Инновационные технологии

 Орлова Наталия Тимофеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование технологии «Форсайт» в процессе планирования деятельности классного коллектива»

Существует множество воспитательных технологий, но большинство из них опирается на модели прошлого и настоящего. Поэтому возникает противоречие: воспитываем человека будущего на образцах прошлого. Решить его помогает технология Форсайт.

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц договориться по поводу образа будущего, своих действий по его воплощению.

Основа методики: совместная работа участников на карте времени, построенная на образах и схемах.

Базовые принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • Будущее вариативно – оно зависит от решений участников;
  • Если будущее нельзя спрогнозировать достоверно, то можно подготовиться к разным его сценариям.

Участниками форсайта может быть группа от 5 до 15 человек, если количество больше, то разбивается на несколько групп. Формирование групп можно произвести заранее, а можно и самой форсайт-сессии.

Роли

На форсайте задействованы следующие основные роли:

• Модератор (он же координатор и ведущий) на этапе подготовки проектирует форсайт, определяет тематику, цель, время, участников, инструкции для них. На этапе проведения - обеспечивает рабочий процесс, коммуникацию участников, управляет содержанием.

• Дизайнер - готовит визуальное оформление, необходимое для работы.

Внутри группы есть свои администратор и летописец – сборщик идей, ответственный человек с компьютером и головой.

Этапы форсайта (для участников):

  • Подготовительный этап: знакомство с темой, погружение в проблему, накопление, анализ и отбор информации, необходимой участникам, формирование единого смыслового поля. Длится до 5 дней, координирует модератор.
  • Этап коммуникации: работа в группах по согласованию своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на образ будущего, формирование и предъявление «карты времени», «дорожной карты».
  • Заключительный этап: анализ и рефлексия. Возможна доработка и коррекция карт времени.

Результат работы: наглядный, конкретный путь достижения целей с измеримыми  параметрами и индикаторами.

Форсайт нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения желаемого результата.

Я применяю технологию Форсайт при планировании деятельности класса, выбора образовательной и воспитательной траектории для групп ребят и самоопределения каждого ученика. Как это происходит?

Я предлагаю вам фрагмент форсайта «Построим свое будущее сами» в выпускном классе в начале учебного года.

Музыка – 1 сентября. Все входят, приветствуют друг друга и учителя. Рассаживаются по местам. 

Дорогие друзья, я поздравляю вас с первым учебным днем, с Днем знаний! Желаю вам новых открытий, новых успехов, хорошего настроения! Я рада вновь встретиться с вами в стенах родной школы, рада видеть вас повзрослевшими, здоровыми, бодрыми и весёлыми. Лето прошло. А каким же оно было для вас. Давайте проведем блиц-опрос «Моё лето». Я начну.

- Это лето я провела с родными людьми. Мы путешествовали все вместе. Это было здорово.  

- Я все лето в лагере помощником вожатого проработал, было клёво!

- Миша, а что это у тебя за медаль?

- Я с ребятами из нашего двора в турнире по футболу участвовал и наша команда победила.

- Ну, ты – сила.

- Ребята, а знаете, как здорово в военно-спортивном лагере в г. Артемовский. Я там понял насколько важна и сложна армейская служба.

- А я впервые попала на интеллектуальную смену в лагерь «Таватуй», но, увы, начатый мной проект нужно еще дорабатывать.

Учитель: Поверь, Света, в этом нет ничего страшного. Теперь ты знаешь, что и как делать!

- Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

- Действительно, под лежачий камень вода не течет.

- Я благодарю Егора, Настю и Аню за работу в школьном трудовом отряде, за подготовку школы к новому учебному году. Спасибо всем! Я вас всех очень люблю. Вы у меня озорные и скромные, хитрые и честные, умные и … очень умные! Вы такие разные и вместе с тем такие похожие. Вы в 9 классе. Это особое время, время выбора: кем быть? Каким быть?

-   Закройте глаза, перенеситесь в июнь 2018 года. Вы сдали экзамены, у вас в руках аттестаты. Вы будете продолжать учебу дальше: кто-то в 10 классе, кто-то в техникуме, колледже. И это для вас общее. А кем еще вы видите себя через год? Теперь посмотрите на экран. Возьмите пульты для голосования и выберете из предложенных вариантов один.

(На слайде возможные выборы учеников: 1. Интеллектуальный лидер; 2. Олимпийский резерв; 3. Творческая личность; 4. Общественный лидер).

Ученики с помощью пультов делают свой выбор. На экране (доске) диаграмма, показывающая выборы учеников. Следующий слайд – высвечиваем первый ряд выбора.

- А сейчас ребята, которые выбрали одинаковый вариант успешного будущего, создайте свою группу единомышленников.  (Объединяю участников Форсайта по их выбору. Вместе успешные ученики, спортсмены, победители творческих конкурсов, и т.д).

- Расскажите, как каждый из вас поймет, что достиг цели? (я успешно сдала экзамены,….).

- Какие качества вы должны развивать в себе, чтобы достичь успеха? Выберите из предложенных самые значимые для себя или добавьте свой вариант. Работайте с конвертом № 1.

Методический комментарий: Желательно на этом этапе не давать готовых вариантов ответов.

  • Продуктивное мышление (1,3,4)
  • Креативность (3, 4)
  • Личная ответственность (2,4)
  • Самоорганизация (1, 2)
  • Цифровая грамотность (1,3,4)
  • Глобальная осведомленность (1)
  • Умение работать в команде (2,4,3)
  • Умение планировать (1,4)
  • Умение обдуманно рисковать (2)
  • Порядочность, честность (2)
  • Умение придумывать образы (3)
  • Умение ставить цели и достигать их (1,2,3,4)
  • Умение учиться (1,4)

Образовали второй ряд.

 - Давайте послушаем, какой выбор вы сделали. Слово группе Интеллектуальных лидеров.

- Теперь слово Олимпийским резервам.

- Передаем слово Творческим личностям.

- И выслушаем Общественных лидеров.

Итак, на данном этапе мы с вами сформировали образ своего будущего: кто мы и какие мы.

 

- Возвращаемся в наше время. Что вы готовы сделать, чтобы ваши планы реализовались?  Отвечая на этот вопрос, заполните карту времени. Вам поможет конверт № 2.

Методический комментарий: На этом этапе я тоже не даю готовых вариантов решений, важно, чтобы ребята сами осознанно выстраивали пошаговое достижение цели в течение всего учебного года.

Пока группы выполняют задание познакомимся с картой времени.

Карта времени - основное поле работы участников, представляет собой лист большого размера, где на горизонтальной оси располагаются временные рубежи, на вертикальной – тренды.

Тренд – это направление, тенденция развития какого-либо процесса или явления. Данный термин применяется в экономике, маркетинге, образовании и даже моде.

Тренды, которые предложены группам, отражают направления развития российского образования: «Я – гражданин России», «Образование для жизни», «ПроеКТОрия», «Мое здоровье – мое будущее», «Дополнительное образование». Каждая группа разрабатывает один из трендов.  

Технологии – комплекс средств и способов действий для достижения желаемого результата. Учащимся были предложены различные технологии: межличностная коммуникация, медиация, скорочтение, проектирование, социальные практики и т.д.

Форматы – это форма проведения какого-либо события, например, дистанционное и сетевое обучение, самообразование, тренинги, клубы, волонтерский отряд, акции, государственные праздники, сборы и др.

События – это то, что происходит с людьми. Это могут быть: участие в технофесте с проектом, участие в олимпиаде по русскому языку, Команда нашего класса победила в турнире по футболу, Мы участвовали в акции «Поздравь учителя» и т.д.  

Должны быть установлены связи между трендом, технологией, событием, форматом.

Пример представлен на экране. Мои помощники представят лишь фрагмент карты времени.

тренды

технология

события

форматы

Образование для жизни

Технологии работы с информацией

Участие в предметных олимпиадах

Участие в Международном дне переводчика

Школьный этап олимпиады

Школьная викторина

Мое здоровье – мое будущее

Команда по футболу победила в турнире

Участие в акции «Кросс наций»

Школьный турнир

Всероссийская акция

Я – гражданин России

Социальные практики

Технологии работы с информацией

Участие в акции «Поздравь учителя»

Участие в Международной акции «Географический диктант»

Городская акция

Международная акция

Дополнительное образование

Общаемся с учителями; педагогами дополнительного образования; выполняем их рекомендации

Участие в конкурсе изложений, иллюстраций, буктрейлеров.

Муниципальный фестиваль «Акуловские чтения»

Выслушаем каждую группу. Если вы согласны с их предложениями, то поднимите свой символ.

Итак, слово первой группе.

- Мы – группа «Интеллектуальный лидер». Мы предлагаем изучать технологии работы с информацией, которая нам поможет участвовать в предметных олимпиадах, в школьной викторине в Международный день переводчика.

- Ребята, кто согласен с таким предложением 1 группы. Поднятием символа – голосование, голосуют все.

- Предоставляем слово 2 группе.

- Мы – Олимпийские резервы. Мы предлагаем сформировать команду для участия в школьном турнире по футболу, а также во Всероссийском дне бега «Кросс наций».

- Участники форсайта, прошу проголосовать за предложения 2 группы. Поднятием символа – голосование, голосуют все.

- Слово группе – Общественный лидер.

- Мы предлагаем изучить технологию организации социальных практик. Организовать в школе и активно всем участвовать в акции «Поздравь учителя». А также познакомится с технологиями работы с информацией, применяя их подготовиться и принять участие в Международной акции «Географический диктант».

- Согласны ли вы с предложением этой группы. Поднятием символа – голосование, голосуют только группы – Творческая личность и Олимпийские резервы. Почему вы не согласны? (обращаюсь к группе Интеллектуальный лидер)

- Мы думаем, что в этот период у нас будет дефицит временных ресурсов, месяц будет очень напряженный.

- О.Л.: Хорошо, мы согласны все организовать, а участвовать вы будете? (И.Л. соглашаются)

- И слово группе – Творческие личности.

- Мы предлагаем, общаясь с учителями, педагогами дополнительного образования подготовиться и принять участие в конкурсах изложений, иллюстраций, буктрейлеров, в конкурсе чтецов в рамках муниципального фестиваля «Акуловские чтения».

- (Обращаясь ко всем участникам) Вы согласны? Поднятием символа – голосование, голосуют все.

Шаги, которые будут выбирать участники форсайта высвечиваются на экране и образуют карту времени.

- Посмотрите на шаги к будущему, которые вы определили для себя. Эти шаги мы можем совершать все вместе. Есть шаги, которые делает группа, но  есть шаги, которые под силу одному, лично. Главное – мы всем классом должны делать общее дело, чтобы каждый из нас пришел к своей цели.

Мои финальные слова.

Чётко нарисовав своё будущее, ребята-выпускники, которые зачастую и не знают, что хотят, избавляются от экстремальной ситуации выбора своего пути в июле или перекладывания этой ответственности на плечи родителей. Благодаря Форсайту человек сам определяет наиболее вероятное развитие, в котором не нужно тратить время на проверку тупиковых направлений своего будущего.

Таким же образом можно спланировать любое событие в жизни класса: поход, поездку, встречу с интересными людьми. При этом, чётко понимая, что хотим получить в итоге, осознав свои ощущения, можно вернуться в исходную позицию и скорректировать шаги для достижения желаемого результата.

Благодаря предсказуемости будущего возникает сознательная организация групповой деятельности, реализуется перспектива раскрытия возможностей ребят, повышается ответственность за принятое решение, потому что это их решение.

- Быстро пролетит время;

- Позади останется День Знаний;

- Отшумит Кросс наций (Миша);

- Ярко пройдут Новогодний КВН и Ассамблея лучших учеников;

- Впереди нас ждут

- Творческий подъем,

- Проекты и конкурсы,

- Олимпиады и турниры,

- В общем, впереди жизнь,

- Бурная и разнообразная,

- Со взлетами и, падениями,

- с победами и открытиями,

- Главное - увидеть свое будущее,

- выстроить к нему путь,

- И у нас все получится (вместе)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов  

 

ПРЕОДОЛЕВАЕМ СТРАХИ

«Придумай веселый конец». Цель — деролеизация объектов страха. Взрослый читает ребенку (9 лет и старше) какую-либо страшную сказку  и просит придумать к ней веселое окончание.

«Нарисуй страшного веселым (добрым)». Цель — деролеизация объектов страха. Для игры необходимо заранее приготовить черно-белые рисунки страшных персонажей. Ребенку дается задание — дорисовать их так, чтобы страшные персонажи превратились в смешных либо в добрых. Можно предложить ребёнку нарисовать свой страх, а затем дополнить деталями, чтобы сделать его смешным.

Например, на одном из занятий я предлагала нарисовать самую страшную страшилку, которой боятся все дети. Затем сообщала, что эту страшилку пригласили на день рождения. А как же она пойдет такая страшная? Как мы можем ей помочь? («Накрасить ей губы, нарядить в платье, сделать причёску и дать сумочку», — ответила Маша и сделала это.) В дальнейшей беседе по рисунку мы пришли к пониманию того, что, несмотря на свой внешний вид страшилки, это может быть вполне доброе и безобидное существо.

«Парикмахерская». Детям рекомендуется закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого обычно боятся все дети, и нарисовать его. Затем сообщаем, что это существо — девушка, которая собирается выйти замуж. И конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу, макияж и пр. Детям предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою девушку как можно лучше.

«Больница». В этом варианте упражнения детям сообщалось, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Детям надо нарисовать на лице существа страдания (слезы, повязку). Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается превратиться в добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить «существо» и нарисовать на его лице выражение радости (это можно сделать уже на другом листе).

«Книга моих подвигов». Цель — укрепление «Я» ребенка. Психолог вместе с ребенком разыгрывает ситуацию, в которой ребенок совершает подвиг: побеждает какое-либо злое существо. Затем ребенок рисует свой подвиг. После окончания рисования он еще раз вспоминает с помощью ведущего свой подвиг, психолог записывает этот рассказ. При этом рассказ может несколько отличаться от разыгранного ранее подвига. Психолог обещает ребенку после занятия красиво оформить его рассказ, чтобы из рисунков и рассказов потом составить книгу подвигов. На следующем занятии ребенок рассматривает свой рисунок, психолог читает ему напечатанный рассказ о подвиге. Затем опять разыгрывается ситуация, ребенок ее рисует и составляет рассказ.

«Я — очень хороший». Цель — укрепление «Я» ребенка. Психолог предлагает ребенку повторять по очереди несколько раз слова разным способом: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, психолог и ребенок прошептывают, проговаривают, прокрикивают слова «Я», «очень», «хороший».

«Скажи мишке добрые слова». Цель — укрепление «Я» ребенка. Ребенок и психолог перебрасываются мячиком и вспоминают хорошие качества человека. Затем психолог «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребенок придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты — ...». Затем психолог и ребенок по очереди берут мишку в руки, так каждый из них превращается в мишку, придумывает для другого добрые слова.

В работе со страхами я также использую сказкотерапию. Работа со сказками часто даётся как домашнее задание родителям, для занятий с детьми дома я рекомендую книги «Сказкотерапия детских проблем» Ткач Р.М., «Как помочь ребёнку избавиться от страхов. Страхи – это серьёзно» Шишовой Т.Л., «Нам не страшен серый волк» Микляевой А.В., Румянцевой П.В.; «Жила-была девочка, похожая на тебя» Д. Бретт.

При работе со страхами также использовался метод кататимно-имагинативной психотерапии. Метод символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия) разработан известным немецким психотерапевтом – профессором X. Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, внутренних картин на заданную психотерапевтом тему (мотив). Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое «декондиционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психологом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство.

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа. В отличие от работы со взрослым, в работе с ребенком психологу предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с ребёнком. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Сидящего в удобном кресле ребёнка вводят в состояние расслабления. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с закрытыми глазами». Таким образом, у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психолог может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. После достижения состояния расслабления ребёнку предлагается представить образы на заданную психологом в открытой форме тему - стандартный мотив. Представляя образы, ребёнок рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психологу, который как бы «сопровождает» его в образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией коррекции.

После проведения образа ребёнку предлагается порисовать то, что представлялось. Противопоказанием для использования данной методики являются: 1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; 2) церебрально-органические синдромы в тяжелой форме; 3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85; 4) недостаточная мотивация. Этот метод можно использовать с детьми в возрасте от 6-7-ми лет.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1. луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2. подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3. следование вдоль ручья вверх или вниз по течению,

4. обследование дома;

5. встреча со значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т.д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6. наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7. лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8. пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или, чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива: «Наблюдение и установление контакта с семьей животных» - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию; «Получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить»; «Представление себя примерно на 10 лет старше».

Для подростков можно предложить также мотивы: «Собственная машина, мотоцикл».

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: «Дерево», «Три дерева», «Цветок».

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы: «Представление реальной ситуации в школе или дома»; «Воспоминания из прошлого опыта»; «Представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву»; «Интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела)»; «Представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки».

В работе с парой родитель-ребёнок используются мотивы– «Животные идут друг к другу в гости», «Путешествие на необитаемый остров», «Дети в магазине игрушек» и т.д.

Пример: За консультацией обратились родители девочки. Причина обращения: девочка (Женя, 7 лет) боится оставаться дома одна, темноты; страдает логоневрозом. Одновременно с арт-терапевтическими техниками применялся метод символдрамы. Было проведено 15 занятий, использовались мотивы «Цветок», «Ручей», «Источник», «Три дерева», «Мяч», «Детская игрушка» (представила любимую куклу, кукла заболела аллергией, Женя вылечила её, дав ей «волшебную» микстуру), «Животное, которое нуждается в твоей помощи» (представила одинокого маленького ёжика, который мок под дождём; накормила его молоком, построила для него тёплый сухой шалаш), «Опушка леса» (из леса вышла Баба-Яга, которая хотела съесть Женю. После моей фразы: «Я знаю, что Баба-Яга очень любит торт, могла бы ты поискать там где-нибудь, и угостить её?», Женя смогла «найти» в образе много вкусностей, накормить Бабу-Ягу, после чего та стала «просто доброй бабушкой» и даже поиграла с девочкой), «Животные идут друг к другу в гости» (этот мотив проводился совместно с Женей и папой. Папа был оленем, Женя – дельфином. Дельфин пытался накормить оленя рыбой, а олень дельфина – травой, но в результате они пришли к соглашению: лакомились на берегу моря конфетами). По результатам коррекционной работы количество страхов у Жени снизилось с 18 до 5, нормализовалась речь.

Психотерапия по методу символдрамы также открывает новые возможности психотерапевтического использования сказки. Я.Л. Обухов  разработал методику «Кататимного похода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура психотерапевтического занятия, согласно методике, определяется следующими четырьмя важными фазами: 

Фаза предварительной беседы (15-20 минут). Ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка малоизвестна, его просят пересказать эту сказку. На этой фазе выявляется, когда ребенку впервые рассказали или прочитали сказку, кто ее читал или рассказывал, как и где это происходило, какие моменты сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям. Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться, проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы: «Представь себе, что ты оказался в сказке... Все, что ты представишь,— это хорошо. Мы можем работать с любым образом».

Фаза обсуждения (5-10 минут). По окончании представления образов с ребенком проводится обсуждение и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается затем на предварительной беседе следующего сеанса.

Для лечения детского невроза страха нужно действовать не только в психологическом направлении, но и воздействовать на последствия этого невроза, выраженные на физиологическом уровне. Детям необходимы упражнения на релаксацию и расслабление.

По результатам психокоррекции (через 7–10 дней после окончания занятий) детям снова предлагался тест «Страхи в домиках». В некоторых случаях, для чистоты анализа результатов, я дублировала эту методику и, рассматривая рисунки, дополнительно задавала следующие вопросы: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?» В дальнейшем фраза постепенно укорачивалась: «Теперь боишься или нет?», «Боишься или нет?». После обсуждения хвалила ребенка, что он смог справиться со своими страхами или с частью страхов, и дарила талисман (мелкую игрушку). При этом давалась установка: эта фигурка непростая, она будет другом и защитником, нужно только взять фигурку в руки, погладить ее и сказать: «У меня все будет хорошо, я все смогу!

Следует сказать, что в моей практике были случаи, когда коррекционная работа оказывалась не достаточно эффективной. В таких случаях сами родители имели повышенный уровень тревожности и страхов и культивировали его у детей. Лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею. Например, ко мне на приём пришла классный руководитель Андрея (11 лет) с жалобами на агрессивность, раздражительность, невнимательность ребёнка, резкое снижение успеваемости. В беседе с мальчиком выяснилось, что три месяца назад на его глазах умер дедушка, когда они находились дома одни. После этого события у ребёнка долго держалась высокая температура, снятся кошмары. Родители мальчика отказались от сотрудничества, мотивируя это тем, что «всё само пройдёт, надо чаще применять «витамины Р и У» - угол и ремень». Против коррекционных занятий с психологом не возражали. В результате длительной работы с использованием метода символдрамы, песочной терапии, арт-терапии у Андрея исчезли ночные кошмары, снизилась защитная агрессия, но после летних каникул картина оказалась почти такая же, как и в начале работы.

В своей работе с родителями я исходила из такого положения: «Если вы это понимаете и осознаете, значит, вы сможете справиться с ситуацией, вы можете изменить ее, и вы сможете измениться сами». Изменения, происходящие с ребенком, требуют перестройки взаимоотношений взрослого с ребенком, изменения самих родителей.

В совместной работе родителей с детьми я использовала не только символдраму, но и арт-терапевтические техники:

«Камень». Цель: гармонизация детско-родительских отношений, развитие креативного мышления. Материалы: морские камешки, для детей младшего школьного возраста – покрупнее, для подростков – размером с пятикопеечную монету; краски, кисти, листы бумаги формата А4. Родителям и детям предлагается раскрасить морские камешки символами с последующим обсуждением: Что в моём символе самое главное?, Как он на меня похож?, Где я этому научился (или у кого)?, О чём он мечтает и что хочет?

«Настроение моего дома». Цель: гармонизация детско-родительских отношений, развитие креативного мышления. Материалы: бумага формата А3, кисти краски. Родители и ребёнок на мокрой бумаге рисуют вместе молча настроение своего дома, затем нужно назвать рисунок, придумать девиз и вместе проговорить.

«Строительство дома». Цель: гармонизация детско-родительских отношений, развитие креативного мышления. Материалы: коробочки из-под чая, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, природные материалы. Из картонных коробок, цветной бумаги, веточек, камней и т.п. ребёнок с родителями строят домик; придумывают его идею, что хотели передать его содержанием.

«Остров прощения». Цель: гармонизация детско-родительских отношений. Материалы: манка, ватман. Участники создают из манной крупы острова, для маленьких детей манку нужно сразу поделить на кучки. Задаётся следующая инструкция: создай свой остров, построй мосты прощения к другому человеку.

Помимо сказкотерапевтических программ, родителям можно посоветовать в занятия с детьми включать элементы куклотерапии.

Примерные тематические задания:

  • Нарисуй лицо куклы, которая чего-то боится. Сделай «пальчиковую» куколку. Пусть она расскажет страшные истории.
  • Представь, что кукла чего-то боится и прячется. Нарисуй, где и от кого она прячется.
  • Представь, что твоя кукла попала в темную комнату. Нарисуй, что там происходило.

Этапы домашнего куклотерапевтического занятия

1          этап. Создание серии рисунков поэтапного преодоления страха

Ребенок совместно с кем-то из родителей изображает, как главный герой постепенно побеждает свой страх.

2          этап. Изготовление бумажной пальчиковой куклы

Для этого необходимо вырезать изображение героя-победителя страха, приклеить его на бумажный цилиндр по размеру одного или нескольких пальцев ребенка, если рисунок большого размера.

3     этап. Кукольный спектакль

Выполненная ребенком «пальчиковая» кукла «показывает» рисунки про себя и «рассказывает» всем присутствующим, как она перестала бояться. На этом этапе — главное действующее лицо — бумажная кукла.

4     этап драматизации

Завершается занятие тем, что ребенок с «пальчиковой» куклой на руке сам исполняет роль нарисованного персонажа, и как актер разыгрывает все нарисованные действия героя, приобретая при этом опыт адекватного психического реагирования. Далее герой и зрители обмениваются впечатлениями. Таким образом, получается своеобразный лечебный «сериал».

Пример. На консультацию пришла мама Дениса (8 лет), по дороге в школу он подвергся нападению собаки, после этого стал панически бояться не только собак, но и других крупных животных, в школу ходит только в сопровождении взрослых. Родители самостоятельно использовали дома технику кукольного театра, в представлениях участвовала вся семья, включая младшую сестру. Дополнительно использовались  психотерапевтические сказки и создание талисмана. Через 5 занятий Денис уже самостоятельно ходил в школу.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей: Тренинг. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 288 с.
  2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 130 с.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
  4. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. – М.: КАРО, 2006. – 144 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д. Остров детства. Психологическая настольная игра. –  СПб.: Речь, 2008.
  6.  Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  7. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказки. – СПб.: Речь, 2009. – 167 с.
  8. Кутовая М. С. Сказки от слез. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.
  9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.
  10. Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
  11. Микляева А.В., Румянцева П.В. Нам не страшен серый волк…Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. – СПб.: Речь, 2008. – 202 с.
  12. Мілютіна К.Л. Безмежна дитина. – К.: Главник, 2008. – 128 с.
  13. Обухов Я.Л. Психоанализ сказки и символдрама. // Журнал практического психолога. – 1999. – № 10-11.
  14. Обухов Я.Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. – М.: Эйдос, 1997. – 48 с.
  15. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
  16. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. – СПб.: Речь, 2007. – 218 с.