Статья_Особенности психологического сопровождения профессионального самоопределения
Особенности психологического сопровождения профессионального самоопределения УЧАЩИХСЯ В условиях профильного обучения
Худяева Н. В. педагог-психолог
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Худяева Н. В. педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» г. Нефтеюганска
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.2002 г. № 2783, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. В данный момент процесс профилизации уже вступил в полную силу. Поэтому в современной школе необходимо учитывать, что в условиях профильного обучения добавляется новая составляющая профессиональной ориентации - профильная, т.к. выбор профиля подразумевает дальнейшее образование с целью получения определённой специальности. Под выбором профиля понимается личностное самоопределение старшего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей. (Даутова О.Б., 2006) В то же время ФГОС устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. (ФГОС среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года). Также стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года указывает на необходимо обеспечить непрерывный процесс сопровождения детей с учетом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей (Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп). Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что при психологическом сопровождении учащихся предпрофильных классов, кроме проведения информационных и диагностических мероприятий, необходимо проводить психологическое воздействие, которое способно активизировать процессы личностного самоопределения учащихся.
В прежние времена профконсультационная работа школьного психолога сводилась к выдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии. (Овчарова Р. В., 2001)
В настоящее время общепризнанной считается неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения. Более того, на первый план часто выдвигается ценностно-нравственное самоопределение личности. Но пока, педагоги-психологи продолжают делать акцент именно на профессиональных выборах. Объясняется отсутствием должного внимания при организации учебно-воспитательного процесса к возможности проведения развивающих занятий в форме социально-психологического тренинга по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению.
О.Б. Даутова под психолого-педагогическим сопровождением выбора профиля понимает создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «я», способность опираться на себя, т. е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий. (Даутова О.Б., 2006)
Ю.А. Селезнёва в своём исследовании рассмотрев наиболее значимые современные отечественные концепции профессиональной ориентации делает вывод о необходимости в полной мере осуществлять психологическое сопровождение выбора профессии, т.е. не ограничиваться диагностикой и сообщением подростку результаты тестирования, а в большей степени применять развивающие формы профконсультирования. (Селезнёва Ю.А., 2001)
В концепции Л.М. Митиной профессиональная ориентация представлена как психологическое сопровождение выбора профессии, построенное на нормах и законах психологического развития человека, которое представлено двумя формами адаптивной и развивающей. За основную форму работы с оптантом Л.С. Митина берёт развивающую профконсультацию, целью которой является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, итогом которого будет осознанный и самостоятельный выбор профессии. (Митина Л.М., 1998).
А.П. Чернявская разработала и апробировала программу по профессиональной ориентации в форме группового консультирования. В группе не только психолог влияет на участников группы, но и каждый из её членов влияет на остальных и в то же время сам подвергается влиянию других. Общая цель такого консультирования – нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии, и продвижение в своём процессе принятия решения о выборе профессии. (Чернявская А.П., 2003)
Особого внимания заслуживает такой пункт психолого-педагогического сопровождения как коррекция психологической готовности к профессиональному самоопределению. Возможна ли эффективная профессиональная ориентация без коррекционных и развивающих мероприятий? Так Н.С. Пряжников в своём исследовании определяет целью профессионального самоопределения постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, виденью себя развивающейся самостоятельной личностью умеющей находить значимые для себя смыслы в конкретной профессиональной деятельности (Пряжников Н.С., 1996).
Исходя из современных тенденций среднего образования возникла необходимость перехода от профессиональной ориентации к профильной, которую теперь необходимо начинать значительно раньше, т.к. учащимся необходимо сделать свой выбор уже в 9-м классе. И не смотря на имеющуюся возможность учащихся менять профилирующее направление на протяжении обучения в старших классах, каждый переход сопровождается организационными сложностями, а также потерянным временем на как оказалось не подходящее направление обучения. Содержание и сроки профориентации в школе изменилось, а это требует изменения содержания работы психолога и разработку новой программы сопровождения самоопределения личности учащихся, которая должна быть более содержательной и направлена на развитие и коррекцию психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Педагоги и психологи должны понимать, что подростничество – это время экспериментирования, это пробы в разнообразных учебно-профессиональных выборах. Более того, цивилизованные народы даже дают подросткам право на неизбежные ошибки в ходе таких проб, ведь недаром Э.Эриксон ввел такое понятие как «психо-социальный мораторий», когда взрослые с пониманием относятся к экспериментированию и неизбежным ошибкам подростка. (Пряжников Н.С., 2007)
Поэтому для обеспечения эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе профильного обучения необходимо активное психологическое воздействие на процессы, которые способствуют адекватному выбору профиля и профессии.
Следовательно, психолого-педагогическое воздействие следует направить на развитие готовности без посторонней помощи самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы.
Т.о. исходя из выше сказанного в условия современного образования необходимо интегрированное комплексное психологическое сопровождение самоопределения учащихся на этапе обучения в предпрофильных и профильных классах.
Литература
- Гинзбург М. Р.: Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 88'2 с.25.
- Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006.
- Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии Л.М. Митина.- М.: Флинта, 1998.
- Селезнёва Ю.А. Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания темпераментно-обусловленных особенностей. Дисс…канд. псих. наук 19.00.07. – М., 2001.
- Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2001.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/н.с. - М. Ин-т практ. психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
- Пряжников Н.С. Предпрофильная и профильная подготовка школьников: перспективы и сомнения. По материалам сайта www.psyparents.ru". 2007.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. — М.: Академия, 2005.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.