Программа по информатике для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 4 классов
рабочая программа на тему
Программа по информатике для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет информатика.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет из себя скорректированный вариант примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика» / Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2011 г.) в соответствии с требованиями Федеральных Государственных стандартов начального общего образования по информатике и информационным технологиям, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika.docx | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | информатика |
Класс | 4в |
Учебный год | 2017-2018 |
Срок реализации программы | 1 год |
Учитель (ФИО) | Швайбович Марина Александровна |
г. Салехард
2017 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет информатика.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет из себя скорректированный вариант примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика» / Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2011 г.) в соответствии с требованиями Федеральных Государственных стандартов начального общего образования по информатике и информационным технологиям, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Выполнение программа реализуется на базе УМК « Начальная школа XXI века».
В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для начального (основного, среднего общего) образования, преемственность с программой начального общего образования.
Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ- компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Основными задачами реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
1. умения использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни;
2. умения анализировать объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование);
3. умения выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков;
4. умения описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.
Содержание обучения рассчитано на 102 часа.
2 класс 34ч; 3 класс 34ч; 4 класс 34ч; |
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
№ | Нормативные документы |
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48). | |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». | |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936). | |
4. | Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (список изменяющих документов в редакции Приказов Минобрнауки России от 08.06.15 №576, 28.12.15 №1529, 26.01.16 № 38, 21.04.16 №459, 29.12. 16 №1677). |
5. | Основная образовательная программа начального образования МАОУ «Обдорская гимназия» (приказ МАОУ «Обдорская гимназия» № 207 от 12 мая 2015 года). |
6. | Рабочая программа по информатике составлена с учётом авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика» / Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2011 г.) в соответствии с требованиями Федеральных Государственных стандартов начального общего образования по информатике и информационным технологиям, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностные | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходногo от доконвенционального к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; внутренней позиции школьника на уровне положительного отношенuя к школе, понuмания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего vченика». морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Метапредметные | Регулятивные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять, ориентироваться на разнообразие способов решения задач; существенную информацию из текстов разных видов; владеть общим приёмом решения задач. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; |
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно- следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать. т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии допускать возможность существования у людей различных тoчек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; | |
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. .осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основание и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; с учетом целей коммуникации достаточно, точно последовательно" полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной; и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения. | |
Предметные | Ученик научится: строить и достраивать цепочку по системе условий; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек). выделять одинаковые и разные цепочки из набора; выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания; оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п. оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже; оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной; строить цепочки по индуктивному описанию; строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам; шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования; организовывать полный перебор объектов (мешка); оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке; строить и достраивать мешок по системе условий; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков). выделять из набора одинаковые и разные мешки; использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка; выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания; сортировать объекты по одному и двум признакам; строить мешок бусин цепочки; |
Ученик получит возможность научиться: в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин. определять значения истинности утверждений для данного объекта; выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений; строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений; анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»); анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты. правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов; использовать имена для различных объектов; сортировать слова в словарном порядке; сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность. вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера. планировать последовательность действий, выполнять инструкции длиной до 10 пунктов; последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания). выполнять простейшие линейные программы для Робика; строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения; выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения; строить цепочку выполнения программы Робиком; строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика. оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующая вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева; строить небольшие деревья по инструкции и описанию; строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей; дополнительным условиям; строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма; строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления; в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин. подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы; искать слово в словаре любого объема; оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы; упорядочивать массив методом сортировки слиянием; использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок; использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков; заполнять таблицу кругового турнира; строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32. проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек). проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков); выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева. получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта. решать простые лингвистические задачи, восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения. строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек). строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков; планировать и проводить сбор данных, строить дерево кубкового турнира для любого числа участников строить выигрышную стратегию, используя дерево игры. |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
№п/п | Раздел (глава) | Содержание учебного материала (Дидактические единицы) |
4 Класс | ||
Игры – 10 часов | Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Проект «Турниры и соревнования» – изучение способов проведение спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим, Слова и Города. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. | |
Деревья.- 6 часов | Дерево выполнения программ. Дерево игры, ветка из дерева игры. Дерево всех слов данной длины из данного мешка. Дерево перебора. | |
Дерево вычисления. – 4 часа | Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения. | |
Исполнитель Робик. – 4 часа | Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робота. Программа для Робика. Построение программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ. | |
Язык. -3 часа | Лингвистические задачи. Шифрование. | |
Проекты. - 7 часов | «Мой доклад». «Стратегия победы» — совместное построение большого дерева игры, разметка выигрышных и проигрышных позиций, поиск выигрышной стратегии. Проект «Наша сказка». Проект «Дневник наблюдений за погодой». | |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела | Количество часов |
4 Класс | ||
1 | Игра. Круговой турнир». | |
2 | Игра в Крестики-нолики. | |
3 | Правила игры. | |
4 | Цепочка позиций игры. | |
5 | Игра «Камешки». | |
6 | Игра «Ползунок». | |
7 | Игра «Сим». | |
8 | Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции. | |
9 | Выигрышные стратегии в игре «Камешки» | |
10 | Выигрышные стратегии в игре «Камешки» | |
11 | Проект «Мой доклад» | |
12 | Проект «Мой доклад» | |
13 | Дерево игры | |
14 | Исследуем позиции на дереве игры | |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Игра. Дерево игры» | |
16 | Работа над ошибками. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | |
17 | Проект «Стратегия победы» | |
18 | Проект «Стратегия победы» | |
19 | Дерево вычисления | |
20 | Дерево вычисления | |
21 | Робик. Цепочка выполнения программы | |
22 | Робик. Цепочка выполнения программы | |
23 | Дерево выполнения программ | |
24 | Дерево выполнения программ | |
25 | Проект «Наша сказка». | |
26 | Проект «Наша сказка». | |
27 | Дерево всех вариантов | |
28 | Дерево всех вариантов | |
29 | Лингвистические задачи. | |
30 | Шифрование. | |
31 | Шифрование. | |
32 | Проект «Дневник наблюдений за погодой». | |
33 | Контрольная работа №2. | |
34 | Работа над ошибками.Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | |
Всего за год: | 34часа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Обдорская гимназия»
ул. Губкина, 4а, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008
тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru
ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель структурного методического подразделения _________________ | Председатель НМС Засорина М.Е. Протокол НМС № от31 августа 2017 года _____________________________ | Директор МАОУ «Обдорская гимназия» Овсяник И.О. Приказ № от _________________________ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет | информатика |
Класс | 4г |
Учитель (ФИО) | Швайбович Марина Александровна |
г. Салехард
2017 г.
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 1 урока в неделю, всего 34 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 34 урока.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата | Коррекция |
1 | Игра. Круговой турнир». | 6.09 | |
2 | Игра в Крестики-нолики. | 13.09 | |
3 | Правила игры. | 20.09 | |
4 | Цепочка позиций игры. | 27.09 | |
5 | Игра «Камешки». | 4.10 | |
6 | Игра «Ползунок». | 11.10 | |
7 | Игра «Сим». | 18.10 | |
8 | Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции. | 25.10 | |
9 | Выигрышные стратегии в игре «Камешки» | 1.11 | |
2 четверть | |||
10 | Выигрышные стратегии в игре «Камешки» | 15.11 | |
11 | Проект «Мой доклад» | 22.11 | |
12 | Проект «Мой доклад» | 29.11 | |
13 | Дерево игры | 6.12 | |
14 | Исследуем позиции на дереве игры | 13.12 | |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Игра. Дерево игры» | 20.12 | |
16 | Работа над ошибками. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | 27.12 | |
3 четверть | |||
17 | Проект «Стратегия победы» | 17.01 | |
18 | Проект «Стратегия победы» | 24.01 | |
19 | Дерево вычисления | 31.01 | |
20 | Дерево вычисления | 7.02 | |
21 | Робик. Цепочка выполнения программы | 14.02 | |
22 | Робик. Цепочка выполнения программы | 21.02 | |
23 | Дерево выполнения программ | 28.02 | |
24 | Дерево выполнения программ | 4.03 | |
25 | Проект «Наша сказка». | 14.03 | |
4 четверть | |||
26 | Проект «Наша сказка». | 28.03 | |
27 | Дерево всех вариантов | 4.04 | |
28 | Дерево всех вариантов | 11.04 | |
29 | Лингвистические задачи. | 18.04 | |
30 | Шифрование. | 25.04 | |
31 | Шифрование. | 2.05 | |
32 | Проект «Дневник наблюдений за погодой». | 9.05 | |
33 | Контрольная работа №2. | 16.05 | |
34 | Работа над ошибками. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | 23.05 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)
Народно – сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, он расширяет...
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....
Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО
Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения...
Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»
Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ...
педагогическая разработка "Программа игровых занятий для сплочения коллектива в период адаптации при переходе из начальной в основную школу"
Данная педагогическая разработка предназначена для начинающих классных руководителей. В работе напоминаются особенности адаптационного периода при переходе в основную школу, даются методические рекоме...
Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»
Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
В статье приведен анализ основных трудностейобучающихся в период перехода из начальной школы в основную , описаны подходы к выявлению причин, а также конкретные проявления трудностей, с которыми сталк...