Программа по информатике для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 4 классов
рабочая программа на тему

Швайбович Марина Александровна

Программа по информатике для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет информатика.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет из себя скорректированный вариант примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика» / Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2011 г.)  в соответствии с требованиями Федеральных Государственных стандартов начального общего образования по информатике и информационным технологиям, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika.docx78 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Documents and Settings\Оксана\Рабочий стол\Рисунок2.png

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Обдорская гимназия»

ул. Губкина, 4а,  г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008

тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru 

ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель структурного

методического подразделения

_________________

Председатель НМС

Засорина М.Е.

Протокол НМС №  от31 августа 2017 года  

_____________________________

Директор МАОУ «Обдорская гимназия»

Овсяник И.О.

Приказ №       от

_________________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Предмет  

        информатика

Класс        

        

Учебный год        

        2017-2018

Срок реализации программы  

        1 год

Учитель (ФИО)

Швайбович Марина Александровна

г. Салехард

2017 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет информатика.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет из себя скорректированный вариант примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика» / Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2011 г.)  в соответствии с требованиями Федеральных Государственных стандартов начального общего образования по информатике и информационным технологиям, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Выполнение программа реализуется на базе УМК « Начальная школа XXI века».  

В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для начального (основного, среднего общего) образования, преемственность с программой начального общего образования.

Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ- компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

     Основными задачами реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

1. умения использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни;

2. умения анализировать объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование);        

3. умения выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков;

4. умения описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.

Содержание обучения рассчитано на 102 часа.  

2 класс 34ч;

3 класс 34ч;

4 класс 34ч;

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Нормативные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской  Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936).

4.

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (список изменяющих документов в редакции Приказов Минобрнауки России от 08.06.15 №576, 28.12.15 №1529, 26.01.16 № 38, 21.04.16 №459, 29.12. 16 №1677).

5.

Основная образовательная программа начального образования МАОУ «Обдорская гимназия» (приказ МАОУ «Обдорская гимназия» № 207 от 12 мая 2015 года).

6.

Рабочая программа по информатике составлена с учётом авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика» / Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2011 г.)  в соответствии с требованиями Федеральных Государственных стандартов начального общего образования по информатике и информационным технологиям, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)

Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой  частной задачи.  ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;  развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходногo  от доконвенционального  к конвенциональному уровню;

установка на здоровый образ жизни;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношенuя к школе, понuмания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности  реализации социальной роли «хорошего vченика».  морального сознания на конвенциональном уровне, способности  к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на  их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;  установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся  в поступках, направленных  на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

существенную информацию из текстов разных видов;  владеть общим приёмом решения задач.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно- следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  обобщать. т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделение существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии

допускать возможность существования у людей различных тoчек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основание и критерии для указанных логических операций;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  с учетом целей коммуникации достаточно, точно последовательно" полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной; и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  произвольно и осознанно владеть общим приемом решения.

Предметные

Ученик научится: 

строить и достраивать цепочку по системе условий;

проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для

совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).  выделять одинаковые и разные цепочки из набора;

выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;  оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.  оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;

оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;

строить цепочки по индуктивному описанию;

строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;

шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;

организовывать полный перебор объектов (мешка);

оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;

строить и достраивать мешок по системе условий;

проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).  выделять из набора одинаковые и разные мешки;

использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;  сортировать объекты по одному и двум признакам;

строить мешок бусин цепочки;

Ученик получит возможность научиться: 

в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.  определять значения истинности утверждений для данного объекта;

выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;  строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);  анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.

правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;

использовать имена для различных объектов;

сортировать слова в словарном порядке;

сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.

вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.

планировать последовательность действий,

выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;

последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).  выполнять простейшие линейные программы для Робика;

строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;

выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;

строить цепочку выполнения программы Робиком;

строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.

оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующая вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;  строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей; дополнительным условиям;  строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;

строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками;

вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;  

в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.  подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;

искать слово в словаре любого объема;

оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;

упорядочивать массив методом сортировки слиянием;

использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;

использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;

заполнять таблицу кругового турнира;

строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.

проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).  проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);  выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.  получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.  решать простые лингвистические задачи,  восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.  строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения

трёх мешков цепочек).  строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;  планировать и проводить сбор данных,

строить дерево кубкового турнира для любого числа участников

строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

№п/п

Раздел (глава)

Содержание учебного материала (Дидактические единицы)

4 Класс

Игры – 10 часов

Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Проект «Турниры и соревнования» – изучение способов проведение спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры.  Цепочка позиций игры.  Примеры игр с полной информацией:  Крестики-нолики, Камешки,  Ползунок,  Сим,  Слова и Города.  Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование,  построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре.

Деревья.- 6 часов

Дерево выполнения программ. Дерево игры, ветка из дерева игры. Дерево всех слов данной длины из данного мешка. Дерево перебора.

Дерево вычисления. – 4 часа

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.

Исполнитель Робик. – 4 часа

Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робота. Программа для Робика.  Построение программы по результату ее выполнения.  Использование конструкции повторения в программах для Робика.  Цепочка выполнения программ.  Дерево выполнения программ.

Язык. -3 часа

Лингвистические задачи. Шифрование.

Проекты. - 7 часов

 «Мой доклад». «Стратегия победы» — совместное построение большого дерева игры, разметка выигрышных и проигрышных позиций, поиск выигрышной стратегии. Проект «Наша сказка». Проект «Дневник наблюдений за погодой».

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Количество  часов

4 Класс

1

Игра. Круговой турнир».

2

Игра в Крестики-нолики.

3

Правила игры.

4

Цепочка позиций игры.

5

Игра   «Камешки».

6

Игра «Ползунок».

7

Игра «Сим».

8

Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.

9

Выигрышные стратегии в игре «Камешки»

10

Выигрышные стратегии в игре «Камешки»

11

Проект «Мой доклад»

12

Проект «Мой доклад»

13

Дерево игры

14

Исследуем позиции на дереве игры

15

Контрольная работа  №1 по теме «Игра. Дерево игры»

16

Работа над ошибками.

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

17

Проект «Стратегия победы»

18

Проект «Стратегия победы»

19

Дерево вычисления

20

Дерево вычисления

21

Робик. Цепочка выполнения программы

22

Робик. Цепочка выполнения программы

23

Дерево выполнения программ

24

Дерево выполнения программ

25

Проект «Наша сказка».

26

Проект «Наша сказка».

27

Дерево всех вариантов

28

Дерево всех вариантов

29

Лингвистические задачи.

30

Шифрование.

31

Шифрование.

32

Проект «Дневник наблюдений за погодой».

33

Контрольная работа  №2.

34

Работа над ошибками.Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

Всего за год:

34часа


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Описание: C:\Documents and Settings\Оксана\Рабочий стол\Рисунок2.png

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Обдорская гимназия»

ул. Губкина, 4а,  г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008

тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru 

ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель структурного

методического подразделения

_________________

Председатель НМС

Засорина М.Е.

Протокол НМС №  от31 августа 2017 года  

_____________________________

Директор МАОУ «Обдорская гимназия»

Овсяник И.О.

Приказ №       от

_________________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет        

        информатика

Класс

        4г

Учитель (ФИО)

Швайбович Марина Александровна

г. Салехард

2017 г.

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 1 урока  в неделю, всего 34 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 34 урока.

Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата

Коррекция

1

Игра. Круговой турнир».

6.09

2

Игра в Крестики-нолики.

13.09

3

Правила игры.

20.09

4

Цепочка позиций игры.

27.09

5

Игра   «Камешки».

4.10

6

Игра «Ползунок».

11.10

7

Игра «Сим».

18.10

8

Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.

25.10

9

Выигрышные стратегии в игре «Камешки»

1.11

2 четверть

10

Выигрышные стратегии в игре «Камешки»

15.11

11

Проект «Мой доклад»

22.11

12

Проект «Мой доклад»

29.11

13

Дерево игры

6.12

14

Исследуем позиции на дереве игры

13.12

15

Контрольная работа  №1 по теме «Игра. Дерево игры»

20.12

16

Работа над ошибками.

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

27.12

3 четверть

17

Проект «Стратегия победы»

17.01

18

Проект «Стратегия победы»

24.01

19

Дерево вычисления

31.01

20

Дерево вычисления

7.02

21

Робик. Цепочка выполнения программы

14.02

22

Робик. Цепочка выполнения программы

21.02

23

Дерево выполнения программ

28.02

24

Дерево выполнения программ

4.03

25

Проект «Наша сказка».

14.03

4 четверть

26

Проект «Наша сказка».

28.03

27

Дерево всех вариантов

4.04

28

Дерево всех вариантов

11.04

29

Лингвистические задачи.

18.04

30

Шифрование.

25.04

31

Шифрование.

2.05

32

Проект «Дневник наблюдений за погодой».

9.05

33

Контрольная работа  №2.

16.05

34

Работа над ошибками. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)

Народно – сценический  танец  является  одним  из  основных  предметов  специального  цикла  хореографических  дисциплин,  он  расширяет...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения...

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ...

педагогическая разработка "Программа игровых занятий для сплочения коллектива в период адаптации при переходе из начальной в основную школу"

Данная педагогическая разработка предназначена для начинающих классных руководителей. В работе напоминаются особенности адаптационного периода при переходе в основную школу, даются методические рекоме...

Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

В статье приведен анализ основных трудностейобучающихся в период перехода из начальной школы в основную , описаны подходы к выявлению причин, а также конкретные проявления трудностей, с которыми сталк...