Главные вкладки
Щеголихина Наталья Анатольевна
«Я радуюсь каждой встречи с детьми и принимаю их такими, какие они есть».
Профессия: Воспитатель
Профессиональные интересы: Рисование
Увлечения: Рисование песком
Страна: Россия
Регион: Алтайский край
Населенный пункт: Рубцовск
Место работы: МБДОУ "ЦРР Детский сад №56 "Ромашка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shchegolihina-natalya-anatolevnaКонкурс "Лучший педагогический опыт"
Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Использование в работе продуктивных видов деятельности позволяет эффективно решать задачи, поставленные в области художественно – эстетического развития (п. 21 ФОП ДО).
Продуктивная деятельность является стимулом к развитию творческой активности ребенка: содержит все этапы познания, разнообразные материалы направляют мыслительную деятельность ребенка, стимулируя воображение, порождают замысел и пути его воплощения, поддерживает живой интерес к изобразительной деятельности.
В связи с этим существует потребность в поиске новых средств, творческих заданий, изобразительных техник.
Трафаретное рисование
Принято считать, что трафарет - это шаблон и ни какой пользы от способа рисования по трафарету нет, поэтому многие негативно смотрят на использовании в рисовании этой техники. Считают, что она мешает раскрытию творческого потенциала ребёнка, гасит его фантазию. Но это заблуждение. Не стоит видеть в использовании трафаретов работу по образцу. Ребёнок, которому до этого не давались красивые и эффектные линии и фигуры, нарисовав яркую, интересную работу при помощи трафарета сможет поверить в свои силы и способности к рисованию.
Использование трафарета, который может быть внутренним (с прорезями, отверстиями, соответствовать изображению домашних и диких животных и др.) или имеющим четкие внешние границы, представленным в виде изолированной формы (геометрические фигуры, овощи, фрукты и др.) позволяет использовать различные техники: обведение по контуру (прижав к листу бумаги) и тампонирование по краям трафарета; обведение внутри формы (по ее границам) и закрашивание силуэта (с помощью тампона, кисточки или карандаша).
Можно также рисовать листьями, штампами, ватными палочками, ладошками. Краску наносят на штамп или то, что его заменяет, делают узор на бумаге, можно использовать разные цвета. Увлекает детей рисование мокрой бумагой. На заранее приготовленный влажный лист наносят краску, при ее растекании создаются интересные узоры.
При рисовании по трафарету красками можно использовать такие необычные технические материалы как : губка, жесткая кисть или зубная щетка, смятая салфетка, ватная палочка.
Трафареты так же помогают при создании собственных рисунков. Предложите нарисовать с помощью трафарета одно изображение, а другое, такое же, попробовать нарисовать самостоятельно. Можно затеять игру: ребенок обводит изображение частично, а потом дорисовывает его по своему представлению.
Для младшего дошкольного возраста лучше использовать крупные трафареты. Сделать их можно своими руками используя различную бумагу. Изготовленный трафарет лучше заламинировать. Используя трафарет, ребенок обводит выбранные им формы: круг, квадрат, треугольник, тучки, листика, рыбки создавая свой рисунок. Для удобства рисования можно лист и трафарет скреплять скрепкой.
Рисование на стекле
Рисование на стекле (прозрачный мольберт) – отличный способ творческого самовыражения. Стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.
Стеклянный мольберт мы изготовили из оргстекла размером 40х30 см, который обточили края для безопасности и вставили в подставку, которую собрали их из блоков большого легоконутруктора.
Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию.
Совместно с детьми мы апробировали много интересных способов:
«Рисуем пальчиками». Этот способ выполняется пальчиковыми красками с детьми младшего школьного возраста.
Рисуем по очереди или рисование в парах. На одном мольберте работает сразу два человека. Такой способ мы обычно используем совместно с родителями.
Дополни рисунок.
С обратной стороны при помощи скотча приклеивается основной элемент, который затем дети дополняют так, чтобы получилась картина.
Так же можно использовать и раскраски. При помощи прищепок мы крепим раскраску с обратной стороны.
Дети раскрашивают после чего раскраска убирается и получается красочная работа.
Рисуем по собственному замыслу. На мольберте дети рисую по своему желанию.
Рисунок, выполненный на мольберте, можно сохранить на бумаге - просто приложите к свежему рисунку лист. Если рисунок немного подсох, увлажните его, слегка побрызгав водой из распылителя, а потом приложите бумагу.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Рисование на песке
Работа с песком - один из самых необычных способов творческой деятельности. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.
Рисование песком дает возможность трансформации. Техника помогает развить тонкую моторику. Способы рисования на песочном столе: рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцем, рисование из кулачка; использование трафаретов, декоративных украшений .
При обучении рисованию на световом столе выделяют три этапа. Первый этап- «Знакомство с песком как художественным материалом»
На данном этапе дети знакомятся с песком как художественным материалом, со свойствами песка, его структурой и качествами. (сыпучий, мелкий, зернистый, сухой)
Второй этап - «Создание следов на песке» Он направлен на создание следов различными способами рисования:
1. кулаком,
2. ладонью,
3. ребром большого пальца,
4. щепотью,
5. мизинцами,
6. одновременное использование нескольких пальцев,
7. симметрично двумя руками,
8. отсечение лишнего,
9. насыпание из кулачка.
И третий этап - «Создание образов» На этом этапе на основе ранее полученных навыков рисования дети создают разные образы. Здесь можно использовать обыгрывание образов с помощью художественного слова, иллюстраций, пальчиковых игр.
Танцующие краски эбру
«Эбру»- это танец красок, которые переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. В «Эбру» прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза что-то создает неповторимо красивое. Как невозможно в одну воду войти дважды, так и создать два одинаковых «Эбру» невозможно.
При рисовании эбру используется особая жидкость вязкой, киселеобразной консистенции. В такой субстанции пигменты не растекаются, остаются на поверхности и держат форму.
Для рисования эбру также понадобятся:
- пластиковый контейнер;
- загущающий состав для воды;
- краски для рисования эбру;
- разные по размеру и форме кисточки;
- стаканчик с водой для мытья кистей;
- бумажные салфетки;
- грунтованный картон или матовые листы плотной бумаги;
- гребешки, спицы пластиковые, палочки.
Эбру - техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу. Количество краски, количество цветов зависит от желания и настроения. Для придания каплям различных форм и создания узора используют различные инструменты (пластиковая вилка, гребешок, палочка и др.)
Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счет чего краски не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности рисунок в виде тонкой пленки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу. В процессе работы сложно предугадать, как растечется краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой. Картины, выполненные в технике «Эбру» можно переносить не только на бумагу, а так же на дерево, ткань, керамику. И полет фантазии.
Перечисленные виды продуктивной деятельности являются важным компонентом художественно – эстетической деятельности.
Литература:
1 Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- М.,2007 г..
2 Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология
интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003
3 Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять
…» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003
4 Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994
5 Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ
Сфера, 2005 0 128 с.
О себе
Если делать что-то, то творчески! Иначе – зачем?