3.5.0. Кружок «Юный исследователь»

Ничков Николай Викторович

Паспорт программы

 

Наименование программы

Юный исследователь

Девиз

 

Единственный путь, ведущийк знанию – это деятельность.

(Б. Шоу)

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Анисимова Л.К., Лусникова Е.А., Пырирко Н.А., Юшкова И.В., учителя начальных классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся1б, 2а, 2б, 3б классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель клуба

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы

Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки  - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или  принимать точку зрения и советы других.
  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают.

Цели и задачи Программы

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  • научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
  • развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнера, отстаивать свое мнение.

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  • Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  • Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  • Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  • Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  • Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  • Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

3учебных года

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения

Ожидаемые результаты

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектно-исследовательской  деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Программа предусматривает достижение второго  уровня результатов во 2 классе: результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Программа предусматривает достижение третьего  уровня результатов в 3 классе:результат проявляется в умении выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы; выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности; структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

Пояснительная записка

 

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

 

Программа «Юный исследователь» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского и на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь»  для младших школьников».

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. 

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию

        Ее актуальностьосновывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность данной программы также объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем  возрасте, очевидно, что первоначальные навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленная на формирование учебных исследовательских умений у учеников начальной школы.  Исследовательская деятельность младших школьников, вовлечение их в основы научной работы и есть самая эффективная оптимизация процесса обучения. Это в  полной мере отвечает запросу современного общества на получение  специалистов с широким кругозором, самостоятельно мыслящих, готовых к углублённому поиску. Всё это наилучшим образом воспитывается в ходе работы над какой-то темой, исследовательской задачей, это сильнейшая мотивация к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Социальная направленность программы отражается в умении обучающихся строить отношения  в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Лабораторно-исследовательские работы учащихся повышают интерес к биологии, экологии, охране природы. У обучающихся  формируются основы специфических умений, подкрепленные соответствующей теоретической базой.

Исследовательская деятельность обучающихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

 

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки  - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или  принимать точку зрения и советы других.
  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают

 

В процессе исследовательской  деятельности, начинают постепенно  формироваться  ключевые компетенции младшего школьника:

  • социальная;
  • коммуникативная;
  • информационная;
  • учебно-познавательная.

Основой для формирования ключевых  компетенций являются общеучебные умения и навыки, которые и складываются в результате освоения программы:

1.Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи, исследования?

 

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию  (у педагога, библиотекаря, работника музея, родителя и т.д.);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

 

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с разными партнерами;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 

4.Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс.

 

5.Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

 

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  • научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
  • развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнера, отстаивать свое мнение.

 

Общая характеристика программы

 

Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учи­тель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собствен­ных творческих проектов в основном учебном процессе суще­ственно ограничены действующими образовательно-культур­ными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических реше­ний. Пока это не состоялось, исследовательская практика ре­бенка интенсивно развивается в сфере дополнительного обра­зования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущест­венно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а  только со второй четверти.  Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы  первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов.

 

Условия реализации программы

 

Сроки реализации программы «Юный исследователь»: 4 года. В Уставе МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» в п.3.9.7. прописано «Для обучающихся (воспитанников) предшкольной группы и первых классов (для детей первого года обучения) в течение учебного года (во втором полугодии) устанавливаются дополнительные недельные каникулы». Поэтому в  1б классе в соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа, так как дети обучаются в школе второй год и 34 часа во 2-4 классах внеаудиторной занятости, предназначена для занятий с детьми 7-11 лет. Материал каждого занятия рассчитан на 35  минут.

Основная часть времени отведена на практические занятия, так как главная задача программы – показать ребятам, как проводить исследования, наблюдения. Обучающиеся принимают участие в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

 

Основные методы и технологии

 

Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

 

Содержание программы

 

Предлагаемая программа учебно-исследовательской дея­тельности учащихся состоит из трех относительно самостоя­тельных подпрограмм:

  1. самостоятельная исследовательская практика;
  2. тренинг исследовательских способностей;
  3. мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

 

  1. Самостоятельная исследовательская практика

 

Основное содержание работы - проведение учащимися са­мостоятельных исследований и выполнение творческих про­ектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского по­иска постепенно возрастает.Самостоятельная исследовательская практика:

  • Этапность детских учебных исследований
  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
  • Выработка гипотез
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения
  • Сбор материала
  • Обобщение полученных данных
  • Подготовка материалов исследования к защите ( сообщение, доклад, макет и др,)
  • Защита

 

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

  • Подумать самостоятельно
  • Что я об этом знаю?
  • Какие мысли я могу высказать про это?
  • Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
  • Спросить у других людей.
  • Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
  • Просмотреть телематериалы.
  • Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
  • Понаблюдать.
  • Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

.

  1. Тренинг исследовательских способностей

В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательско­го поиска.  К ним мы относим знания, умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать.

 

  1. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
  • Защита итогов исследования и проектирования
  • Участие в школьной конференции «Юный исследователь»

 

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; 
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих       работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;   
  • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.   

 

Предполагаемые результаты реализации программы

 

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектно-исследовательской  деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Программа предусматривает достижение второго  уровня результатов во 2 классе: результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Программа предусматривает достижение третьего  уровня результатов в 3 классе: результат проявляется в умении выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы; выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности; структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

 

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

Личностные   и   метапредметныерезультаты

 

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты:

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;
  • основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

 

 

Способы проверки ожидаемого результата

Система контролирующих материалов:

  • Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
  • Промежуточный  контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
  • Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
  • выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  • система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

 

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

 

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия

 

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

 

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо ос­воить практику презентаций результатов собственных иссле­дований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.


 

Тематическое планирование

1 класс (34 часа)

 

 

п/п

Наименование раздела, темы

Кол.

час.

Содержание

  1.  

Что такое исследование?

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

  1.  

Как задавать вопросы?

 

2

Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

  1.  

Как выбрать тему исследования?

2

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления.

Игра на развитие наблюдательности.

  1.  

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).

1

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

 

  1.  

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»).

1

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»).

  1.  

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

  1.  

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

  1.  

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

 

  1.  

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

3

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

  1.  

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

 

  1.  

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

1

Заочная экскурсия в прошлое.

 

  1.  

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

  1.  

Экспресс-исследование.

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

1

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

 

  1.  

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

  1.  

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

 

  1.  

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

4

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

 

  1.  

Выставки творческих работ –средство стимулирования проектной деятельности детей

4

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

 

 

Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

 

 

п/п

Наименование раздела, темы

Кол.

час.

Содержание

 

  1. Тренинг - 9 ч

1.1

Тренинг. Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

1.2

Тренинг. Как задавать вопросы? Банк идей.

2

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

1.3

Тренинг. Тема, предмет, объект исследования.

2

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

1.4

Тренинг. Цели и задачи исследования. Зачем ты проводишь исследование?

2

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

1.5

Тренинг. Учимся выделять гипотезы.

Практические задания.

1.Давайте вместе подумаем. “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”,

Тренинг. 2.Видвигаем гипотезы по теме «Лук и лимон»

2

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

  1. Исследовательская практика – 4 ч

2.1

Сбор материала о луке и лимоне. Работа в группах. Составление плана исследования.

О чём расскажет растение? Лук. Сообщения о луке. Проект «Лечит лук от семи недуг»

Коллективное исследование  лимона. Из чего состоит лимон? План исследования. Работа в группах.

Реакция соды и лимона.

 

4

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

  1. Тренинг – 6 ч

3.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг. Наблюдение и наблюдательность.

Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”,

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Экскурсия-наблюдение за воробьями.

 

1

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

3.2

 

 

Тренинг.Наблюдение как способ выявления проблем. «Парные картинки, содержащие различие», “Найди ошибки художника”.

1

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:  понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь: выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

3.3

Тренинг. Что такое понятие. Развитие умений давать определение понятиям. Развитие умений классифицировать.

1

3.4

Тренинг. Коллекционирование. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Выдвигаем гипотезы.

3

  1. «Исследовательская практика» - 10 ч

4.1

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Проект «Наши коллекции».

1

Поисковая деятельность по теме  «Какие коллекции собирают люди».

4.2

Сообщение о своих коллекциях. Индивидуальная работа  по методике проведения самостоятельных исследований

2

Составление плана исследования. Выступления учащихся о своих коллекциях.

 

4.3

Что такое эксперимент.

Мысленный эксперимент.Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперименты с домашними животными. (Игры с кошкой)

1

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

 Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа. Эксперимент «Вообразилия».

Знать:- понятия  - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента.

4.4

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

Проведение эксперимента.

4.6

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

 

3

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

4.7

Развитие умений и навыков работы с парадоксами. Выдвижение гипотез.

 

 

1

 Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

 Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

4.8

Обобщение полученных данных.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

1

  1. «Мониторинг» - 5 ч

5.1

Экспресс-исследования.

1.«Что тает быстрее: лёд или снег».

2.Как очистить грязную воду?

3. Почему шипит газированная вода?

1

 Класс делится на группы. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование.  По итогам этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие. Составление плана подготовки к защите проекта.

5.2

Мини-конференция по итогам  экспресс-исследований

Как подготовить результат исследования.

1

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам  собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

5.3

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов

1

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам.

   На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около двух академических часов. Поэтому два последних занятия по объёму вдвое превышают обычные.

5.4

Что мы узнали и чему научились за год.

1

 

5.5

Моя лучшая работа

1

 

         

 

Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

 

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол.

час.

Содержание

 

  1.  

Повторение. Что такое исследование. Что можно исследовать. Вспомним методы исследования. Сообщения о своих летних наблюдениях. Практика.

1

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

 

  1.  

Исследовательская практика. Выбор темы для исследования в группах и индивидуально. Распределение обязанностей.

1

  1.  

Исследовательская практика. Составление планов исследований. Выявление проблемы. Выдвижение гипотез; формулировка цели и задач исследования. Работа в группах.

1

  1.  

Исследовательская практика. Сбор материалов.

Выбор методов исследования. Работа в группах.

1

  1.  

Тренинг. Развитие умения видеть проблемы.

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами». Игра «Продолжи рассказ». Конкурс-игра  «Расскажи о предмете»

 «Идёт снег крупными хлопьями». «Дождливый день»

1

Описание груши: - внешние данные форма, цвет,  вкусовые особенности,  наличие сока, описание семян; выявление проблемы.

Практические задания на выдвижение гипотез. «О чём расскажет груша». Работа в группах.

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”. Выдвижение  как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы, наблюдать, выявлять характерные видимые и невидимые особенности предмета.

  1.  

Тренинг. Развитие умения видеть проблемы.

Наблюдение как способ выявления проблем.

«О чём расскажет груша». Работа в группах.

1

  1.  

Тренинг.Развитие умений выдвигать гипотезы. Гипотеза как возможный вариант решить проблему. Работа в группах. «О чём расскажет груша». Работа в группах.

1

  1.  

Тренинг.Гипотезы и провокационные идеи.

1

Практические задания на выдвижение гипотез и провокационных идей». Почему птицы улетают на юг?»

Практические задания по ряду картинок. Разыгрывание ситуаций. Игра «Задай вопрос…». Игра «Вопросы домашних животных».

  1.  

Тренинг. Развитие умений задавать вопросы.

1

  1.  

Тренинг. Развитие умений задавать вопросы.

1

Игра «Найди причину события с помощью вопроса». Разбор различных ситуаций. Игра «Вопросы машине времени». Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

  1.  

Тренинг.  Развитие умения давать определения понятиям. Загадки как определение понятий.

1

Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.

  1.  

Тренинг. Развитие умения давать определения понятиям. Приёмы сходные с определением понятий: описание, характеристика, эксперимент.

1

Чтение и обсуждение подробного описания животного из книги А.Э.Брома «Жизнь животных» - «Благородный олень». Описания оленя детьми.

Сравнение всех описаний с описанием А.Э.Брэма.

Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е.Чарушина «Про Томку».

  1.  

Исследовательская практика. Обобщение собранного материала. Подготовка сообщений.

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

  1.  

Исследовательская практика. Обобщение собранного материала. Подготовка сообщений.

1

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

  1.  

Исследовательская практика. Оформление сообщений (стенгазета, доклад, презентация, альбом и т.д.) Представление результатов исследований в группах.

1

  1.  

Исследовательская практика. Оформление сообщений. Подготовка к представлению  результатов  исследований в группах.

1

  1.  

Исследовательская практика.  Подготовка к участию и защите исследовательских  работ и творческих проектов  на уровне класса.

1

Подготовка детских работ к публичной защите.

Уметь коротко излагать свои мысли, чётко отвечать на вопросы, пересказывать по плану; выбрать способы изложения своей работы; анализировать материал, работать с источниками информации.

  1.  

Исследовательская практика. Подготовка к участию и защите исследовательских  работ и творческих проектов на уровне класса..

1

  1.  

Тренинг. Развитие умений классифицировать предметы, явления, события.

1

Найди и докажи ошибки в классификации данных предметов.

 

  1.  

Тренинг. Что такое парадоксы?

1

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

 Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

  1.  

Тренинг. Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1

  1.  

Тренинг. Развитие умения наблюдать. Экскурсия в тундру. Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе.

1

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

  1.  

Тренинг. Развитие умения наблюдать. Выпуск стенгазеты по результатам экскурсии на тему

«Весна, весна! Звенит капель!»

1

  1.  

Мониторинг. Конференция в классе. Выступление учащихся 1 и 2 группы:

«Из чего делают школьный мел». 

«История домашней кошки»

1

 Класс делится на группы. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование.  По итогам этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие. Составление плана подготовки к защите проекта.

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам  собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

  1.  

Мониторинг. Конференция в классе. Выступление учащихся 3 и 4 группы:

«Почему люди выращивают укроп».

 «Сова и куропатка – смелые птицы».

1

  1.  

Мониторинг. Классный семинар по теме

«Учеба – наш главный труд».

Выступление учащихся. Выводы.

1

  1.  

Исследовательская практика. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

1

Составить план выступления, сделать поделки, рисунки, проверить единство цели и гипотез, продумать задачи исследования, продумать способы представления результатов работы; проанализировать литературоведческий и культурологический материал.

  1.  

Исследовательская практика.Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

1

  1.  

Тренинг. Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперименты с реальными предметами. Определяем плавучесть предметов. 

1

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

 Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа. Эксперимент «Вообразилия».

Знать:- понятия  - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента.

Проведение эксперимента.

  1.  

Тренинг. Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1

  1.  

Тренинг. Развитие умений классифицировать. Что такое классификация. Классификация одних и тех же предметов по разным основаниям.

1

Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок.

  1.  

Мониторинг. Подготовка индивидуальных исследовательских работ к защите. Выступление перед классом.

1

 

  1.  

Мониторинг. Подготовка индивидуальных исследовательских работ к защите. Выступление перед классом.

1

 

  1.  

Мониторинг. Участие в защитах исследовательских работ на уровне школы.

1

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

Для осуществления образовательного процесса по программе «Юный исследователь» необходимо:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс. Сканер
  • Мультмедиапроектор

Учебно-методические материалы.

  1. Практические материалы:
  • Сборник олимпиадных работ «Окружающий мир»;
  • Тетрадь для занятий «Я и мир вокруг меня».
  1. Теоретические материалы:
  • CD-диск «Исследовательская деятельность младших школьников» (материалы).
  1. Наглядные материалы:
  • аудио-, видеоматериалы (подборка по темам);
  • плакаты (Времена года, Круговорот воды в природе);
  • дидактические материалы (карточки по основным темам.)
  1. Справочные материалы:
  • словарь терминов «Исследовательская работа;
  1. Методические материалы:
  • памятки «Как проводить опыты», «Презентация творческой работы», «Наблюдение и эксперимент».

 

Литература для учителя:

 

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор /  Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. –  М.: Просвещение, 2010.
  2. Дубова  М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
  3. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. –авт-сост. Исследовательская деятельность младших школьников:   программа, занятия, работы учащихся  / Волгоград: Учитель, 2011. – 138 с.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  /   Сост. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Семенова Н. А.  Исследовательская деятельность учащихся  //   Начальная школа. – 2006, №2.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  7. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении  //   Практика административной работы в школе. – 2003, №6, 7. 2004, №1.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /   под ред. А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.

 

Литература для  обучающихся:

 

  1. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина"Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,20