VII Сибирский психологический форум
Выступиление с докладом на VII Сибирском психологическом форуме «Комплексные исследования человека: Психология», который состоялся в рамках всероссийской конференции с международным участием, проведенного факультетом психологии Национального исследовательского Томского государственного университета в ноябре 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа форума | 237.19 КБ |
презентация | 267.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема необходимости делать выбор профиля образования только начавшим своё самоопределение в различных жизненных сферах школьникам. В условиях профильного обучения учащиеся вынуждены принять решение о выбираемом профиле уже в начале девятого класса, так как к поступлению в профильный класс тоже надо готовиться. Учащегося вынуждают выбрать профиль, который трудно соотнести с конкретным человеком, трудно увидеть себя в будущем, определить, кем ты будешь по профессии. В то же время школьник должен быть достаточно флексибилен , чтобы он смог, если что-то пойдет не так, поменять свой выбор. По результатам профориентационной диагностики выявлено, что примерно 50 процентов, учащихся имеют склонности, как к гуманитарным, так и к естественно-техническим наукам. А это ещё раз подтверждает проблему выбора профессии, т.к. в таком случае учащиеся должны опираться не на то, что у них лучше получается, а на то, что больше подходит их ещё не самоопределившейся личности. В условиях современного образования практикуются попытки напрямую ориентировать учащихся предпрофильных классов на те или иные профили и направления будущей профессиональной деятельности, соответственно, которые не имеют смысла без знания особенностей личностного и социального самоопределения, учащихся в период ранней юности, не говоря уже о скудном психолого-педагогическом сопровождении процесса самоопределения учащихся в целом.
Для изучения уровня готовности учащихся к адекватному выбору профессии, а также наличия или отсутствия проблемы профессионального и профильного самоопределения у учащихся нами была выбрана методика «Профессиональная готовность» (Чернявская А.П.). Чтобы оценить характеристики личностного самоопределения использовался т ест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО) . Также мы исследовали уровень самооценочной тревожности учащихся с помощью методики «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан), разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша – шкала « самооценочная тревожность» . Одним из показателей развития социального самоопределения является межличностная тревожность, для исследования этого параметра была применена методика « Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан) – шкала «межличностная тревожность». Уровень адаптивности или напротив экстремальности интерперсонального поведения мы исследовали с помощью личностного опросника разработанного Т. Лири .
Результаты исследования профессионального самоопределения (значения в %)
корреляционный анализ структуры самоопределения учащихся Л СЖО1 СЖО2 СЖО3 СЖО4 СЖО5 СЖО ПГИ ПГР ПГА ПГП ПГЭ ПГ Тс Тм Л 1,00 0,49 0,42 0,44 0,42 0,36 0,62 0,07 0,08 0,23 0,12 0,35 0,24 -0,41 -0,34 СЖО1 0,49 1,00 0,33 0,36 0,32 0,56 0,75 0,17 0,16 0,14 0,10 0,29 0,24 -0,66 -0,48 СЖО2 0,42 0,33 1,00 0,36 0,30 0,33 0,68 0,30 -0,00 0,12 0,15 0,28 0,22 -0,36 -0,09 СЖО3 0,44 0,36 0,36 1,00 0,47 0,49 0,72 0,13 0,13 0,31 0,12 0,28 0,27 -0,38 -0,15 СЖО4 0,42 0,32 0,30 0,47 1,00 0,42 0,66 0,19 0,29 0,24 0,18 0,23 0,32 -0,29 -0,24 СЖО5 0,36 0,56 0,33 0,49 0,42 1,00 0,74 0,25 0,10 0,03 0,15 0,27 0,22 -0,53 -0,40 СЖО 0,62 0,75 0,68 0,72 0,66 0,74 1,00 0,29 0,19 0,23 0,20 0,38 0,36 -0,66 -0,40 ПГИ 0,07 0,17 0,30 0,13 0,19 0,25 0,29 1,00 0,34 0,20 0,31 0,37 0,57 -0,19 -0,11 ПГР 0,08 0,16 -0,00 0,13 0,29 0,10 0,19 0,34 1,00 0,42 0,45 0,45 0,75 -0,21 -0,33 ПГА 0,23 0,14 0,12 0,31 0,24 0,03 0,23 0,20 0,42 1,00 0,41 0,45 0,69 -0,07 -0,04 ПГП 0,12 0,10 0,15 0,12 0,18 0,15 0,20 0,31 0,45 0,41 1,00 0,51 0,78 -0,16 -0,20 ПГЭ 0,35 0,29 0,28 0,28 0,23 0,27 0,38 0,37 0,45 0,45 0,51 1,00 0,78 -0,30 -0,25 ПГ 0,24 0,24 0,22 0,27 0,32 0,22 0,36 0,57 0,75 0,69 0,78 0,78 1,00 -0,26 -0,28 Тс -0,41 -0,66 -0,36 -0,38 -0,29 -0,53 -0,66 -0,19 -0,21 -0,07 -0,16 -0,30 -0,26 1,00 0,62 Тм -0,34 -0,48 -0,09 -0,15 -0,24 -0,40 -0,40 -0,11 -0,33 -0,04 -0,20 -0,25 -0,28 0,62 1,00 Примечание. Сокращения, принятые в таблице: ПГ – уровень готовности совершить адекватный выбор профессии; Л – уровень межличностных отношений (тест Лири ); СЖО – смысложизнные ориентации; СЖО1 - цели в жизни; СЖО2 - процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; СЖО3 - резулътативностъ жизни или удовлетворенность самореализацией; СЖО4 - локус контроль — Я (Я — хозяин жизни): СЖО5 - Локус контроля (жизнь или управляемость); Тс – самооценочная тревожность; Тм – межличностная тревожность.
Значения факторных весов Параметры 1 фактор 2 фактор Уровень гармоничности межличностных отношений 0,625156 0,298513 Цели в жизни 0,686136 0,386526 Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни 0,547632 0,252258 Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией 0,630276 0,256035 Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) 0,615523 0,144912 Локус контроля — жизнь (жизнь или управляемость) 0,661168 0,389858 Общий показатель смысложизненных ориентаций 0,883546 0,399223 Информированность о мире профессий 0,458891 -0,335461 Умение принимать решения 0,499564 -0,580111 Автономность при выборе профессии 0,467585 -0,524250 Умение планировать свою профессиональную жизнь 0,493226 -0,598162 Эмоциональное отношение к выбору профессии 0,661349 -0,425186 Общая готовность совершить адекватный выбор профессии 0,720244 -0,691972 Самооценочная тревожность -0,684394 -0,340299 Межличностная тревожность -0,539082 -0,147578
Практическим результатом нашего исследования стала разработка и внедрение на базе МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная» программы психологических тренингов по развитию профессионального, социального и личностного самоопределения «Рост» . Также с целью более подробного изучения влияния нашей модели сопровождения на структуру самоопределения школьников была разработана программа комплексного диагностического исследования « Личность-Социум-Профессия-Будущее » (ЛСПБ)