Родителям на заметку

Швайбович Марина Александровна

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И ЧТЕНИЯ НА ЛЕТНИХ КАНИКУЛАХ

Русские народные сказки:

 «Два мороза», «Каша из топора», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Морозко», «Иван-царевич и серый волк», «Гуси-лебеди»,«Сивка-бурка», «По щучьему велению», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов».

Литературная сказка:

А.Толстой: «Золотой ключик или приключения Буратино» 
А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон», «Рони, дочь разбойника»,
Братья Гримм: «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка», «Госпожа метелица», «Король дроздобород», «Умная Эльза». 
Ш.Перро: «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик». 
Г.Х.Андерсен: «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик» 
Д.Родари: «Приключения Чипполино»

А.Милн: «Винни Пух и все-все-все» 
А.С.Пушкин: Сказки
П.Бажов: «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец» 
В. Катаев: «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
К. Чуковский: «Доктор Айболит», «Тараканище», «Бармалей» 
Э.Успенский: «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»

Р. Киплинг: Сказки

С. Козлов. Сказки о Ежике и Медвежонке
Т. Янссон. «Шляпа волшебника»

Рассказы:

А. Гайдар   «Чук и Гек».

В. Драгунский «Денискины рассказы» 
В Осеева Рассказы 
Н. Носов: Рассказы, «Приключения Незнайки» 
Б. Житков «Как я ловил человечков», рассказы 
Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Котенок по имени Гав», «Вредные советы»
В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь»
Е. Чарушин Рассказы о животных

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

            Данный список носит не обязательный характер, а рекомендательный. Список литературы можно добавлять, изменять с учетом индивидуальных способностей ребенка.

Творите! Придумывайте! Дружите с книгой!

Ссылки на сайты, где можно найти необходимую литературу:

*      http://www.r-rech.ru/2009-04-06-13-32-01.html - рассказы и стихи

http://fairy-tales.su/ - сказки разных народов, авторские сказки

*      http://www.storybook.ru/ - детская библиотека

*      http://peskarlib.ru/ - детская библиотека

*      http://www.detgazeta.ru/ - произведения для детей

Как оформить читательский дневник?

      За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию. В начале дневника можно записать или вклеить «Список книг для чтения». Заполнять дневник лучше сразу после того как ребёнок прочитает книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости можно обратиться к книге. А через некоторое время нужно обязательно пролистать дневник - тогда знания и впечатления закрепятся в памяти.

Как делать записи в дневнике?
Самый простой способ - делать записи в таблице:

дата

автор и название книги

герои

жанр

Тема

(1 предложение - о чём?)

Если книга понравилась:

·         можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку

·         найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Если книга очень понравилась:

·         создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;

·         придумай загадки или ребусы о героях;

·         составь кроссворд по прочитанному;

·         узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

 

 

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

  • Техника чтения в 1 классе

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

  • Техника чтения во 2 классе

1 полугодие
Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие
Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

  • Техника чтения в 3 классе

1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

  • Техника чтения в 4 классе

1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 100-120 слов в минуту.
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
Какие ставить оценки за технику чтения?
Техника чтения в 1 классе по ФГОС


 

Оценка1 полугодие2 полугодие
«Просто чудо!»Более 20 словБолее 40 слов
«Это здорово!»16-20 слов31-40 слов
«Замечательно»10-15 слов25-30 слов
«Эх, маловато»Менее 10 словМенее 25 слов

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Оценка1 полугодие2 полугодие
«5»Более 55 словБолее 70 слов
«4»40-55 слов55-70 слов
«3»25-39 слов40-54 слов
«2»Менее 25 словМенее 40 слов

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Оценка1 полугодие2 полугодие
«5»Более 75 словБолее 90 слов
«4»60-75 слов75-90 слов
«3»45-59 слов60-74 слов
«2»Менее 45 словМенее 60 слов

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Оценка1 полугодие2 полугодие
«5»Более 100 словБолее 120 слов
«4»85-100 слов105-120 слов
«3»70-84 слов90-104 слов
«2»Менее 70 словМенее 90 слов

Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:

  • Жужжащее чтение.
  • Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
  • Чтение перед сном.
  • Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
  • Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
  • Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
  • На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
  • Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
  • Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.