Проектная деятельность

Хирамагомедова Илита Абдулаевна

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения детей дошкольного возраста основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.  Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

        

Реализация  технологии  «Дети-волонтеры»

D:\Sirag\Desktop\СОЗДАТЬ СВОЙ ПРОЕКТ вЛОТЕРЫ ДОБРЫЕ СЕРДЦА\ПОСЫЛКА В ДЕТСКИЙ ДОМ.JPG

                                                                               Воспитатель                            

                                                                                Хирамагомедова И.А.

Когалым, 2020 год

Содержание

1

Информационная карта проекта

3

2

Пояснительная записка

5

3

Цель, задачи проекта

7

3

Содержание проекта

7

5

Календарный план реализации проекта

10

6

Критерии оценки результативности реализации проекта

15

7

Список литературы

16

1.Информационная карта проекта

1.

Название проекта

Волонтерское движение дошкольников «Добрые сердца»

2.

Специализация проекта

Волонтерское движение

3.

Цель проекта

Создание условий для развития волонтерского движения в МАДОУ «Золушка», формирующего позитивные установки воспитанников и родителей на добровольческую деятельность.

4.

Задачи проекта

1.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

2.Воспитывать духовно-нравственную личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.

3.Расширять представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.

4.Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.

5.Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.

6.Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.

7.Создать план мероприятий и реализовать его.

5.

Тип проекта

Практико-ориентированный, групповой,  индивидуально-развивающий, информационно – просветительский.

6.

Вид проекта

Образовательный творческий.

7.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный 2020 – 2023гг.

8.

Руководитель волонтерской деятельности

Хирамагомедова Илите Абдулаевна (воспитатель)

9.

Ожидаемый результат

1. Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

2. Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, решать социальные задачи, адекватно вести себя вразличных жизненных ситуаций, в том числе и конфликтных.

3. Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

4. Создание волонтерской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения.

5. Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

6. Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.

7. Проект позволит организовать работу детского сада благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети – взрослые.

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л.Н.Толстой

Человек – существо социальное. С первых дней он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

Социальный проект «Добрые сердца» направлен на включение обучающихся старшего дошкольного возраста и родителей (законных представителей) в ту атмосферу жизнедеятельности, где нуждаются в их помощи.

Актуальность

Организация детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Новизна проекта

Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Проблема

Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта, воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как

трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

 Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития волонтерского движения в МАДОУ «Золушка», формирующего позитивные установки воспитанников и родителей на добровольческую деятельность.

Задачи:

  • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
  • Воспитать духовно-нравственную личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.
  • Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
  • Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
  • Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
  • Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.
  • Создать условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования

Создание волонтерской деятельности в детском саду позволит:

  • создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
  • организовать самостоятельную деятельность детей;
  • расширить представление о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
  • формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  • привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
  • организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.

Предполагаемый результат. Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев. 

Содержание проекта

Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.                                                Волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

  • Работа с детьми 5-7 лет (волонтёрское движение);
  • Работа с педагогами;
  • Работа с семьёй.

 «Работа с детьми»

  • формирование милосердия;
  • развитие трудолюбия;
  • воспитание потребности к здоровому образу жизни;
  • формирование толерантности;
  • формирование сознательного, не прагматичного отношения к природе;
  • формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:

1 Этап

Формирование волонтёрского движения в детском саду

На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

2 Этап

Социально-психологическая подготовка волонтёров.

На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения (эмблема, девиз, создание альбома «Кладовая добрых дел» и т.д).

3 Этап

Развитие волонтёрского движения.

На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям.

Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.

Должностные инструкции членов волонтерского движения

«Добрые сердца»

Волонтер имеет право:

  • вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления    волонтёрской деятельности;
  • на признание и благодарность за свой труд
  • получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;
  • прекратить свою деятельность в волонтерском движении.

Волонтер обязан:

  • четко и добросовестно выполнять порученную ему работу;
  • знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения;

Руководитель обязан:

  • создать волонтеру необходимые ему условия труда;
  • разъяснить волонтеру его права и обязанности;
  • разрешать конфликтные ситуации, возникшие в процессе волонтерской деятельности.

Заповеди волонтеров:

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его
  • Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  • Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
  • Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтеров:

  • Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  • Будь генератором идей!
  • Уважай мнение других!
  • Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!
  •  Обещаешь – сделай!
  • Не умеешь – научись!
  • Будь настойчив в достижении целей!
  • Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания!

Кодекс волонтеров:

  • Каждый становится волонтером добровольно
  • Готовы доказать на деле: «Здоровый дух – в здоровом теле!».
  • Знаем сами и малышей научим. Как сделать свое здоровье лучше!
  •  Акции – нужное дело и важное. Мы донести это хотим до каждого!
  • Кто тренируется и обучается, у того все получается.
  • Ситуаций опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да». И помни, что выбор есть всегда!
  • День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение!

Календарный план реализации проекта

п/п

Этап проекта

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

1.

Подготовительный этап

Обсуждение и утверждение проекта «Добрые сердца»

сентябрь 2020г.

Заместитель заведующего, рабочая группа педагогов

2.

Формирование и уточнение действующей нормативно – правовой базы ДОУ

сентябрь – октябрь 2020г.

Заместитель заведующего, рабочая группа педагогов

3.

Проведение анкетирования педагогов, родителей.

ноябрь 2020г.

Рабочая группа педагогов

4.

Проведение общего родительского собрания, посвященного вопросам духовно – нравственного воспитания детей, волонтерской деятельности. На платформе Zoom

декабрь 2020г.

Рабочая группа педагогов

5.

Совершенствование материально – технической базы ДОУ

сентябрь – май 2020-2021гг.

Заместитель заведующего, рабочая группа педагогов

6.

План реализации проекта «Добрые сердца».

сентябрь – май 2020-2023гг

Рабочая группа педагогов

№ п\п

Практический этап

Наименование мероприятий / цель

Срок реализации

Исполнитель

1.

Социальная акция «Подарок ветеранам»

(формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению)

октябрь

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

2.

Благотворительная акция «Протяни руку лапам»

(способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к бездомным животным, пользе человека и развития в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим»)

октябрь

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта, все возрастные группы

3.

Торжественное мероприятие «Дорогою добра» (принятие в ряды волонтерского движения)

ноябрь 2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

4.

Социальная акция «День пожилого человека» изготовление плакатов с поздравлениями.

(формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста к старшему поколению)

ноябрь 2020-2023гг.

Рабочая группа проекта, педагоги старших, подготовительных групп

5.

Месячник «Живет Победа в поколениях»

(формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне)

ноябрь

2020 -2023гг

Рабочая группа проекта

6.

«День волонтера»

(популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность)

декабрь 2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

7.

Акция «Игрушка на новогоднюю красавицу»

(формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям)

декабрь

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

8.

Выпуск видеофильма «Спеши делать добрые дела»

(сформировать потребность в совершении добрых поступков в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу)

декабрь – январь 2020 -2023гг

Рабочая группа проекта

9.

Социальная акция «Дари добро»

В рамках взаимодействия с «Когалымским комплексным центром социального обслуживания населения»

(оказание помощи нуждающимся детям. Формирование гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста)

декабрь 2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

10.

Акция «Покорми птиц зимой»

(оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам.

январь

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

11.

Целевая прогулка к мемориалу памяти «День памяти воинов интернационалистов» (возложение цветов)

февраль

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

12.

Мероприятия, посвященные Дню Защитников Отечества «Доблесть. Мужество. Отвага» поздравления, встречи с ветеранами, военнослужащими.

февраль

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

13.

Акция «Мы разные, но мы вместе»

Совместная акция с детской городской больницей и Общественной организацией «Когалымская городская федерация инвалидного спорта»

(воспитание высоконравственной, ответственной, толерантной, творческой личности)

март

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

14.

Социальная акция «Выздоравливай малыш»

В рамках взаимодействия с когалымской городской больницей

(поднять настроение маленьким заболевшим пациентам пришедшим на прием, сувенирами сделанными руками детьми)

март

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

15.

Экологический трудовой десант «Вырасти, посади цветок Победы»

(развивать нравственно-патриотические чувства детей. Вызвать желание вырастить цветок в память о наших защитниках)

март-апрель

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

16.

Социальная акция «Посылка ветерану»

(формирование чувств сопричастности с происходившими событиями в годы войны)

апрель

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

17.

Всемирный день здоровья.

Акция «Мы здоровье сбережем»

(воспитывать желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни)

апрель

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

18.

Флэш-моб «Мы выбираем спорт!»

(популяризация активного отдыха, здорового образа жизни

апрель

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

19.

Социальная акция «Письма Победы» (родители с детьми пишут письма ветеранам)

(формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны)

апрель

2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

Проведение акций «Георгиевская ленточка». (формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти) Участие в «Бессмертном полке». Участие в акции «Стена памяти», «Память на сердце» (воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героической прошлой России)

Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…». (создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим)

апрель-май 2020-2023гг.

Рабочая группа проекта

21.

Акция «Зеленый свет здоровью»

Раздача родителям и педагогам зеленой ленточки, символизирующей здоровье и открыток малышек «Будь здоров!», изготовленных детьми)

Летний период

Рабочая группа проекта

22.

Праздник «Мы друзья природы»

Летний период

Рабочая группа проекта

Критерии оценки результативности реализации проекта

п/п

Критерий

Показатель оценки результативности

1.

Эффективность

Определяется при анализе анкетирования, учет отзывов на сайте дошкольного учреждения, в журнале отзывов и предложений волонтерского движения.

Доля родителей воспитанников старшего дошкольного возраста и педагогов, принявших участие в волонтерском движении «Добрые сердца».

2.

Воспроизводимость

Можно использовать в других дошкольных учреждениях.

3.

Оригинальность

Новые подходы к решению духовно-нравственного и патриотического воспитания детей через волонтерскую деятельность.

4.

Результативность работы педагогов

Анализ результатов рефлексии семей воспитанников о реализации проекта.

Список литературы

1. Волохов А.В., Мирошкина М.Р. Программы деятельности волонтеров. – М.: Перспектива, 2011. – с.127

2. Деркунская В.А. Социальные акции и волонтерское движение в детском саду – М.: центр педагогического образования, 2018. – с. 24

3. Красуля Н.Е. Презентация «Технология обучения детей сопереживанию, сочувствию, милосердию» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1019278/

4. Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20013. – с. 245

5.        Тен В.В., Романенко Е.А. Волонтерство как проявление гражданских инициатив. //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/60635659.pdf

6.        Цымбалиста М., Арнон Л. и другие Семейноеволонтерство. Теоретические основы и методики создания и управления группами. 31 МБДОУ ДС № 27 «Филиппок» Брошюра. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pdf.knigix.ru/21raznoe/162111-1-semeynoe-volonterstvo-teoreticheskie-osnovimetodiki-sozdaniya-upravleniya-gruppami-sostaviteli-komanda.php



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Когалыма

https://ds-92.bash.prosadiki.ru/media/2018/11/29/1209083712/588864.jpg

Воспитатель МАДОУ «Золушка»

Хирамагомедова И.А.

Методический паспорт проекта

Название проекта: «Азбука безопасности»

Тип проекта

познавательно-творческий, практико-ориентированный

Вид проекта:  групповой

Групповой

Длительность:  

среднесрочный (1.01.21 -30.04.21)

Участники

педагоги, дети, родители воспитанников.

Возраст детей: 4-5 лет.

Возраст детей: 4-5лет.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное развитие», Физическое развитие».

Актуальность.

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые на прямую, или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема

У детей недостаточно знаний о соблюдении безопасности в быту. Не всегда применяются знания и правила в практике. Дети нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности.

Цель проекта: Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.

2.Закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

3. Формировать представление о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено.

4.Учить детей поведению в экстремальных ситуациях: уметь пользоваться телефоном

5. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности.

6. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь.

7. Учить детей применять свои знания в конкретных ситуациях.

8. Развивать и обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы.

9. Развивать любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

10. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

11.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения, активизировать к совместной деятельности.

Работа с родителями: 

Оформление папок – передвижек, памяток.

Папка-передвижка «Осторожно, гололед?», «Дорога и малыш», памятки «Причины детского дорожного – травматизма», «Безопасные сказки для детей», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Игры с детьми дома».

Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма», «Правила перевозки детей в автомобиле».

Консультации для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору.

Буклет: «Игры и упражнения родителям на заметку».

Чтение литературных произведений, разучивание стихотворений в кругу семьи.

Участие в конкурсе рисунков «Безопасность глазами детей», «Правила безопасного поведения»

 Участие в пополнении развивающей среды: изготовлении дидактических игр и пособий.

Акция «Подари игру в группу».

Размещение родительским комитетом в группе «Дружная семейка» материала по проекту.

 

Ожидаемые результаты

1.Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности с детьми.

2. Обогащение предметно-развивающей среды разнообразием игр по основам безопасности.

3. У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе.

Имеют устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

4. Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

5.Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

6. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

5. Участие в проекте будет способствовать применению на практике правил безопасного поведения на улице, в быту.

6.Участие родителей в проекте поможет им осознать свою роль в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения. Повысится их педагогический уровень. Родители практические деятели образовательного процесса.

Принципы проекта:

  • Научности (учёт современных достижений науки и практики)
  • Целостности (гармоничное взаимодействие всех участников)
  •  Целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов)
  • Интегративности  (комплексный подход к решению задач).
  • Динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности).
  • Преемственности (взаимодействие детского сада и семьи).

Ресурсное обеспечение проекта

  • Интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, фотоаппарат.

Этапы реализации проекта:

    №

Этапы

Содержание

1.

Организационно-подготовительный (январь)

1. Мониторинг речевого развития детей, обработка данных

2. Изучение методической литературы по теме «Безопасность».

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление перспективного плана.

4. Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов.

5.Подбор материала педагогом для реализации проекта.

6.Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

2.

Основной этап (февраль-март)

Создание условий для реализации основных видов деятельности по направлениям проекта.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, демонстрационным материалом. Создание презентаций средствами PowerPoint для НОД и индивидуальной работы.

2.Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.

4. Подбор книг: сказок, стихов, загадок.

3. Вовлечение родителей в совместную деятельность.

4. Развлечение «Игротека по правилам безопасности»

5.Оформление материала в родительском уголке

6.Организация выставки творческих работ «Безопасность глазами детей».

3.

Заключительный этап (апрель)

1. Анализ и оценка результатов проекта.

2. Определение новых перспектив. 3.Размещение информации проекта на  сайте воспитателя Хирамагомедовой И.А.

Первый этап - организационно-подготовительный (январь)

Цель: определение содержания проектной деятельности выявление уровня знаний детей по безопасности, выявления проблемы.

Вывод: Подобрали и изучили методическую, научную и художественную литературу по теме проекта.

- Провели диагностическое обследование детей по безопасности. Выявили уровень знаний и умений детей. Определили проблему.

-Провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность. Выявили насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

- Сделали подборку игр и атрибутов.

- Оформили в группе уголок безопасности. Подготовили презентации со слайдами игр и развивающих мультфильмов. Пополнили альбом с художественным словом.

- Совместно с родителями пополнили атрибутами развивающую речевую среду.  Изготовили дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

На втором этапе (Основной этап (февраль-март) проекта реализовывали перспективный план работы, проводили практические и теоретические мероприятия с детьми и с родителями.

-На протяжении всего проекта были выполнены творческие работы с изображениями правил поведения на дороге, с огнем, в быту.

-Обучающие мультфильмы «Уроки осторожности» с тетушкой Совой позволили в доступной форме, с помощью сказочных персонажей познакомить детей с правилами безопасности жизни.

-В ходе совместной деятельности с родителями пополнили развивающую предметно-пространственную среду дидактическими пособиями, играми, демонстрационным материалом. Изготовили панно «По дорогам Когалыма». Родители с детьми придумали и нарисовали правила поведения на природе.  

Двое детей приняли Участие в Международном творческом конкурсе «Страна безопасности».    

 Для родителей были оформлены папки– передвижки: «Осторожно, гололед?», «Дорога и малыш», памятки «Причины детского дорожного – травматизма», «Безопасные сказки для детей», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Игры с детьми дома».

Вниманию родителей было предложены консультация по правилам дорожного движении, антитеррору, правилам безопасного поведения во время прогулок в природе. Просвещение родителей позволило повысить внимание в социальном воспитании детей.

Третий этап проекта Заключительный.

Цель: анализ и оценка результатов проекта. Определение новых перспектив работы по данной теме.

На третьем этапе проекта все поставленные задачи выполнены. Сравнительная диагностика показала, что работа по данному проекту позволила повысить знания детей по безопасности. Расширила педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения. Активизировала родителей к совместной деятельности. Публикация работы в группе «Дружная семейка» и на сайте воспитателя Хирамагомедовой И.А.

Месяц

Тема

Цель

Время проведения.

Январь- февраль

«Знакомство с улицей».

«Как вести себя на дороге». Рассматривание иллюстраций городского транспорта.

Расширить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди. В других находятся учреждения - магазины, детские сады, больницы. Машины движутся по проезжей части улицы.

В течении всего проекта

Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения». Рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность»,

« Транспорт специального назначения».

Выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения. Формировать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода». Рассматривание картин с изображением светофора.

Закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

«Бульвар дорожных знаков». Сами не видят, а другим указывают.

Учить запоминать знаки. Обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра». Д/и «Какой это знак?»

Чтение стихотворений: С. Маршака «Милиционер», С. Михалкова «Моя улица», Я. Пишумова «Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой»;

В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».

Закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения.

Рисование «Трёхглазый дружок» Рисование дорожных знаков Раскрашивание раскрасок «Специальные машины»

Аппликация «Светофор»

Закрепить знания о дорожных знаках.

С\р игры «Мы шоферы»,  «Прогулка по городу»

Закреплять знания детей, учить использовать навыки и умения в своей жизнедеятельности.

Ситуации «Один дома».

Прививать чувство собственной безопасности находясь дома.

Беседа: «В мире опасных предметов»

Продолжать знакомить детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев.

Загадки «Опасные предметы в доме», «Бытовые приборы».

Уточнить и закрепить   у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах; развивать логическое мышление, внимание, память.

Чтение художественной литературы «Пир мышей».

На примере литературных героев учить понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя

Кухня – не место для игр.

Объяснить детям, почему они не должны играть на кухне.

Осторожно – электроприборы! Загадки по правилам пожарной безопасности.

Учить правильно, пользоваться электроприборами.

Уточнить знания детей.

Март

 01, 02, 03

Закрепление и расширение знаний детей о правилах поведения (в случае пожара звонить 01, вызов милиции - 02, «Скорой помощи» - 03). Научить набирать номер на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части.

В течении всего проекта

Беседа «Внешность человека может быть обманчива», «Если я дома один»,

Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

«Пожарные спешат на помощь»

Пожар в квартире.

Познакомить детей с профессией пожарного.

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Рассматривание иллюстраций с изображением пожарных машин. Пояснить пословицу «Не бывает дыма без огня»

Познакомить детей с пожарной машиной.

Предостеречь детей от возможных

Беседа: «Огонь. Чем опасен дым?»

Продолжить знакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Чтение С. Маршак «Пожар». Сказка о Спичке и добром огне.

Дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности.

Просмотр м/ф «Кошкин дом»  

«Торопышка, не спеши». Правила поведения на улице.

Пешеход.

Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице.

«Если на улице нет светофора». поведения на улице.

Знакомство детей с правилами переходы через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки.

С\р игра «Ты сегодня пешеход», «ГАИ». Обыгрывание ситуаций

Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.

Викторина по пожарной безопасности.

Уточнить и закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей»

Закрепить правила поведения на улице города

Апрель

Игра «Эвакуация при пожаре»

Закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

Викторина «Внимательный пешеход».

Закрепить знания дорожных знаков.

Лес горит.

Знаете ли вы правила пожарной безопасности?

Закрепить правила поведения в лесу, правила пожарной безопасности, знаний о профессии пожарных.  Продолжать учить детей беречь лес.

Беседа «Осторожно сосульки!».

Дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.

Просмотр презентации «Лес и его обитатели»

Расширить представления о способах безопасного взаимодействия с растениями и животными и взаимосвязях природного мира (одно и то же растение может быть ядовитым и полезным).  

Чтение Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки»,        

Н. Носов «Кирюша попадает в переплет»

Закреплять у детей понятие безопасность, о необходимости соблюдения правил безопасности.

«Я по улице гуляю»
C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8577.jpg


IMG_8578

«О чем говорит светофор»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8561.jpg

«Номер назови, на помощь позови»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8563.jpg

Сюжетно - ролевая игра «Путешествие на автобусе»

IMG_8560

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8557.jpg

«Правила дорожного движения достойны уважения»

IMG_8555

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8554.jpg

IMG_8550

«Уроки безопасности»

IMG_8269

«Спешите, Пожар!»

IMG_8201

IMG_8194



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка г. Когалыма

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/128694/pub_5d42623af73d9d00aea06434_5d4265da31878200ad332816/scale_1200

                                                                         

Воспитатель

Хирамагомедова И.А.


Методический паспорт проекта

Название проекта: «Мой любимый город Когалым»

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный

Вид проекта:  групповой

Групповой

Длительность:  

Краткосрочный (2 месяца)

Участники

педагоги, дети, родители воспитанников.

Возраст детей

4-5 лет.

Образовательная область

«Познавательно речевое»

Интеграция областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», Физическое развитие».

Актуальность.

В дошкольном возрасте необходимо формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.  Поэтому с самого раннего детства необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть   красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.                                                                                                                    

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Проблема

Любимым городом, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Дети знают название своего города, называют домашний адрес, но не знакомы с достопримечательностями, у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике. Родители мало знакомы с историей города, с его достопримечательностями, не могут рассказать детям о городе.                             Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий, так появилась идея разработать проект "Мой любимый город Когалым".

Цель проекта: развивать начала духовно – нравственного воспитания через приобщение к истории и культуре родного города; местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта: Создать условия для восприятия сведений о культурном облике родного края.

Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.

Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб.

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края.

Развивать познавательный интерес, связную речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитывать гордость за родной город, бережно относиться к его историческому наследию. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Реализация проекта осуществляется через все виды детской деятельности.

Планируемые результаты

1.Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности с детьми для освоения доступных знаний об истории возникновения родного города.

2. Обогащение предметно-развивающей среды разнообразием игр и альбомов о городе.

3. Повысится познавательный интерес к своему городу, к его истории.  Дети познакомятся с историей возникновения своего города.

Знают названия улиц на которой живут, на которой находится детский сад. Знают культуру и традиции народа, знают имена знаменитых людей Когалыма.

4. Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

5. Активное участие родителей в различных видах деятельности (выставках, конкурсах). Родители расширять знания о родном городе, достопримечательностях. Появиться желание участвовать в совместных проектах. Родители практические деятели образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение проекта

  • Интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, фотоаппарат.

Этапы работы над проектом

1. Этап

Подготовительный

Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта. Поиск формы реализации проекта;

разработка содержания. Составление перспективного плана по работе с детьми и с родителями. 

Анкетирование родителей по теме Диагностирование детей

Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе

Изучение методической литературы (подобрать методическую художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме; подготовить наглядный материал)

2. Этап

Реализация проекта 

Работа по перспективному плану
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности

Разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

Планирование и проведение мероприятий с родителями.

3.Этап

Заключительный

Анализ и оценка результатов проекта.

Определение новых перспектив.

Первый этап - организационно-подготовительный (октябрь)

На первом этапе проекта вела поисковую работу по подбору материала по данной теме. Определила цель и задачи проекта, составила план. С использованием игровой ситуации сформулировали перед детьми задачу. К детям приходит Незнайка из Солнечного города и рассказывает детям о своем городе. Незнайка просит детей рассказать о городе, в котором они живут, но, к сожалению, дети знают о нем очень мало. Вместе с ребятами решаем изучить историю города. И снова пригласить Незнайку через 2 месяца. Проведено анкетирование родителей по данной теме. Определили проблему.

Итогом первого этапа стал план-схема проекта, перед детьми поставлена проблема, которую предстоит решить.

На втором этапе проекта (Основной этап (ноябрь-декабрь) для реализации поставленных задач, работа проходила через все виды образовательных областей. В своей работе применяла самые разнообразные формы работы с дошкольниками: беседы, словотворчество, рассказ, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые, дидактические игры, продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование).

Создана предметно-развивающая среда: в группе оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию; изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Путешествие по городу»; разработаны альбомы («Мой город Когалым», «Памятники города», презентация «Растительный и животный мир родного края»).

Совместно с родителями оформлены альбомы: «Шагая по улицам города», «Мой детский сад в разное время года».

С детьми проведены беседы о семье, о городе, природе, транспорте, защитниках Отечества, армии. 

На основном этапе я предложила родителям погулять вместе с детьми по городу. Цель прогулок – закрепить те знания, которые получили дети на занятиях в детском саду и с целью получения новых знаний.

Итогом второго этапа явилось то, что у детей сформировались знания о своем городе, растительном и животном мире родного края; появился интерес к своему городу. Совместная деятельность родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость.

Третий этап проекта Заключительный.

Цель: анализ и оценка результатов проекта. Определение новых перспектив работы по данной теме. Публикация работы на сайте группы «Дружная семейка».

На третьем этапе проекта все поставленные задачи выполнены. На третьем этапе состоялась открытая презентация проекта «Путешествие по городу Когалыму с Незнайкой»

В гости к детям приходит Незнайка. Дети совершили вмести с ним увлекательную «экскурсию по родному городу». Дети читали стихотворения о своем городе, рассказали об улицах, домах, важных социальных объектах, транспорте. Показали знания о правилах безопасного поведения на дороге. Дети чувствовали себя комфортно и непринужденно. Сравнительная диагностика показала, что работа по данному проекту позволила повысить знания детей о родном городе.

Перспективный план работы над проектом

Образовательная область

Формы работы

Художественное – эстетическое развитие        

Аппликация: «Дома в нашем городе», Флаг России», Флаг Когалыма»

Рисование: «Улица, на которой я живу», «Наш детский сад», «Что мы видели в музее?».

Изготовление макетов домов города.

Составление коллажа «Улицы нашего города».

Выставка: «Любимое место в городе» Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.

Познавательное развитие

НОД: «История возникновения родного горда», «Символика нашего города», «Природа и животный мир Севера».

Презентация «Путешествие по Когалыму с Незнайкой»

Социально – коммуникативное развитие

Беседы «Мой город», «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад», «Профессия моих родителей», «Кто где живёт?», «Чем помочь родному городу?»

 Рассказы о достопримечательностях.

Знакомство с гербом города.

Место работы родителей

Сюжетно – ролевая игры «Путешествие по городу», «Путешествие по реке»; «Экскурсия на автобусе», «Семья», «Идем в детский сад».

Дидактические игры:

Лото «Наш город», «Доскажи словечко»,

«Выложи герб из фрагментов».

«Назови скульптурную композицию, памятник?»

«Путешествие по городу».

Конструирование «Дома и дороги», «Город мечты»

Оформление фотоальбома «Шагая по улицам города»

Альбом «Мой детский сад в разное время года».

Экскурсия по городу (с родителями)

Речевое развитие

Составление рассказов «За что я люблю свой город». «Дом, в котором я живу»

Чтение художественной литературы о городе. В. Степанов «Что мы родиной зовем», «Наш дом».
Разучивание стихов о родном городе.

Физическое развитие

Подвижное упражнение «Люблю по улицам гулять».

Подвижная игра «Машины на нашей  улице».

Работа с родителями

Оформление альбома ««Шагая по улицам города»

Участие в фоторепортаже «Любимое место в моем городе»

Экскурсии по родному городу.

Результаты работы над проектом:

Проект «Мой любимый город» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно -образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Установлены партнерские отношения с родителями. Проделанная работа оказала влияние на общее развитие детей, на формирование ключевых компетенций дошкольников.

Дети имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, местах своей малой родины заботятся о природных и культурных ценностях города; уважают традиции города.

Дети знают домашний адрес, место работы родителей, имеют представление о значимости их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых.

Называют основные виды транспорта, которые есть в нашем городе, их значение. Соблюдают основные правила безопасности на дороге.

Знают и называют символику города.

Называют главную улицу города, улицу на которой расположен детский сад.

Называют ближайшие социальные объекты находятся вблизи детского сада. Называют некоторые скульптурные композиции.

Знания, полученные во время проекта, помогут повысить значимость патриотического воспитания детей.

Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем видам детской деятельности оформлен альбом «Мой Когалым», изготовлено панно по «По дорогам Когалыма

Родители: Расширили знания о родном городе, достопримечательностях. Желание участвовать в совместных проектах.  Повысился познавательный интерес родителей к своему городу, к его истории.

Ресурсное обеспечение:

1.Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., «Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет» - М., 2007.

2.Алешина Н. В., «Знакомим дошкольников с родным городом» - М., 2007.

3.Алешина Н. В., «Патриотическое воспитание дошкольников» - М., 2008.

4.Казаков А. П., Шорыгина Т. А., «Детям о Великой Победе» - М., 2007.

5. Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду». Для работы с детьми 3-7лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой города, достопримечательностями, профессиями города, улицами и т.д.?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?


E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\IMG_7589.JPG

E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\IMG_7648.JPG

Строим город

E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\IMG_7619.JPG

E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\IMG_7627.JPG

E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\IMG_7654.JPG

E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\IMG_7622.JPG

Любимый уголок в моем городе

E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\1b63b91c-0b81-44ea-80ee-d207572ae45d.jpg

   E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\7e37cf0f-c525-4406-ad23-31edf013f596.jpg                          E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\2ec0b39b-c3b0-4637-a992-058c4d9d5941.jpg                 

                  E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\14a7d3d7-0532-4d81-b97a-874a0b34c0ba.jpg

      E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\30090b8f-26e8-4b8d-a129-97ade9c79a14.jpg                       E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\97d92ad6-46ed-47c7-88e8-ce76a50bc10d.jpg 

       E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\96da216f-6ed1-4d61-a34e-f33006cfd8a8.jpg                           E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\46531da9-e0c2-4390-9ac7-06f200a9b047.jpg                                                                                                                                       

                                                     

                 E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\78912eb3-426d-4afa-9648-dfbb3a40d57e.jpg

E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\1292345c-deb3-41d0-8678-548086c0e27f.jpg                                      E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\d1a9c4aa-ce26-409a-9848-97e9ad13d97d.jpg                    E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\69667593-c421-46c3-88d5-e1562f089d87.jpg                                                                 E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\a819b461-00cb-4ebf-ae29-bb4e5fd79db5.jpg                               E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\b5e6e7b7-a05c-4473-af2f-f449179e9387.jpg

   E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\d14a6403-b74e-4289-89dc-606cbcabe3ad.jpg                                  E:\ФОТО МОЙ КОГАЛЫМ\ФОТО РОДИТЕЛЕЙ 22 ГР\e981432f-926d-464e-aa16-84e093a52064.jpg 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Когалыма

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/194708/32eb50a9-00c4-470a-a8ca-ae9bde7f9bf0/s1200

Воспитатель МАДОУ « Золушка»

Хирамагомедова И.А.

Методический паспорт проекта

Название проекта: «Путешествие по стране правильной речи»

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный

Вид проекта:  групповой

Групповой

Длительность:  

долгосрочный (1.09.22 -31.12.22)

Участники

педагоги, дети, родители  воспитанников.

Возраст детей: 6-7 лет.

Возраст детей: 6-7 лет.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Интеграция областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное развитие», Физическое развитие».

Актуальность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения.  Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Проблема

1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

3.  Дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы.

4.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

5. Родители мало уделяют внимания этой проблеме.

Цель проекта:   создать необходимые условия для развития мотивов и потребностей речевой деятельности детей через поиск новых идей, новые формы работы, через совместную деятельность с использованием игровых технологий.

Задачи:

1. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

2. Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, выработку чёткого и ясного произношения звуков и слов.

3. Формировать интерес к художественной литературе (понимание на слух текстов различных жанров детской литературы). Совершенствование способности понимания формы и смыслового содержания более сложного и объёмного литературного текста. Учить давать точный ответ на вопрос в короткой и распространённой форме.

Формулировать вопрос, на основе полученного ответа строить встречный вопрос.

4.Развивать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

5.Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

6. Создать условия для развития устной речи детей, пробудить желание общаться, вызвать интерес к речи окружающих и собственной.

7. Привлечь  родителей к тесному сотрудничеству по вопросам становления связной речи детей.

Работа с родителями:

1. Мастер-класс: « Я со звуками дружу»

2.Практикум «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»

3. Практикум на родительском собрании «Дидактические игры как средство развития речи»

4. «Копилка для родителей» - памятки, практические задания, советы, рекомендации

Консультации «Игры для развития речи детей дома»,   «Ум на кончиках пальцев», «Игры, которые можно провести дома»,  « Роль семьи в формировании речи дошкольников», «Источники формирования грамматического строя речи», « Речь ребенка формируется под влиянием взрослых».

Памятка: «Проведение речедвигательных упражнений  в домашних условиях»

«Система игр и упражнений по обучению грамоте», « Игры на развитие фонематического слуха».

 Буклеты: «Роль семьи в воспитании  речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

Буклет: «50  идей для развития мелкой моторики. Игры и упражнения родителям на заметку.

5. Чтение литературных произведений, разучивание стихотворений в кругу семьи.

6. Викторина с родителями  «Самая читающая семья»

7. Творческая работа «Создание авторской « Книжки-малышки»

8. Участие в конкурсе рисунков «Любимый сказочный герой»

9. Участие в пополнении развивающей среды: изготовлении дидактических игр и пособий.

10.Акция «Подари игру в группу».

11. Размещение родительским комитетом на сайте группе «Дружная семейка» материала по проекту.

 

Ожидаемые результаты

1.Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности с родителями по развитию речи ребенка.

2. Обогащение предметно-развивающей среды разнообразием игр, направленных для развития речи.

3. Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Строят речевые высказывания в ситуации общения. Выделяют  звуки в словах, правильно их произносят. У детей складываются предпосылки грамотности.

4. Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способны  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

5. Участие в проекте будет способствовать формированию правильного

звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке

хорошей дикции у детей.

6.Участие родителей в проекте поможет им осознать свою роль в речевом  развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысится их педагогический уровень. Родители практические деятели образовательного процесса.

Принципы проекта:

  • Научности (учёт современных достижений науки и практики)
  • Целостности (гармоничное взаимодействие всех участников)
  •  Целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов)
  • Интегративности  (комплексный подход к решению речевых задач).
  • Динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности).
  • Преемственности (взаимодействие детского сада и семьи).

Ресурсное обеспечение проекта

  • Интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, фотоаппарат.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание

1.

Организационно-подготовительный (сентябрь)

1. Мониторинг речевого развития детей, обработка данных

2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей».

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление перспективного плана.

4. Анкетирование родителей

5. Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов.

2.

Основной этап (октябрь-декабрь)

Создание условий для реализации основных видов деятельности по направлениям проекта.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом,  мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом, рабочими тетрадями. Создание презентаций средствами PowerPoint для НОД и индивидуальной работы.

2.Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.

3.Создание картотеки игр на развитие  речи, дидактических и пальчиковых игр.

4. Подбор книг:  сказок, стихов, загадок.

5. Привлечение детей и родителей  к участию в придумывании сказок и рассказов и создание авторской «Книжки-малышки»

6. Использование условно – графических моделей детьми в играх.

7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

8. Акция «Подари игру в группу».

3.

Заключительный этап (декабрь)

1.Повторный мониторинг речевого развития  дошкольников,

2. Анализ и оценка результатов проекта.

3. Определение новых перспектив.

Первый этап - организационно-подготовительный (сентябрь)

Цель: определение содержания проектной деятельности выявление уровня развития речи, выявления проблемы.

Вывод: Подобрали и изучили методическую, научную и художественную литературу по теме проекта.

- Провели диагностическое обследование детей по развитию речи. Выявили  уровень развития  речи детей. Определили проблему.

-Провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность. Выявили насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

- Сделали подборку игр и игровых упражнений.

- Оформили в группе речевой уголок: картотеки игр по развитию речи, картотеки пальчиковых игр, артикуляционных, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения. Подготовили презентации со слайдами анимационных игр для развития речи и развивающие  мультфильмы. Пополнили альбом с художественным словом.

- Совместно с родителями пополнили атрибутами развивающую речевую среду.  Изготовили дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

На втором этапе (Основной этап (октябрь-декабрь) проекта  реализовывали перспективный план работы, проводили практические и  теоретические  мероприятия с детьми и с родителями.

В ходе совместной деятельности с родителями пополнили развивающую предметно-пространственную среду  дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом. Изготовили « Лепбук». Выпустили газету «Играем и развиваем речь всей семьей».

Третий этап проекта Заключительный.

Цель: анализ и оценка результатов проекта. Определение новых перспектив работы по данной теме. Публикация работы на сайте группы «Дружная семейка».

На третьем этапе проекта все поставленные задачи выполнены. Сравнительная диагностика показала, что работа по данному проекту позволила  повысить качество речи детей.

Перспективный план реализации проекта

Месяцы

Содержание

Время проведения

Социально - коммуникативное развитие

1.

Октябрь

Сюжетно-ролевая игра «В супермаркете»

В течение проекта

Сюжетно-ролевая игра «В кафе»

Словесные игры

Ситуативная беседа «Как подружиться с книжкой»

Беседы:

         «Мои добрые поступки»

         «Что такое доброта»

         «Вежливые слова»

         «Нечаянно и нарочно»

Речевое развитие

Звук, слог, слово

Дидактические игры и упражнения

Пальчиковый театр «Три поросенка»

«По речевой дорожке»  – развитие речи детей средствами мнемотехник.

Словесные подвижные игры.

Работа с предложением

Чистоговорки, скороговорки

Настольно печатные и дидактические игры

Пересказывание сказки, рассказа.

Составление рассказов «Мой любимый герой из сказки».

Познавательное развитие

Ребусы «Расшифруй слова»

Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.

Беседа «Время года»

Д/и «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Назови наоборот», «Чего не хватает?

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Мой любимый сказочный герой»

Пластинография «Карета для Золушки»

Аппликация «Домик для героев сказки»

Физическое развитие

Артикуляционная  гимнастика

Речевые игры с движением

Дыхательная гимнастика

2.

Ноябрь

Социально-коммуникативное развитие

В течение проекта

Конкурс чтецов

Словесные игры

Сюжетно-ролевая игра «В салоне красоты»

Беседы: «Моя семья»               

                «Каким должен быть друг»

Речевое развитие

Отгадывание и составление загадок.

Обучение приёму  рассказывания сказки по таблице, схеме.

Чистоговорки, скороговорки

Словесные игры

«По речевой дорожке»  – развитие речи детей средствами мнемотехник

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику)

«Назови и опиши героя сказки»

Составление рассказов  по картине.

Познавательное развитие

Словесные игры «Исправь ошибку»

Беседа «Время Зима»

Настольно печатные и дидактические игры

Художественно-эстетическое развитие

Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»

Видеосказка «Морозко»

Физическое развитие

3.

Артикуляционная  гимнастика

В течение проекта

Хороводные игры

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз речевые и анимационные

Речевые игры с движением

Декабрь

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Сюжетно-ролевая игра «Семья готовиться к Новому году»

Ситуативная беседа «Почему надо много читать?», «Как мы играем дома».

Беседа – диалог по теме недели.

Речевое развитие

 Чистоговорки, скороговорки

Игры-драматизации по знакомым сказкам

Работа со схемами;  скороговорки                            «Волшебные скороговорки»

Речевые игры на закрепление представлений о предложении.

Чтение сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Составление рассказа по картине «Домашние животные»

Речевые игры: «Угадай, о ком я скажу»

Игры на закрепление представлений о предложении. «Какое слово заблудилось?»

Скороговорки: «За твоим языком не поспеешь босиком».

Ознакомление с художественной литературой

Басня  Толстого «Собака и ее тень».

Анализ пословиц

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Работа по ознакомлению с художественной литературой.

Русская народная сказка в обработке                          А. Толстого «Царевна лягушка»

Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами»

Составление сказки по серии сюжетных картин.

Познавательное развитие

Пословицы и поговорки

Литературная игра – викторина: «Сундучок загадок»

Д / игра «Дикие и домашние животные», «Узнай и назови»; «Классификация», «Найди отличия», «Что сначале, что потом?»

Настольная игра «Поле чудес»

Художественно-эстетическое развитие

Создание  обложки для книжки - малышки

Рисование «Новогодние чудеса»

Ручной труд – ремонт книг в группе.

Лепка букв из солёного теста «Новогодняя игрушка» и их раскрашивание.

Физическое развитие

Артикуляционная  гимнастика

Речевые игры с движением

Дыхательная гимнастика

Хороводные игры

Пальчиковая гимнастика

Результат проекта.

1.Дети проявляют самостоятельность и активность в игровой деятельности, решении бытовых задач посредством общения с взрослыми и другими детьми, свободно выражает эмоциональное состояние, формулирует желания и просьбы, старается уходить от конфликта, демонстрирует вежливость и воспитанность в речи.

2.Испытывают комфортное психологическое самочувствие в разговоре, адекватно реагирует на вопросы, задаёт встречные вопросы. Замечают речевые ошибки сверстников и стараются их исправлять.

Проявляет интерес и пробует свои силы в речевом творчестве, например, самостоятельно придумывает небольшие рассказы, пересказывает рассказы. Различают жанры сказки.

Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов.

3. Проектная деятельность позволила  родителям освоить методы и приемы работы с детьми в преодолении возможных трудностей в речевом развитии. Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании проблем в развитии речи своего ребенка.

 На «Мастер классе» и «Практикумах»  родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов. В результате совместной деятельности пополнили уголок играми из нетрадиционного материала (Игры на пробках : «Предлоги», «Веселое лото», «Расскажи сказку», «Повтори узор», игры на развитие мелкой моторики, игры на профилактику плоскостопия. Картотеку игр «Дыхательная гимнастика и атрибуты из нетрадиционного материала. (приложение2.) Изготовили авторские «Книжки-малышки» (рассказы и сказки совместного творчества детей и родителей.). Пополнили речевую среду новыми играми и пособиями для работы с детьми. Для обучения детей рассказыванию  сделали подборку интересных, ярких предметов, картин. Сделали  алгоритмы по составлению рассказов. Для работы по развитию словаря, выразительности речи подобрали и оформили игры и упражнения: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу), предлоги.

Оформили «ЛЭпбук» «Развиваем речь детей».

 4. Проектный метод позволил повысить педагогический уровень родителей в области «Речевое развитие». Большая часть родителей из слушателей стали практическими участниками.

Ресурсное обеспечение:

1 Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. Москва, Просвещение, 2004.

220 с.

2.Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе». ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.

3. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение

русскому языку дошкольников». Москва, Академия, 2008. 400 с.6.

5. Крылова Н., Иванова В. «Несколько советов педагогу. Дошкольное

Воспитание». – 1994. - № 6.

6.Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой». Москва, Просвещение, 1991г. 204с.

7.Козак О.Н. «Большая книга игр для детей», Санкт-Петербург, 1999.331с.

8. Богорусловская З.С.  «Развивающие игры для детей». Москва, Просвещение, 1991. С.204

9.Кравченко И.А. «Игры и упражнения со звуками и словами». Москва Гном- Пресс. 1999, 60с.

10. Мальцева И.В. «Пальчиковые игры для детей». Санкт- Петербург, 2010г.

11.Н.Ю.Дунаева, С.В. Зяблова «Учимся правильно произносить звуки. Весёлая школа». Спб: «Детство-Пресс», 2014.

12.Т.А.Куликовская «Говорим и играем». Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. Спб: «Детство-Пресс», 2015.

13. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». «Детство-Пресс», 2010.

14. Интернет-ресурсы:

http://infourok.ru

http://nsportal.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: