12, 18, 22 и 26 гр. Задание на 26.03.2022

Букарова Юлия Александровна

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы можно задать по адресу zakaz131313@mail.ru

12, 18, 22 и 26 гр. 

12 группа

Литература

Тема: Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже
 (прикреплённый файл).

18 группа

Русский язык

Тема: Служебные части речи

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже
 (прикреплённый файл).

22 группа

Литература

Тема: Биография А. И. Солженицына

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.

Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).

26 группа

Русский язык и деловое общение

Тема: Особенности и виды устного делового общения

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже
 (прикреплённый файл).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андрей Болконский

Пьер Безухов

1.Первое появление — в салоне Шерер. Скука светской жизни и неудовлетворенность своей службой в Петербурге. Неудачная женитьба.

Увлечение Наполеоном. Решение отправиться в армию, на войну, чтобы реализовать свои тщеславные цели — жажду сланы и мечты о своем «Тулоне». ('Г. 1,ч. 1, гл. 3-5)

2.Служба при штабе Кутузова.

Изменение его настроения в армии. Отношение к службе как приятному и интересному делу.

Честность и принципиальность Болконского (эпизоды с провиантским обеспечением армии, с батареей Тушина). Размышления князя Андрея о том, что русская армия находится в таком положении, что только он может спасти се и открыть себе путь к славе. (Т. 1, ч. 2, гл. 3, 9, 10, 12, 15, 21)

3.Аустерлицкое сражение.

Смелость князя Андрея. Он подхватывает знамя и бежит впереди полка, поворачивая отступающих солдат. Его восприятие всего происходящего как особого события, как своего «Тулона». Тяжелое ранение князя Андрея и «высокое небо» Аустерлица над ним, понимание бессмысленности, бренности и низменности всего происходящего. (Т. 1, ч. 3; гл. 12, 16)

4.Разочарование в Наполеоне.

Раненый князь Андрей видит своего кумира — Наполеона, объезжавшего поле боя, и думает о нем как о маленьком ничтожном человеке в сравнении с тем, что происходит в его душе, и бесконечным небом. Разочарование в своем кумире.

5.Разочарование в военной службе.

Потрясение от смерти жены и депрессия. Суждение о том, что если бы враг стоял у стен Смоленска, то и тогда бы он не пошел воевать.

6.Погружение в хозяйственные дела и жизнь семьи. (Т. 2,ч. 1, гл. 9; ч. 2, гл. 8) Внутренняя неудовлетворенность своим положением. (Т. 2, ч. 2, гл. 8-9)

7. Встреча с Пьером в Богучарове.

Суждение князя Андрея, что он знает только два несчастья: угрызение совести и болезнь. Счастье — отсутствие двух зол. Мудрость — жить для себя, избегая этих двух зол. Разговор о смысле жизни: для Андрея это — жить, никому не мешая, сделать собственную жизнь приятной. Свидание с Пьером было целой эпохой для князя Андрея, с которой началась «хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». (Т. -2, ч. 2, гл. 11-13)

8.Поездка по делам в Отрадное.

Дуб, встреченный по дороге, и размышления князя Андрея о конечности жизни, о том, что все обман и нет надежды.Его неожиданная встреча с радостной, веселой Наташей. Пробуждение души князя Андрея, случайно услышавшего восторженные слова Наташи о небе, звездах, луне. Мысли о том, что жизнь не кончена в 31 год. (Т. 2, ч. 3, гл. 1-3)

9.Скука князя Андрея в деревне и решение начать деятельность более широкого масштаба. Его проект военных законов и работа в Петербурге, в комитете Сперанского. Понимание суеты, рутины и однообразия деятельности высших чиновников государства. Разочарование. (Т. 2, ч. 3, гл. 4-6, 18)

10.Влюбленность в Наташу.

Сватовство к ней и попытка обрести личное счастье. Подчинение воле отца и откладывание свадьбы на год. (Т. 2, ч. 3, гл. 16- 19, 23)

11.Ожесточение после измены Наташи и жажда мести Анатолю. Невозможность простить. (Т. 2, ч. 5, гл. 21)

12.Возвращение в армию.

Решение служить в полку, а не при штабе. Его презрение к штабным и понимание, что настоящее дело делается простыми солдатами. Любовь солдат к нему («наш князь») (Т. 3,ч.1, гл11, ч.2, гл.5)

13.Ночь перед Бородинским сражением. Раздумья о прошедшей жизни, о смерти. Своеобразное подведение итогов. Встреча с Пьером и размышления о духе войска, о силе патриотизма и неизбежной победе (Т.3,ч.2, гл.24-25)

14.Неучастие князя Андрея в деле на Бородинском поле и его переживания по этому поводу. Нелепое тяжелейшее ранение. Физическая боль. Пробуждение в душе любви ко всем при виде страдания других и на пороге смерти (т.3, ч.2, гл.36-37)

15.Встреча с Наташей, прощение её и истинное понимание любви, религиозных истин и Бога. Спокойное принятие смерти. (т.3, ч.3, гл.32-33, т.4,ч.1, гл.15-16)

16. Продолжение судьбы князя Андрея – в судьбе и мыслях его сына (Эпилог, ч.1, гл.12,14,16)

1. Первое появление — в салоне Шерер. Наивность, открытость, идеализм и романтизм. Пустое времяпрепровождение. Нерешительность в выборе жизненного поприща. Князь Андрей для него- образец всех совершенств. Увлечение идеями французской революции. (Т. 1, ч. гл. 2-5)

2. Неожиданное получение многомиллионного наследства, роль богатого жениха. Наивное предположение, что все добры и внимательны к нему из-за его качеств. Неумение разбираться в людях и великосветских интригах. Следствие этого — неудачная женитьба на Элен. Неискренность их взаимоотношений. (Т. 1, ч. 1, гл. 22; ч. ч.3, гл. 1-2)

3. Ощущение стыда и ложности своего положения в супружестве с Элен. Мучительные для Пьера слухи о неверности своей жены. (Т. 1, ч. 1. гл. 4)

4. Дуэль с Долоховым, ранение Долохова и потрясение Пьера от всего произошедшего, в первую очередь оттого, что он мог убить человека. Гнев на жену и разрыв с ней. (Т. 2, ч. 1, гл. 5-6)

5. Поиск смысла жизни. Вопросы: что хорошо, что дурно, что нужно любить, что ненавидеть, что такое жизнь, что смерть, для чего жить и что такое я? (Т. 2, ч. 2, гл. 1)

6.Неожиданная встреча с масоном Баздеевым и нахождение истины в масонстве. Принятие идей масонства — жить в любви и добре к людям, бороться со злом. Работа в масонском братстве.Проведение реформ в деревне для облегчения положения крестьян. (Т. 2, ч. 2, гл. 2-5, 10)

7.Встреча с князем Андреем в Богучарове. Изложение своей жизненной позиции. Его рассуждение, что жить так, чтобы не делать зла, — этого мало. Наслаждение жизни — делать добро. Если есть Бог и будущая жизнь, то есть истина и добродетель. Человек должен стремиться к их достижению. (Т. 2, ч. 2, гл. 11-12)

8.Внешнее примирение с женой. Планы кардинального преобразования масонского ордена. Холодное отношение к его «передовым» идеям в братстве. Выход из ложи. (Т. 2, ч. 3, гл. 7-8)

9.Тоска Пьера и его новые попытки обрести истину и смысл жизни. Его осуждение себя и своего образа жизни. (Т. 2, ч. 3, гл. 9-10)

10.Невысказанная любовь к Наташе. Расценивание кометы 1812 года как предзнаменования потрясений для России (т.2., ч5, гл.22)

11.Интерес к ходу военных действий и к судьбе Москвы. Попытка помочь через пожертвования. Поездка в действующую армию, чтобы быть в центре решающих для судьбы отечества событий. (Т. 3, ч. 1, гл. 22-23; ч. 2, гл. 18)

12. Встреча Пьера с князем Андреем перед Бородинским сражением и проникновение в рассуждение Болконского о духе войска и о силе патриотизма. Встреча как еще один шаг к пониманию народа. (Т. 3, ч. 2, гл. 25)

13. Пьер на Бородинском поле, на батарее Раевского. Сближение с народом. Понимание грандиозности происходящего. (Т. 3,ч. 2, гл. 31-32)

14. Решение остаться в Москве и убить Наполеона, тем самым спасти Россию. Идея жертвенности и обретение великой цели. (Т. 3, ч. 3, гл. 27)

15. Плен, нравственные и физические страдания Пьера. Встреча с Платоном Каратаевым. Проникновение в его философию гармонии с самим собой и миром. Сближение с простым народом. Приход к «простоте, добру и правде». (Т. 4, ч. 1, гл. 9-13; ч. 2, гл. 11-12,14; ч. 3, гл12-15)

16. Любовь к Наташе окрашивает весь мир другими красками, радость и гармония в душе. (Т. 4, ч. 4, гл. 15-20)

17. Идеи декабризма, счастливая семейная жизнь (Эпилог, ч.1, гл.10-16)



Предварительный просмотр:

Служебные части речи в русском языке

Служебные части речи — это предлог, союз и частица.

Служебные части речи – это слова, служащие для связи слов и частей предложения либо передающие эмоциональные и смысловые оттенки.

У них нет форм, к ним нельзя задать вопросы, и они не являются членами предложения. Это неизменяемые части речи. К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.

Предлоги

Определение

Предлоги – слова, которые выражают зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

По составу предлоги могут быть простыми (за, наподобие), сложными (из-за, по-над) и составными (во время, по отношению к). По происхождению предлоги делятся на непроизводные и производные (образованные от других частей речи).

Производные предлоги – это слова других частей речи, утратившие лексическое значение и грамматические признаки.

Виды производных предлогов по происхождению

1. От существительного: ввиду, вследствие, в течение, вместо, вроде,  насчёт, по мере, по поводу;

2. От наречия: возле, вокруг, около, позади, после, мимо, напротив, навстречу вопреки;

3. От деепричастия: благодаря, включая, несмотря на, спустя, исключая, начиная, не считая.

Следует отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, на которые они похожи:

Благодаря брату я избежал проблем. (предлог!)

Благодаря брата за помощь, я не смог сдержать слёз. (что делая? деепричастие!)

Непроизводные предлоги – это предлоги, которые не образованы от других частей речи. Непроизводные предлоги появились очень давно и не имеют аналогов в других частях речи.

Примеры: в, на, под, к, по, из-за, над, с, без, у, до, за, от, из, о, об, пред, при, про, через

Непроизводные предлоги могут выражать:

  • временное значение (придет в среду);
  • причинное значение ( не пойти из-за болезни);
  • объективное значение (узнать о предательстве);
  • целевое значение (приобрести для ремонта).

Типичные ошибки в употреблении предлогов в речи

Употребление предлогов «в» – «на», «из» – «с».

Данные предлоги используются для выражения пространственных отношений.

Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, расположение внутри чего-либо, в ограниченном пространстве.

  • Сидит в аудитории;
  • Лежит в шкафу;
  • Убрал в карман;
  • Учиться в школе.

Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность.

  • Положить на верхнюю полку;
  • Спать на кровати;
  • Скакать верхом на лошади.

Также предлог «на» употребляется, если ограничение пространства отсутствует: работать на поле, работать на выгоне, выращена на Алтае, отдыхали на Кавказе.

Предлоги «в»- «на», «из» – «с» образуют антонимичные пары, т.е. обладают значением противоположности. Поэтому при выборе предлогов «из» – «с», следует обратиться к их парам.

  • Поехал в Москву – вернулся из Москвы (а не с Москвы);
  • Пошел в школу – пришел из школы (а не с школы);
  • Отдыхали на море – привезли с моря (а не из моря);
  • Ехать в Крым – возвращаться из Крыма (а не с Крыма).

Употребление предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор»

Данные предлоги употребляются только с именами существительными (местоимениями) в форме дательного падежа:

  • Благодаря отзывчивости, вниманию, таланту;
  • Согласно условию, инструкции, указу, договору;
  • Вопреки предсказанию, желанию, ожиданиям;
  • Наперекор судьбе, рассудку, желаниям;

Союзы

Определение

Союзы – слова, которые соединяют однородные члены или части сложных предложений.

Союзы делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы служат для связи однородных членов в простом предложении и простых предложений в составе сложносочиненных предложений. Подчинительные союзы служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного предложения.

По строению союзы могут быть простыми и составными. Простые союзы состоят из одного слова (и, а, но, да), а составные – из двух и более (как …, так и, для того чтобы).

В роли подчинительных союзов могут выступать относительные местоимения и наречия, в таком случае их называют союзными словами.

Союзы

Разряд

Примеры

сочинительные

соединительные

и, да=и, также, тоже, не только …, но и

противительные

а, но, да=но, зато, однако

разделительные

или, либо, ни …, ни , то ли …, то ли, не то …, не то

подчинительные

изъяснительные

что, чтобы, как, будто

определительные

который, какой, где

временные

когда, лишь, едва, пока, как только

целевые

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы

причинные

потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того

условные

если, раз, если бы, ежели, когда

уступительные

хотя, несмотря на то что, как ни, сколько ни

сравнительные

как, как будто, словно, точно

следствия

так что вследствие чего

Частицы

Определение

Частицы – это слова, добавляющие различные оттенки к значению самостоятельных слов.

 По составу частицы делятся на простые (даже, только), сложные (всё-таки, просто-напросто) и составные (хоть бы, того и жди). По значению и функциям частицы подразделяются на две группы – смысловые (выражают оттенки значения) и формообразующие (для образования форм слова), внутри которых выделяются отдельные разряды.

Формообразующие частицы

для условного наклонения глаголов: бы, б

для повелительного наклонения глаголов: пусть, да, давай, пускай

Смысловые частицы

отрицательные: не, ни

усилительные: даже, аж, уже, ещё, ведь, всё-таки

утвердительные: да, так, точно, ага

вопросительные: разве, неужели, ли, ну как, а что

восклицательные: что за, как, ну и

для выражения сомнения: вряд ли, едва ли

для выражения уточнения: именно, точно, как раз, хоть бы

выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, хоть

указательные: вот, вон, а вон, это

для выражения смягчения: -ка

Частицы следует отличать от омонимичных частей речи:

  1. Мал золотник, да дорог. (да – союз, служит для связи однородных сказуемых)
  2. Да будет свет! (да – усилительная частица)
  3. Давай приготовим что-нибудь вместе! (давай – частица, служит для образования повелительного наклонения)
  4. Давай деньги и уходи отсюда! (давай – глагол в повелительном наклонении)



Предварительный просмотр:

Биография Александра Исаевича Солженицына

Неограниченная власть в руках

ограниченных людей всегда

приводит к жестокости…

Никто из людей ничего не знает наперёд.

И самая большая беда может постичь человека в

наилучшем месте, и самое большое

счастье разыщет его - в наидурном...

Солженицын — великий человек, который отстаивал свой особый взгляд на жизнь. Его взгляды порой радикально расходились с общепринятыми, а конфликты личных убеждений с официальной властью привели его к гонениям, преследованиям и репрессиям.

Биография Солженицына

Александр Исаевич Солженицын (1918–2008 гг.) – известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной книги «Архипелаг ГУЛАГ». Советская власть считала его диссидентом, а его произведения завоевали невероятную популярность у читающей публики.

Детские годы и образование

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения.

В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.

Великая Отечественная война

Несмотря на слабое здоровье, Солженицын стремился на фронт. С 1941 года писатель служил в 74-ом транспортно-гужевом батальоне. В 1942 году Александра Исаевича направили в Костромское военное училище, по окончании которого он получил звание лейтенанта. С 1943 года Солженицын служит командиром батареи звуковой разведки. За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем капитана. В этот период Солженицын не прекращал писать, вел дневник.

Заключение и ссылка

Александр Исаевич критически относился к политике Сталина, в своих письмах к другу Виткевичу осуждал искаженное толкование ленинизма. В 1945 году писатель был арестован и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку (по 58-й статье). Зимой 1952 года у Александра Солженицына, биография которого и так была достаточно непростой, обнаружили рак.

В 1953 году писателя отправляют в ссылку в Казахскую ССР. Там он преподавал в школе, лечился в «раковом корпусе» в Ташкенте. В 1956 году, когда ссылка по 58-й статье была распущена, писатель вернулся в Россию.

Годы заключения нашли отражение в литературном творчестве Солженицына: в произведениях «Люби революцию», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Знают истину танки» и др.

Конфликты с властями

Поселившись в Рязани, писатель работает учителем в местной школе, продолжает писать. В 1965 году КГБ захватывает архив Солженицына, ему запрещают публиковать свои произведения. В 1967 году Александр Исаевич пишет открытое письмо Съезду советских писателей, после которого власти начинают воспринимать его как серьезного противника.

В 1968 году Солженицын заканчивает работу над произведением «Архипелаг ГУЛАГ», за границей выходят «В круге первом» и «Раковый корпус».

В 1969 году Александр Исаевич был исключен из Союза писателей. После публикации за границей в 1974 году первого тома «Архипелага ГУЛАГ» Солженицын был арестован и выслан в ФРГ.

Жизнь за границей. Последние годы

В 1975-1994 годах писатель посетил Германию, Швейцарию, США, Канаду, Францию, Великобританию, Испанию. В 1989 году «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые опубликован в России в журнале «Новый мир», вскоре в журнале публикуется и рассказ «Матренин двор».

В 1994 году Александр Исаевич возвращается в Россию. Писатель продолжает активно заниматься литературной деятельностью. В 2006–2007 годах выходят первые книги 30-томного собрания сочинений Солженицына.

Датой, когда оборвалась трудная судьба великого писателя, стало 3 августа 2008 года. Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.

Интересные факты

  • Александр Исаевич был дважды женат: на Наталье Решетовской и Наталье Светловой. От второго брака у писателя трое талантливых сыновей – Ермолай, Игнат и Степан Солженицыны.
  • В краткой биографии Солженицына нельзя не упомянуть, что он был удостоен более двадцати почетных наград, среди которых Нобелевская премия за произведение «Архипелаг ГУЛАГ».
  • Литературные критики нередко называют Солженицына Достоевским или Толстым нашей эпохи.
  • На могиле писателя стоит каменный крест, созданный по проекту скульптора Д. М. Шаховского.



Предварительный просмотр:

Особенности и виды устного делового общения

Каждая форма деловой коммуникации должна отвечать следующим критериям:

· цель проведения (зачем?);

· контингент участников (кто?, с кем?, для кого?);

· регламент (как долго?);

· коммуникативные средства реализации намерений (как?);

· организация пространственной среды (где?);

· ожидаемый результат (какой?, что «на выходе»?).

Устные виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим относятся: приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).

Виды, основанные на диалоге: разговор; беседа; интервью; переговоры; дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция.

Деловая беседа состоит из пяти фаз:

1. начало беседы;

2. передача информации;

3. аргументирование;

4. опровержение доводов собеседника;

5. принятие решений.

Очень важной частью беседы является ее начало. Инициатору беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собеседнику, так как начало беседы – это «мост» между партнерами по деловой коммуникации. Задачи первой фазы беседы: установление контакта с собеседником; создание приятной атмосферы для беседы; привлечение внимания к предмету беседы; пробуждение интереса к беседе; перехват инициативы (в случае необходимости).

Исследователями выделены факторы, позволяющие деловой беседе пройти успешно:

· профессиональные знания дают возможность реализовать высокую объективность, достоверность и глубину изложения информации, а также владение ситуацией;

· ясность позволяет увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности;

· наглядность – максимальное использование иллюстративных материалов (документов, информационных источников, таблиц, схем и пр.), общеизвестных ассоциаций и параллелей – снижает абстрактность изложения информации;

 постоянная направленность – следует постоянно держать в голове основные задачи беседы и в какой-то мере знакомить с ними собеседника;

· ритм – повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу;

· повторение – повторение основных положений и мыслей помогает собеседнику воспринять информацию;

· элемент внезапности представляет собой продуманную, но неожиданную для собеседника увязку деталей и фактов;

· «насыщенность» рассуждений – необходимо следить за тем, чтобы в ходе беседы чередовались «взлеты», когда от собеседника требуется максимальная концентрация, и «спады», которые используются для передышки и закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника;

· рамки передачи информации – французский писатель и мыслитель Вольтер как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать все»;

· юмор и ирония – в определенной дозе и ситуативно уместны, они поднимают дух собеседников, их готовность к восприятию даже неприятных аспектов беседы.

Существуют определенные общие правила, которых целесообразно придерживаться при ведении бесед в деловой и неформальной обстановке. Среди них можно выделить следующие наиболее важные (Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь: Грань, 1996. – С. 56):

- говорить нужно так, чтобы каждый участник беседы имел возможность легко вступить в разговор и высказать свое мнение.

- Недопустимо нападать с горячностью и нетерпением на чужую точку зрения.

- Высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно.

- Изящество в разговоре достигается через ясность, точность и сжатость высказываемых доводов и соображений. Во время беседы необходимо сохранять самообладание, хорошее расположение духа и благожелательность.

- Серьезная полемика, даже при уверенности в правоте, негативно сказывается на контактах и деловых отношениях.

- Необходимо помнить, что за спором идет ссора, за ссорой – вражда, за враждой – проигрыш обеих противостоящих сторон.

- Ни при каких обстоятельствах нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях можно сделать замечание, соблюдая нормы этикетного поведения.

- Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый посетитель, не продолжит разговор, прежде чем не ознакомит вкратце пришедшего с тем, что было сказано до его прихода.

- Недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих.

- Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления.

- Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии. Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии.

- Необходимо строго следить за тем, чтобы не допускать бестактных высказываний (критика религиозных воззрений, национальных особенностей и т. п.).

- Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное под тем предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей.

- Если другой человек заговорит одновременно с вами, предоставьте право сначала высказаться ему.

- Образованного и воспитанного человека узнают по скромности. Он избегает хвастать своими знаниями и знакомствами с людьми, занимающими высокое положение.