3.1.1. Программа стажировки
Образовательная программа дополнительного образования
«Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
1. Создать условия для освоения стажёрами теоретических и практических аспектов организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО на примере работы кружка «Прекрасное – своими руками!» по направлению «Общекультурное» через:
· Разработку индивидуальной программы стажировки по программе дополнительного образования «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»;
· Заполнение педагогами-тьюторами и стажёрами карт анализа и самоанализа занятия, построенного на основе системно-деятельностного подхода посредством использования «Методического конструктора УУД»;
· Пополнение мини-сайта «Стажировочная площадка» методическими материалами в рамках темы;
· Создание условий для самореализации стажёра в форме зачётного задания:
* разработка этапа мероприятия;
* соединение этапов в коллективный продукт: технологическую карту занятия по выбранной из предложенных тьютором теме;
* защита образовательного продукта в форме заочного участия в «Мастерской педагога-стажёра» (размещение технологических карт занятия на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившееся занятие);
* заполнение «Дневника прохождения стажировки»
2. Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
3. Диссеминация передового педагогического опыта
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Вводный инструктаж для прохождения дистанционной части стажировки. Выбор одного из направлений, программы (самостоятельное изучение материала).
Тема 2. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО
Тема 3. Технологическая карта занятия как новый вид методической продукции педагога.
Тема 4. Образовательная программа дополнительного образования «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» (самостоятельное изучение материала).
Тема 5. В мастерской педагога (практикум).
Тема 6. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны, прежде всего, самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Образовательная программа дополнительного образования
«Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»
Пояснительная записка
Авторы программы: Ничков Н.В., Ничкова Т.А.
Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012, 2012-2013 учебном году (1, 2 год обучения), проходит апробацию модуль третьего года обучения. Программа прошла лицензирование департаментом образования ЯНАО.
Кружковые объединения типа «Прекрасное – своими руками!», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.
Работа по данной программе обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся начальных классов в данном аспекте, что даёт большой воспитательный эффект, ведь человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым
Цели:
· Формирование у обучающихся навыков работы с проволокой на основе использования базовых фигур и техники объёмного плетения;
· Формирование творческой личности и создание условий для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;
· Приобщение детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;
· Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные:
· Обучающимся овладеть знаниями элементарных приемов работы с проволокой: сгибание по контуру, скручивание, обматывание на основе работы с базовыми фигурами;
· Формировать навыки работы с проволокой, создания собственных проволочных конструкций путём сгибания по контуру, на основе базовых фигур и с применением техники объёмного плетения.
· Обучающимся овладеть элементарными приемами работы по контуру, на основе базовых фигур, объёмного плетения работы с проволокой: «Винт», «Колодец».
Развивающие:
· Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, пространственное воображение, творческие способности;
· Формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
· Формировать коммуникативную и общекультурную компетенции;
· Воспитывать чувство любви и уважения к традициям и культуре родной земли;
· Формировать культуру общения в группе.
Актуальность и практическая значимость программы: полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Внеурочная деятельность в рамках данной программы направлена на развитие воспитательных результатов:
· приобретение обучающимися социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Новизна программы в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства, с литературно-художественными темами. Интеграция основана на привлечении лингвистического материала (этимология слова, его закрепление в речи в форме фразеологизмов), на использовании тематических подборок литературного материала (малые жанры фольклора).
Срок реализации: 3 года
Целевые индикаторы реализации программы:
· Уровень усвоения обучающимися теоретической части программы (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)
· Уровень исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).
Параметры:
· Знать/понимать
· Умение использовать
· Владение опытом
· Наличие личностных качеств
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
· Наличие интереса к трудовой деятельности, стремление к творческому самовыражению через работу с проволокой;
· Владение основными приемами работы с проволокой: скручивание, обматывание, изготовление спиралей и т.п.;
· Проявление навыков плетения из проволоки на основе применения базовых фигур;
· Умение работать по алгоритму.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями. Разработана рабочая тетрадь-портфолио для 1 и 2 года обучения.
Программа очного модуля педагога-тьютора Ничкова Н.В., кабинет №18
17 декабря (вторник) |
18 декабря (среда) |
Отчётность стажёра |
9:45-10:25 Завтрак, столовая (Слабко О.В.) 9:30-10:15 Регистрация участников стажировочной площадки, административный зал (Бородина Г.А., Андреева Е.Г.) 10:10-10:25 Экскурсия по школе(Подгорных Н.А.) |
9:30-10:25 Завтрак, столовая (Слабко О.В.)
|
|
10:30 -11:00 (актовый зал) Пленарная часть:
|
10:30 –12:45 ПРАКТИКУМ «Занятия с детьми» (каб. №18) 10:30 – 11:05, 1 класс (тема на 2 часа, 2-ое занятие) Перемена 15 минут
11:20 – 11:55, 2 класс (тема на 2 часа, 2-ое занятие) Перемена 10 минут
12:05-12:40РЕФЛЕКСИЯ – Работа с картой наблюдения: анализ по схеме, самоанализ (стажёр проверяет своё умение распределять УУД, этапы занятия и т.п.). | |
11:10 – 12:20 (каб. №16) Обучающий семинар «Работа с технологической картой» (Бородина Г.А.) | ||
12:20 – 13:20 ОБЕД |
12:45 – 13:45 ОБЕД | |
13:30 – 16:20 ПРАКТИКУМ (каждый тьютор по своей программе стажировки) |
13:50 – 17:10Работа с тьютором(каб. №18) 13:50 – 14:50 Консультация с тьютором. Работа в группе: составление единой технологической карты зачётного занятия Перемена 10 минут
15:00 – 16:00 Консультация с тьютором. Работа в группе: составление единой технологической карты зачётного занятия Перемена 10 минут
16:25 – 17:10 Работа в группе: составление единой технологической карты зачётного занятия Перемена 10 минут | |
Тема рассчитана на 2 часа Ничков Н.В., кружок «Прекрасное – своими руками!» (каб. №18) 13:30 – 14:05, 1 класс(тема на 2 часа, 1-ое занятие) Перемена 15 минут
14:20 – 14:55, 2 класс(тема на 2 часа, 1-ое занятие) Перемена 10 минут
15:05-15:35 РЕФЛЕКСИЯ – Работа с картой наблюдения 30 минут: анализ по схеме, самоанализ (стажёр проверяет своё умение распределять УУД, этапы занятия и т.п.). | ||
15:40 – 17:15
При необходимости: работа по подбору материала (Интернет) | ||
17:20-18:00 МАСТЕР-КЛАСС по танцам (разгрузка) |
17:20-18:00Коллективная рефлексия:
| |
18:05 – 18:40 УЖИН |
18:05 – 18:40 УЖИН | |
Выполнение домашнего задания (в интернате или дома) |
Отъезд иногородних стажёров |