12, 18, 22 и 26 гр. Задание на 26.03.2022
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вопросы можно задать по адресу zakaz131313@mail.ru
12, 18, 22 и 26 гр.
12 группа
Литература
Тема: Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).
18 группа
Русский язык
Тема: Служебные части речи
Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).
22 группа
Литература
Тема: Биография А. И. Солженицына
Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).
26 группа
Русский язык и деловое общение
Тема: Особенности и виды устного делового общения
Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12 гр. Нравственные искания А. Болконского и П. Безухова | 45.5 КБ |
18 гр. Служебные части речи | 69.5 КБ |
22 гр. А. И. Солженицын | 40 КБ |
26 гр. Особенности и виды устного делового общения | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Андрей Болконский | Пьер Безухов |
1.Первое появление — в салоне Шерер. Скука светской жизни и неудовлетворенность своей службой в Петербурге. Неудачная женитьба. Увлечение Наполеоном. Решение отправиться в армию, на войну, чтобы реализовать свои тщеславные цели — жажду сланы и мечты о своем «Тулоне». ('Г. 1,ч. 1, гл. 3-5) 2.Служба при штабе Кутузова. Изменение его настроения в армии. Отношение к службе как приятному и интересному делу. Честность и принципиальность Болконского (эпизоды с провиантским обеспечением армии, с батареей Тушина). Размышления князя Андрея о том, что русская армия находится в таком положении, что только он может спасти се и открыть себе путь к славе. (Т. 1, ч. 2, гл. 3, 9, 10, 12, 15, 21) 3.Аустерлицкое сражение. Смелость князя Андрея. Он подхватывает знамя и бежит впереди полка, поворачивая отступающих солдат. Его восприятие всего происходящего как особого события, как своего «Тулона». Тяжелое ранение князя Андрея и «высокое небо» Аустерлица над ним, понимание бессмысленности, бренности и низменности всего происходящего. (Т. 1, ч. 3; гл. 12, 16) 4.Разочарование в Наполеоне. Раненый князь Андрей видит своего кумира — Наполеона, объезжавшего поле боя, и думает о нем как о маленьком ничтожном человеке в сравнении с тем, что происходит в его душе, и бесконечным небом. Разочарование в своем кумире. 5.Разочарование в военной службе. Потрясение от смерти жены и депрессия. Суждение о том, что если бы враг стоял у стен Смоленска, то и тогда бы он не пошел воевать. 6.Погружение в хозяйственные дела и жизнь семьи. (Т. 2,ч. 1, гл. 9; ч. 2, гл. 8) Внутренняя неудовлетворенность своим положением. (Т. 2, ч. 2, гл. 8-9) 7. Встреча с Пьером в Богучарове. Суждение князя Андрея, что он знает только два несчастья: угрызение совести и болезнь. Счастье — отсутствие двух зол. Мудрость — жить для себя, избегая этих двух зол. Разговор о смысле жизни: для Андрея это — жить, никому не мешая, сделать собственную жизнь приятной. Свидание с Пьером было целой эпохой для князя Андрея, с которой началась «хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». (Т. -2, ч. 2, гл. 11-13) 8.Поездка по делам в Отрадное. Дуб, встреченный по дороге, и размышления князя Андрея о конечности жизни, о том, что все обман и нет надежды.Его неожиданная встреча с радостной, веселой Наташей. Пробуждение души князя Андрея, случайно услышавшего восторженные слова Наташи о небе, звездах, луне. Мысли о том, что жизнь не кончена в 31 год. (Т. 2, ч. 3, гл. 1-3) 9.Скука князя Андрея в деревне и решение начать деятельность более широкого масштаба. Его проект военных законов и работа в Петербурге, в комитете Сперанского. Понимание суеты, рутины и однообразия деятельности высших чиновников государства. Разочарование. (Т. 2, ч. 3, гл. 4-6, 18) 10.Влюбленность в Наташу. Сватовство к ней и попытка обрести личное счастье. Подчинение воле отца и откладывание свадьбы на год. (Т. 2, ч. 3, гл. 16- 19, 23) 11.Ожесточение после измены Наташи и жажда мести Анатолю. Невозможность простить. (Т. 2, ч. 5, гл. 21) 12.Возвращение в армию. Решение служить в полку, а не при штабе. Его презрение к штабным и понимание, что настоящее дело делается простыми солдатами. Любовь солдат к нему («наш князь») (Т. 3,ч.1, гл11, ч.2, гл.5) 13.Ночь перед Бородинским сражением. Раздумья о прошедшей жизни, о смерти. Своеобразное подведение итогов. Встреча с Пьером и размышления о духе войска, о силе патриотизма и неизбежной победе (Т.3,ч.2, гл.24-25) 14.Неучастие князя Андрея в деле на Бородинском поле и его переживания по этому поводу. Нелепое тяжелейшее ранение. Физическая боль. Пробуждение в душе любви ко всем при виде страдания других и на пороге смерти (т.3, ч.2, гл.36-37) 15.Встреча с Наташей, прощение её и истинное понимание любви, религиозных истин и Бога. Спокойное принятие смерти. (т.3, ч.3, гл.32-33, т.4,ч.1, гл.15-16) 16. Продолжение судьбы князя Андрея – в судьбе и мыслях его сына (Эпилог, ч.1, гл.12,14,16) | 1. Первое появление — в салоне Шерер. Наивность, открытость, идеализм и романтизм. Пустое времяпрепровождение. Нерешительность в выборе жизненного поприща. Князь Андрей для него- образец всех совершенств. Увлечение идеями французской революции. (Т. 1, ч. гл. 2-5) 2. Неожиданное получение многомиллионного наследства, роль богатого жениха. Наивное предположение, что все добры и внимательны к нему из-за его качеств. Неумение разбираться в людях и великосветских интригах. Следствие этого — неудачная женитьба на Элен. Неискренность их взаимоотношений. (Т. 1, ч. 1, гл. 22; ч. ч.3, гл. 1-2) 3. Ощущение стыда и ложности своего положения в супружестве с Элен. Мучительные для Пьера слухи о неверности своей жены. (Т. 1, ч. 1. гл. 4) 4. Дуэль с Долоховым, ранение Долохова и потрясение Пьера от всего произошедшего, в первую очередь оттого, что он мог убить человека. Гнев на жену и разрыв с ней. (Т. 2, ч. 1, гл. 5-6) 5. Поиск смысла жизни. Вопросы: что хорошо, что дурно, что нужно любить, что ненавидеть, что такое жизнь, что смерть, для чего жить и что такое я? (Т. 2, ч. 2, гл. 1) 6.Неожиданная встреча с масоном Баздеевым и нахождение истины в масонстве. Принятие идей масонства — жить в любви и добре к людям, бороться со злом. Работа в масонском братстве.Проведение реформ в деревне для облегчения положения крестьян. (Т. 2, ч. 2, гл. 2-5, 10) 7.Встреча с князем Андреем в Богучарове. Изложение своей жизненной позиции. Его рассуждение, что жить так, чтобы не делать зла, — этого мало. Наслаждение жизни — делать добро. Если есть Бог и будущая жизнь, то есть истина и добродетель. Человек должен стремиться к их достижению. (Т. 2, ч. 2, гл. 11-12) 8.Внешнее примирение с женой. Планы кардинального преобразования масонского ордена. Холодное отношение к его «передовым» идеям в братстве. Выход из ложи. (Т. 2, ч. 3, гл. 7-8) 9.Тоска Пьера и его новые попытки обрести истину и смысл жизни. Его осуждение себя и своего образа жизни. (Т. 2, ч. 3, гл. 9-10) 10.Невысказанная любовь к Наташе. Расценивание кометы 1812 года как предзнаменования потрясений для России (т.2., ч5, гл.22) 11.Интерес к ходу военных действий и к судьбе Москвы. Попытка помочь через пожертвования. Поездка в действующую армию, чтобы быть в центре решающих для судьбы отечества событий. (Т. 3, ч. 1, гл. 22-23; ч. 2, гл. 18) 12. Встреча Пьера с князем Андреем перед Бородинским сражением и проникновение в рассуждение Болконского о духе войска и о силе патриотизма. Встреча как еще один шаг к пониманию народа. (Т. 3, ч. 2, гл. 25) 13. Пьер на Бородинском поле, на батарее Раевского. Сближение с народом. Понимание грандиозности происходящего. (Т. 3,ч. 2, гл. 31-32) 14. Решение остаться в Москве и убить Наполеона, тем самым спасти Россию. Идея жертвенности и обретение великой цели. (Т. 3, ч. 3, гл. 27) 15. Плен, нравственные и физические страдания Пьера. Встреча с Платоном Каратаевым. Проникновение в его философию гармонии с самим собой и миром. Сближение с простым народом. Приход к «простоте, добру и правде». (Т. 4, ч. 1, гл. 9-13; ч. 2, гл. 11-12,14; ч. 3, гл12-15) 16. Любовь к Наташе окрашивает весь мир другими красками, радость и гармония в душе. (Т. 4, ч. 4, гл. 15-20) 17. Идеи декабризма, счастливая семейная жизнь (Эпилог, ч.1, гл.10-16) |
Предварительный просмотр:
Служебные части речи в русском языке
Служебные части речи — это предлог, союз и частица.
Служебные части речи – это слова, служащие для связи слов и частей предложения либо передающие эмоциональные и смысловые оттенки.
У них нет форм, к ним нельзя задать вопросы, и они не являются членами предложения. Это неизменяемые части речи. К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.
Предлоги
Определение
Предлоги – слова, которые выражают зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
По составу предлоги могут быть простыми (за, наподобие), сложными (из-за, по-над) и составными (во время, по отношению к). По происхождению предлоги делятся на непроизводные и производные (образованные от других частей речи).
Производные предлоги – это слова других частей речи, утратившие лексическое значение и грамматические признаки.
Виды производных предлогов по происхождению
1. От существительного: ввиду, вследствие, в течение, вместо, вроде, насчёт, по мере, по поводу;
2. От наречия: возле, вокруг, около, позади, после, мимо, напротив, навстречу вопреки;
3. От деепричастия: благодаря, включая, несмотря на, спустя, исключая, начиная, не считая.
Следует отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, на которые они похожи:
Благодаря брату я избежал проблем. (предлог!)
Благодаря брата за помощь, я не смог сдержать слёз. (что делая? деепричастие!)
Непроизводные предлоги – это предлоги, которые не образованы от других частей речи. Непроизводные предлоги появились очень давно и не имеют аналогов в других частях речи.
Примеры: в, на, под, к, по, из-за, над, с, без, у, до, за, от, из, о, об, пред, при, про, через
Непроизводные предлоги могут выражать:
- временное значение (придет в среду);
- причинное значение ( не пойти из-за болезни);
- объективное значение (узнать о предательстве);
- целевое значение (приобрести для ремонта).
Типичные ошибки в употреблении предлогов в речи
Употребление предлогов «в» – «на», «из» – «с».
Данные предлоги используются для выражения пространственных отношений.
Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, расположение внутри чего-либо, в ограниченном пространстве.
- Сидит в аудитории;
- Лежит в шкафу;
- Убрал в карман;
- Учиться в школе.
Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность.
- Положить на верхнюю полку;
- Спать на кровати;
- Скакать верхом на лошади.
Также предлог «на» употребляется, если ограничение пространства отсутствует: работать на поле, работать на выгоне, выращена на Алтае, отдыхали на Кавказе.
Предлоги «в»- «на», «из» – «с» образуют антонимичные пары, т.е. обладают значением противоположности. Поэтому при выборе предлогов «из» – «с», следует обратиться к их парам.
- Поехал в Москву – вернулся из Москвы (а не с Москвы);
- Пошел в школу – пришел из школы (а не с школы);
- Отдыхали на море – привезли с моря (а не из моря);
- Ехать в Крым – возвращаться из Крыма (а не с Крыма).
Употребление предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор»
Данные предлоги употребляются только с именами существительными (местоимениями) в форме дательного падежа:
- Благодаря отзывчивости, вниманию, таланту;
- Согласно условию, инструкции, указу, договору;
- Вопреки предсказанию, желанию, ожиданиям;
- Наперекор судьбе, рассудку, желаниям;
Союзы
Определение
Союзы – слова, которые соединяют однородные члены или части сложных предложений.
Союзы делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы служат для связи однородных членов в простом предложении и простых предложений в составе сложносочиненных предложений. Подчинительные союзы служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного предложения.
По строению союзы могут быть простыми и составными. Простые союзы состоят из одного слова (и, а, но, да), а составные – из двух и более (как …, так и, для того чтобы).
В роли подчинительных союзов могут выступать относительные местоимения и наречия, в таком случае их называют союзными словами.
Союзы | Разряд | Примеры |
сочинительные | соединительные | и, да=и, также, тоже, не только …, но и |
противительные | а, но, да=но, зато, однако | |
разделительные | или, либо, ни …, ни , то ли …, то ли, не то …, не то | |
подчинительные | изъяснительные | что, чтобы, как, будто |
определительные | который, какой, где | |
временные | когда, лишь, едва, пока, как только | |
целевые | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы | |
причинные | потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того | |
условные | если, раз, если бы, ежели, когда | |
уступительные | хотя, несмотря на то что, как ни, сколько ни | |
сравнительные | как, как будто, словно, точно | |
следствия | так что вследствие чего |
Частицы
Определение
Частицы – это слова, добавляющие различные оттенки к значению самостоятельных слов.
По составу частицы делятся на простые (даже, только), сложные (всё-таки, просто-напросто) и составные (хоть бы, того и жди). По значению и функциям частицы подразделяются на две группы – смысловые (выражают оттенки значения) и формообразующие (для образования форм слова), внутри которых выделяются отдельные разряды.
Формообразующие частицы | для условного наклонения глаголов: бы, б |
для повелительного наклонения глаголов: пусть, да, давай, пускай | |
Смысловые частицы | отрицательные: не, ни |
усилительные: даже, аж, уже, ещё, ведь, всё-таки | |
утвердительные: да, так, точно, ага | |
вопросительные: разве, неужели, ли, ну как, а что | |
восклицательные: что за, как, ну и | |
для выражения сомнения: вряд ли, едва ли | |
для выражения уточнения: именно, точно, как раз, хоть бы | |
выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, хоть | |
указательные: вот, вон, а вон, это | |
для выражения смягчения: -ка |
Частицы следует отличать от омонимичных частей речи:
- Мал золотник, да дорог. (да – союз, служит для связи однородных сказуемых)
- Да будет свет! (да – усилительная частица)
- Давай приготовим что-нибудь вместе! (давай – частица, служит для образования повелительного наклонения)
- Давай деньги и уходи отсюда! (давай – глагол в повелительном наклонении)
Предварительный просмотр:
Биография Александра Исаевича Солженицына
Неограниченная власть в руках
ограниченных людей всегда
приводит к жестокости…
Никто из людей ничего не знает наперёд.
И самая большая беда может постичь человека в
наилучшем месте, и самое большое
счастье разыщет его - в наидурном...
Солженицын — великий человек, который отстаивал свой особый взгляд на жизнь. Его взгляды порой радикально расходились с общепринятыми, а конфликты личных убеждений с официальной властью привели его к гонениям, преследованиям и репрессиям.
Биография Солженицына
Александр Исаевич Солженицын (1918–2008 гг.) – известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной книги «Архипелаг ГУЛАГ». Советская власть считала его диссидентом, а его произведения завоевали невероятную популярность у читающей публики.
Детские годы и образование
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения.
В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.
Великая Отечественная война
Несмотря на слабое здоровье, Солженицын стремился на фронт. С 1941 года писатель служил в 74-ом транспортно-гужевом батальоне. В 1942 году Александра Исаевича направили в Костромское военное училище, по окончании которого он получил звание лейтенанта. С 1943 года Солженицын служит командиром батареи звуковой разведки. За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем капитана. В этот период Солженицын не прекращал писать, вел дневник.
Заключение и ссылка
Александр Исаевич критически относился к политике Сталина, в своих письмах к другу Виткевичу осуждал искаженное толкование ленинизма. В 1945 году писатель был арестован и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку (по 58-й статье). Зимой 1952 года у Александра Солженицына, биография которого и так была достаточно непростой, обнаружили рак.
В 1953 году писателя отправляют в ссылку в Казахскую ССР. Там он преподавал в школе, лечился в «раковом корпусе» в Ташкенте. В 1956 году, когда ссылка по 58-й статье была распущена, писатель вернулся в Россию.
Годы заключения нашли отражение в литературном творчестве Солженицына: в произведениях «Люби революцию», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Знают истину танки» и др.
Конфликты с властями
Поселившись в Рязани, писатель работает учителем в местной школе, продолжает писать. В 1965 году КГБ захватывает архив Солженицына, ему запрещают публиковать свои произведения. В 1967 году Александр Исаевич пишет открытое письмо Съезду советских писателей, после которого власти начинают воспринимать его как серьезного противника.
В 1968 году Солженицын заканчивает работу над произведением «Архипелаг ГУЛАГ», за границей выходят «В круге первом» и «Раковый корпус».
В 1969 году Александр Исаевич был исключен из Союза писателей. После публикации за границей в 1974 году первого тома «Архипелага ГУЛАГ» Солженицын был арестован и выслан в ФРГ.
Жизнь за границей. Последние годы
В 1975-1994 годах писатель посетил Германию, Швейцарию, США, Канаду, Францию, Великобританию, Испанию. В 1989 году «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые опубликован в России в журнале «Новый мир», вскоре в журнале публикуется и рассказ «Матренин двор».
В 1994 году Александр Исаевич возвращается в Россию. Писатель продолжает активно заниматься литературной деятельностью. В 2006–2007 годах выходят первые книги 30-томного собрания сочинений Солженицына.
Датой, когда оборвалась трудная судьба великого писателя, стало 3 августа 2008 года. Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.
Интересные факты
- Александр Исаевич был дважды женат: на Наталье Решетовской и Наталье Светловой. От второго брака у писателя трое талантливых сыновей – Ермолай, Игнат и Степан Солженицыны.
- В краткой биографии Солженицына нельзя не упомянуть, что он был удостоен более двадцати почетных наград, среди которых Нобелевская премия за произведение «Архипелаг ГУЛАГ».
- Литературные критики нередко называют Солженицына Достоевским или Толстым нашей эпохи.
- На могиле писателя стоит каменный крест, созданный по проекту скульптора Д. М. Шаховского.
Предварительный просмотр:
Особенности и виды устного делового общения
Каждая форма деловой коммуникации должна отвечать следующим критериям:
· цель проведения (зачем?);
· контингент участников (кто?, с кем?, для кого?);
· регламент (как долго?);
· коммуникативные средства реализации намерений (как?);
· организация пространственной среды (где?);
· ожидаемый результат (какой?, что «на выходе»?).
Устные виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим относятся: приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).
Виды, основанные на диалоге: разговор; беседа; интервью; переговоры; дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция.
Деловая беседа состоит из пяти фаз:
1. начало беседы;
2. передача информации;
3. аргументирование;
4. опровержение доводов собеседника;
5. принятие решений.
Очень важной частью беседы является ее начало. Инициатору беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собеседнику, так как начало беседы – это «мост» между партнерами по деловой коммуникации. Задачи первой фазы беседы: установление контакта с собеседником; создание приятной атмосферы для беседы; привлечение внимания к предмету беседы; пробуждение интереса к беседе; перехват инициативы (в случае необходимости).
Исследователями выделены факторы, позволяющие деловой беседе пройти успешно:
· профессиональные знания дают возможность реализовать высокую объективность, достоверность и глубину изложения информации, а также владение ситуацией;
· ясность позволяет увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности;
· наглядность – максимальное использование иллюстративных материалов (документов, информационных источников, таблиц, схем и пр.), общеизвестных ассоциаций и параллелей – снижает абстрактность изложения информации;
постоянная направленность – следует постоянно держать в голове основные задачи беседы и в какой-то мере знакомить с ними собеседника;
· ритм – повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу;
· повторение – повторение основных положений и мыслей помогает собеседнику воспринять информацию;
· элемент внезапности представляет собой продуманную, но неожиданную для собеседника увязку деталей и фактов;
· «насыщенность» рассуждений – необходимо следить за тем, чтобы в ходе беседы чередовались «взлеты», когда от собеседника требуется максимальная концентрация, и «спады», которые используются для передышки и закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника;
· рамки передачи информации – французский писатель и мыслитель Вольтер как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать все»;
· юмор и ирония – в определенной дозе и ситуативно уместны, они поднимают дух собеседников, их готовность к восприятию даже неприятных аспектов беседы.
Существуют определенные общие правила, которых целесообразно придерживаться при ведении бесед в деловой и неформальной обстановке. Среди них можно выделить следующие наиболее важные (Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь: Грань, 1996. – С. 56):
- говорить нужно так, чтобы каждый участник беседы имел возможность легко вступить в разговор и высказать свое мнение.
- Недопустимо нападать с горячностью и нетерпением на чужую точку зрения.
- Высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно.
- Изящество в разговоре достигается через ясность, точность и сжатость высказываемых доводов и соображений. Во время беседы необходимо сохранять самообладание, хорошее расположение духа и благожелательность.
- Серьезная полемика, даже при уверенности в правоте, негативно сказывается на контактах и деловых отношениях.
- Необходимо помнить, что за спором идет ссора, за ссорой – вражда, за враждой – проигрыш обеих противостоящих сторон.
- Ни при каких обстоятельствах нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях можно сделать замечание, соблюдая нормы этикетного поведения.
- Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый посетитель, не продолжит разговор, прежде чем не ознакомит вкратце пришедшего с тем, что было сказано до его прихода.
- Недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих.
- Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления.
- Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии. Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии.
- Необходимо строго следить за тем, чтобы не допускать бестактных высказываний (критика религиозных воззрений, национальных особенностей и т. п.).
- Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное под тем предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей.
- Если другой человек заговорит одновременно с вами, предоставьте право сначала высказаться ему.
- Образованного и воспитанного человека узнают по скромности. Он избегает хвастать своими знаниями и знакомствами с людьми, занимающими высокое положение.