12 и 22 гр. Задание на 25.03.2023

Букарова Юлия Александровна

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы можно задать по адресу: zakaz131313@mail.ru

12 гр.

Русский язык

В рабочей тетради сделать 2 упражнения. Задания в прикреплённом ниже файле.

 

22 группа

Литература

Тема: Биография Иосифа Бродского

Прочитать материал прикреплённого файла. Конспект не делаем! Письменно ответить на вопросы, которые выделены красным цветом, сделать анализ понравившегося стихотворения. Всё должно быть записано в рабочей тетради.

Материалы для задания см. ниже (прикреплённый файл).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1. Соедините слова и толкование их значений.

  1. Вирши
  2. Буклет
  3. Буколика
  4. Адекватный
  5. Апломб
  6. Дилогия
  7. Закоснелый
  8. Меморандум
  9. Монография
  10. Регресс

А. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.

Б. Силлабические стихи, распространенные в русской литературе 17 – 18 веков.

В. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и сюжета.

Г. Застарелый, косный.

Д. Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль.

Е. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.

Ж. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.

З. Излишняя самоуверенность в поведении, в речи.

И. Направление развития от высшего к низшему, движение назад, упадок.

К. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос.

Задание 2. Каждое толкование замените одним словом.

  1. Краткая приветственная застольная речь.
  2. Настенный светильник из одной или нескольких ламп.
  3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы.
  4. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с одной стороны глазурью.
  5. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.
  6. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.
  7. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо.
  8. Грубый, невоспитанный человек.
  9. Тоска по родине.
  10. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или стеной.



Предварительный просмотр:


 БИОГРАФИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР             ИОСИФА БРОДСКОГО 


  - Мы продолжаем знакомство с литературой русского зарубежья, творчество Иосифа Бродского – яркий пример. На уроке мы познакомимся с биографией и творческим миром поэта, его философскими исканиями. В своей нобелевской речи Бродский заметил: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно». Его называли последним классиком ХХ века, обвиняли в бездушности стиха, но все не отрицали одного - его таланта. Бродского не спутаешь ни с кем - у него свой голос, свои интонации, свой характер.

__________________________________
 
И.А.Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. Его мать- Мария Моисеевна Вольперт- была бухгалтером, а отец Александр Иванович – фотокорреспондентом военной газеты. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом.
В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, оставив школу после 8 класса, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет, 
в 1957, это стихотворение «Прощай, позабудь и не обессудь…»

______________________________
Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звездная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.


Да будут метели,

снега, дожди
и бешеный рев огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.

Само по себе стихотворение очень простое – и по рифме, и по содержанию. Наверное, даже слишком простое для Бродского, но это не мешает ему быть очень глубоким.
- Какими чувствами поэта наполнено стихотворение? (Стихотворение наполнено чувством настоящей бескорыстной любви к женщине, чувством, которое позволяет пожелать счастья любимой даже с другим).
- Какие средства художественной выразительности помогают поэту воплотить эти чувства в стихотворении?(Эпитеты «звездная мишура»,»бой, гремящий в твоей груди», метафоры «будет…гореть звездная мишура», «будет надежда ладони греть»).
- В этом стихотворении И. Бродского ведущим изобразительным
средством, организующим весь текст, является синтаксический повтор –параллелизм.

Иосифу Бродскому всего 18 лет,а у него появляется стихотворение глубоко философское.  

                              «  Пилигримы»(1958г)

Мимо ристалищ и капищ,

Мимо храмов и баров,

Мимо шикарных кладбищ,

Мимо больших базаров,

Мира и горя мимо,

Мимо Мекки и Рима,

Синим солнцем палимы,

Идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты.

Голодны, полуодеты.

Глаза их полны заката.

Сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,

Вспыхивают зарницы,

Звезды дрожат над ними

И хрипло кричат им птицы,

Что мир останется прежним.

Да, останется прежним.

Ослепительно снежным.

И сомнительно нежным.

Мир останется лживым.

Мир останется вечным.

Может быть, постижимым,

Но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

От веры в себя да в бога.

И значит, останется только

Иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам.

И быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

_______________________________________________________

1. Какова тема стихотворения? (пилигримы – люди, живущие на земле).

2.Какова идея стихотворения? (пилигримы проходят свой путь, ничего не меняя вокруг).

3. В каком возрасте Бродский написал это стихотворение?

(Молодой человек, полный сил и энергии. Это время определения жизненного пути).

4. 1958 год. На каком этапе исторического развития находилась Россия в эти годы? (Развеян культ личности Сталина. Развито атеистическое движение. Эти годы названы годами “оттепели”. В искусстве и в литературе появляются яркие, самобытные личности, идущие против общественного  мнения).

5. Приведите описание пилигримов.

Тема трагических отношений с родиной волновала поэта задолго до эмиграции. Например, в 1961 году он пишет стихотворение «Люби проездом родину друзей».


«Люби проездом родину друзей».

На станциях батоны покупая,

о прожитом бездумно пожалей,

к вагонному окошку прилипая.

Все тот же вальс в провинции звучит,

летит, летит в белесые колонны,

весна друзей по-прежнему молчит,

блондинкам улыбаясь благосклонно.

Отходят поезда от городов,

приходит моментальное забвенье,

десятилетья искренних трудов,

но вечного, увы, неоткровенья.

Да что там жизнь! Под перестук колес

взбредет на ум печальная догадка,

что новый недоверчивый вопрос

когда-нибудь их вызовет обратно.

Так, поезжай. Куда? Куда-нибудь,

скажи себе: с несчастьями дружу я.

Гляди в окно и о себе забудь.

Жалей проездом родину чужую.

Вопросы к стихотворению:
- Какой теме посвящено это стихотворение? (Тоска по родному Ленинграду, по друзьям).
- Какие настроения преобладают в нем? Почему? ( Настроение безысходной грусти, поскольку вернуться на родину лирическому герою стихотворения  не было никакой возможности).
- Что, по-вашему, означают такие слова в стихотворении, как 
«с несчастьями дружу я…» Как называется такой прием?
________________________________________________________

Несчастья, действительно, не покидали поэта. В его жизни, вероятно, начиналась черная полоса. 12 февраля 1964 года он был арестован и осужден по ложному обвинению в тунеядстве к высылке на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. 

1965г. – под давлением мировой общественности решением Верховного суда РСФСР срок высылки сокращен до фактически отбытого (1год и 5мес.). По возвращении из ссылки до эмиграции (4июня 1972г.) поэт занимается переводами. Ленинградское издательство «Советский писатель» предлагало ему выпустить книгу, называлась она предположительно «Зимняя почта». Но издательству отобранные стихи показались «не очень…», они предложили ему принести все стихи с тем, чтобы отбор они сделали сами. Но редакторы отобрали только самые «третьестепенные вещи», а все самое замечательное отбросили. Это было нормой работы в издательстве. Они предлагали поэту договор, но он отказался.
  И даже в этот момент он не сломался, понимая, что его настоящие стихи, возможно, не найдут своего читателя.

________________________________________

6.Преподаватель (продолжение лекции).

 Тем временем российские спецорганы ускоренно готовили высылку неудобного, несломленного, бескомпромиссного поэта Иосифа Бродского за рубеж.В 1972 году еврейское происхождение Бродского дало советским властям основание избавиться от неудобного поэта. Бродского вызвали в ОВИР и сказали, что он должен написать заявление с просьбой о том, чтобы его отпустили в Израиль — «а иначе у вас будут серьезные проблемы». У Бродского не было никакого желания покидать страну, тем более он не собирался репатриироваться в Израиль. Тем не менее через несколько недель он уже был в Вене, где находился перевалочный пункт, принимавший советских эмигрантов. Больше он никогда не был в России, даже после распада СССР. Больше он никогда не видел своих родителей. Рано утром 4 июня 1972 года, покидая страну, как казалось и оказалось, навсегда, собираясь в аэропорт "Пулково", Иосиф Бродский написал письмо Генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, в котором выразил надежду, что ему разрешат публиковаться в русских журналах и книгах.

Из письма Леониду Ильичу Брежневу: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал».

С 1972 года он живет в США. Пишет стихи, прозу, причем на двух языках, преподает в университете, становится одной из центральных фигур сразу в двух культурах - российской и американской, хотя в Советском Союзе он не окончил даже среднюю школу.

Нобелевская премия показала высокую прижизненную оценку творчества Иосифа Бродского во всём читающем мире, а в послеперестроечные времена читатели русской поэзии (наконец -то!) смогли оценить величие и неповторимость поэтического гения и подвига изгнанного из России поэта. В мае 1995 года, к пятидесятипятилетию поэта, в Санкт-Петербурге журнал "Звезда" организовал международную научную конференцию, посвященную творчеству Иосифа Бродского. Тогдашний мэр города Анатолий Собчак встретился с Бродским в Нью-Йорке. Он пригласил приехать самого юбиляра, почётного гражданина Санкт-Петербурга, на что Бродский ответил отказом.

В 1996г. поэт умирает, так и не вернувшись на родину. Согласно завещанию, Бродского похоронили в Венеции. Почему там? По мнению поэтов, в Венеции — это все равно, что нигде. Венеция — это универсальный символ космополитичной цивилизации, там люди не чувствуют себя гражданами какой-либо нации, они-граждане мира!

______________________________________________________

Форма стихов Бродского часто подчеркнуто нетрадиционна. Хотя немало у него случаев обращения к классическим размерам, но едва ли не больше всех своих современников он любил всякого рода стихотворные вольности. Вместе с тем он был чрезвычайно изобретателен в строфике, которая в современной поэзии, надо сказать, весьма упрощена. У Бродского, особенно позднего, – обилие переносов, «спотыкающийся» синтаксис, стих может завершаться союзом или частицей, становящимися ударными, попадающими на рифму. Сами же рифмы Бродского обнаруживают некоторое сходство с рифмами В.В. Маяковского. И еще одна из основных отличительных черт Бродского – это усвоение самых разных поэтических традиций и стилей, их равенство, где высокий стиль может соседствовать с ненормативной лексикой.


Философия поэзии Бродского в том, что смерть как бы лучше жизни – поскольку жизнь – это развалины новостройки.Это и ностальгия по собственной молодости, прошедшей в стране социализма.А любая ностальгия – поиск утраченного времени. Тоска его - по старости, по развалинам, то есть по вечности. Его спрашивали неоднократно о возвращении в Россию.

В одном из интервью он сказал так: «Это то же самое, что возвращаться к первой жене. В этом есть привлекательные аспекты, но мне не нравятся чувства, которые у меня все это вызывает. По нескольким причинам я от этого воздерживаюсь. Первое: дважды в одну и ту же реку не ступишь. Второе: боюсь, что я бы стал предметом разнообразных упований и положительных чувств. А быть предметом положительных чувств гораздо труднее, чем предметом ненависти».
  В поэзии И.Бродского нет того теплокровного оптимизма, который присущ лирике 20 века, нет и надрыва. Стоический пессимизм – это определяет принципиальное новаторство И.Бродского.

Задание на дом: сделать письменный анализ понравившегося стихотворения поэта.