11.09.2024

Букарова Юлия Александровна

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

118, 105 и 111 гр.

Литература

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже
 (прикреплённый файл). Стихотворения переписывать не надо.

 

108 гр.

Литература

Литература 2-й половины XIX века

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже
 (прикреплённый файл). По желанию можно распечатать и вклеить в тетрадь предложенные иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пушкин Лермонтов176.03 КБ
Файл XIX век809.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Тема назначения поэта и его поэзии, является главенствующей в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», анализ которых дан ниже.

Начать стоит со стихотворения «Пророк», в котором Пушкин поднимает тему божественного призвания поэта-пророка, рисуя образ идеального автора.

.

ПРОРОК

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

.

«Пророк» состоит из трех частей, в которых последовательно прослеживается преображение героя. Разберем каждую часть более подробно.

В первой части он «духовной жаждою томим» влачится в «пустыне мрачной, так Пушкин создает емкий и красочный образ путника. Поэт находится в духовном и творческом поиске. И вдруг «на перепутье» он встречает шестикрылого серафима – вестника Бога. Так аллегорически перекресток является символом выбора, к которому подошел герой.

Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на наших глазах: «Отверзлись вещие зеницы…», «И он к устам моим приник, // И вырвал грешный мой язык…», «И сердце трепетное вынул, // И угль, пылающий огнем, //Во грудь отверстую водвинул».

В третьей части поэт уже достоин нести людям свет истины. И «божий глас» воскрешает духовный «труп», которым тот был до встречи с серафимом, чтобы новоявленный пророк исполнял свое предназначение.

Также стоит обратить внимание на то, что содержание и название стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаяние, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. И поэт дает в стихотворении свою интерпретацию библейского сюжета.

В стихотворении «Поэт» Пушкин развивает тему божественного призвания поэта-пророка.

ПОЭТ

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой представлена жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира», он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен», а его душа «вкушает хладный сон».

А во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему чужды. Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением, ведь оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар слагать стихи – награда и наказание одновременно.

Подводя итоги разбору темы «поэт и поэзия» обратимся к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое интересно тем, что через данное произведение Пушкин старался ответить на вопрос: «кто же дает поэту право на бессмертие?»

.

* * *

Exegi monumentum 1)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

1)Я воздвиг памятник (лат.).

Ответ на поставленный Пушкины философский вопрос прост: сам народ дает творцу право на бессмертие. Ведь «народная тропа» никогда не зарастет, а поэзия автора станет достоянием всего русского народа: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…». В конце поэт подводит итог и личному опыту. Он при жизни испытал «хвалу и клевету», к которой сейчас призывает музу отнестись равнодушно, ведь она должна служить другим идеалам: красоте, свободе, добру и справедливости.

Так, тема божественного призвания поэта, развернутая во многих произведениях Пушкина, словно подытожена в последней строфе стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», где поэт утверждает тот факт, что поэт должен слушать лишь Бога и поэтический дар дан автору свыше.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества теме поэта и поэзии. Мотив этой темы понятен — поэт одинок и гоним. Его не понимают, из-за этого Лермонтов рисует лирического героя в своих стихотворениях замкнутым, лирический герой отдаляется от общества.

Стоит отметить, что Александр Сергеевич Пушкин был кумиром у юного Лермонтова. Существуют даже догадки, что Лермонтов, писав свои произведения словно разговаривал с Пушкиным. Конечно, критики восприняли это как подражательство, но на самом деле это был односторонний диалог одного поэта с другим. Михаил Юрьевич Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным, но не хотел идти с "пустыми руками", он хотел принести ему стихотворение достойное пера Пушкина, но Лермонтов был очень самокритичным человеком, из-за этого знакомство не состоялось.

У Лермонтова самыми актуальными в современное время являются стихотворения "Пророк" и "Поэт". Стихотворение "Пророк" было продолжено поэтом, а название произведения, начало, тема и смысл были взяты у Александра Сергеевича Пушкина. Однако есть различия у этих стихотворений. Если у Пушкина пророк видит улучшение будущего, он жизнерадостен, ему присуща вера в лучшее, то у второго поэта всё наоборот: пророк — разочаровавшийся романтик, символизирующий жизнь Лермонтова. Ставши изгоем, пророк уходит в пустыню, ведь только природа принимает его.

Произведение "Поэт" построено на сравнении поэта с кинжалом. В начале Лермонтов описывает кинжал, предназначение его. Ценность кинжала заключалась в остроте. В этом стихотворении поэт сравнивает остроту поэтического слова и остроту оружия. Лермонтов считает современное лживое общество "потерянным". Все люди настолько испорчены, что "скрывают это под блеском кинжала".

В конце произведения поэт всё-таки оставляет надежду, что найдётся гений, который снова обнажит кинжал и направит его остриё на общество.

Таким образом, тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова нашла своё отражение, которое возводит поэта как гения творческого духа.

Пророк

С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.

Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная.
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

1841 г.

В стихотворении "Пророк" Лермонтов, от имени пророка, отмечает, что наиболее встречаемые у людей черты характера-злоба и всевозможные пороки. Конечно, эти низкие качества дано видеть не всем людям, а только пророкам. И тот пророк, от имени которого говорит поэт, решил провозглашением любви помочь людям освободиться от своих греховных качеств. Но людям это не надо, им хорошо и сладостно жить в своей злобе, поэтому они бросали в пророка камнями, изгоняя его из своих городов.

Пророк ушёл в пустыню, где душа его возрадовалось от общения с Божественной благодатью- здесь не только животные покорны ему, но даже звёзды слушают его. Когда же ему предоставляется случай оказаться в городе, то он отмечает-нет, не изменились люди, не стали лучше и добрее. И даже старики учат своему поведению детей, указывая на пророка они убеждают их, что он покинул город по своей гордости, и потому теперь угрюм, худ, наг и беден. Старцы называют пророка глупцом за то, что он хотел уверить их, что его устами гласит Бог, не зная и не понимая, что именно Бог и даёт избранным Им Самим людям дар пророчества, чтобы через него сделать людей лучше и добрее.



Предварительный просмотр:

Литература 2-й половины XIX века

Русская литература второй половины XIX века — это период, который принес множество выдающихся произведений и незабываемых литературных фигур. Это время, когда на первый план вышел реализм, писатели стали многогранно отражать в разных литературных жанрах сложные социальные и политические реалии своего времени, а также внутренние моральные и философские проблемы. В этой статье мы рассмотрим исторический контекст, литературные направления, ключевые произведения и авторов, влияние на культуру.

Контекст, важнейшие исторические события, повлиявшие на литературу

Русская литература 1850–1900 годов тесно связана с происходившими в стране политическими, историческими процессами, изменением общественного уклада. Этот период характеризовался реформами императора Александра II, который отличался от своего предшественника — консерватора Николая I.

Реформы Александра II были по своей сути либеральными: направлены на демократизацию страны и стимулирование развития экономики.

Главные события:

1861 год — отмена крепостного права, около 23 миллионов людей обрели права и свободы;

1864 год — упразднение сословной судебной реформы, новая прогрессивная судебная система — с прокуратурой, адвокатурой и присяжными;

1859–1864 гг. — земская реформа, создана система самоуправления в сельской местности;

1856–1874 гг. — военные реформы, преобразования в сторону гуманного отношения к солдатам, их образования, перевооружения;

1865 г. — цензурная реформа, отмена предварительной цензуры послужила динамичному развитию газет и журналов;

1870 г. — реформа городского самоуправления, благодаря которой население города получило право управления городским хозяйством, это способствовало экономическому росту;

1871 г. — реформа среднего образования, расширена программа.

Однако в последующие десятилетия началась эпоха реакции, что привело к закрытию демократических публикаций и ограничению свободы слова. Этот период был отмечен противостоянием между приверженцами реформ и сторонниками контрреформ.

В это же время идеология народничества, основным принципом которой была близость к народу, вызвала взрыв интереса у молодых поколений писателей.

Убийство императора Александра II привело к возвращению к консервативным идеям монархии. Политика его сына и наследника, Александра III, была направлена на ужесточение цензуры и подавление свободы слова.

Эти события оказали значительное влияние на литературу того времени.

Александр II в своём кабинете в Зимнем дворце. Фотограф С. Л. Левицкий, 1875 год, общественное достояние

Отличительные черты русского реализма второй половины XIX века

В первой трети XX века основы критического реализма были заложены в творчестве А. С. Пушкина, новой ступенью стало творчество Н. В. Гоголя. В 1840–1850 годы направление развивалось в рамках натуральной школы, главным идеологом которой стал В. Г. Белинский, написавший «Взгляд на русскую литературу 1847 г.».

Во второй половине XIX века реализм стал главным литературным направлением: действительность окружающего мира, изображенная в наиболее реальных, типичных ее проявлениях, хорошо знакомых читателю, была перенесена в романы, повести и рассказы.

На этом этапе своего развития реалистическое направление в литературе имело следующие черты:

революционные настроения;

психологизм, углубленное изображение переживаний персонажей;

историзм, историческая точность повествования;

образы новых людей, правдивое (реалистичное) изображение быта и его деталей, обычных героев в повседневной жизни;

создание литературных типов характеров;

вечные темы и проблемы, злободневность.

Важнейшие писатели и произведения

Во второй половине XIX столетия уверенно развиваются драма и эпос, появляются новые типы литературных героев, продолжают создаваться шедевры поэзии.

Русский социальный реализм проявился в разнообразии жанров, особенно в романе: философско-историческом (Л. Н. Толстой), революционно-публицистическом (Н. Г. Чернышевский), бытовом (И. А. Гончаров), сатирическом (М. Е. Салтыков-Щедрин), психологическом (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). В конце столетия жанр рассказа дополнил и переосмыслил А. П. Чехов, стал новатором в жанре «лирической драмы».

Ниже — ключевые писатели и поэты этого периода и их произведения.

А. Н. Островский

Основоположник современного русского театра. Его самые известные произведения с 1850 года (из нескольких десятков пьес):

«Бедность — не порок» (1853 г.)

«Доходное место» (1856 г.)

«Гроза» (1859 г.)

«Женитьба Бальзаминова» (1861 г.)

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.)

«Бесприданница» (1878 г.)

И. А. Гончаров

Ввел новый тип персонажа, чья фамилия стала нарицательной, показал социальное явление, получившее название «обломовщина».

Наиболее известны три его романа:

«Обыкновенная история» (перед периодом — 1847 г.)

«Обломов» (1859 г.)

«Обрыв» (1868 г.)

И. С. Тургенев

Писатель развивал заложенную в начале века тему «лишнего человека», начинал с рассказов и повестей, все его шесть романов созданы с 1855 по 1877 год. Главные произведения:

«Записки охотника» (сборник, основная часть — 1847–1851 гг.)

«Муму» (рассказ, 1852 г.)

«Ася» (повесть, 1858 г.)

«Дворянское гнездо» (1858 г.)

«Отцы и дети» (1862 г.)

Ф. И. Тютчев

Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева — около 400 стихотворений. Это любовная лирика, стихотворения о природе, на политические темы. Лишь некоторые из них:

«О, как убийственно мы любим...» (1851 г.)

«Эти бедные селенья» (1855 г.)

«Умом Россию не понять...» (1866 г.)

«Чародейкою зимой...» (1882 г.)

А. А. Фет

Лирика А. А. Фета также в основном посвящена природе и любви, для нее характерно стремление уйти от повседневности в «светлое царство мечты». Наследие — 211 стихотворений в период с 1832 по 1892 гг.

«Шепот, робкое дыханье...» (1850 г.)

«Первый ландыш» (1854 г.)

«Еще весны душистой нега...» (1854 г.)

Н. А. Некрасов

Н. А. Некрасов разделял революционно-демократические взгляды, был редактором одних из самых влиятельных литературных журналов своего времени: «Современник» (1847–1866 гг.) и «Отечественные записки» (1868 г.).

«Поэт и гражданин» (1855 г.)

«Однажды, в студеную зимнюю пору...» (1861 г.)

«Кому на Руси жить хорошо» (последняя поэма и главное произведение, 1863–1877 гг.)

М. Е. Салтыков-Щедрин

Писатель-реалист поднимал проблемы морали и нравственности, известен острыми сатирическими произведениями:

Наиболее известны три его романа:

«Дикий помещик» (1869 г.)

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 г.)

«История одного города» (1869–1870 гг.)

«Премудрый пескарь» (1883 г.)

Л. Н. Толстой

Одна из центральных фигур Золотого века русской литературы, Л. Н. Толстой максимально развил уровень критического реализма, создал философское учение, связаное с непротивлением злу насилием и превозношением нравственного самосовершенствования.

Главные произведения:

Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1857 гг.)

«Севастопольские рассказы» (1855–1856 гг.)

«Война и мир» (1863–1869 гг.)

«Анна Каренина» (1873–1877 гг.)

«Воскресение» (1889–1899 гг.)

Ф. М. Достоевский

Творчество Ф. М. Достоевского — это развитие психологического романа, экзистенциальной философии. Писатель стал первым представителем персонализма в русской литературе.

Лучшие романы:

«Преступление и наказание» (1866 г.)

«Идиот» (1869 г.)

«Бесы» (1872 г.)

«Братья Карамазовы» (1880 г.)

А. П. Чехов

В рассказах А. П. Чехова созданы типажи провинциальных обывателей. Новаторским было использование приема «поток сознания», в дальнейшем повлиявшего на развитие модернизма. Драматургию Чехова выделяет внимание к деталям и подробностям быта. Всего писатель создал около 900 произведений, в том числе:

«Толстый и тонкий» (1883 г.)

«Каштанка» (1887 г.)

«Палата № 6» (1892 г.)

«Человек в футляре» (1898 г.)

«Дама с собачкой» (1898 г.)

«Три сестры» (пьеса, 1900 г.)

«Вишнёвый сад» (пьеса, написана позже — 1903 г.)

Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский. Фото Сергея Левицкого, 1856, общественное достояние

Значение периода в истории литературы

Литература второй половины XIX века была тесно связана с общественной жизнью того времени и взаимно оказывала на нее влияние. Писатели изучали волнующие страну процессы с помощью новых сюжетов и персонажей, завуалированная подача позволяла обходить цензуру.

В истории литературы 1850–1900 годы имеют следующее значение:

часть Золотого века русской литературы;

отражение общественных и исторических преобразований;

развитие «вечных тем»;

основа жанров и направлений XX века.