Математика дошкольникам
математика дошкольникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математический КВН | 371.09 КБ |
Викторина 1 математическая | 190.17 КБ |
Викторина 2 математическая для старшего возраста | 207.71 КБ |
Логические задачки | 230.77 КБ |
Конспект НОД по ФЭМП "Поможем Золушке" | 392.9 КБ |
Конспект НОД по ФЭМП "Геометрические фигуры" | 353.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический КВН для детей подготовительной группы
.
Цель.
- Побуждать родителей к участию в образовательной деятельности группы, показать достижения детей, коммуникативные навыки.
- Создать хорошее настроение во время проведения игры.
Обучающие задачи:
- Продолжать учить решать неравенства.
- Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.
- Упражнять в счёте в пределах 10, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
- Закрепить умение пользоваться таблицами для решения логических задач.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя:
- Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
- Приготовить наглядные пособия.
- Приготовить фонограмму.
Методические приёмы:
- Успокаивающие упражнения перед занятием.
- Игровой
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, картинки
Раздаточный материал: разрезные картинки, конверты с геометрическими фигурами, карандаши, карточки с логическими символами.
ХОД ИГРЫ:
Ведущий. Сегодня мы проводим самый настоящий, очень серьезный и очень ответственный КВН. Здесь на нашем математическом ринге, встретятся две команды – детей и родителей. Наше соревнование – игра, шутка и повод, чтобы побыть всем вместе и интересно провести время. Две команды разумных и внимательных будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний.
А теперь начинаем!
Прошу команды занять свои места
- Команда родителей - «Мудрецы». (Родители занимают места.)
- Команда детей – «Юные математики». (Дети занимают свои места.)
(Представление жюри.)
- Все на своих местах. Начинаем соревнование.
I. Конкурс «Разминка».
Если дерево выше куста, то куст…?
Ответ: ниже дерева.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Ответ: короче линейки.
Воспитатель: Если канат толще нитки, то нитка…?
Ответ: тоньше каната.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
Ответ: младше сестры.
Воспитатель: Если река шире ручья, то ручей…?
Ответ: уже реки.
Март- второй месяц весны?
Весну сменит зима?
Какой сегодня день недели?
Какой день недели наступит после среды?
Итак, команды готовы к соревнованиям.
Загадки команде «Мудрецы».
- Треугольная доска,
А на ней три волоска
Волосок - тонкий,
Голосок – звонкий. (Балалайка.)
- У одной мыши три хвоста. (Вилы.)
Загадки команде «Юные математики».
- У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрят на меня. (Светофор.)
- Сколько рогов у двух коров? (4)
II. Конкурс «Задачи».
- А сейчас каждая команда должна показать свою смекалку.
Внимание, задачи для команды «Юные математики».
- Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело? (7)
- Вот грибочки на лужочке
В желтых шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? (5)
- Внимание, задачи команде «Мудрецы».
На столе стояло 12 чашек и 9 блюдец. Мышка бежала, хвостиком вильнула, задела футбольный мяч. Он прыгнул на стол и разбил половину чашек и 7 блюдец. Сколько чашек осталось без блюдец? (4 чашки).
- Если съесть один бублик, останется одна дырка. Если съесть один крендель, останется две дырки, но поменьше. На блюдце лежат 10 бубликов и 10 кренделей. Какое количество бубликов и кренделей надо съесть, чтобы дырок осталось поровну? (Все бублики и 5 кренделей).
III.Конкурс «Сложи картинку»
Входят лиса и гусь с конвертами
Лиса: Я весёлая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса
Я бедняжка так вертелась, что на части разлетелась!
Три сороки возле пня стали складывать меня
Между ними вспыхнул спор!
Получился мухомор. Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите.
(Отдаёт капитану команды “Юные математики” и присоединяется к ним)
Гусь: Я весёлый серый гусь,
Ничего я не боюсь,
Но вчера упал я с кочки
Развалился на кусочки
Собирал меня енот –
Получился пароход!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
(Отдаёт капитану команды “Мудрецы” и присоединяется к ним)
Молодцы ребята помогли зверюшкам. А сейчас мы отдохнем и поиграем вместе с гостями.
Музыкальная пауза «ВПЕРЕД ЧЕТЫРЕ ШАГА»
IV. Конкурс капитанов “Сложи фигуру”
(Капитаны из геометрических фигур складывают лису и гуся)
Дети складывают по образцу, родители по памяти.
V. Конкурс «Кто внимательный?»
- Задание команде «Юный математик». Посмотрите внимательно на образец и сделайте так же.
(У детей карточки с многократным повторением рисунка (на усмотрение педагога), верху на карточке дан образец зачеркивания фигур. Они должны точно также зачеркнуть фигуры на своих карточках).
- Задание команде «Мудрецы».
Вам нужно раскрасить квадраты так, как показано на рисунке. (Раздают карточки, на которых в ряд нарисованы квадраты или другие фигуры. Родителям на какое-то время показывают образец и убирают его. Родители раскрашивают квадраты, как на образце).
VI. Конкурс «Не ошибись»
Ведущий: На мольберте написаны числа, которые нужно сравнить. Каждый участник команды подходит по очереди к мольберту и ставит нужный знак между числами: «больше», «меньше» или «равно». Жюри проверяет правильность постановки знаков.
Вот и закончился наш математический ринг. Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.
- Жюри подводит итоги.
- Награждение команд.
Предварительный просмотр:
Викторина на тему: «В гостях у Весёлых человечков»
Цель: Проверка умений самостоятельно выполнять задания.
Задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям
Материал:
- Письмо с персонажами «Весёлые человечки»,
- цифры разные по цвету от 1 до 9, домики,
- д/и «Найди коврик»,
- примеры,
- карандаши,
- д/и «Танграм»,
- задачи – смекалки, жетоны с изображением
- персонажей «Весёлые человечки».
Вступление.
Группу нашу «Весёлые человечки» зовут,
Нам совсем не скучно тут.
А сегодня письмо получили, и сейчас прочитать его мы решили.
Пишут его нам Весёлые человечки.
Все они хотят узнать, как в школе дети будут учиться?
Наверное, на 4 и5!
Каждый из них задание вам приготовил
Проверить, готовы - ли к школе?
А кто из вас справится с этими заданиями –
Жетон получит за старания!
Ход игры:
- Дюймовочка цифры для вас припасла, вы с
ними знакомы?
Докажите тогда!
Задание: Разложи по порядку. 1 5 8 9 2 4 3 6 7
Назови цвет, величину. Расскажи стихи про цифры.
- Незнайка домики принёс. Кто из вас цифры расселить в окошечки готов?
Задание: Ориентировка на листе.
- Чтоб уютным домик стал, Буратино множество ковриков набрал. Найди такой же, какой вам Буратино показал.
Задание: Д/и «Найди коврик».
- Петрушка с вами решил поиграть. Будете прыгать, хлопать и приседать.
Задание: Физ – пауза. Движения со счётом.
- Карандаш он очень умелый, желает проверить, как вы решаете примеры?
Задание: Работа с карандашом. Решить пример,
записать ответ.
3 + 2 = ? 8 – 4 = ? 1 + 3 = ?
- Чиполино смекалки для вас придумал, чтобы каждый из вас серьёзно подумал.
Задание: Задачи – смекалки.
В садике гулял павлин Подошёл ещё один. 2 павлина за кустами, Сколько их? Считайте сами. |
Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят, 7 бежали впереди, 3 остались позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте–ка, ребята, Сколько было всех цыплят? | |
Яблоки в саду поспели Мы отведать их успели 5 румяных, наливных, 3 с кислинкой, сколько их? | |
Ну–ка, сколько всех ребят На горе катается? Трое в саночках сидят, Один дожидается. | |
В снег упал Серёжка, А за ним Алёшка. А за ним Маринка, А за ней Иринка, А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? |
- Самоделкин вот что смастерил,
фигурки разные вам подарил.
Не просто с ними играть,
надо зайчика собрать.
Задание: Д/и «Танграм»
Из геометрических фигур дети выкладывают фигурку зайчика.
Итог: После каждого задания дети поощряются жетонами с изображением «Весёлых человечков».
Хорошо вы постарались, с интересом занимались. Все задания выполнили ловко, видно есть у вас сноровка.
Скоро в школу вам шагать,
Учиться желаем только на 5!
Предварительный просмотр:
Математическая викторина
для детей старших дошкольных групп.
Цель: развитие познавательной активности дошкольников, умение действовать сообща.
Ведущий: Внимание, внимание!
Объявляется соревнование!
Кто умеет считать,
Приглашаем поиграть!
Разминка участников игры с использованием танцевальных движений под мелодию Шаинского «Дважды два - четыре».
Ведущий показывает букет ромашек
Набрала букет цветов
В каждом по пять лепестков.
Лепестки вы разбирайте,
Что лежит в них, отгадайте.
(Дети достают из лепестков эмблемы, вешают себе на шею и строятся в шеренгу).
Конкурс 1. Собери эмблему команды.
Вы сейчас детали разберите
И свои эмблемы соберите.
А девиз у нас таков:
Больше дела – меньше слов!
Конкурс 2. Эстафета «Кто больше наберет флажков для команды».
Дети с флагами идут,
Гордо их в руках несут.
Раз, два, три, четыре – флаги быстро положили!
(Дети построены в две колонны. Под музыку по очереди они бегут за флажками, возвращаются и ставят свой флажок в ведерко. Когда музыка закончится, все подсчитывают количество флажков. Победители проходят круг почета).
Конкурс 3. «Кто дальше прыгнет?»
Вас много, ребята, и каждый из вас
Один за другим пусть прыгнет сейчас.
Мы хотим узнать скорей
У кого прыжок длинней?
Конкурс 4. «Кто скорее соберет пирамидку»?
(Каждому участнику дается по одному колечку. Необходимо собрать пирамидку в порядке уменьшения или увеличения).
Конкурс 5. «Оловянные солдатики» с бумажным колпаком на голове у каждого ребенка.
Теперь мы поиграем, кто быстрее всех узнаем.
А сейчас – стройтесь в ряд.
Каждый из вас теперь солдат.
Будете маршировать
И команды выполнять.
Командира слушать нужно,
Исполнять команды дружно.
Тот может выиграть соревнование,
У кого хорошее внимание.
Шаг назад, 2 вперед,
Кругом поворот.
Направо, налево,
Вперед три шага смело!
Сделай влево шага три,
Снимай колпак и посмотри!
Конкурс 6. «Ателье». Цель: закрепление понятий «длина, ширина условная мерка».
Приглашаются по 4 человека от каждой команды.
Храброму портняжке
Сегодня очень тяжко.
Ателье с утра открыл,
Много платьев накроил.
На примерку пришла Катя.
Не понравилось ей платье.
Чем же Катя виновата?
Платье Кате длинновато.
Вы примерку проведите
И портняжке помогите.
А вот это будет мерка,
Начинается примерка.
Конкурс 7. «Отгадай части суток».
Дети получают картинки с характерными признаками частей суток.
Задание: показать соперникам действия. Характерные для этой части суток. Соперники должны отгадать.
Конкурс 8. «Веселый рыболов». Приглашаются капитаны команд и их помощники. Пока играет музыка, дети ловят рыбку, а затем подсчитывают, чей улов богаче.
С утра сидит на озере любитель-рыболов.
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
Тра-ля-ля, траля-ля-ля,
Тра-ля-ля-ля.
Лишь песня начинается, вся рыба расплывается!
Конкурс 9. Решение задач на смекалку.
- Пять яиц сварилось за пять минут. За сколько минут сварится одно яйцо?
- Мальчик пришел с прогулки домой и съел один пирожок за одну минуту. Сколько пирожков он может съесть за один час? Надо съесть столько пирожков, сколько захочешь.
- Курица весит 2 кг, если стоит на одной ноге. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги.
- На тополе росло 4 крупные ветки, на них - еще по 4 ветки, а на них - еще по 4 маленьких веточки. Сколько груш растет на этих ветках?
Конкурс 10. «Найди верный путь в лабиринте». (Приглашаются по одному человеку от каждой команды).
Конкурс болельщиков 11:
А). Назовите предметы, про которых можно сказать – бесчисленное множество. Кто скажет последний тот и победит! (волосы, звезды, листья, снег, насекомые, хвоя и пр.)
Б). Толин папа собрался поехать в командировку в Москву. «Когда ты вернешься»? спросил его Толя. «Ты можешь сосчитать сам» - ответил папа.
«Я отправляюсь в субботу утром. Туда и обратно поеду поездом. В одну сторону поезд идет сутки. В Москве я пробуду Трое суток. В какой же день недели я вернусь домой»? (В среду вечером).
В). Определите время года по картинкам.
Конкурс 12. «По порядку становись». Чья команда скорее соберется.
Подведение итогов викторины.
Церемония награждения.
Дети дружно так играли.
Победителями стали
Крикнем дружно все, друзья,
Победителям «Ура»!
Предварительный просмотр:
Развитие памяти и логического мышления
Вопросник № 1
- Какой цвет волос у Колобка?
- Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
- 3. Кто громче замычит - петух или корова?
4. Отмечают ли 23 февраля в Англии? (Да.)
5. Сколько дней рождения имеет средний человек? (Один.)
6. У двух хваталок по пять тыкалок? (руки)
7. Почему человек, живущий на Украине, не может быть похороненным в России? (Потому что он ещё жив.)
8. Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5яиц?
9. В некоторых месяцах 31 день, в других 30, сколько месяцев имеет 28 дней? (Все месяцы.)
10. Имеется три яблока, вы убрали два, сколько теперь яблок у вас имеется? (Два.)
11. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
Вопросник № 2
- На столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько овощей лежит на столе?
- Что произойдёт с красным капроновым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Станет мокрым.)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)
- Кто раньше прилетит с юга весной - ласточки или воробьи?
- У прыжонка виляйка длиннее, чем у топтыжонка. У летужонка виляйка длиннее чем у прыжонка. Чей хвост длиннее? (у летужонка)
- Как петух кукарекает? А в Англии?
- О чём говорят часы, когда бьют 13 раз? (О том, что их пора нести в починку.)
- На каком языке будут разговаривать немецкая и шотландская овчарки?
- Что не войдёт даже в самую большую кастрюлю? (Её крышка)
Вопросник № 3
1. Сколько меда соберут 2 бабочки, если у них по 1 ведру?
2. От чего крокодил зеленый? (он носа до хвоста)
3.У вас две монеты, общая сумма 6 копеек. Но одна из монет не копейка. Так какие же у вас могут быть монеты? (Пять копеек и копейка - другая монета как раз не копейка.)
- Плывет по пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как много елок он везет?
- Если у вас только одна-единственная спичка и вы входите в тёмную комнату, где стоят масляная лампа, керосиновая лампа и охапка дров в камине, что вы зажжёте первым? (Спичку.)
- Один банан падает с елки каждые 5 мин. Сколько их упадет за 1 час?
- Как далеко собака может забежать в лес? (До середины леса; дальше она будет бежать из леса.)
- Кукла Света съела 3 порции мороженого, потом еще. Врача надо будет вызывать?
9. Доктор даёт вам три таблетки и велит принимать их каждые полчаса. Насколько вам хватит таблеток? (На час.)
10. Сколько животных Моисей взял в свой ковчег? (Нисколько, животных в ковчег брал Ной.)
Вопросник № 4
1. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие красные ведерки без дна, а у девочек - маленькие зеленые. Кто соберет больше шишек?
2. Над лесом летели 3 рыбки, 2 приземлились? Сколько улетело?
3. У Ахмета 10 овец. Однажды все овцы околели, кроме девяти. Сколько овец у него осталось? (Девять овец.)
4. Ночной сторож умер днём. Будут ли ему платить пенсию? (Пенсию платить уже некому.)
5. Что едят крокодилы на северном полюсе?
- Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
- Летели 2 крокодила, один красный, другой синий. Кто скорее долетит?
- Отец и сын потерпели аварию. Отец скончался, сын попал в больницу. "Боже, это мой сын!" - сказал хирург. Может ли такое быть? (Может, хирург - мать.)
- Вы пилот самолёта, совершающего рейс "Париж - Москва - Токио". Рейсы выполняются два раза в неделю. Сколько лет пилоту? (Ваш возраст.)
- Сколько десяток в ряду от единицы до ста? (Одна.)
Вопросник № 5
- На Машином платьице было нарисовано 3 яблока и 2 вишенки. 1 вишенку и 2 яблока съели. Сколько осталось?
- Собачка Жучка сказала, что видела сегодня на горке Сашу, Петю, Катю. Сколько детей видела собачка?
- 4 яйца варятся 4 минуты. Сколько минут варится 1 яйцо?
- Горит шесть свечей. Четыре погасло. Сколько свечей осталось? (Шесть и осталось, из них две горят.)
- На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (Пятьдесят.)
- У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с единственным зернышком. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
- Собака была привязана к десятиметровой верёвке, а прошла 300 метров. Как ей это удалось? (Верёвка не была ни к чему привязана.)
- Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (Часы, которые стоят.)
- Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
Каверзные вопросы
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
- Какой месяц короче других? (Май - всего три буквы)
- На какой вопрос нельзя ответить "да"? ("Вы спите?")
- Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
- Чем оканчивается ночь и день? (Мягким знаком)
- Какие камни в реке? (Мокрые)
- Кто на все руки мастер? (Перчаточник)
- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит - Соня)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами. (Сон)
- По чему люди ходят? (По земле)
- За чем мы едим? (За столом)
- За чем вода в бутылке? (За стеклом)
- Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково по килограмму)
- Что посреди Волги стоит? (Буква "Л")
- Каким гребнем нельзя расчесать голову? (Петушиным)
- Может ли мужчина женится на сестре своей вдовы? (Нет, он же умер)
- Назовите слово, в котором 40 гласных (Сорока)
- От чего утка плавает? (От берега)
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, через 72 часа будет снова полночь)
- Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить - всем по одному досталось. Как это могло быть? (Это были дед, отец и сын)
- Что бросают, когда это необходимо, и поднимают, когда это уже не нужно? (Якорь)
Каверзные вопросы
1. У первого петуха было 59 жён, а у второго – в 3 раза больше. На сколько жён больше, чем у первого петуха, стало у второго, после того, как первый женился ещё на трёх курицах?
2. Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда 12 раз проткнуть её вилкой с 4 зубчиками?
3. Летела стая гусей, а навстречу ему ещё гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты, гусь, вот тогда было бы нас сто гусей». Сколько гусей было бы в стае?
4. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?
5. Может ли дождь идти два дня подряд?
6. Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, больше двух, но меньшее трёх?
7. Половина – треть его. Какое это число?
8. Летела стая гусей. 1 гусь впереди, 2 позади, 1 гусь между двумя и 3 в ряду. Сколько всего гусей.
9. У одного папы спросили: «Сколько у вас детей?» Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра». Сколько же у него детей?
10. По улице идут два отца и два сына. Всего три человека. Может ли быть такое?
Детские вопросы:
- Зачем акуле-молоту на голове молот?
- Где находится центр Вселенной?
- Почему у человека редуцировался волосяной покров на теле?
- Почему растут волосы и ногти?
- Почему металлические предметы всегда прохладные на ощупь?
- Почему человек седеет?
- А зачем комару кровь?
- Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?
- Какого цвета инфузория-туфелька?
- А белые медведи зимой тоже спят?
- Почему медуза движется? Ведь у нее нет мышц!
- Почему нет обоняния у рыбы?
- Как люди смогли договориться, что каким словом называть?
- Когда спит акула, днем или ночью?
- Почему минус на минус дает плюс?
- Почему не все обезьяны эволюционировали в человека?
- Как клетки понимают, что одни должны стать волосами, другие костями, третьи мозгами и т. п.?
- Почему кузнечик зеленый, а божья коровка красная?
- Почему у человека пять пальцев?
- Когда и почему назвали Китай Китаем?
- Почему Большая (и Малая) Медведица? Почему не Медведь?
- Почему магнит не притягивает органические вещества?
- Почему извергается вулкан?
- А остались еще дикие верблюды или они уже все одомашнены?
- Почему нельзя делить на ноль?
- Почему белые ночи можно видеть только в некоторых местах?
- В какой части земного шара самое темное небо?
- Почему стекло бьется?
- Почему преодоление самолетом звукового барьера сопровождается взрывоподобным хлопком?
- Видят ли микробы друг друга?
- Почему так приятно утром потягиваться?
- Почему волосы не бывают синими?
- Почему человек икает?
- Правда ли, что собаки дальтоники?
- Почему в момент выключения газа из носика чайника вырывается облачко пара?
- Что такое солнечный зайчик?
- Почему Луна притягивает только воду?
- Почему муха не падает с потолка?
- Почему Земля круглая?
- Можно ли обогнать солнце?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по математике в подготовительной группе на тему:
«Поможем Золушке»
Цель: формирование математических представлений у детей подготовительной группы в процессе НОД.
Обучающие задачи:
-Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке, упражнять в счете в пределах 20;
-Закреплять умение называть предыдущее и последующее число данного числа;
-Продолжать учить решать задачи;
-Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги относительно себя;
-Упражнять в счете парами;
-Закреплять умение сравнивать группы предметов с цифрой;
-Закреплять знание циферблата часов и взаимодействию с ними;
-Упражнять детей в работе с линейкой;
-Учить детей давать полные, распространённые ответы на вопросы воспитателя
Развивающие задачи:
-Продолжать развивать конструкторские навыки детей;
-Продолжать развивать речь детей, мышление, внимание, совершенствовать умение делать выводы;
-Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
-Развивать познавательные мотивы, интересы. Умение работать в группе сверстников;
-Развитие мелкой моторики, координации движений.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
-Воспитывать навыки коллективной работы и взаимопомощи;
-Создание условий для усвоения детьми математических представлений в разных видах деятельности на занятии.
Методические приемы:
- Игровой - использование сюрпризных моментов ;
- Наглядный - использование слайдов;
- Словесный - напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей; поощрение, анализ занятия.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация занятия, «Волшебная палочка», музыкальное сопровождение, магнитофон.
Раздаточный материал:
-Математический пенал с набором цифр, модели циферблата часов, карточки для задания «собери бусы», листочки в клетку для слухового диктанта, простые карандаши конверты с игрой «Танграм», «Сложи карету»
Индивидуальная работа на занятии:
- воспитывать усидчивость у Маши К. Данила Ч.
- активизировать Ангелину Ж., Вову Б.,
Ход НОД:
1.Организационный момент. Сообщение темы.
Воспитатель собирает вокруг себя детей на ковре и обращается к ним:
-«Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! Доброе утро!»
-Какие радостные лица стали у наших гостей, им очень понравились ваши приветствия.
-Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
-Назовите сказки, не повторяясь (Ответы детей)
-Молодцы вы назвали много сказок.
-Скажите, а хотели бы вы попасть в сказку? (дети отвечают)
-Хорошо, Дед Мороз на Новый год подарил мне волшебную палочку, давайте с помощью ее и попробуем попасть в сказку.
Звучит музыка. Воспитатель делает взмахи «волшебной палочкой» со словами:
-Покружись, в сказке тут же окажись.
Звучит песня Золушки из сказки «Золушка»
-Ребята, чья это песенка, героиню какой сказки мы сейчас слышим? (Ответы детей)
-Правильно! Это поёт Золушка. А почему ей так грустно? (ответы детей)
-Ребята, а кто в сказке Золушке помог попасть на бал? (Ответы детей)
-А вы бы хотели помочь Золушке? (Ответы детей)
-Что бы помочь Золушке попасть на бал и стать принцессой вы должны пройти испытание и ответить на мои вопросы.
-Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай.
-Сколько всего дней в недели?
--Какой день идет после четверга?
-Какой день недели сегодня?
-Какой день недели будет завтра?
--Назовите зимние месяцы.
--Назовите первый месяц весны.
-Назовите второй месяц лета.
-Сколько месяцев в году?
-Какие части суток вы знаете?
-Сколько ушей у двух мышей?
-Cколько хвостов у трех котов?
-Сколько солнышек на небе?
-Сколько пальцев у перчатки?
-Сколько глаз у совы?
-Сколько глаз у светофора?
-Сколько ног у лошади?
-Сколько колес у машины?
-Вы - молодцы, на все вопросы ответили правильно. Мы можем отправляться на помощь Золушке.
-Сегодня я буду Феей, а вы, будете моими помощниками-пажами.
Сейчас с помощью «волшебной палочки» я посвящу вас в пажи.
(воспитатель дотрагивается до плеча каждого ребенка «волшебной палочкой»)
-Мы с вами отправляемся в сказку на помощь Золушке.
- Основная часть (дети проходят за столы).
-Золушка, мы с моими помощниками - пажами поспешили к тебе, услышав твою грустную песню. Ребята хотят помочь тебе попасть на бал.
-Мои верные помощники, Золушка просит нас помочь собрать вещи которые разбросали её сестры. Поможем Золушке?
(ответы детей)
-Хорошо будьте внимательны и соберите все вещи.
-Начинаем подниматься вверх по лесенке:
-первая вещь лежит на ступеньке между 1 ,3 (2)
-вторая между 5 и 7 (6)
-третья между 9 и 11 (10)
-следующая между 12 и 14 (13)
- и последняя между 15 и 17 (16)
-Отлично, мы справились с этим заданием!
-А теперь мы пойдем вниз по лесенке, а у лесенки 20 ступенек.
(дети встают у столов, шагая на месте, по очереди считают обратный счёт от 20 до 0 и садятся на места).
-Злая мачеха велела Золушке посадить кусты роз. Посмотрите, какие розы велела посадить мачеха Золушке?
(ответы детей)
-Правильно, белые и красные. Составите задачу про розы.
-Сколько частей должно быть в задаче? Как называется первая часть? Вторая?
(дети составляют задачу, рассказывают, как они её решали;
решение задачи 3+ 2=5).
-Много дел у Золушки, но мы с вами ёщё не все дела переделали
Физминутка.
Сейчас нам с вами предстоит большая стирка.
(дети встают на ковер и под музыку выполняют движения, имитируя стирку)
-Молодцы, вы настоящие помощники Золушка вам очень благодарна.
(дети проходят за столы).
-А теперь, когда все дела по дому переделаны мы поможем Золушке собраться на бал.
-Мои верные помощники, Золушка мне говорит, что она втайне от мачехи, шила себе платье, чтоб поехать на бал во дворец. И ей осталось только его украсить красивой лентой. Мачеха перепутала все ленты. Давайте найдем нужную ленту Золушке.
-Ленточка должна быть 6 см. (на столах у детей лежит 3 ленты разной длины 5 см. 6 и 9, дети находят ленту нужной длины с помощью линейки).
-К такому красивому платью Золушка хотела надеть свои любимые бусы, но злая мачеха порвала их. Поможем Золушке собрать бусы?
(ответы детей, они самостоятельно выполняют математические действия на вычитание и сложение в карточках).
-Наряд Золушки готов, а на чем же она у нас поедет?
(ответы детей)
-Дети, чтоб тыква превратилась в карету, вы должны мне помочь.
(дети берут конверты с разрезными картинками «карета» и складывают).
-Кто повезёт карету? (ответы детей)
-Лошади. А сколько нам нужно лошадей, если в упряжке будет три пары? (ответы детей, 6 лошадей).
-Карета с лошадьми готова, но мы забыли предупредить Золушку, что выезжать ей необходимо в 6 часов вечера.
-Как должны располагаться стрелки часов на циферблате? (дети выполняют самостоятельно действия на макетах часов).
-Необходимо так же напомнить Золушке, что ровно в 12 она должна покинуть стены дворца. Покажите на циферблате как будут располагаться стрелки часов (дети самостоятельно выполняют задание).
-Мои помощники, мы совсем забыли про туфельки для Золушки, давайте подарим их ей. Вам необходимо сложить туфельку из геометрических фигур (дети самостоятельно выполняют задание через игру «Танграм»).
- А теперь отправим нашу Золушку на бал. Давайте укажем ей путь. Там она встретит своего принца и будет счастлива (дети выполняют графический диктант.)
- Заключительная часть.
Золушка в красивом платье и туфельках. Мои помощники-пажи вы помогли Золушке попасть на бал, она вас очень благодарит.
-Подойдите, пожалуйста, ко мне я вас тоже благодарю за то, что вы оказались настоящими помощниками и со всеми заданиями справились.
- А сейчас закройте глаза, и тех, кого я поглажу по головке, знайте, вы молодцы.
(воспитатель гладит каждого ребенка по голове)
-Посмотрите, дети, Золушка вам оставила на столах какой-то сюрприз, она благодарит вас за помощь.
С помощь «Волшебной палочки» дети возвращаются в детский сад.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию геометрических представлений
у детей старшего дошкольного возраста.
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, КАКИЕ ОНИ?»
Цель НОД: закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в счете в пределах 10; учить называть слово, противоположное предложенному по смыслу.
Материалы:
Для воспитателя: мяч.
Для детей: набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме (20 шт.), цветные карандаши.
Ход НОД:
Сидя за столом:
Перед детьми на столах лежат геометрические фигуры. Педагог предлагает детям назвать их и дает задания.
- Отложите все круги. Какие они по величине и цвету?
- Отложите зеленые фигуры. Какой они формы? Сколько их?
- Отложите четырехугольники. Назовите их по-другому. Скажите, сколько здесь разных четырехугольников?
- Отложите все фигуры кроме треугольников. Какой они формы?
- Отложите желтые маленькие фигуры. Какой они формы?
Д/И (Назови правильно геометрические фигуры; игра №4)
Поиграем
Д/И» Расставь мебель в гостиной» (игра №5)
Д/И «Волшебные предметы» (игра № 3)
Игры можно провести как в помещении, так и на участке.
«Считай дальше»
Дети образуют круг. В центре круга стоит педагог. Он бросает кому-либо из детей мяч и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, называет последующие 2-3 числа и возвращает мяч педагогу. Теперь воспитатель бросает мяч другому ребенку и игра продолжается.
Вариантом игры может быть игра «До и после». Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Считай до пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти: один, два, три, четыре.
Если воспитатель скажет: «После пяти»,— дети должны назвать числа: шесть, семь, восемь... Игра проходит в быстром темпе.
«Наоборот»
Игра проходит в кругу. Воспитатель стоит в центре круга, бросает мяч кому-либо из детей и произносит слово. Ребенок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Педагог говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад». (Направо - налево; вверх — вниз; далеко — близко; внутри — снаружи и т.д.).
Усложнение игры. Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий — близкий, верхний — нижний, правый — левый, глубокий — мелкий, дешевый — дорогой и т. д.
Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором произносят нужное слово.
На прогулке
Обратите внимание детей на изменения, которые происходят осенью в природе. Уточните, какое сейчас время года, месяц. Спросите, каким по счету месяцем является сентябрь (девятым), предложите детям назвать все месяцы.
Напомните пословицы про осень.
- В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
- Холоден сентябрь, да сыт.
- В сентябре лето кончается, осень начинается.
Конспект комплексной НОД по математике
Тема: «В гостях у «Геометрика»
Составитель Павлова С.С. - старший воспитатель
Цель занятия:
Познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием; Познакомить детей со способами рисования многоугольника в тетради; закрепить представления о геометрических фигурах, упражнять в счете в пределах 10.
Материалы
Для воспитателя: пятиугольник, обручи, цифры, фишки, два набора геометрических фигур одинаковой формы и цвета.
Для детей: набор геометрических фигур, две карточки, на которых расположены в различном порядке геометрические фигуры, счетные палочки.
Ход занятия
Сидя за столом
Д/И «На что похоже?» (игра №6)
Перед детьми на столах лежат геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям назвать их и дает задание: отложить все круги. Затем, показывая треугольник, задает вопросы:
- Как называется эта фигура и почему?
- Как назвать, одним словом эти фигуры? (Показывает квадрат и прямоугольник.)
- Как можно назвать одним словом все фигуры, которые лежат на столе?
Если дети не смогут ответить на вопрос, помогите им.
- Все эти фигуры называются многоугольниками. Почему они так называются? У всякого многоугольника есть углы (показывает их), вершины (дотрагивается до всех вершин) и стороны (показывает движением пальца все стороны). От того, сколько вершин и сколько углов, зависит название многоугольника.
Затем педагог показывает детям пятиугольник и спрашивает, как, одним словом назвать этот многоугольник и почему? (У пятиугольника пять углов, пять вершин, пять сторон). А у шестиугольника?
Д/И :«Почини ковер»,
Д/И: «Сложи узор».
Дети делятся на пары. Перед ними наборы геометрических фигур и по две прикрытые карточки, на каждой ряд из семи геометрических фигур, по-разному расположенных.
С помощью жеребьевки выбирается ведущий: один из играющих берет какой-нибудь предмет, прячет его в руке. Тот, кто отгадает, в какой руке предмет, становится ведущим.
Ведущий берет одну из карточек и начинает называть геометрические фигуры в ряду. Другой ребенок раскладывает фигуры согласно инструкции. После того, как ребенок разложил геометрические фигуры, дети проверяют, правильно ли он выполнил задание.
Теперь ведущим будет тот, кто раскладывал геометрические фигуры. Он берет другую карточку.
Д/И: «Назови предмет»
Дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, другая — квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется:
• сколько каждая команда набрала очков?
• какая команда больше назвала предметов? (это можно сделать без счета, путем попарного соотнесения групп предметов);
• сколько всего предметов четырехугольной формы назвали все дети?
Примечание. На этот вопрос смогут ответить те дети, которые считают не только в пределах 10, но значительно дальше.
Д\и «Нарисуй фигуру в квадрате»,
Д\и «Нарисуй фигуру».
Воспитатель показывает детям пятиугольник и спрашивает, как называется эта фигура.
— Сегодня я покажу вам, как рисовать многоугольник в тетради. Вначале нужно решить, какой многоугольник вы будете рисовать. Я буду рисовать пятиугольник. Поставлю пять точек для вершин (рисует), соединю их прямыми линиями между собой — получились стороны многоугольника. Какая фигура получилась? (Пятиугольник.) Проверим, правильно ли я нарисовала пятиугольник.
Дети проверяют, считая вершины, углы и стороны.
Теперь каждый из вас нарисует многоугольник. Вначале поставьте точки для вершин, затем соедините точки линиями. Какие многоугольники вы нарисовали? (пятиугольник, шестиугольник, треугольник).
Д/И «Найди пару»
На столе лежат два набора геометрических фигур одинаковой формы и цвета. На полу в разных местах комнаты обручи с лежащими в центре цифрами и одной из фигур, как у детей.
Правила игры. Дети бегают по комнате. По сигналу они берут со стола по фигуре, находят свою пару (ребенка с такой же фигурой) и встают около обруча с цифрой и соответствующей фигурой. Воспитатель уточняет, какая в обруче цифра, столько пар должно стоять около обруча.
Вопросы детям:
• почему вы стоите возле этого обруча?
• сколько всего пар около обруча?
• сколько всего человек около обруча?
Примечание. Около обруча могут стоять разные пары: квадратов разной величины или цвета, треугольников разной конфигурации, величины или цвета и т.д.
Д\и «Отгадай-ка».
На стоянке такси стояло пять машин. Две передние машины уехали с пассажирами. Сколько машин осталось на месте? (Ни одной, так как остальные машины передвинулись вперед.)
Примечание. Если дети не смогли сразу ответить, не спешите с ответом. Дайте им возможность подумать. Ответ вы можете получить на следующем занятии, но не забудьте к нему обязательно вернуться.
Советы воспитателю
Внесите в игровой уголок новую головоломку, напомните детям правила работы: чтобы сделать предмет, необходимо использовать все детали.
Обратите внимание родителей на то, что дети познакомились с новой геометрической фигурой — многоугольником. Посоветуйте им учить детей по-разному отвечать на поставленный вопрос. Например, про квадрат можно сказать, что это четырехугольник, многоугольник.
Игра № 1
Подскажи «Геометрику »:
- Какую фигуру нужно нарисовать в пустом квадратике?
- Какого она должна быть цвета?
Игра № 2. В доме у «Геометрика» завелись мыши. Они прогрызли его любимый ковер. Помоги его починить.
Игра №3. Ответь, из каких фигур состоят следующие предметы, Раскрась их.
Игра №4.
- Назови правильно геометрические фигуры.
- Какие из них объемные?
- Раскрась.
Игра № 5.
Игра № 6
Задание: