3.3.0. Кружок «Театр и мы»

Ничков Николай Викторович

 

 

 

 

 

Кривоногова Светлана Алексеевна,

руководитель кружка "Театр и мы"

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

Театр и мы

Девиз

 

В игре детей есть часто смысл глубокий (И.Ф. Шиллер)

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Кривоногова С.А.,  воспитатель МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся 1, 2, 3 классов  Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель курса

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг. Участие разработчики в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в  учебно-воспитательный процесс. А также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы

заключается в том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является  важнейшим в детском творческом театре. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции и развиваются  общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки  - обучение младшего школьника  размышлению, фантазии, воображению, сравнению, обобщению и т.д.
  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, принимать точку зрения и советы других.
  • социальные навыки предполагают развитие умения работать парами в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают.

Цели и задачи Программы

Цель: развивать творческий потенциал средствами театральной деятельности, гармонизации процессов роста.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков, самопознание и саморазвитие через коллективную и индивидуальную творческую деятельность.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Развитие эмоциональной сферы ребенка, моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей;
  • Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания в сфере истории искусства.
  • Формирование навыков сценической речи.
  • Формирование навыков пластической выразительности.
  • Формирование эстетического и художественного вкуса;
  • Формирование культуры общения в группе.
  • Воспитание любви и уважения к традициям и культуре родной земли

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  1. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  3. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  5. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  6. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  7. Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

2 учебных года

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

  • уровень мотивации учебной и вне учебной деятельности;
  • уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны научиться

  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  • Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
  • Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах с разными интонациями.
  • Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • Знать и четко произносить в разных темпах 5-6 скороговорок.
  • Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  • Строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Составлять диалог между сказочными героями.
  • Ориентироваться  в пространстве ширмы
  • Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров.
  • Изучать и совершенствовать правила манипуляции с куклами.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

 

«Театр может жить на любом уроке, а также в любом другом школьном деле, и для этого совсем не нужно что-то разыгрывать. Важно только понять, что театр способен быть не формой, а методом».

 

                                                                                            О. Лапина, театровед, преподаватель.

 

Пояснительная записка

Программа художественно-эстетического направления «Театр и мы», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, составлена на основе программы А.П. Ершовой и В.М. Букатова «Актерская грамота», а также программы «Театральная игра» и «Сценическая речь» М.В. Терентьевой, «Пластика» М.А. Зиновьевой, «История про театр» А.Б. Никитиной, «Сценическое движение» А.П. Гребенкина.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по художественному направлению и направлена на формирование эстетического воспитания, развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке, а так же активизации творческого потенциала.

 Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над миниатюрами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир шуток, забавных историй, литературных произведений. При этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Актуальность программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Новизна программы. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

 

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, актовом зале. В результате занятий на курсе  ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

 

Основные направления работы

 

  • Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

  • Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

  • Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

  • Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

  • Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

Особое значение данный курс приобретает именно в начальной школе. Он не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в обучение и развитие.

 

Идея программы заключается в том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является  важнейшим в детском творческом театре. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции и развиваются  общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки направлены на обучение младшего школьника  размышлению, фантазии, воображению, сравнению, обобщению и т.д.
  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, принимать точку зрения и советы других.
  • социальные навыки предполагают развитие умения работать парами в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают.

 

Цель программы: развитие творческого потенциала средствами театральной деятельности, гармонизация процессов роста.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков, самопознание и саморазвитие через коллективную и индивидуальную творческую деятельность.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Развитие эмоциональной сферы ребенка, моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей;
  • Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания в сфере истории искусства.
  • Формирование навыков сценической речи.
  • Формирование навыков пластической выразительности.
  • Формирование эстетического и художественного вкуса;
  • Формирование культуры общения в группе.
  • Воспитание любви и уважения к традициям и культуре родной земли

 

Особенности организации педагогического процесса

 

В описании занятий сконцентрированы разные  виды театральной деятельности  младших школьников, основанные на игре.

Структура занятий:

  • Организация детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимулирование интереса к ней.
  • Разогрев (разминка) – это упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.
  • Основное содержание занятия. Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных задач.
  • Дыхательная гимнастика, работа над техникой речи.
  • Подведение итогов и оценка результатов  учебной деятельности.   

 

Содержание занятий в программе предполагает, что педагог может изменять, дополнять и творчески перерабатывать материал в рамках концепции программы «Театр и мы».

 Цель занятий:   развитие интеллектуальной и психоэмоциональной сферы личности средствами театрального искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

  • комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
  • создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель»,  «ученик – ученик»;
  • обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
  • развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;
  • повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.

 

Педагогический контроль

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий - используется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный - игры-импровизации, театральные игры, этюды; проводятся после освоения каждого блока программы;
  • итоговый  - спектакли, выступление на праздниках

 

Педагогом применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценированные миниатюр и других произведений
  • постановка спектакля
  • просмотр спектакля
  • работа в малых группах
  • индивидуальная работа
  • работа в парах
  • актёрский тренинг
  • выступление

Условия реализации программы

Сроки реализации программы «Театр и мы»: 2 года. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости в 1-х, на 34 часа во 2-х и 3-х классах, предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:

  • учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
  • учащихся, с мотивированных на обучение.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками русского языка и литературы: заучивание скороговорок, стихов, произношение звуков.           
  • с уроками изобразительного искусства: оформление масок;   
  • с уроками труда: изготовление различных элементов декораций и кукол.  

 

Тематическое планирование 

 

1 год обучения (33часа)

 

 

№ п/п

Тема занятия

Форма работы

Планируемые результаты

От игры – к воображению. (5 часов)

1.

Здравствуй театр.

 

Работа с группой.

Беседа с обсуждением.

Инструктаж ТБ.

Получат знания  о видах детского театра. (Настольный, теневой, кукольный, театр масок)

Умение согласованно работать в группе.

2

Игры на внимание

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Научатся менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Создавать пластические импровизации. «Зеркало», «Самолёты», «Цирк».

3

Игры на внимание и воображение.

4

Музыкальные игры.

Работа с группой,

работа в парах

 

Научатся умению двигаться в заданном ритме под звуки музыки, соединяясь в пары, тройки или цепочки. 

Получат навык  ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке. Театральные этюды.

5

Игра-рисование.

Беседа,

работа в парах,

актёрский тренинг.

Научатся создавать пластические импровизации.

Умения в произношении скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Театральные этюды.

Настольный театр! (2 часа)

6

Настольный театр.

 

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

Получат знания о видах настольного театра, изготовят настольный театр «Репка», «Колобок».

Умения  взаимодействовать и сотрудничать, подчиняться правилам.

7

Театр на нашем столе

Театр масок (3 часа)

8

Театр масок

 

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

Получат знание о  театре масок, изготовят маски сказочных героев.

Умения  взаимодействовать и сотрудничать, подчиняться правилам.

9

Волшебные маски.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

Научатся составлять диалог между сказочными героями, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера.

Умения двигаться в правильном направлении на площадке.

10

Детский театр.

 

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Научатся составлять диалог между сказочными героями, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера.

Умения двигаться в правильном направлении на площадке.

В гостях у сказки (5 часов)

11

Знакомство со сказкой «Теремок».

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Научатся  произносить стихотворный текст по ролям.

Умения действовать на сценической площадке естественно.

12

Мы актеры.

 

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Научатся  произносить стихотворный текст в движении,  создавать образы живых существ  через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

Умения развивать воображение и веру в сценический вымысел.

13

Театр и мы.

Работа над ролью.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

14

В гостях у сказки.

Генеральная репетиция.

Научатся правильно отрабатывать дикцию, работать над интонационной, выразительностью речи.

Умения действовать на сценической площадке естественно.

15

Здравствуй сказка.

Показ сказки

Научатся справляться с волнением перед выступлением.

Приобретут навыки  развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Язык жестов(4 часа)

16

Мимика. Пантомима.

Работа в парах.

Научатся выполнять упражнения на выражение различных чувств.

Умения ориентироваться в пространстве.

17

Язык жестов.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Научатся выполнять пантомимические этюды.

Умения ориентироваться в пространстве, совершенствовать пластику своего тела,

18

Театральный этюд.

Работа в парах.

Научатся  действовать на сценической площадке естественно.

Умения выполнять пантомимические этюды.

19

Пластика.

Работа в парах.

Научатся выполнять пантомимические этюды под музыку.

Умение действовать на сценической площадке естественно.

Искусство декламации (4 часа)

20

Дикция. Интонация.

Работа в парах. Индивидуальная работа

 

Получат знания о диалогической и монологической речи.

Научатся  правильному произношению звуков.

Умения отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи через скороговорки и стихи.

21

Темп речи. Тембр речи.

Работа с группой

индивидуальная работа

22

Рифма. Ритм.

Разучивание стихотворений  Выразительное чтение.

Научатся использовать слова точно по замыслу.

Получат умения правильно отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

23

 Искусство декламации.

Работа с группой

индивидуальная работа

Умения работать над техникой стиха.

 

Здравствуйте куклы (3 часа)

24

Здравствуйте куклы.

Работа с группой.

Беседа

Получат знания о кукольном театре.

Умения действовать на сценической площадке естественно.

25

Роль моего героя.

Работа с группой

индивидуальная работа

Научатся правилам манипуляции с куклам.

Умения развивать воображение и веру в сценический вымысел

26

Говорят герои

Работа с группой

индивидуальная работа

театральные этюды

Научатся  свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия с куклой.

Умения самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

Кукольный театр (7 часов)

27

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

Работа с группой,

индивидуальная работа.

 

Научатся ориентироваться в пространстве ширмы, читать по ролям.

Умения отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

28

Мастерская кукол

Работа с группой

индивидуальная работа

 

Получат знания о видах кукольных театров.

Научатся изготовлять куклу на палочке

29

Репетиция

Работа с группой

индивидуальная работа

 

Научатся свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия с куклой.

Умения произносить стихотворный текст с движениями куклы.

30

Мы кукловоды

Работа с группой

Индивидуальная работа

Научатся действовать на сценической площадке с куклой.

Умения ориентироваться в пространстве ширмы.

31

Мир кукол

Работа с группой

Индивидуальная работа

 

Получат навык действовать на сценической площадке с куклой.

Умения детей ориентироваться в пространстве ширмы. 

32

Кукольный театр

Работа с группой

Индивидуальная работа

 

Получат навык действовать на сценической площадке с куклой.

Умения совершенствовать, выразительность речи. 

33

В гостях у сказки

Выступление

Научатся справляться с волнением перед выступлением.

Получат навык правильно отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

 

2 год обучения

2, 3 классы (34 часа)

 

 

№ п/п

Тема занятия

Форма работы

Планируемые результаты

Театр пластики! (4 час)

1.

Театр и мы

 

Беседа.

Просмотр номеров театра пантомимы. 

Получат знания о театре пантомимы.

Умения согласованно работать в группе.

2

Мимика и эмоции.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Научатся выполнять упражнения на выражение различных чувств.

Умения ориентироваться в пространстве.

3

Мимика и пантомимика.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Научатся выполнять пантомимические этюды.

Умения ориентироваться в пространстве, управлять пластикой своего тела.

4

Наше тело нам подвластно.

Работа с группой,

Театральные этюды, игры

Создавать образы живых существ  через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

Волшебная сила голоса (1 час)

5

Интонация, подражание

Работа с группой

Беседа, игры

Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умения детей ориентироваться в пространстве.

Пальчиковый театр (2 часа)

6

Пальчиковый театр

Работа с группой,

Индивидуальная работа.

Получат знания  о  пальчиковом театре.

Умение согласованно работать в группе, изготовлять куклу.

7

Мальчик с пальчик

Работа в парах.

Индивидуальная работа.

Манипулировать куклами на пальчиках.

Умения работать в парах.

От игры – к воображению. (2 часа)

8

Игры на внимание, воображение

 

индивидуальная работа

работа в парах

 

Произносить скороговорки по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Создавать пластические импровизации. «Зеркало», «Самолёты», «Цирк».

9

Музыкальные игры

Работа с группой

 

 

Двигаться в заданном ритме под звуки музыки, соединяясь в пары, тройки или цепочки.

Умения самостоятельно искать выразительные средства для создания образа.

Наш театр (7)

10

Слушание литературного произведения «Под грибом» В. Сутеев 2кл.,  «Кошкин дом»-3кл.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Произносить стихотворный текст по ролям.

Умения согласованно работать в группе.

Умения составлять диалог между сказочными героями

11

Наш театр

Работа с группой

индивидуальная работа

 

Управлять поведением партнера, оценивать действия партнера. Умения двигаться в правильном направлении на площадке.

12

Театр в классе

Работа с группой

Индивидуальная работа

 

Учить произносить стихотворный текст в движении.

Совершенствовать умение двигаться на сценической площадке естественно.

13

Мы актеры

Работа с группой

Индивидуальная работа

 

Произносить стихотворный текст в движении, отрабатывать дикцию, работать над интонационной, выразительностью речи.

Умения двигаться на сценической площадке естественно.

Активизировать ассоциативное и образное мышление.

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

14

Театралы

Работа с группой

Индивидуальная работа

 

15

Театр и мы.

Работа с группой

Индивидуальная работа

16

В гостях у сказки.

Генеральная репетиция, показ

Действовать на сценической площадке естественно

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Мастерская игрушки (3 часов)

17

Перчаточные куклы.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Получат знания о перчаточных куклах.

Получат представления  о видах кукольных театров.

Умение изготовлять и работать с    куклой.

18

Мастерская игрушки.

 

Работа с группой.

Уметь различать виды кукольных театров.

Умение манипулировать куклой.

Театральные этюды.

19

Говорящие куклы.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Умения самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

Ориентироваться в пространстве ширмы. 

Основы актёрского мастерства (3 часа)

20

Дикция. Интонация.

Работа в парах. Индивидуальная работа

Упражнения на выражение различных чувств.

Получат знания о диалогической и монологической речи.

Правильном произношении звуков.

Умения отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи через скороговорки и стихи.

21

Интонация, подражание

Работа с группой.

Беседа.

Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умения произносить скороговорку или стихотворный текст с разной интонацией.

22

Темп речи. Тембр речи.

Работа с группой.

индивидуальная работа.

Работе над техникой стиха.

Умения произносить стихотворный текст в движении.

Театральный костюм (2 часа)

23

Театральный костюм

Лекция, беседа.

 

Умения манипуляции с куклами

Иметь представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Сравнивать, группировать,

24

Грим. Основы грима

Беседа.

Работа в парах.

Познакомятся с использованием театрального грима для образа героя.

Умения работать в парах.

Его величество кукольный театр! (10 часов)

25

Знакомство со сказкой «Гуси лебеди.

Работа с группой.

Просмотр кукольного спектакля.

Произносить стихотворный текст по ролям.

Закреплять умение согласованно работать в группе.

26

Кукольный театр.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Дать представление о куклах Би-БА-Бо. Уметь манипулировать  куклой.

Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их.

27

Декорации.

Работа с группой

индивидуальная работа

 

Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях.

Закреплять умение согласованно работать в группе.

28

Голос моего героя.

Работа с группой

индивидуальная работа

 

Действовать на сценической площадке с куклой.

  Совершенствовать умение произносить стихотворный текст с движением куклы.

29

Волшебный мир кукол.

Работа с группой.

 

Представление о видах кукольного театра.

Совершенствовать умения менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

30

Живые куклы.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия с куклой

Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их.

31

Мы кукловоды.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

Выполнять манипуляции с куклой.

Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы.

32

Кукольный театр и мы.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

 

Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы

33

Мы актеры.

Работа с группой.

Индивидуальная работа.

Работать над интонационной выразительностью речи.

Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

34

В гостях у сказки.

Генеральная репетиция  Выступление

Учить справляться с волнением перед спектаклем.

Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

 

Критерии оценки эффективности:

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения

 

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе, второго уровня во 2 и 3 классе: предполагает приобретение новых знаний и направлен на развитие положительных личностных качеств каждого ребенка.

 

  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  • Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
  • Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах с разными интонациями.
  • Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • Знать и четко произносить в разных темпах 5-6 скороговорок.
  • Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  • Строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Составлять диалог между сказочными героями

 

Формы диагностики учета результатов освоения программы:

 

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является ее результат. Итогом курса «Театр и мы» является участие обучающихся в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли актёра. Каждое выступление обучающихся анализируется. За удачно выполненные на занятии задания обучающиеся получают жетоны - «таланты». По количеству заработанных «талантов» определяется лучший актер.

Приобщение к театрализованной деятельности не преследует цели изучения приемов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира.

Для выявления результативности работы используются такие методы как наблюдение, анкетирование, проведение диагностических исследований, метод независимых экспертных оценок, которые проверяют личностные качества обучающихся, их положительную динамику.

 

Материально-техническое обеспечение

 

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Театр и мы» необходимо:

  • Тексты произведений для инсценирования и упражнений в технике речи (скороговорки, стихи, детский фольклор, сказки).
  • Компьютер, подборка  записей музыкальных произведений для проведения пластических этюдов, танцевальных упражнений, исполнения песен.
  • Театральный реквизит (маски, маски-шапочки, элементы костюмов).
  • Куклы из набора «Кукольный театр».
  • Альбомы для рисования, фломастеры, карандаши.
  • Цветная бумага для изготовления игрушек, масок, деталей костюма.
  • Предметы для проведения игр и упражнений (мяч, «волшебная палочка», кубики).
  • Сюжетные картинки для составления диалогов, монологов, упражнений на замещение.
  • Ширма для работы с куклами.

 

Литература для педагога

 

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. – М.: «Вако», 2006.
  2. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
  3. Груненкова Н.В. Программа кружка творческая мастерская. – М.: «Вако», 2006.
  4. Генералова И.А. Большие перемены, или О педагогах, которые играют в игры. ⁄⁄  Начальная школа плюс до и после. 2004. №6.
  5. Программа «ЧАС ЮНОГО АКТЕРА»  для обучающихся  1-2 классов. Автор: Петухова Любовь Николаевна, учитель начальных классов.
  1. Новикова Т.В. Театральная деятельность как один из способов социализации личности младшего школьника. Пособие для учителя. – М.: «Астрель», 2003.
  1. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис-пресс, 2003.
  3. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002.
  4. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
  5. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998.

 

Интернет-ресурсы

 

  1. http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/4174-programma-kruzhka-kukoljnogo-teatra-lpetrushkar-1-klass#ixzz1yoXwGZ9F
  2. www.zdorowscool.ru; www.Ped.sowet.ru и др.