праздники. Игра – эпопея, по своему сюжету охватывая целый «исторический период», связанный с героическими подвигами и значительными событиями в жизни игровой страны, обладает рядом особенностей.

Героем всех событий игры может стать каждый из участников лагерной смены (детей и взрослых).

Сами события, возникающие в ходе игры, вызывают необходимость совершить поступок.

Игра-эпопея является достаточно подробной копией законченного этапа жизни игрового народа, она имеет завязку - оформление противоречий между участниками, развитие игры в ходе игровых действий, яркую кульминацию – событие,  в результате которого происходит разрешение конфликтов, заложенных в разработке игры.

Игра-эпопея предполагает придание всем окружающим участников смены элементам среды деревьям, дорожкам, зданиям, сооружениям, объектам и предметам жизнедеятельности, явлениям (режимным моментам, занятиям), самим временным объединениям –  названий соответствующим игровой легенде, игровому материалу.

День, в течение основного -  игрового этапа смены, разделяется на несколько частей:

  • неигровое время (прием пищи, гигиенические процедуры,  внутренняя жизнь временного объединения),
  • время ролевой игры,
  • время иной игровой деятельности  (интеллектуально-познавательных игр в «Хоббитских играх» или виртуальной экономической игры в «Диалоге Культур»),
  • время неигровых занятий (художественное творчество, развлечения, познавательная деятельность и другое).

Еще один важный компонент воображаемой ситуации – предметы игрового взаимодействия: игровые артефакты. Можно сказать, что в игре-эпопее соревнование ведется за право обладания предметами игрового взаимодействия. В Игре-эпопее «Хоббитские игры» игровой результат – победа достигается при определенных манипуляциях с главным игровым предметом – «Кольцом Всевластия». В «Диалоге Культур» выигравшей считается так команда, которая в результате получит карточку космического корабля.

Слайд №14

2.3. Инновационная (продуктивная) игра

 Инновационная (продуктивная) игра - совместная деятельность направленная на создание информационного продукта (решению какой-либо  актуальной проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм инновационной игры предполагает следующие процедуры:

1. Общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил).

2. Работа по группам.

3. Промежуточный сбор (демонстрация состояния информационного продукта группами, его анализ и оценка, прогнозирование, проектирование дальнейшей совместной деятельности по совершенствованию информационного продукта).

3. Общий сбор-финиш (подведение итогов).

Исследователи инновационных игр обычно указывают, ряд черт характерных для данного вида игровой деятельности:

     - наличие сложной задачи,  принципиально новой для участников игры;

     - разделение участников на небольшие (8  -  12  человек) группы, которые  поэтапно  разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

     - прохождение  каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации,  диагностика и постановка  проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

    - наличие  в  каждой  группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с  использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Инновационные игры нередко используются для совершенствования деятельности детских объединений различного масштаба (от школьного класса до международной детской общественной федерации). В этом случае инновационные игры с одной стороны обогащают комплекс представлений о содержании и формах общественной деятельности детей, а с другой могут способствовать развитию культуры диалога детей с детьми и  детей со взрослыми, совершенствованию умений анализировать, прогнозировать и проектировать жизнь собственных объединений.

К инновационным играм можно отнести игры как: «Биржа идей», «Галактика».

Слайд №15

2.4. Полидеятельностные (фестивальные) игры

Полидеятельностные (фестивальные) игры в своей основе имеют много схожих черт с такой распространенной формой  воспитательной работы как так называемая «Ярмарка». В этом случае ролевая игра выступает  в качестве составной части, элемента в содержания и организации неигровой деятельности, используется как побудительное средство к неигровой деятельности.

Характерными  чертами полидеятельностных игр является:

  • разнообразие видов деятельности, их равнозначность в общей конструкции игры,
  • возможность выбора вида деятельности, и характера участия в ней.
  • наличие  различных площадок деятельности (на каждой площадке осуществляется «своя» деятельность),
  • игровая идея (сюжет игры) соединяет разнообразные виды деятельности,
  • наличие системы стимулирования участников: игровые звания, очки, баллы.

Яркими примерами полидеятельностных игр могут служить «Солнцеворот», «Забава-94»,  «Марафон игр» (лагерь «Комсомольский» ВДЦ «Орленок» - 1993 –95 гг.).

Слайд №16

2.5. Игра-путешествие

 Игра-путешествие  имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:

  • для  информирования воспитанников;  
  • служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных,  решать изобретательские задачи и др.);
  • предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она  может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
  • способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,  
  • организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет   педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

                  Главное, что отличает игру-путешествие, является  процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе.  Исходя из вариантов  организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры - эстафеты.

 Первая модификация  -  маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок.

 Вторая - в маршрутном листе площадки только названы,  а порядок их прохождения и местоположение  не определены. В этом случае  места действия  разбросаны по определенной территории и задача  команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок.  

Третья модификация  - порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия  по количеству участников в командах.  Игра-путешествие может предполагать участие команды, состоящей  из одного-двух человек, а может - и  до восьмидесяти. Особая процедура - это передвижение  команд. Участники могут передвигаться перебежками,  особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута.  Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).

             Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке.  Деятельность на площадке может быть  организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется  чередование  площадок, рассчитанных на восприятие информации, с   такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам»)  разыграть ее в ходе игры-путешествия. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.

           Третья процедура - это общий сбор участников игры-путешествия,  который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора - «сбор-старт», а последнего - «сбор-финиш».  На сборе-старте  участники  получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.

            Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того,  как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для школьников задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных), и, кроме того,  содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.

             Таким образом,  алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

1.  Подготовку  участников к восприятию  игры-путешествия.

2.  Сбор - старт.

3. Движение команд по маршруту.

4. Участие  команд в организуемой на площадках деятельности

5.  Сбор-финиш.

Слайд №17

Список использованной литературы:

 

  1. Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман.  Взрослые игры для детей.  Методическое пособие. М.: Владос, 2000.

  1. Панченко С.И. День за днем из жизни вожатого. В помощь тем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М.: НИИ школьных технологий , 2008. 352с.

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 11» Шемякина Татьяна Анатольевна Доклад на тему: «Современные средства оценивания результатов образования в дополнительном образовании » Подготовила : Шемякина Татьяна Анатольевна Нижневартовск, 2018г.

Слайд 2

План: 1.Целеполагание при планировании содержания педагогического теста 2.Общие принципы отбора содержания теста. 3.Операционализация и конкретизация планируемых результатов 4.Спецификация теста. 5. Экспертиза качества содержания теста

Слайд 3

Содержание теста Содержание теста формируется путем отображения учебного материала в системе тестовых заданий. Для обеспечения высокой конструктной и содержательной валидности результатов педагогических измерений необходимо использо­вать определенную методику, включающую вопросы целеполагания , планирования и оценки качества содержания теста.

Слайд 4

В содержании теста стараются отобразить то главное, что должны усвоить ученики, поскольку все результаты обучения проверить невозможно. Для этого, прежде всего, необходимо структурировать цели обучения и ввести определенную их иерархию.

Слайд 5

Таксономия целей Таксономия целей, используемая при разработке теста, должна носить предметно ориентированный характер, поскольку каждая дисциплина имеет свои приоритеты.

Слайд 6

Таксономии целей обучения. В настоящее время наиболее изве­стной является таксономия целей Б. С. Блума (В. S . Bloom ) . Данная таксономия очень технологична и с точки зрения большинства разработчиков педагогических тестов вполне приемлема для целей тестирования. В частности в своей классификации Б. С. Блум выделяет: знание названий, имен, фактов; знание определений и понимание их смысла; сравнительные, сопоставительные знания; классификационные знания; знание противоположностей, противоречий, синонимичных и антонимичных объектов; ассоциативные знания; причинные знания; алгоритмические и процедурные знания; оценочные знания и т.д.

Слайд 7

В основу планирования содержания тестов может быть положен уровневый системный подход описания достижений учащихся , разработанный учеными отечественной педагогической школы и позволяющий сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

Слайд 8

Уровни учебной деятельности: Первый уровень связан с непосредственным воспроизведением по памяти содержания изу­ченного материала и его узнаванием. Второй уровень пред­полагает понимание и применение знаний в знакомой ситуации по образцу, а также выполнение действий с четко обозначенны­ми правилами. Третий уровень включает использование зна­ний в измененной или незнакомой ситуации. Использование уровневого подхода будет более эффективно, если связать уровни усвоения учебного материала с характеристиками внешней деятельности учащегося, задав требования к ее проявлению.

Слайд 9

II . Общие принципы отбора содержания теста. Общие принципы отбора содержания теста способствуют обеспечению высокой со­держательной валидности теста. Первый принцип — принцип репрезентативности — регламентирует процедуру отбора содержания таким образом, чтобы обеспечить оптимальную полноту и правильность пропорций содержания теста. Второй принцип — принцип значимости — предписывает включать в тест наиболее значимые элементы содержания, относящиеся к опорным темам курса. Выделение опорных элементов требует структурирования содержания предмета перед его отбором в тест.

Слайд 10

Третий принцип — принцип системности — предполагает подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой знаний. При соблюдении этого принципа тест можно использовать не только для выявления уровня учебных достижений, но и для оценки качества структуры знаний учеников. После планирования содержания теста и его отбора начинается наиболее ответственный этап создания предтестовых заданий, по окончанию которого проводится экспертное оценивание содержательной валидности теста.

Слайд 11

III. Операционализация и конкретизация планируемых результатов обучения. Корректное планирование содержания теста затрудняют излишняя общность, расплывчатость, многообразие и неопределенность формулировок образовательных целей. Поэтому для создания тестов необходима предварительная конкретизация и операционализация планируемых результатов обучения.

Слайд 12

Процесс операционализации заключается в придании форме представления целей обучения тех характеристик, которые позволяют однозначно отобразить их в содержании тестов. Идея операционализации очень близка положениям М. В. Кларина и зарубежных авторов Т. Кубисзина и Г. Борича ( T.Kubiszyn , G.Borich ), которые используют иной, довольно удачный термин «конкретизация»

Слайд 13

Этапы операционализации результатов обучения

Слайд 14

После выполнения всех этапов планируемые результаты обучения представляются в виде совокупности контрольных заданий теста. На этой стадии операционализации позволяет структурировать, расчленять, а иногда, наоборот, укрупнять, уточнять и детализировать содержание дисциплины для его отображения в содержании теста. Именно этот этап обеспечивает переход от теоретического уровня анализа целей обучения к эмпирическому и позволяет концептуально правильно подойти к выделению эмпирических индикаторов — заданий теста.

Слайд 15

IV . Спецификация теста После определения целей тестирования и их конкретизации разрабатывается спецификация теста. Для этого делается примерная раскладка процентного соотношения содержания разделов и определяется необходимое число заданий по каждому разделу дисциплины, исходя из его важности и числа часов, отведенных на него в программе.

Слайд 16

. Раскладку начинают с подсчета планируемого исходного числа заданий в тесте, которое в процессе работы над тестом будет неоднократно меняться в сторону увеличения или уменьшения. Обычно предельное число заданий по математике или физике для учащихся старших классов не превышает 20 — 30, а по гуманитарным наукам нередко доходит до 60 — 80. Оптимальное время тес­тирования зависит от многих факторов: целей тестирования, воз­раста учащихся, подхода к разработке теста, специфики контролируемого содержания и т.д

Слайд 17

В спецификации теста обязательно фиксируется структура, со­держание проверки и процентное соотношение заданий в тесте. Иногда спецификацию делают в развернутой форме, содержащей дополнительные сведения о тесте. Спецификация в развернутой форме включает: цель создания теста, описание подхода к его созданию и возможных сфер применения теста; перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.) и перечень учебников, уйспользуемых при планировании содержания теста; описание общей структуры теста, включающее перечень субтестов (если они есть) с указанием подходов к их разработке; число заданий различной формы с указанием ключей отве­тов и оценочных правил для заданий со свободно конструируемыми ответами;

Слайд 18

число параллельных вариантов теста; вес каждого задания, рекомендуемый автором теста, в об­щей оценке результатов выполнения теста; рекомендуемое время выполнения теста, в том числе на каждый субтест , среднее время выполнения одного задания с уче­том специфики формы; соотношение заданий по различным разделам и видам учеб­ной деятельности; рекомендации по контингенту учащихся для апробации те­ста; характеристику полноты охвата требований ГОС (в про­центах) и перечень требований ГОС, не вошедших в тест; рекомендуемую автором стратегию расположения заданий в тесте.

Слайд 19

VI . Экспертиза качества содержания теста Оценка качества содержания теста должна проводиться по определенной методике независимыми экспертами, не участвовавшими в разработке теста. Как правило, число экспертов составляет не менее трех человек по каждому тесту. К экспертизе привлекаются наиболее опытные учителя, имею­щие большой стаж работы с теми учащимися, для которых в конечном итоге предназначен тест. Методика экспертизы качества содержания теста обычно включает три раздела, которые выстраиваются сообразно трем направлениям работы экспертов. Перед началом работы каждый эксперт должен ознакомиться со спецификацией рецензируемого теста, пояснениями по его структуре, целями создания теста.

Слайд 20

Работа экспертов по первому направлению заключается в анализе качества содержания отдельных заданий теста. При работе по этому направлению эксперт сам выполняет весь тест, сопоставляя полученные правильные ответы с ключом ответов автора (для заданий с выбором ответа) и анализируя оценочные категории, представленные автором ( к заданиям со свободно конструируемым ответом).

Слайд 21

Второе направление работы эксперта связано с анали­зом качества содержания всего теста. При выполнении работ по этому направлению эксперт должен оценить степень отображе­ния требований ГОС в тесте, правильность пропорций содержа­ния теста и их соответствие спецификации теста. Третье направление работы эксперта рассчитано на под­готовку обобщающих выводов и рекомендаций по улучшению со­держания теста. В третьем разделе рецензии эксперт высказывает свое общее впечатление о содержании теста. Здесь должны быть представлены все сомнения эксперта и его рекомендации авто­рам по коррекции теста.

Слайд 22

Список использованной литературы: 1 . Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш . учеб. Заведений \ В.И. Звонников , М.Б. Челышкова . – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 2

Вопросы:

1.Целеполагание при планировании содержания педагогического теста

2.Общие принципы отбора содержания теста.

3.Операционализация и конкретизация планируемых результатов

4.Спецификация теста.

5. Экспертиза качества содержания теста

Слайд 3

1.Целеполагание при планировании содержания
педагогического теста

Содержание теста формируется путем отображения учебного материала в системе тестовых заданий. Для обеспечения высокой конструктной и содержательной валидности результатов педагогических измерений необходимо использовать определенную методику, включающую вопросы целеполагания, планирования и оценки качества содержания теста.

Слайд 4

В содержании теста стараются отобразить то главное, что должны усвоить ученики, поскольку все результаты обучения проверить невозможно. Для этого, прежде всего, необходимо структурировать цели обучения и ввести определенную их иерархию.

Слайд 5

Таксономия целей, используемая при разработке теста, должна носить предметно-ориентированный характер, поскольку каждая дисциплина имеет свои приоритеты.

Слайд 6

Таксономии целей обучения. В настоящее время наиболее известной является таксономия целей Б. С. Блума (В. S. Bloom). Данная таксономия очень технологична и с точки зрения большинства разработчиков педагогических тестов вполне приемлема для целей тестирования. В частности в своей классификации Б. С. Блум выделяет:

  • знание названий, имен, фактов;
  • знание определений и понимание их смысла;
  • сравнительные, сопоставительные знания;
  • классификационные знания;
  • знание противоположностей, противоречий, синонимичных и антонимичных объектов;
  • ассоциативные знания;
  • причинные знания;
  • алгоритмические и процедурные знания;
  • оценочные знания и т.д.

Слайд 7

В основу планирования содержания тестов может быть положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, разработанный учеными отечественной педагогической школы и позволяющий сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

Слайд 8

Рассмотрим уровни учебной деятельности:

Первый уровень связан с непосредственным воспроизведением по памяти содержания изученного материала и его узнаванием.

 Второй уровень предполагает понимание и применение знаний в знакомой ситуации по образцу, а также выполнение действий с четко обозначенными правилами.

 Третий уровень включает использование знаний в измененной или незнакомой ситуации.

Использование уровневого подхода будет более эффективно, если связать уровни усвоения учебного материала с характеристиками внешней деятельности учащегося, задав требования к ее проявлению.

Слайд 9

Общие принципы отбора содержания теста.

Общие принципы отбора содержания теста способствуют обеспечению высокой содержательной валидности теста.

Первый принцип — принцип репрезентативности — регламентирует процедуру отбора содержания таким образом, чтобы обеспечить оптимальную полноту и правильность пропорций содержания теста.

Второй принцип — принцип значимости — предписывает включать в тест наиболее значимые элементы содержания, относящиеся к опорным темам курса. Выделение опорных элементов требует структурирования содержания предмета перед его отбором в тест.

Слайд 10

Третий принцип — принцип системности — предполагает подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой знаний. При соблюдении этого принципа тест можно использовать не только для выявления уровня учебных достижений, но и для оценки качества структуры знаний учеников.

После планирования содержания теста и его отбора начинается наиболее ответственный этап создания предтестовых заданий, по окончанию которого проводится экспертное оценивание содержательной валидности теста.

Слайд 11

Операционализация и конкретизация планируемых результатов обучения.

Корректное планирование содержания теста затрудняют излишняя общность, расплывчатость, многообразие и неопределенность формулировок образовательных целей. Поэтому для создания тестов необходима предварительная конкретизация и операционализация планируемых результатов обучения.

 

Слайд 12

Процесс операционализации заключается в придании форме представления целей обучения тех характеристик, которые позво- ляют однозначно отобразить их в содержании тестов [60]. Идея операционализации очень близка положениям М. В. Кларина и зарубежных авторов Т. Кубисзина и Г. Борича (T.Kubiszyn, G.Borich), которые используют иной, довольно удачный термин «конкретизация»

Слайд 13

Процесс операционализации характеризуется рядом этапов, которые схематично изображены на рис.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Реферат современнные средства\Глава 6\media\image1.jpeg

Рис. 16. Этапы операционализации результатов обучения

Слайд 14

После выполнения всех этапов планируемые результаты обучения представляются в виде совокупности контрольных заданий теста. На этой стадии операционализации позволяет структурировать, расчленять, а иногда, наоборот, укрупнять, уточнять и детализировать содержание дисциплины для его отображения в содержании теста. Именно этот этап обеспечивает переход от теоретического уровня анализа целей обучения к эмпирическому и позволяет концептуально правильно подойти к выделению эмпирических индикаторов — заданий теста.

Слайд 15

Спецификация теста

После определения целей тестирования и их конкретизации разрабатывается спецификация теста. Для этого делается примерная раскладка процентного соотношения содержания разделов и определяется необходимое число заданий по каждому разделу дисциплины, исходя из его важности и числа часов, отведенных на него в программе.

Слайд 16

Раскладку начинают с подсчета планируемого исходного числа заданий в тесте, которое в процессе работы над тестом будет неоднократно меняться в сторону увеличения или уменьшения. Обычно предельное число заданий по математике или физике для учащихся старших классов не превышает 20 — 30, а по гуманитарным наукам нередко доходит до 60 — 80. Оптимальное время тестирования зависит от многих факторов: целей тестирования, возраста учащихся, подхода к разработке теста, специфики контролируемого содержания и т.д

Слайд 17

В спецификации теста обязательно фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте. Иногда спецификацию делают в развернутой форме, содержащей дополнительные сведения о тесте. Спецификация в развернутой форме включает:

  • цель создания теста, описание подхода к его созданию и возможных сфер применения теста;
  • перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.) и перечень учебников,уйспользуемых при планировании содержания теста;
  • описание общей структуры теста, включающее перечень субтестов (если они есть) с указанием подходов к их разработке;
  •  число заданий различной формы с указанием ключей ответов и оценочных правил для заданий со свободно конструируемыми ответами;

Слайд 18

  • число параллельных вариантов теста;
  • вес каждого задания, рекомендуемый автором теста, в общей оценке результатов выполнения теста;
  •  рекомендуемое время выполнения теста, в том числе на каждый субтест, среднее время выполнения одного задания с учетом специфики формы;
  • соотношение заданий по различным разделам и видам учебной деятельности;
  • рекомендации по контингенту учащихся для апробации теста;
  • характеристику полноты охвата требований ГОС (в процентах) и перечень требований ГОС, не вошедших в тест;
  •  рекомендуемую автором стратегию расположения заданий в тесте.

Слайд 19

Экспертиза качества содержания теста

Методика экспертизы. Оценка качества содержания теста должна проводиться по определенной методике независимыми экспертами, не участвовавшими в разработке теста. Как правило, число экспертов составляет не менее трех человек по каждому тесту. К экспертизе привлекаются наиболее опытные учителя, имеющие большой стаж работы с теми учащимися, для которых в конечном итоге предназначен тест.

Методика экспертизы качества содержания теста обычно включает три раздела, которые выстраиваются сообразно трем направлениям работы экспертов. Перед началом работы каждый эксперт должен ознакомиться со спецификацией рецензируемого теста, пояснениями по его структуре, целями создания теста.

 

Слайд 20

Работа экспертов по первому направлению заключается в анализе качества содержания отдельных заданий теста. При работе по этому направлению эксперт сам выполняет весь тест, сопоставляя полученные правильные ответы с ключом ответов автора (для заданий с выбором ответа) и анализируя оценочные категории, представленные автором ( к заданиям со свободно конструируемым ответом).

Слайд 20

Второе направление работы эксперта связано с анализом качества содержания всего теста. При выполнении работ по этому направлению эксперт должен оценить степень отображения требований ГОС в тесте, правильность пропорций содержания теста и их соответствие спецификации теста.

Слайд

Третье направление работы эксперта рассчитано на подготовку обобщающих выводов и рекомендаций по улучшению содержания теста. В третьем разделе рецензии эксперт высказывает свое общее впечатление о содержании теста. Здесь должны быть представлены все сомнения эксперта и его рекомендации авторам по коррекции теста.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

  1. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений \ В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11» Доклад Воспитателя Шемякиной Т.А. по теме: «Роль игры на занятиях дополнительного образования» г.Нижневартовск, 20019г.

Слайд 2

Нам не до скуки!

Слайд 3

Цель работы над темой: Изучение влияния игры на общее развитие ребенка в системе дополнительного образования Задачи работы: -Изучение игры в истории и теории, игровые отношения детей; -Формирование у обучающихся самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, применяя игры на занятиях . Для достижения задачи , было сделано: Изучена специальная литература; Подготовлен реферат по данной теме; Подготовлена методическая папка «Нам не до скуки»; Проведены с обучающимися т/о игры разного рода; Сотрудничество с учреждениями поселка , обмен информацией; Посещены занятия педагогов д.о , обмен опытом; Что планируется? Для достижения более полных результатов, планируется продолжить работу над темой .

Слайд 4

Что такое игра ? Что такое игра? В толковом словаре русского языка приводится следующие значения слова «Играть» (игра определяется , как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться… . Приводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем…» В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры . Например, учение П.И.Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры : «Игра есть то, что задумано и сделано ; то, что есто, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат» Не менее интересно определение игры у Г,С.Селевко «Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций , направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Слайд 5

История игры Дети стремились играть ,даже в первобытном обществе: археологи нашли детскую куклу в одном из захороненных древних людей. Но игра возникла даже гораздо раньше человека. «Все основные черты игр,- пишет известный исследователь игры Й. Хуйзинга,- присутствуют в игре животных. Достаточно наблюдать хотя бы игру щенят, чтобы в их веселой возне обнаружить все эти черты. Они приглашают друг друга поиграть неким подобием церемониальных поз и жестов. Они соблюдают правило, что нельзя, например, партнеру по игре прокусывать ухо. Они притворяются ужасно злыми. И что особенно важно, они совершенно очевидно испытывают при этом огромное удовольствие и радость» Развитие ребенка, как известно, повторяет всю историю развития живого мира от одной – единственной клетки в океане до «венца творения» Игры ребенка – раннее изобретение эволюции, повторяющееся уже миллионы лет в бесчисленных поколениях живых существ, населявших Землю до нас. Экологи борются за сохранение природы, основы нашего существования на планете. Почему бы не сказать, что существует и «экология детства»? И не сохранять бережно наследие традиционной педагогики? Те удивительные по своей увлекательности, занимательности и развивающей силе игры, в которые играли наши родители, наши бабушки и дедушки, наши прабабушки и прадедушки… Ведь игра- воспитатель. А в игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка :его умение общаться с другими людьми, успешность учебы, качества, необходимые в семье,- родительской и той, которую он в будущем создаст сам.

Слайд 6

Что дает игра? Игры- прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и они начинают видеть свой рост, свое движение. Тут он постоянно проигрывал- а вот уже начал выигрывать. И он начинает воспринимать себя не как статичный набор отметок от 1 до 5, а как растущего, развивающегося человека, который постоянно улучшается, совершенствуется. И вот тут происходит то самое главное, что дает ему игра – он начинает любить самосовершенствование. Стремится стать лучше. Понимание своего нынешнего положения ориентирует ребенка в его действиях по достижению все более высоких результатов в своем развитии.

Слайд 7

Влияние игры на общее психическое развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных работ. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Если ребенок не невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Слайд 8

Игры на развитие воображения. Воображение- одна из самых волшебных способностей человеческой психики. Творчества без воображения просто не существует. Память становится бедной, слабой, если лишить тех зацепочек, которые дает воображение. «Фантазеры» Каждый из играющих по очереди рассказывает что-то невероятное. Побеждает тот, кто придумает пять таких сюжетов, что каждый слушатель скажет: «Не может быть»

Слайд 9

Игра развивает зрительное воображение, полезная начинающим художникам. Дети садятся в круг. У каждого в руках чистый лист бумаги. Все пытаются сосредоточиться. Первый играющий начинает рассказывать, что он видит на своем листке. Он должен описать некую воображаемую картину.. Второй играющей дополняет это описание. И так далее. Нужно предупредить детей, что речь идет о картине, а не о кинофильме, что не должно быть никаких событий или процессов.. Описания заканчивается тогда, когда «картина» уже перегружена подробностями.. Затем все картинки рассматриваются, обсуждаются и выбирается «чемпион»,который на своем рисунке изобразил больше подробностей. «Воображаемая картина»

Слайд 10

Психолого-педагогические возможности игры В игре ребенок чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития. Игра представляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому. Игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки. Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе. Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого.

Слайд 11

Народные игры Каждая игра имеет исток. Так спросим себя: где начинается игра? Самые замечательные, самые волнующие и увлекательные из них возникли в далекой древности. Авторов самых древних игр теперь уже невозможно установить, они считаются народными. В играх каждого народа отражается его душа, его истоки, его история. В играх бессознательно дети усваивают многие особенности то, что невозможно объяснить словами, то , что переливается в душу ребенка. Каждый народ велик по-своему- эту истину несут детям народные игры.

Слайд 12

Бег в мешках (русская народная игра) Старинная русская забава. Нужны большие прочные мешки. Игроки залезают в мешки с ногами и начинают прыжками двигаться от старта к финишу. Кто первый дойдет до финиша- победитель. Эту игру легко переделать в эстафетную, тогда в ней могут принять участие команды. «Дракон» (китайская игра) Очень веселая игра, придуманная в Китае в незапамятные времена. Участвуют не менее 10-ти человек. Играющие становятся в колонку и крепко цепляются друг за друга. Это – Дракон. Первый в цепи –голова Дракона, последний, его хвост. По сигналу голова Дракона начинает ловить его хвост. Достаточно осалить. Хвост же стремится убежать. Дракон начинает извиваться, быстро двигается. Если голова осалила хвост, то игрок, который был головой, становится новым хвостом, а новой головой будет игрок, стоящий за головой.

Слайд 13

Представители современной педагогики говорят о том, что не качество знаний как таковое и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущими идеями образования, которое не ограничивается рамками образовательных учреждений. Национальное воспитание должно быть направлено на формирование такого человека, который бы знал, любил и гордился своим народом, его культурой. Кроме того , он должен освоить общечеловеческие культурные ценности через игру.

Слайд 14

Национальные игры народов Сибири Традиционные игры и состязания имеют огромное значение в воспитании и развитии и подрастающего поколения коренных и малочисленных народов Сибири. «Перетягивание палки» Состязаются круглый год. Количество участников не ограничивается. Для состязания нужны палки длиной 50-60 см, диаметром 3-4 см. из любого дерева. Два участника садятся на землю , на шкуру оленя напротив друг друга, упираясь ступнями ноги в доску, и берутся руками за палку. По команде судьи соперники начинают тянуть палку на себя, стараясь оторвать противника от земли. Побеждает тот, кому удается перетянуть всех участников состязания.



Предварительный просмотр:

Тема: «Игра – дело серьезное»

Цели:

1.познакомить родителей с понятием игра,  воспитание и развитие ребенка через игру;

2.расширить представления родителей о том, как правильно организовать досуг детей в семьях;

3.способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогом.

Место проведения: учебный кабинет

Участники: родители обучающихся творческого объединения «Фантазеры».

Вид: Тематическое.

Направление: направлено на обсуждение актуальной проблемы и вопроса воспитания ребенка в семье.

Форма: Педагогическая мастерская, практикум.

Подготовка:

  1. Обучающиеся вместе с руководителем готовят красочные открытки- приглашения для родителей.
  2. Предварительное анкетирование родителей.
  3. Совместно с родителями анализируется результаты заполнения анкет .
  4. Подготовка презентации на тему «Роль игры на занятиях дополнительного образования».
  5. Подготовка выставки книг и статей по теме : «Развивающие детские игры»

     6.Подготовка доклада на тему: «Роль игры в воспитании и развитии

        ребенка»

Оформление, оборудование и инвентарь:

1.На видном месте подготовлена книжная выставка « Книги для родителей . Играть или не играть»

2.На доске девиз собрания  «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. П.Ф.Лесгафт»

3.На столе руководителя стоит магнитофон.

4.Оформлена выставка детских настольных игр приготовленных детьми на занятиях «Веселые игрушки»

Ход проведения

1.Вступительное слово педагога.

 «Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается живительный

 поток представлений, понятий об окружающем мире.

 Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

(Педагог зачитывает текст « Письма без адреса» Г.В. Плеханов)

      Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Игры свойственны и высшим животным. Игра изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела.  Происхождение игры связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, «Письма без адреса»).

    -Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об игре. И эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ваш ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Антон Семенович Макаренко говорил: «Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому нередко подчеркивается, что игра- дело серьезное. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к  игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. А они огромны : игры развивают познавательные процессы личности - внимание , память, восприятие, мышление, воображение; тренируются наблюдательность и ум, развивают творческие способности детей; способствуют познанию ребенком самого себя и побуждает его к самосовершенствованию. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке- всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных задач.

2. Доклад педагога по теме « Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

 

        Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

А что игра даёт детям?

  • Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
  • Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
  • Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
  • Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
  • Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
  • Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
  • Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.
  • Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
  • Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
  • Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
  • Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
  • Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
  • Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
  • Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
  • Радость общения с единомышленниками.
  • Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

 Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

 Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются  качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

3. Сообщение члена родительского комитета о результатах анкетирования родителей.

Анкета

1.Любит ли ваш ребенок  играть?

2.В какие игры вы играете с детьми дома?

3.Чему могут научить ребенка эти игры?

4.Как часто играете на свежем воздухе?

5.Как ребенок себя проявляет во время игры?

6.Часто ли просит вас купить новую настольную игру?

4.Выступление мамы обучающегося т/о «Выжигание» Инзебеевой О.В. «Мы играем вместе!»

5.Просмотр презентации  «роль игры на занятиях дополнительного образования»

 -  Уважаемые родители  наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Об этом помнит педагог при подготовке и проведении учебных занятий. Игровые ситуации на занятиях- это неотъемлемая часть развивающей методики обучения. Я вам предлагаю посмотреть презентацию на тему «Роль игры на занятиях дополнительного образования»    

6.Проигрывание с родителями игр

«Фантазеры»

Каждый из играющих по очереди

рассказывает что-то невероятное. Побеждает тот, кто придумает пять таких сюжетов, что каждый слушатель скажет: «Не может быть»

«Воображаемая картина»

Игра развивает зрительное воображение, полезная начинающим художникам.

Дети садятся в круг. У каждого в руках чистый лист бумаги. Все пытаются сосредоточиться. Первый играющий начинает рассказывать, что он видит на своем листке. Он должен описать некую воображаемую картину.. Второй играющей  дополняет это описание. И так далее. Нужно предупредить детей, что речь идет о картине, а не о кинофильме, что не должно быть никаких событий или процессов.. Описания заканчивается тогда, когда «картина» уже перегружена подробностями.. Затем все картинки рассматриваются, обсуждаются и выбирается «чемпион»,который на своем рисунке изобразил больше подробностей.

«Перетягивание палки»

Состязаются круглый год. Количество участников не ограничивается. Для состязания нужны палки длиной 50-60 см, диаметром 3-4 см. из любого дерева. Два участника садятся  на землю , на шкуру оленя напротив друг друга, упираясь ступнями ноги в доску, и берутся руками за палку. По команде судьи соперники начинают тянуть палку на себя, стараясь оторвать противника от земли. Побеждает тот, кому удается перетянуть всех участников состязания.

-Дорогие родители, вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной – составления генеалогического древа. Привлекайте к этой игре дедушек и бабушек, сохранивших семейные предания и традиции.

   Домашнюю игротеку пополняйте играми , сделанными своими руками и вместе с детьми.

7.Заключительный этап.

-Благодарю всех родителей за успехи в воспитании детей. Спасибо за активное участие в подготовке собрания.

Хочется вручить памятки со следующими советами: (решение родительского собрания)

1.Целесообразно начинать играть с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания и не спеша переходя к более трудным играм;

2.Не следует разучивать сразу очень много игр;

3.Необходимо поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценками, баллами, очками, распределением призовых мест;

4.Надо приучать детей хранить игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.

Список использованной литературы

1.В.М.Целуйко «Родители и дети» : психология взаимоотношений в семье –Мозырь: Содействие, 2006

2. «Игры и забавы во время каникул и праздников».- СПб.: Лениздат, «Издательство Союз», 2001

3.М.В.Ермолаева «Практическая психология детского творчества» - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, 2005

4.Т.В.Азарова «практикум по психологическим играм с детьми и подростками» - СПб.: Питер, 2004

5.А.И.Савенков «ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение» - Ярославль: Академия развития, 2002

6.Е.А.Беляков «365 развивающих игр» - М.: Рольф,  Айриспресс, 1999

7.В.А.Герасимова «классный час играючи в начальной школе: Выпуск 1.-М.:ТЦ сфера, 2006