Задания для домашнего обучения тема недели МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Куликова Юлия Габбасовна

 

 

Ребёнку интересно всё на свете!
Он хочет знать, откуда взялся ветер,
Куда плывут по небу сонно тучки?
Вопросов масса есть у почемучки.

Во всём он видит сказку или чудо,
Рисует в луже веткой почему-то,
А дома на обоях краской – парус,
Вот, сделанный из перьев шляпы, страус.

Разлиты краски, на ковре обрезки
От маминой любимой занавески,
Везде следы проказливых ручонок,
Играет так один весь день ребёнок.

Ребёнку всё на свете интересно,
Он – творческая личность, как известно,
Фантазиями полон почемучка,
За что ему порой бывает взбучка.

Средь криков он растёт, среди затрещин,
Ведь нам дороже обстановка, вещи…
Сидит ребёнок снова возле лужи…
Наверно, дома никому не нужен…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность)

Тема«Мы исследователи»

Цель: закрепить знания детей о свойствах воды, ее значении в природе;

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.

Программные задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о воде, ее свойствах; совершенствовать умение детей выражать собственные мысли и суждения;

Развивающиеразвивать психические процессы – память, мышление, воображение, речь, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе; воспитывать аккуратность при выполнении практического задания.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я пришла к вам в гости, но не одна, со мной, моя «помощница» гусеница, ее зовут Радужка. Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, почему ее так зовут?

Дети: она сделана из разных цветов, это цвета радуги.

Воспитатель: вы правы, ребята, гусеница Радужка состоит из 7 цветов радуги. Гусенице все говорят, что она похожа на радугу, но представляете, она сама ее, ни разу не видела. И вот сегодня ей представится такая возможность, потому что я приглашаю вас, вместе с моей помощницей, в свою исследовательскую лабораторию. А вот что мы с вами сегодня будем исследовать, я хочу, чтобы вы угадали сами:

«Я и туча, и туман, и ручей и океан, я летаю и бегу и стеклянной быть могу» Что же это?

Дети: вода

Воспитатель: правильно, это вода. И исследовать сегодня мы будем воду. А точнее ее свойства.

1) «Разноцветная вода» Сейчас мы с вами сделаем небольшой фокус и узнаем об одном свойстве воды. Вот простая вода, какого цвета она?

Дети: вода прозрачная

Воспитатель: Произношу слова и взбалтываю воду в баночке: ВОДИЦА ВОДИЦА ДРУГ МОЙ ПРЕКРАСНЫЙ, СТАНЬ ВОДИЦА НЕ ПРОСТОЙ, А ЦВЕТНОЙ!

Воспитатель: как вы думаете, что произошло с водой?

Дети: вода окрасилась в разные цвета

Вывод: вода смешалась с краской и стала цветной.

Воспитатель: ребята, а какие свойства воды вы знаете?

Дети: вода бесцветная, не имеет запаха, безвкусная

Воспитатель: молодцы, ребята, давайте пройдем к следующему столу и узнаем еще об одном свойстве воды.

2) «Вода не имеет формы» три разных сосуда.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, в каком сосуде воды больше? Давайте проверим ваши предположения (выливаем воду в пустой сосуд и обратно и т. д.)

Дети: воды во всех сосудах одинаковое количество, поровну.

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. А у самой воды формы нет, она жидкая.

3) «Твердый-мягкий»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: это камни и губка

Воспитатель: потрогайте камни, они какие?

Дети: твердые, гладкие

Воспитатель: потрогайте губку, она какая?

Дети: мягкая

Воспитатель: правильно, скажите, пожалуйста, если камни, опустить в воду, что произойдет?

Дети: они утонут, станут мокрыми

(дети бросают камни в воду)

Воспитатель: а если мы опустим губку в воду, как вы думаете, что будет?

Дети: она будет плавать

(ребенок опускает губку в воду)

Воспитатель: ребята, посмотрите, что же произошло? Куда же делась вода?

Дети: губка впитала в себя воду

Воспитатель: правильно, поднимаю губку, а из неё течёт вода.

Вывод: мягкие предметы впитывают воду, а твердые нет

Воспитатель: ребята, скажите мне, кому на земле нужна вода?

Дети: вода нужна животным, человеку, растениям, насекомым

Воспитатель: правильно, оказывается, что вода, нужна абсолютно всем! И мы сейчас это проверим.

4) «Живые цветы» ставлю на стол таз с водой.

Ребята, возьмите по 1 цветочку, и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе«ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!»

Дети наблюдают за раскрытием лепестков.

Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса? Почему лепестки стали раскрываться?

Дети: лепесточки от воды раскрываются, т. к. бумага намокла

Вывод: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Воспитатель: а где растут настоящие цветы? и что с ними будет, если их не поливать?

Дети: они растут в земле, и могут завять, если их не полить.

5) «Радуга»

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, вода может подниматься вверх?

Дети: нет, не может

Итак, как в нашей исследовательской лаборатории мы проводим разные опыты, я хочу показать вам очень интересный опыт, который поможет, ответит вам на этот вопрос. Подходите все сюда.

Для начала, нам нужно взять салфетку и фломастерами сделать на ней небольшие черточки, разными цветами. Смотрите на нее. Далее берем салфетку и опускаем ее в стакан с водой, но не совсем, а до нарисованных цветных линий и смотрим, что получается.

- Вода стала подниматься вверх по салфетке, а вместе с ней вверх поднимается «цветная радуга».

Воспитатель: ребята, что у вас получилось?

Дети: у нас получилась радуга

Воспитатель: Правильно теперь радуга есть у каждого из вас. А наша гусеница Радужка может полюбоваться ею.

Вывод: вода поднимается вверх, т. к. происходит процесс впитывания жидкости бумагой.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в моей исследовательской лаборатории? О каких свойствах воды вы теперь знаете и можете рассказать гусенице Радужке?

Дети: вода бесцветная, не имеет запаха, безвкусная и т. д.

Воспитатель: скажите мне, пожалуйста, какой из опытов вам понравился больше всего и вы бы смогли показать его дома своим родителям или даже своим друзьям?

Дети(ответы детей)

Воспитатель: я очень рада, что вам понравилось в моей лаборатории, приходите ко мне еще раз, до свидания.

Конспект НОД для детей средней группы «Маленькие исследователи»

Цель: выявить уровень представлений детей о живой и неживой природе, создать условия для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

Задачи: развивать речь детей посредством приёма «расскажи стихи руками», отгадывания загадок, расширять словарь по теме «Магнит» (магнит, отталкивание, поле, полюс, сила, притяжение, железный, металлический, положительный, отрицательный, действовать, намагничивать, отталкивать, прилипать, притягивать)

-Познавательное развитие: обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать свою деятельность;

-Социально- коммуникативное развитие:-упражнять детей работать в большой и малой подгруппе, в паре, решать проблему сообща;

-Художественно-эстетическое развитие: вызывать эмоциональный отклик на звуки природы, упражнять в продуктивных видах деятельности с фольгой.

Материалы: звукозапись природы и птиц, иллюстрации с картинами живой природы, явлений неживой природы и рукотворного мира, дид. игра «Паровоз зверей», карточки ТРИЗ (твердое, жидкое, газообразное, металлический робот из конструктора, магниты по кол-ву детей, скрепки, миска с пуговицами и шайбочками, куски фольги, 3 картонно- пластилиновые основы, пайетки 3 цветов, простые карандаши.

Предварительная работа: организованная работа по ознакомлению с природой, ТРИЗ –занятия «Маленькие человечки», занятия «Удивительный магнит», игра «Магнитный конструктор» .

Ход занятия:

В группе столы расставлены на 3 группы (живая природа, неживая, рукотворный мир, на ковре стулья стоят по краю.

В-ль: Ребята, давайте помолчим и прислушаемся, что вы слышите?

(запись звуков природы и пение птиц)

Дети: Природа, птицы, весна, ручеек, лес, ветер.

В-ль: назовите, пожалуйста, признаки весны.

Дети: тает снег, становится теплее, появляется трава и листья, цветут деревья и цветы, день удлиняется, птицы возвращаются, строят гнёзда, выводят птенцов, животные заводят и заботятся о потомстве, одежда носится легче, часто идет теплый дождь, на полях начинаются сельхоз. работы…

В-ль: Давайте подытожим всё это пальчиковой игрой «Апрель»

Дети: кап-кап-кап- звенит капель. (указательным пальцем стучим по ладони)

Приближается апрель. (приглашающие движения к себе)

Мы апрель с тобой встречаем (пожимание рук со сменой)

И приметы посчитаем. (сжимание и разжимание пальцев)

Солнце ярко светит -1, (из кулака отводим в сторону большой палец)

Травка зеленеет-2, …указательный)

Птицы возвращаются к нам-3, …средний)

Дождик тёплый льёт-4, … безымянный)

С удовольствием идём гулять- это 5. … мизинец, показать ладонь).

В-ль: Пойдемте гулять на ковер. (На ковре разложены картинки природы)Ребята, выберите понравившуюся картинку и садитесь с ней на стульчик. (Дети выполняют задание, оставшиеся картинки берёт воспитатель). А теперь давайте попробуем разделить картинки на группы: живая природа, неживая природа, рукотворный мир. (показывает направление на стол)

Дети называют свою картинку, в какой группе можно её отнести, кладут на стол.

1 стол –«Живая природа»классификация: люди (мужчины, женщины, мальчики, девочки., домашние животные, дикие животные, фрукты, овощи, деревья. (Вопросно-ответная форма, индивидуальные ответы и дополнения)

Дидактическая игра «Паровоз зверей» .Цель: закрепить представления о классах в живой природе, группировать по классам :домашние и дикие животные, рыбы, птицы, насекомые, закрепить умение соединять кусочки пазлов замковым способом.

2 стол- «Неживая природа» (явления природы и космос)

Загадки: 1. Украшал ночную синь серебристый апельсин,

А прошла неделя только от него осталась долька. (луна)

2. Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось, не кроилось, с неба на землю свалилось. (снег)

3. По полю рыщет, поёт да свищет,

Деревья ломает, к земле прижимает. (ветер)

4. Пушистая вата плывет куда- то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)

5.Приказало Солнце «Стой,семицветный мост крутой.»

Тучи скрыли солнца свет,рухнул мост, а щепок нет. (радуга)

(дети отгадывают загадки опираясь на картинки на столе как подсказку)

В-ль: Ребята, скажите, что это за человечки (показывает последовательно 3 ТРИЗ-картинки)

Дети: маленькие человечки, из них состоят твердые, жидкие и газообразные вещества.

В-ль: А какое вещество может быть во всех трёх состояниях последовательно?

Дети: Это вода.

В-ль: Верно, давайте поиграем, превратимся маленьких человечков и покажем воду в разных состояниях. «Была зима и выпал снег, он слежался в твёрдый лёд. (дети берутся за руки) Пригревало солнышко и лёд начал таять, потекли ручейки. (Дети отпускают руки, стоят рядом). Солнышко припекало так жарко, что вода начала превращаться в пар. (дети начинают движение по одному в разных направлениях) Но в небе было холодно и пар превратился в капли дождя. (дети стоят в рассыпную по одному).А ночью стало так холодно, что лужа покрылась льдом. (Дети берутся за руки)»

3 стол – «Рукотворный мир»: транспорт (виды транспорта и функции).

В-ль: Ребята посмотрите это же робот. Интересно из чего он сделан, давайте посмотрим и пощупаем его и назовем свойства.

Дети: он тяжелый, твёрдый, прочный, гладкий, холодный. Металлический.

В-ль : А вы уверенны, что это металл? Как нам проверить?

Дети: Магнитом.

В-ль : Ребята, пусть каждый из вас возьмет магнит и мы превратимся в исследователей и проведем серию опытов.

Опыты с магнитами: 1 «Притянет, не притянет». Определить состав робота, найти металлические детали в группе.

«Цепочка из скрепок». Определить силу своего магнита и выявить свойство проводить магнитные силы через металл.

«Мы фокусники». Выявить и достать металлические предметы среди разных материалов (блестящие пластиковые пуговицы, мет. шайбы, скрепки, мет. шарики).

Психогимнастика «Мы магниты»

В-ль: Представьте себе, что мы все магниты. И можем притягиваться к друг другу разными частями тела. Я буду давать задания, а вы выполняйте. Примагнитьтесь друг к другу ладошками, указательными пальцами, плечами, щеками, коленями, спинами, затылками.

(дети выполняют задание в парах)

В-ль: Ребята, а кто знает, что это? (показывает кусок фольги). Правильно, это фольга. Как вы думаете из чего она сделана? Да,она металлическая. Давайте определим её свойства. (манипуляции с фольгой, дети называют свойства).

Дети: Фольга блестящая, тонкая, мнется, разглаживается, продавливается, держит форму, рвется.

В-ль: Знаете у меня возникла идея, давайте нашему роботу создадим весеннюю полянку. Но думаю, что живые цветы не смогут расти и цвести среди металла. Что же делать? Ребята, фольга сможет нам помочь. (Делит детей на три подгруппы, каждая на своём столе работает на общем фоне в своей технике. Кружочки из фольги в центре продавливаются карандашом – «цветы на полянке», квадратики вкатываются в комочек –«роса на лепестках», полоски фольги скручиваются в спираль карандашом –«дождь из тучек». Выкладываются на пластилиновую основу. Робот ставится в центр из трёх композиций)

В-ль: Смотрите, мне кажется, что роботу стало веселее. Понравилось вам быть исследователями? Конечно, это интересно познавать мир.

Занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие Колобка»

Цель: развитие умений уравнивать неравные группы двумя способами: добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет и убирая из большей группы один (лишний) предмет (лисят и рыбок стало поровну), закрепление счёта до 4 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счёта.

Задачи: упражнять в выделении особых признаков фигур с помощью зрительного и осязательного анализаторов (квадрат, треугольник, круг); продолжать сравнивать два предмета по длине путём приложения их друг другу, отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее – короче); развивать внимание, мышление и память; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: шаблоны геометрических фигур, обруч, ленты разных цветов и разной длины, карточки с заданиями, геометрические фигуры, ноутбук, проектор

Предварительная работа:

- Дидактические игры «Цвет и форма»«Подбери предмет по форме», выкладывание разных предметов из геометрических фигур.

Ход НОД:

Воспитатель: - Дети, к нам сегодня в группу пришел гость. Но чтобы мы могли его увидеть нужно, разгадать загадку:

На сметане был мешен,

На окошке был стужен.

Убежал от бабы с дедом,

А лисе он стал обедом.

Дети«Колобок»

Воспитатель: Правильно колобок. Расскажите про Колобка, какой он? (желтый, круглый)

Воспитатель: Дети, давайте вспомним начало нашей сказки

-Жили-были дед да бабка. Испекла бабка колобок и положила его на окно студиться. Колобок лежал-лежал, да и укатился по дорожке в лес. Гулял он по лесу и вдруг страшно ему стало. И решил он вернуться домой.

Путь его лежит через дремучий лес, где много опасностей, а колобок маленький и беззащитный. Как нам быть? Поможем ему?

Дети: поможем.

Воспитатель: Катится Колобок, катится, а на встречу ему…

Дети: заяц.

Воспитатель(за зайца) -Колобок- колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, заяц!

Воспитатель:- Хорошо, не буду, если ты мне поможешь! У меня беда. Ко мне скоро придут гости. Я хотел подарить им ленточки для того, чтобы они завязывали бантики, но все ленточки перепутались: и короткие и длинные. Короткие ленточки не подойдут – из них нельзя завязать бантики. Нужно отобрать длинные ленточки для подарка. Как узнать какая ленточка короче, а какая длиннее?

Дети: Приставить, уравняв края, друг к другу

Воспитатель: Вы справились, сейчас займите свои места. Сели красиво, спинку выпрямили, ноги подружились.

Воспитатель: … катится Колобок, катится, а на встречу ему…

Дети: волк.

Воспитатель(за волка)Колобок – Колобок я тебя съем

- Не ешь меня, волк!

Воспитатель(за Волка): Если вы мне можете, тогда отпущу Колобка

Дидактическая игра "Собери геометрические фигуры" 
Воспитатель: Дети, а теперь давайте поиграем. Выходим на коврик. 
Воспитатель: Дети, а теперь давайте поиграем. Выходим на коврик. 
На ковре лежат 3 коробки разных цветов и коробка с геометрическими фигурами. Вам нужно разложить геометрические фигуры так, чтобы в красной коробке были квадраты, в синей круги, а в зеленой треугольники. Все поняли задание? Ребята, готовы? Начинаем! (Дети выполняют задание, в конце игры воспитатель вместе с детьми проверяют правильность выполненного задания). 
Воспитатель: Молодцы, ребята,

Физкультминутка.

У нас славная осанка,

мы свели лопатки,

Мы ходили на носках,

А потом на пятках,

Пойдём мягко, как лисята,

Ну а если надоест,

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Воспитатель: Катится Колобок, катится, а навстречу ему медведь идет и ревет.

- Что случилось, медведь?

- У всех зверей есть дом, а у меня дома нет, поэтому я хожу и реву на весь лес.

-Помоги мне колобок и вы, ребята!

- Поможем медведю построить дом?

Воспитатель: У вас на столе лежат геометрические фигуры, используя их, постройте дом медведю.

Дети выкладывают из геометрических фигур дом.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур вы построили домики?

(2 квадрата, круг и треугольник). А как мы можем отличить фигуры.

Дети: У квадрата четыре стороны и четыре угла. У треугольника 3 стороны, 3 угла, а у круга нет ни одного угла, но его можно покатать.

Воспитатель: А как одним словом мы можем назвать квадрат, треугольник и круг?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Медведь благодарит ребят и колобка!

Воспитатель: катиться колобок дальше

- Ну, а тут Лисичка-сестричка Колобком хочет подкрепиться.

-Колобок- колобок я тебя съем

Колобок: - Не ешь меня, лиса, вдруг я тебе пригожусь?

Лиса: - Вот я рыбки наловила, да не знаю, хватит ли её для моих лисят.

Воспитатель: Нужно угостить лисят рыбкой.

- дети, посмотри внимательно, сколько лисят?

Дети(считают) 1,2,3.

Воспитатель: Сколько лисят всего?

Дети: всего 3 лисят.

Воспитатель: Каждому лисенку нужно дать одну рыбку, сколько рыбок?

Дети(считает)1,2,3,4.

Воспитатель: Сколько всего рыбок?

Дети: всего 4 рыбок.

Воспитатель: Всем лисятам хватило?

-А лишней рыбки не осталось?

Дети: 1 рыбка лишняя

Воспитатель: Кого больше лисят или рыбок?

Дети: Рыбок

Воспитатель: Кого меньше?

Дети: Лисят

Воспитатель: А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы и лисят и рыбок было поровну?

Дети: Отдать одну рыбку маме Лисе

Воспитатель: Что теперь мы можем сказать про лисят и рыбок?

Дети: Теперь их поровну, рыбок столько же, сколько и лисят

Воспитатель: сколько лисят?

Дети: всего 3 лисят.

Воспитатель: Сколько рыбок?

Дети: всего 3 рыбок.

Воспитатель: Появился еще один лесенок. Что нужно сделать, чтобы лисят и рыбок стало поровну?

Дети: Нужно прибавить одну рыбку.

Воспитатель: Давайте посчитаем все вместе сколько у нас лисят?

Дети: 1,2,3,4 – всего 4 лисёнка.

Воспитатель: А сейчас посчитаем сколько рыбок?

Дети: 1,2,3,4- всего 4 рыбок.

Воспитатель: Сколько всего лисят?

Дети: 4 лисёнка.

Воспитатель: Сколько всего рыбок?

Дети: 4

Дети: Лисят и рыбок стало поровну по 4.

Воспитатель: Молодцы

Воспитатель(за лису): - Спасибо, помогли мне лисят накормить. Колобок, катись себе дальше.

Воспитатель: … катится Колобок, катится и прикатился к дому. Обрадовались бабушка и дедушка, и стали расспрашивать, как он смог домой вернуться, а он от радости забыл, кого встречал. Расскажите. Как мы колобку помогали(выполняли задания) Бабушка и дедушка благодарят нас за помощь.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

Викторина «От слова к звуку»

Цель: закрепление пройденного материала

Задачи:

· развивать слуховое внимание

· упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.

· закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки

· упражнять в определении первого звука в слове

· закреплять умения читать стихи выразительно, пользоваться естественными логическими паузами, передавая свое отношение к окружающему

· развивать графические навыки (штриховка шаров)

Материал: игрушка-персонаж Слыш, магнитные доски,  мяч,  цветные карандаши, силуэты воздушных шаров,  рабочие тетради  Е.В.Колесниковой «От слова к звуку» для детей 4-5 лет, иллюстрации к стихам, изображение «лестницы к вершинам знаний»

Ход НОД:

- Ребята, весь год мы вместе с Слышем узнавали,  какие  существуют слова, из каких звуков они состоят. И сегодня Слыш предлагает нам стать участниками викторины «От слова к звуку». Вы согласны? Слыш подготовил для вас много интересных вопросов, заданий, игр. Отвечая на каждый вопрос или выполняя задание, мы с вами будем подниматься вверх по ступенькам к вершине знаний.

Есть сладкое слово – конфета,        Есть слово упрямое – цель,

Есть быстрое слово ракета,              Есть слово колючее – ель,

Есть кислое слово -  лимон,              Есть книжное слово – страница,

Есть слово с окошком – вагон,          Есть слово лесное – синица,

Есть слово колючее  - Ежик,              Есть слово пушистое – снег,

Есть слово промокшее – дождик,    Есть слово веселое – смех.

- Какими бывают слова? (разными, похожими, длинными, короткими)

1 задание: «Доскажи словечко»

- Слыш хочет узнать, много ли вы слов знаете, и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

Подготовлен самолет,

Он отправиться в … (полет)

 

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его… (боюсь)

 

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста)

 

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б на встречу ни проплыл,

Всех проглотит… (крокодил).

 

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом)

 

Я сегодня утром рано

Умывался из-под… (крана)

- Молодцы! Все слова подобрали правильно, не ошиблись. И мы с вами поднимаемся на первую ступеньку.

2 задание «Подбери похожее слово»

- Ребята, Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови похожее слово» я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.

Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне…(лягушка, подружка)

Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне.. (мышка, книжка, шишка) и т.п

-  Справились и с эти заданием и поднялись на ступеньку выше.

3 задание. «Дойди до Слыша»

-  Вы уже говорили, что слова бывают разные и похожие длинные и короткие. А как можно узнать, длинное это слово или короткое (можно отхлопать и сосчитать слоги)

- А Слыш сегодня вам предлагает отшагать слова.  Выстраивайтесь в линию. Я буду называть вам слова, а вы сделаете столько шагов ко мне, сколько в слове слогов. (дети выполняют задание)

 - Тимофей, сколько ты сделал шагов на слово лис? Почему один? (В слове лис 1 слог)

- Вот мы и дошагали до 3 ступеньки

4 задание. «Раздели правильно» (работа в тетради)

- Слыш просит вас выполнить новое задание. На странице ваших тетрадей нарисованы картинки. Определите количество слогов в названии каждой картинки и разделите прямоугольник  под картинкой на столько частей, сколько слогов в этом слове

- Варя,  на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой МАШИНА? (на три). Объясни почему? (Потому-то в слове МАШИНА три слога)

Дети выполняют задание.

- Молодцы, все правильно выполнили задание и еще на одну ступеньку выше вы поднялись.

5 задание «Выдели звук»

- Слыш знает, что вы учили  много стихов. Он приготовил для вас новое задание. Посмотрите на иллюстрации, вспомните и прочитайте стихотворение. Какой звук чаще встречается в стихотворении? Какой это звук? (согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий)

- Вспомнили стихи, рассказали о звуке, Какие вы молодцы! Еще на одну ступеньку стали ближе  к вершине знаний.

6 задание. «Разноцветные шары»

 - Друзья Слыша собрались на праздник, надули себе шары. Но тут налетел озорник-ветер и унес все шары высоко в небо. Загрустили друзья. Слыш просит вас помочь его друзьям. Поможем? А как? (нарисуем шары). А шары у каждого животного были определенного цвета.  Определите, какой первый звук в названии каждого животного, и какие шары надо ему нарисовать. (Дети определяют первый звук, его характеристику и рисуют синие и зеленые шары)

Итог НОД

 -  Вот  и настроение у друзей Слыша вновь стало радостным. И Слыш рад за вас, что вы добрались до вершины лестницы и получили много знаний и умений.  А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи…)

- Предлагаю устроить на вершине лестницы знаний фейерверк. Если вам понравилось    участвовать в викторине, то  вы запустите красные шары, а если было неинтересно, скучно – то синие шарики.

Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные шары.

- Слышите еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам медальки





Предварительный просмотр:

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:-

Дети: Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит:

«Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: - Дети: Рукавички из меха - меховые

Таз из меди - медный

Ваза из хрусталя - хрустальная

Рукавички из шерсти – шерстяные



«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

 Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

Дуб – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

 Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой                                              Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком



Предварительный просмотр:

Шелковые змейки

Инвентарь: разноцветные ленты, палочки или карандаши, кнопки.

 Возьмите две разноцветные ленты длиной около 1,5 м и прикрепите их одним концом к карандашу или палочке.

 Распустите ленты и покажите ребенку, как делать самые простые движения, чтобы ленты извивались змейкой. Можно устроить танец с лентами под музыку.

Куры в огороде

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: шнурок (скакалка, лента, веревка) или мел.

 С помощью шнурка (скакалки, мела) ограничивается небольшое пространство. Это «огород». Недалеко от него ставится стул — «будка» сторожа. Роль «сторожа» сначала выполняет мама. Дети — «куры».

 Как только «сторож» садится на стул, «куры» пробираются в «огород» и начинают там бегать, клевать, кудахтать. «Сторож» замечает «кур» и гонит их из огорода — хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш! Кыш!». «Куры» убегают. «Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра возобновляется.

Шарики в ящик

Количество играющих: 1 — 6 человек.

Инвентарь: мячики для настольного тенниса.

 Взрослый высыпает на пол цветные целлулоидные шарики (для настольного тенниса, или небольшие каучуковые мячики) и просит детей собрать их, принести и положить в ящик.

 Усложнить игру можно, поставив перед рассыпанными шариками несколько преград, которые ребенок должен преодолеть, чтобы собрать шарики (например, перебравшись через бревно, скамейку и т. д.).

 Можно использовать шарики разных цветов и размеров и просить детей собрать шарики выборочно: или только маленькие, или одноцветные.

Лавата

Количество играющих: 3-8 и более человек

 Выбирается ведущий. Дети встают в круг, берутся за руки и поют:

«Танец танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та,

Танец танцуем мы — это лавата».

Мои ручки хороши? — спрашивает ведущий.

«Хороши!» — отвечают все хором.

Все берутся за руки и идут по кругу, повторяя первые две строчки.

«Мой носик хорош?» — спрашивает ведущий.

«Хорош!» — отвечают все хором.

Все прикладывают кончик указательного пальца к носу впереди стоящего соседа и снова идут по кругу, повторяя первые строчки.

«Мои коленки хороши?»

«Хороши!»

Все прикладывают ладошки к коленкам стоящих рядом детей и поют песенку, идя по кругу.

«Мои ушки хороши?»

«Хороши!»

Все прикладывают ладошки к ушкам детей, стоящих рядом по кругу, и снова идут по кругу с песенкой.

 Можно использовать в игре и другие части тела: щеки, лоб, живот.



Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Исследователи»

Пояснительная  записка:

 Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель:

 Формирование  навыков   поисковой  деятельности.

Задачи:

·        Развивать  самостоятельную  исследовательскую  деятельность;

·        Совершенствовать  умение  распределять роли и  действовать  согласно  принятой  на себя  роли;

·        Формировать умение  обследовать  объект, уметь его описать и выделять  его признаки, фиксировать наблюдения в журнале, делать небольшие  выводы;

·        Поддерживать стремление  детей по- своему обустраивать  игру, самостоятельно  подбирать оборудование;

·        Продолжать знакомить детей  с научными открытиями, специфическими условиями труда  учёных ;

·        Совершенствовать  связную  речь;

·        Воспитывать доброжелательные отношения  между  сверстниками, умение  считаться  с интересами  и мнением  товарищей по игре.

Интеграция  областей:

«познавательное  развитие»,  «социально – коммуникативное  развитие», «речевое  развитие».

Оборудование:

·        Специальная  одежда  для проведения  опытов ( колпаки  учёных,  халаты, перчатки, очки, бейджики);

·        Журнал  для фиксирования  данных;

·        Микроскоп;

·        Лупы;

·        Природные материалы;

·        Бросовый материал;

·        Стаканчики, пробирки;

·        Весы;

·        Передвижная  лаборатория;

·        Макеты  насекомых, гербарии, коллекции камней, ракушек, воды, почва, песок;

·        Водяные мельницы;

·        Разные  ёмкости, мерные  ложки и  др.

·        Муляжи  фруктов.

Примерные  игровые  действия:

·        Выбор  объекта  исследования;

·        Создание  лаборатории;

·        Проведение опытной  работы;

·        Фотографирование, съёмки промежуточных результатов;

·        Занесение результатов  исследования в журнал;

·        Научный  совет;

·        Подведение  итогов  исследования.

Варианты  игры:

«Изучаем природные  богатства нашей  Земли»

Задачи:  расширять и совершенствовать игровые  замыслы и умения  детей. Помочь  создать  игровую  обстановку  с  учётом  темы игры. Формировать  умение  ставить  проблему, выдвигать  гипотезы, наблюдать, комментировать. Воспитывать  самостоятельность, аккуратность.

Примерный  ход  игры:

Я хочу пригласить  Вас в нашу  лабораторию.

 -Что такое  «лаборатория»?

-Кто проводит опыты и эксперименты? (учёные)

-Кто помогает учёным?  (помощники, лаборанты)

-Как они помогают учёным? ( приносят оборудование, делают  записи)

- Кто руководит лабораторией? (старший научный сотрудник)

Воспитатель предлагает  взять на себя роль  старшего  научного  сотрудника.

- Уважаемые  коллеги, давайте  вспомним  правила  работы в лаборатории ( работать спокойно, тихо, помогать друг другу, не торопиться, использовать наши помощники (веник, совок, тряпочка, ведро)).

- Что является главным  источником  жизни на  Земле? (вода).

Первая группа  учёных  сейчас проведёт  опыты с водой. Вы должны  определить, имеет ли  вода  запах, цвет,  форму.

Проходите в лабораторию, надевайте  спецодежду, проводите опыты и не  забудьте  всё  записать в журнале.

Вторая  группа  учёных  определят, какие предметы  тонут в воде, а какие плавают на поверхности.

 Третья  группа  учёных  по  схеме  должны  приготовить  состав  для   пускания  мыльных  пузырей.

 

 В течение  игры  воспитатель  следит за  взаимоотношениями  между  детьми, подсказывает  ход  исследований, помогает  сделать записи в  журнал.

В  конце игры  дети - учёные  отчитываются  о  проведении опытов, подводят  итог, рассказывают  о  трудностях в работе, убирают  своё  рабочее  место.



Предварительный просмотр:

«Откуда берется вода?»

Цель: Познакомиться с процессом конденсации.

Игровой материал: Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Ход игры: Взрослый предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

«Упрямый воздух »

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Игровой материал: Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).

Ход игры: Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют от жать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыт: рассказать о своих ощущениях при выполнении действий. В конце опыта дети выясняют, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

«Упрямый воздух»

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Игровой материал: Пипетки, емкость с водой (подкрашенной).

Ход игры: Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).

«Уличные тени».

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

Ход игры: Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днем — от солнца, вечером — от фонарей и утром — от различных предметов; в помещении — от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: когда появляется тень (когда есть источник света), что такое тень, почему она образуется (это темное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее). При рассматривании теней дети выясняют:

  • от одного предмета (например, от самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько) источников света (лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду. не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень);
  • чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером);
  • по мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким;
  • очертание предмета и тени схожи;
  • чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пооперационная карта изготовления поделки «ТЫКОВКА ВОЛШЕБНАЯ»

Слайд 2

Пооперационная карта изготовления поделки « Улиточка »»

Слайд 3

Пооперационная карта изготовления поделки «Одуванчик»



Предварительный просмотр:

План работы с детьми в домашних условиях по реализации ООП ДО

Тема недели: «Маленькие исследователи»

Дата: с 18.05.2020 по 22.05.2020

Задачи:  Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания.

Занятия, согласно регламенту НОД

Дидактические игры

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры

Экспериментальная деятельность

Художественно-изобразительная деятельность

Список рекомендованной литературы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Маленькие исследователи»

Цель: развивать речь детей посредством приёма «расскажи стихи руками», отгадывания загадок, расширять словарь по теме «Магнит» 

ФЭМП

«Путешествие колобка»

Цель: Развитие умений уравнивать неравные группы двумя способами

РиОМ

«Мы исследователи»

Цель:   закрепить знания детей о свойствах воды, ее значении в природе;

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.

ПкОГ

Викторина «От слова к звуку»

Цель:  Закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки

· упражнять в определении первого звука в слове

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1. «Кто может совершать эти действия»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости

2. «Из чего, что сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

3. «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1. «Лавата»

 

2. «Куры в огороде»

3. «Шелковые змейки»

Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, не наталкиваться друг на друга

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

«Исследователи»

Цель: Формирование навыков поисковой деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

1. Откуда берется вода?

Цель: Познакомиться с процессом конденсации.

2. «Упрямый воздух »

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

3. «Уличные тени».

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

«Тыковка волшебная»

«Улиточка»

«Одуванчик»

Цель: Развитие творческого мышления. Развитие мелкой моторики.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

1. В.А. Жуковский

Летний вечер

 2. Татьяна Александрова. Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.

3. Александр и Наталья Крымские. Сказки зелёного дивана.