Школьная служба примирения
Школьная служба примирения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма
(МАОУ СОШ №1)
Утверждено
Методическим советом МАОУ СОШ №1
Протокол № 15 от 10.09 2020г.
Председатель ____________ Л.Н.Симакова
Программа
психолого-педагогического сопровождения
профилактики конфликтов
среди подростков
«Школьная служба примирения»
Разработчик: педагог-психолог Орлова Н.Т.
2020-21 уч.г.
Аннотация.
В данной программе представлен опыт психологической работы по профилактике и урегулированию конфликтов среди подростков через технологию посредничества. Медиаторами являются учащиеся, прошедшие курсы по технологии медиации. Эти учащиеся приобретают навыки профессионального общения в социальной работе. Ребята имеют возможность приобретения первых профессиональных проб на практике.
В 1 части описаны: методические и практические рекомендации по подготовке посредников службы примирения, цели и задачи, метод решения спорных вопросов, место посредничества в психолого- педагогическом сопровождении и профилактике здоровья.
Во II части представлены 7 занятий по подготовке посредников в разрешении конфликтов и методика организации переговоров, методика организации процедуры посредничества, анкеты, которые заполняют участники переговоров, примерный тематический план занятий. Тематика занятий - авторская, методики – модифицированы.
В III части представлены тематика тренингов, лекций, презентаций для учащихся 9 классов и их родителей, для учителей по тематике «Психология конфликтов» и их краткое содержание. Представлены правила посредничества, разработанные М. Л. Кингом и адаптированные для детей психологами В.Ф. Линкольном и Р.Дж. О’Донеллом.
- Программа рассчитана на психологов, классных руководителей, организаторов детского движения, работающих с учениками в системе проектной деятельности.
- Программа направлена на подготовку и осуществление помощи конфликтующим детям с помощью посредников из числа подготовленных сверстников и развитие психологической компетенции учащихся, развитие регулятивных, коммуникативных и личностных компетенций, что отвечает задачам новых федеральных государственных стандартов.
Главный принцип посредничества - добровольность.
Использованные технологии: восстановительные медиации,
«Круги сообщества».
Представлены пакет документов для проведения процедуры примирения и особенности восстановительной медиации в школе (приложения 1,2)
Вид программы: профилактическая, образовательная, профориентационная.
- Часть 1.
- 1.Место программы в психолого-педагогическом сопровождении.
В психолого-педагогическом сопровождении является частью «Программы по профилактике и формированию осознанных установок подростков к здоровому стилю жизни», утверждённой Методическим советом 10 сентября 2013г. Является продолжением волонтёрского отряда тьюторов – учеников «За здоровый образ жизни», в частности, профилактика вредных привычек. Служба примирения – это ещё одна из современных форм работы с подростками по методу посредничества, по которой у нас в России только началась работа. В нашей школе психолог является также тьюторов, т.е. курирует подростков, имеющих проблемы в сфере общения, поведения.
2.Место службы примирения в проблеме сохранения психического здоровья школьников
- Какое отношение имеет посредничество к защите психического здоровья детей? Согласно выводу И.Н. Гурвича, сделанным в его уникальной монографии, наибольшим потенциальным влиянием на здоровье человека обладают непосредственно межличностные отношения. Для детей и подростков самой актуальной сферой жизнедеятельности является общение. Эффективность межличностных отношений, как правило, зависит от того, как мы относимся к себе и другим людям, разрешаем ли мы конфликты своевременно и справедливо для обеих конфликтующих сторон, или применяем другие стратегии в отношении них.
- 3. Посредничество школьников как составная часть психопрофилактики в образовательной среде.
Образовательная среда является оптимальным пространством для защиты психического здоровья детей, поскольку объединяет ребенка, его родителей, сверстников, детей другого возраста, учителей в систему межличностных отношений. «Три направления психопрофилактической работы в школе: семья, школа, дети и подростки, позволяют с позиций системного подхода исследовать каждого ребенка в контексте развития среды обитания. Главная стратегия - предупреждение нарушений, выступает как приоритетное направление, эффективность которого зависит от своевременного вмешательства специалистов. Цель вмешательства - предотвращение завершения формирования личностных расстройств и оказание помощи в адаптации личности» (С.А.Кулаков).
Основной механизм психопрофилактики состоит в выявлении нарушений и их коррекции на основе координации усилий всех взрослых представителей образовательной среды, что особенно актуально в связи с введением ФГОС Исключение составляет взаимодействие детей в группах, где психокоррекция достигается в основном за счет влияния детей друг на друга. Таким образом, сами дети и подростки являются лишь фокусом психопрофилактики их психического здоровья, и в традиционной схеме психопрофилактики не сотрудничают с взрослыми. У них нет полномочий в решении своих проблем, хотя в мировом сообществе такой опыт имеется. В странах, где психологическая служба образовательных учреждений построена по принципу “Скул Гайденс”, психологи, изучая поведение ребят на тренингах общения, заметили, что с особым интересом ученики слушают мнении о себе, высказанные их сверстниками, выполняя функцию супервизора. Я в своей практике обратила внимание на то, с каким удовольствием и ответственностью дети оказывают друг другу помощь в разрешении конфликтов, с каким уважением относятся они к позиции человека, оказывающего помощь. Эта методика является, на мой взгляд, здоровьесберегающей. Именно тогда и возникло желание перенести этот опыт в нашу школу «Здоровья» и усовершенствовать его. В начале введения этого направления для меня было важно изучить опыт других школ. Анализ опыта американских школьников в психологическом консультировании сверстников позволил сделать вывод, что наиболее продуктивной является процедура посредничества, направленная на примирение конфликтующих детей. Школьников, обученных школьным психологом для ведения процедуры посредничества, называют посредниками. Их знают все дети школы, посредник носит отличительный знак, и он является моделью для поведения.
План мероприятий «Службы примирения»
Организационные этапы.
-1.Объявление по набору учащихся 10-х классов в службу примирения на обучение.
-2.Обучение (7 занятий) - сентябрь, октябрь
-3.Стажировка в оздоровительном школьном лагере «Весёлая карусель» в летние каникулы.
-4.Работа службы. Ноябрь - апрель
Форма занятий: кружковая. Проектная деятельность.
4.Описание контингента, с кем проводятся занятия:
Проводится с старшеклассниками, умеющими анализировать, чувствовать, могут выслушать, спокойны. Они интересуются вопросами психологии и хотели бы работать психологами, юристами, инспекторами по делам несовершеннолетних, менеджерами, учителями.
У нас в школе группа этих ребят определилась в ходе деятельности группы тьюторов и волонтёров за здоровый образ жизни.
5.Методы: обучающий тренинг и самоанализ.
6.Структура обучающего тренинга:
-1.Проводит психолог тренинги с теоретическими выкладками о сути конфликта и психологических методах ненасильственного метода выхода из сложной ситуации (занятия – тренинги)
-2.Проводится работа по самоанализу посредников по результатам психодиагностики, направленная на снятие личностных конфликтов самих посредников.
-3.Проведение супервизий для посредников.
7 Гипотеза.
Деятельность посредников в школе способствует развитию эффективных межличностных отношений, и потому делает школу теплее, комфортнее, привлекательнее.
8. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание психологической ученической службы примирения, профилактика и устранение непониманий среди ребят, развитие психологической культуры среди школьников, сохранение их психического здоровья.
Задачи программы: обучить старшеклассников, интересующихся психологией
(понятие «психологи-сверстники»), способных оказать своим сверстникам психологическую помощь под супервизией школьного психолога, повысить уровень конструктивного общения подростков.
9. Безопасность деятельности посредников:
1. К работе допускаются уравновешенные учащиеся, имеющие осознанные установки о морали и чести.
2. Успешно прошедшие 1 этап подготовки школе.
3.Проводиться только в присутствии психолога или учителя.
- 10.Теоретическая база программы.
Идея посредничества состоит в том, чтобы предложить участникам конфликта поработать в качестве партнеров при разрешении конфликтной ситуации и помочь им справедливо разрешить конфликт для обеих сторон. Идея разрешения конфликтов на основе посредничества принадлежит М.Л. Кингу. В отличие от судейского подхода к разрешению конфликтов посредничество подразумевает активную позицию участников конфликта, им же принадлежит, и функция принятия решения, устраивающего обе стороны. Посредничество требует выполнения определенных правил. Правила посредничества были разработаны М. Л. Кингом и адаптированы для детей психологами В.Ф. Линкольном и Р.Дж. О’Донеллом.
- Процедура посредничества включает шесть шагов, последовательно ведущих к разрешению конфликта:
-представление правил,
- выслушивание истории,
- поиск вариантов решения, выбор наилучшего с точки зрения обеих сторон решения,
- разговор о возможностях предупреждения конфликтов в будущем,
-закрытие процедуры.
- Правила борьбы за справедливость
- Определи проблему
- Сфокусируйся на проблеме
- Атакуй проблему, а не личность
- Слушай открытым сердцем
- Относись к чувствам человека с уважением
- Отвечай за свои действия
При подготовке посредников эти правила были взяты нами за основу, однако, сама модель процедуры посредничества была усовершенствована, после того как я прошла курсы подготовки по проведению восстановительной медиации у А.В. Коновалова. Возможность переноса опыта была доказана при обучении посредничеству группы старшеклассников в 2013-14 уч.г., одновременно отрабатывались методики проведения методики «Круги сообщества».
Для осознания того, что с ними происходит в процессе разрешения конфликта, некоторым школьникам, оказалось, недостаточно понять поступки и чувства друг друга, им хотелось знать, что другой участник конфликта думает по поводу ситуации, и меняется ли его отношение к ней по мере разрешения конфликта. Но для того, чтобы изменение отношения к ситуации было продуктивным, необходимо было усилить функцию оценки своего поведения в конфликтной ситуации, которая в явном виде в модели не просматривалась. Таким образом, обратная связь, полученная от детей, послужила основанием для пересмотра модели и, соответственно, ее теоретической платформы, которая для американских детей при обучении не раскрывалась. Новую модель представила к апробированию в МБОУ СОШ № 1 в 2013-14 уч.г. Директору школы предложила ввести институт посредничества в структуру самоуправления школьников.
Определили ряд гипотез:
- Введение института посредничества способствует улучшению психологического климата школы.
- Овладевая опытом оказания помощи сверстникам и детям помладше в разрешении конфликтных ситуаций, дети более внимательно и корректно строят свои отношения с окружающими, что способствует развитию более эффективных межличностных отношений.
- Посредничество способствует развитию саморегуляции школьников и повышает уровень школьного самоуправления.
В дальнейшем модель разрешения конфликтных ситуаций на основе посредничества не менялась концептуально, были лишь выделены вопросы, как ориентировочная основа для организации каждого этапа процедуры посредничества. В программу подготовки посредников была введена техника активного слушания и приемы установления психотерапевтических отношений (основной инструментарий терапии, центрированной на личности).
Ниже представлена программа подготовки посредников на 2015-16 учебный год и методика организации процедуры посредничества, апробированные в нашей школе в течение предыдущих 2 - х лет. Данный опыт был дополнен нашими наработками по волонтёрскому движению, как посредническому движению и направлялся психологом Орловой Н.Т.
Проблемы. Работа должна проводится в форме кружковой работы, но в прошлые годы часов не было выделено. Это затрудняет организационные и стимулирующие факторы в работе.
Количество часов кружковой работы 34 часа в год
Из них: 14 часов теоретические занятия, 20 часов практические.
- Часть 2.
- Тематический план проведения занятий подготовки посредников
Тема 1.
Введение 2 часа
Цель и задачи посредничества. Основные понятия: посредничество, конфликт, общение, взаимопонимание. Существенные отличия от других приемов и способов разрешения конфликтных ситуаций (добровольность, сотрудничество, открытость в общении, внимание не только к поступкам, но и к чувствам и мыслям, отсутствие свидетелей, конфиденциальность, взаимная удовлетворенность решением)
Тема 2.
Общение -2часа.
Общение как обмен информацией. Общение и язык. Вербальные и
невербальные коммуникации.
Общение как межличностное взаимодействие. Социальный контроль и нормы. Роли и ролевые ожидания в процессе общения. Такт и бестактность. Психологический контакт. Межличностный конфликт и его возможные причины. Смысловые барьеры в общении.
Общение как понимание. Механизмы восприятия людьми друг друга (идентификация, рефлексия, стереотипизация). Причинная интерпретация.
Эффект ореола. Обратная связь в общении (осведомительная функция и функция саморегуляции)
Приемы эффективного общения. Вхождение в эмоциональный контакт, активное слушание, ведение диалога и др.
Тема 3.
Конфликты- 2 часа.
Внутренние и внешние конфликты.
Внутренние конфликты: конфликт взаимоисключающих желаний, конфликт желания и его отрицательных последствий, конфликт отрицательных последствий.
Внешние конфликты. Психологическая совместимость. Природа внешних конфликтов. Конфликты в детской среде.
Способы, стили поведения в конфликтных ситуациях, их тестирование и обсуждение. Стиль посредника – сотрудничество.
Тема 4.
Разрешение конфликтных ситуаций на основе посредничества - 2часа.
Принципы и правила посредничества. Теоретическая основа модели – терапия реальностью. Модель разрешения конфликтов. Модель процедуры посредничества. Обсуждение “подводных камней” в разрешении конфликтах.
Моделирование конфликтных ситуаций и их разрешение преподавателем (демонстрации). Моделирование конфликтных ситуаций и их разрешение детьми (демонстрации). Анализ. Осмысление нового опыта.
Тема5.
Характеристики эффективного посредника- 2 часа.
Управление гневом (своим и участников конфликта)
Коммуникативная культура посредника. Умение активно слушать. Приемы установления психотерапевтических отношений.
Умение отражать понимание чувств, облегчать своим вербальным и невербальным поведением выражение участниками конфликта своих мыслей и чувств. Избегание судейской позиции.
Тема 6
Тренинг личностного роста- 6 часов
Проработка личных проблем, связанных с функцией посредничества.
Проработка неблагоприятных реакций: недоброжелательности, оценочных суждений, принятия позиции превосходства.
Проработка конфликтов внутритренинговой группы.
Развитие эмпатии, умения ее выразить.
Тема 7.
Тренинг компетентности в оказании помощи сверстникам в решении проблем- о 8часов 1.Ведение помогающей беседы на основе модели разрешения проблем, работа в парах (посредник – сверстник). Анализ на основе видеозаписи- 2 часа.
2.Ведение процедуры посредничества при разрешении смоделированного конфликта. Анализ проведения процедуры посредничества на основе видеозаписи. - 2часа.
3.Ведение процедуры посредничества при разрешении реальных конфликтов (принцип добровольности). - 2часа.
4.Анализ собственного стиля проведения процедуры посредничества. - 2часа.
5.Анализ нового опыта (Оценка, чувства, мысли, новое поведение) Возможности приложения опыта посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в трудную ситуации- 2 часа.
6.Анализ возможных ситуаций. Стратегии сдерживания сверстников от опрометчивых поступков- 2 часа.
Приложение 1
(пакет документов для проведения процедуры примирения).
- 1.Методика организации процедуры посредничества
Предварительный этап.
А) Посредники знакомятся с заявкой участника конфликта на проведение посредничества.
Форма заявки.
1. Фамилия и имя участника конфликта, выражающего просьбу о посредничестве, класс, домашний телефон.
2. Фамилия и имя другого участника конфликта.
3. Причина конфликта (заполняется участником конфликта, желающим, чтобы конфликт был разрешен с помощью посредников, а затем уточняется посредниками после проведения процедуры посредничества)
4. Где произошел конфликт? _________________________________________
5. Когда это случилось? _____________________________________________
6. Как можно связаться со вторым участников конфликта (класс, телефон, домашний адрес)?
Следующие пункты заполняются после проведения процедуры посредничества.
7. Проблема решена. Участники конфликта____________________________ и
__________________________________ (Фамилии и имена участников конфликта)
обязуются выполнять соглашение, достигнутое в ходе посредничества.
Подписи участников конфликта. ______________ ________________
8. (Заполняется, если проблема не решена и соглашение не достигнуто)
Проблема не решена.
а) Назначена еще одна процедура посредничества _____________________
указать дату
б) Участникам конфликта предложено обратиться к школьному психологу (заявка передается школьному психологу)
9. Подписи посредников. __________________ ______________________________
Б) Получение согласия на проведение посредничества у второго участника конфликта.
В) Встреча с участниками конфликта и согласование даты, времени и места проведения процедуры посредничества.
Г) Посредники договариваются, кого из участников конфликта каждый посредник будет лично вести (наблюдать за своим клиентом, задавать вопросы, показывать понимание переживаний, т.е. психологически быть рядом со своим клиентом)
- 2. Процедура посредничества
А) Организация пространства
Посредники располагаются рядом с одной стороны стола. Участники конфликта садятся напротив друг друга за тот же стол. Здесь же присутствует обязательно взрослый (учитель, классный руководитель, или психолог), но он находится в стороне и не вмешивается (за исключением особых случаев) в процедуру посредничества.
В) Представление посредников. Знакомство с правилами общения в ходе разрешения конфликта, и принципом конфиденциальности.
- Мы называем друг друга по именам.
- Мы слушаем друг друга внимательно, не перебиваем, даже если с чем-то не согласны.
- Мы уважаем друг друга.
- Мы с пониманием относимся к чувствам друг друга.
- Мы говорим правду, какой бы горькой она не была.
- Мы строго придерживаемся выработанного в ходе посредничества соглашения.
- Мы желаем разрешить конфликт.
- Мы сохраняем конфиденциальность.
Затем посредники спрашивают персонально каждого участника конфликта:
Вы желаете разрешить конфликт?
Вы согласны выполнять правила?
C) Рабочая стадия посредничества
Изучение история конфликта
- Что произошло?
- Что было сказано и сделано?
- Что подумали?
- Какие чувства испытали?
Исследование действий по разрешению конфликта и их оценка.
- Что делалось, чтобы выйти из конфликтной ситуации?
- Какие действия были эффективными?
- Что оказалось неэффективным?
Планирование выхода из конфликта.
- Что можно сделать, чтобы разрешить конфликт справедливо?
- Что можно сделать еще?
- Какие из предложенных вариантов вас устраивают больше всего?
- Что можно сделать прямо сейчас?
Реализация выбранного варианта “здесь и сейчас”
Проверка эффективности процедуры посредничества.
- Что вы думаете по поводу того, что произошло?
- Чему научил конфликт?
- Что вы сейчас чувствуете?
(Сначала прорабатывается первая серия вопросов с каждым участником, затем вторая и т.д.)
D) Закрытие.
Выражение благодарности участникам конфликта за доверие.
Предложение сообщить о факте разрешении конфликта сверстникам.
3.Скрепление соглашения подписями.
Второй участник конфликта может не согласиться разрешать конфликт. В этом случае формирование мотивации на разрешение конфликта берет на себя школьный психолог. Мотивация достигается на основе анализа ситуации и ее оценки. Акцентирование отрицательных последствий прогрессирующего конфликта для его участников, припоминание опыта в роли, аналогичной роли другого участника конфликта (поведение, мысли, чувства), подведение к выводу, что оба участника конфликта испытывают болезненные чувства, позволяет вызвать желание разрешить конфликтную ситуацию и помочь принять решение о необходимости разрешения конфликта.
Для экспертизы использованы:
1. Тест Лири.
2.Анкета.
Приложение 2
Особенности восстановительной медиации в школе
• Большое значение в школе имеют воспитательные эффекты, предупреждение повторения подобного в будущем. Порой положительные изменения в сознании подростка даже важнее, чем решение конкретного конфликта.
Очень важны сохранение и нормализация отношений, поскольку в большинстве
случаев обидчик и жертва знакомы друг с другом, и после инцидента продолжат встречаться в стенах школы.
• Если в конфликте есть обидчик и жертва (произошли драка, кража, вымогательство
денег, порча имущества), необходимо обсуждать вопрос заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда.
• Как правило, большое влияние на развитие конфликта оказывает отношение к нему
группы одноклассников, то как они определяют: «кто прав» и «, кто виновен». Порой работа медиатора только со сторонами конфликта вообще не имеет смысла, поскольку
если достигнутые договоренности и изменения поведения не будут поддержаны
классом и педагогами, то подростки предпочтут вернуться к привычным и принимаемым классом формам общения.
• В большинстве случаев до встречи с медиатором с данным подростком уже работали своими методами директор и разные школьные специалисты (психолог, социальный
педагог) и он несет на себе «следы» этой работы (привычные формы защиты, негативные ожидания и опасения, предубеждения и т.д.).
Цель школьной службы примирения - восстановить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Эту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношений.
Служба примирения, в партнерстве с директором и ассоциацией восстановительной медиации инициирует в школе три процесса:
1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные и прочие сложные ситуации за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ (медиации,
«Кругов сообщества», «Школьных конференций», «Семейных конференций»).
2. Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то, как следует разрешать конфликты; привитие ценностей культуры взаимопонимания, чтобы в школе реже использовались административные воздействия взрослых, а
также силовые воздействия и манипуляции учащихся.
3. Дополнение и усиление существующих форм образования и воспитания восстановительными практиками служба примирения как инновационная детско-взрослая команда.
Заинтересованные лица: директор школы. Куратор: директор Ассоциация медиаторов
Формирование нового типа реагирования на конфликтные и прочие сложные ситуации
за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ. Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то,
как следует разрешать конфликты; привитие ценностей культуры взаимопонимания
Дополнение и усиление существующих форм образования и воспитания восстановительными
практиками. Запуск новых процессов, изменение установок на то, как нужно разрешать
конфликты; формирование традиций понимания
и примирения
Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один
из учителей) и примерно десяти старшеклассников. Все они проходят подготовку в качестве медиаторов, включая кураторов (для решения тех ситуаций, которые подросткам не
под силу в связи с их статусом).
Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках,
порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов; в дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители. Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят
предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи.
В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.
Базовой единицей системы поддержки ШСП является связка между районной
службой примирения (обычно на базе социально-психологических Центров) проводящей
восстановительные программы, Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов
г.. Москвы, Комиссии по делам несовершеннолетних (работающих с несовершеннолетними правонарушителями), и нескольких школ готовых к созданию ШСП).
Качественные выводы по апробации программы в 2020-2021г.
Опыт проведения и наблюдения процедуры посредничества позволяет сделать вывод, что при грамотном разрешении конфликтов участники конфликта становятся ближе друг другу, т.е. конфликт сближает, уменьшается тревожность, повышается жизненный тонус и повторных конфликтов не происходит. Деятельность посредников в школе способствует развитию эффективных межличностных отношений учащихся, развитию коммуникативных, регулятивных и личностных компетенций учащихся. Конфликты разрешаются вовремя, справедливо, а значит раз и навсегда. Это не означает, что участники разрешенного конфликта не будут конфликтовать впредь. Между ними могут возникать конфликты, но прежние конфликты не будут тяготеть над ними.
А главное, что они узнали ненасильственные методы разрешения конфликта. Кроме того, с достоинством выходя из конфликтной ситуации, дети становятся мудрее в сфере общения, они начинают осознавать и по-другому оценивать поведение человека в конфликтных ситуациях. Они приобретают опыт разрешения проблем, что является ценностью не только для сохранения психического здоровья “здесь и сейчас”, но и для будущего. У каждого посредника есть свои предпочитаемые направления помощи, как правило, они связаны с собственной, разрешенной когда-то значимой проблемой. Опыт ее разрешения позволяет подростку сказать клиенту, что он знает и понимает его состояние, и верит, что оно может измениться к лучшему. Вставая в позицию психолога, призванного помогать людям, подростки по-другому начинают оценивать вредные стимулы окружающей среды, ведь они могу создать проблему его клиентам. Может быть, поэтому посредники стараются не совершать плохих поступков, поскольку считают это неэтичным по отношению к своему статусу в школе.
Для педагога-психолога это очень трудоёмкая работа, учитывая, что круг обязанностей очень расширился в связи с реализацией и вводом ФГОС.
Литература:
1.Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество, Санкт- Петербург.1995г.
2.А.г.Грецов. А.А.Азбель.Узнай себя. Изд-во «Питер»,2008г.
3.Д.Химери. как помочь добиться успеха? Изд-во «Питер»,2008г.