Аттестация
Материалы к аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка раздела образовательной программы по курсу «Музыка» | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Владимирская средняя школа
Методическая разработка
раздела образовательной программы
по курсу «Музыка»
Раздел «Музыка и изобразительное искусство»
5 класс
Выполнила:
Киселёва Татьяна Васильевна,
учитель музыки
с. Владимирское
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 | Пояснительная записка……………………………………………… | 3 |
2 | Актуальность раздела……………………………………………… | 5 |
3 | Цели и задачи раздела……………………………………………… | 6 |
4 | Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностям……………………………………… | 7 |
5 | Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………… | 8 |
6 | Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся……………………………… | 9 |
7 | Система знаний и система деятельности…………………………... | 11 |
8 | Календарно-тематическое планирование по разделу…………… | 13 |
9 | Разработка урока…………………………………………………… | 17 |
10 | Список литературы………………………………………………… | 32 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел образовательной программы «Музыка и изобразительное искусство» 5 класс разработан на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010).
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Цель уроков музыки – духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
В программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кобалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» в 5 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).
В программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.
Содержание курса 5 класса (тема года – «Музыка и другие виды искусства) раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
- с литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры – например, сказки Г.-Х. Андерсена, поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», жанр «музыкальная басня» – Г. Малер. «Похвала знатока»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);
- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание» – описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗДЕЛА
Содержание раздела «Музыка и изобразительное искусство» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов, их взаимодействие с произведениями других видов искусства (в частности с изобразительным искусством)).
Приоритетное направление – введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребёнка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
Изучение раздела «Музыка и изобразительное искусство» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Содержание данного раздела предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». В процессе изучения данного раздела школьники учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА
Цель: раскрытие содержания музыкального искусства через взаимосвязь с изобразительным искусством
Задачи
Образовательные:
- показать влияние различных видов искусств друг на друга (явление музыкальности живописи и изобразительности музыки);
- научить находить общее и различное между музыкой и живописью;
- сформировать у учащихся понимание своеобразия изобразительных свойств музыки;
- сформировать понимание о процессе воплощения художественного замысла в музыке;
- сформировать представление об особенностях импрессионистического стиля в музыке;
- научить отличать стиль и стилизацию в музыке;
- учить определять художественный замысел произведения;
- обучать приёмам вслушивания в музыкальную ткань произведения.
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- развивать вокально-певческие навыки и умения;
- развивать интеллектуальный потенциал учащихся, память, мышление;
- развивать творческое воображение и речь учащихся путём словесного рисования по прослушанной мелодии;
- развивать умение работать в паре и в группах.
Воспитательные:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к достижениям музыкального искусства;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
В младшем подростковом возрасте (11-12 лет) существенно перестраивается характер учебной деятельности: увеличивается количество учебных предметов и соответственно – количество уроков в учебный день, усложняется их содержание. Кроме того, увеличивается и количество преподавателей – вместо одного уже привычного учителя с классом работают 5-6 учителей с разными требованиями, с разным отношением к учащимся.
Новые условия деятельности предъявляют повышенные требования к интеллекту и поведению младших подростков. Учителя и родители пытаются перейти на новый стиль общения с ними, начинают больше апеллировать к разуму и логике подростков, чем к чувствам. Действительно, подростки могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, свободно размышлять на нравственные, политические и др. темы, почти не доступные интеллекту младшего школьника. Тем не менее, познавательные процессы младших подростков характеризуются рядом особенностей, отличающих их от старшеклассников. Так, младшие подростки не всегда умеют управлять своим вниманием, трудности бывают у них и с устойчивостью и переключением внимания. У младших подростков наблюдается большой прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. В то же время нередко запоминание носит механический характер, они ещё не умеют пользоваться рациональными приёмами запоминания: сравнением нового со старым, опорой на наглядность, составлением плана, членением текста на смысловые единицы, выделением основных мыслей. Нередко младшие подростки (особенно в 5 классе) испытывают трудности и в процессе мышления. Им ещё нелегко проводить полноценный анализ, сравнение и обобщение. Наглядные образы продолжают превалировать в их мыслительной деятельности. Активно развивается устная и письменная речь подростков: от умения пересказывать текст и писать изложение до способности вести рассуждение, формулировать и аргументировать свои мысли, самостоятельно готовить устное выступление, писать сочинения на заданную тему. Высокая интеллектуальная активность младших подростков стимулируется не только их возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать свои способности окружающим и получить с их стороны высокую оценку. Поэтому на людях они стремятся взять на себя наиболее сложные и престижные задачи. Простые задачи их не привлекают, и часто они отказываются их выполнять из-за невозможности показать себя в лучшем свете. В процессе овладения основами наук и обогащения жизненного опыта развиваются и формируются познавательные интересы подростков. Причём формирование интересов и мотивов учения тесно связано с удовлетворением их возрастных потребностей. Подростку нравится мыслить, соображать, исследовать. Поэтому для него имеют значение и содержание, и процесс, и способы, и приёмы овладения знаниями. В подростковом возрасте наиболее ярко начинают проявляться специальные способности: музыкальные, художественные, литературные, математические, констуктивно-технические и т.д. Задача взрослых (родителей и учителей) создавать условия для активного формирования интересов и склонностей детей и всемерно развивать уже проявившиеся способности.
В младшем подростковом возрасте необходимо развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Также на данном возрастном этапе возможно использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельную выборку критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
Знать:
- ключевые понятия по теме
- специфические жанровые разновидности (музыкальный портрет, музыкальный пейзаж)
- художественные особенности музыкального импрессионизма;
- новые имена композиторов – К. Дебюсси и М. Равеля.
Уметь:
- находить взаимодействия между музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных на уроках, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкально-изобразительных жанров;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосых произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
6. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса необходимо применять новые образовательные технологии деятельностного типа с целью активизации развития познавательных и творческих способностей школьников. К таковым относятся проблемное обучение, метод проектов, игровые технологии и др.
1. Технология проблемного обучения. При изучении содержания раздела «Музыка и изобразительное искусство» широко используются проблемные ситуации, выход из которых осуществляется через познавательную деятельность учащихся поискового характера. К числу таких приёмов относятся проблемный вопрос и проблемное задание.
Проблемный вопрос – тот, который вызывает интеллектуальные затруднения у обучающихся, поскольку ответ на них не содержится ни в прежних знаниях обучающегося, ни в предъявляемой учителем информации. Он содержит в себе ещё не раскрытую (обучающимися) проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определённый целенаправленный мыслительный процесс. Проблемный вопрос должен быть сложен настолько, чтобы вызвать затруднение у учащихся, и в то же время быть посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка такого вопроса логически должна быть связана с прежними знаниями учащихся. Школьники находят ответ, соотнося имеющиеся знания с новой информацией путём сравнения, сопоставления, обобщения, вычленения и т.д.
Проблемное задание. Цель этих заданий направлена к тому, чтобы найти неизвестное, которое находится в самом условии задания. В проблемном задании не просто описывается ситуация, включающая его условие, но и есть указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. В силу этого проблемное задание получает ограниченное поле поиска, но доступно для решения всеми учащимися.
2. Метод проектов. Проект – это способ достижения цели через детальную разработку имеющейся проблемы. Круг проблем может быть связан с творческими портретами композиторов, событиями музыкальной жизни страны, историей создания музыкальных сочинений и т.д. Достигнутая цель должна быть представлена конкретным результатом, т.е. воплощённым образом проекта. Средства реализации зависят от типа проекта: информационный, исследовательский, творческий. Метод проектов позволяет школьникам проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения.
3. Игровая технология. С целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе всё чаще используют игровые технологии, с помощью которых реализуется деятельностный подход в обучении. Реализуется при изучении раздела через игровые приёмы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по схеме: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игры в сочетании с другими методами и методическими приёмами значительно повышают эффективность преподавания музыки, способствуют формированию положительной мотивации. Игра создаёт необходимые условия для развития личности, творческих задатков и способностей. Как показывает практика, уроки с применением игровых технологий интересны школьникам младшего подросткового возраста.
Кроме того, при изучении раздела «Музыка и изобразительное искусство» используются информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках музыки позволяет сделать урок более ярким, наглядным, интересным.
Особое внимание сегодня уделяется и здоровью обучающихся. Поэтому на уроках музыки применяются здоровьесберегающие технологии:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся, организация режима работы;
- сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся);
- гимнастика для глаз;
- релаксация;
- физкультминутки и др.
На уроках музыки при изучении раздела «Музыка и изобразительное искусство» применяются общие и специфические методы. При выборе методов обучения необходимо ориентироваться на особенности содержания урока, а также на возрастные особенности обучающихся.
Общие методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция, семинар, работа с учебником), наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация), практические (упражнения, самостоятельная работа), репродуктивные и проблемно-поисковые.
Специфические методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения («Ролевая игра», «Мозговой штурм», «Музицирование», «Соучастие», «Импровизация», «Учебная дискуссия»), методы организации и осуществления учебных действий и операций («Интонационно-стилевое постижение музыки», «Переинтонирование», «Содержательный анализ музыкальных произведений», «Фонопедический», «Музыкальный театр», «Проекты», «Погружение, «Пластического интонирования» и др.), методы контроля и самоконтроля («Прослушивание», «Синквейн», «Цифровой диктант», «Викторина» и др.)
Выбор форм организации учебной работы зависит от возраста учащихся и сформированности у них навыков сотрудничества. От класса к классу увеличивается доля индивидуальной работы и уменьшается доля фронтальной работы. По мере овладения детьми способами взаимодействия, включается работа не только в парах, но и в микрогруппах.
Выбор форм обусловлен не только возрастом, но и характером учебного материала, уровнем обученности школьников, их готовностью к самостоятельной работе.
7. СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система знаний по разделу:
- ключевые понятия: способы воплощения (звук и цвет), музыкальная изобразительность, музыкальное пространство, «звукопись», импрессионизм, музыкальные краски, вернисаж, маска, стилизация, исполнительская интерпретация, опера, ария, хор, патриотизм;
- специфические жанровые разновидности: музыкальный портрет, музыкальный пейзаж;
- общие для музыки и живописи понятия: пространство, контраст, нюанс, идея, замысел, сюжет, тема, образ;
- художественные особенности музыкального импрессионизма;
- особенности творчества композиторов К. Дебюсси и М. Равеля.
Система деятельности по разделу:
Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются её основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений по фонохрестоматии органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения, подробно разработанные Д. Б. Кобалевским.
Выполнение проблемно-творческих заданий осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений. Этот вид практической деятельности предназначается для работы как на уроке, так и дома. В качестве домашней работы могут быть предложены творческие задания по созданию рисунков к изученным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений к музыке.
Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учётом максимального тематического соответствия содержанию программы. Овладение школьниками необходимыми певческими умениями и навыками, отражёнными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ
№ урока дата | Тема урока | Тип урока | Методы обучения | Технологии обучения | Формы работы организации обучающихся |
23 | Живописность искусства | Комбинированный | Методы стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм; методы организации осуществления учебных действий, метод соучастия, метод фонопедических упражнений. | Проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, игровая | Фронтальная, индивидуальная, коллективная. |
24 | Музыка – сестра живописи | Урок изучения нового материала | Методы организации осуществления учебных действий, погружение, метод фонопедических упражнений; метод соучастия. | Проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая | Фронтальная, парная, групповая, коллективная. |
25 | Может ли музыка выразить характер человека | Комбинированный | Методы организации осуществления учебных действий, содержательный анализ, метод фонопедических упражнений, метод соучастия. | Проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, игровая | Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. |
26 | Образы природы в творчестве музыкантов | Урок изучения нового материала | Методы организации осуществления учебных действий, анализ конкретной ситуации, имитационное моделирование, метод фонопедических упражнений, метод соучастия. | Проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая | Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. |
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов | Комбинированный | Методы организации осуществления учебных действий, «переинтонирование», метод фонопедических упражнений, метод соучастия. | Проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная. |
28 | Волшебная красочность музыкальных сказок | Урок изучения нового материала | Методы организации осуществления учебных действий, творческий проект. | Проблемно-диалогическая, метод проектов, здоровьесберегающая | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
29 | Сказочные герои в музыке | Комбинированный | Методы организации осуществления учебных действий, музыкальный театр. | Проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, игровая | Групповая, коллективная. |
30 | Тема богатырей в музыке | Комбинированный | Методы организации осуществления учебных действий, содержательный анализ, метод фонопедических упражнений, метод соучастия. | Проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая | Фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная. |
31-32 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | Комбинированный | Методы организации осуществления учебных действий, содержательный анализ, метод фонопедических упражнений, метод соучастия. | Проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, игровая. | Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная |
33 | Подводим итоги | Контрольно-обобщающий | Методы контроля и самоконтроля, деловая игра; методы организации осуществления учебных действий, метод фонопедических упражнений, метод соучастия. | Проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, игровая. | Фронтальная, групповая, коллективная |
34 | Заключительный урок | Контрольно-обобщающий | Методы контроля и самоконтроля, викторина; методы организации осуществления учебных действий, погружение, метод фонопедических упражнений; метод соучастия. | Проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая. | Фронтальная, индивидуальная, коллективная |
9. ПРОЕКТ УРОКА МУЗЫКИ (5 КЛАСС)
Тема урока: живописность искусства.
Место урока в разделе: первый урок раздела «Музыка и изобразительное искусство».
Цель урока: раскрытие взаимосвязи между музыкой и живописью.
Задачи урока:
образовательные:
- показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства, как они способны рождать живописные образы и музыкальные звучания;
- научить находить общее и различное между музыкой и живописью;
- учить понимать особенности музыкального языка;
- обучать приёмам вслушивания в музыкальную ткань произведения;
развивающие:
- развивать вокально-певческие навыки и умения;
- развивать музыкальный слух, память, речь учащихся;
- развивать воображение учащихся путём создания зрительного образа по прослушанной мелодии;
воспитательные:
- воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
- воспитывать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке;
- формировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы, приёмы: мозговой штурм; метод соучастия, метод фонопедических упражнений.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, фрагменты музыкальных произведений (А. Бородин «Богатырская симфония»; Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» – «Три чуда»; песня «Вечерний звон», слова И. Козлова; С. Прокофьев «Вариация Феи Зимы» из балета «Золушка»), репродукции картин (А. Васнецов «Богатыри»; М. Врубель «Лебедь»; И. Левитан «Вечерний звон»), видеоматериал «Времена года» П. И. Чайковского с картинами живой природы.
Этапы | Подэтапы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Обоснование |
Мотивационно-организационный | Организация начала урока (подготовка учащихся к работе на уроке). | Музыкальное приветствие. Песня Попляновой «Начинается урок». (Приложение 1) - Ребята, у вас на столах лежат кружки разного цвета. Поднимите, пожалуйста, кружок того цвета, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Учитель комментирует). | (Входят в класс под музыку). | Вхождение в контакт, эмоциональный настрой.
|
Проверка домашнего задания (установление правильности выполнения домашнего задания всеми учащимися). | - На предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы: - Что роднит музыку с литературой? - Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? И, придя к единому мнению о том, что сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, мы нашли различия в средствах выражения, в их формах. Для лучшего усвоения темы предлагаю выполнить тест. (Приложение 2) Учитель собирает выполненные работы и вместе с учениками заполняет кластер названиями музыкальных жанров, в которых «дружат» музыка и литература (опера, песня, былина, романс, балет, мюзикл). (Приложение 3) | (Выполняют тестовые задания по предыдущей теме). | Учитель проверяет степень усвоения изученного материала. На данном этапе у учащихся развивается мышление, память, актуализируются опорные знания. | |
Подготовка к изучению нового материала, создание проблемной ситуации (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности). | - Сегодня мы продолжим постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдёте, прочитав эпиграф к уроку автора Г. Гессе: Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! - Что помогло вам правильно определить вид искусства? - Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя? - Разрешима ли эта проблема? - Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки? (Учитель систематизирует ответы учащихся, совместно с учащимися формулируется тема урока, ставится цель). - Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, будем пытаться ответить на вопрос: можно ли «услышать» живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, попробуем выяснить, можно ли «увидеть музыку». Тема нашего урока «Живописность искусства». | (Читают эпиграф к уроку, высказывают свои предположения). (Отвечают на вопрос). - Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. (Отвечают на вопрос). - «О, как хотелось мне азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенков цвета в звуки. (Высказывают свои предположения). | Формирование положительной мотивации. Поиск ответа на вопрос помогает развивать не только мышление, но и память. Создание проблемной ситуации. Формирование умения высказывать свои предположения. Формирование умения ставить цель. | |
Операционно-исполнительский | Усвоение новых знаний и способов действий (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения). | - Путь к неизвестному можно начать, определив, а может быть в том, что мы уже знаем, есть «клубочек», который приведёт нас к заветной цели? С чего вы предлагаете начать? (Учитель предлагает собрать всю информацию в таблицу, ориентируясь на предыдущую тему «Музыка и литература».) (Приложение 4) - Ребята, а какая музыка звучит в вашем сознании, когда вы рассматриваете эти картины? (Учитель предлагает прослушать фрагменты музыкальных произведений и проверить правильность своих предположений). - Давайте вспомним произведение Б. Окуджавы «Музыкант», песню «Музыка» Г. Струве, сл. Иры Исаковой. (Приложение 5) (Перед исполнением песни учитель предлагает выполнить упражнения для развития певческо-исполнительских навыков) (Приложение 6) - Какой вывод о взаимоотношении музыки и живописи нам помогут сделать прослушанные музыкальные произведения, рассмотренные произведения живописи и песня, которую мы исполнили? - Молодцы. Вы очень хорошо сегодня работаете. А сейчас мы с вами немного поиграем. (Физкультминутка «Повторяй за мной». Учитель простукивает ритмический рисунок, дети повторяют). - Как союз музыки с литературой, так и союз музыки с живописью является одним из древнейших. Этому есть вполне объяснимые причины. Эти причины нам известны, каковы они? - На основе слияния музыки и живописи появились в XX веке новые виды искусств – это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), соответственно и новые профессии – мультипликатор, клипмейкер. Дружба звука и цвета дала новые плоды. | (Дети предлагают собрать всю информацию об этих искусствах. Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема: как упорядочить эту информацию?) (К предложенным музыкальным произведениям учащиеся подбирают соответствующие произведения живописи, заполняют другие колонки в таблице). (Учащиеся высказывают свои предположения). (Прослушивают фрагменты музыкальных произведений, убеждаются в правильности своих предположений). (Дети выполняют упражнения, совместно с учителем исполняют песню «Музыка», затем прослушивают произведение Б. Окуджавы «Музыкант».) (Делают вывод). - Несмотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства несколько различаются, темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Так как музыка и живопись изображают «мир человека», а собственно изобразительные и выразительные моменты играют при этом подчинённую роль. (Играют в игру «Повторяй за мной»). (Отвечают на вопрос). - Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть композиторы, художники, писатели. Но темы и образы, к которым они обращались, оставались едины. Существуют такие жанры искусств, в которых встречаются музыка, литература, живопись. | Поиск путей решения проблемы. На данном этапе учащиеся учатся систематизировать имеющиеся знания. Формирование умения доказывать свою точку зрения. Формирование оценочных суждений. Формирование вокально-певческих навыков. На данном этапе формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Профилактика переутомления. Поиск ответа на вопрос помогает развивать мышление, память. Учащиеся учатся грамотно, чётко отвечать на поставленный вопрос, развивается устная речь. Мотивация, связь предмета музыка с жизнью. |
Закрепление знаний и способов действий (обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации). | - Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы. Выделите эти связи, которые объединили музыку и предлагаемый авторами зрительный ряд. (Видеоматериал «Времена года» П. И. Чайковского с картинами живой природы). - Но союз музыки и изобразительного искусства, как показывает история, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отводился изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Поэтому роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки. Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф. Шопен, Ф. Шуберт, музыка провозглашается главным видом искусства. - Сторонниками какой точки зрения являетесь вы? Докажите. - А сейчас загадка. Мы прослушаем музыкальный фрагмент, и каждый из вас мысленно нарисует себе образ. (Звучит «Вариация Феи Зимы» из балета «Золушка» С. Прокофьева). - А теперь свои образные фантазии запишите в форме «Синквейна» и сделайте вывод. (Повторное прослушивание фрагмента). - Сегодня на уроке мы с вами начнём разучивать песню Г. Струве «Весёлое эхо». (Приложение 7). - Давайте её послушаем. (Звучит песня в исполнении учителя). - О чём поётся в песне? - Каков её характер? - Какие чувства вызывает она? - Какая картина возникает в вашем сознании? | (Учащиеся находят эти связи в теме, образах, средствах воплощения, делают вывод). - Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. (Доказывают свою точку зрения). (Прослушивают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами, рисуют себе образ). (Дети зачитывают свои работы, делают вывод). - Какие снежинки порой можно «увидеть» в музыке. Мы почти видим, как волшебница-зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением – лёгкая метель исполняет свой сказочный танец. (Прослушивают песню). (Отвечают на вопросы, разучивают песню). | На данном этапе учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. На данном этапе учащиеся знакомятся с информацией из истории музыки. Учащиеся учатся обосновывать свой ответ. Применение новых знаний в изменённой ситуации. На данном этапе развивается внимание, воображение учащихся. Дети учатся вслушиваться в музыкальную ткань произведения, выделять главное, делать выводы. Формирование вокально-певческих навыков. | |
Рефлексивно-оценочный | Обобщение знаний, подведение итогов (анализ и оценка успешности достижения цели). | - Союз музыки и изобразительного искусства вызывает больший интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить, почему? Давайте посмотрим, как «живут» эти искусства. Я выделила особенности «жизни» изобразительного искусства, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке. (Работа с таблицей). (Приложение 8) - Вспомните всё содержание урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства? - Смогли ли мы с вами «увидеть» музыку и «услышать» живопись? - Друзья или соперники музыка и живопись? - Можно ли провести чёткую грань между искусствами? - Молодцы. Сегодня вы очень хорошо поработали. Мы с вами достигли поставленной цели. Поэтому вы заслуженно получаете хорошие отметки. | (Дети, работая с таблицей, рассуждают, доказывают свои суждения). (Отвечают на вопрос). - Да: тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека. (Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения). | На данном этапе учащиеся учатся обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Учащиеся соотносят полученный результат с ранее поставленной целью и убеждаются, что цель достигнута. Учитель оценивает работу учащихся на уроке, повышается самооценка учащихся. |
Домашнее задание (обеспечение понимания цели и способов выполнения домашнего задания). | - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Дома вы попробуете создать зрительный образ к песне «Весёлое эхо» и нарисовать к ней рисунок, т.е. создать живописный образ. | (Записывают домашнее задание). | Учащиеся получают задание на применение новых знаний в изменённой ситуации. | |
Рефлексия учебной деятельности | - А сейчас поднимите кружок такого цвета, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Учитель комментирует). | (Поднимают кружки). | Учитель организует рефлексию учебной деятельности |
Приложение 1
Текст песни «Начинается урок»
Приложение 2
Тест
Вариант I
1. Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
1 - песня;
2 - опера;
3 - балет;
4 - мюзикл;
5 - романс;
6 - симфония.
2. Литература дружит с музыкой в:
а) опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова;+
б) « Курских песнях» Г. Свиридова;+
в) романсе «Жаворонок» М. И. Глинка;+
г) Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского;
д) «Песне без слов» Ф. Мендельсона.
Вариант
1. Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
1 - поэма;
2 - стихотворение;
3 - сказка;
4 - рассказ;
5 - повесть;
6 - былина.
2. Литература дружит с музыкой в:
а) балете - сказке « Щелкунчик» П.И. Чайковского;+
б) опере-былине « Садко» Н. А. Римского-Корсакова;+
в) симфонической миниатюре « Кикимора» А. К. Лядова;+
г) « Романсе » Г.Свиридова;
д) « Баркароле» П. И. Чайковского.
Приложение 3
Приложение 4
Элементы | Музыка | Живопись |
Произведения искусства | А. Бородин «Богатырская симфония»; Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» – «Три чуда»; песня «Вечерний звон», слова И. Козлова. | А. Васнецов «Богатыри»; М. Врубель «Лебедь»; И. Левитан «Вечерний звон». |
Темы и образы | Лирические Эпические Драматические | Образ богатырей Сказочный образ Образ Родины Образы природы Духовная культура (колокольные звоны) Портрет |
Средства воплощения | Мелодия Ритм Гармония Динамика Тембр (окраска звука) Лад Форма Фактура Темп | Линия Ритм Колорит Перспектива Цвет, краска Композиция Контраст |
Приложение 5
Текст песни «Музыка»
Слова Иры Исаковой
Музыка Георгия Струве
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
Видишь, тучка в небе хмурится –
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зёрнышка –
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Текст песни «Музыкант»
Слова и музыка Б. Окуджавы
Музыкант играл на скрипке,
Я в глаза ему глядел,
Я не то, чтоб любопытствовал,
Я по небу летел.
Я не то, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да ещё ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?
Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь,
И вселяет в нас надежды,
Остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый
К угловатому плечу,
По чьему благословению
Я по небу лечу.
Счастлив тот, чей век недолог,
Пальцы злы, смычок остёр –
Музыкант, соорудивший
Из души моей костёр.
А душа, уж это точно,
Ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее
И праведней она.
Приложение 6
Упражнение на дыхание:
На горе, на горке
Стояли 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка….
Упражнение на дикцию (скороговорка)
На дворе – трава,
На траве – дрова,
Не руби дрова
На траве двора.
Работа с попевкой:
Ходит дед по горе,
Носит сон в рукаве,
Всем девчонкам раздаёт,
А Маринке не даёт.
(Пение на одном дыхании, пение с нарастанием и со стиханием громкости, пение каноном).
Приложение 7
Текст песни «Весёлое эхо»
Слова и музыка Георгия Струве
1. На лесной опушке
Весело у нас.
Нам лесное эхо
Вторит каждый раз.
Если песня прозвучала,
Наша песня,
Мы споём её сначала
Дружно, вместе.
2. Дразнишься ты, эхо,
Ну и что ж, дразнись.
Ты на смех весёлый
Смехом отзовись:
Ха-ха, ха-ха, ха-ха, ха-ха!
Ха-ха, ха-ха!
Ха-ха, ха-ха, ха-ха, ха-ха!
Ха-ха, ха-ха!
3. На лесной опушке
Весело у нас.
Нам лесное эхо
Вторит каждый раз.
Если песня прозвучала,
Наша песня,
Мы споём её сначала
Дружно, вместе.
Все вместе,
Вот и всё!
Приложение 8
Музыка | Живопись |
Слышимое | Зримое |
Живёт во времени | Неподвижно, статично |
Устремлено к отображению внутреннего мира | Обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний |
Литература:
1. Сиренко, В. М. Поурочные методические разработки по музыке. 5 класс /В. М. Сиренко. – М.: Владос, 2002.
2. Музыка в 5 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Беларусь, 2007.
3. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие /Л. В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки: /Т. А. Затямина. – М.: Глобус, 2008.
5. Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков /Т. А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература /В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М.: Музыка, 1984.
7. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов /И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. – СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
8. Музыка. Большой энциклопедический словарь/гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
9. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я/Э. И. Финкельштейн. – СПб.: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа htt: // ru. wikipedia.org/wiki
2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htt: //classic.chubrik.ru
3. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htt: //www.music-dic. ru
4. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htt: //dic.academic.ru/contents.nsf/dic_ music