методический семинар «Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса как инструмент повышения качества образования»
методический семинар «Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса как инструмент повышения качества образования» выступление на тему «Профилактика саморазгружающего поведения обучающихся и способы его коррекции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
протокол | 984.01 КБ |
Презентация | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аутодеструктивное поведение Саморазрушающее (или аутодеструктивное/ аутоагрессивное) поведение представляет собой определенную активность человека, осознанно или неосознанно направленную на причинение себе вреда в физической или психической сферах Формы прявления саморазрушаюшего поведения: - Суицидальное поведение - Пищевая зависимость - Виктимное поведение - Химическая зависимость - Фанатическое поведение - и т.д.
Внутреннюю обусловленность саморазрушающего поведения Реан А. представляет, как сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях.
Модель организации профилактики саморазрушающего поведения представляет собой следующую трехуровневую систему
22.01.15 На этапе начального обучения целесообразно организовать диагностическую и коррекционную работу, профилактику тревожности, мероприятия по адаптации к школе, развитию учебной мотивации и самостоятельности. В основной школе необходимо обеспечить успешную адаптацию учащихся к новым условиям обучения, создать условия для формирования у них жизнестойкости, умения общаться с родителями и сверстниками, проводить профилактику девиантного поведения. Создать условия для развития субъектных свойств личности подростка, таких, как активность, ответственность, саморегуляция. На этапе старшей школы предполагается оказание помощи в профессиональном самоопределении, формирование способности к целеполаганию. Также необходимо продолжать развивать социальную и эмоциональную компетентность, обеспечить психологическое сопровождение на этапе итоговой аттестации. На этапе начального обучения целесообразно организовать диагностическую и коррекционную работу, профилактику тревожности, мероприятия по адаптации к школе, развитию учебной мотивации и самостоятельности. В основной школе необходимо обеспечить успешную адаптацию учащихся к новым условиям обучения, создать условия для формирования у них жизнестойкости, умения общаться с родителями и сверстниками, проводить профилактику девиантного поведения. Создать условия для развития субъектных свойств личности подростка, таких, как активность, ответственность, саморегуляция. На этапе старшей школы предполагается оказание помощи в профессиональном самоопределении, формирование способности к целеполаганию. Также необходимо продолжать развивать социальную и
22.01.15 На этапе общей профилактики педагог-психолог осуществляет: 1. своевременную профилактику и коррекцию неблагоприятных эмоциональных состояний обучающихся, помогает разрешать проблемы в общении, развитии и обучении; 2. обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учащихся как в учебно-воспитательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации; 3. осуществляет межведомственное взаимодействие с различными государственными и общественными структурами для оказания при необходимости медицинской, юридической, социально-психологической помощи, защиты интересов ребенка; 4. осуществляет деятельность, направленную на формирование у обучающихся позитивного образа «Я», осознание не только уникальности своей личности, но и других людей;
Диагностическое обеспечение на этапе общей профилактики: – «Опросник социально-психологической адаптации» (Роджерса-Даймонда), «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилбергера-Ханина), «Шкала Зунга» , «Шкала личностной тревожности» А.М.Прихожан, Методики изучения психологического климата в классах, Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методики изучения психологической готовности к сдаче ЕГЭ и др. Диагностическое обеспечение этапа специальной профилактики: – Цветовой тест М. Люшера, Методика «Сигнал» (Иматон) для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни, Методика диагностики типа акцентуации характера (А.С.Прученков ,А.А.Сиялов), Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. Опросник Басса-Дарки. , Факторный личностный опросник Кеттелла., Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, Методика «Незаконченные предложения», (вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева.), Проективный тест Сильвера «Нарисуй историю» , «Шкала оценки риска суицида» (Патерсона), «Шкала безнадежности» (Бека), и др.
Второй уровень Вторичная профилактика , осуществляемая образовательной организацией с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и высказывающими саморазрушающие (суицидальные) намерения. Данная работа проводится при обязательном тесном межведомственном взаимодействии с соответствующими структурами (медицинскими учреждениями, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, участковыми, общественными объединениями, казачеством и др.). Цель – выявление и сопровождение детей, нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом контроле, с целью предупреждения саморазрушающего поведения . Перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска саморазрушения, самоубийства. Например, выделяют три степени суицидального риска: незначительный риск (суицидальные мысли); риск средней степени (суицидальные мысли, план без сроков реализации); высокий риск (мысли, есть план, сроки и средства реализации).
Третий уровень – третичная профилактика (реабилитация). Цель – снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев саморазрушения, социальная и психологическая реабилитация суицидентов, наркозависимых. На этом профилактическом уровне осуществляется работа с детьми или подростками, совершившими попытку суицида, а также нуждающимися в реабилитации после лечения химической зависимости. Задачи педагога-психолога следующие. педагогу-психологу необходимо: определить этапы социально-психологического сопровождения подростка, в том числе, необходимость обращения в медицинское учреждение; обеспечить индивидуальную работу с подростком; организовать групповую работу в классе, включить в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (например, в рамках коммуникативного тренинга, др.); проконсультировать педагогов, родителей; провести мониторинг эмоционального состояния подростка.
Методы саморегуляции. Обучение релаксации (расслаблению). Нервно- мышечная релаксация - цикл «фокусировка — напряжение — фиксация — освобождение—расслабление» . Ментальная релаксация подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сцены.
Методы коррекции эмоциональных состояний: Арт-терапия (виды), игровая терапия. Отреагирование эмоций в социально приемлемой форме.
Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля: 1. Самонаблюдение за собственным поведением. 2. После развития навыков самонаблюдения переходят к формированию самоконтроля (положительное самоподкрепление).
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги. - Разве тебе безразлична судьба детей? — спросили его спасатели. Тот ответил им: «Я вижу, что вы пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». 22.01.15
Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс). Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. М., 1989. Змановская, Елена Валерьевна. Девиантология. М.: Издательский центр «Академия», 2003.– 288 с. Ипатов, Андрей Владимирович. Личность аутодеструктивного подроста. Исследование и коррекция. Монография. СПб.: Издательство «Аура Инфо», 2012 г.– 248 с.] Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феликс, 1997. Литвак М. Е., Мирович М. О. Как преодолеть острое горе. Ростов- на-Дону: Феликс, 2000. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М., 2008. – 960 с. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005. – 182 с. Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребления ПАВ, распространение ВИЧ-инфекции. Методические рекомендации./Составители: Мальцева Н. С., Л. А. Ведрова. Ханты-Мансийск, 2013. – 60 с.
Спасибо за внимание!