На конкурс "Воспитатель года 2020" - самообразование

Жилина Наталья Андреевна

Самообразование по теме: 1."Развитие речи дошкольников через игру и упражнения в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО",  за период 5 лет,  с планом  работы на каждый год. 2. Предоставлен проект по теме: "Развитие связной речи детей"   3. отчетом о проделанной работе: "Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников". 4. Конспект НОД в сраршей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx85.07 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ремонтненский д /с «Солнечный зайчик»

с 2015 по 2019 учебные года

Тема: «Развитие связной речи дошкольников через игру

в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи:

  • Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • Формировать грамматический, лексический строй речи;
  • Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  • Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
  • Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  • Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Проблема.

Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.

Методы и приемы.

Наглядные методы:  рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы:  чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы:  дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Срок

Форма работы, содержание

Форма отчета

Перспектива

2015-2016 учебный год

Сентябрь

Изучение сформированности связной речи

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений.

Работа над развитием связной речи

Октябрь

Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи.

Активизация и обогащение словаря

Изготовление дидактических игр

Ноябрь

Посещение открытых итоговых занятий занятий. Показ итогового занятия

Составление анализа просмотренных занятий.

Деление опытом с коллегами.

Декабрь - Январь

Подготовка проведения театрализованной игры

Изготовление масок для игры

Формирование эмоционально – насыщенной связной речи

Февраль

Разучивание стихов, потешек.

Подготовка картотеки по речевой гимнастике.

Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата

Март

Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Подготовка дидактических, речевых игр

Формирование грамматического строя речи.

Апрель

Проведение родительского собрания

« Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

Подготовка плана мероприятия

Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми

Май

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования»

Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей.

2016-2017 учебный год

Сентябрь

Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.

Собор анамнеза речевого развития детей

Установление причин отставания речевого развития.

Октябрь

Ноябрь

Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовка дидактических игр

по речевому развитию «Из какой сказки?», «Противоположности»

- дидактические пособия

( «Обобщение», «Фонетическая зарядка»)

Развитие всех компонентов речи

Декабрь - Январь

Пересказ сказок по сюжетным картинкам

Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка»)

Активизация словаря развитие связной речи детей

Февраль

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Подготовка презентации

Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка

Март

Показ сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская»

Подготовка картотеки

Использование картотеки в работе с детьми

Апрель

Работа с загадками

Подготовка картотеки

Использование картотеки в работе с детьми

Май

Отчёт по теме самообразования

Выступление в педсовете

Деление опытом с коллегами

2017-2018 учебный год

Сентябрь

Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей

Диагностика уровня развития речи детей в ведомой группе.

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

Октябрь

Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы»

с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка

к обучению грамоте

Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы

Проведение занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте.

Ноябрь, апрель

Посещение открытых занятий.

Составление анализа посещаемых занятий

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накоплен-ного опыта на практике, в работе с детьми.

В течение года

Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете.

Размещение своих работ на сайтах

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Октябрь

Разучивание чистоговорок

Разработка картотеки

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

Ноябрь

Составление конспекта занятия для показа его на семинаре для педагогов ДОУ

Показ открытого занятия на семинаре.

Оценка педагогами моей работы, справка участника семинара

Декабрь

Составление консультаций для родителей

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Работа с родителями

Январь

Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания

Создание папки «Детям для вас»

Использование материала для индивидуальных занятий

Февраль

Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям»

Сундучок с стихами

Работа с родителями

Март

Участие с детьми во всероссийских конкурсах

Выполнение работ для конкурсов

Пополнение портфолио детей

Апрель

Работа по составлению

рассказов по сюжетным картинам

Планирование мероприятия

Посещение родителями деятельности воспита-телей и детей по работе над составлением рассказов по картинам

Май

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год

Получение результатов о проделанной работе

2017-2018 учебный год

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Составление библиографии.

Октябрь

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий

Дидактические игры по развитию речи «Варим суп»

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

Апрель

Посещение открытых занятий.

Составление анализа посещаемых занятий

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Декабрь

Работа по составлению(придумывание) загадок.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка).

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение

Январь Февраль

Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др.

(с использованием пальчикового и настольного театра)

Практический показ (театральная неделя)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Март

Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»

Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет»

Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком

Апрель Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Презентация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

2018-2019 учебный год

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Составление библиографии.

Октябрь

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий

Дидактические игры по развитию речи «Варим суп»

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

Апрель

Посещение открытых занятий.

Составление анализа посещаемых занятий

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Декабрь

Работа по составлению

(придумывание) загадок.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка).

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение

Январь Февраль

Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)

Практический показ (театральная неделя)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Март

Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»

Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет»

Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком

Апрель Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Презентация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание».
  2. Журнал «Ребенок в детском саду».
  3. Журнал «Воспитатель ДОУ»
  4. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
  5. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994
  6. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998

Тема: Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГОС.

Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Проблемы:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС.

Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей;
3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности
Перспективный план

1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме

2 этап

Теоретический

1.Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

2.Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)

3.Самореализация -Работа с методической литературой.
-Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
-Изучение методики О.С.Ушаковой

3 этап
Практическое решение проблемы
1.Работа с детьми
- Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Разучивание стихотворений, песен.
- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.

2.Работа с родителями -Анкетирование родителей.
-Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»
-Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
-Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Практикум «Речь и весёлый мяч»
-Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3.Самореализация -Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГТ.
-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГТ и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)

4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
3Самореализация -Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей

5 этап
Итогово – контрольный

1.Работа с детьми Мониторинг по развитию связной речи.
2.Работа с родителями Анкетирование родителей.
3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений,картотек и т.д
Литература:
• «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
• « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
• О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
• О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
• О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
• Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
• А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
• В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.
• Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
• серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
• «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.
• «Учимся по сказке» Т. Большева.
• Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
• А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду.

Отчет по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

   

Отчет по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»Отчет по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

Пояснительная записка

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

Целью моей работы стало изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исходя из цели, были определены задачи:

  • развивать связную диалогическую речь;
  • воспитывать желание и умение совместно играть;
  • расширить и активизировать словарный запас детей 4-5 лет;
  • закрепить навыки ведения диалога;
  • разработать перспективный план проведения игр по возрастной группе;
  • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
  • развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Для решения поставленных задач, я определила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

  • участие воспитателя в игре (второстепенная роль);
  • использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
  • индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
  • внесение образных игрушек;
  • прием параллельной игры;
  • прием ролевой игры с продолжением;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
  • игра в телефон;
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Прежде всего, моя работа была направлена на создание благоприятной комфортной атмосферы в группе: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, выстраивание партнерских отношений. Большое внимание было уделено обновлению и наполнению предметно — развивающей среды, оформлению игр, пособий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр в моей практике стали: «Магазин»«Семья»«Детский сад», Больница, Парикмахерская.

Работу я начала по следующим направлениям:

  • изучение литературы
  • работа над созданием развивающей среды
  • занятия с детьми
  • взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

  1. Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации». -2-е изд., испр. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Дьяченко В.Ю. «Развитие речи: тематическое планирование занятий» Учитель, 2007.
  4. Пименова Т.М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.», Учитель, 2013.
  5. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

В течение года мною были подготовлены и проведены:

  • Беседы с детьми о профессиях.
  • Настольно-печатные игры «Что из чего сделано?»«Профессии»)
  • Игры и упражнения на развитие речи
  • Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр «Поликлиника»«Семья»«Театр»«Магазин»«Салон красоты»«Детский сад» и мн. др.).
  • Составлены творческие рассказы, рассказы из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок «Что я видел на стройке»«Мой папа – шофер»«Парикмахер»«Моя мама (папа) врач») и т. п.
  • Просмотрены видеофильмы по теме «Профессии взрослых людей».
  • Было организовано чтение художественной литературы по теме «Профессии».

А также, несомненно, благодаря реализации проектов «Осень в лесу»«Вместе дружно мы играем», дети приобрели огромный опыт общения друг с другом, самостоятельного распределения ролей в игре, проявления в ней инициативы, что, в целом, поспособствовало их речевому развитию. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга на конец 2015-2016 учебного года по образовательной области «Речевое развитие», где высокий уровень развития составил 10%, средний 75%, а низкий – 15%, с которыми родители были ознакомлены на родительском собрании.

В течение года была проделана огромная работа с родителями воспитанников:

  • Консультации «Формируем умение ребенка общаться»«Роль игры в жизни дошкольника»«Играем вместе с ребенком»). Родителям было предложено поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль), представлены речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для формирования речи дошкольников.
  • Тест-опрос для родителей «Можно ли назвать вашего ребенка общительным?».
  • Состоялось родительское собрание в конце 2015-2016 учебного года на тему «Развитие речи дошкольников», где я выступала с соответствующим теме докладом.

А также в течение всего года родители активно принимали участие в изготовлении различных атрибутов для сюжетно-ролевых игр (маски, костюмы, скатерти, сделанные совместно с детьми, поделки).

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка — дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по ФГОС

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по ФГОСКонспект НОД по развитию речи в старшей группе по ФГОС

Программное содержание:

  • Учить детей образовывать однокоренные слова.
  • Упражнять в согласовании слов в предложении.
  • Познакомить с понятием домашний адрес, номер дома и квартиры.
  • Активизировать в речи названия дома – животных.
  • Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Активизация словаря: конура, берлога, гнездо, будка, курятник, конюшня, коровник, птичник, свинарник, скворечник, лягушатник.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему: «Лесные жители»«Деревня»«Город»«Архитектура».

Беседа на тему: «Какие дома есть в нашем городе»«Какие бывают дома»«Моя Родина».

Чтение: С. Михалков «Дядя Степа», Р.Н. С. «Зимовье зверей», Л. Толстой «Три медведя», С.Михалков «Три поросенка», Р.Н. С. «Теремок».

Заучивание: С. Маршак «Наша улица».

 

Дидактические игры: «Узнай по описанию»«Кто, где живет»«Помоги цыпленку»«Найди свой дом»«Чем похожи?».

Ход занятия:

Воспитатель:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок – не высок, не высок,

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в не высоком живет.

Дети: Лягушка, мышка, волк, заяц.

Воспитатель: Правильно. Но ведь все эти звери живут вместе только в сказке. А в жизни у каждого из них свой дом. А где живет заяц?

Ребенок: В лесу.

Воспитатель: А остальные где живут?

Дети: Лиса живет в лесу. Лягушка живет в болоте. Волк живет в лесу.

Воспитатель: А вы знаете, что домик каждого из зверей имеет свое название. Так дом волка называется логово. А дом собаки? Дом собаки называется конура, будка. Дом птицы называется гнездо. Дом медведя называется берлога. Дом лисы называется нора. Дом мышки называется норка.

Воспитатель: Опять правильно. Но некоторые дома имеют названия схожие с именем хозяина. Угадайте, кто живет в курятнике?

Ребенок: В курятнике живут куры.

Воспитатель: Кто живет в конюшне?

Ребенок: В конюшне живут лошади.

Воспитатель: Кто живет в коровнике?

Ребенок: В коровнике живут коровы.

Воспитатель: Кто живет в свинарнике?

Ребенок: В свинарнике живут свиньи.

Воспитатель: Кто живет в птичнике?

Ребенок: В птичнике живут птицы.

Воспитатель: В скворечнике?

Ребенок: В скворечнике живут скворцы.

Воспитатель: В лягушатнике?

Ребенок: В лягушатнике живут лягушки.

Воспитатель: Молодцы! Угадали все. А теперь давайте поиграем. Выходите и слушайте внимательно, я буду называть животное, птицу или рыбу – а вы будете двигаться, так как двигается это животное, птица или рыба. Итак, заяц, что делает?

Дети: Прыгает.

Воспитатель: Прыгайте! Птица?

Дети: Летает. Рыба?

Дети: Плавает.

Дети выполняют движения, соответствующие движениям животных, птиц, рыб.

Воспитатель: Раз – два, Раз – два вот и кончилась игра. Дети мы с вами говорили о том, где живут животные и как называются их дома. А мы с вами, где живем? Люди живут в домах. В каких домах? Люди живут в каменных домах. Люди живут в деревянных домах.

Люди живут в многоэтажных домах.

Воспитатель: Если мы посмотрим, то увидим вокруг много домов. Как мы с вами сможем узнать, где живет каждый из нас? Что нам надо знать? Адрес. А, что такое адрес? Это название улицы. Это номер дома. Это номер квартиры.

Воспитатель: А кто из вас знает свой адрес?

Дети по очереди называют свой домашний адрес.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что название домов бывают разные. От чего это зависит? Зависит от того места, где живет животное. А еще дом имеет название от имени кого? От имени хозяина. От имени животного или птицы. А у людей? У людей дом имеет адрес. Что такое адрес? Это название улицы. Это номер квартиры или дома?

.