3.5.0. Кружок «Юный исследователь»
Паспорт программы
Наименование программы |
Юный исследователь |
Девиз
|
Единственный путь, ведущийк знанию – это деятельность. (Б. Шоу) |
Основание для разработки |
Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО) Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители: Ничкова Т.А., Бородина Г.А. |
Заказчик-координатор |
Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Разработчик программы |
Анисимова Л.К., Лусникова Е.А., Пырирко Н.А., Юшкова И.В., учителя начальных классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Исполнитель |
Обучающиеся1б, 2а, 2б, 3б классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель клуба |
Контролёр |
Департамент образования Администрации МО Ямальский район |
Адресная группа |
Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО |
Перспективы расширения географии продукта |
Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы). |
Идея Программы |
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
|
Цели и задачи Программы |
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:
|
Научно-методические основы разработки Программы |
Документы, положенные в основу Программы развития:
|
Срок реализации |
3учебных года |
Целевые индикаторы реализации Программы |
|
Ожидаемые результаты |
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Программа предусматривает достижение второго уровня результатов во 2 классе: результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Программа предусматривает достижение третьего уровня результатов в 3 классе:результат проявляется в умении выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы; выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности; структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы. |
Готовность для реализации |
Программа полностью готова для реализации потребителями |
Пояснительная записка
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Программа «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского и на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников».
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию
Ее актуальностьосновывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность данной программы также объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что первоначальные навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленная на формирование учебных исследовательских умений у учеников начальной школы. Исследовательская деятельность младших школьников, вовлечение их в основы научной работы и есть самая эффективная оптимизация процесса обучения. Это в полной мере отвечает запросу современного общества на получение специалистов с широким кругозором, самостоятельно мыслящих, готовых к углублённому поиску. Всё это наилучшим образом воспитывается в ходе работы над какой-то темой, исследовательской задачей, это сильнейшая мотивация к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Социальная направленность программы отражается в умении обучающихся строить отношения в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Лабораторно-исследовательские работы учащихся повышают интерес к биологии, экологии, охране природы. У обучающихся формируются основы специфических умений, подкрепленные соответствующей теоретической базой.
Исследовательская деятельность обучающихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают
В процессе исследовательской деятельности, начинают постепенно формироваться ключевые компетенции младшего школьника:
- социальная;
- коммуникативная;
- информационная;
- учебно-познавательная.
Основой для формирования ключевых компетенций являются общеучебные умения и навыки, которые и складываются в результате освоения программы:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи, исследования?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию (у педагога, библиотекаря, работника музея, родителя и т.д.);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с разными партнерами;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс.
5.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность;
- научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
- развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнера, отстаивать свое мнение.
Общая характеристика программы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов.
Условия реализации программы
Сроки реализации программы «Юный исследователь»: 4 года. В Уставе МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» в п.3.9.7. прописано «Для обучающихся (воспитанников) предшкольной группы и первых классов (для детей первого года обучения) в течение учебного года (во втором полугодии) устанавливаются дополнительные недельные каникулы». Поэтому в 1б классе в соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа, так как дети обучаются в школе второй год и 34 часа во 2-4 классах внеаудиторной занятости, предназначена для занятий с детьми 7-11 лет. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.
Основная часть времени отведена на практические занятия, так как главная задача программы – показать ребятам, как проводить исследования, наблюдения. Обучающиеся принимают участие в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии
Содержание программы
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:
- самостоятельная исследовательская практика;
- тренинг исследовательских способностей;
- мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
- Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.Самостоятельная исследовательская практика:
- Этапность детских учебных исследований
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
- Выработка гипотез
- Поиск и предложение возможных вариантов решения
- Сбор материала
- Обобщение полученных данных
- Подготовка материалов исследования к защите ( сообщение, доклад, макет и др,)
- Защита
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
- Подумать самостоятельно
- Что я об этом знаю?
- Какие мысли я могу высказать про это?
- Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
- Спросить у других людей.
- Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
- Просмотреть телематериалы.
- Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
- Понаблюдать.
- Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
.
- Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать.
- Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
- Защита итогов исследования и проектирования
- Участие в школьной конференции «Юный исследователь»
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Программа предусматривает достижение второго уровня результатов во 2 классе: результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Программа предусматривает достижение третьего уровня результатов в 3 классе: результат проявляется в умении выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы; выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности; структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться
|
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Личностные и метапредметныерезультаты
Результаты |
Формируемые умения |
Средства формирования |
Личностные |
|
организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты: | ||
регулятивные |
|
|
познавательные |
|
|
коммуникативные |
|
|
Способы проверки ожидаемого результата
Система контролирующих материалов:
- Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
- Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
- Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
- Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определенным критериям:
- выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
- выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
- подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
- система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
- организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.
Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
|
|
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Тематическое планирование
1 класс (34 часа)
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол. час. |
Содержание |
|
Что такое исследование? |
1 |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. |
|
Как задавать вопросы?
|
2 |
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. |
|
Как выбрать тему исследования? |
2 |
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. |
|
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). |
1 |
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
|
|
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»). |
1 |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»). |
|
Наблюдение как способ выявления проблем. |
2 |
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. |
|
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания |
2 |
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. |
|
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. |
2 |
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
|
|
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) |
3 |
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. |
|
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. |
2 |
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
|
|
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей |
1 |
Заочная экскурсия в прошлое.
|
|
Обоснованный выбор способа выполнения задания |
2 |
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. |
|
Экспресс-исследование. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек |
1 |
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
|
|
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? |
2 |
Учиться строить схемы «Дерево Паук». |
|
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. |
2 |
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
|
|
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике |
4 |
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
|
|
Выставки творческих работ –средство стимулирования проектной деятельности детей |
4 |
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
|
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол. час. |
Содержание
| |
| ||||
1.1 |
Тренинг. Что можно исследовать? Формулирование темы. |
1 |
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. | |
1.2 |
Тренинг. Как задавать вопросы? Банк идей. |
2 |
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». | |
1.3 |
Тренинг. Тема, предмет, объект исследования. |
2 |
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. | |
1.4 |
Тренинг. Цели и задачи исследования. Зачем ты проводишь исследование? |
2 |
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? | |
1.5 |
Тренинг. Учимся выделять гипотезы. Практические задания. 1.Давайте вместе подумаем. “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, Тренинг. 2.Видвигаем гипотезы по теме «Лук и лимон» |
2 |
Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. | |
| ||||
2.1 |
Сбор материала о луке и лимоне. Работа в группах. Составление плана исследования. О чём расскажет растение? Лук. Сообщения о луке. Проект «Лечит лук от семи недуг» Коллективное исследование лимона. Из чего состоит лимон? План исследования. Работа в группах. Реакция соды и лимона.
|
4 |
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. | |
| ||||
3.1
|
Тренинг. Наблюдение и наблюдательность. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Экскурсия-наблюдение за воробьями.
|
1 |
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования – наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. | |
3.2
|
Тренинг.Наблюдение как способ выявления проблем. «Парные картинки, содержащие различие», “Найди ошибки художника”. |
1 |
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. | |
3.3 |
Тренинг. Что такое понятие. Развитие умений давать определение понятиям. Развитие умений классифицировать. |
1 | ||
3.4 |
Тренинг. Коллекционирование. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Выдвигаем гипотезы. |
3 | ||
| ||||
4.1 |
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Проект «Наши коллекции». |
1 |
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». | |
4.2 |
Сообщение о своих коллекциях. Индивидуальная работа по методике проведения самостоятельных исследований |
2 |
Составление плана исследования. Выступления учащихся о своих коллекциях.
| |
4.3 |
Что такое эксперимент. Мысленный эксперимент.Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперименты с домашними животными. (Игры с кошкой) |
1 |
Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Эксперимент «Вообразилия». Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. | |
4.4 |
Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» |
1 |
Проведение эксперимента. | |
4.6 |
Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
|
3 |
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. | |
4.7 |
Развитие умений и навыков работы с парадоксами. Выдвижение гипотез.
|
1 |
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. | |
4.8 |
Обобщение полученных данных. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. |
1 | ||
| ||||
5.1 |
Экспресс-исследования. 1.«Что тает быстрее: лёд или снег». 2.Как очистить грязную воду? 3. Почему шипит газированная вода? |
1 |
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие. Составление плана подготовки к защите проекта. | |
5.2 |
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований Как подготовить результат исследования. |
1 |
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. | |
5.3 |
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов |
1 |
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам. На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около двух академических часов. Поэтому два последних занятия по объёму вдвое превышают обычные. | |
5.4 |
Что мы узнали и чему научились за год. |
1 |
| |
5.5 |
Моя лучшая работа |
1 |
| |
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол. час. |
Содержание
|
|
Повторение. Что такое исследование. Что можно исследовать. Вспомним методы исследования. Сообщения о своих летних наблюдениях. Практика. |
1 |
Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
|
|
Исследовательская практика. Выбор темы для исследования в группах и индивидуально. Распределение обязанностей. |
1 | |
|
Исследовательская практика. Составление планов исследований. Выявление проблемы. Выдвижение гипотез; формулировка цели и задач исследования. Работа в группах. |
1 | |
|
Исследовательская практика. Сбор материалов. Выбор методов исследования. Работа в группах. |
1 | |
|
Тренинг. Развитие умения видеть проблемы. Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами». Игра «Продолжи рассказ». Конкурс-игра «Расскажи о предмете» «Идёт снег крупными хлопьями». «Дождливый день» |
1 |
Описание груши: - внешние данные форма, цвет, вкусовые особенности, наличие сока, описание семян; выявление проблемы. Практические задания на выдвижение гипотез. «О чём расскажет груша». Работа в группах. Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”. Выдвижение как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы, наблюдать, выявлять характерные видимые и невидимые особенности предмета. |
|
Тренинг. Развитие умения видеть проблемы. Наблюдение как способ выявления проблем. «О чём расскажет груша». Работа в группах. |
1 | |
|
Тренинг.Развитие умений выдвигать гипотезы. Гипотеза как возможный вариант решить проблему. Работа в группах. «О чём расскажет груша». Работа в группах. |
1 | |
|
Тренинг.Гипотезы и провокационные идеи. |
1 |
Практические задания на выдвижение гипотез и провокационных идей». Почему птицы улетают на юг?» Практические задания по ряду картинок. Разыгрывание ситуаций. Игра «Задай вопрос…». Игра «Вопросы домашних животных». |
|
Тренинг. Развитие умений задавать вопросы. |
1 | |
|
Тренинг. Развитие умений задавать вопросы. |
1 |
Игра «Найди причину события с помощью вопроса». Разбор различных ситуаций. Игра «Вопросы машине времени». Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. |
|
Тренинг. Развитие умения давать определения понятиям. Загадки как определение понятий. |
1 |
Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания. |
|
Тренинг. Развитие умения давать определения понятиям. Приёмы сходные с определением понятий: описание, характеристика, эксперимент. |
1 |
Чтение и обсуждение подробного описания животного из книги А.Э.Брома «Жизнь животных» - «Благородный олень». Описания оленя детьми. Сравнение всех описаний с описанием А.Э.Брэма. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е.Чарушина «Про Томку». |
|
Исследовательская практика. Обобщение собранного материала. Подготовка сообщений. |
1 |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. |
|
Исследовательская практика. Обобщение собранного материала. Подготовка сообщений. |
1 |
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. |
|
Исследовательская практика. Оформление сообщений (стенгазета, доклад, презентация, альбом и т.д.) Представление результатов исследований в группах. |
1 | |
|
Исследовательская практика. Оформление сообщений. Подготовка к представлению результатов исследований в группах. |
1 | |
|
Исследовательская практика. Подготовка к участию и защите исследовательских работ и творческих проектов на уровне класса. |
1 |
Подготовка детских работ к публичной защите. Уметь коротко излагать свои мысли, чётко отвечать на вопросы, пересказывать по плану; выбрать способы изложения своей работы; анализировать материал, работать с источниками информации. |
|
Исследовательская практика. Подготовка к участию и защите исследовательских работ и творческих проектов на уровне класса.. |
1 | |
|
Тренинг. Развитие умений классифицировать предметы, явления, события. |
1 |
Найди и докажи ошибки в классификации данных предметов.
|
|
Тренинг. Что такое парадоксы? |
1 |
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. |
|
Тренинг. Развитие умений и навыков работы с парадоксами. |
1 | |
|
Тренинг. Развитие умения наблюдать. Экскурсия в тундру. Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе. |
1 |
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). |
|
Тренинг. Развитие умения наблюдать. Выпуск стенгазеты по результатам экскурсии на тему «Весна, весна! Звенит капель!» |
1 | |
|
Мониторинг. Конференция в классе. Выступление учащихся 1 и 2 группы: «Из чего делают школьный мел». «История домашней кошки» |
1 |
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие. Составление плана подготовки к защите проекта. Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. |
|
Мониторинг. Конференция в классе. Выступление учащихся 3 и 4 группы: «Почему люди выращивают укроп». «Сова и куропатка – смелые птицы». |
1 | |
|
Мониторинг. Классный семинар по теме «Учеба – наш главный труд». Выступление учащихся. Выводы. |
1 | |
|
Исследовательская практика. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. |
1 |
Составить план выступления, сделать поделки, рисунки, проверить единство цели и гипотез, продумать задачи исследования, продумать способы представления результатов работы; проанализировать литературоведческий и культурологический материал. |
|
Исследовательская практика.Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. |
1 | |
|
Тренинг. Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперименты с реальными предметами. Определяем плавучесть предметов. |
1 |
Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Эксперимент «Вообразилия». Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Проведение эксперимента. |
|
Тренинг. Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. |
1 | |
|
Тренинг. Развитие умений классифицировать. Что такое классификация. Классификация одних и тех же предметов по разным основаниям. |
1 |
Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. |
|
Мониторинг. Подготовка индивидуальных исследовательских работ к защите. Выступление перед классом. |
1 |
|
|
Мониторинг. Подготовка индивидуальных исследовательских работ к защите. Выступление перед классом. |
1 |
|
|
Мониторинг. Участие в защитах исследовательских работ на уровне школы. |
1 |
|
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе «Юный исследователь» необходимо:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс. Сканер
- Мультмедиапроектор
Учебно-методические материалы.
- Практические материалы:
- Сборник олимпиадных работ «Окружающий мир»;
- Тетрадь для занятий «Я и мир вокруг меня».
- Теоретические материалы:
- CD-диск «Исследовательская деятельность младших школьников» (материалы).
- Наглядные материалы:
- аудио-, видеоматериалы (подборка по темам);
- плакаты (Времена года, Круговорот воды в природе);
- дидактические материалы (карточки по основным темам.)
- Справочные материалы:
- словарь терминов «Исследовательская работа;
- Методические материалы:
- памятки «Как проводить опыты», «Презентация творческой работы», «Наблюдение и эксперимент».
Литература для учителя:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. –авт-сост. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / Волгоград: Учитель, 2011. – 138 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Сост. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
- Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. – 2006, №2.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. – 2003, №6, 7. 2004, №1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.
Литература для обучающихся:
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина"Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,20