Комплекс упражнений по развитию навыков социального взаимодействия

Упражнения по развитию навыков социального взаимодействия младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

За основу разработки упражнений по развитию навыков социального взаимодействия младших школьников была использована программа психологических занятий для начальной школы О.В. Хухлаевой.

Цель программы:  создание оптимальных условий дляразвития межличностных отношений детей.

Задачи:

  • познакомить с основными эмоциями;
  • формировать у детей способность воспринимать и  учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей;
  • формировать у детей способность воспринимать и  учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей;
  • формировать потребность в проявлении эмпатии;
  • обучить межличностному общению в ситуациях конфликта, столкновения интересов, межличностных претензий и противоречий.

Планирование упражнений

Этапы

Название темы

Сроки

1.

Ознакомительный

Сентябрь - декабрь

Шаг 1. Знакомство с чувством

1. «Чувства», «Чувствовать»

2. «Радость»

3. «Гнев»

4. «Страх»

5. «Стыд»

6. «Обида»

7.Упражнение «Салют».

8. Упражнение «Дождик», «Снег»

9.Упражнение «Животные»

10. «Кукольный домик».

11. Упражнение «Пальцы»

12. Упражнение «Мусорное ведро»

Шаг 2. Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека

13. «Проявление чувств»

14. Игра «Море волнуется», «Волны»

15. Игра «Театр», «Художник»

16. Игра «Скульпторы».

17.Игра «Маски».

18.Игра «Попугай»

19.Игра «Покажи дневник маме».

20. Игра «Шурум- бурум»

21. Игра «Живые руки»

2.

Обучающий

Январь

Шаг 1. Обучение пониманию относительности в оценке чувства

22. «Плохие и замечательные поступки»

23. «Относительность страха»

24. «Относительность радости»

3.

Функциональная грамотность

Февраль-март

Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами

25. «Хозяин дома»

26. Упражнение «Хочукалки».

27. Упражнение «Щекоталки».

28. Упражнение «А-а-ах».

29. Упражнение «Кричалки».

30. Упражнение «Шепталки».

Шаг 2.Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека

31. «Причина конфликта»

32. Игра «Встань на его (ее) место».

33. Игра «Угадай, кто я?».

4.

Итоговый

34. Праздник «Мы за чаем не скучаем!»

Апрель

Содержание упражнений

Шаг 1. Знакомство с чувством

Упражнение 1. «Чувства», «Чувствовать» чтение эпизода из сказки или рассказа, в котором герой испытывает какое-то определенное чувство (радость, обида и др.).

Упражнение 2. «Радость» Диалог с группой«Радость  — это когда ...»

Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться столько раз, сколько захочет, при этом можно использовать диктофон, то есть поиграть в «интервью».

Упражнение 3. «Гнев» обсуждение рассказа «Если ребенок сделал плохое, то можно...», «Когда мой друг провинится, то его родители...», «Когда я вырасту, и мои дети будут плохо себя вести, я...»

Упражнение 4. «Страх» проигрывание игр «Парикмахерская», «Больница»

Упражнение 5. «Стыд» Беседа на тему: «Стыд – это когда…». Проигрывание игры «Картинная галерея».

 Упражнение 6. «Обида» обсуждение рассказа «Жили два брата лисенка»

Упражнение 7.Упражнение «Салют» Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем в течение 5 минут мелко нарезать их, подготовив таким образом материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки — изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался самым красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

Упражнение 8. Упражнение «Дождик».Дети получают по листу белой бумаги, и им предлагается мелко нарезать эту бумагу, подготовив материал для дождика. Затем дети по очереди подбрасывают вверх свои «капельки», стараясь «намочить» как можно больше окружающих. В конце игры определяется победитель. Затем обсуждается, какие чувства испытывают дети, когда они попадают под дождь (моросящий, ливень и т. п.).

Упражнение «Снег».Выполняется аналогично предыдущему, только в качестве материала используются белые бумажные салфетки без рисунков.

Упражнение 9. Упражнение «Животные».Для выполнения этого упражнения потребуется набор маленьких пластмассовых животных — диких и домашних. Ведущий расставляет животных на столе. Затем он называет то или иное чувство и просит детей выбрать животное, которое ассоциируется с данным чувством, взять это животное в руки и по возможности объяснить свой выбор.

Упражнение 10. Упражнение «Кукольный домик».Для выполнения этого упражнения потребуется набор маленькой игрушечной мебели. Ведущий заранее размещает эту мебель в небольшой мелкой коробке — «домике», так, чтобы выделялись комната со столом и спальным местом, кухня, ванная, туалет. Упражнение выполняется аналогично предыдущему. Ведущий задает чувство, а дети придумывают, в каком месте домика живет такое чувство, и объясняют свой выбор.

Упражнение 11. Упражнение «Пальцы».Детям предлагается пощупать пальчиками различные поверхности: веточки от елки, кусочки наждачной и глянцевой бумаги, бархата и т. д., а после этого назвать чувство, которое было вызвано каждым из соприкосновений.

Упражнение 12. Упражнение «Мусорное ведро».Ведущий ставит на середину класса небольшое ведерко и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь так же и с чувствами — у каждого из нас скапливаются чувства, часто ненужные и бесполезные. И некоторые любят копить свои чувства, например, обиды или же страхи. Далее детям предлагается выбросить старые ненужные обиду, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: «Я обижаюсь на...», «Я злюсь на...», «Я боюсь...», затем сворачивают их комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик. Это упражнение необходимо повторить несколько раз с небольшим интервалом.

Шаг 2. Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека

        Упражнение 13. «Проявление чувств» обсуждение изображения человека, испытывающего конкретное чувство. Наклеивание в групповой альбом

Упражнение 14. Игра «Море волнуется».Водящий (а на первых порах это ведущий группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

Игра «Волны».Для выполнения этого упражнения потребуются две голубые атласные ленты длиной в 1-1,5 метра. Ведущий называет детям по очереди то или иное чувство, предлагает попробовать превратиться в морские волны и с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха» и др. Со старшими детьми можно обсудить, какими средствами они при этом пользовались.

Упражнение 15.Игра «Театр».Детям предлагается представить себя актерами и показать заданное чувство только ртом, или только глазами, или рукой (спиной, посадкой и т. п.). Ведущий помогает детям, закрывая листом бумаги лицо или его части, чтобы исключить узнавание чувства по мимике ребенка-актера.

Игра «Художники».Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено другой группой.

Упражнение 16.Игра «Скульпторы».Для выполнения этого упражнения потребуются тонкие сухие веточки и немного пластилина. Детям предлагается представить себя скульпторами и, загадав чувство, создать соответствующую скульптуру. Например, скульптуру «Гнев» или скульптуру «Радость».

Упражнение 17.Игра «Маски».Для выполнения этого упражнения нужны одноцветные бумажные салфетки. Салфетки складываются вдвое, а затем дети выщипывают отверстия так, чтобы получились маски, выражающие то или иное чувство, и озвучивают его.

Упражнение 18.Игра «Попугай».Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было загадано.

Упражнение 19.Игра «Покажи дневник маме».Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».

        Упражнение 20.Игра «Шурум-бурум».Водящему предлагается загадать чувство, а затем только интонацией, отвернувшись от круга и произнося лишь слова «шурум-бурум», показать детям это чувство.

Упражнение 21.Игра «Живые руки». Стулья ставятся в два ряда так, чтобы расстояние между ними было около 40 см. Дети рассаживаются на стулья, затем им завязывают глаза. Ведущий шепчет на ухо детям из одного ряда какое-нибудь чувство, они руками передают его партнерам. Побеждают те пары, которые сумели передать, принять чувство и узнать его.

Второй этап  обучающий

Шаг 1. Обучение пониманию относительности в оценке чувства

Упражнение 22. «Плохие и замечательные поступки» Беседа о том, что один и тот же ребенок в одно время может совершать плохие поступки, а в другое — замечательные; например, ребенок на уроке вертелся и не слушал учителя, а дома очень помог бабушке. Рисование чувств позитивной и негативной.

Упражнение  23.«Относительность страха» Для закрепления понимания детьми относительности чувств разыгрывается детьми рассказ «В одном большом городе».

Упражнение 24.«Относительность радости» Для закрепления понимания детьми относительности чувств разыгрывается детьми рассказ «В одном городе жила семья».

Третий этап – функциональная грамотность

Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами

Упражнение 25. «Хозяин дома»Беседа на тему: «Хозяин  хозяйка дома». Обсуждение рассказа «Жил- был мальчик Толя».

Упражнение 26. Упражнение «Хочукалки».Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву (а угадывают они обычно все), но не кричать тут же правильный ответ (хотя очень хочется), а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

Упражнение  27.Упражнение «Щекоталки».Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.

Упражнение 28.Упражнение «А-а-ах».Ведущий кладет руку на стол, а дети все вместе начинают тихо произносить звук «а». Ведущий медленно поднимает руку, дети при этом постепенно усиливают громкость звука. Когда рука достигнет вертикального положения, упражнение завершается громким совместным «ах» и дети мгновенно замолкают.

        Упражнение 29. Упражнение «Кричалки».Ведущий вслух читает тексты разнообразных нелепиц, небылиц, перевертышей из русского фольклора, при этом он совершает некоторые движения (постукивания, похлопывания, притопывания). Дети вслед за ведущим повторяют его движения и слова — все громче и громче, в конце все дружно кричат их.

Упражнение 30. Упражнение «Шепталки».Это упражнение является вариантом предыдущего, только текст все вместе говорят все тише и тише, а в самом конце — шепчут.

Шаг 2.Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека

Упражнение 31. «Причина конфликта»Обсуждение рассказа «Мальчик Миша». Предъявления детям ситуаций, близких их жизненному опыту, с предложением «угадать» чувства героев. Героями ситуаций должны быть как сверстники, так и взрослые. Приведем примерные ситуации:

«Когда ребенок упал и разбил коленку, он чувствует..., его мама чувствует...»

«Когда ребенок получил плохую оценку, он чувствует..., его мама чувствует..., учительница чувствует...»

«Когда ребята не хотят с малышом играть, он чувствует...»

«Когда девочка ложится спать, она чувствует...»

Упражнение 32. Игра «Встань на его (ее) место».Ведущий задает ситуации, в которых один из героев необоснованно обижает другого. Приведем примеры таких ситуаций:

А. Миша пришел в школу нарядный и радостный — у него сегодня день рождения. При входе в класс он нечаянно задел локтем Васю. Вася же так рассердился, что толкнул Мишу на пол. Миша упал, ударился и порвал нарядную рубашку.

Б. Сегодня не задали уроков, и Лена решила помочь маме: после школы забежать в магазин и купить хлеба на деньги, которые скопила от завтраков. «Вот мама обрадуется», — мечталаона. Правда, в магазине рядом со школой не было свежего хлеба и ей пришлось пойти в дальний, поэтому, когда Лена подошла к своему дому, мама уже стояла у дверей с ремнем в руках. «Ты где же это, негодница, пропадала? Марш домой! Вот придет отец, он тебе добавит!» — кричала мама. И Лена горько заплакала.

В. На уроке математики дети делали чертеж к задаче. Саша полез в пенал за линейкой, но тут вспомнил, что на перемене Коля его линейкой запускал бумажные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой. Но учительница Ирина Петровна заметила это и закричала: «Немедленно повернись! Учебные принадлежности надо самому носить, а не соседям мешать. Дневник на стол!». И Коля сидел, еле сдерживая слезы.

Для каждой ситуации выбирается водящий — он играет роль обижаемого ребенка или взрослого. В центре круга ставится пустой стул — для обидчика. Дети по очереди садятся на этот стул и от первого лица (я — Вася, я — мама, я — учительница Ирина Петровна) рассказывают о чувствах обидчика таким образом, чтобы объяснить причину своихдействий. Игра заканчивается на том участнике, который так представит свои чувства, что водящий — обиженный — перестанет обижаться и сообщит об этом группе.

Например:

A. Я — Вася. Вчера вечером я долго смотрел кино и сегодня не выспался. Мама накричала на меня, потому что я не хотел вставать. Сестренка съела мой пирожок, пока я мылся. А еще я дома забыл тетрадь по русскому языку, получу двойку обязательно, поэтому я тебя и толкнул, Миша.

Б. Я — мама. Я очень ждала тебя из школы, Лена. Подогрела борщ, испекла твои любимые булочки. Но тебя долго не было. Сначала я смотрела в окно. Дети все прошли. Потом ходила по квартире, не зная, куда деть себя. А потом уже не смогла терпеть и выскочила на улицу. И поэтому я обидела тебя, Лена.

B. Я — учительница Ирина Петровна. Сегодня утром заболела моя дочка, у нее сильно повысилась температура. Я оставила ее с бабушкой и все время думаю о ней. Волнуюсь. И поэтому я обидела тебя, Саша.

Хорошо, если обидчик сможет еще и извиниться. Здесь следует быть очень осторожным, чтобы извинение не было формальным.

Более старшим детям можно предложить следующую игру.

Упражнение 33. Игра «Угадай, кто я?».Ведущий тихонько называет водящему имя одного из участников группы и дотрагивается до него «волшебной палочкой», «превращая» водящего в этого участника. Далее дети задают водящему вопросы, касающиеся его вкусов, увлечений, например: «Какой цвет ты любишь?», «Кто твой любимый писатель?» А водящий старается отвечать на них, как будто действительно «превращен». Детям необходимо догадаться, в кого «превращен» водящий.

Четвертый этап – итоговый

Занятие 34.  Праздник с приглашение родителей «Мы за чаем не скучаем!»