Родителям на заметку
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И ЧТЕНИЯ НА ЛЕТНИХ КАНИКУЛАХ
Русские народные сказки:
«Два мороза», «Каша из топора», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Морозко», «Иван-царевич и серый волк», «Гуси-лебеди»,«Сивка-бурка», «По щучьему велению», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов».
Литературная сказка:
А.Толстой: «Золотой ключик или приключения Буратино»
А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон», «Рони, дочь разбойника»,
Братья Гримм: «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка», «Госпожа метелица», «Король дроздобород», «Умная Эльза».
Ш.Перро: «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик».
Г.Х.Андерсен: «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик»
Д.Родари: «Приключения Чипполино»
А.Милн: «Винни Пух и все-все-все»
А.С.Пушкин: Сказки
П.Бажов: «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец»
В. Катаев: «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
К. Чуковский: «Доктор Айболит», «Тараканище», «Бармалей»
Э.Успенский: «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
Р. Киплинг: Сказки
С. Козлов. Сказки о Ежике и Медвежонке
Т. Янссон. «Шляпа волшебника»
Рассказы:
А. Гайдар «Чук и Гек».
В. Драгунский «Денискины рассказы»
В Осеева Рассказы
Н. Носов: Рассказы, «Приключения Незнайки»
Б. Житков «Как я ловил человечков», рассказы
Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Котенок по имени Гав», «Вредные советы»
В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь»
Е. Чарушин Рассказы о животных
Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Данный список носит не обязательный характер, а рекомендательный. Список литературы можно добавлять, изменять с учетом индивидуальных способностей ребенка.
Творите! Придумывайте! Дружите с книгой!
Ссылки на сайты, где можно найти необходимую литературу:
http://www.r-rech.ru/2009-04-06-13-32-01.html - рассказы и стихи
http://fairy-tales.su/ - сказки разных народов, авторские сказки
http://www.storybook.ru/ - детская библиотека
http://peskarlib.ru/ - детская библиотека
http://www.detgazeta.ru/ - произведения для детей
Как оформить читательский дневник?
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию. В начале дневника можно записать или вклеить «Список книг для чтения». Заполнять дневник лучше сразу после того как ребёнок прочитает книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости можно обратиться к книге. А через некоторое время нужно обязательно пролистать дневник - тогда знания и впечатления закрепятся в памяти.
Как делать записи в дневнике?
Самый простой способ - делать записи в таблице:
дата | автор и название книги | герои | жанр | Тема (1 предложение - о чём?) |
Если книга понравилась:
· можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку
· найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество
Если книга очень понравилась:
· создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
· придумай загадки или ребусы о героях;
· составь кроссворд по прочитанному;
· узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.
Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)
- Техника чтения в 1 классе
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
- Техника чтения во 2 классе
1 полугодие
Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие
Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
- Техника чтения в 3 классе
1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
- Техника чтения в 4 классе
1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 100-120 слов в минуту.
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
Какие ставить оценки за технику чтения?
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«Просто чудо!» | Более 20 слов | Более 40 слов |
«Это здорово!» | 16-20 слов | 31-40 слов |
«Замечательно» | 10-15 слов | 25-30 слов |
«Эх, маловато» | Менее 10 слов | Менее 25 слов |
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» | 40-55 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-39 слов | 40-54 слов |
«2» | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 100 слов | Более 120 слов |
«4» | 85-100 слов | 105-120 слов |
«3» | 70-84 слов | 90-104 слов |
«2» | Менее 70 слов | Менее 90 слов |
Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
- Жужжащее чтение.
- Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
- Чтение перед сном.
- Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
- Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
- Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
- На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
- Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
- Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.