Наша история

Чупина Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

«Ильинка. Повествование о малой родине.»

Из книги бывшего директора школы, ветерана Великой Отечественной войны Елисеева Петра Яковлевича

Знакомство русских с Сибирью уходит в глубокое прошлое. В Сибирь шли гонимые царским деспотизмом церковные раскольники – староверы. Экономическое объединение и реформы Петра 1 в России дали возможность Российскому правительству и царскому двору быстрыми темпами колонизировать Сибирские просторы от Урала до Чукотки, Камчатки и Дальнего Востока. Однако южные районы Сибири заселялись значительно позже.

Между губернской волостью и самими крепостями, пунктами и селами необходима была связь, которая заключалась в ямщине почтовых карет, различных обозов, для чего были проложены тракты (основные дороги). Вот на таком тракте, соединявшем правобережье Оби  с левобережьем, когда-то в начале тридцатых и сороковых годов 18 века возникли на левом берегу поселения. По стечению судьбы этот станец получил название Идолово – это и есть первое поселение Ильинки, которое косвенно упоминается в 1736 году.

Постепенно станок стал заселяться людьми, как за счет внутренней миграции Томской губернии, так и с районов Прииртышья, а также из северных губерний России. По данным Алтайского Госархива население Идолового станка к 1748 году состояло из 8 дворов с населением 47 душ; из них 25 мужского пола и 22 души женского пола. Прирост населения в Идолово и Верх-Идолово происходил в основном только за счет естественного прироста. Поселенческие люди были в эти годы редкие.

К концу 18 и началу 19 веков все верхнее Приобье было заселено русскими крестьянами, которые  занимались своим исконным трудом – хлебопашеством, животноводством, охотой, рыбным промыслом, пчеловодством и различными промысловыми делами.

К середине 19 века все больше стало возникать новых семей, а, следовательно, и хозяйств, как за счет естественного прироста, так и за счет, хотя и редких, переселенцев. Новое наименование Ильинское село получило, по рассказам предков,  при открытии небольшой церкви Святого Чудотворца Николая, а открытие ее было на начало августа, то есть на Ильин день, отсюда и село Ильинское. К 1901 году эта церквушка стала ветхой, поэтому в 1905 году была построена новая, большая церковь с огромной колокольней и четырьмя малыми куполами вокруг большого купола.

Отмена крепостного права в России (Сибири это не касалось, его здесь не было) привело к массовому безземелью «вольных крестьян», что дало большой толчок к переселению этих безземельных, безлошадных убогих крестьян в Сибирь. Переселение этих крестьян не обошло и Ильинку с Луговой.

Особенно многочисленное переселение выпало на 1882-1896 гг., а затем вторая волна с 1903 по 1913 гг. после Столыпинской аграрной реформы. За этих два переселенческих бума в Ильинку и Луговую прибыло 151 хозяйство из центральных и северных губерний России.

В 1910 году была открыта 4-х классная церковноприходская школа, была казенная винная лавка (ее называли монополка, а продавца этой монополки называли целовальником), было 2 частных маслобойных завода (хозяин был купец Брюхов), четыре мануфактурные лавки (тоже Брюхова и Сорокина Ивана Михайловича), один кирпичный завод (хозяева были Тварины и Сурмины), одна общественная Мангазея (кстати сказать она простояла и была как склад семенного материала до конца 60-х гг. этого века).

К этому времени Барнаульский, Павловский заводы были остановлены, Нижне-Сузунский еще  работал до 1914 года, поэтому основное занятие жителей Ильинки и Луговой было направлено на воспроизводство, расширение землепашества, скотоводство, стало развиваться крупное птицеводство (гуси, индюки, утки), труд крестьянина намного стал производительнее благодаря появлению промышленных однолемешных и двух-трех лемешных плугов, железных барон вместо деревянных, различные виды жаток, молотилок, веялок, а на зимней Сузунской ярмарке на деньги вырученные от продажи излишков мяса, сала, масла, яиц, шерсти, пшеницы и овса – крестьяне покупали готовые новые телеги, сани, выездные дрожки и расписные кошевки, выездные расписные и ломовые дуги (для тяжелых возов), закупали ягоды брусники и клюквы, которыми были богаты заобские села. Уже шло товарное производство, а с ним и дальнейшее расслоение крестьян сел и деревень, в том числе и в Ильинке, и в Луговой.

К концу 19 столетия  в Ильинке уклад сельских общин стал более стабильным и устойчивым,. Особенно с массовым переселением крестьян из центральных губерний России, стал набирать силы зажиточный класс крестьян. Из года в год расширялись посевы зерновых, крупяных и технических культур (конопля, лен), без которых немыслимо было жить крестьянину – это его одежда как верхнее, так и нижнее белье. Овечья шерсть шла не только на катание валенок (пимов), но и для производства грубых, то есть толстых сукон, которые шли на пошивку зимнего вида одежды – зипунов, одевавшихся на шубу или тулуп поверху, особенно в ненастные зимние дни (снег, метель), что предохраняло овчины от сырости. Все эти виды работ делались самими крестьянами на 80-90%, и только часть покупалась на ярмарках, базарах, в купеческих лавках.    

В крестьянском хозяйстве многими десятилетиями был четко отработан круглогодовой цикл работ. Зима – это вывозка сена с лугов, заготовка дров (как сырых, так и сухостойных), заготовка хвороста и тына для огораживания своих усадьб, заготовка и вывозка жердей и столбов к общественной поскотине, которая опоясывала село со всех сторон. Наступал март – первый весенний месяц, в это время обычно наступали дни масленицы, а затем и великого поста (перед Пасхой).  В этот период занимались рубкой, пилкой и колкой дров. Из-за начинающейся распутицы кони становились на откорм к весенне-полевым работам. В эту пору же играли свадьбы, создавались новые семьи. С наступлением тепла, и освобождением земли от снега, крестьяне выезжали в поля по своим избушкам и землянкам, начинались пахота и сев. В период посевной и после ее молодежь да и женатые молодожены, уходили с лошадями в ночное время в степь в межоколковые поляны, то есть путали, треножили лошадей и всю ночь наблюдали за ними, чтобы они не попали в посевы. Таким образом, кони поддерживались в теле до самой зимы. После посевной, за короткий промежуток (15-20 дней, не более) крестьяне занимались различными ремонтными работами на подворье, готовили к сенокосной страде. Кончилась сенокосная страда, хлеба еще не дозрели, у крестьян выпадает время заготовить в заобском (Меретском и Сузунском борах) грибов, ягод брусники и клюквы, но этот перерыв длился не более 7-8 дней и наступал венец крестьянскому труду и трудолюбию – хлебоуборочная пора. Кончилась хлебоуборочная пора, наступила золотая осень – все это успевали сделать крестьяне к празднику Покрова, то есть до 14 октября. Наступил черед подготовки саней к зиме, а там и она пришла. Наступали осенние свадьбы. За зиму всё вывозилорсь с лугов и степей, все скармливалось скоту. Крестьяне ездили на помол зерна, на маслобойные заводы с семенами конопли и льна. Жмых конопляный использовался крестьянами раньше для кулинарных выпечек.

В начале 1909 года в селе Ильинском были открыты: кооперация, кредитное товарищество, артельный маслодельческий завод (который пустили в ход весной 1910 года и проработал он аж до конца 70-х годов и обманным путем перевезен в Ребриху, как якобы государственный), Кооперативный магазин смешанных товаров, через год стали работать пчеловодное товарищество и культурно-просветительное общество с библиотекой. Селяне все больше приобщались к культуре, читали художественную литературу. Крестьянские дела  стали крепнуть, все больше и больше стали они улучшать свои подворья, увеличивать свою товарную продукцию, особенно хороший был во всех отношениях 1913 год, но через год началась Первая Мировая Война, которая в значительной мере снизила на несколько лет жизненный потенциал крестьян с. Ильинского.

С 1919 года наступили мирные дни для селян, которые длились до июня 1941 года. За этот период жизнь селян была разнообразной. Власть вынуждена была искать пути увеличения сельхозпродукции. Стал появляться другой сельхозинвентарь: самосброски, сноповязалки, конные грабли, полусложные молотилки. Введение продналога дало возможность крестьянину излишки зерна, молока и мяса продавать на рынке.

В период НЭПа жизнь заставила крестьян объединяться в небольшие товарищества. На период уборочной страды товариществу на сезон давалось самосброска или сноповязалка, которые работали у крестьян по жребию. С 1920 по 1928 год в период коллективизации было раскулачено много хозяйств, что привело к трагичным последствиям. Около половин населения вступили в колхоз «Красная Дубрава» (часто принудительно). Были сданы крестьянами лошади, овцы, свиньи, птицы, инвентарь и сбруя.  За выполнение работы начислялись трудодни, на которые выдавались зерно, крупы, мука, но денег было мало, т.к. сдаваемая продукция была дешёвой (были установлены гос. цены) В колхозной столовой были бесплатные обеды для колхозников.

С 1931 года с. Ильинка входила в состав Тюменцевского района. Выезды в райцентр были сложными. Колхозы выполняли как могли крестьянский труд. С 1933 г. появление первых тракторов привело к образованию МТС и твёрдых закупочных цен на сельхозпродукцию (молоко, зерно, мясо). При колхозах были пасеки пчёл, мёд выдавали на трудодни. Каждый житель села выплачивал  сельхозналог деньгами за посаженный картофель, овощи, за домашних животных, обязан был сдать бесплатно 300 л молока, 40 кг мяса, 350штук яиц, 2-3 кг шерсти. Если не могли, то за невыполнение могли отсидеть год в тюрьме. Это были негативные явления.

К 1941 году урожай был очень хороший, он кормил фронт «сухарями с Алтая».На войну ушло к концу 1941 года 150 человек. Во всех колхозах вся тяжесть легла на плечи женщин, стариков и детей. Выручала людей картошка, молоко. Несмотря на такие условия труда люди работали с энтузиазмом. После окончания войны домой вернулось более 100 человек. Погибшие увековечены на пьедестале памятники у СДК и в Книге Памяти в томе №8, стр. 660-633.

В послевоенную пятилетку рост производства в колхоза был незначителен. Благоприятный урожай позволял получать стабильно зерно, небольшие заработки. После погашения Госзайма и выплаты сельхозналога стало возможно закупать сельхозинвентарь. Так в 1948 году в колхозе появилась первая автомашина ЗИС-5. После объединения в 1950 году  нескольких колхозов хозяйство понемногу стало крепнуть.

В селе работала восьмилетняя школа, медпункт, библиотека, сельский клуб.

В период освоения целины в 1955 году из Горьковской области прибыло 12 семей. Люди трудились успешно. Поголовье КРС росло с каждым годом, строились новые помещения. В хозяйстве была самая лучшая свиноферма. На счету колхоза стали появляться деньги.  Были построены МТМ и столярный цех с пилорамой.

К началу 60 годов было построено более десятка жилых домов, скотный двор, кирпичный гараж. Стройками «века» считалось в Ильинке строительство типовой кирпичной школы, затем дома культуры. С 1960 года по нынешнее время появились новые улицы с современными жилыми домами. Кроме прорыва в строительстве (здание сельсовета и двухэтажная контора, телефонная станция и почта, медпункт, магазин, гараж для автомашин и тракторов, зерносклад, кирпичный завод) многое сделалось умелым руководством в полеводстве (в культуре земледелия), в животноводстве.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение общего образования «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

Краевой заочный конкурс

«Учителями славится Россия»

Номинация

«Учителя на фронте и в тылу»

(Исследовательская работа)

Авторский коллектив: Баранова Анастасия Сергеевна, ученица 10 класса,

                                       Бросова Ирина Васильевна, учитель русского языка и  

                                       литературы,

                                       Пашкова Галина Анатольевна, учитель истории

Руководитель: Бросова Ирина Васильевна, учитель русского языка и  

                                       литературы

С. Ильинка

2010 г.

Содержание

  1. Введение
  1. История проблемы «Учителя и война» в стихах и прозе
  2. Цели и задачи
  3. Актуальность

  1. Содержательная часть

  1. Первая школа
  2. Е.С. Латкина – «патриарх народного образования»
  3. И.Л. Шумилов – душевный человек, замечательный педагог, алтайский писатель
  4. П.Я. Елисеев – директор школы навсегда

  1. Выводы

  1. Заключение (результаты работы)

  1. Список источников информации

Введение

История проблемы «Учитель и война» в стихах и прозе

Учитель, славный человек,

Ведь только он так сможет

Учить детей свой длинный век,

Найти себя поможет.

Учил учитель нас всегда

Добру, любви и ласке.

И с нами шел через года

От первой самой сказки.

Но сказки кончились…

Война явилась грозно.

И много знаем мы о том,

Как было им непросто.

В тылу учили и в войну.

В сердцах детей крепили

Любовь, отвагу, доброту –

Родителями были.

Война… Звучит сурово слово.

Учились трудно, бедно:

Ни ручек, ни тетрадок,

Писали между строк.

Старались без помарок –

Была учеба впрок.

И страшно очень было

Тогда в сороковых:

Война тогда побила

Детей и их родных.

Но школа безмятежно

Сердцам всем помогла.

Так ласково и нежно

Мир детский сберегла.

И нам сейчас не стоит

Тех забывать людей,

Которые душою

Любили всех детей.

                                      Баранова Анастасия. «Баллада об учителях».

       Стихотворение Насти, может быть, несовершенно с поэтической точки зрения, но написано искренно, под впечатлением прочитанного о школе военной поры, написано, как говорят, от всей души. Ключевыми словами в стихотворении являются «учитель» и «война».

      Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Не просто период истории, точка отсчета, рубеж, это – незаживающая рана. И если по прошествии времени она, вроде бы, и затянулась, - все равно ноет. В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. О значении Победы удивительно точно и емко сказал поэт: «не ради славы, ради жизни на земле».

      Школа – это и есть жизнь, мир, вечное детство. Во время войны школьная жизнь замерла. Так сообщает об этом Большая Российская энциклопедия: «Школа в годы Великой Отечественной войны оказалась в чрезвычайно тяжелых условиях. В 1941-42 учебном году школу не посещали 25 %  учащихся, 1944 – 45 – 10 – 15 %. На территории РСФСР было разрушено около 20 тыс. школьных зданий, на треть сократилось количество средних школ. В районах боевых действий прекратили работу почти все школы». Скупая статистика, а за ней детские судьбы.

    И все же… Школа в оккупации – самое светлое воспоминание, воспоминание о чем – то теплом, радостном, как у героев известного, в свое время, романа А. Фадеева «Молодая гвардия»: «Большая двухэтажная школа из красного кирпича с светлыми классами, с большим гимнастическим залом была расположена у главных ворот парка… Сердца их (Сережи и Вали) благоговейно замерли, когда они, на цыпочках ступая по половицам, прошли через один из классов в нижний коридор. Тишина стояла во всем этом просторном здании, малейший шорох, стук гулко отзывались вокруг… И от этих пустых классов с голыми партами, помещений, еще хранивших специфический запах, вдруг повеяло и на Сережку, и на Валю тем миром, в котором они росли, который был неотъемлем от них и который теперь ушел, казалось навсегда. Этот мир казался когда – то таким обыденным, заурядным, даже скучным. И вдруг он встал перед ними такой неповторимо чудесный, вольный, полный откровенных, прямых и чистых отношений между теми, кто учил и кто учился».

       «…И кто учил, и кто учился» оказались втянутыми в жестокую битву.

Дети военной поры – непосредственные свидетели и участники грозных событий:

Если я не участник войны,

Это, граждане, вовсе не значит,

Что страдания мне не больны,

От которых и взрослый заплачет.

Я участник большого огня,

Когда стены родные пылали.

«Мессершмитты» стреляли в меня,

Злые «юнкерсы» бомбы бросали.

Я родился в тридцатом году.

И годами для фронта не вышел.

Но хлебнул фронтовую беду

Среди белых воронежских вишен…

                                           А. Жигулин. «Важнее медали». 1984 г

     

        В грозном соприкосновении с войной были и те, кто жил в тылу. Жили «трудно и бедно», но хранили мужество. И несмотря ни на что, учились. Как? В книге А.И. Приставкина «Военное детство» находим горькое и суровое повествование о школьной жизни, о спасенном в дни Великой Отечественной войны поколении: «У нас не было тетрадок. Воспитательница аккуратно рвала старые книги из нашей детской библиотеки, и мы шили из них тетрадочки, ровно по двенадцать листов.

      Мы писали между строк. Чернила расползались по старой бумаге, потому что мы делали их из сажи. Обломки химических грифелей мы хранили только для писем отцам на фронт.

     А в книжках, между строк которых мы писали, говорилось о далеких, полузабытых вещах…: «Мы дети солнечной страны…».

      … И в один из обычных дней мы… написали отцам в письмах эти хорошие слова. Это было в самую тревожную пору войны. А мы написали о замечательной жизни, о школе, в которой учимся по красивым книжкам и пишем на гладких тетрадях».

      Кто внушил детям эту надежду? Книга и, конечно, учитель, ее верный поклонник, интеллигент, буквально соответствующий, по человеческим качествам, значению этого слова: это человек, обладающий большой внутренней культурой.

      Учитель же самоотверженно внушал и готовность защищать Родину. Не зря поэт О. Алексеев в стихотворении «Первый класс. Военное детство» пишет:

Слово Родина с маленькой буквы

Не умею писать, не могу.

То же самое слово как будто,

Только в чем-то уступка врагу.

Память давнее сохранила.

Первый класс, военные дни.

Ярко-ярко алеют чернила:

Из сигнальной ракеты огни.

И учитель склонился над нами.

Слово Родина пишет наш класс.

Буква Р, развеваясь как знамя,

Полыхает в тетрадях у нас.

Все мы голодны, плохо обуты,

Но грозим, как большие, врагу.

Слово Родина с маленькой буквы

Не умею писать, не могу.

    Писатель – фронтовик Е. Носов говорил: «Время поглощает подробности войны». А именно «подробности», конкретности, мелочи войны важны, чтобы выявить весь ужас военного времени. Именно они предмет нашего исследования.

Цели и задачи

           Первая цель носит ярко выраженный патриотический характер. Молодежь должна понять, что Великая Отечественная война – это так называемый «якорь памяти», то есть событие, доказывающее состоятельность России, а значит, есть уверенность в ее успехе в будущем.

          Вторая цель. Данное исследование вызвано необходимостью обеспечить неразрывную связь поколений, способствовать усвоению опыта, который передают те мудрые люди, которые, пережив войну, стремятся уберечь нас от новой.

         И, наконец, данная работа – это «правда о войне». Ведь пойдет рассказ о реальных людях, живущих всегда «на виду у всех», -  сельских учителях. Объективное представление их жизни должно способствовать формированию позитивных представлений и образов, созданию обстановки взаимной толерантности и уважения друг к другу. А главное – должно возникнуть понимание, что учителя во время войны были вместе с народом, и это учителя нашего села, их помнят наши родные, живы их родственники.

         Соприкоснувшись со своим прошлым, лучше поймем происходящее.

Актуальность (Обоснование выбора темы)

      Почему наш выбор пал на тему «Учителя на фронте и в тылу»?

       Во-первых, 2010 год в России объявлен Годом учителя. Пришло время поразмышлять об этой профессии или, как говорят, работе. Мысли далеко не радостные.

        Сейчас «учитель» - просто профессия. И, к сожалению, не очень престижная. Готовясь к вечеру «В мире профессий», мы проводили опрос и обнаружили, что из 15 опрошенных старшеклассников никто! не хотел бы стать учителем. В чем причина? Если рассуждать логически, работать, конечно, сложно: воспитание детей требует полной самоотдачи, а зарплата (для молодых сейчас – важный пункт жизни) отнюдь не высокая.

Есть и субъективная причина (ее следует обозначить). Грамотность, образованность перестали удивлять, поражать, перестали быть чем-то единичным. Учитель на селе, конечно, так еще принято, уважаемый человек, но в то же время обыкновенный, как все.

         А как было раньше? Особенно в годину испытаний?  Почему такое трепетное отношение к учителям 30-40-х годов? Почему о них говорят: учителя не по профессии, а по призванию? Кто они, учителя нашего села прошлого военного времени? Вот и вторая причина. Именно военного времени. В 2010 году страна будет отмечать 65 – летие Победы в Великой Отечественной войне.

         Поняли: нужен правдивый разговор, «без барабанного грома», но с осмыслением глубинной сути событий войны, с осознанием способности человека жить в единстве со своей Родиной. Поняли: пример должен быть не далекий, чужой, не близкий, а свой, родной, понятный. Разговор должен быть о наших земляках, сельских учителях.

         Сельский учитель… Он всегда на виду, «на миру». Воспитывает не только в школе, но и всей жизнью своей. Знает труд интеллигентский и крестьянский. Это человек труда. «Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем продуктивнее, красивее его работа». Эти слова М. Горького с полным правом можно отнести к учителям времен войны. Понимание этого заставило провести нас глубокое, серьезное, правдивое исследование, основанное на фактах, документах, воспоминаниях и личных впечатлениях.

Содержательная часть

Первая школа

     

             С чего начинается Родина? Ответ прост: с малого, с воспитания любви к своей малой родине.

              Ильинка – славное село. Первая школа открылась здесь в 1910 году. Запомнился учитель Иван Анисимович Сакович – красивый юноша, окончивший Бийскую учительскую семинарию, вежливый с ребятами, уроки вел хорошо и интересно, особенно приучал к чтению художественной литературы, а школа-то церковно-приходская – он чуть не поплатился работой. По-настоящему системным обучение стало с 1932 года. Школа стала называться «Ильинская ШКМ» (школа колхозной молодежи). В 1937 году школа стала семилетней, и первым ее директором, прослужившим до 1942 года, был Филин Михаил Федорович. Была война, и как вспоминает ветеран педагогического труда Елисеев П.Я.: «Сейчас трудно восстановить состав коллективов учителей в годы Великой Отечественной войны… Кроме Ильинской школы,  на территории сельского совета была Луговская начальная школа. В 1941 г. и по день ликвидации, то есть до 1968 г., возглавляла эту школу Латкина Е.С. – «патриарх народного образования».

            Евдокия Степановна Латкина

           О таких людях говорят: «Она сделала себя сама». И действительно, это человек трудной жизненной судьбы. Ведь становление ее характера пришлось на трудные 20-30 годы.

            Евдокия Степановна Латкина (Чугунова) родилась 14 апреля 1911 г. в городе Владивостоке, умерла 13 февраля 1984 г. в селе Ильинке Шелаболихинского района Алтайского края. Муж погиб на фронте, осталась дочь Березова Г.Т. (Латкина).

            В 1929 г. окончила в городе Камне школу с педагогическим уклоном, в 1940 г. – Барнаульское педагогическое училище (экстерном). Трудовую деятельность начала в 1929 г. в Ильинской школе, затем с 1930 по 1933 год работала в г. Сталинске, потом в г. Барнауле и с 1941 г. в Луговской начальной школе, вначале учителем, а потом заведующей школой, вплоть до ее перевода в филиал Ильинской средней школы. Стаж педагогической деятельности – 39 лет.

            Многолетний безупречный труд оценен по достоинству, Евдокия Степановна награждена: 1. медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; 2. медалью «За трудовую доблесть»; 3. орденом «Знак почета»; 4. знаком «Отличник народного просвещения»; 5. медалью «за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина»; 6. медалью «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне»; 7. медалью «Ветеран труда».

            Евдокия Степановна является продолжательницей педагогической династии. Ее старший брат – Чугунов Никита Степанович – окончил в 1915 году Владивостокскую учительскую гимназию, работал учителем начальных классов в селе Луговом, умер в 1931 году. Ее дочь – Березова Галина Тимофеевна – стала учителем начальных классов и долгие годы работала в Ильинской школе.

             Евдокия Степановна достигла настоящего профессионализма благодаря собственным усилиям, целеустремленности, неустанному труду. Она запомнилась как хороший организатор, принципиальный, умеющий добиваться своего. Нужно признать, что быть директором школы в военные и послевоенные годы – большая ответственность и непомерный труд. По воспоминаниям старых учителей, не было бумаги, книг, учебников, сами пилили, кололи дрова, но помещение школы блистало чистотой (ходили босиком). Евдокия Степановна обладала хорошим художественным вкусом, вязала крючком, любила разводить цветы дома и в школе. Ее традиции продолжены. Фасад школы в летний период украшен цветниками.

Одним словом, Евдокия Степановна была разносторонний человек, эрудированный, талантливый. Всегда дорожила успехами учеников. Не случайно на вечерах встреч воспоминания о ней окрашены искренней теплотой и сердечностью.

И нам сейчас не стоит

                                  Тех забывать людей,

                                  Которые душою

                                  Любили всех детей.

        Дочь Евдокии Степановны – Березова (Латкина) Галина Тимофеевна,

любезно предоставившая нам сведения о своей матери, сама ветеран педагогического труда, проработавшая в школе 34 года, еще раньше вспоминала: «Сколько себя помню, столько знаю и помню Ивана Леонтьевича Шумилова, потому что мама постоянно рассказывала о нем. Он у нее учился в младших классах, учился хорошо, был вежливым, всегда все выполнял, был аккуратным, спокойным, послушным учеником».

        Конечно, никто тогда не знал, что выпускник Ильинской школы  в будущем станет известным алтайским писателем.

         Иван Леонтьевич  Шумилов

              Еще учась в учетно-кредитном техникуме, он осознал, что душа его лежит к учительскому труду, к творчеству. Начитанного, пишущего стихи паренька приглашают поработать в село Ключи учителем-словесником. В 1939 году Шумилов поступает в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Но закончить учебу помешала служба в армии и война, которая внесла свои суровые коррективы в его жизнь.

         Это было в Белоруссии под городом Гродно. Окружение, несколько дней в плену, побег вместе с двумя товарищами, поиски партизан. Всю войну сражался Иван Леонтьевич в белорусских лесах против фашистских оккупантов, сначала рядовым, потом командиром взвода, затем и командиром партизанского отряда «Сибиряк». Именно тогда на коротких привалах, у костра, записывал в своем дневнике изо дня в день историю жизни партизанского отряда. Тогда же решил увековечить подвиг боевых товарищей в книге, впоследствии вышедшей под названием «В тылу врага».

          А на родине Ивана Леонтьевича считали погибшим, только в 1946 году вернулся в Ильинку.

          Много лет проработал он учителем, завучем, директором школы, не оставляя при этом и литературную деятельность. Иван Леонтьевич очень любил детей, не удивительно, что в своих произведениях он так тепло рисовал их образы.

 

Учил учитель нас всегда

                                             Добру, любви и ласке.

                                             И с нами шел через года

                                             От первой самой сказки.

       Навсегда остался и в памяти коллег учителей как добрый, справедливый, жизнерадостный человек, умеющий поддержать в трудную минуту, сказать нужное слово и взрослому, и ребенку.

       Вспоминают коллеги учителя Ильинской школы.

Ильченко В.В.: «Замечательный был человек. Мы дружили с его женой, Валентиной Матвеевной. Знала я и его родителей – Леонтия Ефимовича и Федосью Андреевну. Дружная семья была – большая, трудовая. Хорошего они сына вырастили, стал душевным, прекрасным специалистом учителем, настоящим наставником молодежи».

Кузьмина Р.В.: «Однажды совсем собралась уезжать из Ильинки, оставлять школу. Поделилась с Иваном Леонтьевичем. И он меня убедил, уговорил. Раздумала. Так и осталась в Ильинке. Отзывчивый, открытый очень был».

Елисеев П.Я.: «После войны, когда он стал работать в нашей школе, мы очень подружились. После он переехал в Павловск, и я, бывая там по служебным делам, не упускал ни одной возможности, чтобы не забежать к нему домой. Мы всегда вспоминали с ним Ильинку, жизнь прошлых лет, годы Великой Отечественной, а они сложились для каждого из нас по-разному. Иван Леонтьевич встретил войну в приграничном округе, недалеко от городка Молодечное, что в Белоруссии. Отступление, окружение, (всего 23 дня) плен, побег и до конца 1944 года – партизанский отряд.

          В декабре 1943 года, находясь в служебной командировке, я имел возможность побывать трое суток дома. В первый же день я зашел к родителям Шумилова. Отец Ивана передал мне треугольное письмо от него, написанное карандашом, из партизанского отряда.  Письмо он передал с летчиком, который вывозил в Москву тяжело раненного командира партизан.

Датировано письмо было ноябрем 1943 года. Семья Шумилова не имела никаких вестей от сына два с половиной года. Судьба даровала ему жизнь, и в 1946 году его встретили. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды, многими медалями.

          Любил он петь в компаниях, обладал прекрасным голосом, любил шутки, анекдоты и мог заразительно смеяться. Тогда учителя всем коллективом активно принимали участие в самодеятельности. Иван Леонтьевич был заводилой.

         Накануне юбилея (90-летие со Дня рождения) с большой теплотой вспоминаешь этого доброго, умного, веселого и человечного человека».

         Действительно, Иван Леонтьевич Шумилов – исключительная личность. Он принадлежит к поколению интеллигентов, оказавшихся свидетелями и участниками значительных исторических событий и потрясений. Его творческая биография очень насыщенная. Это жизнь человека, который всегда был в поиске, всегда был заинтересован не собственным успехом, а успешной деятельностью своих учеников и коллег. И конечно, приятно, что наш земляк, ильинец, начинал как простой сельский учитель, а достиг таких высот.

         Воспоминания Петра Яковлевича Елисеева были опубликованы в нашей районной газете «Знамя Советов», статья называлась «Мой друг и коллега». Да, коллега.

         Петр Яковлевич Елисеев сам большую часть жизни посвятил школе. Он и сейчас, находясь на пенсии, будучи уже в преклонном возрасте, - постоянный гость всех торжественных мероприятий. И весь коллектив – учащиеся и учителя – знают, что он обязательно скажет свое слово. Слово – наказ. В нем будет и прямое указание на недостатки (если они есть), и сердечное пожелание удачи во всем. Мы обратили внимание, как на юбилейных Шумиловских чтениях после выступления Петра Яковлевича один из приглашенных алтайских поэтов воскликнул: «Какой прекрасный рассказчик!»

         Петр Яковлевич Елисеев – «прекрасный рассказчик», старожил нашего села, замечательный учитель и директор школы навсегда.

        Учительская деятельность началась, можно сказать, случайно. В 1939 году, с ухудшением международной обстановки, стали мобилизовывать мужчин-учителей в Красную Армию, и встал вопрос о педагогических кадрах. Комсомол предложил учащимся других техникумов пойти в школу. Так из сельхозтехникума с третьего курса Петр Елисеев попал в народное образование.

       С января 1940 года стал учительствовать в Ильинской школе. Вел химию, физику, физкультуру и другие дисциплины. Из-за плохого зрения в армию не брали.

       Начавшаяся в 1941 году война требовала каждый день людские ресурсы, и в январе 1942 года Елисеева определили в строительный батальон, формировавшийся в Барнауле.

       Он был избран комсоргом батальона. А когда начали формировать 76 запасной полк, вызвался добровольцем. Прошел курс подготовки на пулеметчика. 21 марта полк был отправлен на Волховский фронт.

       3 апреля он прибыл на станцию Глажево Волховской железной дороги и, выгрузившись, пошел на передовую. По лесам и болотам прошли десятки километров до станции Погостье и вступили в бой с противником. Продвинувшись к станции Любань Октябрьской железной дороги, полк вел бой на берегу речки Тигода, где и настигла пуля красноармейца Елисеева. Петр Яковлевич передал пулемет второму номеру, земляку из села Юдихи Филиппу Михееву, который продолжил бой. А сам пошел в тыл. По воде и грязи, опираясь на палку, целый день добирался он до полевого госпиталя, где провалялся 7 дней.

         После прошел пять временных полевых госпиталей и, наконец, оказался в Свердловской области в городе Тавде, где его подлатали и отправили в город Камышлов в 12 батальон выздоравливающих, а в конце августа перевели в 44 Западную стрелковую дивизию, где готовили части для фронта. Здесь и прослужил П.Я. Елисеев до демобилизации, являясь личным секретарем комиссара, членом бюро комсомольской организации.

         Неоднократные попытки П.Я. Елисеева попасть на фронт не увенчались успехом, так как он был признан медицинской комиссией не пригодным к строевой службе. День Победы он встретил в Шелаболихе, будучи в краткосрочном отпуске.

          Демобилизовался старшина Елисеев в декабре 1945 года, и в первых числах января 1946 года пришел в родную школу. Год проработал рядовым учителем, а с 1951 года – завучем, в 1952 году стал директором Ильинской семилетней школы. В 1954 году окончил Горно-Алтайский педагогический институт по специальности «география, биология».

           Школа размещалась в то время в двух старых зданиях, печное отопление плохо обогревало, в некоторых классах стояли уже подпорки к потолкам. Количество учащихся с каждым годом росло и приближалось к 300. Государство строительство школы не планировало. Выход был один – строить хозяйственным способом за счет колхоза. Наконец, в 1960 году строительство началось. Год был урожайным, деньги имелись. Но все работы велись вручную, и это сказывалось на темпах. Вот каркас школы построен, но 1962 и 1963 годы оказались неурожайными. На достройку школы денег не было. Подвернулся случай – в Павловск в 1963 году на встречу с избирателями приехал депутат Верховного Совета СССР Д.С. Полянский. Этот момент и использовали ильинцы. Сфотографировав школьный корпус и написав объяснительную, они вручили все Полянскому. В 1964 году на достройку из средств страны было выделено 99 тысяч рублей. Основным организатором и ходоком по кабинетам был Петр Яковлевич, он же комплектовал школу оборудованием и кадрами. Новый учебный год начали в светлом, теплом и уютном здании, которое служит сегодня и будет принимать детей еще десятки лет.

         Руководил школой П.Я. Елисеев до 1973 года. Стаж педагогической деятельности 33 года. В 1980 году вышел на пенсию. Ратные и трудовые дела отмечены орденом Отечественной войны 1 степени, 14 медалями и знаками.

        В. Гостеев, материал статьи которого мы использовали в своем исследовании, назвал Петра Яковлевича «добрейшим, неугомонным, шустрым и остроумным» человеком. И это правда. Ему скоро 90. А сколько энергии, задора, оптимизма в нем!

        2009 – 2010 учебный год наша школа традиционно начала с его напутствия.

 Он вдруг (и это в век компьютеров) с гордостью напомнил, что в библиотеке школы имеется 51 том БСЭ. И призвал нас, учащихся, учителей, родителей: читайте, открывайте мир знаний через книгу, через слово. Призвал так прямолинейно, искренно, что спорить с ним, мол, сейчас это неэффективно, да и немодно – стало как-то стыдно. Он, как и все ветераны фронта и тыла, имеет право быть категоричным. Он представитель поколения, которое выстояло в великой и страшной войне, совершило чудо человеческое – победило вопреки всему и во имя  жизни. Они победители, а значит и мы, их потомки.

Выводы

           В Ильинке много замечательных мест. Но есть одно, объединяющее всех, в том числе давно уехавших, - это памятник павшим в Великой Отечественной войне односельчанам, место гордости и скорби. Из Ильинки и  Луговой в войне участвовали 256 человек, погибли на фронтах 126. Их фамилии высечены на постаменте.

Неизменно 9 мая сюда приходят жители села, гости. Праздник проходит торжественно и, может, не так помпезно, как в больших городах и селах, но, и это важно, « со слезами на глазах».

          Наверное, символично, что из окон школы памятник хорошо просматривается. Легко и в то же время трудно проводить запланированные уроки по теме «Описание памятника». Легко, потому что рядом. Тихонько одеваемся (урок приходится на февраль) и подходим. Сначала заинтересованность небольшая. И вдруг! Знакомые фамилии. Со всех сторон слышится:

  1. А кто это? Неужели?!
  2. А я и не знал, что здесь мои родственники прописаны.
  3. Надо спросить у бабушки. И т. п.

           Начинают внимательно рассматривать фигуру солдата (как будто впервые видят). Интересует все: во что одет, в какой руке автомат, в какой – пилотка и даже на кого похож лицом. К следующему уроку все приносят сочинения, даже троек ни у кого нет.

           Почему трудно проводить урок? Нужно ненавязчиво подвести к тому, что памятник - напоминание об ожесточенной, кровопролитной битве, которая длилась долгих 4 года и которой не знала история человечества. Писатель – фронтовик В. Кондратьев писал: «Наше поколение, прошедшее большую войну, было вынуждено воевать, другого было не дано – враг (а фашизм был действительно враг) вторгся на нашу землю с ясной и определенной целью уничтожить наши народы, превратить их в рабов, что недвусмысленно показал уже в первые месяцы войны. И мы воевали, воевали трудно, совсем не испытывая сладострастия убийства себе подобных… Мы шли, пожалуй, не столько убивать, сколько жертвовать собой…»

           Жертвовали собой на фронте и в тылу, помогая фронту. Какой-нибудь скептик может ухмыльнется: «А чем же помогал учитель?» В Алтайском крае главной задачей просвещения, несмотря на нехватку школьных зданий, учебников, по-прежнему оставалось осуществление всеобщего среднего обучения в городе  и завершение семилетнего в деревне. При школах создавались интернаты, открывались малокомплектные начальные школы в небольших селениях. В конце войны был осуществлен переход ко всеобщему обучению детей с семилетнего возраста. Однако школы по разным причинам потеряли почти треть учащихся, в 1945 году обучалось 330 тыс. детей, а в 1940 году – 528 тыс. А еще он учил «добру, любви и ласке», учил родному языку, учил любить Родину. Это ведь и об учителях писала поэтесса

А. Ахматова в стихотворении «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

 И мужество нас не покинет.

 Не страшно под пулями мертвыми лечь,

 Не горько остаться без крова, -

 И мы сохраним тебя, русская речь,

 Великое русское слово.

 Свободным и чистым тебя пронесем,

   И внукам дадим, и от плена спасем

   Навеки!

Заключение

         

     В течение многих лет в нашей школе собирается материал об истории народного образования нашего села (его мы перечислим в использованной литературе). Поэтому есть уверенность, что связь поколений уже обеспечена, что опыт и мудрость учителей фронта и тыла будут применены по назначению, то есть в деле воспитания подрастающего поколения.

       Работая с воспоминаниями, общаясь с ветеранами педагогического труда, рассматривая фотографии тех, о ком рассказали, мы испытывали какие-то смешанные чувства. Это было и восхищение ими, и тихая грусть, что многих уже нет, и гордость. Такие прекрасные люди – учителя нашей школы! Есть, у кого учиться и с кого брать пример.

Учитель, славный человек,

Ведь только он так сможет

        Учить детей свой  длинный век,

                                            Найти себя поможет.

Список источников информации

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Т. «Россия» - М.: БРЭ, 2004.
  2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти томах. Т. 8. Война в тылу врага/ Сост. А. Карлин. – М.: Современник, 1989.
  3. Библиотека «Писатели Алтая»: В 15 томах/ Сост. В.Б. Свинцов, М.И. Юдалевич – Барнаул: Пикет, 1998. – Справочный том. (Ст. об И.Л. Шумилове).
  4. Русская литература 20 века. Хрестоматия для 11 класса сред. школы. В 2 ч. Ч.2/Сост. А.В. Баранников и др. – М.: Просвещение, 1993. (А. Приставкин. Из книги «Военное детство», А. Ахматова. Лирика.)
  5. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». № 5 2005.
  6. А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия». 1985.
  7. Ст. «Мой друг и коллега». Автор П.Я. Елисеев. Газета «Знамя Советов», 2009 год.
  8. Ст. «Старость его дома не застанет…». Автор В. Гостеев. Газета «Знамя Советов», 2001 год.
  9. Архивные материалы «Народное образование» из кабинета истории (зав. Г.А. Пашкова).
  10. Архивные материалы об И.Л. Шумилове  из кабинета русского языка и литературы (зав. Н.А. Букреева).
  11. Рукописные воспоминания учителей – ветеранов: В.В. Ильченко,

       Р.В. Кузьминой, Г.Т. Березовой.

  1. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алт. кн.   изд., 1995. – Т.1.
  2. Стихотворение «Баллада об учителях». Баранова А.С.