Программы кружков

Программы кружков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Владимирская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»                                                                                           «Согласовано»

Директор школы                                                                                      Зам. директора по ВР

____________/В.В. Цыганова/                                                                _____________/Ю.С. Торопова/

«___» _______________2014 г.                                                              «___»_________________2014 г.

                                                                          Автор: Киселёва Татьяна Васильевна

                                                                          Год разработки программы: 2014г

                                                                          Срок реализации программы: 1 год

                                                                          Возраст обучающихся: 7лет

с. Владимирское 2014 год

Пояснительная записка

   Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения – в этом и состоит задача руководителя кружка «Азбука дорожной безопасности».

  Правительство РФ обращается  ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности, направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

      Программа «Азбука дорожной безопасности»  имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

       Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

      Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Программа составлена по трём основным видам деятельности:

  • обучение детей на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения  и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и воспитывать культуру поведения на дорогах в целях личной безопасности.

Цель: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий с использованием различных форм деятельности.

Задачи: 

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению на дорогах.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать  личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах.

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 6,5-7лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год

Формы и режим занятий: работа кружка «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Результаты: обучающиеся должны 

-  уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.

- иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге   не переходящие в чувство боязни и страха.

- знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора; виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.

Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

     

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Улица полна неожиданностей.

1

1

2.

Наше село и его транспорт.

1

1

3-4

Где и как переходить дорогу.

2

1

1

5.

Дорога в школу.

1

1

6.

Конкурс рисунков по ПДД.

1

1

7.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

1

1

8.

Викторина по ПДД.

1

1

9.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

1

10.

Сигналы регулирования дорожного движения.

1

1

11.

Игра «Регулировщик».

1

1

12.

Дорожные знаки.

1

1

13.

Запрещающие знаки.

1

1

14.

Предупреждающие знаки.

1

1

15.

Знаки особого предписания и знаки сервиса.

1

1

16-17

Опасные ситуации на дорогах.

2

1

1

18.

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

1

1

19.

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

1

20

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

1

21-22

Мы – пассажиры.

2

1

1

23

КВН «Транспорт и правила поведения в нём».

1

1

24.

Будь внимательным и осторожным.

1

1

25.

Клуб внимательных пешеходов.

1

1

26.

Про разметку на дороге.

1

1

27.

Перекрёсток.

1

1

28.

Маленькие секреты транспорта.

1

1

29-30

Дорожный этикет.

2

1

1

31

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

1

32.

Тест по ПДД.

1

1

33

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

1

1

Итого:

33

23

10

Содержание программы

п/п

Тема

Содержание

Дата

1

Улица полна неожиданностей.

Беседа, презентация, загадки, стихи.

03.09

2

Наше село и его транспорт.

Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).

10.09

3

Где и как переходить дорогу.

Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним  и двусторонним движением), ролевая игра, экскурсия.

17.09

4

Где и как переходить дорогу.

Инсценированная сказка по ПДД, игра «Найди ошибку», работа в группах.

24.09

5

Дорога в школу.

Работа с планом местности, беседа (правила пешеходов), практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

01.10

6

Конкурс рисунков по ПДД.

Повторение изученного материала, презентация, практическая работа

08.10

7

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.

15.10

8

Викторина «Счастливый случай».

Деление на 3 команды, разминка, «Заморочки из бочки», музыкальная пауза (физкультминутка), «Ты мне – я тебе», задачи по ПДД.

22.10

9

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов).

29.10

10

Сигналы регулирования дорожного движения.

Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».

12.11

11

Игра «Регулировщик».

Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.

19.11

12

Дорожные знаки.

Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»).

26.11

13

Запрещающие знаки.

Блиц – опрос, беседа, стихи В. Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).

03.12

14

Предупреждающие знаки.

Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили).

10.12

15

Знаки особого предписания и знаки сервиса.

Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили).

17.12

16

Опасные ситуации на дорогах.

Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.

24.12

17

Опасные ситуации на дорогах.

Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по изученному материалу.)

14.01

18

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

Разминка, викторина «Зелёный знак», игра «Три огонька светофора», игра «Разрешается – запрещается», конкурс – капитанов «Эстафета водителей», игра «Перекрёсток загадок», игра «Собери знаки», игра «Весёлый светофор», игра «Велосипедист», подведение итогов, награждение.

21.01

19

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.

28.01

20

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.

04.02

21

Мы – пассажиры.

Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

11.02

22

Мы – пассажиры.

Беседа, блиц-опрос, экскурсия.

25.02

23

КВН «Транспорт и правила поведения в нём».

Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «Кто больше знает правил ПДД?»

04.03

24

Будь внимательным и осторожным.

Игра «Доскажи словечко», викторина, загадки, презентация, игра «Домино».

11.03

25

Клуб внимательных пешеходов.

Беседа, игра «Вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.

18.03

26

Про разметку на дороге.

Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.

08.04

27

Перекрёсток.

Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.

15.04

28

Маленькие секреты транспорта.

Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)

22.04

29

Дорожный этикет.

Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.

29.04

30

Дорожный этикет.

Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.

06.05

31

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

Беседа, викторина.

13.05

32

Тест по ПДД.

Тест, презентация, загадки.

20.05

33

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.

27.05

Список использованной литературы:

 1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

2. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .

3. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

4.Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности. Волгоград,2003г

5.С.Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва – Ростов-на-Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.

6.Материалы газеты «Добрая дорога детства».

7.Энциклопедия «Все обо всем».

8.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

9.Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Владимирская средняя школа

                                                                              Автор: Киселёва Татьяна Васильевна

                                                                   Срок реализации программы: 1 год.

                                                                              Возраст обучающихся: 9-10 лет

Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД).

Пояснительная записка.

   Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения – в этом и состоит задача руководителя кружка ЮИД.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производят на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, вследствие этого полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, разбирать проблемные ситуации.

Конкурсы, шоу-программы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.

Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить свои приобретённые навыки и умения на практике.

В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причём, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

         

Цель:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.

Задачи:

1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.

2.  Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрёстках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.

3.  Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях  на дороге.

4.  Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведённой площадке.

5.  Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – (по Г.И.Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

 Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

-Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований.

Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,

игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины.

 В работе кружка участвуют  учащиеся 3-4 классов. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • Самостоятельности в принятии правильного решения;
  • Убеждённости и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  • Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.

Учащиеся должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • управлять велосипедом.

иметь навыки:

  • безопасного движения пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Содержание программы

№ п/п

Тема занятия

Вид занятия

Дата проведения

1

Введение в образовательную программу кружка. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).

Теория, практика

2-3

Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

Практика

4

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Теория

5

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и  пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Теория

6

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

Теория

7

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».  

Практика

8

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

Теория

9

Подвижные игры с элементами ПДД

Практика

10

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

11-12

Подготовка и выступление по пропаганде ПДД в 1 классе.

Практика

13

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Теория

14

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Практика

15

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации.   Значение отдельных дорожных знаков.

Теория

16

Решение задач, карточек по ПДД.

Практика

17

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель  ДТП. Аптечка автомобиля и её содержимое.

Теория

18-19

Подготовка и выступление по пропаганде ПДД во 2 классе.

Практика

20

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Теория

21

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Виды повязок и способы их наложения.

Теория

22

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Обморок, оказание помощи.

Теория

23

Конкурс рисунков по ПДД

Практика

24

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Теория

25

Обморожение. Оказание первой помощи.

Теория

26

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Теория

27

Решение задач, карточек по ПДД.

Практика

28

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Теория

29

Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.

Сердечный приступ, первая помощь.

Теория

30

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Теория

31

Наложение  различных видов повязок.

Практика

32

Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.

Теория

33

Фигурное вождение велосипеда

Практика

34

Викторина по ПДД

Практика

Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».

Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

  • в обучении -  практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр,  обучение).
  • в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1.  Викторина «Олимпиада автоэрудитов» (по истории ПДД).

 2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).

3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)

4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).

5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).

6.  Викторины, конкурсы, кроссворды.

7.  Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).

8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.

 9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.

10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.

Список литературы.

1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.

5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.

6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.

7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.

8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.

10.  Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.

11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.

17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.

18.  Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.

19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.

20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.

21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.

22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.

23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.

24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.

25. Журнал «Педсовет»