методический семинар «Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса как инструмент повышения качества образования»

Худяева Наталья Владимировна

методический семинар «Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса как инструмент повышения качества образования» выступление на тему «Профилактика саморазгружающего поведения обучающихся и способы его коррекции»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon протокол984.01 КБ
Office presentation icon Презентация2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №5» Педагог-психолог Наталья Владимировна Худяева

Слайд 2

Аутодеструктивное поведение Саморазрушающее (или аутодеструктивное/ аутоагрессивное) поведение представляет собой определенную активность человека, осознанно или неосознанно направленную на причинение себе вреда в физической или психической сферах Формы прявления саморазрушаюшего поведения: - Суицидальное поведение - Пищевая зависимость - Виктимное поведение - Химическая зависимость - Фанатическое поведение - и т.д.

Слайд 3

Внутреннюю обусловленность саморазрушающего поведения Реан А. представляет, как сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. Характерологический – уровень аутоагрессии положительно взаимосвязан с интроверсией, педантичностью, демонстративностью, депрессивностью, невротичностью; Самооценочный – чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка; Интерактивный – аутоагрессия связана со способностью или неспособностью к успешной социальной адаптации. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно – с застенчивостью; Социально-перцептивный – наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других»

Слайд 4

Модель организации профилактики саморазрушающего поведения представляет собой следующую трехуровневую систему Первый уровень – первичная (общая) профилактика. Общая профилактика саморазрушающего (суицидального, зависимого) поведения скрыта и органично вписана в образовательный процесс. Её миссия – ослабление и устранение социальных и психологических предпосылок, способствующих формированию саморазрушающего поведения и суицидогенной обстановки в коллективах. Цель общей профилактики – создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Реализация этих задач может осуществляться путем диагностики школьного и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологической атмосферы; в тренингах на сплочение, коммуникативных тренингах; на семинарах по профилактике эмоционального выгорания для педагогов и др.

Слайд 5

22.01.15 На этапе начального обучения целесообразно организовать диагностическую и коррекционную работу, профилактику тревожности, мероприятия по адаптации к школе, развитию учебной мотивации и самостоятельности. В основной школе необходимо обеспечить успешную адаптацию учащихся к новым условиям обучения, создать условия для формирования у них жизнестойкости, умения общаться с родителями и сверстниками, проводить профилактику девиантного поведения. Создать условия для развития субъектных свойств личности подростка, таких, как активность, ответственность, саморегуляция. На этапе старшей школы предполагается оказание помощи в профессиональном самоопределении, формирование способности к целеполаганию. Также необходимо продолжать развивать социальную и эмоциональную компетентность, обеспечить психологическое сопровождение на этапе итоговой аттестации. На этапе начального обучения целесообразно организовать диагностическую и коррекционную работу, профилактику тревожности, мероприятия по адаптации к школе, развитию учебной мотивации и самостоятельности. В основной школе необходимо обеспечить успешную адаптацию учащихся к новым условиям обучения, создать условия для формирования у них жизнестойкости, умения общаться с родителями и сверстниками, проводить профилактику девиантного поведения. Создать условия для развития субъектных свойств личности подростка, таких, как активность, ответственность, саморегуляция. На этапе старшей школы предполагается оказание помощи в профессиональном самоопределении, формирование способности к целеполаганию. Также необходимо продолжать развивать социальную и

Слайд 6

22.01.15 На этапе общей профилактики педагог-психолог осуществляет: 1. своевременную профилактику и коррекцию неблагоприятных эмоциональных состояний обучающихся, помогает разрешать проблемы в общении, развитии и обучении; 2. обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учащихся как в учебно-воспитательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации; 3. осуществляет межведомственное взаимодействие с различными государственными и общественными структурами для оказания при необходимости медицинской, юридической, социально-психологической помощи, защиты интересов ребенка; 4. осуществляет деятельность, направленную на формирование у обучающихся позитивного образа «Я», осознание не только уникальности своей личности, но и других людей;

Слайд 7

Диагностическое обеспечение на этапе общей профилактики: – «Опросник социально-психологической адаптации» (Роджерса-Даймонда), «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилбергера-Ханина), «Шкала Зунга» , «Шкала личностной тревожности» А.М.Прихожан, Методики изучения психологического климата в классах, Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методики изучения психологической готовности к сдаче ЕГЭ и др. Диагностическое обеспечение этапа специальной профилактики: – Цветовой тест М. Люшера, Методика «Сигнал» (Иматон) для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни, Методика диагностики типа акцентуации характера (А.С.Прученков ,А.А.Сиялов), Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. Опросник Басса-Дарки. , Факторный личностный опросник Кеттелла., Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, Методика «Незаконченные предложения», (вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева.), Проективный тест Сильвера «Нарисуй историю» , «Шкала оценки риска суицида» (Патерсона), «Шкала безнадежности» (Бека), и др.

Слайд 8

Второй уровень Вторичная профилактика , осуществляемая образовательной организацией с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и высказывающими саморазрушающие (суицидальные) намерения. Данная работа проводится при обязательном тесном межведомственном взаимодействии с соответствующими структурами (медицинскими учреждениями, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, участковыми, общественными объединениями, казачеством и др.). Цель – выявление и сопровождение детей, нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом контроле, с целью предупреждения саморазрушающего поведения . Перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска саморазрушения, самоубийства. Например, выделяют три степени суицидального риска: незначительный риск (суицидальные мысли); риск средней степени (суицидальные мысли, план без сроков реализации); высокий риск (мысли, есть план, сроки и средства реализации).

Слайд 9

Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске : 1. Эмоционально поддержать подростка. 2. Признать его чувства, дать возможность их отреагировать. 3. Сконцентрировать внимание подростка на его сильных сторонах личности. 4. Побеседовать с родителями, рекомендовать консультацию у психотерапевта (психиатра, нарколога). 5. Постараться наладить с подростком постоянные контакты. Задачи психолога при наличии риска средней степени: 1. Необходимо эмоционально поддержать подростка. 2. Помочь ему отреагировать чувства. 3. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства). 4. Рассмотреть альтернативы самоубийства. 5. Обсудить и заключить «контракт» о не нанесении себе вреда. 6. Провести беседу с членами семьи. 7. Срочно направить к психотерапевту (психиатру). При необходимости специалисту сопроводить ребенка и родителя в специализированное учреждение. Задачи психолога при наличии высокого риска: 1. Быть постоянно рядом с подростком, не оставлять его ни на минуту. 2. Удалить орудия самоубийства при необходимости. 3. Заключить «контракт» с подростком. 4. Немедленно вызвать скорую помощь и организовать госпитализацию, связаться с психиатром. 5. Информировать семью.

Слайд 10

Третий уровень – третичная профилактика (реабилитация). Цель – снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев саморазрушения, социальная и психологическая реабилитация суицидентов, наркозависимых. На этом профилактическом уровне осуществляется работа с детьми или подростками, совершившими попытку суицида, а также нуждающимися в реабилитации после лечения химической зависимости. Задачи педагога-психолога следующие. педагогу-психологу необходимо:  определить этапы социально-психологического сопровождения подростка, в том числе, необходимость обращения в медицинское учреждение;  обеспечить индивидуальную работу с подростком;  организовать групповую работу в классе, включить в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (например, в рамках коммуникативного тренинга, др.);  проконсультировать педагогов, родителей;  провести мониторинг эмоционального состояния подростка.

Слайд 11

Методы саморегуляции. Обучение релаксации (расслаблению). Нервно- мышечная релаксация - цикл «фокусировка — напряжение — фиксация — освобождение—расслабление» . Ментальная релаксация подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сцены.

Слайд 12

Методы коррекции эмоциональных состояний: Арт-терапия (виды), игровая терапия. Отреагирование эмоций в социально приемлемой форме.

Слайд 13

Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля: 1. Самонаблюдение за собственным поведением. 2. После развития навыков самонаблюдения переходят к формированию самоконтроля (положительное самоподкрепление).

Слайд 14

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги. - Разве тебе безразлична судьба детей? — спросили его спасатели. Тот ответил им: «Я вижу, что вы пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». 22.01.15

Слайд 15

Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс). Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. М., 1989. Змановская, Елена Валерьевна. Девиантология. М.: Издательский центр «Академия», 2003.– 288 с. Ипатов, Андрей Владимирович. Личность аутодеструктивного подроста. Исследование и коррекция. Монография. СПб.: Издательство «Аура Инфо», 2012 г.– 248 с.] Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феликс, 1997. Литвак М. Е., Мирович М. О. Как преодолеть острое горе. Ростов- на-Дону: Феликс, 2000. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М., 2008. – 960 с. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005. – 182 с. Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребления ПАВ, распространение ВИЧ-инфекции. Методические рекомендации./Составители: Мальцева Н. С., Л. А. Ведрова. Ханты-Мансийск, 2013. – 60 с.

Слайд 16

Спасибо за внимание!