3.7.0. Школа массового спортивно-бального танца
Пенкин Владимир Васильевич,
руководитель школы массового спортивно-бального танца
Паспорт программы
Наименование программы |
Адаптированная модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Танцевальная карусель» |
Основание для разработки |
Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО) Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители: Ничкова Т.А., Бородина Г.А. |
Заказчик-координатор |
Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Разработчик программы |
Пенкин В.В., педагог дополнительного образования МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Исполнитель |
Обучающиеся 1-4 классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель курса |
Контролёр |
Департамент образования Администрации МО Ямальский район |
Адресная группа |
Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО |
Перспективы расширения географии продукта |
Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы). |
Цели и задачи Программы |
Цель программы: Создать условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Научно-методические основы разработки Программы |
|
Срок реализации |
3учебных года |
Целевые индикаторы реализации Программы |
|
Ожидаемые результаты |
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов (первый год обучения):
Программа предусматривает достижение второго уровня результатов (второй год обучения):
Программа предусматривает достижение третьего уровня результатов (третий год обучения):
|
Готовность для реализации |
Программа полностью готова для реализации потребителями |
Пояснительная записка
История спортивного бального танца богата многочисленными и фееричными турнирами. Уже больше века спортивные бальные танцы волнуют нас своими фигурами и незабываемой техникой танцоров. Последние годы интерес к бальным танцам проявился и на российском телевидении в программе «Танцы со звездами»
Из истории спортивного бального танца
XX век по одному образному выражению «родился в бальных туфлях» и на вершине, охватившего тогда весь мир олимпийского движения (первые олимпийские игры состоялись в 1896 году) танцорам оставалось только нацепить себе на спину порядковый номер и разработать правила игры. О возникновении самой идеи танцевальных соревнований можно спорить, толи она родилась во всю прогрессирующей в то время Америке, толи в старой доброй Европе, но все-таки первым известным танцевальным состязанием стал турнир по танго в Ницце. Он был организован в 1907 году Камилем де Реналем и затем с успехом повторился в Париже в 1909 году. Жестких правил проведений чемпионатов еще не существовало. Профессионалы и любители соревновались вместе на одном паркете. Господствовало полная и абсолютно произвольная свобода творчества, как со стороны танцоров, так и со стороны судей. Такое положение дел имело место еще на Парижском чемпионате мира в 1911 году, но после раскола между любителями и профессионалами в 1922 году в Лондоне разрабатываются первые правила к проведению чемпионатов и отчетах о них. Наряду с уже существовавшей Всемирной организации танцоров-любителей создается FID (Всемирная федерация танцев – 15 мая 1926г) в Париже. А 8 сентября 1929 года в Цюрихе создается еще и LIG (Ассоциация международных турниров).
Конфликт помогла разрешить «Большая Конференция», проходившая в Лондоне (апрель 1929 г), «английский стиль» в танцах безапелляционно и полновластно «подмял» под себя всю Европу.
В это время заявляет о себе пока еще не коронованный, но уже престижный Блэкпул – чемпионаты мира там проводились уже в то время на очень высоком уровне. Проходит Лондонский турнир «Star», в котором приняли участие все танцевальные лидеры. Конкурсные бальные танцы преподаются сегодня во всем мире, благодаря чему получил название «Интернациональный».
Все современные конкурсы бальных танцев имеют в своем составе две основные программы: Европейскую и Латиноамериканскую. Каждая из них предполагает исполнение пяти стандартных танцев.
Пять классических европейских танцев: Венский вальс, Медленный вальс, Медленный фокстрот, Квикстеп, Танго исполняются во всем мире, как на бытовом, так и на высоком профессиональном уровне. Мелодические европейские танцы текуче-грациозны, движение в них начинается в верхней части корпуса, с рук. Партнеры танцуют символически гармонично. Фигуры европейских танцев были в свое время жестко стандартизированы и разнесены по категориям, соответствующим различным уровням танцевального обучения.
Латиноамериканскую конкурсную программу входят пять танцев: Самбо, Румба, Пасодобль, Ча-ча-ча и Джайв. Эти танцы предназначены только для парного исполнения. Позиции в этих танцев варьируются от фигуры к фигуре, иногда они исполняются в закрытой танцевальной позиции, иногда партнеры поддерживают контакт друг с другом только руками. Все фигуры этих танцев стандартизированы, существует несколько уровней обучения, единая техника, ритм и темп исполнения этих танцев. Конкурсные бальные танцы преподаются сегодня во всем мире, благодаря чему их стиль получил название «интернациональный».
На чемпионатах по бальным танцам появился новый вид соревнований – «формейшн». В турниры по формейшн входит исполнение все тех же 10 бальных танцев, только в ансамблевом варианте.
В России движение спортивного бального танца приобрело огромную популярность и престиж. В рамках Федерации Спортивного Танца России проходит множество соревнований различного регионального и общероссийского уровня. Неизменным является чемпионат России по спортивным бальным танцам. Огромной популярностью пользуется Международный турнир «Кубок Спартака» в г. Москве.
Данная программа «Танцевальная карусель» является адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программой программы «Воспитание танцем» и предназначена в основном для детей коренной национальности, но может быть использована в любых детских коллективах.
В процессе реализации авторской программы «Воспитание танцем» выявились её сильные и слабые стороны. Несомненно, программа, отвечает цели программы — создает условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца, развивает посредством музыкально-ритмического тренинга внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.Что подтвердили тестирования и анализ в рамках НОУ проведенных учащимися школы Гайнановым Русланом (6а класс) в 2009-2010 уч.г. и Кузиной Лидией (7а класс) в 2010-2011 уч.г.
Выполнены главные отличительные особенности программы: подготовлены инструктора танца, в рамках программы организованно массовое танцевальное движение в школе. На начало 2011-2012 уч.г. бальными танцами занималось свыше 140 детей. Добрая половина детей в школе получило в той или иной степени психомоторное развитие. Дети стали сами придумывать и ставить танцы.
Наряду с выше изложенным, программа имеет ряд недостатков. Программа сильно перегружена по объему и выполнима только с очень большой степенью переработки по часам. Программа подразумевает работу не одного преподавателя дополнительного образования, а всего коллектива школы, в первую очередь заместителя по воспитательной работе и классных руководителей задействованных классов. Уровень сложности и объем программы неоправданно велик. В силу этого программа становится громоздкой и трудновыполнимой в условиях общеобразовательных школ Крайнего Севера. Сказывается также оторванность от соревновательного процесса в рамках Федерации танцевального спорта России. В связи с этим назрели необходимые изменения и адаптация её к условиям работы в общеобразовательных школах крайнего севера:
- акцент в работе с группами делать не на массовость и соревновательный процесс в рамках спортивного бального танца, а на развитие профессионального мастерства эстрадного танца на основе латиноамериканских танцев (латина соло);
- подготовку инструкторов танца перепрофилировать с подготовки танцоров по классу начинающих в рамках спортивного бального танца на постановку эстрадного танца в свободной манере;
- итоги работы и мониторинг проводить не по результатам соревнований в рамках спортивного бального танца, а по итогам показательных выступлений полугодовых и годовых выступлений.
Цель программы:
Создать условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца.
Задачи:
Обучающие:
- Развитие у воспитанников посредством музыкально-ритмического психотренинга следующих психических процессов: внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.
- Формирование нравственно - эстетических знаний, художественно-пластических умений и развитие психомоторных навыков.
Развивающие:
- Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность.
- Развитие у детей музыкальности, эмоциональности, творческого воображения.
Воспитательные:
- Обогащение духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
Основные отличия:
- Развитие творческих способностей ребенка посредством импровизационных постановок и создания своих собственных танцев с постановкой их среди коллектива сверстников.
- Комплексный подход к содержанию воспитательного процесса.
Независимо от направлений работы ведется опора на следующие педагогические
Принципы:
- уважение к личности ребенка;
- признание права ребенка на ошибку;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- практический.
Программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области ритмики и танца. Для занятий необходим танцевальный зал с оборудованием для работы над классическим станком или сцена, а также технические средства.
Параметры танцевальных композиций
Координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы:
- объем движений;
- переключаемость движений;
- интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора упражнений в соответствии с музыкальным ритмом:
- быстрый бег – 160 ударов в минуту (у.м.);
- подскоки, галоп – 120-150 у.м.;
- маховые движения – 80-90 у.м.;
- наклоны – 70 у.м.;
- повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у.м.
Определение сложности музыкально-ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом. Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.
Ключевые определения танцевальных движений
Ключевые определенияФристайл
LEGSACTION – Действия ног
Типы действий |
Описание основного действия |
Варианты, устойчивые соединения, фигуры |
Позиции |
Knee Lift Кни лифт |
Любые действия ног, при которых происходит подъем ноги со сгибом в колене |
Kick – кик, Quick-kick – квик-кик, Kick-Ball-Change – кик-болл-чендж |
Knee Lift – Кни лифт |
Point (Toe, Hiel) Точка (носок, каблук) |
Положения (выключенной) выпрямленной в колене рабочей ноги, указывающей носком или каблуком в пол в любом направлении |
Step-Point –степпоинт, Low-Step-Point –лоустеппойнт |
Arabesque – арабеск |
Rond– ронд |
Любые круговые движения ногой |
|
|
Spring – пружина |
1. Пружинавколенях 2. Пружинавстопах |
|
|
Releve – релевэ |
Подъемна полупальцах |
|
|
Slip – слип |
Короткое скольжение на стопе в любую сторону |
|
|
Pressure – пресс |
Давление на одну из ног за счет частичной подачи на нее веса корпуса |
|
Pressure-Line– пресс лайн |
Wisk – Виск |
Занос рабочей ноги назад за опорную ногу с точкой или частичным переносом веса |
|
|
Whip – хлыст |
Виск с хлыстообразным движением рабочей ноги |
|
|
Cross – кросс |
Пересечение с рабочей ногой впереди опорной с точкой или частичными переносом веса |
|
|
Twist – твист |
Вращательно-возвратные действия: а) в стопах; б) в бедрах; в) в стопах и бедрах одновременно |
Toe-Heel-Twist – тоухилтвист, Contr-Twist – контр твист |
|
Plie– плие |
Любые варианты приседаний |
|
|
TRANSFER – Перемещение
Типы действий |
Описание основного действия |
Основные варианты |
Устойчивые соединения |
Steps – шаги |
Перенос веса с ноги на ногу |
Run – ран, Slip-Step – слип-степ, PressureStep – прессстеп,StepRond – степ-ронд,Check – чек, CrossStep – кросс-степ |
Botafogo – ботафого, Zif-zag – зигзаг, Chasse –шассе |
Rock – рок |
Перенос веса с ноги на ногу без отрыва ног от пола |
|
|
Twist – твист |
Перемещение за счет твистовых действий стоп и бедер |
Charlston –чарльстон Contr-Twist – контр твист |
|
Действия рук
Позиции рук: горизонтальная, параллельная, диагональная, противоположная, высокая и низка V.
Типы действий |
Описание основного действия |
Основные варианты, устойчивые соединения и позиции |
Push-Pull – пуш пул |
Резкое толкающее или тянущее движение рук |
Flick – флик, Pump– насос |
Clap – клэп |
Любые варианты хлопков |
|
Roll – роул |
Вращательно-круговые движения рук |
Rolly-Polly – роли-поли, Roll-Point – роул-пойнт |
Swing свинг |
Маховое, маятниковое действие рук |
|
JUMP – Прыжок
Типы действий |
Описание основного действия |
Основные варианты, устойчивые соединения |
Jump прыжок |
Прыжок с двух ног на две или с двух на одну. Направление: а) на месте; б) в любом направлении |
Criss-Cross-Jump – крис кросс джамп (прыжки крест-накрест), Tour-Jump – прыжоквокругоси |
Подробное описание базовых фигур
Венский вальс «Правый поворот» (NaturalTurn)
Мужчина
шаг |
Позиция ступней |
построение |
Степень поворота |
Подъем и снижение |
Работа ступни |
наклон |
1 |
ПН вперед |
По ЛТ |
1/8 между предшествующими шагом и шагом 1 |
Подъем в конце шага 1 |
Каблук носок |
Прямо |
2 |
ЛН в сторону |
Спиной к центру |
¼ между шагом 1 и 2 |
Вверх на шаге 2 |
Носок |
ВП |
3 |
ПН приставляется к ЛН |
Спиной ДЦ |
1/8 между шагом 2 и 3 |
Вверх на шаге 3 снижение в конце шага 3 |
Носок каблук |
ВП |
4 |
ЛН назад в сторону |
Спиной по ЛТ |
1/8 между шагом 3и 4 |
Подъем в конце шага 4 БПС |
Носок каблук |
Прямо |
5 |
ПН в сторону |
Указывая ДЦ |
3/8 между шагом 4 и 5 корпус поворачивается меньше |
Подъем корпуса на шагах 5 и 6 |
Носок |
ВЛ |
6 |
ЛН приставляется к ПН |
Лицом ДЦ |
Корпус завершает поворот |
Снижение в конце шага 6 |
плоско |
ВЛ |
Дама
шаг |
Позиция ступней |
построение |
Степень поворота |
Подъем и снижение |
Работа ступни |
наклон |
1 |
ЛН назад в сторону |
Спиной по ЛТ |
1/8 между предшествующими шагом и шагом 1 |
Подъем в конце шага 1 БПС |
носок Каблук |
Прямо |
2 |
ПН в сторону |
Указывая ДЦ |
3/8 между шагом 1 и 2 корпус поворачивается меньше |
Подъем корпуса на шагах 2 и 3 |
Носок |
ВЛ |
3 |
ЛН приставляется к ПН |
Лицом ДЦ |
Корпус завершает поворот |
снижение в конце шага 3 |
плоско |
ВЛ |
4 |
ПН вперед |
По ЛТ |
1/8 между шагом 3 и 4 |
Подъем в конце шага 4 |
каблук Носок |
Прямо |
5 |
ЛН в сторону |
Спиной к центру |
¼ между шагом 4 и 5 |
Вверх на шаге 5 |
Носок |
ВП |
6 |
ПН приставляется к ЛН |
Спиной ДЦ |
1/8 между шагом 5 и 6 |
Вверх на шаге 6 Снижение в конце шага 6 |
Носок каблук |
ВП |
Джайв
«Фоллэвэй рок»
Мужчина
шаг |
Позиция ступней и ведение |
Степень поворота |
счет |
Ритм |
1 |
ЛН назад в позиции «Фоллэвэй», поворачивая дама ВП |
1/8 ВЛ на шаге 1 |
1 |
Б |
2 |
Перенесите вес вперед на ПН в ПП, начиная поворачивать даму ВЛ |
Начинайте поворот ВП |
2 |
Б |
3-5 |
ЛН в сторону, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ, продолжая поворачивать даму ВЛ |
Продолжайте поворот, на шагах 2-5 сделайте поворот на 1/8 ВП |
3 и 4 |
Б а Б |
6-8 |
ПН В сторону, начиная исполнение «Шассе» - ПЛП |
нет |
3 и 4 |
Б а Б |
Начинайте из закрытой лицевой позиции, вес – на правой ноге
Заканчивайте в закрытой лицевой позиции 1 ½ такта
Дама
шаг |
Позиция ступней и ведение |
Степень поворота |
счет |
Ритм |
1 |
ПН назад в позиции «Фоллэвэй» |
1/4 ВП |
1 |
Б |
2 |
Перенесите вес вперед на ЛН в ПП |
Начинайте поворот ВЛ |
2 |
Б |
3-5 |
ПН в сторону, начиная исполнение«Шассе» - ПЛП |
Продолжайте поворот, на шагах 2-5 сделайте поворот на 1/4 ВЛ |
3 и 4 |
Б а Б |
6-8 |
ЛН В сторону, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ |
нет |
3 и 4 |
Б а Б |
Заканчивайте в закрытой лицевой позиции 1 ½ такта
Ча-ча-ча
«Основное движение»
Мужчина
шаг |
Позиция ступней и ведение |
Степень поворота |
счет |
1 |
ЛН вперед |
Начинайте поворот ВЛ |
2 |
2 |
Перенесите вес на ПН |
Продолжайте поворот ВЛ |
3 |
3-5 |
ЛН в сторону и немного назад, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ |
Продолжайте поворот, на шагах 1-5 сделайте поворот на 1/8 ВЛ (поворот может быть увеличен ¼ ВЛ) |
4 и 1 |
6 |
ПН назад |
Продолжайте поворот ВЛ |
2 |
7 |
Перенесите вес на ПН |
Продолжайте поворот ВЛ |
3 |
8-10 |
ПН в сторону, начиная исполнение «Шассе» - ПЛП |
Продолжайте поворот, на шагах 6-10 сделайте поворот на 1/8 ВЛ (поворот может быть увеличен ¼ ВЛ) |
4 и 1 |
Начинайте из закрытой лицевой позиции, ступни ног – на расстоянии друг от друга, вес на правой ноге
Заканчивайте в закрытой позиции 2 такта
Работа ступни: подушечка, плоско на всех шагах
Дама
шаг |
Позиция ступней и ведение |
Степень поворота |
счет |
1 |
ПН вперед |
Начинайте поворот ВЛ |
2 |
2 |
Перенесите вес на ПН |
Продолжайте поворот ВЛ |
3 |
3-5 |
ЛН в сторону и немного назад, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ |
Продолжайте поворот, на шагах 1-5 сделайте поворот на 1/8 ВЛ (поворот может быть увеличен ¼ ВЛ) |
4 и 1 |
6 |
ПН назад |
Продолжайте поворот ВЛ |
2 |
7 |
Перенесите вес на ЛН |
Продолжайте поворот ВЛ |
3 |
8-10 |
ЛН в сторону, начиная исполнение «Шассе» - ЛПЛ |
Продолжайте поворот, на шагах 6-10 сделайте поворот на 1/8 ВЛ (поворот может быть увеличен ¼ ВЛ) |
|
Начинайте из закрытой лицевой позиции, ступни ног – на расстоянии друг от друга, вес на левой ноге
Заканчивайте в закрытой позиции 2 такта
Работа ступни: подушечка, плоско на всех шагах
Самба «Основное движение с ПН»
Мужчина
шаг |
Позиция ступней |
Рекомендуемые построения |
Степень поворота |
счет |
1 |
ПН вперед |
В соответствии с тем, как закончена предшествующая фигура |
Без поворота или до ¼ ВП на шагах 1-4 |
1 или М |
2 |
ЛН приставляется к ПН, оказывая давление на пол, без веса |
2 или М | ||
3 |
ЛН назад |
1 или М | ||
4 |
ПН приставляется к ЛН, оказывая давление на пол, без веса |
2 или М |
Заканчивайте в закрытой лицевой позиции
Работа ступней: подушечка, плоско на всех шагах. (Работа ступни на 1-ом шаге может быть «Каблук, плоско», но при этом не следует исполнять этот шаг с ведущим каблуком)
шаг |
Позиция ступней |
Рекомендуемые построения |
Степень поворота |
счет |
1 |
ЛН вперед |
В соответствии с тем, как закончена предшествующая фигура |
Без поворота или до ¼ ВП на шагах 1-4 |
1 или М |
2 |
ПН приставляется к ЛН, оказывая давление на пол, без веса |
2 или М | ||
3 |
ПН назад |
1 или М | ||
4 |
ЛН приставляется к ПН, оказывая давление на пол, без веса |
2 или М |
Дама
Заканчивается в закрытой лицевой позиции
Работа ступней: подушечка, плоско на всех шагах. (Работа ступни на 1-ом шаге может быть «Каблук, плоско», но при этом не следует исполнять этот шаг с ведущим каблуком)
Примечание: Список используемых сокращений
ЛН – левая нога ДС – диагональ к стене ВП – вправо
ПН – правая нога ДЦ – диагональ к центру ПДК – противодвижение корпуса
ВЛ – влево ЛТ – линия танца БПС – без подъема ступни
ППДК – позиция противодвижение корпуса
Условия реализации программы
Программа «Танцевальная карусель» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на три года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 216 учебных часов практических и теоретических занятий. Каждый год обучения –по 72 часа.
Этапы реализации программы
Формы работы:
- Индивидуальная.
Это музыкально-ритмический тренинг в разделе одиночноготанцевания. Индивидуальная наработка техники правильноготанцевания.
- Работа в группе.
Отработка композиций ансамблевого исполнения фристайл.
Программа «Танцевальная карусель» – это сочетание развития индивидуальных исполнительских и творческих способностей с представлением их на суд публики и оценочной комиссии два раза в год (полугодовые и годовые итоговые выступления).
Итоговый зачет после трех лет обучения проводится по итоговому годовому выступлению и оценке представленной авторской композиции на свободную тему.
Ожидаемые результаты
Основные требования к знаниям, умениям воспитанников школы танца
Знать (теория) |
Уметь (практика) |
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов (первый год обучения): | |
Правила безопасности при работе в паре. Общие правила поведения в танцевальном зале. |
Соблюдать правила поведения в танцевальном зале, при работе над тренингом. |
Название, стилевые и ритмические особенности предлагаемых танцев |
Уметь эмоционально выражать танцевальный образ в движении под музыку |
Программа предусматривает достижение второго уровня результатов (второй год обучения): | |
Краткая история развития танцевального искусства в Европе. |
Выполнять основные фигуры Ча-ча-ча, Самба, Джайв, Пасодобль |
Программа предусматривает достижение третьего уровня результатов (третий год обучения): | |
Краткая история развития конкурсного танца. |
Выполнять танцевальные фигуры Венский вальс (правый поворот), Медленный вальс (правый поворот, левый поворот, правый спин поворот, задержанная перемена), Фристайл, Ча-ча-ча. Самостоятельно создавать небольшие этюды и композиции на свободную тему продолжительностью 1-1,5 минуты. |
Название основных фигур и особенности исполнения латиноамериканской программы. |
Определять на слух характерные ритмические рисунки танцев латиноамерисканской и европейской программы. |
Оценка и контроль результатов школы танца
Эффективность обучения школы танца
Сроки |
Вид деятельности |
Форма контроля и оценка результатов |
первый год обучения | ||
Первое полугодие |
Приобретение знаний, умений, навыков в эмоциональном восприятии танца. |
Полугодовой академический концерт |
Второе полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур в соответствии с типом и ритмом музыкального произведения. |
Итоговый экзамен |
второй год обучения | ||
Первое полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур Ча-ча-ча, Самба. |
Полугодовой академический концерт |
Второе полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур Джайв, Румба, Пасодобль. |
Итоговый экзамен |
третий год обучения | ||
Первое полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальной программы Венский вальс (правый поворот), Медленный вальс (правый поворот, левый поворот, правый спин поворот, задержанная перемена) |
Полугодовой академический концерт |
Второе полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков по созданию этюдов и танцевальных постановок игрового танца. |
Итоговый экзамен |
Примечание: Репертуарный план меняется на усмотрение педагога. Необходимым условием является соблюдение уровня сложности предлагаемых движений и композиций
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Тема |
Количество часов | ||
Всего |
Теоретических |
Практических | |||
1 |
Вводное занятие |
Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды, обуви. Прослушивание музыки. |
3 |
3 |
0 |
2 |
Тэмп |
Джамп (Jump), Клеп (Clap) 120 у.м. |
4 |
0,5 |
3,5 |
3 |
Ритм
|
Счет такта (2/4) до двух, (4/4) до четырех, (3/4) до трех. Керц, Clap |
4 |
1 |
3 |
4 |
Такт |
Понятие о такте, затакт |
4 |
1 |
3 |
Игровые и сюжетные танцы | |||||
1 |
Игровые и сюжетные танцы
|
Композиция «Буратино» |
12,5 |
1,5 |
11 |
Композиция «Кремена» |
12,5 |
1,5 |
11 | ||
Композиция «Жук» |
12,5 |
1,5 |
11 | ||
Композиция «Танцкласс» |
12,5 |
1,5 |
11 | ||
Основы бального танца 6 ч | |||||
1 |
Европейские танцы |
Медленный вальс (3/4) основной шаг |
6 |
1 |
5 |
2 |
Итоговое занятие за год |
|
1 |
|
1 |
ИТОГО: |
72 |
12,5 |
59,5 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п |
Название раздела |
Тема |
Количество часов | ||
Всего |
Теоретических |
Практических | |||
1 |
Латиноамериканская программа соло |
Самба (Samba) |
12 |
1 |
11 |
Ча-ча-ча(Cha-cha-cha) |
12 |
1 |
11 | ||
Джайв(Jive) |
12 |
1 |
11 | ||
2 |
Фристайл постановка и отработка этюдов и танцев |
Этюд в латиноамериканском ритме |
18 |
2 |
16 |
Этюд в свободном ритме современного танца |
17 |
2 |
15 | ||
3 |
Итоговое занятие |
|
1 |
|
1 |
ИТОГО: |
|
72 |
7 |
64 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы основывается на материалах учебника: «Бальные танцы», Т.А. Лисицкая., М.- Просвещение, 1997.«Техника исполнения европейских и латиноамериканских танцев», Имперское общество учителей танцев, - Лондон, 1996.
Ресурсное обеспечение:
- программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области ритмики и танца: хореографа, тренера спортивного бального танца;
- для занятий необходим паркетный зал размерами не менее 8х10 м (или спортивный зал);
- технические средства: музыкальный центр, телевизор, компьютер, плеер CD, DVD, CD, DVD диски с записями музыкальных произведений, аудиокассета, видеокамера;
- наградной фонд (согласно табеля наград для поощрения на каждом этапе программы);
Требования к подбору музыкальных произведений:
- музыкальное произведение должно иметь ярко выраженный ритмический рисунок исполняемого танца. Подбор музыкальных произведений в разделе «Европейские танцы» и в разделе «Латиноамериканские танцы» производится в соответствии с правилами, принятыми в ФСТ России:
- ярко выраженный ритмический рисунок;
- темп музыкальных произведений:
Медленный вальс – 29 тактов в минуту (т.м.)
Венский вальс – 60 т.м.
Квикстеп – 50-52 т.м.
Медленный фокстрот – 29 т.м.
Танго – 32 т.м.
Самба – 50 т.м.
Ча-ча-ча – 32 т.м.
Румба – 25 т.м.
Посодобль – 60 т.м.
Для работы в школе танца педагог совместно с инструкторами анализирует для каждой группы следующие параметры танцевальной композиции:
- координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы;
- объем движений;
- переключаемость движений;
- интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора музыки:
- быстрый бег – 160 ударов в минуту (у.м.);
- подскоки, галоп – 120-150 у.м.;
- маховые движения – 80-90 у.м.;
- наклоны – 70 у.м.;
- повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у.м.
Определение сложности музыкально – ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом.
Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.
Предполагает знакомство с европейской программой спортивного бального танца и приобретение опыта постановки этюдов и постановочных танцев в группе сверстников.
В период обучения ребят по дополнительной образовательной программе планируется уделить пристальное внимание сохранности контингента инструкторов и школы танца.
Для каждого года обучения разработаны требования к знаниям и умениям, а также оценочно-результативный блок, позволяющий оценить:
- эффективность обучения по дополнительной образовательной программе;
- уровень личностного развития воспитанников.
Оценка проводится по бальной системе и заносится в сводную таблицу достижений.
Методы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- практический.
Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:
- Мониторинг уровня профессионального мастерства воспитанника.
- Мониторинг уровня личностного развития.
- Мониторинг участия воспитанников в конкурсах различного уровня по профилю объединения.
Уровень личностного развития ребенка
Критерии:
- Трудолюбие (1-3 год обучения)
- Социальная воспитанность (1-3 год обучения)
Трудолюбие.
Периодичность: октябрь, декабрь, февраль, апрель
Метод: наблюдение, беседа, 3 бальная система, заполняется таблица.
Трудолюбие:
3 – проявляет упорство в достижении результатов по освоению танцевальной программы
2 – добросовестно выполняет поставленные задачи по наработке техники исполнения танцевальной программы
1- не допускает пропуска занятий по неуважительной причине
0 – допускает пропуски занятий по неуважительной причине
Социальная воспитанность:
3 - поддерживает хорошие отношения в коллективе. Уважительное отношение в паре помогает достижению спортивных результатов
2 – поддерживает хорошие отношения в коллективе
1 – на уроках ведет себя спокойно и внимательно
0 – отношения в коллективе и в паре мешают достижению результатов по освоению программы конкурсных танцев
Таблица достижений заполняется в конце каждого года обучения
Сводная таблица уровня личностного развития ребенка
|
Личностные качества |
Фристайл |
Латин. Бит |
Стандарт | |||||||||||||||||
|
трудолюби |
соц. воспитанность |
средний балл |
музыкальность |
эмоциональность |
внимание |
память |
пластичность, гибкость |
Средний балл |
музыкальность |
эмоциональность |
внимание |
память |
пластичность, гибкость |
Средний балл |
музыкальность |
эмоциональность |
внимание |
память |
пластичность, гибкость |
Средний балл |
Ф.И.О. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
Ф.И.О. |
Уровень знаний, умений по программе |
Уровень личностного развития |
Результативность участия в конкурсах разного уровня |
Итоговый балл | ||
|
|
|
|
школа |
район |
округ | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма показателей:
- высокий уровень – 4,8 – 5,0 баллов
- средний уровень – 4,0 - 4,7 баллов
- достаточный уровень - 3,0 - 3,9 баллов
- допустимый уровень - 2,0 - 2,9 баллов
- низкий уровень - 1,0- 1,9 баллов
Литература для педагога:
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург 1997 г.
- Васильева М.– Рождественская Историко-бытовой танец. Москва. 1963 г.
- Волынский А. Книга ликований: Азбука классического танца. М., 1999г
- Жак-Далькроз Э. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. – «Театр и искусство» 1922г.
- Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера // Медный всадник, 2001, №7.
- Лисицкая Т.А. «Бальные танцы». М.- Просвещение, 1997г.
- Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. Москва. Знание, 1987г.
- Пенкин В.В., Ядрышникова О.В. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание танцем» Яр-сале, 2008.
- «Техника исполнения европейских и латиноамериканских танцев». Имперское общество учителей танцев. Лондон 1996г.
- Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содействия социальной адаптации./ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб., 2001.
- Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. Изд.3-е. М.: «Изд-во Магистр», 1999.- 196с.
- Энциклопедия «Балет» Советская Энциклопедия. М.- 1981г.
Литература для учащихся:
- Альманах «Апология танца», №1., №4, №9 – 1997г; №7.,№9,№10 – 1999г;
- Современные бальные танцы. №5., №7, №9 – 2000 г; №7.,№9,№11 – 2003г;
Современные бальные танцы. №1., №3, №9 – 2005 г; №7.,№9,№10