Статья_СЛОЖНОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Статья_Сложности самоопределения личности в период ранней юности в современной образовательной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudyaeva_statya.docx | 42.14 КБ |
hudyaeva_metadannye.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОЖНОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Н.В. Худяева, педагог-психолог, руководитель Центра ППМС помощи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» г. Нефтеюганска
e-mail: hudyaevanv1@yandex.ru
Аннотация. Рассматривается структура самоопределения личности в период ранней юности, а также сложности развития личности в условиях профильного обучения. Выделены основные параметры, влияющие на готовность выбора профиля и профессии.
Ключевые слова: личностное, профессиональное и социальное самоопределение, структура самоопределения личности, профильное обучение, период ранней юности.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.2002 г. № 2783, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. В данный момент процесс профилизации уже вступил в полную силу. Дело это, безусловно, актуальное и важное, дающее возможность достигнуть нового, современного качества образования, совместить потребности общества и возможности школы. Но здесь возникает проблема необходимости делать выбор профиля образования только начавшим своё самоопределение в различных жизненных сферах школьникам.
Предпрофильная и профильная ступень обучения для учащихся - это возрастной период ранней юности (примерный возраст 15 – 18 лет) [4]. Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и др. [7].
В юношеском возрасте происходит активное развитие временной перспективы и образа возможного будущего. Формируются взрослые социальные отношения. Вместе с тем в рамках активного процесса самоопределения формируются смысложизненные ориентации. И лишь затем уже учащиеся могут определяться с путём своего дальнейшего профессионального развития. Одно из оснований для выбора профессии — это её соответствие жизненным ценностям данного человека, т.е. с учётом того, чего человек ожидает и что ищет для себя в трудовой деятельности [5].
В юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Сознание старшеклассника вовсе не представляет собой «ценностного хаоса» [2, с. 196]. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. Более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей) возникает на уровне социального самоопределения [6]. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение. [3]
В условиях современного образования практикуются попытки напрямую ориентировать учащихся предпрофильных классов на те или иные профили и направления будущей профессиональной деятельности, соответственно, которые не имеют смысла без знания особенностей личностного и социального самоопределения, учащихся в период ранней юности, не говоря уже о скудном психолого-педагогическом сопровождении процесса самоопределения учащихся в целом .Е.М. Дорожкин и Э.Ф Зеер при описании своего исследования в рамках госзадания Министерства образования и науки Российской Федерации 2014/393, НИР 1134 подчеркивают что подготовка личности к выбору профессии в интересах экономики и государства утратила свою актуальность. В современном постиндустриальном обществе необходим акцент на профессиональное самоопределение, которое пыступает основным механизмом профессионального азвития человека в течение всей жизни. С 67,71 ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ ЗЕЕРА
Возможна ли эффективная профессиональная ориентация без коррекционных и развивающих мероприятий? Так Н.С. Пряжников в своём исследовании определяет целью профессионального самоопределения постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, виденью себя развивающейся самостоятельной личностью умеющей находить значимые для себя смыслы в конкретной профессиональной деятельности (Пряжников Н.С., 1996). Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения
-
постеп
енно сформировать у клиента внутреннюю готовность
самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и
реализовывать перспективы своего развития (профессионального,
жизненного и личностного).
Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удает
ся
очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их
достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений.
Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные
вопросы не решаются (профконсультация «за один присес
т»
–
это
«профанация»). Профконсультация предполагает не только
традиционное «планирование», но и своевременную корректировку
своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом
профориентационной помощи является не только содейств
ие
конкретному выбору, но
и формирование способности совершать новые
выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя
бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим
целям. А также первоначальный контроль за успешностью этих шагов.
Профессиональ
ное развитие должно обязательно рассматриваться в
контексте всей жизни и в контексте личностного становления.
Можно сформулировать
главную цель профессионального
самоопределения и несколько иначе:
постепенное формирование у
клиента готовность рассматривать
себя развивающимся в рамках
определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять
свои возможности и максимально их реализовывать (близко к
«самотрансценденции»
–
по В.Франклу)... 43с. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. –М.: «Академия», 2007 . –с.
] "...Р. Шарф говорит, что в период ранней юности профессиональная идентичность находится только на ранней стадии формирования. В этот период приобретаются профессиональные навыки и испытываются различные карьерные возможности. Таким образом, неопределенность и сомнения по поводу выбранной профессии и учебной специальности — нормальный процесс в жизни каждого человека. ..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP022012/Ppp-111.htm#$p111]
С. Н. Чистякова указывает на проблему того, что в условиях профильного обучения старшекласснику предстоит принять решение о самоопределении в каком-либо профиле, который, как правило, задаёт дальнейшее продолжение образования, будущую профессиональную карьеру и выбор образа жизни. Но базисный учебный план общеобразовательной школы не предусматривает решение этих жизненно значимых для каждого выпускника проблем. Соответственно и практика не показывает положительных результатов. [8]
По данным центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтверждаемым и другими источниками (Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Центром трудовых исследований Государственного университета высшей школы экономики и др.), большой процент выпускников школ не готов к профессиональному выбору и преимущественно осуществляет его необдуманно. [1]
Исходя из наблюдений за процессом профилизации в школах нами вы-явлено множество проблем, возникающих в связи с возрастными особенно-стями учащихся:
– В условиях профильного обучения учащиеся вынуждены принять ре-шение о выбираемом профиле уже в начале девятого класса, так как к по-ступлению в профильный класс тоже надо готовиться.
- Учащегося вынуждают выбрать профиль, который трудно соотнести с конкретным человеком, трудно увидеть себя в будущем, определить, кем ты будешь по профессии. В то же время школьник должен быть достаточно флексибилен, чтобы он смог, если что-то пойдет не так, поменять свой выбор.
- По результатам профориентационной диагностики выявлено, что при-мерно 50 процентов, учащихся имеют склонности, как к гуманитарным, так и к естественно-техническим наукам. А это ещё раз подтверждает проблему выбора профессии, т.к. в таком случае учащиеся должны опираться не на то, что у них лучше получается, а на то, что больше подходит их ещё не само-определившейся личности.
- В условиях современного образования практикуются попытки напря-мую ориентировать учащихся предпрофильных классов на те или иные про-фили и направления будущей профессиональной деятельности, соответствен-но, которые не имеют смысла без знания особенностей личностного и соци-ального самоопределения, учащихся в период ранней юности, не говоря уже о скудном психолого-педагогическом сопровождении процесса самоопреде-ления учащихся в целом.
При изучении особенностей возраста ранней юности у нас возник вопрос насколько сформировано профессиональное самоопределение личности в период 15-16 лет (момент обучения в 9 классе) и возможен ли адекватный выбор профессии на данном этапе, а также, какова структура самоопределения на этом возрастном этапе. В исследовании принимали участие 105 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Нефтеюганска.
Исследование профессионального самоопределения. Для изучения уровня готовности учащихся к адекватному выбору профессии, а также наличия или отсутствия проблемы профессионального и профильного самоопределения у учащихся нами была выбрана методика «Профессиональная готовность» (Автор Чернявская А.П.).
Рис. 1 Результаты исследования профессионального самоопределения (значения в %)
В среднем общая готовность учащихся 9-х классов к адекватному выбору профессии составила 59%, из них высокий уровень составил 0%. Следовательно, проблема профессиональной готовности действительно существует. Учитывая то, что к 10-му классу у учащихся должен быть высокий уровень готовности сделать адекватный выбор профессии в психолого-педагогическом сопровождении профессионального и профильного самоопределения нуждаются 100% учащихся, причём 41 % из них необходима коррекционная помощь.
Таблица 1
Распределение средних значений по шкалам опросника
Шкала | Среднее значение |
Информированность о мире профессий | 7,98 |
Умение принимать решения | 10,82 |
Автономность при выборе профессии | 12,16 |
Умение планировать свою профессиональную жизнь | 12,26 |
Эмоциональное отношение к выбору профессии | 12,56 |
Общая готовность совершить адекватный выбор профессии | 56,02 |
Чтобы оценить характеристики личностного самоопределения использовался тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО). Также мы исследовали уровень самооценочной тревожности учащихся с помощью методики «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан), разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша – шкала «самооценочная тревожность».Добавить нгвые источники ,перевести иностр статью
Одним из показателей развития социального самоопределения является межличностная тревожность, для исследования этого параметра была применена методика «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан) – шкала «межличностная тревожность». Уровень адаптивности или напротив экстремальности интерперсонального поведения мы исследовали с помощью личностного опросника, разработанного Т. Лири.
С целью изучения структуры самоопределения учащихся и выявления взаимозависимостей между профессиональным самоопределением и другими его видами мы провели корреляционный анализ. Изучение корреляционных зависимостей показало, что имеют место многочисленные достоверные связи, различные показатели значимым образом коррелируют друг с другом, характер взаимосвязей отличается многозначностью. Так корреляционные зависимости между показателями структуры самоопределения учащихся 9 классов показывает наличие положительных связей между уровнем готовности совершить адекватный выбор профессии с другими переменными и показателями смысложизнных ориентаций (0.36), цели в жизни (0,24), процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни (0,22), результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (0,27), локус контроль — Я (Я — хозяин жизни) (0,32), СЖО5 - Локус контроля (жизнь или управляемость) (0,22), гармоничность межличностных отношений (0,24) и отрицательную корреляционную связь с показателями Тс – самооценочная тревожность (-0,26); Тм – межличностная тревожность (-0,28). Полученные корреляции подтверждают наши предположения о связях в структуре самоопределения учащихся 9 классов.
Факторный анализ. Для выявления факторной структуры самоопределения учащихся мы воспользовались пакетом Statistica и обнаружили следующие взаимоотношения между исследуемыми параметрами:
Фактор 1 мы назвали его «Гармоничное самоопределение». Он представлен высокими значениями как переменными относящимися к профессиональному самоопределению, так и переменными отражающими социальное и личностное самоопределение. Выявлена положительная взаимосвязь сфомированности смысложизненных ориентаций, межличностных отношений, психологической готовности сделать адекватный выбор профессии, эмоционального отношения к выбору профессии, цели в жизни, процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией , локус контроля — Я (Я — хозяин жизни), локус контроля — жизнь (жизнь или управляемость), эмоциональное отношение к выбору профессии и обратно пропорциональная взаимосвязь с уровнем самооценочной и межличностной тревожности.
Фактор 2 представлен параметрами «несформированности профессионального самоопределения». Выявлена отрицательная взаимосвязь сформированности умения принимать решения, планирования жизненного пути, автономности и психологической готовности сделать адекватный выбор профессии.
Таблица 2
Значения факторных весов
Параметры | 1 фактор | 2 фактор |
Уровень гармоничности межличностных отношений | 0,625156 | 0,298513 |
Цели в жизни | 0,686136 | 0,386526 |
Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни | 0,547632 | 0,252258 |
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией | 0,630276 | 0,256035 |
Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) | 0,615523 | 0,144912 |
Локус контроля — жизнь (жизнь или управляемость) | 0,661168 | 0,389858 |
Общий показатель смысложизненных ориентаций | 0,883546 | 0,399223 |
Информированность о мире профессий | 0,458891 | -0,335461 |
Умение принимать решения | 0,499564 | -0,580111 |
Автономность при выборе профессии | 0,467585 | -0,524250 |
Умение планировать свою профессиональную жизнь | 0,493226 | -0,598162 |
Эмоциональное отношение к выбору профессии | 0,661349 | -0,425186 |
Общая готовность совершить адекватный выбор профессии | 0,720244 | -0,691972 |
Самооценочная тревожность | -0,684394 | -0,340299 |
Межличностная тревожность | -0,539082 | -0,147578 |
Т.о. результаты показали, что профессиональное самоопределение личности в период 15-16 лет (момент обучения в 9 классе) сформировано недостаточно для того чтобы учащиеся были готовы совершить адекватный выбор профессии. Изучение структуры самоопределения на этом возрастном этапе даёт основания для предположения, что сформированное личностное и социальное самоопределение - обязательное условие последующего адекватного профессионального самоопределения.
Подводя итог нашего исследования самоопределения личности в период ранней юности в условиях современного образования можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение личности в период 15-16 лет сформировано недостаточно для того чтобы учащиеся были готовы совер-шить адекватный выбор профессии. Изучение структуры самоопределения на этом возрастном этапе даёт основания для предположения, что сформи-рованное личностное и социальное самоопределение - обязательное условие последующего адекватного профессионального самоопределения.
Исходя из собранных нами теоретических и экспериментальных матери-алов, можно сделать вывод о нерациональности исключительно дифферен-цированного подхода к сопровождению профессионального и профильного самоопределения учащихся. Необходим интегрированный подход к психо-логическому сопровождению самоопределения личности школьников. По-этому необходимо чтобы работа по психолого-педагогическому сопровож-дению профильного самоопределения учащихся велась в неразрывной связи с профессиональным, личностным и социальным самоопределением старше-классников, и сводилась к постепенному формированию у учащихся внут-ренней готовности к адекватному выбору профиля и профессии.
Литература
1. Аверьянова С. Ю., Пилипенко Л. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа – дополнительное образование – вуз» / под общ. ред. В. Г. Гульчевской; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2013. – 252 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006. 254 с.
3. Гинзбург М. Р. : Личностное самоопределение как психологическая проблема.// Вопросы психологии.- 1988.- № 2. с.25-35
4. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2009. 170 с.
5. Петрова В.Н. Динамика образа будущего в подростковом возрасте. // Сибирский психологический журнал. 2011. № 27. С. 115-120.
6. Петрова В.Н. Методика изучения образа возможного будущего //Сибирский психологический журнал. -2002г.-№16-17. С. 32-36.
7. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. 210 с.
8.Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения//Педагогика. -2005.-№1.-С.19-26.
Предварительный просмотр:
Худяева Наталья Владимировна
Педагог-психолог, руководитель Центра ППМС помощи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
г. Нефтеюганск
СЛОЖНОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.2002 г. № 2783, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит принять решение о самоопределении в каком-либо профиле, который, как правило, задаёт дальнейшее продолжение образования, будущую профессиональную карьеру и выбор образа жизни.
В реальностях же современного образования практикуются попытки директивно ориентировать учащихся предпрофильных классов на те или иные профили и направления будущей профессиональной деятельности.
В юношеском возрасте происходит активное развитие временной перспективы и образа возможного будущего, самоопределения формируются смысложизненные ориентации. И лишь затем уже учащиеся могут определяться с путём своего дальнейшего профессионального развития.
При изучении особенностей возраста ранней юности у нас возник вопрос насколько сформировано профессиональное самоопределение личности в период 15-16 лет (момент обучения в 9 классе) и возможен ли адекватный выбор профессии на данном этапе, а также, какова структура самоопределения на этом возрастном этапе. В исследовании принимали участие 105 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Нефтеюганска.
В среднем общая готовность учащихся 9-х классов к адекватному выбору профессии составила 59%, из них высокий уровень составил 0%.
Результаты проведённого нами исследования показали, что у большинства учащихся профессиональное самоопределение в период 15-16 лет (момент обучения в 9 классе) сформировано недостаточно для того, чтобы они были готовы совершить адекватный выбор профессии. Изучение структуры самоопределения на этом возрастном этапе даёт основания для предположения, что сформированное личностное и социальное самоопределение - обязательное условие последующего адекватного профессионального самоопределения.
Natalia Khudyaeva
Psychologist, the Head of the Center of Psychological, Pedagogical, Medical and Social care
Municipal budget educational institution "Secondary School № 5 "Multi-profiled"
Nefteyugansk
DIFFICULTIES OF PERSON SELF-DETERMINATION IN THE PERIOD OF EARLY YOUTH IN THE MODERN EDUCATIONAL SITUATION
The concept of profile education at the senior stage of general education, approved by the order of the Ministry of Education of Russia of July 18, 2002, No. 2783, provides for the development and introduction of a flexible system of profile education in the upper grades of the general education school. In the conditions of profile training, a high school student will have to make a decision about self-determination in any profile, which, as a rule, asks for further education continuation, future professional career and lifestyle choices.
In the realities of modern education, there are attempts to direct students of pre-profile classes to certain profiles and directions of future professional activity.
In the youthful age there is an active development of the temporary perspective and the image of a possible future, self-determination, meaningful orientations are formed. And only then students can be determined through their further professional development.
When studying the characteristics of the early adolescence, we had the question of how the professional self-determination of a person was formed during the period of 15-16 years (the moment of training in the 9th grade) and whether an adequate choice of the profession at this stage is possible, and also what is the structure of self-determination at this age stage. The study was conducted by 105 pupils of 9th grades of secondary schools in Nefteyugansk.
On average, the general readiness of 9th grade students to an adequate choice of profession was 59%, of which the high level was 0%.
The results of our study showed that the majority of students have professional self-determination in the period of 15-16 years (the moment of training in the 9th grade) is not enough to be ready to make an adequate choice of profession. The study of the structure of self-determination at this age stage gives grounds for supposing that the formed personal and social self-determination is an indispensable condition for the subsequent adequate professional self-determination.