3.4.0. Музыкальная студия «Капельки»
Емельянова Ирина Петровна,
руководитель музыкальной студии "Капельки"
Мир вокального искусства: Образовательная программа дополнительного образования/Авт.-сост.: Емельянова И.П.– с. Панаевск: Методическая служба, 2012.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Тематическая направленность программыпозволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Девизом программы служат слова Оноре де Бальзака: «На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы».
Данная программа адресована учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, реализующих внеурочную деятельность в рамках ФГОС НОО и другим заинтересованным лицам.
Паспорт программы
Наименование программы
|
Мир вокального искусства |
Девиз
|
«На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы». Оноре де Бальзак |
Основание для разработки |
Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО) Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители: Ничкова Т.А., Бородина Г.А. |
Заказчик-координатор |
Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Разработчик программы |
Емельянова И. П., учитель музыкиМКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Исполнитель |
Обучающиеся 1, 2 классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель курса |
Контролёр |
Департамент образования Администрации МО Ямальский район |
Адресная группа |
Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО |
Перспективы расширения географии продукта |
Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы). |
Идея Программы |
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. |
Цели и задачи Программы |
Цель:- познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства Задачи:
|
Научно-методические основы разработки Программы |
Документы, положенные в основу Программы развития:
|
Срок реализации |
4 учебных года
|
Целевые индикаторы реализации Программы |
|
Ожидаемые результаты |
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов (первый год обучения):
Программа предусматривает достижение второго уровня результатов (второй год обучения):
Программа предусматривает достижение третьего уровня результатов (третий год обучения):
|
Готовность для реализации |
Программа полностью готова для реализации потребителями |
Пояснительная записка
Программа «Мир вокального искусства» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданов, «Вокальное искусство» Г.А.Суязовой.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.
Обидно, но приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или шептать, песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой - один вред.
Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?
Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
В МКУОШИ «Панаевская школа – интернат среднего полного (общего) образования» традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Мир вокального искусства», направленная на духовное развитие обучающихся.
Цель программы- познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, творческого воображения, певческого голоса;
- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа, музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
Девизом программы можно считать слова Оноре де Бальзака:«На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы».
Песня, современная песня в школе-интернате – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем кружке.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Общая характеристика учебного курса
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, в области хорового искусства, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Условия реализации программы
Срок реализации программы «Мир вокального искусства» - 4 года обучения - младшая, средняя, старшая и концертная группы. Младшая группа - первый год обучения - это дети 7-8 лет, средняя группа – второй год обучения дети 8-9 лет, старшая группа - третий год обучения - дети 9-10 лет, концертная группа - 10-11лет.
Группа занимается 2 раза в неделю по 1 часу: младшая группа - 66 часов; средняя, старшая и концертная группы - 68 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников в ансамбле не более 15 человек.
Содержание программы
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволит педагогам дополнительного образования объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись - мир искусства в трех видах - охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
Основные направления и содержание деятельности
В программе выделены следующие направления:
- Вокально-хоровая работа.
- Музыкально-теоретическая подготовка.
- Теоретико-аналитическая работа.
- Концертно-исполнительская деятельность.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
I. Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях,сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
- разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
- развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «бра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
- Точное и одновременное начало (вступление).
- Снятие звука.
- Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
- Единообразное звуковедение (legato, поп legato).
- Выравнивание строя.
- Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса. Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
II. Музыкально-теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмичес-кими особенностями строения музыкальных произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем - нижний. После этого следует соединение тетрахордов
б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов - ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
выше, высокие слоги («динь-динь»);
чуть ниже («дан-дан»);
еще ниже («дон-дон»).
Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.
Темп - степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте, аллегро, престо. Часто обозначение темпа употребляется вместо названия пьесы или части крупного произведения, например, симфонии или сонаты. Обозначение темпа, как мы видим, в то же время обозначает и характер музыки.
Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.
III. Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области хорового пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения - основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.
В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.
Народное творчество как основополагающее звено любой культуры - особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения - все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.
IV. Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт - это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством - основная задача педагога.
Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются
Формы проведения занятий
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей,
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие- концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Каждое занятие строится по схеме:
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-Змин);
- дыхательная гимнастика;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведением;
- анализ занятия;
- задание на дом.
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения. Оказывать помощь родителямв воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, - одна из основных задач педагога дополнительного образования.
На собраниях родители должны знакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносит показ готовых творческих работ в конце каждого полугодия, участие коллектива в концертных программах, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.
Система контроля
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является:
- тестирование детей,
- анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей,
- викторины,
- выполнение творческих заданий,
- участие обучающихся в различных олимпиадах и конференциях,
- наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками мероприятий и участия (выступления) в них.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Программа будет успешно реализована:
- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
- будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
- будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
Планируемые результатыпрограммы
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Результаты |
Уровень проявления | ||
1 уровень (первый год обучения) |
2 уровень (второй и третий год обучения) |
3 уровень (четвертый год обучения) | |
Личностные |
|
|
|
Метапредметные |
|
|
|
Предметные |
|
|
|
Более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ п/п |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Из них: | |
теория |
практика | |||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Вокально-хоровая работа | ||||
2 |
Прослушивание голосов |
2 |
|
2 |
3 |
Певческая установка. Дыхание |
3 |
1 |
2 |
4 |
Распевание |
7 |
2 |
5 |
5 |
Дирижёрские жесты |
1 |
|
1 |
6 |
Унисон |
5 |
1 |
4 |
7 |
Вокальная позиция |
2 |
1 |
1 |
8 |
Звуковедение |
4 |
1 |
3 |
9 |
Дикция |
2 |
1 |
1 |
10 |
Двухголосие |
4 |
1 |
3 |
11 |
Работа с солистами |
7 |
|
7 |
12 |
Сводные репетиции |
5 |
|
5 |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
13 |
Основы музыкальной грамоты |
3 |
1 |
2 |
14 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
3 |
1 |
2 |
15 |
Развитие чувства ритма |
2 |
1 |
1 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
16 |
Беседа о гигиене певческого голоса |
1 |
1 |
|
17 |
Народное творчество |
1 |
1 |
|
18 |
Беседа о творчестве композиторов-классиков |
1 |
1 |
|
19 |
Беседа о творчестве современных композиторов |
1 |
1 |
|
20 |
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении |
1 |
1 |
|
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
21 |
Открытый урок для родителей |
1 |
|
1 |
22 |
Праздники, выступления, концерты |
9 |
|
9 |
|
Итого |
66 |
17 |
49 |
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ п/п |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Из них: | |
теория |
практика | |||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Вокально-хоровая работа | ||||
2 |
Прослушивание голосов |
2 |
|
2 |
3 |
Певческая установка. Дыхание |
2 |
1 |
1 |
4 |
Распевание |
7 |
2 |
5 |
5 |
Дирижёрские жесты |
1 |
|
1 |
6 |
Унисон |
4 |
1 |
3 |
7 |
Вокальная позиция |
4 |
1 |
3 |
8 |
Звуковедение |
5 |
1 |
4 |
9 |
Дикция |
5 |
|
5 |
10 |
Двухголосие |
4 |
|
4 |
11 |
Работа с солистами |
6 |
|
6 |
12 |
Сводные репетиции |
5 |
|
5 |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
13 |
Основы музыкальной грамоты |
2 |
1 |
1 |
14 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
3 |
1 |
2 |
15 |
Развитие чувства ритма |
2 |
1 |
1 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
16 |
Беседа о гигиене певческого голоса |
1 |
1 |
|
17 |
Народное творчество |
1 |
|
1 |
18 |
Беседа о творчестве композиторов-классиков |
1 |
1 |
|
19 |
Беседа о творчестве современных композиторов |
1 |
1 |
|
20 |
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении |
1 |
1 |
|
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
21 |
Открытый урок для родителей |
1 |
|
1 |
22 |
Праздники, выступления, концерты |
9 |
|
9 |
|
Итого |
68 |
14 |
54 |
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№ п/п |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Из них: | |
теория |
практика | |||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
Вокально-хоровая работа | ||||
2 |
Прослушивание голосов |
2 |
|
2 |
3 |
Певческая установка. Дыхание |
4 |
1 |
3 |
4 |
Распевание |
6 |
2 |
4 |
5 |
Дирижёрские жесты |
1 |
|
1 |
6 |
Унисон |
7 |
1 |
6 |
7 |
Вокальная позиция |
2 |
1 |
1 |
8 |
Звуковедение |
4 |
1 |
3 |
9 |
Дикция |
3 |
|
3 |
10 |
Двухголосие |
3 |
|
3 |
11 |
Работа с солистами |
4 |
|
4 |
12 |
Сводные репетиции |
5 |
|
5 |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
13 |
Основы музыкальной грамоты |
2 |
1 |
1 |
14 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
3 |
1 |
2 |
15 |
Развитие чувства ритма |
3 |
1 |
2 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
16 |
Беседа о гигиене певческого голоса |
1 |
1 |
|
17 |
Народное творчество |
1 |
1 |
|
18 |
Беседа о творчестве композиторов-классиков |
1 |
1 |
|
19 |
Беседа о творчестве современных композиторов |
1 |
1 |
|
20 |
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении |
1 |
1 |
|
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
21 |
Открытый урок для родителей |
1 |
|
1 |
22 |
Праздники, выступления, концерты |
11 |
|
11 |
|
Итого |
68 |
16 |
52 |
Учебно-тематический план (4 год обучения)
№ п/п |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Из них: | |
теория |
практика | |||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Вокально-хоровая работа | ||||
2 |
Прослушивание голосов |
1 |
|
1 |
3 |
Распевание |
4 |
1 |
3 |
4 |
Дыхание |
4 |
1 |
3 |
5 |
Унисон |
2 |
1 |
1 |
6 |
Вокальная позиция |
5 |
1 |
4 |
7 |
Дикция |
4 |
1 |
3 |
8 |
Звуковедение |
3 |
1 |
2 |
9 |
Двухголосие |
4 |
|
4 |
10 |
Работа с солистами |
4 |
1 |
3 |
11 |
Сводные репетиции |
7 |
|
7 |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
13 |
Элементы музыкальной грамоты |
4 |
1 |
3 |
14 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
4 |
1 |
3 |
15 |
Развитие чувства ритма |
4 |
1 |
3 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
16 |
Беседа о гигиене певческого голоса |
1 |
1 |
|
17 |
Беседа о народном творчестве |
2 |
1 |
1 |
18 |
Беседа о творчестве современных композиторов |
1 |
1 |
|
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
19 |
Праздники, выступления, концерты |
13 |
|
13 |
|
Итого |
68 |
14 |
54 |
Примерный перечень репертуара
- Орнаментальный хоровод «Заплетися плетень»
- Драматический хоровод «Со вьюном я хожу»
- Лирическая песня «Степь да степь кругом»
- Колыбельная . Музыка Р.Паулса, слова И.Резника
- Добрый день. Музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова
- В. Шаинский, Пляцковский. «Мир похож на цветной луг»
- Р. Н. П. «Осень»
- Шаинский, Матусовский. «Вместе весело шагать»
- Попатенко, Викторов. «Котенок и щенок»
- С. Няруй «Вэнекоми» (Моя собака)
- С. Няруй, Х. Яунгада. «Вэнекоми Налтокоми» (Мой пес Черныш)
- С. Няруй. « Ярколава»
- С. Няруй. П. Явтысыя. «Теплые руки мамы»
- Ю. Юнкеров, Тарасова. «Северное лето»
- Ю. Юнкеров, Тарасова «Бабушки Ямала»
- Ю. Юнкеров, Л. Савичева «Ты цвети Ямал»
- Ю. Чичков, Синявский. «Родная песенка»
- Молчанов, Славоросов «Мама»
- Марласов «Серебряный олень»
- Крылатов, Энтин «Прекрасное далеко»
- Дунаевский, Олева «Ветер перемен»
- Добронравов, Таривердиев «Маленький принц»
- Савельева, Хайт. «Большой хоровод»
- Спадавеккиа, Шварц. «Добрый жук»
- Чичков, Ибряева. «Здравствуй, Родина моя»
Репертуарные сборники
- Петрушин, В.И. Слушай.пой, играй. М. : Владос, 2000.
- Родионов В.А. Слова души и ноты сердца: песни-Чугуев: изд-во «III тысячелетие», 2004.
- Елецкий Э.В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005.
- Струве Г. Нотный бал.-Москва, Дрофа 2005.
Литература для педагогов
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
- Песни советского кино. Составитель Н.А. Клюева., Н.В. Шевкова, .Аркаим 2004
- Сборник фольклорных песен народов Севера. Редактор и составитель Ю. Юнкеров. ЗАО «СПЭЙБ» - Салехард 1996г.
- Колыбельная для тундровичка. Сборник песен. Авторы-составители: Валентина Няруй, Семен Няруй. С-Петербург., Просвещение 2001г.
Литература для учащихся
- Песни нашего детства. Составитель М.В. Васильева. Аркаим 2004
- Басина Н.Э, Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке-М. ;Линка – Пресс, 1997.
- Праздник тундры. Редактор и составитель Ю. Юнкеров. ЗАО «СПЭЙБ» - Салехард 1997г.
- Энциклопедия для юных музыкантов / авт.-сост. И.Ю. Куберский. – СПб. : ООО «Золотой век», 1996.