Анализ структуры самоопределения учащихся выпускных классов средней профильной школы
Статья_Анализ структуры самоопределения учащихся выпускных классов средней профильной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudyaeva.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ структуры самоопределения учащихся выпускных классов средней профильной школы
Худяева Наталья Владимировна
г. Нефтеюганск
Долгое время в науке не было единого подхода к пониманию структуры, развития и факторов формирования самоопределения. В современных школах до сих пор практикуются практически ни к чему не приводящие попытки впрямую ориентировать старшеклассников на те или иные массовые профессии которые не имеют смысла без знания особенностей профессионального, личностного и социального самоопределения учащихся в период ранней юности, не говоря уже о коррекционной работе психолога в этом направлении.
Между тем в период ранней юности личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. В юношеском возрасте также происходит активное развитие временной перспективы и образа возможного будущего. Формируются взрослые социальные отношения. В этом возрасте определяется путь дальнейшего развития.
Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение. [1, 43-52; 2,21-27]
На сегодняшний день одним из перспективных подходов к пониманию самоопределения является подход, разрабатываемый в контексте психологических систем. Согласно этой теории развитие личности самоопределение человека зависит от его способности самостоятельно менять формировать свой образ жизни. (8, 2)
Применённые нами методики должны были показать, особенности структуры самоопределения учащихся выпускных классов (11 класс) средней школы. В исследовании принимали 105 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Нефтеюганска.
Для исследования уровня профессионального самоопределения нами применялась методика «Профессиональная готовность». Каждая из шкал данного опросника соответствует факторам адекватного выбора профессии. В совокупности данные факторы положительно влияют на способность учащегося к адекватному выбору своего профессионального будущего, поэтому важно, чтобы в структуре профессионального самоопределения личности, были сформированы все представленные условия адекватного выбора профессии.
Чтобы оценить характеристики личностного самоопределения использовался тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО). Также мы исследовали уровень самооценочной тревожности учащихся с помощью методики «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша (А.М. Прихожан, 2007) – шкала «самооценочная тревожность».
Одним из показателей развития социального самоопределения является межличностная тревожность, для исследования этого параметра была применена методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша - шкала «межличностная тревожность». Уровень адаптивности или напротив экстремальности интерперсонального поведения мы исследовали с помощью личностного опросника разработанного Т. Лири.
В процессе исследования в связи с обнаруженной нами тесной положительной связью уровнем готовности совершить адекватный выбор профессии такими параметрами структуры самоопределения учащихся, как ощущение учащимися способности влиять на ход собственной жизни, было решено более глубоко исследовать особенности временной перспективы и содержания образа будущего. Для этого были использованы дополнительные диагностические методики: «Личностный дифференциал» (Петренко, 2005); « Образ возможного будущего» (Петрова, 2002); Метод мотивационных индукций Нюттена (вариант Д.А.Леонтьева) (Нюттен, 2004)
Для выявления факторной структуры самоопределения учащихся мы воспользовались пакетом Statistica и обнаружили следующие взаимоотношения между исследуемыми параметрами:
Выявлена отрицательная взаимосвязь сфомированности смысложизненных ориентаций, межличностных отношений, психологической готовности сделать адекватный выбор профессии, восприятия макросоциума (отношение к собственной нации, менталитету, культуре, этнической группе, государству), восприятия микросоциума ( отношение к собственному окружению, друзьям, коллегам, противоположному полу) , степени активности индивида как субъекта процесса построения собственной профессиональной траектории, уровня самосознания, смысловой жизненной перспективы, пространственно-временной жизненная перспективы, мотиваций направленных на личностное самоопределение (развитие), мотиваций направленных на профессиональное самоопределение (развитие), личностного дифференциала направленного на личностное самоопределение в образе будущего, личностного дифференциала направленного на социальное самоопределение в образе будущего, личностного дифференциала направленного на профессиональное самоопределение в образе будущего и обратно пропорциональная положительная взаимосвязь с уровнем самооценочной и межличностной тревожностью.
Исходя из проведённого нами факторного анализа можно выделить наиболее явную взаимосвязь параметров с наибольшей нагрузкой это сфомированность смысложизненных ориентаций, психологической готовности сделать адекватный выбор профессии и восприятия микросоциума.
В свою очередь эти параметры участвуют в формировании личностного профессионального и социального самоопределения и их отрицательные значения говорят о том, что при низком уровне одного из этих параметров велика вероятность низкого уровня сформированности остальных двух параметров.
Это говорит об устойчивой взаимосвязи между профессиональным, личностным и социальным самоопределениями, но взаимосвязь отрицательная.
На основании анализа результатов исследования можно сделать вывод о том, что самоопределение в ранней юности имеет системно-интегративную природу и в связи с этим психологическое сопровождение учащихся в период выбора профиля дальнейшего обучения должно проводиться с учётом данной особенности развития самоопределения.
Также можно сделать вывод о нерациональности исключительно дифференцированного подхода к сопровождению профессионального и профильного самоопределения учащихся. Поэтому необходимо чтобы работа по психолого-педагогическому сопровождению профильного самоопределения учащихся велась в неразрывной связи с профессиональным, личностным и социальным самоопределением старшеклассников, и сводилась к постепенному формированию у учащихся внутренней готовности к адекватному выбору профиля и профессии.
Литература
1. Гинзбург М.Р.Психологическое содержание личностного самоопределения/ М.Гинзбург// Вопросы психологии.- 1994.- №3.- С.43-52.
2. Гинзбург М. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка/ М.Р.Гинзбург // Мир психологии и психология в мире.-1995.-№3. -С.21-27.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000.
4. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред.
Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.
5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – 2-е издание дополненное – СПб.: Питер, 2005. Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
6. Петрова В.Н. Методика изучения образа возможного будущего //Сибирский психологический журнал.-2002г.-№16-17.
7. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
8. Трубникова Н.И. Самоопределение как проблема психологического исследования //Сибирский психологический журнал. – Томск, 2002 № 16-17 с. 28-31