Проектная деятельность


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Владимирская средняя общеобразовательная школа

                                     Работу выполнили: учащиеся 6 класса

                                                                          МКОУ Владимирская СОШ

                                                                          Руководитель: учитель музыки

                                                                          МКОУ Владимирская СОШ

                                                                          Киселёва Татьяна Васильевна

с. Владимирское 2014 год

Пояснительная записка

Современная ситуация в России характеризуется социальным расслоением общества, определённой девальвацией духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Стала более заметной утрата у молодёжи патриотического сознания. Упал престиж воинской службы.

В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у молодёжи чувства патриотизма как основы объединения общества и укрепления государства.

Одним из способов формирования и развития патриотических чувств в рамках внеурочной деятельности по музыке является проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также концертов ко Дню Победы.    

Творческий проект «Песни, опалённые войной» предназначен для осуществления учащимися 6 класса поисковой исследовательской деятельности в области музыки и истории (песни военных лет). Предполагается, что этот проект дети будут делать самостоятельно под руководством учителя музыки. Также возможна помощь родителей, бабушек и дедушек, которые помнят о Великой Отечественной войне и могут поделиться своими знаниями с ребятами.

Тема: «Песни, опалённые войной»

Цель: воспитание чувства патриотизма

Задачи:

- показать значение песен во время Великой Отечественной войны;

- познакомить учащихся с историей создания песен военных лет;

- формировать исполнительские навыки;

- воспитывать у детей интерес к изучению истории России;

- вовлечь каждого ученика в активную творческую деятельность;

- формировать умение работать в группе;

- формировать навыки самостоятельного поиска информации;

- формировать умение планировать свою деятельность.

Возраст учащихся: 11 -12 лет (6 класс)

Сроки выполнения: 1 месяц (апрель)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: аудиокассеты, энциклопедии, библиотечный фонд.

Осуществление учебного проекта

1 этап: погружение в проект.

Учащимся предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой Отечественной войны и проиллюстрировать свою работу фрагментами музыкальных произведений. Лучшие групповые работы будут использованы при составлении сценария праздничного концерта, посвящённого Дню Победы.

2 этап: планирование.

 Учащиеся делятся на группы. В ходе обсуждения вырабатывается план действий, распределяются роли участников проекта, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать. В ходе обсуждения учитель должен помочь детям в корректировке их работы.

3 этап: исследование (выполняется самостоятельно под руководством учителя музыки согласно принятому в группе плану).

Кто-то разучивает военную песню, о которой пойдёт речь в групповом проекте,  кто-то ищет материалы об истории создания песни, о роли песен во время Великой Отечественной войны.

4 этап: результаты и выводы

Учащиеся, собрав материал, представляют наброски будущего сценария, группы исполнителей отрабатывают фрагменты песен, уточняют информацию.

5 этап: презентация

Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы (сценария выступления ко Дню Победы), состоящей из исполнения фрагментов военных песен, исторических справок о них, рассказов о значении музыки на войне.

6 этап: оценка результатов

Участники проекта делятся впечатлениями, мнениями, отвечают на вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объём использованных источников, потенциал продолжения работы, качество отчёта.

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе.

В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается история Родины, укрепляется осознание того, что музыка имеет большое значение в жизни человека, воспитываются патриотические чувства. Презентацию проекта уместно проводить в праздничную неделю Дня Победы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие по музыке «Песни, опалённые войной» Выполнил: учитель музыки МКОУ Владимирская СОШ Киселёва Т.В.

Слайд 2

Заголовок слайда Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Песня написана композитором Александром Васильевичем Александровым на слова Василия Лебедева-Кумача Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Впервые песня "Священная война" была исполнена 26 июня 1941 года на белорусском вокзале для бойцов, уезжавших на передовую.

Слайд 3

Песня «Катюша» была написана ещё до войны, в далёком мирном 1938 году композитором Матвеем Блантером на стихи Михаила Исаковского. Премьера ее состоялась в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева. Михаил Исаковский получил за её текст Сталинскую премию. Особую популярность песня Катюша получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Появилось немало сюжетных продолжений песни. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы.

Слайд 4

Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. Нынче у нас передышка, Завтра вернёмся к боям. Что ж твоей песни не слышно, Друг наш, походный баян. ( В. Лебедев - Кумач)

Слайд 5

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке» , «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

Слайд 6

Песня о девушке-партизанке «Смуглянка» написана композитором Анатолием Новиковым на слова Якова Шведова. «Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня современная.

Слайд 7

В минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. В минуты передышки после тяжёлого боя, солдаты на привале запевали песню. И каждый вспоминал свой дом, свою любимую. Одной из таких песен была песня «Огонёк» (музыка народная, слова Михаила Исаковского)

Слайд 8

Песня появилась в 1943 году. "Стихи написаны на Каме, – вспоминал позже Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали "Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как "В лесу прифронтовом” исполняет Ефрем Флакс”. В 1946 году за песни "Под звездами балканскими”, "Моя любимая” и "В лесу прифронтовом” композитору М. И. Блантеру была присуждена Государственная премия СССР.

Слайд 9

Песня «Майский вальс» была написана в далёком 1945 году в честь освобождения столицы Австрии от фашистов. Эта прекрасная музыкальная композиция посвящена героям Венской военной операции. Герои освободители принесли к городу на Дунае долгожданный мир и спокойствие. Советские воины подарили майскую победу. Мир принёс улыбки на лица Венских горожан. Радуется всё вокруг, радуется и Россия, что подарила свободу европейцам. Очистив от фашистской нечисти этот прекрасный город, воины могут гордиться собой. Данный вальс был создан двумя отечественными деятелями искусства. Музыку сочинил талантливый композитор И. Лученок, а стихи к песне написал поэт М. Ясень.

Слайд 10

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Слайд 2

БАРАБАН Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. Барабан – ударный музыкальный инструмент. Обычно состоит из полого корпуса в виде цилиндра (чаще всего деревянного или металлического), на который с двух сторон натянуты кожаные или пластиковые мембраны. Их натяжением регулируется относительная высота звука. Барабаны известны с незапамятных времён и встречаются почти во всех регионах земного шара. Существует несколько способов игры на барабане. Удары (руками, колотушкой, палкой по мембране) или трение (палкой, верёвкой, щёткой по мембране). Наиболее распространён первый способ. В древности барабаны использовали как сигнальные инструменты, инструменты для передачи информации на расстоянии. Барабанным боем сопровождались ритуалы, религиозные обряды, военные действия.

Слайд 3

ГУСЛИ Сам Садко на них играл И душевно напевал. Перебрал он много струн, Вышел из моря Нептун. Гусли – русский народный щипковый музыкальный инструмент. Первые сведения о гуслях относятся к глубокой старине. Старинные гусли назывались по-особому – звончатые. Они имели плоский корпус в виде трапеции с несколькими натянутыми струнами. Игрой на гуслях сопровождали пение, былинные сказы. Исполнитель при этом держал инструмент на коленях. В XVII в. появились настольные (столообразные) гусли с большим количеством струн. В оркестрах народных инструментов применяются клавишные гусли с механическим педальным глушителем, которые придумал изобретатель Н.П.Фомин . Звук у них более полный и насыщенный. В симфонический оркестр гусли не входят, а для подражания им используется арфа (оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки , «Садко» Н.А.Римского -Корсакова и др.) Инструменты типа гуслей широко распространены среди других народов, только называются по-своему. Например, в Карелии такой инструмент носит имя кантеле.

Слайд 4

МАРАКАСЫ Он поход на погремушку, Только это не игрушка! Маракас – древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент. Шумяще –шелестящий звук маракасов применяется как фоновое украшение в различных музыкальных композициях. Он образуется при встряхивании корпуса инструмента, внутри которого находится гранулированный наполнитель. При ударе гранул о стенки полого корпуса получается специфическое звучание маракасов. Инструменты обычно используются парами, причем звук одного маракаса немного отличается от звука другого. Исполнитель держит их в разных руках, но иногда исполняет на двух инструментах и одной рукой. Многие думают, что играть на маракасах довольно просто. Однако, это не совсем так. Исполнитель, во-первых, должен обладать хорошим чувством ритма, во-вторых, уметь владеть определенными техническими приемами, такими как стаккато, свинг, даблы , роллы и рудименты. Существуют даже определенные стили игры, среди них мексиканский, карибский и другие.

Слайд 5

ФЛЕЙТА ПАНА Не палочка, не трубочка, А выглядит как дудочка. Звук протяжный, В оркестре очень важный. Флейта Пана (пан-флейта ) – духовой деревянный музыкальный инструмент. Это многоствольная флейта, состоящая из бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. Количество трубок – не менее трёх. Трубки бывают длиной от 10 до 120 см. Каждая трубочка флейты, например, на русских кувиклах , имеет свое название — « гудень », « подгудень », «средник», « пятушка » и т. д. На больших панфлейтах , а также двухрядных, играют вдвоём . Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, атрибутом которого являлся подобный инструмент: древнегреческая его разновидность называлась сиринга .

Слайд 6

БУБЕН Есть бубенчики на нём, По нему мы громко бьём. С ним сейчас играть мы будем. Дайте в руки звонкий … Ударный музыкальный инструмент, представляет собой деревянный обруч, обтянутый кожей, на который прикреплены стальные колокольчики. Играют на нём, используя два приёма – удары и встряхивание. Бубен широко распространён в Испании и Италии. Различают два вида бубнов: народный (или этнический) и оркестровый. Этнические бубны используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной . Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Слайд 7

ГИТАРА Этот струнный инструмент Зазвенит в любой момент И на сцене в лучшем зале, И в походе на привале. Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент, известный ещё в Средневековье. Её плоский деревянный корпус, напоминающий восьмёрку, снабжён грифом с 6-7 струнами. Струны у гитары различной толщины. Устанавливаются в определенном порядке: слева – толстые струны, дающие более низкий звук, справа – тонкие. Звук из гитары извлекается при помощи щипка – гитарист пальцами правой руки перебирает струны, защипывая их. Родиной современной классической гитары является Испания. Первоначально испанская гитара имела четыре, затем пять струн. Но позже появилась шестиструнная. Именно она стала классической моделью современной гитары.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ДЕНЬ МАТЕРИ»

АВТОРЫ ПРОЕКТА:

учащиеся 2 класса

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА

учитель начальных классов

Киселёва Татьяна Васильевна

с. Владимирское 2023г.

ВВЕДЕНИЕ

Значение мамы в жизни каждого человека велико и неоспоримо. Хорошо, когда у ребенка  есть мама.  Она делает всё, чтобы ему было хорошо, чтобы он был счастлив. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит, поможет. Очень важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье.

Ежегодно осенью отмечается праздник День матери, в последнее воскресенье ноября. Об этом празднике обучающиеся знают очень мало. Данный проект дает хороший повод и дополнительные возможности  поговорить о мамах, узнать историю праздника, рассказать и показать свое отношение, выразить свою любовь к маме, приготовить подарки и поздравления для мам.

В ходе проекта планируется рассказать детям об истории праздника, о роли матери в жизни каждого человека, дать возможность детям и мамам пообщаться друг с другом не в домашней обстановке, а в школе, проявить взаимные чувства друг к другу.

Цель: формирование осознанного понимания значимости матери в жизни каждого человека и воспитание чувства уважения, любви, благодарности к женщине – матери.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей праздника День матери.
  • Показать роль мамы в жизни каждого человека. Воспитывать уважительное отношение к матери.
  • Оформить выставку рисунков "Мама милая моя".
  • Подготовить сувениры для мам своими руками.
  • Организовать поздравление ко Дню Матери.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (сентябрь)

  • Составление плана реализации проекта
  • Изучение литературы по теме проекта, поиск информации

2. Основной этап (октябрь-ноябрь)

  • Реализация индивидуальных планов

3. Заключительный этап (ноябрь)

  • Подведение итогов
  • Организация поздравления мам с Днем Матери

Материально-техническое обеспечение:

- библиотечный фонд

- компьютер с выходом в Интернет

- фотоаппарат

- подручные материалы

Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

1. Составление плана реализации проекта.

2. Поиск информации по теме проекта.

3. Знакомство с историей праздника День Матери.

Основной этап

1. Внеклассное мероприятие "Поговорим о маме".

2. Рисование портретов мам, оформление выставки рисунков "Мама милая моя"

3. Изготовление сувениров для мам своими руками.

4. Подготовка выступления на День Матери.

Заключительный этап

1. Подведение итогов

2. Организация поздравления мам с Днем Матери

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

Работу над проектом мы начали с постановки цели и задач. Затем нами был составлен план работы по реализации проекта.  Каждый из нас самостоятельно вёл поиск информации о празднике День Матери.

В ходе обсуждения найденного материала мы узнали, что традиция празднования Дня матери, по некоторым источникам, берёт начало ещё в женских мистериях Древнего Рима, предназначенных для почитания Великой матери - богини, матери всех богов. У каждого народа имелось божество, связанное с материнским культом, в честь которого совершались торжественные церемонии. У греков это была Рхея, Гера, Кибела, у римлян - Юнона, у кельтов - Маню, у германцев - Фригг, Фрейа.

В Англии с XV в. отмечалось так называемое Материнское воскресенье - четвёртое воскресенье Великого поста, посвящённое чествованию матерей по всей стране.

В США в 1914 г. президент США Вудро Вильсон официально объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей. Второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны, а ещё более 30 стран отмечают праздник в другие дни.

В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании указа Президента РФ Б.Н. Ельцина.

Инициатива учреждения Дня матери принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи. В отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только матери, а не все представительницы слабого пола. В этот день по традиции поздравляют матерей, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам.

Новый праздник - День матери - постепенно приживается в России. Он празднуется уже 10 лет, воздавая должное материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага детей.

Традиции празднования.

В разных странах День матери отмечается в разное время года, но одно остаётся неизменным - слова благодарности и подарки маме.

В Австрии, Венгрии самым распространённым подарком в День матери являются цветы, а также подарки, сделанные своими руками.

В США стало традицией дарить в этот день матерям яркую гвоздику. Всем сыновьям, независимо от их отношений с родителями, надлежит навестить маму и преподнести ей символический подарок.

В Мексике этот день считается данью уважения и любви к женщине. С утра улицы Мехико оглашаются серенадами «марьячи» и какофонией уличных оркестров, которые по приглашению детей исполняют под материнскими окнами любимые ими песни и мелодии.

Интересно отмечают День матери в Англии. Традиционно на праздник подавался Shrewsbury simne! - торт, украшенный 12 шариками марципана. Традиция 12 шариков началась ещё в дохристианские времена; они символизируют 12 знаков зодиака. В настоящее время на День матери принято печь торты и кексы, дарить маме шоколад и цветы.

В Германии главный подарок - это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: «Мы вас не забыли и будем вам благодарны за всё».

В Китае воздаётся должное труду и бескорыстной жертве матерей ради блага своих детей. В некоторых городах (например, в Шанхае) взрослые дети устраивают для мам утренники с постановками, накрывают стол с обильным угощением для всех присутствующих.

В России сложилась традиция чествования в этот день многодетных матерей. Первые лица республик, городов, главы округов, президент страны устраивают официальные приёмы в честь многодетных матерей. Самым достойным мамам вручают орден «Материнская слава». По телевидению и радио транслируются передачи, концертные программы, посвящённые мамам.

В школах и детских садах дети проводят концерты, готовят выставки рисунков о маме, делают сувениры своими руками, стенгазеты и фотогазеты о мамах. И конечно, мам ждут поздравления в семейном кругу: чаепитие, сюрпризы, подарки.

Награды матерям

В День матери многодетным мамам вручаются правительственные награды. Одна из них - орден «Материнская слава». Он бывает I, II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень.

Орденом «Материнская слава» I степени награждаются матери, родившие и воспитавшие девять детей.

Орденом «Материнская слава» II степени награждаются матери, родившие и воспитавшие восемь детей.

Орденом «Материнская слава» III степени награждаются матери, родившие и воспитавшие семь детей.

Матерям, родившим и воспитавшим десять детей, присваивается высшая степень отличия - звание «Мать-героиня».

2. Основной этап

Основной этап мы начали с внеклассного мероприятия "Поговорим о маме". Здесь мы обсуждали, кем является мама в жизни каждого из нас, рассказали о том, как мы помогаем своей маме. Затем вспомнили пословицы и поговорки о маме, читали наизусть стихи о маме. Потом мы занимались практической творческой деятельностью. На уроке изобразительного искусства каждый из нас нарисовал портрет своей мамы. Затем мы оформили выставку "Мама милая моя".

На уроке технологии мы сделали для мам сувениры в подарок. А на уроке музыки мы выучили для наших мам песню "Далеко от мамы".

3. Заключительный этап.

В ходе работы над нашим проектом  мы сделали для себя очень много новых открытий.

  • Познакомились с  историей праздника День матери.
  • Сделали для себя очень важное открытие, что "Нет лучше дружка, чем родная матушка".
  • Подарили своим мамам незабываемые впечатления на День Матери.