2023г. Картотека: "Лекарственные растения"
Картотека: "Лекарственные растения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка про лекарственные растения | 14.18 КБ |
Загадки для детей о лекарственных растениях и полезных травах. | 185.73 КБ |
Пословицы и поговорки про растения. | 143.93 КБ |
Картотека подвижных игр на тему: "Лекарственные растения" | 247.61 КБ |
Картотека дидактических игр по теме лекарственные растения. | 327.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка про лекарственные растения
Эту сказку про лекарственные растения однажды я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не только интересная, но и полезная, она рассказывает о некоторых растениях, которые можно использовать при болезнях. Надеюсь, что первое знакомство с такими растениями будет полезно и Вам, дорогие дети, тоже.
Итак, садимся поудобнее, слушаем сказку и смотрим на картинки.
В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.
Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.
От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.
Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь -
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.
Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев -
Предложил бы львиный зе
На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!
Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?...
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.
А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!
Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.
Автор - П.А.Синявский,
Художники Ю.Кладиенко и Т.Морковкина
Предварительный просмотр:
Загадки для детей о лекарственных растениях
и полезных травах.
Цель: активизация знаний детей о лекарственных растениях.
Задачи:
Учить детей концентрировать внимание, мобилизовать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос. Развивать смекалку.
Разгадывая вместе с детьми загадки, родители или учителя могут рассказать о лечебных свойствах этих растений, о том, как собирают эти растения.
Лето теплое,
Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
А вы травушку
Собирайте
Да на зимушку
Припасайте!
От болезни вас
Охранит она,
Вам здоровья даст,
Силушки сполна!
Лечебные растения - как они выглядят, где их достать, как собрать, что вообще мы знаем о них? А давайте просто познакомимся с ними с помощью загадок! Это простая и несложная игра, где вы сможете проверить свои знания о природе, умение наблюдать и замечать.
Загадки о лекарственных растениях
1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч..., отгадай.
Чабрец
Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.
2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам …
Укроп
Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.
3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Калина
Рекомендуется при атеросклерозе. Фитонциды рябины смертельны для бактерий золотистого стафилококка и сальмонелл, а также для плесневого грибка. Ее часто применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство.
4. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, …
Петрушка
В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.
5. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - …
Лук
Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.
6. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
Боярышник
Прописывают его при атеросклерозе, гипертонии, аритмиях, сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.
7. Под землей живёт семейка,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать...
Картошка.
Улучшает обмен веществ, целебна при ожогах, экземах. Ее сок благотворно действует при гастритах с повышенной кислотностью, способствует рубцеванию язв, снижению кровяного давления.
8. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...
Одуванчик
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
Одуванчик
Рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.
9. Этот овощ тыкве брат -
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок...
Кабачок
Способствует нормализации водно-солевого обмена и очищению крови, в качестве мочегонного и помогает избавиться от излишков воды и соли.
10. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
Шиповник
Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.
11. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
Женьшень.
Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдром хронической усталости, для восстановления организма.
12. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
Крапива
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
Крапива.
Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.
13. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
Полынь
14.Любит сад и огород,
Вдоль дорог она растет.
Если влажно и тепло,
Хорошеет всем назло!
Ей на радость, вам - беда.
Что в огороде?
Лебеда
Все со мною борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: "Беда, беда!"
Что в огороде?
Лебеда
В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 - перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, аскаридозе, лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.
14. Путника друг, всем знаком, скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.
Путника друг, всем знакомый, многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство тут же, на тропке у ног.
Подорожник
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
Подорожник.
В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.
15.Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой?
Чертополох
16.Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная...
Душица
17.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой...
Зверобой
18.Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах..
Мята
19. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка?
Чистотел
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?
Чистотел
21. Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом...
Медуница
22. Расправит свой ажурный листик
Король всех трав...
Тысячелистник
23. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.
Липа
24. У маленькой елочки
Колкие иголочки,
Шарики сизые,
Словно бы в инее.
Можжевельник
25. Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Одуванчик
26. . На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он - салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму.
Пастушья сумка
27. Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.
Ландыш майский
28. Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем.
Ромашка лекарственная
29. В поле ржи у речки быстрой
Разбросало небо искры.
Это в поле у реки
Голубеют
Васильки
Назван он ласково именем мальчика,
Дружит с ромашкою и с одуванчиком
Строен и крепок его стебелёк,
В поле растёт этот синий цветок.
Как же прозвали его
Василёк
30. Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Рябина
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Рябина
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
Рябина
31. В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок.
Пижма
С древности известно, что листочки пижмы девушки носили при себе, чтобы никакой беды не случилось, даже желания загадывали, поэтому в народе ее еще окрестили «приворот-трава».
А еще пижма - оберег-трава. Сам Петр I советовал всем дворянам посадить ее у входа в жилище, «дабы уберечь проживающих от плохих приходящих». То есть, с какими бы мыслями к вам ни шел человек, все свои плохие помыслы он оставит за порогом вашего дома.
Пижму бальзамическую советуют сажать в огороде, рядом с домом. Пижма бальзамическая приносит хозяевам успокоение и радость.
Ее мы обижаем,
Когда порой срываем,
Решаем, что трава - сорняк,
Не пригодится нам никак -
Такие наши нравы.
Но мы, дружок, не правы!
Спасибо травам и цветам,
Что это всё прощают нам!
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Сидит на палочке,
В красной рубашечке,
Брюшко сыто — Камнями набито. (Шиповник)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина чёрная и красная)
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка,
Что за ягодка? (Калина)
На лесной полянке
Красуется Татьянка: Алый сарафан,
Белые крапинки. (Земляника)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка.
Куст в колючках, будто ёж, — Вот и назван … (Ежевика)
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)
Было зелёное платье атласное.
Нет, не понравилось,
Выбрала красное,
Но надоело также и это — Платье надела синего цвета. (Слива)
Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные,
Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры)
Наши поросятки Выросли на грядке,
К солнышку бочком, Хвостики крючком.
Эти поросятки Играют с нами в прятки. (Огурцы)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, Если я — … (Капуста)
Заставит плакать Всех вокруг,
Хоть он и не драчун, А … (Лук)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я — … (Свёкла)
И зелён, и густ На грядке вырос куст.
Покопай немножко — Под кустом … (Картошка)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (Горох)
Маленький, горький, Луку брат. (Чеснок)
Кругла да гладка,
Откусишь — сладка,
Засела крепко На грядке … (Репка)
Круглое, румяное Я расту на ветке.
Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень — И в ней окажется … (Сирень)
Помню, в нынешнем году Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
В платья белые … (Нарциссы)
У забора я гуляла босиком
И ошпарилась зелёным кипятком. (Крапива)
Этот плод едва обнимешь,
Если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь,
Мякоть красную поешь. (Арбуз)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбузы)
Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони — Золотым зерном набит. (Колос)
Расколи его — Будет зёрнышко,
Посади его — Будет солнышко. (Подсолнух)
В поле — метёлкой,
В мешке — золотом. (Овёс)
Из земли вырастаю,
Весь мир одеваю. (Лён)
На стеблях белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки. (Хлопок)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево)
В белом сарафане Стала на поляне.
Летели синицы, Сели на косицы. (Береза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось,
Пуговки остались. (Рябина)
Стоят в поле сестрички —
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
Мягок, а не пух,
Зелён, а не трава. (Мох)
С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Он большой, Как мяч футбольный,
Если спелый — Все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
Как кровь красна,
Как мёд вкусна,
Как мяч кругла,
Мне в рот легла. (Вишня)
То фиолетовый, То голубой,
Он на опушке Встречался с тобой.
Названье ему Очень звонкое дали,
Но только звенеть Он сумеет едва ли. (Цветок колокольчик)
Я капелька лета На тоненькой ножке,
Плетут для меня Кузовки и лукошки.
Кто любит меня, Тот и рад поклониться.
А имя дала мне Родная землица. (Земляника)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный … (Василёк)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид — похож на мяч. (Арбуз)
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвёшь,
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи,
Цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль,
Что не душистый. (Василёк)
Стоит Егорка В красной ермолке,
Кто ни пройдёт — Всяк наклонится. (Земляника)
На ветке — конфетки С начинкой медовой,
А кожа на ветке Породы ежовой. (Крыжовник)
Плод всё лето Зелёного цвета,
А ранней осенью — Красный с просинью. (Слива)
Посадили зёрнышко — Вырастили солнышко. (Подсолнух)
Нарядные сестрички Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (цветы)
Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко.(земляника)
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня!(крапива)
Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.(кактус)
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки
про растения.
Растенье — земли украшенье.
• Зеленая ограда — живая отрада.
• Зеленый наряд радует взгляд.
• Сломить дерево — секунда,
А вырастить — года .
• Дерево водой живет, дерево и воду бережет.
• Была бы водица, а зелень родится.
Пословицы и поговорки народов мира о растениях
• Дерево гнется, пока молодо. (Тат.)
• Срубленное дерево вновь не вырастет . (Морд.)
• Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь. (Кит.)
• Ветви, что дают прохладу, не рубят. (Япон.)
Пословицы и поговорки
• Аленький цветок бросается в глазок.
• В горах прольется — степь расцветет.
• Где цветок, там и медок.
• Если у цветка нет тычинок, откуда же взяться аромату.
• Если человек захочет — и на голой вершине цветы зацветут.
• Есть цветы — радуйся цветам, нет цветов — радуйся бутонам.
• Завистника соседская роза, как шип, колет.
• И в пышном цветке гнездится змея.
• И красивые цветики ядовиты бывают.
• И красно, и пестро, да пустоцветом.
• Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.
• Из одного цветка гирлянды не сделаешь.
• Издали все пахнет цветами.
• На красный цветок летит и мотылек.
• Нет цветов — нет уюта.
• Одно дитя, как семя цветка, а пятеро — как семена терновника.
• Опавшие цветы не возвращаются на ветви; разбитое зеркало больше ничего не отражает.
• От дождя травы расцветают, от песни — душа.
• От хорошего цветка хороший аромат.
• Поговорка — цветочек , пословица — ягодка .
• Пустоцвет не приносит плодов.
• Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.
• Сегодня в цветах, а завтра в слезах.
• У красивого цветка жизнь обычно коротка.
• У человека не бывает тысячи дней хороших, цветы не бывают сто дней красны.
• Хорош цветок, да остер шипок.
• Хорош цветок, да скоро вянет.
• Цветы что дети, уход любят.
• Это были цветочки, теперь пойдут ягодки.
Ближняя соломка лучше дальнего сенца. |
Бобы – не грибы: не посеешь – не взойдут. |
Больше землю удобряй – выше будет урожай. |
Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба. |
Больше снега на полях – больше хлеба в закромах. |
Бурьян уничтожаешь – урожай поднимаешь. |
В землю крошки, из земли лепёшки. |
В сосновом лесу — молиться, в берёзовом — веселиться. |
Весенний день год кормит. |
Весенняя черемша уносит семь болезней, осенняя черемша изгоняет семь болезней. |
Вовремя посеешь, вовремя и испечёшь. |
Вози навоз за возом воз, и даст земля зерна обоз. |
Время упустил – не догонишь, а урожай проворонишь. |
Где вода — там и верба; где верба — там и вода. |
Где дубняк, там и березняк. |
Дай земле и она тебе даст. |
День прозевал – урожай потерял. |
Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. |
Дерево держится корнями, а человек – друзьями. |
Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят. |
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. |
Днём раньше посеешь, неделей раньше пожнёшь. |
Дорого дерево не только плодами, но и листами. |
Ель да береза — чем не дрова? Хлеб да вода — чем не еда? |
За посевами нужен уход: сам по себе урожай не придёт. |
Задержишь снег на полях зимой – будешь с хлебом осенью. |
Зелёная ограда — живая отрада. |
Зелёный наряд радует взгляд. |
Земля заботу любит. |
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит. |
Зерно меряют мерою, а людей — верою. |
Зима работает на лето, а лето – на зиму. |
Злое дерево, и плод его зол. |
Кто ест хрен и редьку, болеет редко. |
Кто землю лелеет, того земля жалеет. |
Кто рано сеет – семян не теряет. |
Кукурузные початки и питательны и сладки. |
Лён – рубашка в поле. |
Лён по клеверу посеешь – урожай уже имеешь. |
Лес рубят — щепки летят. |
Лук и капуста болезнь не пустят. |
Лучше ивовый посох, чем золотой меч. |
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. |
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади. |
Морковь прибавляет кровь. |
Мошки да букашки могут оставить пахаря без хлеба и без рубашки. |
На бедного Макара все шишки сыпятся. |
Не разгрызешь ореха, не съешь и ядра. |
Не смейся, горох, над нами, сам будешь под ногами. |
Не срубишь дуба, не отдув губы. |
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закроме. |
Не трудясь, не найдёшь счастья; не посеяв, не соберёшь жатвы. |
Не хвались, как идёшь в поле, а хвались, как идёшь с поля. |
Ободрали как липку. |
От времени возьми всё, что можешь. |
По капельке – море, по травинке – стог. |
По семенам и всходы. |
По соломе жита не узнать. |
После нас хоть трава не расти. |
Растенье — земли украшенье. |
Рощи да леса — всему краю краса. |
С косой в руках погоды не ждут. |
Сажай лес в поле — будет хлеба боле. |
Сам себя вини: что посеял, то и жни. |
Сломать дерево — секунда, а вырастить — года. |
Срубили деревья — прощай птицы. |
Срубленное дерево вновь не вырастет. |
Такая теснота, что яблоку пасть негде. |
Тот и хорош, у кого родится рожь. |
Трава без клевера, что каша без масла. |
Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее. |
Хочешь есть калачи — не сиди на печи. |
Чем дальше в лес, тем больше дров. |
Чеснок да лук от семи недуг. |
Что глубже семя схоронится, то лучше уродится. |
Яблоко от яблони недалеко падает. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»,
дошкольное отделение детский сад «Родничок»
Павловского района Алтайского края
Картотека подвижных игр
на тему "Лекарственные растения"
"Собери бруснику"
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о том, что клюква растет на болоте
- Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве
- Воспитывать умение сопереживать товарищам
Ход игры:
Дети с ведерками в руках находятся на линии старта, по всему залу в россыпную на полу лежат к крышки - это клюква на болоте. По сигналу дети начинают собирать клюкву в ведра, пока не останется ни одной. Затем идет подсчет результатов. Выигрывает тот, кто собрал больше всего клюквы.
"За клюквой по болоту"
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о том, что клюква растет на болоте
- Развивать ловкость, чувство равновесия, координацию движений
- Воспитывать умение достигать поставленной цели
Ход игры:
Дети находятся на линии старта, в руках у каждого по две деревянные пластины (это мокроступы). На противоположной стороне зала находится ориентиры (ведро для клюквы). По сигналу, дети кладут первую пластину, встают на нее, затем кладут вторую, переступают с первой пластины на вторую, стараясь не намочить ноги, затем берут первую пластину, переносят ее вперед, кладут на пол, переступают на нее, берут вторую и т.д. до конца дистанции. Победит тот, кто быстрее доберется до ведра с клюквой.
"Собери картинку"
Программное содержание:
- Продолжать формировать умение различать по внешнему виду лекарственные растения
- Закреплять умение собирать разрезные картинки
- Продолжать формировать умение действовать в команде
- Воспитывать чувства коллективизма
Ход игры:
Дети стоят на линии старта. На расстоянии 3 м от линии старта, в обруче, находятся части от разрезной картинки (Рябина и клюква). Далее, еще через 3м находятся по одному из родителей. По сигналу первый ребенок бежит к своему обручу, берет одну часть картинки, несет ее родителю, кладет на пол и бегом возвращается к своей команде, передавая эстафету следующему участнику, который проделывает тоже самое. когда все картинки принесены к родителю, он начинает складывать картинку. Когда родитель сложил картинку, все дети, рассматривают ее, называя ягоды и их пользу для здоровья.
"Кто быстрее соберет грибы"
Программное содержание:
- Продолжать формировать у детей знания о грибах
- Закреплять знакомые названия грибов
- Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве
- Воспитывать умение сопереживать товарищам
Ход игры:
Дети находятся за линией старта, в руках у каждого ведерко. По всему залу разложены разные грибы (сыроежки. белые, мухоморы и т.д.). По сигналу дети начинают собирать грибы по заданию: только белые, только съедобные. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.
"Допрыгни до яблока"
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о том, как растут яблоки
- Развивать координацию движений, прыгучесть, умение ориентироваться в пространстве
- Поддерживать хорошее настроение
Ход игры:
Яблоко привязано к "удочке", педагог держит его выше роста ребенка. Задача ребенка подпрыгивая дотянуться до яблока.
"Сорви яблоко"
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о том, как растут яблоки
- Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве
- Поддерживать хорошее настроение
Ход игры:
Двое взрослых держат натянутую веревку, к ней на ниточка, привязаны яблоки. По сигналу ребенок с закрытыми глазами идет в сторону веревочки (яблони), на ощупь находит яблоко и срывает его.
"Посадка моркови"
Программное содержание:
- Продолжать формировать знания об этапах роста моркови
- Продолжать развивать координацию движений, ловкость, быстроту.
- Продолжать формировать умение действовать в команде
- Воспитывать дружеские отношения с детьми, умение сопереживать друг за друга
Ход игры:
Дети делятся на две команды и стоят на линии старта у каждого в руке "семечко". Далее через 2м лежит первый малый обруч, затем через1м еще один и т.д. по количеству участников команды. По сигналу первый участник бежит до первого обруча, кладет в него свое семечко и возвращаясь к команде передает эстафету следующему участнику, следующий участник бежит и кладет свое семечко в следующий обруч и т.д. Побеждает команда, которая первой завершит посадку моркови.
"Поливаем огород"
Программное содержание:
- Продолжать формировать знания об условиях для роста и развития растений.
- Продолжать развивать координацию движений, ловкость, быстроту.
- Продолжать формировать умение действовать в команде
- Воспитывать дружеские отношения с детьми, умение сопереживать друг за друга
Ход игры:
Участники делятся на две команды, у первого в руках лейка. Далее через 2м лежит первый малый обруч, затем через1м еще один и т.д. по количеству участников команды, это грядки, на которых растет урожай. По сигналу первый участник команды бежит, обегает все грядки, имитируя полив и, возвращаясь к своей команде передает лейку следующему участнику. Выигрывает команда, первая выполнившая задание, последний участник которой первым пересек линию старт-финиш.
"Собираем урожай"
Программное содержание:
- Продолжать формировать знания о том, как растут растения.
- Продолжать развивать координацию движений, ловкость, быстроту.
- Продолжать формировать умение действовать в команде
- Воспитывать дружеские отношения с детьми, умение сопереживать друг за друга
Ход игры:
Участники делятся на две команды, у первого в руках ведро. Далее через 2м лежит первый малый обруч, затем через1м еще один и т.д. по количеству участников команды, это грядки, на которых растет урожай. По сигналу первый участник бежит до первого обруча, берет из него овощ, кладет в ведро и, возвращаясь к команде передает ведро следующему участнику, следующий участник повторяет те же действия со следующим обручем и т.д. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересекает линию старт-финиш.
"Огород"
Программное содержание:
- Продолжать формировать знания об этапах роста и развития овощей.
- Продолжать развивать координацию движений, ловкость, быстроту.
- Продолжать формировать умение действовать в команде
- Воспитывать дружеские отношения с детьми, умение сопереживать друг за друга
Ход игры:
Дети делятся на две команды. У первого в руках семечко морковки, у второго - лейка, у третьего - ничего. на противоположном конце площадки - коробка, в которой спрятана морковка - это грядка. По сигналу первые участники бегут к грядке, кладут в него семечко и возвращаясь к команде, передают эстафету следующему участнику. Второй участник, бежит к грядке, обегает её, имитируя полив и возвращается, передавая эстафету следующему участнику, третий участник бежит к грядке, находит в грядке (коробке) морковку и бегом возвращается обратно.
"Варим витаминный компот"
Программное содержание:
- Продолжать формировать знания о том, какие полезные заготовки можно сделать из лекарственных растений.
- Продолжать развивать координацию движений, ловкость, быстроту.
- Продолжать формировать умение действовать в команде
- Воспитывать дружеские отношения с детьми, умение сопереживать друг за друга
Ход игры:
Дети делятся на две команды, в руках у каждого ребенка ягоды рябины и клюквы, яблоки. На противоположной стороне площадки находится "Банка" для компота. По сигналу, первый участник бежит к банке. кладет в нее свой фрукт или ягоду и возвращаясь обратно передает эстафету следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересекает линию старт-финиш.
"Грибной суп"
Программное содержание:
- Продолжать формировать знания о том, каким образом мы можем использовать в кулинарии лекарственные растения.
- Продолжать развивать координацию движений, ловкость, быстроту.
- Продолжать формировать умение действовать в команде
- Воспитывать дружеские отношения с детьми, умение сопереживать друг за друга
Ход игры:
Дети делятся на две команды, в руках у каждого ребенка изображение грибов, моркови, лука и т.д., на противоположной стороне зала находится кастрюля, в которой будет вариться суп. По сигналу, первый участник, бежит к кастрюле. кладет в нее свою картинку и, возвращаясь обратно передает эстафету следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересекает линию старт-финиш.
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по теме лекарственные растения.
Дидактическая игра «Узнай растение по картинке»
Цель: сформировать знания о растениях-помощниках больного сердца и их пользе для здоровья человека.
Правила игры: быть внимательным, находить и показывать нужную картинку.
Материал: картинки лекарственных растений.
Организация и методика проведения: воспитатель показывает изображения растений-помощников больного сердца (валериана, боярышник, ландыш, адонис). Далее воспитатель рассказывает о каждом растении отдельно и о его полезных свойствах, правилах заготовки и применении. После детям предлагается взять картинку, назвать растения и его лечебные свойства.
Дидактическая игра «Встреча с растением»
Цель: формировать у детей чувство прекрасного в природе, положительное отношение к ней.
Правила игры: «поговорить» с растением, затем своими словами передать этот разговор.
Материал: изображения растений.
Организация и методика проведения: в игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель говорит: «У каждого картинка с изображением лекарственных растений, которые помогают при заболеваниях сердца. Как они называются, вы знаете. Представьте себе, что сейчас вы встретились с этими растениями. Внимательно рассмотрите их и постарайтесь поговорить с ними. Постарайтесь увидеть в них что-то интересное».
Если дошкольник затрудняется составлять подобные рассказы (они пока не умеют смотреть и видеть, часто перечисляют только лишь внешние признаки), педагог задаёт наводящие вопросы, помогает на них отвечать (как бы предлагает им образец рассказа).
Дидактическая игра «Холодно — горячо»
Цель: поддерживать интерес детей к лекарственным растениям, закреплять их названия.
Правила игры: нельзя переворачивать карточки.
Материал: карточки с изображением растений-помощников больного сердца, изображение игрового персонажа.
Организация и методика проведения: ведущий прячет персонажа (Незнайку на картинке.) под карточку с изображением одного из лекарственных растений. В это время дети стоят с закрытыми глазами. После сигнала дети ходят между карточками, в свое время, ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Разрешается давать подсказки. Например: «Незнайка спрятался под лесным цветком», «Незнайка спрятался среди луговых лекарственных растений».
Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж и назовёт лекарственное растение под которым он спрятался.
Дидактическая игра «Расскажи о лекарственном растении»
Цель: закрепить представление детей об особенностях внешнего вида лекарственных растений, учить детей описывать лекарственные растения, называть их лечебные свойства.
Правила игры: интересно рассказать о характерных особенностях того или иного лекарственного растения, его лечебных свойствах, правилах сбора и заготовки.
Материал: изображения растений.
«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ КАПИТОШКА?»
Цель: поддерживать интерес детей к комнатным растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятан Капитошка.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материал: карточки с изображением комнатных растений, изображение игрового персонажа капельки Капитошки.
Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку Капитошку. Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под растением с мелкими цветами красного цвета», «Капитошка спрятался под растением с круглыми листьями» Выигрывает тот, кто быстрее найдет Капитошку.
«ПОДАРОК ДЛЯ КАПЕЛЬКИ»
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида комнатных растений, побуждать самостоятельно описывать внешний вид растений.
Игровая задача: узнать растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением комнатных растений, подарочной коробки, Капитошки и Капельки
Ход игры: Воспитатель или ведущий прячет под изображение подарочной коробки карточки с растениями и называет его характерные особенности. Дети отгадывают, какое растение Капитошка подарит Капельке. Побеждает тот, кто отгадает больше растений.
«КАПИТОШКА ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде комнатных растений их названии, развивать слуховое внимание
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения, жетончики в виде капелек
Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных комнатных растений. И произносит:
«Капельки в леечку собираются» - дети произвольно передвигаются
«Фикус (любое название комнатного растения) полить отправляются» - Дети бегут к карточки с изображение названного растения
Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
«ПРЯТКИ»
Цель: побуждать детей называть растение по памяти (без зрительного контроля, развивать внимание и наблюдательность.
Игровая задача: отгадать, какого растения не стало.
Правило: Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Материал: на стол ставят 2—6 (в зависимости от возраста играющих) хорошо знакомых детям комнатных растения, жетоны – Капитошки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растение спряталось?» Если получен правильный ответ, ребенок получает жетон, растение ставят на место, и игра повторяется с другим растением. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
«ПОМОГИ КАПИТОШКЕ»
Цель: закреплять знания о внешнем виде комнатных растений (листья, цветы)
Материал для игры: изображение листьев и цветов комнатных растений, изображение кашпо по количеству играющих.
Ход игры: Капитошка хочет вырастить комнатное растение, например: Бальзамин. Дети подбирают к стеблю листья и цветы того растения, которое назвал Капитошка. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет растение.
«КТО ПОТЕРЯЛ?»
Цель: упражнять в нахождении комнатного растения по сходству листьев, развивать слуховое внимание.
Игровая задача: поиск растения по определенному признаку.
Правило: Бежать к своему «растению» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на растение должны быть одинаковыми.
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением листьев комнатных растений.
По сигналу: «Листик я сейчас найду,
И растению верну» - дети находят комнатное растение с которого листок
«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»
Цель: Способствовать закреплению знаний детей названия растений, их частей, отличительных признаков некоторых из них.
Игровая задача: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило: Описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры: На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. Если продавец правильно узнал растение, то он становится покупателем.
«Кто быстрее?»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения)
Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
«Горячо – холодно»
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятан игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материал: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем (Карлсона, Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят, отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом», «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой.
«Скорая помощь»
(экологическая игра на прогулке)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» - деревья, кустарники, растения. Заметить изувеченные, засохшие, сломанные ветви, засохшие растения. Оказать им посильную помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейки…
Ход игры: на прогулке дети обходят участок – «делают обход»; если есть «больные», им оказывается помощь.
«Следопыты»
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?
«Найди листок, какой покажу»
Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.
Игровая задача: бег детей с определенными листочками.
Правило: Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель.
Ход игры: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
«Листик»
Цель: развивать внимание и наблюдательность, поддерживать интерес детей к растениям.
Игровая задача: поиски предмета.
Правило: Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.
«Такой листок, лети ко мне!»
Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.
Игровая задача: подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило: Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.
Материалы: подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
«Найди свой дом»
Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.
Игровая задача: поиск «домика» по определенному признаку.
Правило: Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры: В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».
«Аптека Айболита»
Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
«Где спряталась матрешка»
Цель: учить находить предмет по перечисленным признакам, развивать наблюдательность и учить делать простейшие выводы.
Игровая задача: поиск спрятанной игрушки.
Правило: смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Материалы: на столе расставляют 4—5 растений
Ход игры: Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одним из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.